За каждый факт нарушения штраф

Содержание:

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации . ”

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. № 1042

Правила
определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте:

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 — 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее — цена контракта (этапа).

3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

7. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

8. В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

9. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

10. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

11. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Смотрите так же:  Приставы миасское

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. № 1042

Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063″.».

Обзор документа

Пересмотрены правила расчета в госконтракте штрафа за ненадлежащее исполнение контрагентами обязательств, а также пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения. Уточнено, что речь идет также о штрафах в случаях неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как и раньше, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в т. ч. рассчитываемой как процент цены контракта (либо как процент его этапа, если предусмотрены этапы исполнения).

Для заказчиков штрафы установлены в виде фиксированной суммы в рублях (а не в виде процентов). Так, если цена контракта превышает 100 млн руб., то размер штрафа составит 100 тыс. руб. (раньше — 0,5% цены контракта).

Детализированы штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств в т. ч. по госконтрактам, цена которых превышает 100 млн руб.

Введены правила расчета штрафа по контракту, заключенному по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Кроме того, установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а также обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Закреплено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не может превышать его цену.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Гражданско-правовая ответственность участников закупок: новые и старые правила

Ранее действовавший Закон № 94‑ФЗ критиковали по многим причинам, в том числе и за недостаточную регламентацию ответственности участников закупок. Авторы Закона № 44‑ФЗ постарались этот пробел устранить.

Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС

За время действия Закона № 44‑ФЗ и постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее — Постановление № 1063), принятого для реализации норм данного закона, сложились обширные административная и судебная практики, касающиеся применения мер гражданско-правовой ответственности к сторонам государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим особенности регулирования вопросов гражданско-правовой ответственности в свете закона о контрактной системе подробнее.

Глава 25 ГК РФ посвящена общим вопросам ответственности за нарушение обязательств. В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Приведенная основополагающая норма равно применима к обеим сторонам договора, независимо от того, к какой организационно-правовой форме относятся его участники.

Так, согласно части 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условие об ответственности сторон государственного или муниципального контракта является существенным.

В Постановлении № 1063 ответственность для поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени определялась по формуле расчета неустойки. Однако с данной формулой было много проблем и неоднозначных подходов к ее применению, в том числе коэффициента К. Суды неоднократно пересматривали вопрос, от какой цены считать неустойку: от полной цены контракта или от цены этапа контракта.

Данная проблема была урегулирована постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее — Постановление № 1042), утвердившим новое правило гражданско-правовой ответственности участников закупок. Итак, в настоящее время пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Напомним, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, а самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается (указание ЦБ РФ от 11 декабря 2015 года № 3894-У). По состоянию на 25 сентября 2017 года размер ключевой ставки составляет 8,5% годовых.

Правила применения штрафов изменились

Обратимся к вопросу применения штрафов. На практике контрольные органы ФАС России часто выявляли нарушения, связанные с отсутствием в проекте государственного или муниципального контракта условий об ответственности его сторон или ненадлежащей формулировкой такого условия. Вместе с тем контрольный орган полагает, что в контракте необходимо прописывать не только ответственность, но и порядок ее применения, то есть фактически в нем должны были быть указаны нормы Постановления № 1063, устанавливающие правила определения размера штрафа и пени за нарушение контрактов. Свое мнение ФАС России высказала в письме от 21 октября 2014 года № АЦ/42516/14.

Если же заказчик в проекте контракта, прилагаемого к документации о закупке, оставлял соответствующие графы пустыми или делал ссылку на Постановление № 1063, то это квалифицировалось контрольными органами как действие, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Мнение ФАС России было основано на грамматическом толковании положений частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, предусматривающих, что пеня/размер штрафа «устанавливается контрактом». Минэкономразвития России придерживалось аналогичной позиции (письма от 14 июля 2016 года № Д28и-1814, от 23 мая 2016 года № Д28и-1445).

А что же арбитражные суды? Некоторые поддержали позицию ФАС России и посчитали порядок определения размера штрафных санкций на основании ссылки на постановление Правительства РФ противоречащим положениям Закона № 44‑ФЗ [1] .

Существует и иная судебная практика: если условие контракта об ответственности сформулировано с отсылкой к Постановлению № 1063, то это не является нарушением требования пункта 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ. Так, например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2016 года № Ф01-568/2016, Ф01-705/2016 по делу № А79-3538/2015 оставлены в силе решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, признавшие согласованным условие об ответственности сторон контракта. Этот же вывод содержится в пункте 34 обзора судебной практики, утвержденного президиумом Верховного суда 28 июня 2017 года (далее — Обзор судебной практики).

Верховный суд отметил, что Постановление № 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru 28 ноября 2013 года; журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» от 2 декабря 2013 года, № 48). То есть все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Чтобы разрешить многолетний спор Правительство РФ радикально изменило правила игры. В новом Постановлении № 1042 штрафы заказчика представлены не в процентном выражении (как это было в Постановлении № 1063), а в виде фиксированной суммы от цены контракта (пункт 9 Постановления № 1042). Стоит заметить, что штрафы, рассчитанные по новым правилам, будут заметно меньше.

