Закон о защите прав потребителей в беларуси

МАРТ прокомментировал изменения в закон «О защите прав потребителей»

26 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерство антимонопольного регулирования и торговли прокомментировало изменения в закон «О защите прав потребителей», сообщила БЕЛТА пресс-секретарь МАРТ Алина Гилевич.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», подписанный главой государства 13 июня 2018 года, официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале . В него вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, а также предложения потребительского сообщества (общественных объединений потребителей) и бизнеса.

С учетом предложений потребительского сообщества для создания условий для осознанного выбора потребителями товаров (работ, услуг) оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах). В частности, закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация: о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают; о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др. должно содержаться указание на класс энергоэффективности бытовой техники.

Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

Значительное количество обращений при работе над проектом закона касалось языка предоставляемой информации. В связи с этим в законе учтено предложение о доведении информации «на белорусском и (или) русском языках» вместо закрепленной сегодня альтернативы — «на белорусском или русском языке».

Законом закрепляется право потребителя на проведение расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.

Также введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денег. Отсутствие регулирования этого вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.

По аналогии с правом потребителя на возврат качественного товара, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Много потребительских споров и жалоб в последнее время порождается отсутствием должного регулирования оборота так называемых подарочных сертификатов. Законом предусматривается установление правительством порядка реализации товаров (работ, услуг) по подобного рода документам. Разработка соответствующего нормативного правового акта должна быть завершена к сроку вступления в силу закона.

Наряду с предложениями потребительского сообщества в законе учтены также обоснованные предложения бизнес-сообщества с учетом опыта правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей в законодательстве государств — членов Евразийского экономического союза. В частности, устанавливается иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в двух случаях: при выявлении существенного недостатка, при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.

Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14 до 30 дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.

По предложению субъектов торговли вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в трехдневный срок (для обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя). Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

Кроме того, в закон внесен ряд поправок с целью его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза, законодательными актами Беларуси.

В основном данные поправки касаются дополнения закона нормами о регулировании правоотношений в сфере защиты прав потребителей, связанных с маркировкой, качеством, безопасностью товаров (работ, услуг) и т.д.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступает в силу с 23 декабря 2018 года.-0-

Закон РБ «О защите прав потребителей»

Люди ежедневно совершают покупки, но кто же защитит их от недобросовестных продавцов и изготовителей? Главным законом, защищающим интересы потребителей, является закон о защите прав потребителей РБ с изменениями и дополнениями. В этом нормативно-правовом акте указана информация об основных инструментах управления отношениями между покупателями и продавцами, возможности потребителей и иные, важные для покупателей, сведения.

Что регламентирует закон о защите прав потребителей Республике Беларусь

В структуре закона содержится информация различного рода, но главная их цель – защитить права и свободы потребителей. Большой акцент в ЗоЗПП приходится на понятийный аппарат. Закон разъясняет то, какие действия должен выполнить покупатель, чтобы осуществить возврат товара, ремонт, произвести обмен товара ненадлежащего качества на более качественный продукт или же возвратить деньги за бракованную продукцию. В ЗоЗПП РБ говорится о том, какие документы должны прилагаться к продукции, а также о том, какую ответственность несет производитель за продажу товара ненадлежащего качества и при отказе добровольно осуществить оплату или замену некачественных товаров.

Содержание и разъяснение Закона «О защите прав потребителей» РБ

Структура закона насчитывает 6 глав, в которых содержится 48 статей. В первой части особо тщательно рассматривается ряд определений, важных для ЗоЗПП РБ – покупатель, продавец, товар, услуга, недостатки товара и т. д. Эти сведения представлены в 1–5 главах нормативно-правового акта.

Исходя из этих данных, можно выделить наиболее важны пункты закона для покупателей, столкнувшихся с неприятностями после приобретения продукции:

  1. Гарантийный срок – одно из наиболее важных для покупателя, ведь он содержит информацию о том, сколько времени продукт должен соответствовать всем нормам, установленным государственными органами. Кроме того, именно в этот срок можно вернуть, обменять товар или вернуть деньги за некачественный продукт.
  2. Чек – это документ, который подтверждает то, что покупка была совершена и является важнейшим аргументом при возникновении споров между двумя сторонами договора о купле-продаже.
  3. Качество товара – это понятие, которое включает в себя те свойства, которыми должна обладать покупаемая продукция и, отталкиваясь от которых потребитель может обратиться к продавцу с просьбой обмена, возврата и возмещение затрат.
  4. Недостаток и существенный недостаток продукции – это те качества, которые делают продукт непригодным к использованию.
  5. Срок годности – это то время, на протяжении которого товар будет пригодным к использованию, чаще всего такие сроки устанавливают на продуктах питания.
  6. Срок хранения – это врем, на протяжении которого продукция может сохранять потребительские свойства, если следовать всем условиям, указанным на упаковке. Если потребитель будет выполнять все условия, то будет проще доказать вину производителя при возникновении конфликтных ситуаций.

