Возврат налога удержанного налоговым агентом

Возврат налога удержанного налоговым агентом

Возврат НДФЛ с приобретением статуса налогового резидента

Общий порядок возврата излишне уплаченного налога определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако для возврата излишне уплаченной суммы по налогу на доходы физических лиц законодатель установил особые правила. Рассмотрим эти правила.

Возврат НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику

Согласно пункту 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по общему правилу излишне удержанную сумму налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) возвращает налогоплательщику налоговый агент.

При этом налоговый агент обязан вернуть данную сумму налогоплательщику на основании его письменного заявления о ее возврате.

Обратите внимание, пункт 1 статьи 231 НК РФ регулирует отношения по возврату НДФЛ не только между налоговым агентом – работодателем и его работниками, но и между налоговым агентом и другими физическими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях. Финансовое ведомство отмечает, что право налогоплательщика подать заявление на возврат налога налоговому агенту и обязанность последнего вернуть его не зависят от того, продолжаются ли взаимоотношения между физическим лицом и организацией (письма Минфина России от 2 июля 2012 года № 03-04-06/6-193, от 25 августа 2009 года № 03-04-06-01/222, от 3 апреля 2009 года № 03-04-06-01/76, постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2011 года по делу № КА-А40/1396-11).

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (абзац 2 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Как указано в письме Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112, поскольку НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, то налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика (абзац 3 пункта 1 статьи 231 НК РФ). Обратите внимание, из письма Минфина России от 18 октября 2013 года № 03-04-06/43608 следует, что налоговый агент не должен уведомлять налоговый орган о произведенном возврате излишне удержанной суммы налога.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (абзац 4 пункта 1 статьи 231 НК РФ, письмо Минфина России от 6 сентября 2012 года № 03-04-06/6-271).

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением установленного срока, то налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абзац 5 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Возврат НДФЛ налоговым органом налоговому агенту

Как было отмечено выше, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 231 НК РФ налоговый агент может произвести возврат излишне удержанного налога за счет уменьшения в будущем НДФЛ, исчисленного с доходов как налогоплательщика, у которого возникла переплата, так и других физических лиц, получающих доходы от этого же налогового агента.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Вместе с заявлением на возврат налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Указанные документы (заявление, выписка из регистра налогового учета и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет) подаются налоговым агентом в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления (абзацы 6, 8 пункта 1 статьи 231 НК РФ). Обратите внимание, что самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат излишне удержанных сумм налога. Такие разъяснения содержатся в пункте 2 письма Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

На основании пункта 9 статьи 78, пункта 6 статьи 6.1 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налоговому агенту о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если принято положительное решение, то сумму излишне уплаченного налога налоговым органом возвращается налоговому агенту в течение одного месяца со дня получения им заявления от налогового агента (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

Если указанный срок нарушен, то на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ).

Обратите внимание, что до осуществления возврата из бюджета налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджет им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств (абзац 9 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абзац 10 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов

На основании статьи 231.1 НК РФ признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии с названной статьей суммы налога, удержанного налоговым агентом со следующих видов доходов:

– с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц (письмо Минфина России от 31 октября 2014 года № 03-04-06/55341);

– с доходов налогоплательщиков в связи с уплатой за налогоплательщиков страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным работодателями до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме (письмо Минфина России от 4 августа 2014 года № 03-04-05/38382).

Указанные суммы налога подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Проценты на суммы излишне уплаченного налога начисляются со дня, следующего за днем удержания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Особые правила возврата налога, предусмотренные

при перерасчете, если гражданин приобрел статус

налогового резидента Российской Федерации

Согласно пункту 1.1 статьи 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком:

– налоговой декларации по окончании указанного налогового периода;

– документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде.

При этом указанный возврат налога осуществляется налоговой инспекцией в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Аналогичные пояснения содержат письма Минфина России от 25 января 2013 года № 03-04-06/4-24, от 9 августа 2012 года № 03-04-06/6-230, а также письмо ФНС России от 31 декабря 2014 года № ПА-4-11/27389 «Об обложении налогом на доходы физических лиц».

Таким образом, возможность возврата сумм налога на доходы физических лиц по результатам перерасчета налоговых обязательств физического лица в связи с изменением его налогового статуса статьей 231 НК РФ для налогового агента не предусмотрена. Такой же вывод содержится в письме Минфина России от 24 января 2013 года № 03-04-06/4-22. В случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат в связи с перерасчетом суммы налога производится по итогам налогового периода налоговым органом. Аналогичный вывод высказан в письме Минфина России от 15 ноября 2012 года № 03-04-05/6-1301. Заметим, что в названном письме Минфин России также указал, что если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями пункта 3 статьи 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы НДФЛ.

