Верховный суд 2019 полномочия

заседания квалификационной коллегии судей РСО-Алания

29 ноября 2018 г.

1. Представление Председателя Верховного Суда РСО-Алания Магометова Б.А. о проведении квалификационной аттестации для принятия решения о присвоении шестого квалификационного класса председателю Кировского районного суда РСО-Алания Зангионову Б.К.

2. Представление Председателя Верховного Суда РСО-Алания Магометова Б.А. о проведении квалификационной аттестации для принятия решения о присвоении шестого квалификационного класса судье Моздокского районного суда РСО-Алания Османову Р.Э.

3. Представление Председателя Верховного Суда РСО-Алания Магометова Б.А. о проведении квалификационной аттестации для принятия решения об оставлении в ранее присвоенном пятом квалификационном классе заместителя председателя Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Дзиццоева В.В.

4. Заявление Бираговой Фатимы Михайловны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

5. Заявление Гуриевой Ларисы Михайловны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

6. Заявление Дауровой Венеры Галаувны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

7. Заявление Козаевой Таисии Давыдовны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

8. Заявление Кокаевой Назират Васильевны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

9. Заявление Кисиевой Мананы Лентоевны о прекращении её полномочий судьи Верховного Суда РСО-Алания с 1 января 2019 года на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Повестка утверждается на заседании квалификационной коллегии судей РСО-Алания.

Место проведения заседания по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Мира, 1, 3 этаж.

Судебную систему ждут крупные изменения

Андрей Клишас. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Сегодня Совет Федерации рассмотрит пакет законов, направленных на совершенствование судебной системы Российской Федерации. Что изменится в структуре третьей власти, чем она будет дополнена и как вводимые новшества повлияют на отправление правосудия в нашей стране? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

— Андрей Александрович, как известно, часть законодательных инициатив по совершенствованию судебной системы Российской Федерации на рассмотрение парламента внесена Верховным судом, другая часть — Президентом России. Что именно было предложено главой государства?

— По инициативе Президента Российской Федерации очень важные изменения внесены в процессуальные кодексы. Вводится обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе и уголовном процессе в судах первой и апелляционной инстанций.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел. Формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, допускается только в случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы.

Эти изменения позволят исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс, укрепить самостоятельность и независимость судей.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел.

Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Помощнику даётся право оказывать помощь судье в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, совершать иные процессуальные действия.

Кроме того, в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» внесены поправки, направленные на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Вводится такой дополнительный вид дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе, который позволит квалификационным коллегиям судей более точно применять меры дисциплинарной ответственности в отношении судей и дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств.

— В чём заключаются основные новшества законопроекта, внесённого Верховным судом Российской Федерации?

— Самое главное нововведение заключается в том, что в рамках действующей системы судов создаются структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, действующие в пределах территории соответствующего судебного округа.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой в областных и равных им судах сконцентрированы полномочия сразу двух судебных инстанций — суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что поможет свести к минимуму любое воздействие на суд, в том числе местных властей, снизить коррупционные риски и, безусловно, обеспечит их независимость и самостоятельность. Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы будут рассматривать абсолютно независимые друг от друга суды.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

И очень важно, что законопроект, направленный на реализацию принципа независимости судей, был предложен самим Верховным судом.

— Какое количество судов будет создано и каковы их полномочия?

— Создаётся девять кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных округов. В системе военных судов создаются кассационный военный суд и апелляционный военный суд.

В целом реформа коснётся небольшого количества дел, поскольку все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по действующим на сегодняшний день правилам.

Кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. В его ведении — рассмотрение дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов. Таким образом, полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа областным и равным им судам. Он станет рассматривать дела по апелляционным жалобам на акты указанных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного суда Российской Федерации.

Сейчас суды областного звена рассматривают в качестве суда первой инстанции наиболее значимые и сложные категории уголовных, гражданских и административных дел. Например, дела об убийстве двух и более лиц, дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Апелляционные жалобы по этим делам подаются в Верховный суд Российской Федерации. При этом, рассматривая по первой инстанции уголовные дела, суды областного звена принимают и промежуточные судебные решения, например об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Апелляционные жалобы на такие решения рассматривает судебная коллегия этого же суда. Получается, что в настоящее время суды областного уровня совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам.

— Как принималось решение о местоположении апелляционных и кассационных судов в конкретном городе? И как получилось, что по местам размещения апелляционная и кассационная инстанции в ряде случаев совпадают?