Во второй части последнего издательства закона Республики Беларусь о защите прав потребителей содержится информация об ответственности продавцов за некачественную продукцию перед потребителями. Перечисляются все обязанности исполнителей при сбыте продукции и насколько ответственен производитель за неправомерные действия.

В третьей части говорится о тех отношениях, которые присутствуют между сторонами договора о купле-продаже. В данной главе сообщается о порядке реализации товара и о тех требованиях и претензиях, которые может предъявить потребитель к отрицательному качеству продукта. Кроме того, указываются сроки, в которые можно осуществить предоставление претензий производителю. В третьей части указаны обязанности продавца в виде устранения недостатков, обмена, ремонта и иных типов действий продавца в конфликтных ситуациях с покупателем, связанных с покупкой некачественного товара.

В следующей главе перечисляются те меры, которые предусмотрены в качестве несения ответственности за продажу некачественной продукции.

В пятой части описано то, при помощи каких инструментов и механизмов осуществляется защита прав неудовлетворенных потребителей. Помимо защиты покупателей, в этом разделе присутствует информация о правах самого продавца, о том, как он может защититься от нечестных покупателей (например, провести экспертизу и доказать свою невиновность).

В шестом разделе говорится о том, как защищаются права покупателей на уровне общественной защиты.

ЗоЗПП РБ перечисляет, какие действия обязан совершить производитель при предъявлении претензий на счет некачественного изделия, проданного им:

  1. Заменить продукт – при этом должен быть предоставлен тот же продукт, той же марки. В то же время имеется возможность замены на аналогичный товар, обладающий теми же потребительскими свойствами.
  2. Снизить цену на приобретенный продукт с браком – при этом товар останется у покупателя, но за то, что он испорчен, исполнитель сделает ему скидку.
  3. Устранить недостатки изделия, обнаруженные потребителем – изготовитель должен принять меры в виде ремонта для того, чтобы сделать качество товара соответствующим требованиям государственных стандартов.
  4. Возместить расходы – это возможно в случаях, когда покупатель сам отремонтировал некачественный товар и требует возместить затраченные денежные средства. Зачастую довольно трудно потребовать возврата денег за самостоятельный ремонт, потому что продукт уже был вскрыт и неполадка удалена при помощи ремонтной деятельность, поэтому при помощи экспертизы будет трудно доказать, что изначально у товара был брак.
  5. Вернуть деньги за некачественное изделие – в этом случае исполнитель обязан возвратить денежные средства за некачественную продукцию, если того требует покупатель.

Продавцу следует осознавать то, что невыполнение требований белорусского законодательства в области защиты прав и свобод покупателей ведет его к несению ответственности. Например, человек приобрел телефон, у которого зависает экран, и он вернул его производителю для осуществления ремонтной деятельности. Но производитель не стал спешить с осуществлением ремонта и сильно нарушил сроки возврата заказа пострадавшему. В таком случае на него начисляется штраф в размере одного процента за один день просрочки возврата телефона из ремонта.

Но сроки имеют определяющее значение не только для продавца, но и для самого потребителя. Если гарантийный срок истек, то клиент не вправе предъявлять претензии к производителю.

Смотрите так же:  Долг за алименты как удержать

Кроме штрафа, суд может обязать производителя выплатить моральный ущерб, а также штраф за предоставление ложной информации и иные незаконные способы передачи некачественного товара.

Если исполнитель знает о недостатке приобретаемой продукции и не сообщает покупающему о нем, то это рассматривается как уклонение от сделки и является противозаконным действием со стороны исполнителя.

Таким образом, в случаях с нарушением потребительских прав действует гражданско-правовая ответственность в виде возмещения ущерба и оплаты штрафа. В то же время продавцу следует помнить о том, что он обязан выплатить неустойку и получить штрафные санкции за то, что своевременно не удовлетворил требования пострадавшего от его продукции лица.