Смотрите так же:  Пояснительная кукла

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30%.

Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина России от 3 октября 2013 года № 03-04-05/41061, от 16 апреля 2012 года № 03-04-06/6-113, от 10 февраля 2012 года № 03-04-06/6-30, ФНС России от 16 сентября 2013 года № БС-2-11/[email protected], от 21 сентября 2011 года № ЕД-4-3/[email protected], УФНС России по городу Москве от 15 августа 2012 года № 20-14/[email protected], от 13 августа 2012 года № 20-14/[email protected] В частности, в них сказано, что работодатель должен прекратить удерживать НДФЛ с доходов работника, ставшего налоговым резидентом Российской Федерации, до того момента, пока сумма НДФЛ, удержанная по ставке 30%, не будет исчерпана для зачета налога, рассчитанного по ставке 13%.

Если же сумма НДФЛ не будет исчерпана (зачтена) до конца налогового периода (года), то в таком случае работник может обратиться за возвратом остатка незачтенной суммы НДФЛ в налоговый орган. Ведь по правилам пункта 1.1 статьи 231 НК РФ возврат НДФЛ в связи с его пересчетом производится налоговым органом именно по итогам налогового периода (года).

Налог на прибыль организаций

8.7. Возврат налога, удержанного налоговым агентом

Нередко партнерами российских организаций, осуществляющих различные виды деятельности, становятся иностранные организации, как имеющие свои постоянные представительства на территории нашей страны, так и не имеющие таковых.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль. И если постоянные представительства иностранных организаций исчисляют и уплачивают в бюджет налог на прибыль самостоятельно, то налогообложение доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не осуществляющим свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, производится у источника выплаты дохода — организации, у которой при выплате дохода возникают обязанности налогового агента.

В некоторых случаях сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, подлежит возврату налогоплательщику. В статье мы расскажем о том, в каком случае налог на прибыль может быть возвращен, на основании каких документов и в каком порядке производится такой возврат.

Особенности налогообложения в Российской Федерации доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, установлены ст. ст. 309 — 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Следует отметить, что Российской Федерацией с целым рядом стран заключены соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении различных видов налогов, в том числе и налога на прибыль. Во всех действующих двусторонних соглашениях предусмотрено положение о том, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство.

При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

При представлении такого подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам, при условии что в отношении этого вида дохода международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации. Такой порядок установлен п. 1 ст. 312 НК РФ. Представляемое налоговому агенту подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Как отмечено в Письме Минфина России от 14 февраля 2008 г. N 03-08-05, в случае если на момент выплаты дохода нерезидент не представил налоговому агенту такого подтверждения, положения соглашения об избежании двойного налогообложения не применяются. В этом случае сумма налога, подлежащего удержанию из доходов нерезидента, исчисляется налоговым агентом по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ, а после получения подтверждения нерезиденту предоставляется вычет в порядке, установленном п. 2 ст. 312 НК РФ, но уже налоговым органом по месту нахождения налогового агента.

Возврат ранее удержанного налога осуществляется при условии представления документов, перечень которых приведен в п. 2 ст. 312 НК РФ. Для возврата налога представляются документы, о которых мы и расскажем.

1. Заявление на возврат удержанного налога.

Приказом МНС России от 15 января 2002 г. N БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации» утверждены:

— форма N 1011DT (2002) «Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации (кроме дивидендов и процентов)»;

— форма N 1012DT (2002) «Заявление иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с дивидендов и процентов от источников в Российской Федерации».

Инструкции по заполнению названных форм заявлений утверждены Приказом МНС России от 20 мая 2002 г. N БГ-3-23/259 «Об утверждении Инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации». Согласно названным Инструкциям заявления следует заполнять в четырех экземплярах. Первый экземпляр предназначен для ФНС России, второй — для налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, выплатившего доход и удержавшего налог, третий — для компетентного или уполномоченного им налогового или финансового органа иностранного государства — страны постоянного местопребывания заявителя, четвертый — для заявителя.