Так, раньше за нарушения в закупке на сумму до 3 миллионов рублей заказчика штрафовали на 2,5% от цены контракта. Например, при цене контракта в миллион рублей штраф составлял 25 тысяч рублей, теперь за нарушения по контракту с аналогичной суммой штраф составляет тысячу рублей. При этом не важно, заключает заказчик контракт на 20 тысяч или на 2,5 миллиона рублей, все равно за нарушения его оштрафуют на одну тысячу, поскольку и та, и другая цена контракта входит в диапазон до 3 миллионов рублей.

Следует отметить, что штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с новым постановлением считаются либо от цены контракта, либо от цены этапа, если таковые установлены контрактом (пункт 3 и 4 Постановления № 1042). В Постановлении № 1063 такой градации предусмотрено не было и проценты штрафов были выше. Так, если цена контракта превышала 100 миллионов рублей, то штраф в соответствии со старыми правилами устанавливался в размере 0,5%. Теперь, начиная с 9 сентября, штрафы устанавливаются от 0,25 до 0,4%, в случае если цена контракта от 500 миллионов до 5 миллиардов рублей включительно.

В Постановлении № 1042 решен вопрос и о том, что делать, если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не имеет стоимостного выражения. В этой ситуации размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы. Например, в случае если поставщик, подрядчик, исполнитель вовремя не уведомил заказчика о смене реквизитов (а такая обязанность была предусмотрена контрактом), штраф устанавливается от 1 тысячи до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта. Постановление № 1042 внесло ясность и в вопрос об установлении штрафов в случае, если контракт заключается на право заключения контракта: штрафы устанавливаются в процентах от начальной максимальной цены контракта.

Стоит отметить, что Правительство РФ снизило штрафы по контрактам для поставщиков, подрядчиков, исполнителей, которые являются субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Теперь штрафы не превышают 3% цены контракта (этапа), и рассчитывать их нужно в особом порядке.

Смотрите так же:  Возврат товаров ла редут

Кроме того, для поставщиков, подрядчиков, исполнителей появилась новая ответственность. Сейчас их могут оштрафовать за непривлечение к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, если заказчик установил такое требование. Раньше за несоблюдение такого условия постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1466 была прописана лишь гражданско-правовая ответственность исполнителя, но размер штрафа не был зафиксирован. По новым правилам, если поставщик по условиям контракта обязан привлечь соисполнителей из СМП и СОНО, но не сделал этого, — ему грозит штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Казалось бы, законодатель предусмотрел в Постановлении № 1042 все, что касается правил расчета ответственности, однако при ближайшем рассмотрении документа вновь возникают некоторые вопросы. Так, пунктами 3, 4, 5 Постановления № 1042 предусмотрено, что размер штрафа — 10% от цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 миллионов рублей, 5% — в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 до 50 миллионов рублей (включительно) и др. Возникает вопрос, каким будет размер штрафа, если цена контракта 3 миллиона рублей: 10%, так как в норме постановления закреплено включительно, или 5%, поскольку в документе указано от 3 миллионов рублей? Использование предлога «от» означает, что счет в данном случае начинается именно с 3 миллионов рублей. Подобные коллизии возникают и по другим нормам нового постановления. Очевидно, что их вновь предстоит решать судам.

Также постановление Правительства РФ № 1042 не урегулировало вопрос и о том, как рассчитывать неустойку в случае нарушения поставщиком, подрядчиком, исполнителем гарантийного обязательства? От какой суммы рассчитывать пеню? Можно ли применять положения о штрафах, когда невозможно определить стоимостное выражение?

Ранее Министерство финансов РФ в своем письме от 5 июня 2015 года № 02-04-10/32531 указало: «. к сожалению, положениями Закона № 44‑ФЗ не установлен порядок расчета пеней по гарантийным обязательствам. Следовательно, в рассматриваемом случае полагаем, что до внесения соответствующих изменений в положения Закона № 44‑ФЗ и постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 у заказчика нет возможности корректно сформировать размер пеней за просрочку гарантийного обязательства». Изменения внесены, а ответ на этот вопрос повис в воздухе.

Новые обстоятельства

Следующий момент, на котором мы заострим внимание, касается норм постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570. Напомним: им были внесены изменения в акты Правительства РФ, в том числе и в Постановление № 1063. Так, для подрядчиков были определены дополнительные штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Размер такого штрафа установлен в размере 5% от стоимости указанных работ, однако условие о том, сколько раз можно штрафовать подрядчика, в документе не прописано. Свет на проблему пролил Верховный суд. В пункте 37 Обзора судебной практики установлено, что в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. При этом взыскать несколько штрафов возможно только в длящихся контрактах, то есть когда систематически поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежаще исполняет контракт.

Идентичная норма закреплена в Постановлении № 1042, только теперь авторы документа прописали, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, принимая во внимание функцию неустойки как меры ответственности, к обязанностям суда с учетом положений статьи 333 ГК РФ относится установление баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В связи с этим при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получения кредитором необоснованной выгоды, отсутствия негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений, устранения контрагентом выявленных недостатков неустойка может быть снижена судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ по заявлению должника.

