Требования предъявляемые к педагогу-психологу

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Требования профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога[4].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

качества, определяющие специфику труда педагога;

специальные знания, умения и навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к перечню педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские качества.

Емкая и лаконичная характеристика педагога может быть концентрирована до уровня требований к его личностным характеристикам. Среди них ведущее место занимает психологическая направленность личности педагога.

Рассмотрим в этой профессионально важные качества педагога – это те психологические качества, которые необходимы для его профессии и входит в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы.

Профессионально важные качества педагога определяются характером его трудовой деятельности. Поэтому изучение профессионально важных качеств педагога в его трудовой (профессиональной) деятельности, позволяет раскрыть те причинно-следственные связи, которые обуславливают взаимодействие субъекта с объектом труда в конкретных социально-исторических условиях [4].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Трудовая деятельность педагога – это его целесообразное воздействие на дошкольников с помощью средств педагогики и психологии. Результатом этой деятельности является приобретение старшими дошкольниками определенного уровня знаний. В процессе своей трудовой деятельности педагог выступает субъектом труда, объектом же труда являются дошкольники.

В связи с этим мы отмечаем, что основной задачей психологии труда, с одной стороны, и объективных требований к его профессионально важным качествам с другой стороны. То есть для субъекта труда (педагог) – это взаимодействие должно выражаться в определенных профессионально важных качествах.

Используя профессиографический подход Е. М. Ивановой [1] по изучению человек в трудовой деятельности мы в свое исследовании планируем акцентировать внимание на раскрытие причинно-следственных связей между субъектом и объектом труда в том числе и в конфликтных ситуациях, которые позволяют, по терминологии Е. М. Ивановой, понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований.

Успех трудовой деятельности педагога зависит прежде всего от содержания и характера отношений между педагогом и дошкольником. Поэтому их эффективное взаимодействие является одним из основных условий удовлетворенности педагога своим трудом. Вовлеченность педагога в процесс взаимодействия, способность к сотрудничеству, в свою очередь предполагает наличие у него развитой потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании своей трудовой деятельности.

Структура трудовой деятельности педагога включает:

Средства труда (используемые педагогом приемы и способы),

Задачи и условия труда в ДОУ (социальные, гигиенические, психологические и организационные).

Несоответствие между какими-либо из субъектно-объектных составляющих приводит или к дистрессу педагога (неудовлетворенность трудом, быстрая утомляемость, раздражительность) или к снижению эффективности его труда, а часто и к тому и к другому. Мы считаем, что изучение личностного и психологического уровней регуляции субъектно-объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности педагога является одной из главных задач дошкольной психологии труда, которая способствует сознательному формированию индивидуального стиля деятельности. Это утверждение позволяет применить концептуальный аппарат субъектного подхода, разработанный Е. А. Климовым, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность[2]. Исходя из концепции Е. А. Климова, педагогический труд может быть представлен как осознанное целенаправленное исполнение педагогом нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором педагог реализует себя осуществляя поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Причем для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности, и разработки способов коррекционного воздействия на субъекты труда в целях обеспечения взаимосоответствия человека (педагога) и профессии, им выделены, специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда. В качестве психологических признаков (достойных условий) выделяются следующие четыре:

«сознательное предвосхищение социально ценного результата»,

«сознание обязательности достижения социально фиксированной цели»,

«сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий средств деятельности»,

«осознание межлюдских производственных зависимостей».

Как можно заметить из выделенных нами основных структурных элементов труда педагога само содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально важные, необходимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и определяя ее эффективность, обеспечивают исполнение функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Здесь уместно поставить вопрос: «Какие основные личностные свойства педагога являются необходимыми и профессионально важными для успешного исполнения своих функций? Безусловно, не существует какой-либо одной структуры личности особенно благоприятной для педагогического успеха, но определенные качества обязательно должны быть представлены.