Обращаем ваше внимание на то, что Приказом ФНС России от 21 октября 2008 г. N ММ-3-3/[email protected] «О внесении изменений в Приказ МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации» исключены формы заявлений, направляемых в ФНС России. Следовательно, с момента начала действия этого документа, а именно с 12 декабря 2008 г., заявление в ФНС России представлять не нужно, поэтому заявление о возврате сумм налогов следует оформлять в трех экземплярах.

Заявление на возврат сумм налогов, а также приложения к нему должны быть заверены печатью и подписью должностного лица иностранной организации.

Заявление, а также другие необходимые документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Заявление о возврате суммы налога может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с конкретным иностранным государством руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о возврате соответствующих сумм налогов.

В Письме УФНС России по г. Москве от 27 июня 2008 г. N 20-12/060963 указано, что при установлении недостатков и нарушений, допущенных иностранной организацией при заполнении заявления, оно до устранения всех недостатков и нарушений не подлежит рассмотрению по существу.

2. Подтверждение того, что иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Согласно п. 5.3 Приказа МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150 «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций» налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов.

В Письме Минфина России от 9 октября 2008 г. N 03-08-05/1 отмечено, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами, по мнению Минфина, могут быть справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме, которые рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что иностранная организация. (наименование организации). является (являлась) в течение. (указывается период). лицом с постоянным местопребыванием в. (указывается государство). в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и. (указывается иностранное государство)».

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств, выписки из торговых реестров и иные подобные документы, не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве, о чем сказано в Письме Минфина России от 14 июня 2005 г. N 03-08-02.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им органа) в смысле соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором выдан данный документ.

3. Копия договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Если представляемые в налоговый орган документы составлены на иностранном языке, налоговый орган вправе требовать их перевода на русский язык. При этом нотариального удостоверения контрактов, платежных документов, а также их копий, переведенных на русский язык, не требуется.

Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 78 части первой НК РФ.

Пунктом 7 названной статьи определено, что заявление о возврате суммы уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Пунктом 2 ст. 312 НК РФ установлено, что заявление о возврате налога представляется в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход иностранной организации. Поскольку нормы ст. 78 НК РФ являются общими, а ст. 312 НК РФ установлены специальные нормы, то иностранным организациям, представляющим заявления о возврате сумм налогов, удержанных налоговыми агентами, следует руководствоваться именно нормой ст. 312 НК РФ.

Смотрите так же:  Есть ли судимость если попал под амнистию

Решение о возврате суммы налога налоговый орган должен принять в течение 10 дней со дня получения заявления иностранной организации. До истечения этого срока поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику, в рассматриваемом случае — иностранной организации, о принятом решении о возврате суммы налога или решении об отказе в осуществлении возврата в течение пяти дней со дня принятия решения. Сообщение должно быть передано способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если уплата налога произведена налоговым агентом до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, возврат сумм налога осуществляется после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла уплата налога.

Иногда налоговые органы отказывают иностранным организациям в возврате сумм налога, в результате чего заявители обращаются для решения вопроса в суд. В качестве примера можно привести судебное разбирательство по заявлению иностранной фирмы о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании инспекции возвратить излишне удержанный налог. Решением арбитражного суда заявителю отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что из представленных им документов не усматривается действительное право иностранной организации на возврат налога, уплаченного с дохода, полученного на основании несуществующего обязательства.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, и требования заявителя удовлетворены. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные заявителем документы подтверждают право фирмы на возврат налога, удержанного с полученного ею дохода, в связи, с чем бездействие налогового органа является незаконным и нарушает права заявителя. В кассационной жалобе налоговый орган просит в удовлетворении требований фирмы отказать, поскольку заявителем не выполнены требования ст. 312 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 14 августа 2008 г. по делу N КА-А40/7535-08 сказано следующее. Судом апелляционной инстанции со ссылкой на материалы дела установлено, что заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, составленным по форме N 1011DT (2002). Одновременно с подачей заявления фирма представила копии документов, подтверждающих тот факт, что на момент выплаты дохода она имела постоянное нахождение в Республике Германия.

Судами также установлено, что факт постоянного местопребывания заявителя подтверждается текстом самого заявления, которое подписано налоговым инспектором, обладающим правом подписи представленных документов. В материалы дела представлены копии документов, подтверждающих полномочия и подлинность подписи лица, подписавшего заявление.

Довод налогового органа о том, что из представленных заявителем документов не усматривается действительное право иностранной организации на получение перечисленного ей дохода, отклонен судом как не соответствующий действительности.

