Условное правонарушение

Уголовное наказание за административное правонарушение — эксперты президентского совета раскритиковали антимитинговый закон

Эксперты рабочей группы Совета при президенте по правам человека раскритиковали принятый в спешке антимитинговый закон. Они полностью поддержали доводы оппозици и обращают внимание на антиконституционность и абсурдность документа. При этом они абсолютно не склонны полагаться на разумность правоприменителей, на которую делал упор при обсуждении законопроекта глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин.

Спустя всего один день после принятия Госдумой и одобрением Советом Федерации закона, ужесточающего ответственность за нарушения на митингах и шествиях, Совет при президенте по правам человека дал свое заключение на этот документ. Под заключением, которое был размещено вчера на сайте совета, стоят подписи восьми известных юристов, среди которых Борис Страшун и Илья Шаблинский.

Эксперты описывают недостатки закона и приходят к неутешительным выводам, соглашаясь с доводами оппозиции, которая на протяжении последних трех недель неумолимо критиковала его. Главным пороком документа эксперты считают то, что он предполагает, по сути, «криминализацию процедуры использования базового конституционного права — права собираться мирно», при этом, ученые, судя по всему, не склонны верить в разумность российского правоприменителя и требуют уточнения формулировок.

«Понятие «нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга…» никак не конкретизировано. Оно не имеет и легального определения в законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», — пишут эксперты и задаются вопросом, за какие конкретно нарушения будут привлекать к ответственности. При этом они опасаются, что поводом для наказания может стать и нарушение регламента выступлений на митинге.

Вызывает у них опасения и норма, предусматривающая при определенных условиях санкции за «организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах». По их мнению, она «крайне расплывчатая» и «чревата произвольным усмотрением правоприменителя». «Фактически она позволяет любое скопление людей (очередь у касс, пребывание зрителей у входа в театр во время антракта) интерпретировать как противоправное «массовое пребывание», — говорится в заключении. В нем же подчеркивается, что это может угрожать конституционному праву граждан собираться мирно, без оружия.

Значительное внимание ученые посвятили и анализу ужесточения штрафных санкций за нарушения на митингах и обнаружили весьма удручающие противоречия с действующим законодательством. По их мнению, такое повышение приведет к «смешению уголовной и административной ответственности» и к «полному административному произволу».

Сейчас размер административного штрафа для граждан может варьироваться от 100 руб. до 5000 руб., а уголовного — от 5000 руб. до 1 млн руб. «Предлагаемое в законе повышение верхнего уровня размера административного штрафа на граждан до 300000 руб. стирает различие между этими двумя принципиально разными видами наказания. Фактически, поправки [в КоАП] вводят уголовное наказание за административное правонарушение. При этом, уровень процессуальных гарантий прав граждан в административном процессе значительно ниже, чем в уголовном», — говорится в документе.

Продолжая критиковать серьезное увеличение штрафов, авторы заключения отмечают, что они «несоразмерны имущественному положению большинства граждан России» и «резко контрастируют с размерами штрафов за нарушения, имующие точно такие же последствия». В качестве примера приводятся ситуации, когда за создание помех транспортным средствами (статья 12.30 КоАП) предусматривается штраф в 300 руб., а за умышленную порчу чужого имущества — штраф в 500 руб. (статья 7.17 КоАП). Однако настоящую абсурдность новелл ученые обнаружили, сравнив их с действующими санкциями Уголовного кодекса РФ. Оказалось, что наказание за причинение вреда здоровью и уничтожение имущества, если оно не несет в себе уголовно наказуемого деяния, карается гораздо строже, чем аналогичное уголовное преступление. Так, за «непреступное» причинение вреда здоровью и уничтожение имущества в ходе митинга предусматривается штраф в 100000-300000 руб., а за аналогичное уголовное преступление — штраф не может превышать 40000 руб.

