Уголовный кодекс мсср

Уголовный кодекс мсср

Уголовный кодекс МССР

Статья 36. Общие начала назначения наказания

Суд назначает наказание в пределах, установленных статьей Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, в точном соответствии с положениями Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Общей части настоящего Кодекса. При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.

Статья 177. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами

ч.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицом, управляющим автомототранспортом или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной, повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения либо причинившее существенный материальный ущерб, —
ч.2. наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей с лишением права управлять транспортными средствами на срок до двух лет или без такового.
ч.3. Те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до пяти лет или без такового.

Статья 196. Ложное показание, заключение или перевод
Заведомо ложное показание свидетеля, потерпевшего или заведомо ложное заключение эксперта, а также заведомо неправильный перевод, сделанный переводчиком при производстве расследования или в суде, —
наказываются лишением свободы на срок до одного года или штрафом в размере до пятидесяти минимальных заработных плат.
Те же действия, связанные с обвинением в особо опасном государственном или ином тяжком преступлении или совершенное с корыстной целью или с искусственным созданием ложных доказательств обвинения, —
наказываются лишением свободы на срок от одного года до семи лет.

Уголовный кодекс мсср

Статья 1. Внести в Уголовный Кодекс Молдавской ССР, действующий на территории Приднестровской Молдавской Республики, следующее дополнение:

1. Статью 7-1 изложить в следующей редакции:

«Статья 7-1. Понятие тяжкого преступления

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, представ- ляющие повышенную общественную опасность, предусмотренные статьями 61-70, частями второй и третьей статьи 71, статьями 74-76, 83, 84, частью второй статьи 85, статьями 88, 89, 95, 102, 116, 116-1, частью четвертой статьи 119, частями второй, третьей и четвертой статьи 120, статьей 121, частями второй и третьей статьи 122, частью третьей статьи 123, статьей 123-1, частями второй, третьей и четвертой статьи 125, статьей 127, частью второй статьи 164-3, частями четвертой, пятой и шестой статьи 182, статьей 182-1, частью второй статьи 185, статьей 187, частью второй статьи 187-1, частью второй статьи 188, частями вторыми статей 190, 191, 193, частью третьей статьи 203-1, статьей 206-1, частями третьей и четвертой статьи 214, частями второй и третьей статьи 218, статьями 224-1, 224-4, 225-1, 225-2, частью второй статьи 227, 227-1, пунктами 2,3 статей 239, 241, статьей 243, пунктами 2 и 3 статьи 245, статьей 248, пунктами 2 и 3 статьи 252, пунктами 3 и 4 статьи 258, пунктами 2 и 3 статьи 261, статьями 264, 265, 267 и 268 настоящего Кодекса».

2. Статью 42 «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом» дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Положения части первой настоящей статьи не применяются к лицам с непогашенной судимостью за совершение тяжких преступлений, предусмотренных статьями 61-70, 74, 74-1, 88, 89, частями второй и третьей статьи 95, частями третьей, четвертой и пятой статьи 102, частью второй статьи 103-1, частями второй, третьей и четвертой статьи 119, частями второй, третьей и четвертой статьи 120, статьей 121, частями третьими статей 122 и 123, статьей 123-1, частями третьей и четвертой статьи 125, частями четвертой, пятой и шестой статьи 182, статьей 206-1, частями третьей и четвертой статьи 214, частью третьей статьи 218 и пунктом 3 статьи 241 настоящего Кодекса.

Лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, подпадающим под действие части второй настоящей статьи, суд может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом, но не менее 2 лет и 6 месяцев лишения свободы, однако не допускается замена наказания другим, более мягким».

3. Статью 182 изложить в следующей редакции:

«Статья 182. Угон транспортных средств, угон транспортных средств

с живой тягой, а также тяглового скота

Угон транспортных средств без цели хищения — наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Угон транспортных средств с живой тягой, а также тяглового скота с последующим их оставлением или возвращением владельцу — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или штрафом в размере от пятидесяти до ста пятидесяти минимальных заработных плат.

Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, повлекшие за собой порчу имущества, нанесение серьезного вреда угнанному скоту или его гибель, — наказываются лишением свободы от двух до пяти лет или штрафом в размере от ста пятидесяти до двухсот минимальных заработных плат.

Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц, а равно соединенные с насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Действия, предусмотренные частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, соединенные с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Действия, предусмотренные частями первой, четвертой и пятой настоящей статьи, совершенные путем проникновения в помещение, подсобное помещение, на огражденную или охраняемую территорию, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уголовный кодекс мсср

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Уголовный кодекс Молдавской Советской Социалистической Республики :

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Разработка и принятие кодексов МССР;