Последовательно проблему классификации профессионально значимых качеств личности педагога раскрыла в своих работах Н. В. Кузьмина, выделив четыре группы педагогических способностей:

— конструктивные – способность проектировать личность дошкольника, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника,

— организаторские – способность включать дошкольников в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую личность, делать личность активной в движении к целям воспитания,

— коммуникативные – способность устанавливать правильные взаимоотношения с дошкольниками и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств,

— гностические – способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Здесь уместно отметить, что на основании опроса 244 педагогов С. В. Овдей определила, что наиболее трудной для педагога представляется деятельность коммуникативного и гностического плана. И что именно в коммуникативном плане происходят конфликтные ситуации.

Кроме того исследования Н. В. Кузьминой [3] показали, что педагоги считают наиболее важными качествами для учебной деятельности следующие:

качества ума (наблюдательность, последовательность и ясность мысли);

качества речи (доступность, логическая стройность и последовательность, убедительность);

качества воображения (понимание дошкольника – умение встать на точку зрения дошкольника, проникнуть в его психологию и педагогическая направленность – фантазия и изобретательность, подчиненная учебно-воспитательным задачам).

Данная классификация Н. В. Кузьминой построена исходя из принципа, что структура личности педагога должна отражать структуру педагогической деятельности. Другими словами содержание педагогической деятельности определяет требования к содержанию личности. То есть функциональным блоком педагогической деятельности должны отвечать соответствующие профессионально важные качества личности педагога. Классификация нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Кроме того, получили признание следующие классификации качеств личности педагога: Щербакова А. И., Гоноболина Ф. Н., Крутецкого В. А., Бернса Р.

На наш взгляд наиболее эффективная с точки зрения формирования и развития индивидуально стиля деятельности именно классификация Н. В. Кузьминой. Поскольку она нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

Между характером педагогической деятельности и ее способами, с одной стороны, и профессионально важными качествами педагога, с другой стороны, прослеживается система связи и отношений. Характер трудовой деятельности педагога играет определяющую роль по отношению к его профессионально важным качествам. В свою очередь от них зависят способы трудовой деятельности педагога.

Механизм воздействия профессионально важных качеств педагога на способы его трудовой деятельности включает в себя проявление этих качеств в его диалоге с дошкольником и в индивидуальном стиле обучения и воспитания. Исследования Тюлина М.Ю. [3] показали, что для педагога необходимы прежде всего такие профессионально важные качества как: 1) эмпатия, 2) высокая культура педагогического общения, 3) обладание диалогическим стилем педагогического общения, 4) справедливость, 5) толерантность, 6) педагогический такт, 7) ответственность. Что наводит на мысль о том, что индивидуальный стиль педагога складывается под влиянием других профессионально важных качеств, а именно: 1)знание половозрастных особенностей дошкольников, 2) умение предупреждать и своевременно разрешать конфликты, 3) способность к индивидуальному стилю трудовой деятельности, ориентированному на индивидуальность дошкольника

Смотрите так же:  Образец приказа по обращению с отходами на предприятии

Для оптимизации стиля педагогической деятельности, его психодиагностики и психокоррекции необходимо прежде всего активизировать процесс самопознания педагогом следующим компонентов педагогической деятельности: мотивы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, индивидуальный стиль деятельности как в сложных так и в обычных ситуациях, уровень эмпатии по отношению к дошкольнику и самооценка профессионально важных качеств.

Основными структурными компонентами трда педагога являются:

Ориентировочно-подготовительная деятельность педагога;

Операционно-организаторская деятельность педагога;

Деятельность педагога по формированию учебных отношений.

Среди профессионально-важных качеств педагога особую роль в современных условиях занимают такие как: эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, справедливость, толерантность, педагогический такт, любовь к детям, постоянное профессиональное самопознание, профессиональная компетентность педагога, ответственность. Вышеперечисленные качества и являются основными требованиями профессиональной деятельности педагога к его личности в современных условиях.

Таким образом, представления педагога о соответствии своих профессионально важных качеств содержательным компонентом профессионального труда, адекватность этих представлений определяют, в свою очередь, его профессиональное самосознание.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

Тюлин М. Ю. Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.

Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. — 1987.