Не согласились в президентском совете и с необходимостью ограничивать в правах на организацию публичных мероприятий людей, привлекавшихся к административной ответственности по ряду «митинговых статей» и за неповиновение сотруднику полиции. «Эта норма неэффективна, потому что легко обходится. Подобное ограничение права должно рассматриваться как дополнительное наказание, что возможно лишь в судебном порядке. Рецидив в отношении административного правонарушения не знаком российскому праву вообще, а применительно к данному случаю представляется абсолютно одиозным, поскольку ведет к ущемлению политических прав и свобод граждан», — подчеркивается в заключении.

Кроме того, в нем обращается внимание и на противоречия закона руководящим принципам по свободе мирных собраний, подготовленным БДИПЧ ОБСЕ и венецианской комиссией Совета Европы. Следующим серьезным аргументом для наложения вето на этот закон, по мнению ученых, является и нарушение процедур при его принятии. Они ссылаются на то, что проект закона рассматривался в отсутствии заключения Правительства РФ, наличие которого было обязательным, поскольку установление нового вида административного наказания — обязательных работ — повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета на их организацию и увеличение штата сотрудников Федеральной службы судебных приставов, которые должны контролировать исполнение этого наказания.

Это заключение с просьбой наложить вето на закон будет направлено президенту Владимиру Путину, сообщал ранее журналистам глава Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов.

Уголовное преступление

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Уголовное преступление» в других словарях:

Уголовное преступление — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

Уголовное преследование отрицания Холокоста — Страны, где отрицание Холокоста преследуется в уголовном порядке по состоянию на 2009 год Уголовное преследование отрицания Холокоста система криминализации отрицания Холокоста в рамках … Википедия

Уголовное законодательство — Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной… … Википедия

Уголовное право Российской Федерации — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия

Преступление — (лат. scelus; англ. crime) в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Согласно ст. 14 УК РФ* не является П. действие (бездействие), хотя формально и содержащее… … Энциклопедия права

Уголовное обвинение — официальное обвинение государственными органами кого либо, утверждающее, что кто то совершил преступление. Документ, который содержит одно или несколько уголовных обвинений, или их количество, может принимать различные формы, в том числе:… … Википедия

Уголовное дело о теракте в минском метро — Приведен в исполнение смертный приговор в отношении Владислава Ковалева, осужденного за теракт в минском метро в апреле 2011 года. Пока неизвестно, расстрелян ли второй фигурант дела Дмитрий Коновалов, который был основным обвиняемым на процессе … Энциклопедия ньюсмейкеров

Преступление — опасное нарушение закона и правопорядка, виновный в котором должен понести уголовное наказание. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

преступление — Бандитское, безрассудное, бесчеловечное, гнусное, грубое, грязное, дикое, дьявольское, жестокое, жуткое, зверское, злодейское, изуверское, коварное, кровавое, крупное, мерзкое, наглое, невольное, нечеловеческое, низменное, омерзительное, опасное … Словарь эпитетов

Преступление — У этого термина существуют и другие значения, см. Преступление (значения). Преступление (уголовное преступление) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.… … Википедия

Правонарушение: примеры и виды

Правонарушения являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек способен преступить закон для достижения собственной цели или получения необходимого блага. Причинами, по которым человек совершает незаконное деяние, можно назвать различные противоречия (политические, социальные, религиозные и т. д.), низкий уровень жизни или несоответствие потребностей имеющимся возможностям. Противозаконные поступки совершают не только люди в безвыходном положении, но и психически неуравновешенные личности с разными маниакальными идеями и нездоровыми наклонностями.

Проступки и преступления

Нарушение права – любое действие или бездействие, преступающее закон и наносящее вред общественному порядку, государству, жизни и здоровью людей. Любое правонарушение, примеры и виды которых будут описаны далее, заключает в себе определённую степень опасности для общества. Исходя из этого, они делятся на проступки и преступления.

Виды правонарушений: примеры, ответственность

Проступок – противоправное менее общественно опасное деяние. Например, административный проступок возникает в сфере государственного управления, т. е. при нарушении норм и правил, установленных государством.