Исследовав представленные в налоговый орган и в суд документы (договор строительного подряда, договор о строительстве, соглашение об оплате работ и другие документы), суд признал документально подтвержденным факт приобретения заявителем права требования возврата налога.

Довод налогового органа о том, что заявителем не представлена копия договора, в соответствии с которым фирме выплачивался доход, отклонен судом, поскольку, как следует из буквального содержания п. 2 ст. 312 НК РФ, иностранная организация может представить вместо договора иной документ, что и было сделано заявителем.

Возврат налога удержанного налоговым агентом

ВОЗВРАТ НАЛОГА, УДЕРЖАННОГО НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

По общему правилу налог на прибыль организаций налогоплательщики уплачивают самостоятельно. Исключение касается лишь случаев, когда уплату налога осуществляют налоговые агенты. Российским налоговым законодательством предусмотрена возможность возврата налогоплательщику суммы налога на прибыль, удержанного налоговым агентом при выплате ему дохода. В статье мы расскажем, кому и в каком случае налог может быть возвращен, о документальном подтверждении и порядке возврата налога.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется нормами одноименной главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которой обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций возникают при выплате иностранной фирме доходов, не связанных с осуществлением деятельности через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, а также при выплате российским юридическим лицом дивидендов российским компаниям.
Возврат налога, удержанного налоговым агентом, возможен лишь в отношении первого из указанных оснований возникновения обязанностей налогового агента и связан он с устранением двойного налогообложения. Но обо всем по порядку…

Напомним, что особенности налогообложения в Российской Федерации доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, установлены статьями 309 — 312 НК РФ.
При этом отметим, что Российской Федерацией с целым рядом стран заключены соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении различных видов налогов, в том числе и налога на прибыль. Во всех действующих двусторонних соглашениях предусмотрено положение о том, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, расположенное в другом договаривающемся государстве, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом договаривающемся государстве, но только части, относящейся к этому постоянному представительству.
Если налоговый агент удержал налог с доходов, которые не подлежат налогообложению в соответствии с международным договором, либо в отношении которых применяется более низкая ставка налога, то иностранная компания вправе вернуть излишне уплаченный налог.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Возврат излишне удержанного НДФЛ

Порядок возврата излишне удержанного НДФЛ. Возврат НДФЛ бывшему работнику. Письмо Минфина РФ от 06.07.2016 N 03-04-10/39533.

В письме Минфина РФ от 06.07.2016 N 03-04-10/39533 «О возврате излишне уплаченной суммы штрафа и налога» даются разъяснения о возврате работникам излишне удержанного с их доходов НДФЛ.

Возврат НДФЛ налоговым агентом

1. Работник подает налоговому агенту заявление на возврат излишне удержанного НДФЛ:

. в соответствии с пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Заявление пишется в произвольной форме с указанием банковских реквизитов текущего счета налогоплательщика. Вернуть НДФЛ наличными нельзя.

2. В течение 3 месяцев после получения заявления налоговый агент обязан осуществить возврат НДФЛ работнику, причем независимо от того, является ли он сотрудником настоящим или бывшим, так как возврат может быть произведен за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет, как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам:

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Стоит отметить, что вернуть излишне уплаченный НДФЛ может только тот налоговый агент, который его удержал:

При этом возврат излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц иным налоговым агентом не предусмотрен.

Возврат НДФЛ налоговым органом

В случае отсутствия налогового агента (ликвидирована организация, закрыто ИП) возврат излишне удержанного НДФЛ осуществляет налоговый орган по заявлению налогоплательщика одновременно с представлением налоговой декларации 3‑НДФЛ по окончании налогового периода:

Положениями пункта 1 статьи 231 Кодекса предусмотрен также возврат излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц налоговым органом при отсутствии налогового агента. В этом случае налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налоговый орган может возвратить излишне уплаченный НДФЛ только в отсутствие налогового агента:

. при наличии налогового агента налоговый орган не может производить возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога.

Возврат налога удержанного налоговым агентом

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее — Управление) рассмотрело обращение ООО по вопросу возврата (зачета) излишне удержанного налога на доходы физических лиц и отражения таких сумм в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет по форме 6-НДФЛ), и сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной им с налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

Смотрите так же:  Пособия на детей до 3 лет в 2019 году в беларуси

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected]

Форма расчета по форме 6-НДФЛ заполняется на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, содержащихся в регистрах налогового учета (пункт 1.1 Порядка заполнения и представления расчета по форме 6-НДФЛ).