— На стадии подготовки законопроекта этот вопрос разрабатывался Судебным департаментом при Верховном суде. В процессе работы над законопроектом мы этот вопрос доработали. Главными критериями определения границ судебных округов стали обеспечение доступности правосудия и оптимальные судебные нагрузки с учётом количества судебных споров в каждом регионе. При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество. Всё это позволит оперативно и с минимальными издержками для федерального бюджета организовать работу судов.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество.

Смотрите так же:  Алименты с подарками

Что касается вопроса о совпадении мест размещения апелляционных и кассационных судов, хочу подчеркнуть, что главная задача, которая ставится при создании структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов, — это обеспечение независимости судей и вынесения ими решений. Поэтому непринципиально то, что они находятся в одном городе, главное, что суды обособлены, у каждого из них свой председатель, свои судьи и свой аппарат.

— В ходе обсуждения законопроекта высказывались опасения, что после его принятия доступ к правосудию будет затруднён. Ведь людям станет сложнее добираться в создаваемые межрегиональные суды: порой расстояние между регионами — тысячи километров.

— Хочу вас заверить, что эти опасения беспочвенны. В целях приближения правосудия к месту жительства лиц, участвующих в деле, но проживающих в отдалённых местностях, в составе кассационного и апелляционного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Более того, кассационные и апелляционные суды могут проводить заседания в других населённых пунктах, расположенных в пределах соответствующего судебного округа, если сочтут это необходимым.

Второй момент — существует возможность проведения судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи. Это позволяет участвовать в судебном процессе, находясь в любой точке страны, включая труднодоступные и отдалённые регионы. При этом следует учитывать, что в кассационном судопроизводстве не предполагается исследования новых доказательств и оценки новых обстоятельств. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело. В связи с этим личная явка сторон в суд кассационной инстанции не имеет того значения, которое она приобретает при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов.

— Какое количество судей потребуется во вновь создаваемые кассационные и апелляционные суды и каким образом будет проходить формирование состава судейского корпуса?

— Исходя из уровня судебной нагрузки, предполагается, что во вновь образованных кассационных и апелляционных судах судейский корпус составит почти тысячу человек, и в большинстве своём это будут судьи, переназначенные из других судов. Верховным судом были проведены опросы, большинство судей изъявили желание работать во вновь создаваемых судах.

Таким образом, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путём перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов, которая высвободится в результате передачи ими полномочий по рассмотрению дел в апелляционном и кассационном порядке.

Что касается размера оплаты их труда, то он устанавливается соответствующим аналогичным должностям судей арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов.

— Когда новые суды будут сформированы и начнут рассматривать дела?

— Кассационные и апелляционные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Но решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чём он обязан официально известить не позднее 1 октября 2019 года.

При этом председатели апелляционных судов и кассационных судов должны будут назначены на должность не позднее 15 октября 2018 года.

Важно отметить, что полномочия президиумов судов областного звена по рассмотрению кассационных жалоб сохранятся, если эти жалобы поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда, но не позднее 1 октября 2019 года. Точно так же сохранятся полномочия судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий судов областного уровня по рассмотрению апелляционных жалоб на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции областными и равными им судами, если жалобы поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Верховный суд подвел итоги работы судов за 2018 год

С приветственным словом на заседании выступил председатель правительства Дмитрий Медведев. Он же привел статистику: если в 2017 году российские суды рассмотрели больше 28 млн дел, то по итогам 2018 года это количество превысило 31 млн, и это число, по словам главы кабмина, продолжит расти.

«Люди все чаще предпочитают решать любые споры в суде, это в целом говорит о доверии российскому судопроизводству, и о том, что правовая грамотность людей растет», — отметил Медведев.

Такой огромный объем дел — это итог работы 33 тысяч судей. Это нелегкая ноша, но важно, чтобы эта нагрузка не сказывалась на качестве и скорости принятия решений, — Дмитрий Медведев.

Лебедев подтвердил: количество дел, которые рассматривают российские суды, продолжает расти с каждым годом. При этом почти половина из всех рассмотренных дел — гражданские, рассмотренные судами общей юрисдикции.