Требования предъявляемые к педагогу-психологу

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.1. Особенности личности педагога-психолога

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Следует понимать, что «понять и принять» настроение другого человека — это не значит идти у него на поводу. Иногда студенты возражают: «Ученик не в настроении отвечать урок, что же, значит, не спрашивать его? А если он всегда не в настроении?» Это ошибочное понимание социальной чувствительности. Возможны случаи, когда ребенок по тем или иным причинам не может или не хочет ответить. В этой ситуации первым шагом будет — выяснить причину, вторым — разрешить не делать этого, третьим — договориться, когда он все же ответит материал. При этом будет проявлена социальная чувствительность и реализованы цели обучения и воспитания.

Социальная чувствительность включает в себя:

  • а) чувствительность в наблюдении — способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;
  • б) теоретическую чувствительность — умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;
  • в) номотетическую чувствительность — способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;
  • г) идиографическую чувствительность — способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

В ходе общения с другим человеком педагог-психолог формирует целостный образ другого человека, соотнося результаты наблюдения за его поведением с имеющимися теоретическими знаниями о поведении и особенностях личности людей. Сформировавшийся образ определяет эмоциональное отношение, уровень интереса педагога к собеседнику, поступки и действия. Именно поэтому крайне важно, чтобы создавшийся образ не оказался ложным и был максимально подробным и точным.

Отсутствие социальной чувствительности — один из основных источников проблем в общении педагогов, в том числе и педагогов-психологов, и учеников. Способность правильно определять и предвидеть чувства, мысли и их поведение развивается с опытом работы и возрастом, но это возможно, если у взрослого человека развита рефлексия. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога-психолога «эффекта ореола» (стойкого суждения об одной черте, распространяющегося на всю личность), проекции (переноса своих качеств, особенно нежелательных, на другого человека), стереотипного оценивания.

«Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый отпечаток», т. е. повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Стереотипное поведение, восприятие или оценка — это повторяющееся без изменений, воспроизводящее общеизвестное, шаблонное, трафаретное. Любой стереотип несет в себе и положительное, и отрицательное начало. Несомненное достоинство стереотипов в том, что они, облегчают понимание других людей и нахождение «общего

языка» с учениками. Негативный эффект заключается не в стереотипе как таковом, а в негибкости педагога-психолога, не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону» и сменить стереотип на другой, более подходящий для данного человека.

Исследования показали, что у каждого есть своя типология, согласно которой он воспринимает и оценивает других людей. Каждому типу соответствуют свои черты характера, особенности поведения и внешности. При выделении одной-двух черт в новом человеке остальные черты типа ему приписываются автоматически. Хрестоматийным является пример, когда учитель, увидев среди учеников в новом классе аккуратную, опрятную девочку с заинтересованным выражением лица, решает, что она будет отличницей, тем самым автоматически дополняя внешний облик другими, еще не выявленными чертами стереотипа «хорошей ученицы». Сформировавшись, стереотип начинает определять поведение учителя по отношению к детям.

Есть люди, которые на протяжении всей жизни пользуются ограниченным кругом жестких неизменных стереотипов и не стремятся анализировать поведение — ни свое, ни окружающих. Но и у людей, склонных к восприятию индивидуальности, может проявиться стереотипизация, например, при встрече с большим количеством незнакомых людей, которых надо узнать за короткий промежуток времени, или при оценке людей, относящихся к иной социальной группе (по полу, возрасту, социальному положению и др.). Таким образом, при знакомстве с новым классом (большая группа людей иного возраста и часто иного социального положения) у педагога актуализируются способности не восприятия индивидуальности, а стереотипизации. Лишь потом, по прошествии нескольких месяцев, может проявиться способность воспринимать индивидуальности, причем, как правило, это происходит по отношению лишь к некоторым учащимся, чем-то выделяющимся из группы сверстников.

Одной из основных характеристик стереотипа является его стабильность во времени. Однажды возникнув, он может не изменяться годами. Более того, педагог-психолог, попавший под влияние стереотипа, старается искать доказательства правоты своей точки зрения, истолковывать все факты в пользу стереотипа, провоцировать соответствующее поведение

учащихся. Случается, что при этом он неверно объясняет то, что видит или слышит, или подбирает лишь одностороннюю информацию. Хорошо, если стереотип положительный (например, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников.