Какова же ответственность за подобные деяния? Во-первых, необходимо отметить, что административная юридическая ответственность наступает с 16 лет. Органы государственного управления выносят постановление о наказании за административное правонарушение (примеры органов, имеющих на это право: администрация города или района, ППС и т. д.).

Наказание за административное нарушение может быть следующим:

  • штраф;
  • лишение одного или нескольких прав;
  • административный арест.

Административные проступки и наказания за их нарушения прописаны в КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).

Что представляет собой административное правонарушение? Примеры можно указать следующие:

  • Нарушение правил дорожного движения. Наказание: штраф или лишение водительских прав.
  • Безбилетный проезд в общественном транспорте. Наказание: штраф.
  • Неисполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. Наказание: лишение родительских прав.
  • Распространение, хранение, употребление наркотических и психотропных (запрещённых государством) веществ. Наказание: административный арест (изоляция от общества).

Гражданское нарушение права

Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.

Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).

Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:

  • Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
  • Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
  • Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.

Дисциплинарная ответственность

Проступок дисциплинарный возникает при нарушении должностных обязанностей, воинского устава, трудовой дисциплины, рабочего распорядка. В этом случае дисциплинарная юридическая ответственность наступает уже с 16 лет.

Администрация предприятия, на котором совершён проступок, выносит приказ о наказании провинившегося. Наказанием за дисциплинарный проступок выступает замечание, выговор, увольнение.

Дисциплинарные правонарушения и соответствующие им наказания закреплены в ТК РФ (Трудовой кодекс).

Как выглядит дисциплинарное правонарушение? Примеры следующие:

  • Опоздание на работу. Наказание: впервые — устное замечание, при повторном – письменный выговор. При систематических опозданиях и наличии трёх письменных выговоров – увольнение.
  • Отлучение караульного с поста без предупреждения. Наказание: устное замечание, при повторе – рапорт с выговором, при систематическом нарушении воинского устава – заключение на гауптвахте.

Преступление — противоправное общественно опасное деяние, преследуемое Уголовным кодексом РФ, заключающее в себе непосредственную опасность общественному порядку, жизни и здоровью людей, их имуществу и т. п. Любое уголовное правонарушение, примеры и виды которых описаны ниже, наказывается по всей строгости закона и подразумевает заключение подозреваемого (обвиняемого, преступника) под стражу.

Виды уголовных правонарушений

Преступления делятся на группы по своей тяжести:

1. Небольшая тяжесть – преступления, совершённые умышленно и/или неосторожно, наказание за которые не превышает двух лет заключения. Примеры подобных преступлений:

  • Клевета в любом виде: публичное выступление, произведение литературы, ложное обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
  • Хакерство, которое вредит чужой собственности.
  • Сделка, совершённая под давлением.
  • Кража личных документов.

2. Средняя тяжесть – преступления, совершённые умышленно (наказание — не более 5 лет тюрьмы) и/или неосторожно (наказание — не более 3 лёт). Данное правонарушение (примеры будут указаны далее) считается самым трудным по доказательству в судебном делопроизводстве. Это такие, как:

  • Угон транспортного средства.
  • Умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести в ходе хулиганства или по отношению к малолетнему.
  • Кража, осуществляемая группой лиц с проникновением в чужую собственность и т. д.

3. Тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 до 10 лет.

  • Попытка или совершённая легализация незаконно полученных денег, дома, земли и т. п.
  • Нарушение положенной техники безопасности при управлении транспортом.
  • Причинение тяжкого вреда здоровью (был утерян орган чувств, конечность, прервалась беременность и т. п.).

4. Особо тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 лет до пожизненного заключения. Таковыми считаются:

  • Умышленное убийство.
  • Изнасилование несовершеннолетнего.
  • Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть пострадавшего.
Смотрите так же:  Приказ минздравсоцразвития порядок обучения по охране труда

Все виды правонарушений, примеры которых описаны выше, являются незаконными и наказуемыми. Не стоит совершать предосудительные поступки, если вы не уверены в их законности.