Гражданские дела: жилищные, семейные и кредитные споры

Из 17,3 млн гражданских дел, которые в прошедшем году рассмотрели суды общей юрисдикции, 7,1 млн (41%) — это жилищные споры. В сравнении с 2014 годом количество таких дел увеличилось более чем вдвое. 95% от общего числа жилищных споров — о взыскании коммунальных платежей и взносов за капремонт, разъяснил Лебедев.

Кроме того, по-прежнему поступает «значительное количество» дел о долевом строительстве. «При рассмотрении этой категории споров суды должны исходить из необходимости повышенной защиты прав гражданина, который выступает слабой стороной в отношениях с застройщиком», — заявил глава Верховного суда. Он напомнил: с 1 июля 2019 года строительство многоквартирных домов будет осуществляться в форме проектного финансирования, что должно «усилить дисциплину в этой сфере».

Продолжает расти и количество дел о взыскании по договорам займа и кредитным договорам: если в 2013 году суды рассмотрели 1,359 млн таких дел, то в 2018 году это число выросло более чем в 4 раза и составило 5,6 млн. Общая же сумма требований, которые удовлетворили суды по таким делам, составила почти 830 млрд руб. — в среднем 164 000 руб. на один иск.

А вот число «земельных» дел, дошедших до суда, незначительно уменьшилось (на

4%). Как и количество споров о выплате страхового возмещения: в 2017 году суды рассмотрели больше 400 тыс. таких дел, а в 2018 — 335 тыс. При этом на треть выросла средняя сумма требований, которую суды удовлетворяют по таким делам — до 120 000 руб. Председатель ВС ожидает дальнейшего снижения числа «страховых» споров — этому поспособствует новый институт финансового омбудсмена, который поможет разгрузить суды.

Арбитражные суды: граждане банкротятся чаще, чем юрлица

В 2018 году арбитражные суды окончили рассмотрение 1,908 млн дел. — то есть, на 160 000 больше, чем годом ранее.

Большинство экономических споров — а именно 1,15 млн, или 60% — это споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. 85% таких споров касаются неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Вдвое, со 132 000 до 68 000, уменьшилось число споров из договоров страхования, рассмотренных арбитражными судами. Причиной тому, как объяснил Лебедев, стал принятый еще в 2017 году закон о досудебном разрешении споров в ОСАГО. «Это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития досудебных процедур, способствующих разрешению конфликтов», — подчеркнул он.

А вот количество рассмотренных судами банкротных дел, напротив, увеличилось — до практически 60 000. Количество обособленных споров в банкротстве превысило 620 000. Постоянно увеличивающаяся «банкротная» нагрузка на суды — а доля обособленных споров в банкротстве достигает 40% от всех дел, которые рассматривают арбитражные суды — стала причиной того, что Верховный суд в ноябре 2018 года предложил передать управляющим полномочия по проверке обоснованности требований кредиторов по всем без исключения категориям банкротных дел.

По состоянию на 31 декабря 2018 года российские арбитражные суды завершили рассмотрение по 35 000 банкротных дел в отношении граждан без статуса ИП— но в производстве остается еще по меньшей мере 58 000 таких дел.

Количество споров с участием иностранных инвесторов возросло более чем в 5 раз с 2014 года. «Для обеспечения единообразного подхода рассмотрения трансграничных споров Пленум ВС готовит постановление о некоторых вопросах применения судами положений ГК о международном частном праве», — рассказал председатель ВС.

Уголовные дела: оправдывают по-прежнему редко

Всего суды в 2018 году рассмотрели уголовные дела в отношении почти 900 тыс. человек. Из них осудили 685 тыс. человек — то есть, три четверти от общего числа — а оправдали всего 2 тыс. В отношении 193 тыс. дела были прекращены: такое возможно, например, если прокурор отказывается от обвинения, или из-за декриминализации совершенного деяния. Еще 8,6 тыс. человек суды отправили на принудительное лечение.

При этом Верховный суд подчеркивает: количество отправленных в места лишения свободы преступников неуклонно снижается из года в год. В последний раз это значение выросло в 2015 году — тогда по вступившим в законную силу приговорам в колонии и тюрьмы отправили 207 000 человек. А в 2018 году — 198 000 человек. При этом лишение свободы с долей в 29% — самый «популярный» вид наказания из всех, которые суд может избрать.

