Упрощенный порядок оформления прав на недвижимое имущество дачная амнистия

Дачная амнистия и её перспективы на ближайшие годы

Усложнение процедуры «дачная амнистия»

Под «дачной амнистией» подразумевается процедура регистрации участков земли и некоторых видов сооружений в упрощенном порядке. По этой схеме также можно приватизировать индивидуальные жилые дома. Процедура регулируется Законом № 93ФЗ от 30. 06. 2006. В нем прописаны изменения, внесенные в акты законодательства, в отношении возможности регистрации прав граждан на имущество по упрощенной схеме. Дачная амнистия предусматривает получение права собственности на земельные объекты и недвижимое имущество на основании поданной владельцем декларации, по которой и устанавливаются права собственника на землю и постройки.

Объекты, подпадающие под дачную амнистию

Все участки, которые выделялись гражданам России до 2001 года, то есть до вступления в действие Земельного кодекса, можно разделить на две категории:

  • наделы под дачное хозяйство, огородничество;
  • наделы для ведения приусадебного хозяйства или под индивидуальную застройку.

Такие участки можно зарегистрировать по упрощенной схеме в рамках проводимой «амнистии». На них, как правило, имеются документы о собственности устаревшего образца. Они вполне законны, но о них нет сведений в регистрационной палате. Если возникает необходимость совершения операций с недвижимостью (продажа, дарение, наследование), их невозможно совершить без фиксирования в госреестре.

На основании представленных документов будет зарегистрировано право собственности, и участок земли будет поставлен на кадастровый учет. Если отсутствует межевой план, в кадастре будет сделана особая пометка. Но если в документах нет информации о характерных чертах объекта, в регистрации будет отказано.

Сложности возникают и с объектами недвижимого имущества, возведенных по старым правилам на особых территориях:

  • в заповедниках;
  • на землях военного ведомства;
  • в парковых зонах;
  • на территории культурных объектов.

В этих случаях документы рассматриваются в особом порядке и решения выносятся индивидуально.

Продление амнистии

Амнистия была продлена летом 2016 года до 1 марта 2018 года. Все желающие могут за это время оформить в собственность дачные участки со строениями, а также индивидуальные жилые дома. Однако с начала 2017 года на указанные объекты будет распространяться действие закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (2015). Согласно этому документу все объекты, подлежащие приватизации, должны быть поставлены на учет в Росреестре, который включает в себя кадастровую палату и регистрационную. То есть, чтобы оформить права собственности на недвижимость и землю, простой декларации будет недостаточно, необходимо провести на основе поданной декларации кадастровые работы для получения межевого плана и технического паспорта.

Построенные объекты могут быть введены в эксплуатацию без получения разрешения на ввод до 1 марта 2018 года. Здания, возведенные на участках, выделенных под индивидуальную застройку или на приусадебных территориях, будут оформляться по упрощенной схеме. Но при этом разрешение на строительство должно быть получено.

Продленная версия амнистии

В новом законе амнистия по упрощенной схеме продляется до 1 марта 2018 для регистрации земельных участков. Для этого, как раньше, следует обратиться в росреестр и представить имеющиеся документы на землю и заявление правообладателя.

Для домов и других построек с 1 января 2017 придется разрабатывать технические планы, которые оформляют кадастровые инженеры или БТИ. Специалисты проведут обследование на местности, определят координаты сооружения, его размеры, после чего выдадут необходимый документ. Работы обойдутся примерно в 7-10 тысяч рублей.

Но есть еще возможность зарегистрировать строения по старой схеме, подав декларацию и написав заявление. Госпошлина составит всего 350 рублей.

Декларация для упрощенной регистрации

Для внесения в госреестр сооружений на дачном или садовом участке до 01.01.2017 необходимо подать следующие виды документов:

  • заявление на регистрацию;
  • оплаченную квитанцию (госпошлина);
  • паспорт правообладателя;
  • декларацию с подтверждением существования объекта недвижимости.

Очень важным для регистрации документом является декларация, на основании которой оформляется право собственности. Без соответствующего юридического оформления с недвижимостью нельзя будет совершать никакие сделки. Более того, незарегистрированный дом может быть снесен.

Декларация заполняется самим правообладателем и предоставляется в двух экземплярах. В ней прописываются наименование объекта недвижимого имущества, местонахождение, год возведения, этажность, данные владельца. Образцы можно посмотреть на портале Росреестра. Декларация может быть отклонена в случае обнаружения неточностей или дефектов. Если все верно, то строению в течение 30 дней будет присвоен адрес, а затем можно приступать к оформлению кадастрового паспорта.