Условное правонарушение

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений — публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений — от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе — все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор — посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор — тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт — самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

— урегулирования и предупреждения;

— разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект — предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него — восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, — т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку — она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу — из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

— преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: — уголовных правонарушений — очень широк; — административных проступков — порядок государственного управления, администрация; — дисциплинарных проступков — трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: — предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), — а если последствия не предусмотрены, то:

— созданием опасности наступления тяжких последствий;

— опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины — чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом — общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— вмешательство в законную деятельность представителей работников;

— финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, — в степени общественной опасности (хулиганство — мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью — причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны — разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть — карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах — самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это — «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача — обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

— признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

— обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

— взыскать с ответчика средства;

— временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

— принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

— признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример — ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него — как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, — а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели — покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности — и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, — напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, — нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка — от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект — на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

— часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

— часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки — административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия — природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП — должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека — в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков — от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

— работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

— лица, находящиеся под стражей и осужденные;

— ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности — и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной — за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины — за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

— для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

— для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Условное правонарушение

04 октября 2017

«Странно»: эксперты о том, может ли условно осужденный нарушать закон и оставаться на свободе». Комментарий юриста Антона Куликова для РАПСИ

В начале недели Симоновский районный суд Москвы назначил оппозиционеру Алексею Навальному административное наказание в виде ареста на срок 20 суток за повторное нарушение порядка организации (проведения) публичного мероприятия после несогласованной акции в Нижнем Новгороде.

Согласно постановлению, Навальный признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

В связи с тем, что условно осуждённому блогеру в очередной раз удалось остаться на свободе, в сети между юристами возникла полемика. Одни считают, что любой другой человек на месте Навального уже «пилил бы елки в колонии», другие — что законных оснований для привлечения его к более серьезной ответственности нет. РАПСИ попросило экспертов ответить на вопрос: если гражданин приговорен к условному сроку и совершает в течение года пять, подтверждённых судебными решениями, административных правонарушений, — может ли и должна ли, в соответствии с буквой закона, в отношении него наступить уже уголовная ответственность? И вот, что на этот счёт сказали эксперты:

Адвокат Андрей Сабинин

Согласно части 3 статьи 74 Уголовного кодекса РФ, если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. То есть отмена условного осуждения не может быть инициативой суда. Другой вопрос, почему при таком количестве вступивших в законную силу судебных решений о привлечении лица к административной ответственности уголовно-исполнительная инспекция не инициирует представление об отмене условного осуждения. Или почему прокуратура в рамках надзорных функций закрывает на это глаза. Если речь о Навальном, то он давно должен был сидеть, но прощение, как и кара, вещь избирательная.

Смотрите так же:  Заявление об исправлении кадастровой ошибки в сведениях образец

Адвокат Андрей Орлов

Условный срок может быть заменен по решению суда на реальный. Такой расклад возможен, в том числе, если условно осужденный в течение испытательного срока хотя бы дважды (за один год) привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Речь идет о правонарушениях, предусмотренных главой 20 КоАП РФ.

Однако отмена условного осуждения в данном случае не происходит «автоматически». Во-первых, без представления органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, эта процедура не запустится. Во-вторых, из буквального толкования закона следует, что отмена условного срока в таком случае является правом, а не обязанностью суда.

Поэтому сам факт неоднократного привлечения условно осужденного к административной ответственности отнюдь не означает, что это лицо непременно должно отправиться в места лишения свободы.

Адвокат Иван Сустин

Условный срок предполагает правопослушное поведение осужденного в период испытательного срока, установленного судом. Контроль за поведением условно осужденного отнесен законом к компетенции территориальных подразделений ФСИН России.

Если условно осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, суд может продлить испытательный срок.

Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. А может и не вынести.

С представлением о продлении испытательного срока или замене его на реальный срок лишения свободы в суд обращается инспектор по надзору за поведением условно осужденного лица.

Закон обязывает суд заменить условный срок на реальный только в случае совершения лицом умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления в период испытательного срока.