Функции и значение Закона «О защите прав потребителей»

ЗоЗПП имеет решающее значение в Республике Беларусь. Согласно исследованиям, он повлиял на развитие белорусского рынка больше, чем иные нормативно-правовые акты, связанные с законодательством в области торговли.

Основная функция этого закона заключается в том, чтобы урегулировать отношения между сторонами договора о купле-продаже, защитить права покупателя в случае недобросовестного отношения продавца к нему, а также защитить самого продавца, в случае недобросовестного поведения со стороны потребителя.

Кроме того, ЗоЗПП РБ описывает возможности и права граждан, приобретающих различного рода продукцию. Например, в права покупателя входит получение полной и достоверной информации о товарах и услугах, которые покупаются им. Таким образом, продавец не вправе утаивать информацию о товаре или же предоставлять неточные сведения.

А также покупатель вправе воспользоваться всей информацией о приобретаемом продукте, при этом доступ к этим сведениям не может быть ограничен продавцом, производителем и иными лицами.

Человек, совершающий покупку, вправе самостоятельно выбрать нужный ему товар. При этом продавцу следует знать о том, что он не имеет права влиять на выбор покупающего, но подсказать при выборе покупки обязан.

Каждый человек имеет право на получение качественной продукции, а при непредоставлении такого товара он может требовать замены, ремонта, устранения недостатков и иных мер, которые должны быть предприняты продавцом некачественного продукта. Если же производитель не выполнил требования белорусского законодательства в сфере защиты прав и свобод потребителей, то покупатель имеет право обратиться в судебные органы или в прокуратуру с просьбой возмещения продавцом всех убытков.

Конечно же, потребитель не может сразу же обратиться в судебные органы с иском на производителя продукта, но это возможно, если продавец не желает удовлетворять претензии и требования человека, купившего некачественный товар. Главным аргументом является товарный чек, поэтому потребителям не стоит выбрасывать его сразу же после совершения сделки.

Чтобы доказать, что брак телефона, мебели, обуви, то есть любые товарные категории, были испорчены в процессе производства, гражданин, который приобрел бракованный продукт, вправе потребовать проведения экспертизы, причем производится эта процедура за счет производителя некачественного изделия.

В законе «О защите прав потребителей» Республики Беларусь уделяется внимание не только товарным категориям, но и услугам, которые были оказаны недостаточно качественно. Возможности защиты прав у получавшего услуги те же, что и у людей, приобретающих товары, но в этом случае услуга либо повторяется заново бесплатно, либо исправляется, либо назначается другой исполнитель. При этом можно вернуть затраченные денежные средства или же потребовать снижения цены на некачественно оказанную услугу.

Есть и еще один вид выплат в ситуациях ненадлежащего оказания услуг со стороны исполнителя. Например, девушка обратилась в клинику, занимающейся пластической хирургией, где ей пообещали отличный результат и красивые пухлые губы. Но после операции ее верхняя губа страшно раздулась и посинела. В такой ситуации она вправе потребовать не только бесплатного исправления урона, нанесенного ее внешности, но и компенсацию морального вреда, который был ей нанесен вследствие некачественного предоставления услуги сотрудниками клиники. Если клиника отказывается возмещать все убытки клиентке, то она вправе обратиться в судебные органы с иском против исполнителей, навредивших ее внешнему виду.

С появлением закона о защите прав потребителей РБ и возврата товара возникло такое явления, как потребительский экстремизм. Потребительский экстремизм заключается в том, чтобы манипулировать продавцами при помощи законодательства в сфере торговли с целью получения выгоды в виде денежной или иной компенсации. Но производителям не следует бояться уловок таких клиентов, так как в законе предусмотрены ситуации, когда исполнитель освобождается от ответственности. Это возможно в том случае, если будут присутствовать доказательства того, что продукт был испорчен самим покупателем. Обычно в данных целях проводится экспертиза, определяющая то, каким образом продукция получила недостаток: при производстве, транспортировке, хранении или же при помощи вмешательства самого человека, купившего продукцию.

Судебная практика

В республике Беларусь судебная практика по вопросам защиты покупателей – нередкое дело. По закону обращаться в судебные органы имеют право физические, юридические лица, государственные и общественные организации, а также их представители.