Смотрите так же:  Какие льготы предоставляет студенческий билет

«В особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением рассмотрено 69% дел от общего объема, осуждено 480 000 лиц, а в отношении 95 000 лиц даже в этом порядке дела прекращены судом — и это, повторяю, при согласии обвиняемых с предъявленным обвиняемым», — рассказал Лебедев.

Осужденные по-прежнему редко обжалуют приговоры в вышестоящих инстанциях: так, апелляция поступила лишь на 6% от приговоров, которые вынесли мировые судьи, и на 19% приговоров районных судов.

Количество осужденных за коррупционные преступление незначительно сократилось, а почти четверть обвинительных приговоров по таким делам приходится на мелких взяточников.

Подавляющая категория уголовных дел, поступивших в суды — это дела небольшой тяжести, их количество превышает все остальные категории вместе взятые почти в полтора раза. «60% осужденных по преступлениям небольшой тяжести совершили преступление впервые», — подчеркнул Лебедев. По этой категории дел суды назначают лишение свободы лишь в 13% случаев.

Россия и ЕСПЧ: количество жалоб растет

По статистике ВС, в 2018 году Европейский суд по правам человека принял к производству 12 100 жалоб в отношении России, что значительно превосходит показатель 2017 года (7 900).

При этом Страсбургский суд меньше раз признал нарушение Россией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод — 238 раз. 46 раз ЕСПЧ признал нарушение ст. 6 Конвенции о праве на справедливое судебное разбирательство. То есть, в каждом пятом случае ЕСПЧ признавал нарушение именно этого права россиян.

Президиум Верховного суда в 2018 году рассмотрел 166 представлений Лебедева в порядке исполнения решений ЕСПЧ. По 125 делам отменены решения о мере пресечения в виде заключения в СИЗО, а в 35 случаях Президиум отменил приговор и передал дело на новое рассмотрение. Всего 6 раз ВС оставил решение без изменений после того, как дело вернулось из ЕСПЧ.

Назначение и наказание судей

В 2018 году выполнен значительный объем работы по формированию штатного состава судебной системы, заявил Лебедев. На вакантные должности назначили 1 768 федеральных судей общей юрисдикции и 316 судей арбитражных судов. А по итогам рассмотрения кандидатов в судьи президентской комиссией одобрение получил 81% судей, подчеркнул Лебедев.

В 2018 году судей стали реже привлекать к дисциплинарной ответственности — 172 раза против 231 в 2017 году. К самой строгой мере дисциплинарной ответственности, досрочному прекращению полномочий, привлекли 22 судей общей юрисдикции и одного арбитражного судью. 18 раз судейские квалифколлегии отказались привлекать судью к дисциплинарной ответственности.

Электронное правосудие: все в сеть

За прошедший год в суды в электронном виде поступило больше миллиона обращений. 695 000 пришлось на суды общей юрисдикции, еще 391 000 документов юристы подали через систему «Мой арбитр». «Информатизация судопроизводства имеет важное значения для обеспечения эффективной судебной деятельности», — подчеркнул глава ВС.

Дальнейшим шагом по развитию электронного правосудия, по мнению Верховного суда, должно стать закрепление обязанности организаций и органов направлять все процессуальные документы исключительно в электронном виде.

Идея о том, что юридические лица будут подавать документы исключительно в электронном виде — это уже сформулированное предложение, подтвердил Лебедев. «Все юридические лица, органы — у них уже есть возможность обратиться в таком виде, не писать на бумажном носителе. Это реальность сегодняшнего дня, которую надо активно вводить». Конкретных сроков для этой инициативы глава ВС не обозначил.

Планы на будущее: Пленумы, обзоры и законы

Между судебной системой и правительством сложились хорошие отношения, в том числе и в законопроектной деятельности, заявил Дмитрий Медведев. Одним из примеров совместной работы глава кабмина назвал предложенный Верховным судом законопроект о совершенствовании медиативных процедур, который «действительно ждут в деловой среде». Сейчас он ожидает второго чтения в Госдуме.

«И еще одно важное направление, которым мы сейчас довольно плотно занимаемся — это модернизации контрольно-надзорной деятельности», — продолжил Медведев. Сейчас правительство проводит корректировку «громоздкого, сильно связанного с советским периодом» законодательства и готовит предложения, чтобы в нем не было «избыточных, устаревших и неэффективных» норм, которые мешают работать гражданам и бизнесу. Будет разработан новый свод правил, по которым будут проводиться проверки, что поможет сократить нагрузку на суды и повысить качество принимаемых решений.