От себя могу сказать, что ситуация, когда в период испытательного срока условно осужденный гражданин совершает пять административных проступков и отсутствует представление уполномоченного органа о замене условного срока на реальный, по меньшей мере, странная.

Своим доверителям мы рекомендуем в период испытательного срока, по возможности, избегать нарушения даже правил дорожного движения.

Юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Антон Куликов

Важно оговорить, что не всякое систематическое привлечение к административной ответственности позволит суду отменить условное осуждение. Ключевым признаком является то, что правонарушения должны быть против общественного порядка (глава 20 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 74 УК РФ, если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

В свою очередь, из части 5 статьи 190 УИК РФ следует, что «систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности».

Но это не является безусловным основанием для отмены условного осуждения. В части 3 статьи 74 УК РФ закреплена диспозитивная норма, дающая право суду (а не налагающая на него обязанность) отменить либо сохранить условное осуждение.

В этой связи по букве закона суд, в поставленной на рассмотрение ситуации, поступил бы правомерно. Но в то же время институт условного осуждения является своего рода поощрительной мерой, через которую государство выражает снисхождение к неопасным, не имеющим антисоциальной установки лицам. В свою очередь, систематическое нарушение общественного порядка свидетельствует об обратном, в связи с чем сохранение условного осуждения выглядит не совсем оправданным. Однако к каждому случаю следует подходить индивидуально.

Адвокат Александр Карабанов

Если условно-осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного судом.

Адвокат коллегии «Леонтьев и партнеры» Алексей Сергиенко

Уголовным законодательством Российской Федерации не установлена ответственность за неоднократное совершение административных правонарушений, неважно, на условном сроке, или нет. Что касается замены условного осуждения реальным отбыванием наказания, при условии неоднократного совершения административных правонарушений, по данному факту можно сказать следующее:

— По представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за поведением условно осужденного, суд может в течение испытательного срока отменить условное осуждение и исполнить наказание, назначенное приговором суда.

Основанием такого решения суда может быть, в числе прочих, систематическое нарушение условно осужденным общественного порядка (то есть два и более административных правонарушений в течение одного года).

Таким образом, совершение условно осужденным пяти административных правонарушений в течении года, является поводом для внесения уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд о замене условного наказания реальным.

Уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено принятие указанного решения судом по собственной инициативе, данный вопрос, в любом случае, может быть рассмотрен лишь по представлению уголовно-исполнительной инспекции.

При этом очевидно, что систематическое нарушение общественного порядка свидетельствует об устойчивой антисоциальной позиции условно осужденного, при таких условиях вопрос о замене условного осуждения должен быть поставлен уголовно-исполнительной инспекцией перед судом в обязательном порядке.

Некоторые вопросы увольнения работника в связи с привлечением его к уголовной или административной ответственности

В п. 10 ст. 77 ТК РФ особо выделены основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень указанных оснований приведен в ст. 83 ТК РФ, где законодатель их систематизировал. Такая систематизация логична, поскольку перечисленные в указанной норме ТК РФ основания не зависят от волеизъявления сторон этого договора.

Пункт 4 ст. 83 ТК РФ воспроизвел (в целом) действующую в бывшем КЗоТ РФ норму (п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ) (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 г.), относящуюся к одному из оснований прекращения трудового договора, — увольнение в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

Такое основание увольнения сегодня, как и прежде, является самостоятельным основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

История развития трудового законодательства, касающегося затронутого вопроса, свидетельствует о том, что уже КЗоТ 1922 г. (п. «д» ст. 47 КЗоТ) предусматривал право нанимателя расторгнуть трудовой договор «вследствие совершения нанявшимся уголовно преследуемого деяния, непосредственно связанного с его работой и установленного вступившим в силу приговором суда, а также в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев» [1] .

Согласно п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ 1971 г. (с изм. и доп.) вступление в законную силу приговора суда являлось основанием прекращения трудового договора лишь в том случае, если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы. К числу таких наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы не по месту работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, увольнение с должности.