Нередко в судебной практике РБ наблюдается уклонение самими судами выполнения норм закона. Например, были зафиксированы случаи отклонения иска по той причине, что жалоба была подана не самим человеком, чьи права были нарушены, а общественной организацией, взявшей на себя защиту его прав и интересов. Согласно белорусскому законодательству в области защиты прав потребителей, защищать свои интересы в суде человек может не только сам, но и прибегая к помощи государственных органов и общественных организаций.

Зафиксирован случай, когда суд отказал общественному объединению в рассмотрении иска, где аргументом было то, что подписано обращение было не председателем этой организации, а его заместителем.

Такая тенденция продолжалась до 2005 года, после чего белорусская судебная система значительно продвинулась в этом вопросе и стала более тщательно разбирать судебные дела по защите прав покупателей и строже относиться к производителям, нарушающим требования белорусского законодательства в области торговли.

Таким образом, принятие закона «О защите прав потребителей» в Республике Беларусь обеспечило безопасность граждан, приобретающих продукцию у различных производителей. В то же время многие пользуются этим в свою пользу и пытаются отсудить у производителя деньги за тот ущерб, который они сами же нанесли товару. Законом предусмотрена не только ответственность производителей, но и то, как они могут быть освобождены от нее. Развитие судебной системы Беларуси повысило качество предоставляемых судебных услуг, поэтому потребителям не стоит бояться того, что их права не будут в достаточной мере удовлетворены.

Каждый человек имеет право на приобретение продукции, которая не представляет для него опасности, а также на получение полной и достоверной информации о приобретаемом изделии. Кроме того, обязанностью продавцов является полное знание о продукте, которое они должны донести до клиента, совершающего покупку. Если же исполнитель знал о ненадлежащем качестве товара или услуги и не сообщил об этом клиенту, то вся ответственность за такие действия ложится на него и выражается в виде штрафных и иных санкций.

К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Статья просмотрена: 2450 раз

Библиографическое описание:

Нициевская Е. С. К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/403/ (дата обращения: 16.02.2019).

Тема защиты прав потребителей является актуальной по многим причинам: во-первых, это то, что касается всех без исключения, а, во-вторых, никто не защищён от нарушения своих прав. Например, в магазине отказали обменять явно бракованную вещь, автосервис просрочил ремонт машины на две недели, строители нарушили сроки строительства жилого дома на год. Подобные вещи вошли в привычку людей, и принимается уже, как должное. Поэтому тема защиты прав потребителей – это один из наиболее больных вопросов в современном мире, где рынок и экономика в целом определяют развитие всех государств, без исключения.

Политика, осуществляемая в данной сфере, преследует две основные цели: первая — информировать потребителя об имеющихся товарах и услугах с тем, чтобы он соответствующими решениями по их выбору мог способствовать эффективному функционированию рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества. Сочетание этих двух задач и их выполнение позволяет, с одной стороны, обеспечить благосостояние потребителя, а, с другой — эффективную работу экономики в целом. [1, п.1.1 ст.1]

Таким образом, ставя перед собой задачу по защите прав потребителей, любое государство, особенно осуществляющее рыночные преобразования, должно четко осознавать, что без наличия баланса между интересами изготовителей и потребителей, без доверия потребителя к изготовителю, конкуренция в свободном режиме работать не может. Только правильное сочетание правил конкуренции и защиты потребителей обеспечивает нормальное функционирование рынка.

Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных права потребителя: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей ( Consumer International — CI ) дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.

15 марта был провозглашён Всемирным днём защиты потребителей.

В соответствие со статистикой в области защиты прав потребителей, которую привела Ирина Наркевич — заместитель министра торговли Республики Беларусь на пресс-конференции по поводу праздника защиты прав потребителей, примерно 80% всех жалоб, которые поступают в их ведомство, связаны с неудовлетворительным качеством непищевых товаров. «Лидируют» в этом списке обувь, одежда, телефонные аппараты и другие сложнотехнические товары. Также жалуются потребители на некачественные медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные, строительные, туристические услуги и услуги образования. А вот жалоб на пищевые товары стало в последнее время значительно меньше.

Потребитель — гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд.

Любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов, надлежащее качество товаров, безопасность товаров, полную и достоверную информацию о товарах, возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества, обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов, создание общественных объединений потребителей. [ 2, ст. 1, 5 ]

Смотрите так же:  Заявление на передачу в ик 2 бобруйск

В соответствии с действующим законодательством Беларуси права потребителей обеспечиваются государственной, судебной и общественной защитой. Государственная защита осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь, отвечающим за защиту прав потребителей при реализации населению товаров народного потребления всеми предприятиями, независимо от форм их собственности; Министерством промышленности Республики Беларусь, которое отвечает за безопасность и качество товаров народного потребления, производимых предприятиями Республики Беларусь, специалистами комитета предпринимательства и инвестиций (Минский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций, Брестский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Витебский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гродненский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гомельский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Могилевский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций), Межведомственным советом по защите прав потребителей. На региональном уровне эти функции возложены на уполномоченных (специалистов отделов торговли, экономики и рыночных отношений) горрайисполкомов.

Общественную защиту представляют областной союз защиты потребителей и его региональные общественные объединения.

Судебная защита, наряду с защитой, возмещающей экономический и моральный ущерб потребителю, выполняет и карающую функцию в отношении нарушителя прав потребителей. Она является окончательной, решающей инстанцией в защите прав и интересов потребителей. [3, п. 2.2.1 ст.2]

Нормативно-правовой основой защиты прав потребителей в республике являются Конституция и иные нормативно-правовые акты. Конституция Республики Беларусь закрепляет общие принципы, дает основные ориентиры для разработки и реализации государственной социальной политики. Действующее законодательство по данной проблеме включает в себя Закон «О защите прав потребителей», законы и положения о министерствах (Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле», с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам», Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 04.01.1995 N 2 «О Правилах поведения продавца» и др.), а также об общественных объединениях и подзаконные, нормативные акты в виде инструкций, уставов и других документов, регламентирующих условия и правила реализации населению товаров и услуг.

Если дать общую оценку состояния нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в Республики Беларусь, можно отметить ее несоответствие сложившейся социально-экономической ситуации. Это относится, прежде всего, к самому Закону «О защите прав потребителей». Данная оценка была получена путём сравнения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с действующим законодательством России, Украины, других стран СНГ.

Вследствие сравнения были выявлены следующие наиболее существенные недостатки Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:

отсутствие определения конкретного государственного органа, ответственного за реализацию закона и его полномочий, а также определения полномочий других государственных органов, имеющих отношение к защите прав потребителей по своим основным функциям;

в законе не определены роль и полномочия местных органов исполнительной власти;

нет четкого разграничения полномочий органов государственного управления и общественных объединений по защите прав потребителей, что затрудняет их взаимодействие;

отсутствует четкий механизм реализации защиты прав потребителей, что затрудняет его применение в правоохранительной практике;

многие статьи закона носят декларативный характер. Примером данного недостатка можно привести право потребителя на просвещение.

Декларативный характер этого права проявляется в том, что Закон Республики Беларусь лишь закрепляет это право, но оно не реализуется в должной степени.

Можно отметить следующие пробелы, относящиеся к праву потребителя на просвещение:

отсутствует система информирования и просвещения населения по вопросам потребительской грамотности и защиты прав потребителей;

отсутствует специализированный по данному вопросу печатный орган (к примеру: в России — журнал «Спрос»);

не развернута систематическая информационная и просветительная работа через средства массовой информации и по месту жительства;

публикации по данной проблеме носят эпизодический характер, в них отсутствует целостное видение проблемы или ее аспектов, они, как правило, носят характер ведомственных обзоров или информации по отдельным фактам;

отсутствует сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей;

отсутствует систематическое обучение населения по вопросам потребительской грамотности и прав потребителя на рынке товаров и услуг через сферу народного образования при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов;

нет постоянных программ по данному вопросу на республиканском радио и телевидении.

Недостатки нормативно правовых актов определяются во многом несовершенством закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Кроме того, многие из них явно устарели, действуют с 70 — 80 годов ХХ века. [4, п. 1.2.3 ст.1]

Рассматривая и изучая мировой опыт, можно сделать следующий вывод, что наиболее эффективным способом решения многих проблем в данной области является создание и развитие системы государственной защиты прав потребителей.

Необходимость создания и развития в республике системы государственной защиты прав потребителей вытекает также из Конституции Республики Беларусь. Статья 1 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Республика Беларусь является социальным правовым государством; в статье 2 Конституции «человек является высшей ценностью общества и государства»; обеспечение прав и свобод граждан высшая цель государства (ст. 21 Конституции РБ). [5]

Основной и приоритетной целью создания в республике системы государственной защиты прав потребителей – это обеспечение населению гарантий государства на защиту здоровья и экономических интересов на рынке товаров и услуг.