Местные органы управления и развитие источников права

В соответствии с актами Президиума Верховного Совета СССР Верховный Совет МССР принял закон «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся МССР» (1968 г.), районном, городском и районном в городе Советах депутатов трудящихся Молдавской ССР (1971 г.). Конституционные положения, касающиеся деятельности местных Советов МССР, развивались также и законодательными актами о статусе депутатов Советов (1974 г.), законами о браке и семье (1969 г.), о труде, об охране природы (1973 г.), о земле (1970 г.), водном законодательстве (1973 г.), о нотариате (1974 г.) и др. Закон, изданный в декабре 1971 г., предоставил районным и городским советам МССР право окончательного решения об образовании отделов и управлений исполкомов в соответствии с условиями и особенностями хозяйства района, города. Такого рода решения Советов впредь не нуждались в утверждении Президиумом Верховного Совета МССР. Эти положения были закреплены внесением изменений в статьи 68, 70 и 71 Конституции МССР 1941 г. Верховный Совет Молдавской ССР принимал законодательные акты, конкретизирующие и углубляющие конституционные положения статей 5, 6, 8, 14-а, 18, 45, 91-94 и др., относящиеся, как уже говорилось, к регулированию административно-правовых, гражданских, процессуальных, семейных, трудовых, земельных отношений, отношений в сфере социально-культурного строительства, охраны прав и свобод советских граждан. Только с 1959 г. по июль 1973 г. он принял 184 закона, то есть вчетверо больше, чем за все предшествующие годы. Из этих актов развитию конституционного регулирования были посвящены 25 законов, усилению охраны прав и свобод советских граждан, социалистической собственности и правопорядка, укреплению социалистического правосудия — 33, совершенствованию организации в деятельности управленческого аппарата — 27 законов. Законодательная активность Верховного Совета МССР особенно ярко проявилась в процессе кодификации важнейших отраслей советского права.

Четвёртая сессия Верховного Совета Молдавской ССР четвёртого созыва в марте 1957 г. приняла закон об изменении статьи 19 Конституции МССР. Пункт «х» этой статьи в новой редакции в соответствии с общесоюзным законом закреплял право Молдавской ССР, в лице её высших органов государственной власти и управления законодательства в области судоустройства и судопроизводства, принимать самостоятельно гражданский, уголовный, процессуальные и иные кодексы. Руководствуясь основами уголовного законодательства и судопроизводства Союза ССР, принятыми в 1958 г., и положениями, изложенными в статье 19 Конституции МССР 1941 г., пятая сессия Верховного Совета МССР пятого созыва утвердила Уголовный кодекс МССР и Уголовно-процессуальный кодекс МССР и ввела их в действие с 1 июля 1961 г. Законом Молдавской ССР от 26 декабря 1964 г. были утверждены Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы МССР.

Также были приняты упоминавшиеся ранее Уголовный, Гражданский, процессуальные кодексы МССР, а затем Кодекс о браке и семье (1969 г.), Земельный (1970 г.), Исправительно-трудовой (1971 г.) кодексы, Кодекс законов о труде (1973 г.), Водный кодекс (1973 г.).

В 1957 г. союзным республикам было разрешено принятие своих кодексов, которые должны были исходить из Основ союзного законодательства и союзных республик. В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. В соответствии с этими основами был разработан Уголовный кодекс МССР. Данный кодекс был принят Верховным Советом МССР 24 марта 1961 г., а введен в действие 1 июля 1961 г. Кодекс полностью соответствовал основам законодательства, исходя из принципа ответственности только за виновное поведение. Аналогия, т.е. уголовное наказание человека за проступок, который не санкционирован законодательством, но имеет сходство с существующей нормой, более не разрешена. Преступлением считалось только то, что было предусмотрено уголовным законодательством. Устанавливалось также, что уголовный закон обратной силы не имел. Обратная сила уголовного закона могла иметь место только в случае, когда новое законодательство предусматривало более мягкое наказание или исключало полностью наказание. По структуре Уголовный кодекс состоит из общей части, разделенной на разделы и соответствующие главы и особенной части, разделенной на 12 глав.

Данное законодательство было дополнено такими новыми нормами как указание на то, что нет преступления и наказания, которые бы не были предусмотрены законом. Также сохраняется как наказание смертная казнь по государственным преступлениям, таким как: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и другие.

В качестве других видов наказания выступали: лишение свободы, максимальный срок которого был снижен с 25 лет до 15 лет; условное осуждение; условное досрочное освобождение; штрафы, а также лишение специальных прав, за исключением избирательных прав, которые применялись вплоть до принятия нового уголовного законодательства.

Уголовный кодекс УССР 1927 г., действовавший на территории Молдавской ССР до 1961 г., исходил из классификации преступлений по их классовой опасности. Преступления подразделялись на две большие группы: преступления, направленные против установленных рабоче-крестьянской властью основ нового правопорядка или признаваемые наиболее опасными преступлениями; 2) все остальные.

Согласно этой классификации, за совершение преступлений первого вида уголовный закон устанавливал низший предел наказания, который суд не мог снизить. За совершение преступлений второй группы в законе был определен лишь высший предел.
В 1970 г. была введена ст.7 1, которая содержала понятие тяжкого преступления. Тяжкими были признаны умышленные деяния, представляющие повышенную общественную опасность. В эту статью вошли все особо опасные государственные преступления, а также бандитизм, умышленное убийство, разбой и др. Другая часть тяжких преступлений: контрабанда, хищения, грабежи, кражи и др. — вошла в категорию тяжких вследствие повышенной степени их общественной опасности, ибо содержит квалифицированные составы.

Общесоюзный закон 1977 г. установил: «Лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания». Таким образом, была выделена новая квалификационная группа преступлений — преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Смотрите так же:  Приказ министерства образования и науки российской федерации 293

Из изложенного выше видно, что УК МССР содержит пятичленную классификацию преступлений: 1) тяжкие; 2) менее тяжкие; 3) не представляющие большой общественной опасности с санкцией свыше одного года лишения свободы; 4) малозначительные преступления и 5) преступления, не представляющие большой общественной опасности с санкцией за них не свыше одного годы лишения свободы.
Преступления, содержащиеся в УК МССР, могут быть также классифицированы и по другому признаку. Так, например, по своей природе они могут разделяться на 12 категорий, предусмотренные Уголовным кодексом. А именно, это:

1) Государственные преступления. В данную группу входят такие преступления как:
а) измена Родине,
б) шпионаж,
в) террористический акт и др.

2) Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, куда входят: а) умышленное убийство, б) тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, в) изнасилование, г) клевета и т.п.

3) Преступления против социалистической собственности, такие как: хищение государственного или общественного имущества, умышленное уничтожение государственного имущества.

4) Преступления против политических, трудовых и др. прав граждан (нарушение тайны переписки граждан, нарушение правил охраны труда и т.д.).

5) Преступления против личной собственности граждан (кража, грабеж, разбой, вымогательство и др.).

6) Хозяйственные преступления (невыполнение планов и заданий по поставкам продукции,спекуляции, порубка леса).

7) Транспортные преступления (самовольная без надобности остановка поезда, угон средств передвижения).

8) Должностные преступления (халатность, получение взятки, злоупотребление властью).

9) Преступления против правосудия (незаконный арест, ложный донос, побег из-под стражи).

10) Преступления против порядка управления (подделка или использование поддельных документов, печатей, штампов и др.).

11) Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (хулиганство, содержание притонов и сводничество, незаконное врачевание).

12) Воинские преступления (неисполнение приказа, самовольная отлучка, дезертирство, насилие над населением в районе военных действий и т.д.).

Напомним, что до 1961 г. МССР не имела таких своих кодексов, временно применяя кодексы УССР. Принятие и введение в действие собственных республиканских кодексов знаменовало собой дальнейшее углубление важных конституционных норм, укрепление социалистической законности и советского правопорядка, способствовало более точному выполнению гражданами МССР прав и обязанностей, закреплённых в Конституции, поднимало на более высокую качественную ступень правовое регулирование отношений, складывающихся в ходе функционирования государственного механизма.

Уголовный кодекс мсср

В советское время, как часто слышат сегодня молодые люди, все были равны, нищих не было, все работали добросовестно, а уж о такой пакости, как гомосексуализм и прочие извращения никто и не слыхивал! Однако, стоит взглянуть в уголовный кодекс СССР, как станет ясно, что далеко не все так однозначно. УК СССР способен поразить современных россиян очень необычными статьями.

Быть нищим в СССР запрещал закон. Статья 209 УК РСФСР гласила, что «Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами» карается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года. Считалось, что для нищенства в Стране Советов нет социальной основы, поэтому люди, которые этим занимаются, являются попросту бездельниками. Тем не менее, основы, может быть, и не было, но нищие были. Особенно много их было после Великой Отечественной войны, когда появилось много искалеченных и лишившихся крова людей.

Та же самая статья 209 УК РСФСР предусматривала наказание и за «ведение иного паразитического образа жизни». Под это определение подпадали случаи, «когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд или в общей сложности в течение года». Тунеядцам, так же как и попрошайкам, грозил тюремный срок или исправительные работы сроком до четырех лет. При этом под «общественно-полезным трудом» понималась исключительно работа в санкционированной государством форме. Были случаи осуждения по этой статье, например, инженера-технолога, который оборудовал собственную кролиководческую ферму и ушел с предприятия, начав жить на доход с фермы, или пожарного, который тоже ушел со службы, став зарабатывать продажей овощей на рынке. Иногда эта статья применялась для политических преследований. Всем известен пример Иосифа Бродского.

Согласно статье 154 УК РСФСР спекуляцией назвали «скупку и перепродажу товаров или иных предметов с целью наживы» и карали лишением свободы от двух до семи лет с конфискацией имущества. Сегодня нам даже и понять сложно, в чем тут заключается состав преступления, поскольку все вещевые рынки заполнены этими самыми «спекулянтами».

Самогоноварение

Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась. Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.

Контрреволюционная деятельность

Печально знаменитая «58-я статья» УК РСФСР в редакции 1922-го года. Включала в себя измену Родине, побег за границу, вооруженное восстание, контакты с иностранными государствами, шпионаж, причинение ущерба советской промышленности и народному хозяйству, саботаж, недонесение о готовящемся контрреволюционном преступлении и т.п. По этой статье в лагере, в ссылке и у расстрельной стенки оказывались и военные заговорщики, и простые работяги, по несчастной случайности поговорившие не с теми людьми. В 1961 году эта статья утратила силу, но в УК появилась другая, за номером 69 «Вредительство». За «Действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли» грозил срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Оказаться за решеткой мог руководитель предприятия или рабочий, допустивший безо всякого злого умысла промашку на производстве.

Уголовная ответственность за мужеложство была введена в СССР лишь в 1934 году. Мужеложство относилось к преступлениям против личности и каралось лишением свободы до пяти лет. При отягчающих вину обстоятельствах, например, при сношении с несовершеннолетним или с применением насилия, срок увеличивался до восьми лет. В 20-х годах наша страна шла по пути гей-толерантности. Сразу после революции соответствующая статья царского законодательства была упразднена. В 1926 году СССР посетил по приглашению советского правительства основатель Всемирной лиги сексуальных реформ Магнус Хиршфельд. И когда в 1928 году в Копенгагене проходил конгресс «Institut für Sexualwissenschaft», СССР был объявлен участниками конгресса образцом сексуальной терпимости. Статью вернули в 1934 году по инициативе Генриха Ягоды, который в служебной записке в Кремль сообщал о раскрытии целой сети подпольных притонов, где педерасты устраивали свои оргии: «Педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи. Закона, по которому можно было бы преследовать педерастов в уголовном порядке, у нас нет. Полагал бы необходимым издать соответствующий закон об уголовной ответственности за педерастию». Статья УК РСФСР 121 «Мужеложство» была отменена только в 1993 году.