Исключало возможность продолжения данной работы и являлось основанием прекращения трудового договора по п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ также условное осуждение работника к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду не по месту основной работы в соответствии со ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1970 г.

В тех случаях, когда работник хотя и совершил преступление, но к нему было применено судом наказание, не исключающее возможность продолжения данной работы (например, исправительные работы по месту работы, штраф), прекращение трудового договора в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ, не могло иметь место. В то же время не исключалась возможность расторжения трудового договора по инициативе администрации предприятия (учреждения, организации) при наличии предусмотренных законодательством оснований увольнения (например, совершение по месту работы хищения (в том числе и мелкого) государственного или общественного имущества; совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации (п. 8 ст. 33, п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ)).

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора в соответствии с п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ мог быть издан лишь после вступления приговора суда в законную силу. При этом если работник до вступления приговора суда в законную силу был заключен под стражу или в установленном порядке отстранен от работы, датой увольнения указывался последний рабочий день перед заключением под стражу или отстранением от работы.

Поскольку прекращение трудового договора по рассматриваемому основанию могло последовать только при наличии вступившего в законную силу приговора суда, трудовой договор с лицом, совершившим преступление, но признанным невменяемым и направленным на принудительное лечение, мог быть прекращен не по п. 7 ст. 29 КЗоТ РФ, а по п. 5 ст. 33 КЗоТ РФ, т.е. по истечении четырех месяцев со дня помещения на лечение.

Пункт 4 ст. 83 ТК РФ внес некоторые изменения в формулировку указанного основания прекращения трудового договора, хотя суть ее осталась прежней.

Возможность прекращения трудового договора в связи с совершением уголовного преступления ставится в зависимость главным образом от меры уголовного наказания. Относя п. 4 ст. 83 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, законодатель обусловливает возможность его прекращения по этому основанию наличием непреодолимого препятствия для продолжения трудового правоотношения. Такое препятствие может возникнуть только при реализации назначенного судом наказания. Причиной увольнения работника по данному основанию может служить применение к нему следующих мер наказания:

арест (ст. 54 Уголовного кодекса РФ( УК РФ)). Согласно указанной статье арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Превентивное задержание и заключение под стражу не может служить основанием для увольнения, т.к. п. 4 ст. 83 ТК РФ предусматривает увольнение работника лишь вследствие осуждения к наказанию. В случае задержания и заключения под стражу подозреваемого ему в табеле проставляется неявка, зарплата, естественно, не начисляется, но увольнять его нельзя до вступления приговора суда в законную силу);

лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ).

Указанные виды наказания предусматривают изоляцию виновного от общества.

Обстоятельством, исключающим возможность продолжения работником прежней работы, является также применение к нему наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания (ст. 47 УК РФ). Карательное свойство этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного его субъективного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для работодателя, с которым осужденный состоит в трудовых отношениях (ст. 34 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Перечисленные меры наказания преследуют цель предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений и назначаются в случаях, когда суд признает невозможным сохранение за работником права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если к лицу применена мера наказания, не исключающая возможность продолжения данной работы, например исправительные работы (ст. 50 УК РФ), он не может быть уволен по п. 4 ст. 83 ТК РФ. Исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются только по месту работы осужденного. В течение этого времени из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Прекращение трудового договора по п. 4 ст. 83 ТК РФ может быть произведено не ранее вступления приговора суда в законную силу, поскольку до того приговор может быть отменен в кассационном порядке. Порядок вступления приговора суда в законную силу определяется уголовным процессуальным законодательством. Поскольку работодатель не может решить вопрос об увольнении работника до вступления в законную силу приговора суда, это говорит об отсутствии у него инициативы, следовательно, справедливо, что законодатель вынес данное основание прекращения трудового договора за рамки общих оснований прекращения трудового договора (ст. 77 ТК РФ).