Что же делать для того, чтобы не попасть под власть стереотипов? Легче всего корректировать стереотип на этапе ожиданий. Любой образованный человек в состоянии убедить себя пересмотреть их и проследить за этим процессом. Кроме того, поведение педагога может быть проконтролировано им путем анализа избирательного внимания и пристрастного суждения. Пересмотр позиций, на основании которых производится оценка других людей, доступен для любого образованного человека, тем более так должно быть для педагога-психолога. Способность к критическому анализу своего поведения и причин отношения к ученикам приведет его к более объективным отношениям и оценкам.

Смотрите так же:  Как рассчитать возврат страховки по кредиту

Развитая способность управлять собой — еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Изречение «В здоровом теле — здоровый дух» — это не просто слова. По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение — это далеко не полный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они — следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге — повышенная утомляемость, снижение работоспособности и интереса к жизни, получение более низких результатов в жизни и профессии.

Способы поддержания здоровья общеизвестны. Для людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни (а студенты относятся именно к этой категории людей), важно движение, особенно на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок.

А что делать, если человек хронически или неизлечимо болен? Единого совета для всех нет. Главное — не забывать о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим

работы и отдыха, а кроме того, выполнять разрешенные физические нагрузки.

Людям, особенно молодым, кажется, что их силы и энергия беспредельны. Наверное, это так, но иногда наступают моменты, требующие слишком много сил. Именно тогда и наступает пора думать об их рациональном распределении.

Следует помнить, что силы можно увеличить, если «подпитать» их соответствующими эмоциями. Так, ученики (главные «судьи» профессионализма педагога-психолога) отмечают, что для эффективной работы ему необходимы следующие личностные качества:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • способность к эмпатии, внимание к потребностям учащихся;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • установка на создание положительного подкрепления для учащихся;
  • владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися;
  • предпочтение устных контактов на уроке письменным;
  • эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении — важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Впервые ответ на вопрос: «Как можно проявлять талант в деятельности?» — дается в системе К.С. Станиславского. Он пришел к выводу, что для этого необходимо использовать силу подсознания, причем не только как редкого, неконтролируемого озарения («вдруг осенило»), но уметь осознанно овладевать подсознательным, непроизвольным процессом творчества. Состояние, когда человеку (актеру, учителю) доступна энергия подсознания, он назвал «сверхзадачей». Сверхзадача определяется как неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. Именно сверхзадача — подлинный и основной источник энергии, движущий поведением педагога-психолога

в стремлении передать людям «великую правду» о высших нравственных ценностях.

Каждому из людей знакомы ситуации, когда сознанием овладевает какая-либо идея (что-то сделать, получить, найти и т. д.). Если эта идея захватывает человека полностью, то она затрагивает не только сознание, но и подсознание. В этом случае «вдруг» создаются благоприятные условия — находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать сознательно. Если учитель в работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (например, «Делать людей лучше», «Дарить добро» и т. д.), то в его работе обстоятельства будут складываться также благоприятно и помогать в достижении цели. Это не означает, что педагог должен «гореть на работе», не спать ночами, думая, как лучше выполнить какое-либо дело. Можно и нужно иметь разносторонние интересы. Главное — осознавать свою направленность в работе и не изменять ей.

Научиться наращивать и эффективно использовать свои способности можно, если, кроме выражения своих чувств, соблюдать еще несколько правил: изучить и оценить себя — особенно способы, придающие силы; занимать активную жизненную позицию; настраиваться на успех; спокойно принимать неудачи и учиться на них.

В любой работе, связанной с интенсивным общением с людьми, трудности неизбежны. Люди по-разному реагируют на них. То, по поводу чего один будет переживать часами и даже месяцами, другой человек просто не заметит. Большинство людей нуждаются в определенном уровне нагрузок, чтобы выполнять работу с интересом, и достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения. Более подробно о способах преодоления трудностей и стрессовых ситуаций будет рассказано в последнем разделе главы 6 данного пособия.

Люди, которым на все в жизни хватает времени, — наверное, самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше у него времени. Педагог-психолог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не может прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более

того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе у детей может сложиться впечатление, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.

С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется, с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее всего окажется, что несколько часов в день «уходит» надела, которые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг — планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг — контроль исполнения планов.