Уголовный кодекс Республики Молдова

© Издательство «Юридический центр Пресс», 2003

© А. И. Лукашов, вступ. статья, 2003

Уважаемый читатель!

Перед Вами книга, входящая в серию работ, объединенных общим названием: «Законодательство зарубежных стран», реализуемую издательством «Юридический центр Пресс».

Обращение к опыту зарубежного законотворчества позволяет представить отечественную правовую систему в соотношении с правовыми системами других государств, ибо, как писал Рене Давид: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара. Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».

Правоведу предпочтительней обратиться к первоисточнику и самому поразмышлять об особенностях законодательства той или иной страны, его сильных и слабых сторонах и сравнить с законодательством собственной страны с тем, чтобы понять ценности и приоритеты, тенденции и перспективы его развития.

В предлагаемой Вашему вниманию серии планируется издание не только тех зарубежных кодексов, которые в последние годы появились в переводе на русский язык, но и тех, которые все еще сравнительно мало известны российским юристам. К научной подготовке этих изданий привлекаются преподаватели ведущих вузов России, известные зарубежные криминалисты, обладающие большим опытом научных исследований в области юриспруденции, а также высококвалифицированные переводчики.

Издательство «Юридический центр Пресс», рожденное в городе, который по своему историческому предназначению был призван стать «окном в мир», надеется внести свою скромную лепту в то, чтобы еще шире распахнуть «наши окна» и обозреть зарубежное право во всем его богатстве и многообразии.

Надеемся на этой стезе найти в Вас благодарного и взыскательного Читателя.

Вступительная статья

1. Уголовный кодекс Республики Молдова (далее – УК) был принят Парламентом страны 18 апреля 2002 года [1] и в соответствии с частью (3) статьи 93 Конституции промульгирован (от лат. promulgatio – объявление, обнародование) Президентом Республики Молдова Указом от 6 сентября 2002 года. 21 июня 2002 года Парламентом государства принимается органический Закон о введении в действие Уголовного кодекса Республики Молдова. Органическими Законами от 26 сентября и 19 декабря 2002 года в него вносится ряд уточняющих и конкретизирующих изменений и дополнений, в том числе в части сроков реализации как самого закона, так и отдельных его положений [2] .

Согласно статье 1 органического Закона о введении в действие Уголовного кодекса Республики Молдова (в редакции органического Закона от 19 декабря 2002 г.) он вступает в силу со дня вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова, одобренного в первом чтении Постановлением Парламента № 1148-XIV от 20 июля 2000 года. С этого дня признается утратившим силу Уголовный кодекс, утвержденный Законом Молдавской ССР от 24 марта 1961 года (далее – УК 1961 года) [3] , с последующими изменениями, а нормативные акты, принятые до введения его в действие, применяются в части, не противоречащей ему.

Законодатель Молдовы пошел по пути разработки и принятия нового уголовного закона, что характерно для большинства государств, уголовные кодексы которых, как и молдавский УК 1961 года, относились к социалистическому уголовному праву (Эстония, КНР и др. модернизировали ранее принятые УК [4] ). Представляется, что основания для такого решения более чем убедительны ввиду масштаба нового законодательного материала, отраженного в УК.

Разработка проекта нового молдавского УК осуществлялась не один год. Думается, что его разработчики ставили задачу приведения уголовного закона в соответствие с избранным народом этого государства курсом на построение демократического, правового, суверенного, светского, единого и неделимого государства, адаптации его к условиям государства с социально ориентированной рыночной экономикой, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции, государства, признающего приоритетными общепризнанные международным сообществом права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права.

УК 2002 года базируется на Конституции Молдовы, принятой 29 июля 1994 года [5] (с изменениями и дополнениями, внесенными в нее органическими Законами от 19 июля 1996 года, 5 июля 2000 года, 12 июля 2001 года и 21 ноября 2002 года). В нем нашли отражение немалое число норм различных международно-правовых актов, одной из сторон которых является Республика Молдова. Многие нормы нового молдавского УК имеют в основе положения Модельного Уголовного кодекса для государств – участников СНГ [6] , Уголовных кодексов других государств СНГ (России, Белоруссии [7] и др.).

Смотрите так же:  Судебная практика по 134 ук рф

Авторы проекта УК использовали более чем сорокалетний опыт применения УК 1961 года, достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права. Без всякого сомнения, были приняты во внимание изменения в политической, экономической и социальной жизни молдавского государства и общества, изменения в криминогенной ситуации (интернационализация преступности, негативные тенденции в развитии организованной преступности, коррупции и др.) [8] , а равно существенные изменения в законодательстве республики, значительно обновившемся со дня образования суверенного молдавского государства.

На положениях нового УК не могла не сказаться отмечаемая специалистами свойственная законодательству Молдовы направленность на «имплантацию» романской правовой культуры, заимствование присущих романским странам как государственных и правовых институтов, так и отличающую их терминологию [9] . Например, такой вид наказания, как неоплачиваемый труд в пользу общества, впервые предусмотренный пунктом d) части (1) статьи 62 и статьей 67 УК Молдовы, близок по названию такому виду наказания, закрепленному в пункте 4 статьи 131-3 и статье 131-22 УК Франции 1992 года, как неоплачиваемые работы в общественных интересах [10] , хотя по срокам и характеру правоограничений он более схож с наказанием в виде общественных работ, предусмотренным, например, статьей 49 УК Республики Беларусь. В конечном счете, можно констатировать, что УК 2002 года – плод законотворческой деятельности в сфере уголовного права, протекающей в русле характерной для настоящего времени, отмечаемой в литературе тенденции к унификации и сближению уголовного законодательства государств, относящихся не только к одинаковым, но и различным системам права [11] .