Кроме того, Постановлением № 1042 установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком, а также поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Следующий интересный момент: исходя из какой цены контракта должен рассчитываться штраф, если до нарушения обязательств стороны договорились об изменении цены контракта? Вопрос возникает в связи с тем, что на практике у сторон часто возникает необходимость изменить цену, когда, к примеру, увеличивается или уменьшается количество товара, объем работ, услуг не более чем на 10%.

В письме от 12 декабря 2016 года № Д28и-3400 Минэкономразвития России разъяснило, что после внесения изменений в контракт начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений. То есть, если цена контракта на законных основаниях подвергалась изменениям сторонами, рассчитывать штрафные санкции надо исходя из новой цены контракта. В принципе все логично и понятно. Если штрафы зависят от цены контракта, то естественно, что при ее снижении или повышении меняется и размер штрафов.

Штрафы или пени?

За что заказчик может оштрафовать поставщика (подрядчика, исполнителя)? В большинстве случаев суды указывают на то, что в силу части 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, за исключением просрочки исполнения им таких обязательств (в том числе гарантийного обязательства). В случае если требование заказчика об уплате штрафа основывается только на факте нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), оснований для привлечения поставщика (подрядчика, исполнителя) к ответственности именно в форме штрафа нет. Судьи считают, что за просрочку исполнения обязательств должна начисляться пеня. Такое мнение озвучено в следующих делах: постановлении ФАС Центрального округа от 26 ноября 2015 года по делу № А09-1788/2015 и от 20 ноября 2015 года по делу № А68-10135/2014, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 июля 2015 года по делу № А59-5655/2014, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2015 года по делу № А70-9220/2014.

Суды сходятся во мнении, что взыскание штрафа должно обосновываться ненадлежащим исполнением условий контракта исключительно в части соответствия качества выполнения обязательств, предусмотренных контрактом. То есть говорить о «ненадлежащем исполнении обязательства» мы можем в тех случаях, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил некачественный товар, оказал некачественную услугу, некачественно исполнил работу, что в конечном итоге не позволило заказчику принять результат исполнения контракта вне зависимости от наличия или отсутствия просрочки исполнения обязательств.

Однако существует и несколько иная позиция судов. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 года по делу № А59-5655/2014 суд признал возможным применение штрафа, установленного в виде процента от цены контракта, если значительность просрочки исполнения привела к утрате интереса к исполнению контракта или к невозможности исполнения заказчиком встречного обязательства по оплате контракта в связи с закрытием бюджетного финансирования.

При этом суд указал на необходимость отражения в контракте названных обстоятельств в качестве самостоятельных оснований для взыскания штрафа, иначе к их числу будет относиться любое нарушение срока поставки, что недопустимо.

В связи с неоднозначностью судебной практики по данному вопросу заказчики подстраховываются тем, что зачастую выставляют поставщику (подрядчику, исполнителю) и штраф, и пени, а там уже пусть суд решает, какую ответственность нужно было применить.

[1] Решения Арбитражного суда Москвы от 16 марта 2015 года № А40-204392/2014, от 9 апреля 2015 года № А40-204396/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2015 года по делу № А59-5611/2014 и др.

Изменения в расчете штрафов и пеней по 44-ФЗ

Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Что изменилось и когда нужно начать применять новые правила, рассмотрим в статье.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам. Постановлением правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 введены новые правила расчета размера штрафа и пени в рамках 44-ФЗ. Старые правила, которые были утверждены постановлением правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, утрачивают силу.

Новый расчет штрафа по 44-ФЗ

Давайте рассмотрим основные положения новых правил и отличия от предыдущей системы расчета.

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств:

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

Смотрите так же:  Ютуб как оформить канал

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Другие публикации:

  • Приказ минобрнауки 355 от 28092009 Приказ Минобрнауки РФ от 28.09.2009 N 354 (ред. от 21.02.2012) Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2009 г. N 354 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ […]
  • Налог с прибыли по упрощенке Налог на прибыль при УСН Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на прибыль при УСН (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Налог на прибыль при УСН Статьи, комментарии, ответы на […]
  • Требования для fifa 15 на пк Системные требования FIFA 15 на ПК Перед покупкой FIFA 15 на ПК не забудьте сверить системные требования, заявленные разработчиком, с конфигурацией вашей системы. Помните, что минимальные требования зачастую значат, что при такой конфигурации игра запустится […]
  • 1339 приказ фтс 1339 приказ фтс Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71 Справочная по документам, направленным в ФТС России: +7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90 Справочная по факсам, направленным в ФТС России: Приемная ФТС России: +7 […]
  • Льготы для сми по страховым взносам ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. Черкесск, 30 ноября 2010 года. На днях Госдумой в третьем чтении был принят правительственный закон о льготах по […]
  • Приказ мчс 454 ПРИКАЗ МЧС РФ от 22.08.2011 N 454 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ МЧС РОССИИ ОТ 06.02.2006 N 68" Данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N […]

Вам также может понравиться