Правильному распределению времени помогает осведомленность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тратя времени на личные встречи. Рациональное распределение информации (чтобы ее можно было найти быстро), накопленной в процессе обучения в вузе и за годы работы, способно значительно экономить время.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств. Творческий подход к жизни и общению с людьми можно развить с помощью несложных упражнений:

  • — хорошо помогают упражнения на вхождение в образ другого человека или вещи, например: рассказать о событии в классе так, как будто вы — один из учеников или посторонний наблюдатель, или от лица классной доски, кусочка мела, птицы, наблюдающей за происходящим в окно, и т. д.;
  • — упражнения на умение нестандартно взглянуть на вещи, например: найдите как можно больше способов того, как можно использовать любую вещь (ключ, наперсток, ручку). Причем важно не только количество вариантов, но и наличие нестандартных решений этого задания, к примеру: ключ можно использовать как чертежный, столярный, слесарный, музыкальный инструменты, украшение, грузило, расческу, это может быть родник, бьющий из-под земли, ключевая мысль в предложении и т. д.

Потренировавшись, вы заметите не только то, как увеличивается число вариантов, но и то, что уменьшилось количество сложностей в общении с детьми и окружающими людьми.

Развитые навыки воздействия на других людей — еще одна особенность личности хорошего педагога-психолога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

Заражение — это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. В этом случае он начинает действовать не так, как подсказывает разум, а под действием происходящего в нем гормонального обмена. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих. Опытные учителя и лекторы способны использовать заражение в своих целях — в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на выполнение важного дела. Импульсом, способным вызвать преднамеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример (на субботниках и т. д.), наличие общей значимой цели.

Смотрите так же:  Можно ли оформить развод если есть ребенок до года

Роль подражания в отдельных группах (в том числе и подростковых) достаточно велика. Подражание — один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания — от поверхностного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль педагога-психолога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкультурой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны к отклоняющемуся от норм поведению.

При умелом влиянии подростки внутри таких групп осваивают новые роли, готовятся к экономически самостоятельной жизни, усваивают социально ответственное поведение и убеждения.

Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом — основная отличительная черта внушения. Оно часто применяется на уроке и вне его. Объяснение нового материала в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании — вот примеры использования метода внушения.

Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрослые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект доверия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего авторитета, произнося слова и не подкрепляя их делом, сами себе противореча.

Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры -были уместны, верны и служили основанием для убедительных выводов. Так же важно соблюдать принцип отсутствия противоречия: заключения и выводы не могут противоречить друг другу, должны идти в определенной последовательности, один за другим, а не один возле другого. Еще одно условие — внутреннее ощущение педагогом-психологом равенства его и учеников при убеждении. Педагогу следует относиться к детям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации и возражении, принимать их доказательства, избегая стереотипов оценки. Если он не соблюдает

перечисленных условий, ученикам в разговоре будет казаться, что психолог «топчется на месте», все применяемые им способы убеждения будут неэффективны, и учитель не добьется своей цели.

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Личность педагога-психолога. Этический кодекс.

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении — способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность — умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность — способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность — способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий. Развитая способность управлять собой — еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении — важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика — его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Другие публикации:

  • Шаламов и завещание ленина Шаламов и завещание ленина Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ запросов. Система защиты РѕС‚ роботов решила, что […]
  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • До скольки лет нужна доверенность на ребенка по россии Выезд ребенка за границу с одним родителем: нужно ли разрешение Очень часто, когда один из родителей собирается с ребенком поехать за границу отдохнуть или на лечение, встает вопрос: нужно ли разрешение второго родителя и в случае необходимости как его […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Услуги адвоката в нижнем новгороде цены Услуги адвоката в нижнем новгороде цены 2 Гражданские дела 2.1 Составление искового заявления, ходатайства - 3000 руб. 2.2 Полное участие адвоката во всех судебных заседаниях суда первой инстанции - от 10000 руб. 2.3 Составление кассационной жалобы - 3000 […]
  • Коллекторы запрещены законом Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника Понятие «коллекторское агентство» появилось в современном русском языке относительно недавно. Оно пришло к нам из США, где банковский бизнес очень широко пользуется услугами частных […]

Вам также может понравиться