Лебедев напомнил еще об одной инициативе ВС, которая сейчас находится на рассмотрении в Госдуме: о введении уголовного проступка. Этот законопроект не получил поддержки кабмина, потому что может увеличить нагрузку на уголовно-исправительную систему и потребует дополнительных расходов. «Но я думаю, что мы все же убедим законодателя в необходимости принять такой закон», — заявил председатель ВС и добавил, что Медведев уже поддержал нововведение.

В ходе подведения итогов Вячеслав Лебедев упомянул несколько разъяснений и обобщений практики, над которыми работает Верховный суд. Это:

— Обзор практики по делам о продлении ареста по преступлениям средней тяжести.

— Постановление Пленума о преступлениях в налоговой сфере.

— Постановление Пленума по делам о нарушениях правил дорожного движения.

— Постановление Пленума о о некоторых вопросах применения судами положений ГК о международном частном праве.

«Системная и последовательная работа по развитию законодательства обеспечению единообразной судебной практики и подбора судебной практики позволит повысить качество и оперативность правосудия», — выразил уверенность председатель Верховного суда.

Пленум ВС разъяснит переход полномочий к новым судам

В 2019 году начнут работу новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, напомнил Лебедев. Новая судебная модель исключает несколкьо судебных инстанций в одном суде, пояснил он. В связи с их созданием уже внесены поправки в ГПК, УПК и КАС (подробнее — в материале «Путин подписал процессуальную революцию»).

Новые суды начнут работу до 1 октября 2019 года, но точную дату должен объявить Пленум Верховного суда. В связи с этим председатель ВС Вячеслав Лебедев рассказал, что Пленум ВС в скором времени примет постановление, которое не только обозначит дату начала работы новых судов, но также разъяснит процедуру перехода полномочий к новым апелляционным и кассационным судам общей юрисдикции.

Сейчас Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) активно решает кадровый вопрос судов. В ходе февральского заседания квалифколлегия уже выбрала судей нескольких новых апелляций и кассаций.

Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Статья 12 . Председатель Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно. На Председателя Верховного Суда Российской Федерации не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;

5) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

6) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

7) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьями Верховного Суда Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

10) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и назначает их председателей;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ

Смотрите так же:  Как расторгнуть договор с нанимателем квартиры

11) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

12) утратил силу с 30 июля 2018 г. — Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ

Информация об изменениях:

13) представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации для избрания Пленумом Верховного Суда Российской Федерации судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

14) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ

15) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

16) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

17) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ пункт 18 признан утратившим силу с 1 сентября 2019 г.

18) направляет в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации обращения о досрочном прекращении полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков;

19) организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

20) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

21) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

22) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации;

23) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

24) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

25) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и представления о награждении государственными наградами Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

26) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

27) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

28) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

29) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

30) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за их соблюдением;

31) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 31.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный конституционный закон от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ

31.1) принимает в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» решение об увеличении размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо решение об увеличении размера общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, для заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

32) осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда Российской Федерации.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 N 3-ФКЗ ст 7 (ред. от 30.10.2018)

Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Другие публикации:

  • Росприроднадзор приказ 479 от 01082019 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 […]
  • Приказ министерства образования о введении фгос до Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 1155 от 17.10.2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 14 ноября 2013 г. N 30384 Об утверждении федерального […]
  • Льготы по оплате госпошлины за нотариальные действия Какие предусмотрены льготы для инвалидов по уплате госпошлины? Здравствуйте! Инвалид второй группы вступает в наследство после смерти отца. Он должен оплатить госпошлину 0,3% от стоимости имущества или эта сумма уменьшается на 50% ? Спасибо Здравствуйте! […]
  • Заявление на свидание сизо 1 красноярск График приема граждан руководством учреждения: Руководитель Дни недели Время приёма Подрез Антон Станиславович Заместитель начальника по оперативной работе Бобрышев Сергей Александрович Заместитель начальника по общим вопросам Гафаров Олег […]
  • Размер минимального пособия по беременности и родам в 2019 C 1 января 2019 года все работодатели обязаны платить декретные в новых размерах Какой размер декретных будет в 2019 году? Обязаны ли работодатели пересчитать декретные и доплатить? Какие новые минимальные и максимальные размеры? Расскажем об […]
  • Санитарно эпидемиологические требования к образовательным учреждениям Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и […]

Вам также может понравиться