Увольнение в связи с осуждением работника представляет собой специфический случай прекращения трудового договора. Во-первых, такое основание увольнения вызвано исключительными обстоятельствами (осуждение работника за совершенное преступление). Во-вторых, суд, вынося приговор, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, отстранения от должности или другое наказание, исключающее возможность продолжения прежней работы, предопределяет вопрос прекращения трудового договора, так как вступление этого приговора в законную силу обязывает работодателя оформить прекращение трудового договора с осужденным работником. В данном случае работодатель лишь издает приказ (распоряжение) об увольнении работника, вопрос о прекращении трудового договора с которым фактически решен.

Смотрите так же:  Возврат списанных денежных средств

Увольнение по п. 4 ст. 83 ТК РФ не следует смешивать с увольнением в связи с совершением работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Не могут служить основанием для применения подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ, например, акты органов вневедомственной охраны, зафиксировавшие хищение имущества, поскольку эти органы не вправе применять меры административного взыскания [2] .

Вступивший в законную силу приговор суда в отношении работника, совершившего хищение чужого имущества, является основанием для его увольнения по подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ только в том случае, когда работник осужден к наказанию, не исключающему возможность продолжения данной работы. Если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы, то трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ [3] .

На практике непросто провести четкую грань между этими основаниями увольнения. В результате могут иметь место неправильные выводы при применении закона. Поэтому следует четко представлять, что осуждение работника является основанием для прекращения с ним трудового договора только при наличии следующих условий:

1) работник осужден к наказанию, исключающему продолжение прежней работы (например, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности);

2) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в силу.

Следовательно, чтобы правильно определить соотношение между увольнением по подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ и п. 4 ст. 83 ТК РФ, необходимо прежде всего установить, применение каких мер уголовного наказания препятствует возможности оставления работника на прежней работе и обязывает работодателя уволить его.

Работники, обвиняемые в совершении преступления, как связанного, так и не связанного с работой, могут быть временно отстранены от работы до решения вопроса об их виновности соответствующими органами.

Отстранение от работы следует отличать от прекращения трудового договора. Отстранение от работы — это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ст. 76 ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах. В соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ отстранение от работы производится либо по инициативе работодателя, либо по инициативе (по требованию) органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это федеральными законами (например, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») и иными нормативными правовыми актами.

Главные отличительные признаки, характеризующие отстранение от работы:

1) отстранение от работы лишь приостанавливает действие трудового договора на определенный период выполнения работником его трудовой функции, что не прекращает действия трудового договора;

2) в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, для государственных служащих, допустивших должностной проступок).

Временное отстранение обвиняемого от должности (выполняемой работы) отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Как показывает практика, прекращение трудового договора по п. 4 ст. 83 ТК РФ иногда не согласуется с интересами организации, особенно тогда, когда работник имеет высокую квалификацию и занимает соответствующую высокую должность. Это касается прежде всего руководителя организации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, главных, ведущих, старших специалистов и т.п.

В приговоре суда в качестве основного или дополнительного наказания иногда указывается, что руководитель не может занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение точно указанного в приговоре срока. Вступление в законную силу такого приговора суда, с одной стороны, обязывает работодателя (собственника имущества) расторгнуть с руководителем трудовой договор. С другой стороны, приговор не лишает права работодателя трудоустроить этого работника, если он не находится под стражей, на работу, которая ему приговором суда не запрещена. [4]

Увольнение по обстоятельствам, с которыми закон не связывает возможность прекращения трудовых отношений, недопустимо. Между тем возникает вопрос, как быть с теми обстоятельствами, которые установлены в нормативных правовых актах других отраслей права, но отсутствуют в ТК РФ в качестве оснований для прекращения трудового договора.

В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [5] содержит статьи 11.5, 11.7, 11.9, 12.7–12.10, 12.17, 12.21, 12.24, 12.26, 12.27, которые в качестве меры административного наказания предусматривают лишение по постановлению (а не приговору) суда права управления транспортными средствами на срок от одного месяца до двух лет (ст. 3.8 КоАП РФ). Это в свою очередь влечет за собой лишение работника права продолжения прежней работы (например, водителя автомобиля).