Это пример виджета, что бы показать как по умолчанию выглядит боковая панель Слева. Вы можете добавить пользовательские виджеты с экрана виджетов в админ панели. Если пользовательские виджеты будут добавлены, они заменят первоначальный виджет.

Оформление прав граждан на недвижимость в упрощенном порядке и проблемы дачной амнистии

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известный как Закон «О дачной амнистии») . Он вступил в силу с 1 сентября 2006 г.

Данный закон был призван облегчить процедуру регистрации прав граждан на принадлежащие им, но не оформленные надлежащим образом объекты недвижимости (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства) и сделок с данными объектами. Предполагалось, что реализация «дачной амнистии» позволит 40 млн. российских граждан в кратчайшие сроки узаконить свои права на возведенные на земельных участках постройки, вовлечет в гражданский оборот легализованные объекты недвижимого имущества, повысит доходную часть местных бюджетов за счет роста имущества физических лиц.

Правовые положения Закона «О дачной амнистии» установили упрощенный порядок оформления и регистрации прав в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся предметом регулирования Закона.

К числу таких объектов недвижимости ст. 3 Закона отнесла:

— земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

— создаваемые или созданные на указанных земельных участках объекты недвижимого имущества.

В Законе речь идет о земельных участках, предоставленных гражданам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. На земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование, правовые нормы Закона не распространяются.

Суть упрощенного порядка оформления и регистрации прав граждан на недвижимое имущество заключается в том, что: государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 7 Закона); признание имущественных прав граждан на земельные участки в пределах границ садоводческих или дачных некоммерческих объединений осуществляется не в судебном, а в административном порядке; определены случаи, в которых от правообладателя не требуется представления кадастрового плана земельного участка (ранее предоставление кадастрового плана было обязательным, кроме случаев, когда он уже предоставлялся и был помещен в дело правоустанавливающих документов) (ст. 3 Закона); в соответствии со ст. 9 Закона до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта; до 1 марта 2010 г. продлен срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений (ст. 8 Закона); в соответствии с Законом «О дачной амнистии» снижена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, являющие предметом регулирования Закона (ст.6 Закона).

С точки зрения процедуры государственной регистрации особенных изменений режим «дачной амнистии» не внес . Государственная регистрация имущественных прав, как и прежде, осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного лица, имеющего нотариально удостоверенную доверенность. К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, документы, содержащие описание объекта недвижимости, документы об оплате госпошлины за регистрацию.

Для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, необходимы следующие документы:

1. Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок, в т.ч.:

акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) ; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

2. Кадастровый план земельного участка.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставление кадастрового плана не требуется в случае, если:

Смотрите так же:  Развод загс спб

а) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если предоставлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен

в пределах границ указанного земельного участка;

б) если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство либо если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

3. Документ об оплате госпошлины.

4. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Регистрация права собственности граждан на определенные в Законе создаваемые или созданные объекты недвижимости осуществляется на основании документов, подтверждающих создание таких объектов недвижимого имущества; документов, содержащих описание объектов, а также правоустанавливающих документов на земельные участки, связанные с данными объектами недвижимости.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства . В отношении гаража, дачных и садовых строений гражданами предоставляется декларация об объекте недвижимого имущества.

Ст.4 Закона «О дачной амнистии» устанавливает особенности предоставления в собственность и гражданского оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения может быть представлено только в отношении тех земельных участков, которые находятся на территории данного некоммерческого объединения, а также если такое объединение зарегистрировано в качестве юридического лица по российскому законодательству.

Предоставление некоммерческому объединению в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К заявлению прилагаются:

описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (нотариально заверенные копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок (ранее — в течение 1 месяца) с даты получения заявления и необходимых документов обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о достоинствах и недостатках Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Закон «О дачной амнистии»).

К числу основных достоинств Закона «О дачной амнистии» необходимо отнести предусмотренную его нормами возможность проведения кадастрового учета земельных участков при расхождении данных о площади земельного участка по правоустанавливающим документам и документам о межевании участка (ст.5.); возможность регистрации права собственности граждан на земельные участки, выступающие предметом регулирования настоящего Закона, без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст.7); возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ (ст. 11).

Согласно ст.5 Закона «О дачной амнистии» в случае, если для проведения кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Однако в этом случае содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Если фактическая площадь земельного участка увеличилась больше, чем установлено органами местного самоуправления, т.е. величина превышения площади может являться самостоятельным земельным участком, то право собственности на эту площадь регистрируется на основании вступившего в законную силу решения суда.

Перспективный характер носит норма п. 4 ст.7 Закона «О дачной амнистии» о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками на право собственности без решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Правовые предписания данной статьи распространяются также на случаи, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Позитивной оценки заслуживает предусмотренная Законом возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ. Ст. 11 Закона «О дачной амнистии» предусматривает, что предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года. К сожалению, диспозитивный характер данной нормы не повлиял на регулирование тарифов землеустроительных работ, осуществляемых, как правило, коммерческими организациями . Поэтому стоимость межевания земельных участков, как правило, не снизилась.

Можно отметить и ряд недостатков Закона.

Так, предусмотренную п.4 ст.3 Закона возможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства на основании технического паспорта (без получения разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию) было бы целесообразно продлить еще на несколько лет (например, до 2015 г.).

Существующая динамика оформления и регистрации гражданами права собственности на недвижимость в порядке «дачной амнистии» и недоукомплектованность уполномоченных государственных органов кадрами не позволяет гражданам в установленные законом сроки оформить и зарегистрировать свои права.

Не проработанной в Законе «О дачной амнистии» осталась и проблема регистрации прав на незавершенные садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования. П.9 ст.3 Закона, определяющий особенности регистрации права собственности на созданные или создаваемые объекты недвижимого имущества, не предусмотрел возможность регистрации прав на незавершенные строительством садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования . Таким образом, из сферы правового регулирования Закона не вполне обоснованно были исключены все указанные объекты недвижимого имущества и их владельцы.

Следует отметить, что установленные Законом «О дачной амнистии» правовые предписания в ряде случаев так и не были реализованы или же натолкнулись на особенности отечественной правоприменительной практики.

Смотрите так же:  Не принимают судебный приказ

Во-первых, большинство граждан, желающих зарегистрировать свои имущественные права на землю, отпугнули длинные очереди в кадастровых земельных палатах и регистрирующих органах. Во многих случаях граждане затрачивают неимоверные усилия только для того, чтобы узнать, какие документы необходимы для оформления прав на недвижимость. Всего этого можно было бы избежать, вывесив в приемных перечни и установленные формы необходимых документов, а также увеличив количество «окошек», работающих на прием. В то же время, по данным уполномоченных государственных органов, эти очереди вызваны отсутствием необходимого числа сотрудников для работы с гражданами. Тогда получается, что «дачная амнистия» оказалась не обеспечена соответствующими штатами специалистов и организационно не подготовлена.

Во-вторых, имеет место практика истребования органами кадастрового учета и регистрирующими органами дополнительных документов, не предусмотренных законом «О дачной амнистии». Чиновники субъективно и нередко не в пользу заинтересованных граждан толкуют положения комментируемого Закона.

В-третьих, при регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, возникают сложности, вызванные отсутствием записей в похозяйственных книгах о наличии у граждан прав на земельные участки.

В-четвертых, регистрирующие органы необоснованно отказывают заявителям в государственной регистрации права собственности на земельный участок, если в акте о предоставлении земельного участка не было указано право, на котором предоставлен участок.

Наконец, несмотря на снижение государственной пошлины за регистрацию права собственности граждан с 500 до 100 рублей, данная составляющая режима «дачной амнистии» существенно не снизила общей стоимости оформления земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, и возведенных на таких участках строений. Это обстоятельство связано с тем, что работы по межеванию земли осуществляются, как правило, коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют стоимость оказываемых населению услуг и в ряде случаев выступают монополистами на рынке. А без межевания невозможна постановка земельного участка на кадастровый учет, что, в свою очередь, исключает возможность распоряжения таким участком.

Думается, что стимулировать процесс оформления и регистрации гражданами своих земельных участков и связанных с ними строений могло бы скорейшее формирование единой общегосударственной системы оформления прав и регистрации сделок с землей и другими объектами недвижимого имущества.

В целях снижения стоимости оформления гражданами своих прав на недвижимое имущество в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» можно было бы предусмотреть императивную норму о государственном регулировании тарифов землеустроительных работ, осуществляемых в рамках реализации Закона «О дачной амнистии», а сами тарифы конкретизировать в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации.

Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук

Дачная амнистия или упрощенный порядок оформления недвижимости

Главная страница → Статьи → Дачная амнистия или упрощенный порядок оформления недвижимости

Многие слышали понятие «дачная амнистия», многие уже успели воспользоваться ею, а некоторые еще только планируют. Так что же такое «дачная амнистия», каков срок ее действия и какие преимущества она дает?

Дачной амнистией принято называть совокупность законодательных норм, устанавливающих упрощенный порядок оформления прав на земельные участки и расположенные на них строения, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 29 октября 2001 года. Упрощенная процедура оформления прав на земельные участки и постройки действует с момента вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Отдельно стоит заметить, что действующий порядок направлен исключительно на упрощение процедуры оформления прав для граждан, но не предоставляет возможности оформить права в соответствии с требованиями действующего законодательства при отсутствии документов и отсутствии законных оснований для использования земельного участка. При таких обстоятельствах процедура оформления может значительно усложниться. В некоторых случаях для решения вопроса потребуется обращение в суд, а в отдельных ситуациях «узаконить» свои права не получится.

Оформление прав на земельные участки по дачной амнистии

Упрощенный порядок оформления прав на недвижимое имущество распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса РФ для следующих целей:

  • для садоводства,
  • для огородничества,
  • для личного подсобного хозяйства,
  • для индивидуального гаражного или жилищного строительства,
  • для дачного хозяйства.

Вместе с тем, в случае если в правоустанавливающем документе не указан вид права, на котором участок предоставлен гражданину, это не станет препятствием в регистрации права собственности, т. к. при отсутствии вида права или невозможности его определить земельный участок считается предоставленным на праве собственности. Рассмотрим более подробно порядок действий и документы, необходимые для оформления права собственности. В орган регистрации прав, помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, и соответствующего заявления, нужно предоставить один из следующих документов:

  • акт о предоставлении гражданину земельного участка,
  • изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;
  • акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок;
  • выписка из похозяйственной книги о праве гражданина на земельный участок;
  • иной документ о праве гражданина на земельный участок.

Очень часто у садоводов возникает вопрос: достаточно ли в качестве правоустанавливающего документа предоставить только членскую книжку садовода. Членская книжка является документом, подтверждающим лишь членство в дачном кооперативе или садоводческом товариществе. Для регистрации права собственности на садовый или дачный земельный участок нужен документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка. Если такое решение не принималось, то зарегистрировать право собственности в упрощенном порядке не получится. В такой ситуации садоводу придется пройти полноценную более длительную и затратную процедуру по оформлению земельного участка в собственность.

Документы для проведения регистрации могут быть представлены непосредственно в отдел Росреестра (в случае осуществления приема граждан) или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

За государственную регистрацию права собственности на земельный участок взимается государственная пошлина в размере 350 рублей.

Оформление прав на строения по дачной амнистии

Вкратце рассмотрим порядок и необходимые документы для регистрации прав на строения. По общему правилу, при регистрации права собственности на садовый или жилой дом, гараж необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Однако, если право собственности на земельный участок, на котором располагается постройка, уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), предоставление такого документа не потребуется.

На сегодняшний день процедура учета и регистрации прав на садовые или дачные дома, другие хозяйственные постройки на садовых участках претерпела изменения (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ получение разрешения на строительство для указанных выше объектов не требуется). Ранее для регистрации права необходимо было предоставление заполненной декларации. Теперь для проведения кадастрового учета и регистрации права необходимо подготовить технический план объекта, в состав которого включается декларация, содержащая характеристики объекта. Сведения для заполнения декларации предоставляются самим правообладателем. Подготовкой технических планов занимаются кадастровые инженеры.

Другим важным вопросом является оформление жилых домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. Здесь также для проведения кадастрового учета и регистрации потребуется технический план. Но есть существенное отличие. Для подготовки техплана необходимо разрешение на строительство и проектная документация. В случае отсутствия проекта он может быть заменен декларацией.

За государственную регистрацию права собственности на постройку оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и для земельных участков, – 350 рублей.

В заключение несколько слов о сроках действия упрощенного порядка оформления прав. Действующая на сегодня процедура, касающаяся земельных участков, а также построек, для возведения которых не требуется получение разрешения на строительство, не имеет какоголибо предельного срока действия. Иная картины складывается с жилыми домами. Срок, в течение которого удастся зарегистрировать свои права в упрощенном порядке (на основании технического плана, содержащего проектную документацию или декларацию и разрешение на строительство), заканчивается 1 марта 2018 года. Сегодня самое подходящее время для тех, кто не успел оформить свои жилые дома.

Иван Соколов, помощник нотариуса Санкт-Петербурга

Федеральная нотариальная палата

Актуальные новости

«Дачная амнистия» продлена: Росреестр сообщил о пролонгации регистрации в упрощенном порядке

Дачная амнистия — это упрощенный порядок оформления прав собственности на участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, а также на здания и сооружения, расположенные на данных участках.