Новый Уголовный кодекс Молдовы отличается от предшествовавшего ему УК по объему, содержанию и структуре. Если при принятии УК 1961 года в нем насчитывалось 270 статей (их количество увеличивалось в последующие годы), то в УК 2002 года количество статей возросло более чем на треть. Сохраняя преемственность, законодатель подразделил новый УК на Общую и Особенную части. В качестве структурных элементов обеих частей кодекса выступают главы, состоящие из статей (в УК 1961 года Общая часть состояла из разделов и статей, а Особенная – из глав и статей). Каждая из названных частей УК имеет самостоятельную единую нумерацию латинскими цифрами внутри части (отсутствие сквозной нумерации, как и в УК Молдовы, отличает также, например, УК Украины [12] , Узбекистана [13] ). Статьи уголовного закона пронумерованы арабскими цифрами и эта нумерация едина для всего кодекса. Общая часть содержит 13 глав (134 статьи), Особенная часть – 18 глав (259 статей), а всего 31 глава (393 статьи). В отличие от УК 1961 года части статей нового УК получили нумерацию арабскими цифрами в скобках. Пункты статей или частей статьи выделяются по тексту УК абзацем, в начале которого имеется буквенное обозначение (использована латиница). Наличие указанной нумерации, без всякого сомнения, делает более удобным пользование уголовным законом, позволяет точно определить место соответствующей нормы, предпочтительнее и для целей последующей корректировки уголовного закона законодателем.

Общая часть УК содержит нормы, сведенные в главы, предметом уголовно-правового регулирования которых являются вопросы, относящиеся к уголовному закону и принципам его применения (глава I), понятию преступления, классификации преступлений, характеристике вины, понятию и признакам субъекта преступления, понятию и характеристике этапов преступной деятельности, множественности преступлений (глава II), обстоятельствам, устраняющим уголовный характер деяния (глава III), соучастию (глава IV), уголовной ответственности (глава V), освобождению от уголовной ответственности (глава VI), уголовному наказанию (глава VII), индивидуализации наказания (глава VIII), освобождению от уголовного наказания (глава IX), мерам безопасности (глава X), основаниям, устраняющим уголовную ответственность или последствия осуждения (глава XI), квалификации преступления (глава XII). Общая часть заканчивается главой XIII «Значение некоторых терминов или выражений в настоящем Кодексе».

Особенная часть УК структурирована на главы в зависимости от родового объекта преступлений, который в большинстве обозначен в названии главы с использованием формулы: «преступления против…». Однако данный подход, в отличие, например, от УК Республики Беларусь, выдержан не в полной мере. Наряду с ним используется и иное название глав типа «Экономические преступления», «Преступления в сфере информатики» и «Преступления, совершаемые должностными лицами».

На первом месте в Особенной части значатся преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления. Далее следуют главы, посвященные преступлениям против личности (главы II–V), собственности (глава VI), семьи и несовершеннолетних (глава VII), общественного здоровья и общежития (глава VIII), экологической безопасности и окружающей среды (глава IX), порядка осуществления экономической деятельности и гражданского оборота (глава X), информационной безопасности (глава XI), безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава XII), общественной безопасности и общественного порядка (глава XIII), правосудия (глава XIV), интересов службы в государственных организациях и органах местного публичного управления (глава XV), интересов службы в негосударственных организациях (глава XVI), публичной власти и безопасности государства (глава XVII), установленного порядка несения военной службы (глава XVIII).

Среди наиболее принципиальных и значимых положений УК Молдовы следует выделить и дать краткую характеристику следующим.

2. Из положений Общей части УК заслуживает внимания немалое число норм. Так, необходимо отметить, что законодатель Молдовы вслед за Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой [14] отказался от употребления термина «уголовное законодательство», заменив его термином «уголовный закон», под которым понимается УК Молдовы. Этот законодательный акт определяется как единственный уголовный закон, «который содержит правовые нормы, устанавливающие общие и специальные принципы и положения уголовного права, определяет деяния, составляющие преступления, и предусматривает наказания, применяемые к преступникам» (ч. (1) и (2) ст. 1 УК).

УК Молдовы – единственный уголовный закон, но не единственный источник уголовного права. К числу источников уголовного права молдавский УК относит также Конституцию государства и международные акты, одной из сторон которых является Республика Молдова (часть (3) статьи 1, часть (3) и (5) статьи 11, часть (2) статьи 13, статьи 142 и 143 УК). При этом специально оговаривается, что международные акты об основных правах человека имеют приоритет и применяются непосредственно (см. часть (3) статьи 1 УК). В этом смысле есть основания утверждать, что нормы международных актов об основных правах человека являются элементом молдавского права, а в части, имеющей отношение к уголовно-правовому регулированию, – элементом национального уголовного закона. И коль скоро это так, то такие нормы подлежат включению в текст УК. Обращение к части (2) статьи 4 Конституции Молдовы показывает, что международные акты об основных правах человека имеют приоритет только по отношению к УК Молдовы и иным внутренним законам этого государства. Из сказанного можно сделать вывод, что при коллизии между УК и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, не касающимися основных прав человека, подлежат применению нормы УК. По смыслу части (2) статьи 8 Конституции не допускается вступление в силу международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции. Государство может пойти на этот шаг только после пересмотра Конституции. Другими словами, предполагается недопущение и устранение коллизий между Конституцией и международными договорами, что означает приоритет конституционных норм над нормами и УК и международных договоров. Такое решение согласуется с предписаниями статьи 7 Конституции, определяющей ее как высший закон и устанавливающей, что «ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы».

Наряду с традиционными объектами уголовно-правовой охраны, известными УК Молдовы 1961 года (в редакции от 22 сентября 1993 года): личность, ее права и свободы, собственность, а также правопорядок, впервые особо выделяются такие, как окружающая среда, конституционный строй, суверенитет, независимость и территориальная целостность Республики Молдова, мир и безопасность человечества (часть (1) статьи 2 УК). Однако, в отличие от УК некоторых стран СНГ (например, УК Белоруссии, Азербайджана), в УК Молдовы оказались не согласованными последовательность перечисления объектов уголовно-правовой охраны в названной статье и последовательность расположения глав Особенной части УК, в которых объединены преступления, посягающие на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в статье 2 УК.

Новеллой являются статьи, посвященные принципам уголовного права: законности, гуманизма, демократизма, личного характера уголовной ответственности, индивидуализации уголовной ответственности и уголовного наказания, содержание каждого из которых, в конечном счете, определяется Конституцией страны и раскрывается в самостоятельной статье УК (соответственно статьи 3–7 УК).

Обращает на себя внимание включение в характеристику принципа законности не только запрета на применение уголовного закона по аналогии (такие же нормы имеются, например, в УК России (часть (2) статьи 3), Белоруссии (часть (2) статьи 3), Украины (часть (4) статьи 3), Казахстана (часть (1) статьи 9) [15] ), но и запрета на расширительное толкование уголовного закона, что сочетается с положениями статьи 111-4 УК Франции («уголовный закон имеет точное толкование») и части 2 статьи 3 УК Республики Беларусь («нормы Кодекса подлежат строгому толкованию»).

Как справедливо отмечает голландский исследователь Ханс Ленсинг, «резкого разграничения между аналогией и широким толкованием термина не существует» [16] . Отсутствие такой четкой разграничительной линии, в принципе, ведет к размыванию границы между расширительным толкованием уголовного закона и его аналогией, к использованию аналогии уголовного закона, завуалированной под расширительное толкование. На опасность того, что под видом распространительного толкования будет осуществляться применение уголовного закона по аналогии, указывают и белорусские ученые [17] . Думается, что приведенная норма части (3) статьи 3 УК 2002 года будет способствовать исключению из судебной практики молдавского государства скрытного, неявного использования принципа аналогии уголовного закона. Наличие пробела в уголовном законе будет компенсироваться не расширительным толкованием уголовного закона, на которое введено табу, а усилиями по дополнению УК отсутствующей нормой в установленном порядке [18] .

Принцип гуманизма уголовного права, изложенный в статье 4 УК, основывается на положениях части (3) статьи 1 Конституции, провозглашающей Республику Молдову демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются. Поскольку применение уголовной ответственности неизбежно сопряжено с существенным ограничением правового статуса лица, Конституция определяет границы такого ограничения. В силу части (2) статьи 24 Конституции, воспроизводящей положения статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года [19] , «никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению». Рассматриваемая норма закладывается законодателем в содержание принципа гуманизма практически дословно (часть (2) статьи 4 УК) и конкретизируется применительно к наказанию в части (2) статьи 61 УК словами: «отбывание наказания не должно причинять осужденному физические страдания и унижать его человеческое достоинство».

В статье 5 УК раскрывается содержание принципа демократизма уголовного права как принципа равенства лиц, совершивших преступления, перед законом. Они привлекаются к уголовной ответственности вне зависимости от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения. Рассматриваемый принцип именно как принцип равенства перед законом и властями нашел отражение в части (2) статьи 16 Конституции государства.

Принцип виновной ответственности сформулирован в статье 6 УК как принцип личного характера уголовной ответственности: лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию только за совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) деяние, предусмотренное уголовным законом. Он базируется на положениях статьи 21 Конституции. Приведенное изложение этого принципа в молдавском УК по существу устанавливает запрет на объективное вменение (ответственность за невиновное причинение вреда). Правда, такой запрет в отличие, например, от Казахстана (часть (2) статьи 19 УК) или России (часть (2) статьи 5 УК) непосредственно не изложен в анализируемой статье. Однако в развитие принципа виновной ответственности категория «невиновного деяния (непредвиденного случая)», исключающего уголовную ответственность, впервые получила законодательное определение в статье 20 УК: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, совершившее его, не осознавало вредного характера своих действий или бездействия, не предвидело возможности наступления их вредных последствий и, согласно обстоятельствам дела, не должно было или не могло их предвидеть».

Смотрите так же:  Адвокат мамонтова

Последним в перечне принципов уголовного права, закрепленных в УК 2002 года, значится принцип индивидуализации уголовной ответственности и уголовного наказания (статья 7 УК), который в российском и белорусском УК именуется принципом справедливости. С одной стороны, своим содержанием этот принцип обращен к суду, обязывая его при применении уголовного закона учитывать характер и степень вреда совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность. С другой стороны, он адресован и органам уголовного преследования, и суду, поскольку определяет, что «никто не может быть повторно подвергнут уголовному преследованию и уголовному наказанию за одно и то же деяние». Подчеркивание уголовно-процессуального аспекта в содержании этого принципа, думается, выгодно отличает молдавский уголовный закон от новейших УК других постсоветских государств (Россия, Белоруссия, Украина и др.), которые, не упоминая о нем, формулируют схожим образом положение о недопустимости повторной уголовной ответственности за то же самое преступление. Конечно, вопросы процессуального характера в соответствии с предметом правового регулирования должны решаться уголовно-процессуальным законом, что он и делает, вводя запрет на возбуждение уголовных дел в отношении лиц, о которых имеется судебное решение по тому же обвинению или о прекращении производства по такому делу либо неотмененное постановление органа уголовного преследования о прекращении производства по делу или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако основание для такого решения лежит в плоскости предмета регулирования уголовного права, в плоскости уголовно-правовых категорий «уголовной ответственности» и «наказания». Поэтому указанный процедурный аспект, базирующийся на более важном первостепенном вопросе о том, можно ли дважды привлекать лицо к уголовной ответственности за одно и то же деяние, должен быть отражен в уголовном праве. Такая норма является связующим звеном между уголовным и уголовно-процессуальным правом, придавая им в этой части системность и комплексность правового регулирования. Введение в текст уголовного закона запрета на применение уголовного преследования в отношении деяния, которое уже было предметом предшествующего уголовного преследования и уголовного наказания, более точно, хотя, представляется, и не в полной мере отвечает норме части 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года: «Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны» [20] .

УК 2002 года достаточно обстоятельно решает вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве (статьи 8–12 УК). В частности, беря за основу Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ, УК российский, белорусский и других государств СНГ, молдавский законодатель формулирует правило об обратной силе уголовного закона, являющееся исключением из требований, установленных в статье 8 УК. Как и в перечисленных документах, в статье 10 УК, где изложено это правило, предусмотрено, что «уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость». Напротив «уголовный закон, усиливающий наказание или ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, не имеет обратной силы». Увы, остался без ответа вопрос о том, как следует применять это правило к лицам, еще не отбывшим наказание в случае, когда новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание. Как и Украина, принявшая УК в 2001 году, Молдова не сочла возможным использовать опыт белорусского УК 1999 года, решившего этот вопрос исчерпывающим образом в соответствии с принципом справедливости, на что обращают внимание российские криминалисты [21] .

Действие уголовного закона в пространстве определяется с использованием территориального принципа, принципа гражданства, универсального и реального принципов (статья 11 УК), обстоятельно характеризуется место совершения преступления (статья 12 УК). Впервые урегулированы вопросы выдачи (экстрадиции) граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе лиц, которым предоставлено политическое убежище (статья 13 УК). Говоря о праве на политическое убежище, уголовный закон, надо полагать, не в полной мере согласуется с положениями части (2) статьи 19 Конституции, не ограничивающей право убежища рамками только политического убежища. Представляется, что в силу статьи 7 Конституции, упоминавшейся ранее, запрет на выдачу, изложенный в части (1) статьи 13 УК, распространяется также и на лиц, получивших в Республике Молдова убежище по другим основаниям, в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова (см. также часть (3) статьи 19 Конституции). Замечу, что в Особенной части УК (см. часть (4) статьи 362) законодатель оказался более точен и употребил термин «право убежища» без прилагательного «политическое».

По-видимому, с учетом процессов интернационализации преступности и отвечающей этим процессам регламентации в европейском праве, в части (7) статьи 11 УК вводится правило о преюдициальном значении совершения преступления за пределами территории республики. Установлено, что при совершении лицом нового преступления на территории Республики Молдова подлежат учету в соответствии с УК уголовные наказания и судимости за предшествующие преступления, совершенные им за пределами Республики Молдова. При этом, как следует из уголовного закона, они не влияют на квалификацию нового преступления и решение иных уголовно-правовых вопросов, а учитываются только при: 1) индивидуализации наказания и 2) разрешении вопросов об амнистии на условиях взаимности по решению судебной инстанции. Эти положения дополняются в другом месте уголовного закона (см. часть (4) статьи 34 УК) указанием на то, что при установлении рецидива «учитываются и вступившие в законную силу обвинительные решения, вынесенные за рубежом, признанные судебной инстанцией Республики Молдова».

Такое решение, полагаю, не в полной мере сопрягается с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран – участниц СНГ от 22 января 1993 года – международным договором, стороной которого является Республика Молдова. Статья 76 1 , включенная в текстэтой Конвенции в 1997 году, предусматривает, что «при решении вопросов о признании лица особо опасным рецидивистом, об установлении фактов совершения преступления повторно и нарушения обязанностей, связанных с условным осуждением, отсрочкой исполнения приговора или условно-досрочным освобождением, учреждения юстиции Договаривающихся Сторон могут признавать и учитывать приговоры, вынесенные судами (трибуналами) бывшего Союза ССР и входивших в его состав союзных республик, а также судами Договаривающихся Сторон» [22] .

По-новому определяется в УК понятие преступления. Им признается «наносящее вред деяние (действие или бездействие), предусмотренное уголовным законом, совершенное виновно и уголовно наказуемое» (часть (1) статьи 14 УК). Это определение является формально-материальным. В нем признак «общественной опасности» как материальный признак преступления, отраженный в части 1 статьи 7 УК 1961 года, заменен признаком «вредоносности»: «наносящее вред деяние» – (часть (1) статьи 14, «вредный характер деяния» – статья 22; «вредное деяние» – часть (1) статьи 23, часть (1) статьи 51, часть (1) статьи 52 УК. Практически неизмененным осталось понятие малозначительного деяния, не являющегося преступлением (часть (2) статьи 14 УК).

Наряду с понятием «преступление» в УК используется и понятие «состав преступления». Молдова, пожалуй, единственное государство, в уголовном законе которого дано законодательное определение этого понятия: «состав преступления представляет собой совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, квалифицирующих вредное деяние как конкретное преступление» (часть (1) статьи 52 УК). Замечу, что не только названное, но и ряд других теоретических положений обрели в новом молдавском УК статус норм закона (подразделение признаков состава преступления на элементы преступления – статья 15, определение понятий: единичного, длящегося и продолжаемого преступлений – статьи 28–30, совокупности идеальной и реальной – статья 33 УК, эксцесса исполнителя – статья 48, уголовной ответственности и ее оснований – статьи 50, 51, судимости – статья 110, квалификации преступлений – статья 113 УК и др.).

В основу категоризации преступлений, как и в большинстве УК постсоветских государств, положены характер и степень вреда преступления («общественная опасность», «тяжесть» преступления – по терминологии УК упомянутых государств), находящих выражение в наказуемости преступления, предусмотренной в уголовном законе. Впервые в истории уголовного права республики она осуществлена в полном объеме и по единому основанию. В статье 16 УК содержится перечень из пяти расположенных по степени возрастания тяжести следующих видов (категорий) преступлений: незначительные преступления, преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие и чрезвычайно тяжкие преступления. К первым трем категориям преступлений относятся как умышленные преступления, так и совершенные по неосторожности. Особо тяжкие и тяжкие преступления могут быть только умышленными. Подразделение преступлений на категории имеет большое значение, поскольку в зависимости от отнесения преступления к той или иной категории решается большинство вопросов, урегулированных уголовным законом.

Характеристика форм вины в статьях 17 и 18 УК касается только преступлений с так называемым материальным составом. Новизной отличается статья 19 УК, определяющая сложную вину, сочетающую в себе умысел и неосторожность. По своему содержанию она близка статье 25 УК Республики Беларусь.

К субъектам преступлений уголовный закон относит вменяемых физических лиц при условии, что в момент совершения преступления они достигли 16 лет. Уголовная ответственность за тяжкие, особо тяжкие и чрезвычайно тяжкие преступления установлена с 14 лет (часть (1) статьи 21 УК).

Заимствование присущих ряду европейских государств правовых институтов сказалось, по-видимому, на отнесении к субъектам преступлений и юридических лиц (см., например, статью 121-2 УК Франции). Уголовная ответственность юридических лиц установлена частями 2–3 статьи 21 УК: 1) только для тех из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность [23] ; 2) только за совершение преступлений, предусмотренных в УК главами VI (статьи 215–218, 221), IX и X (статьи 223–246, 248–251, 257) и XI (статьи 259–261). Указанная уголовная ответственность допускается «при наличии одного из следующих условий:

а) юридическое лицо виновно в невыполнении или ненадлежащем выполнении прямых предписаний закона, устанавливающих обязанности или запреты относительно осуществления определенной деятельности;

b) юридическое лицо виновно в осуществлении деятельности, не соответствующей предусмотренной в учредительных документах или заявленным целям;

c) деяние, причиняющее или создающее реальную опасность причинения ущерба в значительных размерах личности, обществу или государству, было совершено в интересах этого юридического лица или было допущено, санкционировано, утверждено, использовано органом или лицом, наделенным функциями руководства данным юридическим лицом».

Другие публикации:

  • Банкротство очередность удовлетворения требований кредиторов Очередность требований кредиторов при банкротстве Очередь кредиторов при банкротстве Очередность кредиторов при банкротстве представляет собой определенную последовательность, в соответствии с которой осуществляется удовлетворение требований лиц, включенных […]
  • Новости осаго на сегодня 2019 Полис ОСАГО подешевел в 61 регионе России За период с 1 января по 10 февраля 2019 года в 61 регионе России зафиксировано снижение стоимости полиса ОСАГО для легковых автомобилей физлиц в размере до 7%. Об этом 14 февраля говорится в официальном сообщении […]
  • Приставы в пушкине Пушкинский Районный отдел судебных приставов города Санкт-Петербург Адрес: 196602, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар, 4 Время работы: Вт с 09:00 до 13:00, Чт с 13:00 до 18:00 Телефон для справок: +7(812)451-57-97 Начальство Пушкинского […]
  • Нотариус центральный новосибирск Нотариусы, Новосибирск, Центральный район Нотариус Ваина Л. С. +7-383-211-91-88 Новосибирск, Державина, 28 - 301, 3 этаж Нотариус Барсукова И. Н. +7-383-222-24-19 Новосибирск, Каменская, 32 - 608, 6 этаж Нотариус Полосухина Ж. А. +7-383-224-37-70 […]
  • Приказ минтранса рф 36 от 13022019 с изменениями Минтрансом России уточнены требования к оснащению автобусов и грузовиков тахографами Приказом исключено оснащение "аналоговыми" тахографами находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше […]
  • Мировой суд в новогиреево Мировые судьи (Перовский суд), Новогиреево, с/у 288, 289 Судебный участок мирового судьи №288 Мировой судья: Яковлева Ольга Николаевна Телефон для справок: 8 (495) 465-12-18 Телефон судебного участка: 8 (495) 465-26-95ф E-mail: [email protected] Режим […]

Вам также может понравиться