В таких ситуациях, как нам кажется, работодатель может предложить работнику другую работу, т.е. перевести работника с его согласия на другую работу на весь срок лишения права управлять транспортным средством, в соответствии со ст. 72 ТК РФ. В случае отсутствия другой работы или несогласия работника на перевод работодатель вынужден его уволить, поскольку использовать такого работника в качестве водителя не допускает закон. Трудовой договор в этом случае может быть расторгнут по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ), либо по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), либо в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (п. 5 ст. 77 ТК РФ). Во всех случаях увольнения работник не может выполнять в течение определенного срока по новому месту те работы или занимать соответствующие должности, указанные в приговоре суда. Если лишение права управления транспортным средством вызвано нетрезвым состоянием работника в рабочее время, трудовой договор с ним расторгается по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Одной из мер административного наказания, которому может быть подвергнут работник, является дисквалификация, которая также предопределяет необходимость прекращения трудового договора, хотя и не лишает права работодателя перевести работника с его согласия на другую работу.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация состоит из двух элементов:

1) лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, сущность которого заключается в признании и объявлении лица недостойным и неспособным занимать руководящую должность в исполнительном органе управления юридического лица и в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом;

2) лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), что означает по существу прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Оба вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрет занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

Дисквалификация — новый вид административного наказания, установленный КоАП РФ [6] . Это своеобразный аналог лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяемый к субъектам, обладающим специальным правовым статусом. Дисквалификация может быть применена за нарушение административно-правовых запретов к определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом. К ним КоАП РФ относит лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членов совета директоров, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В зависимости от правового статуса названных лиц КоАП РФ определяет и формы дисквалификации: лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация как административное наказание назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет только в качестве основного наказания в случаях, прямо предусмотренных соответствующими нормами КоАП РФ. Постановление судьи о назначении дисквалификации является основанием для немедленного прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

КоАП РФ предусматривает дисквалификацию альтернативно с административным штрафом за совершение следующих правонарушений:

▪ нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ );

▪ преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ);

▪ ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ);

▪ совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП РФ);

▪ предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться общими принципами ответственности по нормам российского права. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие такую ответственность.

ТК РФ не содержит ответа на вопрос о правовых последствиях для работника в связи с его дисквалификацией. Представляется, что работник на время дисквалификации может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную с прежними должностными обязанностями и полномочиями. В случае отсутствия в организации такой работы (должности) трудовой договор может быть расторгнут по ст. 78 ТК РФ (по соглашению сторон) или ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию). Не исключается также расторжение трудового договора в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) в соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ.

Итак, для наступления правовых последствий, связанных с прекращением трудового договора, в ряде случаев следует учитывать наличие в административном праве некоторых видов ответственности, применение которых связано с возможностью продолжения трудовых отношений. Однако, как верно замечает Ю.Я. Вольдман, не всегда перечисленные в КоАП РФ виды административных наказаний служат основанием для изменения или прекращения трудовых отношений, а только когда субъект административного правонарушения выступает одновременно субъектом трудовых отношений. [7] В ТК РФ практически невозможно предусмотреть все административные проступки, связанные с невозможностью продолжения трудовых отношений. Поэтому сегодня крайне необходимо принятие разъяснения Верховного Суда РФ, содержащее примерный перечень таких проступков, которые могут повлечь за собой прекращение трудового договора.

[1] Кодекс законов о труде 1922 г. С изменениями на 1 июня 1937 г. С приложением постатейно-систематизированных материалов. М.: Юридическое изд-во, 1937. С. 22.

[2] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2002. С. 203.

[3] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: изд-во «Спарк», 2002. С. 192.

[4] Миронов В.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Трудовое право. 2002. № 7. С 58–59.

[5] Собрание законодательства РФ, 2002, № 1, ст. 1, 2.

[6] До принятия КоАП РФ применение наказания в виде дисквалификации было предусмотрено Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». См. Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 222.

[7] Вольдман Ю.Я. Трудовой кодекс: его взаимодействие с Кодексом об административных правонарушениях // Хозяйство и право. 2003. № 7. С. 4–6.

Ю.Н. Полетаев, доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2004.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться