Требования по управлению трамваем

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАМВАИ

трехсекционный
трамвайный вагон

71-633

Можно заказать индивидуальную окраску вагонов в цветовой гамме своего города или выбрать из готовых вариантов

71-633/531 трёхсекционный шарнирно-сочленённый шестиосный трамвайный вагон имеет низкий уровень пола по всей площади пассажирского салона. 100% низкопольные трамвайные вагоны соответствуют современным требованиям по уровню вибрации и шума, при этом значительно увеличивают скорость посадки-высадки пассажиров и создают более комфортные условия для пассажиров, особенно с детьми и инвалидов.

Встроенная система диагностики оборудования позволяет контролировать и вести запись основных параметров движения вагона, состояния тягового оборудования и аппаратов системы управления. Для проверки и корректировки параметров не требуется подключения дополнительного оборудования.

Объединенная система управления вагоном обеспечивает управление тяговым приводом, всеми вспомогательными устройствами и оборудованием, взаимные связи и блокировки между объектами управления по единым информационным каналам.

В салоне для пассажиров установлена комплексная цифровая информационная система, включающая автоинформатор, громкоговорящую связь, маршрутные указатели, информационное табло — «бегущая строка». Кнопки вызова на поручнях и переговорные устройства на накопительных площадках обеспечивают связь пассажиров с водителем.

Кабина водителя оснащена всеми необходимыми опциями для эффективного управления современным трамваем, в соответствии с эргономическими требованиями ЕЭК ООН.

По желанию заказчика в вагоне устанавливается: система видеонаблюдения, спутниковая система навигации и контроля положения вагона, информационная система, связанная со спутниковой системой навигации, дополнительные информационные мониторы, терминалы для оплаты проезда.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАМВАИ

трехсекционный
трамвайный вагон

71-631

с двухсторонним расположением дверей
и кабинами с двух сторон

Кабина водителя

оснащена всеми необходимыми опциями для эффективного управления современным трамваем, в соответствии с эргономическими требованиями ЕЭК ООН

Трёхсекционный трамвайный вагон модели 71-631 — это шестиосный пассажирский вагон модельного ряда низкопольных трамваев. Пассажирский салон имеет переменный уровень пола. Доля низкого пола — 70%.

Тяговый электропривод выполнен на базе асинхронных тяговых электродвигателей и обеспечивает высокий уровень технических и динамических параметров, контролируемую рекуперацию электроэнергии в контактную сеть и режим «автономного хода» не менее 1000 м.

Двери шарнирно-поворотного типа. Система управления дверным приводом обеспечивает функцию «антизажим». Широкие дверные проемы и просторные накопительные площадки в низкопольной части вагона позволяют увеличить скорость посадки-высадки и создают комфортные условия для пассажиров с детьми и людей с ограниченными возможностями.

Для удобства пассажиров установлена комплексная цифровая информационная система, включающая автоинформатор, громкоговорящую связь, маршрутные указатели, информационное табло — «бегущая строка». Имеется система видеонаблюдения, спутниковая система навигации и контроля положения вагона. Кнопки вызова на поручнях и переговорные устройства на накопительных площадках обеспечивают связь пассажиров с водителем.

Трамвайные тележки соответствуют современным требованиям по уровню вибрации и шума.

Встроенная система диагностики оборудования позволяет контролировать и вести запись основных параметров движения вагона, состояния тягового оборудования и аппаратов системы управления. Для проверки и корректировки параметров не требуется подключения дополнительного оборудования.

Технические характеристики и параметры трамвая обеспечивают комфортный проезд для пассажиров, снижают энергопотребление и увеличивают сроки межремонтной эксплуатации вагона.

Вагон укомплектован навигационным оборудованием (АСМПП) ГЛОНАС (GPS).

Управление трамваем

Управление трамваем — способы управления электрическим трамваем.

Управление трамвайным вагоном достаточно сложно, гораздо сложнее чем управление автотранспортом. Оно требует от водителя хороших познаний в электротехнике, механике, твёрдого знания правил и инструкций, умения понимать и предвидеть дорожную обстановку, хорошей реакции и хладнокровия.

Различные органы управления, расположенные в кабине, рассчитаны на воздействие рукой или ногой водителя. Трамвайные вагоны не имеют муфт сцепления и коробок передач — передаточное число от двигателя до колёсных пар всегда фиксировано — поэтому в кабине водителя трамвая нет органов управления трансмиссией. Большинство органов управления — электрические коммутационные аппараты.

Трамвайные вагоны (моторные) могут передвигаться как вперёд, так и назад, причём в обоих случаях развивать максимальную скорость, в отличие от автотранспорта.

Электросхема вагона устроена так: токоприёмник (полупантограф, пантограф, бугель или штанга) — система управления тяговым двигателем — тяговые электродвигатели (ТЭД) — рельсы.

Система управления тяговыми электродвигателеми предназначена для изменения силы тока, проходящей через ТЭД — то есть, для изменения динамики движения вагона. На старых вагонах применялась непосредственная система управления: в кабине находился высоковольтный контроллер, представляющий из себя высокую тумбу с рукояткой наверху. Контроллер имел два вала — главный и реверсивный, механически сблокированные между собой. Оба вала имели большое число фиксированных положений, различное у контроллеров разных моделей.

При повороте рукоятки главного вала контроллера в тяговые электродвигатели подавался ток определённой величины. При этом остальная часть электроэнергии превращалась в тепловую. В настоящее время такие системы управления не применяют.

С 30-х годов XX века начали применяться косвенные полуавтоматические системы управления, так называемые «реостатно-контакторные». Появилась возможность работы вагонов в составе поезда по системе многих единиц — когда управление всеми двигателями и электрическими цепями вагонов осуществляется с одного поста. До этого поезда составляли из одного моторного и одного-двух прицепных вагонов, не имевших тяговых двигателей.

С 1970-х гг. и по настоящее время во всём мире (в том числе в России) внедряются частотно-импульсные системы регулирования, выполненные на основе силовых полупроводниковых элементов. На тяговый электродвигатель от частотно-импульсного преобразователя поступает импульсный ток, причем частота импульсов изменяется в соответствии с заданной для двигателя мощностью в конкретный момент времени. Это позволяет достичь высокой плавности хода и значительной экономии электроэнергии.

Система торможения на трамвае во многом схожа с ее аналогом на железнодорожном транспорте. Первое поколение трамвайных вагонов имело воздушные тормоза. Компрессор осуществлял нагнетание воздуха в воздушные резервуары, из которых при помощи тормозного крана воздух по трубопроводам подавался в тормозные цилиндры. Шток тормозного цилиндра воздействовал через сложную рычажную систему на чугунные тормозные колодки и прижимая их к бандажам колёс или тормозным дискам. В настоящее время пневматическое торможение на трамвае практически вытеснено более современными системами, сейчас по некоторым сведениям используется только на вагонах Петербургского трамвайно-механического завода.

С 50-х годов XX века на трамвайных вагонов в качестве служебного стало применяться электродинамическое торможение. ТЭДы при торможении отключаются от контактной сети и начинают работать в режиме генератора, вырабатывающего ток, который гасится на реостатах (мощных сопротивлениях, закрепленных на крыше или под полом вагона), при этом электрическая энергия преобразуется в тепловую.

Для торможения на низкой скорости, когда электродинамическое торможение неэффективно (например, при полной остановке вагона) применяются колодочные (механические) тормоза с воздушным или соленоидным приводом.

Низковольтные цепи вагона используются для косвенного управления высоковольтными аппаратами, питания освещения, сигнальных цепей, низковольтных аппаратов, подзарядки аккумуляторной батареи. Существует 2 вида устройства низковольтных цепей: с питанием от электромашинного преобразователя и от преобразователя, выполненного на полупроводниковой базе. Электромашинный преобразователь обычно устроен следующим образом: под полом трамвайного вагона на общем валу закрепляются двигатель постоянного тока, работающий от контактной сети, и генератор, вырабатывающий низкое напряжение (так называемая система «мотор-генератор»). Недостатком подобной системы является низкий КПД и высокий уровень создаваемого во время работы шума (чем и объясняется постоянный шум под полом вагонов Татра Т3, 71-605 и аналогичных). Тиристорно-импульсный (полупроводниковый) преобразователь лишен этих недостатков, однако его внедрение и активная эксплуатация началась только с 80-х годов XX в.

Примерный процесс управления (косвенная система управления) Править

Включение и пуск вагона: Править

  • поднять токоприёмник;
  • включить цепи управления и необходимые вспомогательные цепи;
  • нажать педаль безопасности;
  • выбрать направление движения и повернуть реверсор в соответствующее положение;
  • повернуть рукоятку контроллера (пусковую педаль) до включения необходимой ходовой позиции;
  • после набора нужной скорости вернуть рукоятку или педаль контроллера в нулевое положение, тяговые двигатели при этом отключатся и вагон будет двигаться выбегом.

Торможение, остановка и выключение вагона: Править

  • установить контроллер на одну из тормозных позиций.

При этом схема собирается на торможение, ТЭДы переводятся в генераторный режим, в силовую цепь начинают плавно вводиться пускотормозные реостаты, начинается электродинамическое торможение.

  • для полной остановки вагона необходимо включить тормозную позицию, на которой при истощении электродинамического торможения автоматически сработает колодочный тормоз. Вагон при этом затормаживается полностью.

Для применения экстренного торможения необходимо включить последнюю тормозную позицию, при этом одновременно включатся электродинамическое торможение на полную мощность, рельсовый тормоз и при истощении электродинамического торможения — колодочный.

  • вернуть контроллер в нулевое положение;
  • установить реверсор в нулевое положение;
  • выключить вспомогательные цепи и цепи управления;
  • опустить токоприёмник.

Управление вагоном с непосредственной системой управления (контроллер МТ-1А, прямодействующий воздушный тормоз) Править

Включение и пуск вагона: Править

  • закрыть спускные вентили пневмосистемы;
  • поднять токоприёмник;
  • включить автоматические выключатели — главный, мотор-компрессора и при необходимости — цепей освещения;
  • дождаться, пока мотор-компрессор создаст необходимое давление в воздушных резервуарах;
  • проверить давление и отсутствие утечек воздуха по манометру;
  • выбрать направление движения и род работы силовой схемы, повернуть реверсивный вал контроллера в соответствующее положение;
  • отпустить ручной тормоз;
  • включить первую ходовую позицию на 0,5 секунды;
  • при необходимости увеличения скорости включать последующие позиции с выдержкой 1-3 секунды (в зависимости от состояния пути).

Позиции с 1 по 4 — реостатные при последовательном соединении двигателей. 5 позиция — безреостатная при последовательном соединении. 6 и 7 позиции — реостатные при параллельном соединении ТЭДов. 8 позиция — безреостатная при параллельном соединении. Время движения на 5 и 8 позициях не ограничено.

  • после набора скорости вернуть рукоятку главного вала контроллера в нулевое положение. Двигатели отключатся и вагон будет двигаться выбегом.

Работа тормозного крана Править

Тормозной кран (кран машиниста) бывает нескольких типов, но принцип его работы всегда один — при повороте рукоятки крана происходит соединение различных трубопроводов пневмосистемы с воздушными резервуарами, атмосферой или их полное перекрытие.

Нулевое положение рукоятки (прямо) — кран закрыт. Поворот ручки влево — торможение, вправо — отпуск. Режимы торможения и отпуска зависят от угла поворота ручки крана:

15 градусов влево служебное торможение 15 вправо служебный отпуск 30 влево полное торможение 30 вправо полный отпуск 45 влево экстренное торможение с подачей песка на рельсы 60 влево экстренное торможение с песком и опусканием подвагонной предохранительной сетки.

Тормозной кран ленинградского типа несколько отличается по устройству.

Торможение, остановка и выключение вагона: Править

  • поворотами тормозной рукоятки нужно подавать мелкими порциями воздух из резервуаров в тормозную магистраль. При этом колодки с определенным усилием прижмутся к бандажам колёс и вагон будет тормозить.
  • после полной остановки затянуть ручной тормоз;
  • повернуть реверсивный вал контроллера в нулевое положение и снять реверсивную рукоятку;
  • выключить автоматические выключатели;
  • опустить токоприёмник
  • открыть спускной вентиль и выпустить воздух из пневмосистемы.

При необходимости экстренного торможения необходимо повернуть рукоятку тормозного крана до упора влево. При этом тормозные колодки с максимальным усилием прижмутся к колёсам вагона, на рельсы будет подаваться песок для избежания входа вагона в юз, опустится подвагонная сетка, чтобы подхватить на себя попавшего на пути человека или посторонний предмет. Далее водитель должен включить первую тормозную позицию и последующие с выдержкой 1-3 секунды. Включать сразу третью тормозную позицию запрещается во избежание выхода из строя пускотормозных реостатов.

Следует помнить, что самовозбуждение тяговых двигателей без дополнительных обмоток в генераторном режиме происходит с задержкой в 2-3 секунды и торможение истощается на скорости уже 10 км/ч. Поэтому реостатное торможение на вагонах с непосредственным управлением может применяться только в качестве аварийного.

Управление вагоном с непосредственной системой управления сложно и требует от водителя твёрдых навыков, отточенности движений и приёмов управления вагоном.

Как стать водителем трамвая?

15 сентября 2016 8:00 4

Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных. Фото: Алексей БУЛАТОВ

«За работу!, водители трамваев Алексей БУЛАТОВ

Еще больше материалов по теме: «»За работу!»: советы специалистов »

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно. Фото: Алексей БУЛАТОВ

«НА РАБОТУ С ПЕРВЫМИ ПЕТУХАМИ»

Одно дело сидеть в офисе и стучать по клавиатуре, и совсем другое – управлять многотонной машиной, отвечая за жизни десятков людей. Пусть водитель трамвая и не самая высокооплачиваемая работа, но уж точно одна из самых ответственных и нужных.

– Ты должен учитывать массу факторов. И профессиональный водитель делает это на автопилоте, не задумываясь, – поделился Яков Дербенев , водитель трамвая Северного трамвайного депо ЕМУП «ТТУ». – Организм все время в тонусе. Ты как служебная собака: всегда готов, всегда вооружен своими навыками и знаниями.

У водителей трамвая вместо компьютера – реальный учебный вагон. Фото: Алексей БУЛАТОВ

Несмотря на кажущуюся простоту, управлять трамваем довольно сложно. Да, в кабине нет руля. Но зато в самом вагоне есть несколько дверей, которые у невнимательного водителя обязательно зажмут пассажира. Еще есть автомобилисты, которые так и норовят стукнуться о вагон. И нельзя забывать про систему тормозов. Резкая остановка может привести к тому, что стоячие пассажиры упадут. В общем, не каждый справится с такой техникой. А если вы еще и тот, кто любит поспать подольше, то профессия эта явно не для вас.

– Первый трамвай выходит в город в 04.26 утра. То есть водитель должен придти в парк уже в 04.11 – с первыми петухами, – рассказал Яков Дербенев . – В среднем рабочий день водителя длится 7-9 часов.

Срок обучения водителей трамваев – 5 месяцев. Фото: Алексей БУЛАТОВ

ОТКАТАТЬ 200 ЧАСОВ НА УЧЕБНОМ ВАГОНЕ

Водителей трамваев в Екатеринбурге несколько тысяч. Но, несмотря на это, новые сотрудники требуются регулярно. Набор в учебные группы происходит каждые три месяца.

– Срок обучения водителей трамваев – 5 месяцев. Водителей троллейбусов – 6 месяцев. Средний возраст сейчас, что у первых, что у вторых – 30 лет, – пояснила Эльза Ефимова , старший мастер учебно-производственного центра ЕМУП «ТТУ».

Водителей троллейбусов в столице Урала обучают на специальном компьютерном тренажере: ученик садится за приборную панель, как у настоящего троллейбуса, и едет по нарисованному на экране городу. Изображение домов и дороги проецируется на большое белое полотно перед приборной панелью. Так ученик под присмотром наставника может отрабатывать те упражнения, которые в реальных городских условиях привели бы к затору. У водителей трамвая вместо компьютера – реальный учебный вагон. В Екатеринбурге его роль играет чешский Татра Т3. А в Нижнем Тагиле – российский Спектр.