Как уже сообщалось ранее, «дачная амнистия» должна была закончиться ещё 1 марта 2015 года. Однако указом Президента Российской Федерации сроки осуществления регистрации в упрощенном порядке в очередной раз были продлены. Теперь граждане, которые владеют дачными домами, имеют возможность оформить свои права в рамках «дачной амнистии» до 1 марта 2018 года. Для всех тех, кто ещё не успел зарегистрировать свои права и для тех, кто только собирается это сделать, Управление Рорсеестра разъясняет «старый-новый» порядок регистрации прав по «дачной амнистии».

Согласно закону граждане могут зарегистрировать право на индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке при предоставлении в Управление Росреестра лишь двух документов: документа о праве собственности на землю и кадастровый паспорт. При этом участок, на котором расположен дом, должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН), иначе в государственной регистрации прав будет отказано.

Смотрите так же:  Срок окончания действия загранпаспорта в турцию

Необходимость в постановке земельного участка на кадастровый учет отсутствует только в том случае, если указанный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Тогда собственнику необходимо предоставить заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого земельного участка. Если заключение не представлено заявителем лично, Управление Росреестра может запросить данный документ в соответствующем органе местного самоуправления самостоятельно,

Государственная регистрация права собственности в упрощенном порядке на земельные участки и на возведенные на них садовые домики и иные постройки, для которых не требуется разрешения на строительство, сроком не ограничена. Для регистрации таких объектов необходимо предоставить декларацию об объекте, подтверждающую факт его создания, и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Предоставить все необходимые документы для регистрации в упрощенном порядке, а также получить подробную информацию о регистрации прав и постановке на кадастровый учет можно в отделениях Росреестра, Кадастровой палаты или в МФЦ. Также за консультацией можно обратиться по телефону единой справочной службы Росреестра.

Напоминаем, что размер государственной пошлины за регистрацию права собственности в рамках «дачной амнистии» составляет 350 рублей.

Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность (дачная амнистия)

Что такое «дачная амнистия»?

«Дачная амнистия» – это возможность оформить земельный участок в собственность по упрощенной процедуре.

Принятие Закона о «дачной амнистии» – Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.

В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие Земельного кодекса РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.

Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения Земельного кодекса РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.

До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.

Порядок упрощенного оформления в собственность земельного участка:

Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.

1. Заявительный порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок

Заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:

  • либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).

Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2. Разрешительный порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок

Разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения.

Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

  • описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

  • удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.

3. Б есплатное приобретение в собственность земельного участка

Возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон о «дачной амнистии» отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Закон о «дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанные граждане получили также право зарегистрировать права собственности на земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Теперь в ситуации, когда собственник расположенного на земельном участке жилого дома при жизни не реализовал установленное Законом о «дачной амнистии» право на оформление такого участка в собственность, его наследники вправе безвозмездно приобрести право собственности на данный участок.

Аналогичное правило было введено в отношении наследников граждан, которые обладали земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или которым земельные участки были предоставлены без указания вида права либо когда вид соответствующего права определить было невозможно.

Другие публикации:

  • Приказ мо рф 844 дсп 2019 Приказ Минобороны РФ от 3 июня 2011 г. № 844 “О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200” В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 225 «О повышении денежного […]
  • Налог на имущество в латвии Кого и насколько затронут изменения в 2017 году при расчёте ежегодного платежа по взимаемому налогу за владение недвижимой собственностью в Латвии. Как известно, ежегодный налог за владение недвижимостью в Латвии рассчитывается один раз в год и […]
  • Северо-западное следственное управление на транспорте следственного комитета российской федерации Северо-западное следственное управление на транспорте следственного комитета российской федерации Официальный сайт единой информационной системыв сфере закупок Организация, […]
  • Компенсация за расходы на лечение Оплатив лечение, не забудьте получить вычет по НДФЛ НК РФ предусматривает несколько видов налоговых вычетов для физических лиц – стандартные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и социальные. Последние предоставляются в виде возмещения части […]
  • Общий трудовой стаж в пенсионном обеспечении Всё о видах трудового стажа Общий трудовой стаж не утратил своей значимости и сегодня. Он учитывает­ся для конвертации пенсионных прав граждан и суммы валоризации до 1 янва­ря 2002 г. Из продолжительности общего трудового стажа рассчитывается вели­чина […]
  • Какой стаж берется для расчета пенсии За какие года должны брать зарплату при начислении пенсии в 2017 году? Я выхожу на пенсию в апреле 2017 года (55 лет). Почему для расчета пенсии мне берут заработную плату за 2002 год, а не за 2015-2016гг. Вопрос относится к городу Санкт-Петербург С […]

Вам также может понравиться