Задачами по достижению поставленной цели являются: создание и совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав и интересов потребителей; создание и развитие организационной инфраструктуры государственных органов по защите прав потребителей; разработка и совершенствование механизма координации взаимодействия органов государственного управления по вопросам практики защиты прав потребителей; формирование системы социально-экономической статистики по вопросам защиты прав потребителей в республике, создание и пополнение единого государственного банка данных по этим вопросам; создание системы информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей; систематическое изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего собственного и зарубежного опыта по защите прав потребителей; создание условий и предпосылок для развития самодеятельности населения по вопросам защиты прав потребителей.

Вышеизложенный анализ сложившейся в Республике Беларусь проблемы с защитой прав населения на рынке товаров, работ и услуг показывает, что для создания в республике эффективной системы государственной защиты прав потребителей предстоит решить целый ряд правовых, организационных и социально-экономических проблем, главными из которых являются:

совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в республике.

совершенствование организационной структуры системы государственной защиты прав потребителей в республике.

В Республике Беларусь нет единого республиканского органа, который мог бы осуществлять регулирование только в этой области общественных отношений. Нельзя отрицать, что есть органы, которые имеют полномочия в данной сфере, к таким органам относятся Министерство торговли, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство промышленности и др. Но полномочия в сфере защиты прав потребителей не полностью относятся к их компетенции, эти полномочия являются лишь ответвлением от общей системы их компетенции. Необходимо создать Департамент в Министерстве торговли, состоящий из подразделения по защите прав по вопросам продовольственных товаров, подразделения по защите прав в области непродовольственных товаров, управления по охране труда продавцов, центра по стандартизации, областных управлений. Но за созданием государственного органа последовало бы издание нормативно-правового акта, например, Положение о Департаменте по вопросам защиты прав потребителей;

создание и развитие системы просвещения населения.

Для решения данного вопроса необходимо создать специализированный печатный орган. Например, издание журнала «Потребитель», в котором печаталось бы реальное состояние основных механизмов защиты прав потребителей, актуальные проблемы в данной области, состояние законодательства, практика юристов, судей. Гражданам могло бы предоставляться право писать письма в редакцию с различного рода вопросами по защите своих прав, для возможности дальнейшего их разрешения. Важно создать сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей, также необходимо было бы создать возможность населению обучаться по вопросам потребительской грамотности и др.;

развитие взаимодействия с международными консъюмерскими организациями.

В каждом государстве должны быть изданы и внедрены в жизнь специальные и обязательные к исполнению правила и инструкции отно­сительно весов и мер качества, ингредиентов, даты выпуска и срока годности (продуктов питания, лекарств и фотоматериалов), правила пользования и ремонта, сроки контрактов, реальная пеня или процент по кредиту, а также (там, где необходимо или желательно) цена то­вара. [6]

Для прогрессивного развития механизма защиты прав потребителей необходимо взаимодействовать негосударственным консъюмерским организациям Республики Беларусь, которые проводят независимую экспертизу и испытания продукции, знакомятся в государственных и хозяйственных органах с информацией о товарах, организовывают юридическую и консультативную помощь потребителям, принимают участие в разработке государственных стандартов, защищают интересы потребителей в органах государственного управления и судах, вносят в правовые органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виноватых в нарушении прав потребителей, с консъюмерскими организациями других государств.

Оценка общей ситуации с защитой прав потребителей в Республике Беларусь с учетом состояния дел по вышеперечисленным недостаткам позволяет сделать вывод о том, что потребитель в Республике Беларусь нуждается в более действенной защите.

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.1 п.1.1);

Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (ст. 1, 5);

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.2 п. 2.2.1) ;

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 N 5/7555 (ст.1 п. 1.2.3);

Конституция Республики Беларусь 1994 года ;

ХАРТИЯ защиты потребителей, принятая 25-й сессией консультативной ассамблеи Европейского союза в 1973 г. (Резолюция № 543).

Защита прав потребителей: изменения с 23.12.2018

13.06.2018 приняты изменения и дополнения в Закон о защите прав потребителей, которые вступят в силу 23.12.2018 . Ряд из них связан с согласованием его норм с положениями международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС. Прописано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются не только ГК, Законом о защите прав потребителей и иным законодательством, но и международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС . Нормы, касающиеся прав и обязанностей изготовителя (исполнителя, продавца и т.д.) по установлению срока службы, годности, а также хранения товара (результата работы), гарантийного срока, дополнены отсылками к техрегламентам ТС и ЕАЭС (далее — ТР ТС и ТР ЕАЭС) .

На заметку
Отметим, что применение ТР ТС и ТР ЕАЭС, равно как и технических регламентов Республики Беларусь (далее — ТР Республики Беларусь) (которые действуют до вступления в силу ТР ТС и ТР ЕАЭС), является обязательным на территории Республики Беларусь .

Информация о товарах, работах, услугах

Смотрите так же:  Побои несовершеннолетнему родителями

Ряд изменений коснулся требований к предоставляемой информации о товарах, работах, услугах. Так, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна будет содержать, в частности:

— сведения о специальных свойствах (специальные питательные свойства, показания и противопоказания к применению отдельными возрастными группами населения, а также при отдельных видах заболеваний) пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок к пище, заявленных свойствах специализированных пищевых продуктов при наличии документов, подтверждающих заявленные свойства ;

— цену и условия оплаты товаров (работ, услуг) — только в том случае, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров (работ, услуг) (сейчас такого уточнения нет) ;

— не только рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует их специфика (как это прописано в Законе о защите прав потребителей в ред. от 29.10.2015), но и рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению, пищевых продуктов в случае, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевых продуктов ;

— страну происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя . Эта норма поможет потребителю избежать заблуждений относительно страны происхождения товара (к примеру, сам изготовитель может быть зарегистрирован в одной стране, а его представительство, производящее товар, — располагаться в другой).

В настоящее время требуется указывать на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Определения развлекательных услуг не дается — на практике к ним могут быть отнесены конкурсы, живая музыка и т.д. С 23.12.2018 норма конкретизируется . Указание на использование фонограмм понадобится при использовании фонограмм при проведении культурно-зрелищных мероприятий — культурных мероприятий по публичному исполнению результатов творческой деятельности коллективами художественного творчества и (или) отдельными исполнителями (спектакль, концерт, представление, иные культурные мероприятия). Для их проведения требуется удостоверение на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь .

Расчеты по оплате товаров, работ, услуг

Статьи, регулирующие права потребителя при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара, расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества дополнены указанием на то, что расчеты с потребителем при возврате суммы предварительной оплаты (уплаченной за товар денежной суммы) осуществляются в той же форме, в которой производилась предварительная оплата (оплата товара). Иное может быть предусмотрено соглашением сторон.

Отметим, что в настоящее время аналогичное правило установлено Правилами продажи N 703. В них указано, что оплата товаров и продукции общепита производится в форме безналичного или наличного расчета в установленном порядке. В случае возврата товаров расчеты с покупателем производятся в том же порядке, в котором осуществлялась его оплата, если иное не установлено соглашением сторон . Однако данная норма не содержит указаний на то, в каком порядке должны производиться расчеты при заключении договора, предусматривающего обязанность потребителя предварительно оплатить товар, и нарушении установленных этим договором сроков передачи товара.

Продавец (исполнитель) будет вправе осуществлять реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) по предъявленному подарочному сертификату или иному подобному документу, удостоверяющему право лица (лиц), предъявившего(их) такой документ, на получение товара (выполнение работы, оказание услуги), указанного в таком документе, или на сумму, эквивалентную сумме денежных средств, указанных в таком документе, на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики Беларусь . Таким образом, предполагается принятие Совмином определенного документа, регулирующего данные правоотношения.

Претерпит корректировки статья, регулирующая проведение расчетов с потребителем при замене товара, соразмерном уменьшении покупной цены, расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, расторжении договора при продаже в кредит . Указывается, что перерасчет цены товара не будет производиться при замене товара ненадлежащего качества на товар той же модели (марки, типа, артикула и т.д.). При замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.д.) возможны доплаты со стороны потребителя или выплаты со стороны продавца. Отметим, что действующая норма говорит о невозможности перерасчета цены при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и т.д.) и возможных выплатах (доплатах) при замене на такой же товар другой модели (марки, типа, артикула и т.д.).

Реализация товара ненадлежащего качества

Введен срок, в течение которого потребитель будет вправе предъявить требования по замене недоброкачественного технически сложного или дорогостоящего товара качественным, по расторжению договора купли-продажи и уплате денег. Он равняется 30 дням со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения предусмотренных сроков безвозмездного устранения недостатков товара .

Обратите внимание!
В настоящий момент обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать 14 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. С 23.12.2018 по письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до 30 дней .

Предусматривается, что МАРТ установит :

— форму акта передачи товара, который будет составляться при передаче потребителем товара продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в связи с заменой товара, а также для проведения проверки качества товара либо экспертизы товара;

— форму и порядок заполнения гарантийного талона, который передается потребителю одновременно с товаром при его приобретении (в случае его отсутствия — форму и порядок оформления иного документа, подтверждающего безвозмездное устранение недостатков товара) — при безвозмездном устранении недостатков ремонтной организацией.

Установлено право продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) в случае неявки потребителя за товаром после проведения проверки качества товара, экспертизы товара или безвозмездного устранения недостатков товара, в письменной форме предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня направления такого предупреждения взыскать с потребителя убытки, понесенные в связи с хранением товара (за исключением случая, если потребитель не мог забрать товар по уважительной причине) .

Срок службы и срок годности

В соответствии с новой редакцией нормы Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан устанавливать срок годности согласно требованиям ТР ТС и ТР ЕАЭС на пищевые продукты и парфюмерно-косметические товары. В настоящее время указание на регламенты отсутствует, а в отношении указанных продуктов и товаров изготовитель обязан устанавливать срок годности и (или) срок хранения.

Отмечено, что установка срока годности и (или) срока хранения в отношении определенных лекарственных средств и иных товаров, потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться, не будет обязательной для изготовителя (поставщика, представителя) — если соответствующее указание будет в ТР ТС, ТР ЕАЭС.

Исключается обязанность продавца (изготовителя) по передаче товаров, на которые установлены срок годности и (или) срок хранения, потребителю с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы по назначению до истечения таких сроков .

Прочие изменения и дополнения

Односторонний отказ от услуги

Устанавливается право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) — при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Если денежная сумма, уплаченная потребителем по договору о выполнении работы (оказании услуги), больше таких расходов, исполнитель обязан вернуть потребителю разницу между уплаченной суммой и понесенными расходами. Это будет нужно сделать в течение 14 дней со дня предъявления соответствующего требования, если меньший срок не предусмотрен договором. За нарушение этого срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена не определена договором — в размере 1% общей цены заказа. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки .

Документ, удостоверяющий личность

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя, в том числе при возврате потребителю уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, при возврате суммы предварительной оплаты при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара, при возврате уплаченной суммы за товар надлежащего качества и т.д. .

Предоставление информации

Организации, ИП будут обязаны по требованию местных исполнительных и распорядительных органов предоставлять информацию, необходимую им для рассмотрения обращений потребителей, иных граждан и организаций по вопросам защиты прав потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, а также для реагирования на критические материалы по вопросам защиты прав потребителей в государственных средствах массовой информации, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено .

Другие публикации:

  • 3 ндфл документы компенсация Возврат процентов по ипотеке по декларации 3-НДФЛ Возврат процентов по ипотеке Похожие публикации Приобретая жилье в ипотеку, вы можете рассчитывать на получение сразу двух имущественных вычетов по налогу: вычет до 2 000 000 рублей по фактическим расходам, […]
  • Завещание сына матери Может ли мать претендовать на имущество умершего сына, если он оставил завещание не на нее? Умер мой бывший муж. Оставил завещание на свою долю квартиры на двух дочерей, 23 года и 15 лет. Может ли его мать, которой 84 года, тоже претендовать на […]
  • Приказ мз рф 97 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2015 г. № 97 "О внесении изменений в устав государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменская государственная медицинская академия" Министерства […]
  • Заявление на бесплатное питание от многодетной семьи Правила составления заявления на бесплатное питание в школе На протяжении длительного периода в образовательных учреждениях нашей страны отдельные категории детей имеют право претендовать на получение бесплатного питания. Но при этом мало кто из их родителей […]
  • Налоговый вычет при оформлении ипотеки Вычет при ипотеке Имущественный вычет при ипотеке можно получить как со стоимости жилья по договору (общая стоимость), так и с расходов на уплату ипотечных процентов. Как получить вычет по ипотечным процентам? При покупке недвижимости в ипотеку, собственник […]
  • Увольнение по ушм Что полагается при увольнении по ОШМ военнослужащему? здравствуйте в части где служит муж с 1 октября будет ошм выслуга тет 13 колендарей звание старшина зп 53 тыс два года назад уже было ошм перевели на низшую должность с сохранением тарифного разряда если […]

Вам также может понравиться