Порядком заполнения и представления расчета по форме 6-НДФЛ предусмотрено, что по строке 090 указывается общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам в соответствии со статьей 231 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае если налоговый агент, в соответствии со статьей 231 Кодекса, производит в 2017 году возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога из дохода, полученного им в предыдущих налоговых периодах, то данная сумма подлежит отражению по строке 090 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий период. В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ данная операция не отражается. При этом уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за соответствующий налоговый период не представляется.

Кроме того, налоговый агент должен представить в налоговый орган уточненные сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

Таким образом, сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате в бюджет, следует уменьшить на сумму произведенного возврата. В случае если налоговый агент перечислил сумму удержанного налога без учета сумм возврата, то возникает излишне уплаченная сумма налога, подлежащая возврату из бюджета.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Е.А. Круглова

Как вернуть работнику НДФЛ: пошаговая инструкция для налогового агента

Ранее в одной из статей мы рассказывали о решении некоторых проблем, которые возникают у налоговых агентов по НДФЛ (см. «НДФЛ: какие проблемы подстерегают налоговых агентов и как с ними справиться»). Сегодня мы подробно остановимся на ситуации с излишне удержанным налогом. Как бухгалтер должен действовать, обнаружив излишне удержанные суммы? Кому и в какие сроки следует сообщить о переплате? Как правильно вернуть работнику деньги? Давайте разбираться.

10 дней на извещение

Первым делом бухгалтер, который обнаружил факт излишнего удержания НДФЛ у сотрудников, должен известить их об этом. Статья 231 Налогового кодекса устанавливает для этого четкий срок, равный 10 рабочим дням с момента обнаружения факта «переудержания». А вот форма для такого уведомления, к сожалению, не установлена. На наш взгляд, бухгалтер может пользоваться приведенным ниже образцом.

На бланке организации ООО «Роза ветров»

27.10.2014 № 08-б/кадры Старшему инженеру отдела БВО

Извещение
о факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога

Уважаемый Петр Игоревич, в соответствии с пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ сообщаем Вам о том, что 25 ноября 2014 г. бухгалтерией ООО «Роза ветров» выявлен факт излишнего удержания из выплаченных Вам в сентябре с. г. доходов налога на доходы физических лиц. Сумма излишне удержанного налога составила 1023 (одну тысячу двадцать три) рубля.

Одновременно сообщаем, что Вы имеете право обратиться в бухгалтерию ООО «Роза ветров» с заявлением на возврат данной суммы в порядке, предусмотренном статьей 231 Налогового кодекса РФ.

Директор Савченко И. С. Савченко

Без заявления — никуда

Направив работнику подобное извещение, работодатель больше никаких действий предпринимать не обязан. Теперь инициативу должен проявить работник. Ему следует обратиться к налоговому агенту с заявлением на возврат излишне удержанной суммы налога. Срок на составление подобного заявления Налоговый кодекс не устанавливает, но логично предположить, что тянуть более трех лет, установленных статьей 78 НК РФ в качестве общего срока для возврата налога, не стоит. Да, наверное, на практике подобных проволочек со стороны работника и не бывает.

Что должно быть указано в заявлении? Во-первых, ФИО и должность работника, а также наименование организации-адресата заявления. Заявление пишется на имя руководителя организации, т.к. именно он выступает от имени налогового агента в налоговых правоотношениях. Во-вторых, четко выраженное желание вернуть излишне удержанную сумму налога. В-третьих, сумма налога, подлежащая возврату, и, наконец, банковские реквизиты для ее перечисления. Обратите внимание: НДФЛ всегда возвращается только путем безналичного перечисления, даже если заработную плату (иной доход, с которого был излишне удержан налог) сотрудник получает наличными в кассе.

Чтобы работники не фантазировали, сочиняя заявление, можно предложить им использовать готовую форму, сделав ее можно сделать приложением к приведенному выше извещению.

Директору ООО «Роза ветров» Савченко И.С.

от старшего инженера отдела БВО

Заявление
о возврате излишне удержанной суммы налога

В соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ прошу осуществить возврат излишне удержанного из моей заработной платы за сентябрь с.г. налога на доходы физических лиц в размере 1023 (одной тысячи двадцати трех) рублей. Возврат прошу произвести по следующим реквизитам:

Наименование банка: Краснодарское ОСБ № 8627 Сбербанка России

Местонахождение банка: г. Краснодар

ИНН банка 2193001987

Ф.И.О.: Иванченков Петр Игоревич

01 декабря 2014 года Иванченков /Иванченков П.И./

Техника возврата

Итак, правильно оформленное заявление получено. Теперь надо перечислить работнику деньги. На это НК РФ отводит работодателю целых три месяца, указывая при этом, что деньги можно взять из текущих платежей по НДФЛ. Причем, не обязательно у этого конкретного сотрудника — средства для возврата можно взять из общей суммы НДФЛ, удержанного данным налоговым агентом. Это позволяет произвести возврат как в ситуациях, когда работнику выплат в ближайшие месяцы не будет, так и в случаях, когда сумма НДФЛ, подлежащая удержанию у работника, меньше возвращаемой.

Еще один важный для бухгалтера момент: при таком варианте возврата налога уведомлять о произведенной операции налоговую инспекцию не нужно (см. письмо Минфина России от 18.10.13 № 03-04-06/43608; «Налоговые агенты не обязаны сообщать налоговикам о возврате физлицам излишне удержанного НДФЛ»). Таким образом, алгоритм возврата прост: излишне удержанная сумма налога изымается из очередного платежа в бюджет и перечисляется на счет, указанный в заявлении работника. Понятно, что всю документацию по этой операции нужно подшить и хранить на случай возникновения претензий у налоговиков.

Рассмотренный вариант подходит к большинству ситуаций, однако на практике, как говорится, возможны варианты. Так, у небольших организаций может быть ситуация, когда налога к уплате в бюджет нет. В таком случае Налоговый кодекс предусматривает механизм возврата НДФЛ из бюджета на счет налогового агента для выплаты его сотруднику. Такой возврат проводится в порядке статьи 78 НК РФ, то есть так же, как и возврат любого другого налога — по заявлению налогового агента. К этому заявлению НК РФ требует приложить выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет. Отдельно заметим, что в описанном случае НК РФ допускает возможность компенсации излишне удержанной суммы за счет средств агента и уже последующее получение агентом этой суммы из бюджета. То есть, несмотря на то, что НК РФ отводит на возврат денег работнику три месяца (и возврат НДФЛ из бюджета в порядке ст. 78 НК РФ в эти сроки должен уложиться), работодатель может пойти навстречу сотруднику и выплатить ему деньги раньше, не дожидаясь возврата НДФЛ из бюджета.

Исключения из правил

Как и из любого правила, в порядке возврата «лишнего» НДФЛ тоже есть исключения, когда работодатель не имеет права возвращать деньги работнику и последнему нужно обращаться за «своими кровными» в налоговую инспекцию.

Первое такое исключение связано с видом переплаты. Она может образоваться не только вследствие ошибки, но и из-за смены статуса самого работника с нерезидента на резидента. В таком случае пересчет налога и возврат проводится через инспекцию (п. 1.1. ст. 231 НК РФ). Соответственно, о таких «переплатах» работника уведомлять не нужно, равно как и принимать к исполнению его заявление о возврате подобных сумм.

Второе исключение связано с налоговым агентом, точнее с его отсутствием. В таком случае работник тоже должен обращаться за возвратом денег в налоговую инспекцию. Тут нужно помнить, что налог всегда возвращает тот же агент, что его удержал. Это значит, что если работник переводился внутри группы из компании в компанию с последующей ликвидацией одной из них, то вернуть налог «за ликвидированную» компанию нельзя.

Другие публикации:

  • Законы рф для печати Какие печати использовать для аттестатов? Ранее, в статье "Муниципальная школа. Новые правила с 1 сентября 2013 года", опубликованной на нашем сайте, мы уже давали свои комментарии по этому поводу. Вернемся к проблеме еще раз. Федеральный закон от 29 декабря […]
  • Гост 31988-2012 услуги общественного питания общие требования ГОСТ 31988-2012. Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания 2019 год. Последняя редакция Документ продается с актуализацией на дату продажи!ГОСТ 31988-2012. Услуги […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Приказ 162 рк ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 30 марта 2011 года №162 О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года №627 "Об утверждении Правил проведения вспомогательных […]
  • Нотариус на метро маяковская Нотариусы Москвы на станции метро Маяковская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Бушева Ольга Васильевна Телефон: (495) 650-02-84 Адрес: […]
  • Федеральный закон статья 301 Статья 301. (утратила силу) Статья 301. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ Информация об изменениях: © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры […]

Вам также может понравиться