Ученик откатывает с инструктором на учебном вагоне без пассажиров 200 часов. Фото: Алексей БУЛАТОВ

– Сначала ученик откатывает с инструктором на учебном вагоне без пассажиров 200 часов, – рассказала Светлана Иванова , водитель «Тагильского трамвая». – Лишь после этого и после того, как он сдаст все экзамены, он стажируется с водителем трамвая в городе

Смотрите так же:  Иск о трудовых спорах цена

Вот как проходит обучение: стажер занимает кресло водителя, а наставник располагается справа от него. Поначалу курсанту разрешают ездить только по территории депо. Лишь после того как он наберется опыта ему позволят выехать в город. При этом наставник постоянно будет держать ногу на специальной педали: стоит только стажеру допустить ошибку, как наставник тут же отпустит педаль, остановив состав. Но одних лишь навыков вождения недостаточно. Водителю трамвая необходимо иметь еще и хорошую теоретическую подготовку.

– Водитель трамвая в принципе должен быть неглупым человеком. Он должен знать очень много инструкций, должен разбираться в основах электротехники и в том, как вообще работает трамвай, – добавила Светлана Иванова.

Некоторые, устраиваясь водителем трамвая лишь на время, связывают с этим всю свою жизнь. Фото: Алексей БУЛАТОВ

ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ – ОДНА ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ

Если в Екатеринбурге новую группу будут набирать еще только в октябре, то в Нижнем Тагиле желающие приглашаются уже сейчас.

– В данный момент проводится очередной набор в группу водителей трамвая, – рассказал Алексей Архипов , заместитель директора по общим вопросам «Тагильского трамвая». – Вакансии у нас запланированы на группу, которую мы направляем на обучение, то есть гарантированно рабочие места обучающимся предоставляются. Обычно лекции начинаются в четвертом часу дня, чтобы у кандидатов была возможность где-нибудь подрабатывать в свободное время. В исключительных случаях мы временно трудоустраиваем студентов на предприятие кондукторами.

В Нижнем Тагиле водители трамваев получают около 14 тысяч рублей. В Екатеринбурге – около 20. Но сумма может быть и больше. На нее влияет огромное количество самых разных факторов. Предусмотрен соцпакет. В качестве приятного дополнения – одна из самых интересных городских профессий. Некоторые, устраиваясь водителем трамвая лишь на время, связывают с этим всю свою жизнь.

Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае

Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это – управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?

Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.

Требования к водителю автобуса

Требования к профессиональным водителям транспорта, в том числе автобуса, регламентирует Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Данный приказ вступает в силу в июне 2016 года, но уже нужно учиться по новым требованиям, чтоб соответствовать им.

Профессиональный водитель автобуса должен уметь:

  • проверить состояние автобуса перед выездом, а также после возвращения из рейса;
  • обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров;
  • контролировать размещение и перевозку грузов или багажа пассажирами;
  • пользоваться тахографами различных моделей.

Работать в России водителем можно только с российским национальным водительским удостоверением.

Прежде чем Вам позволят водить автобус, нужно пройти соответствующее обучение, наработать стаж вождения. Сначала нужно получить права категории «В, С», затем лишь «D».

К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.

К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.

Научиться водить автобус

Как говорят профессионалы, водить автобус – увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.

Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.

В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.

Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.

На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.

Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.

Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.

Научиться водить троллейбус

Троллейбус – это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.

Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.

Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.

Обучение состоит из четырех этапов:

  • изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
  • практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
  • теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
  • пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).

Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.

Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.

Требования к водителю троллейбуса

Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.

Кроме ПДД водитель троллейбуса должен знать:

  • правила эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • технику безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • правила технической эксплуатации троллейбусов.

Водитель троллейбуса, как и любой другой водитель, должен уметь:

  • устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки агрегатов;
  • подключать и отключать штанги с токоприемниками к контактной сети;
  • заполнять специализированную документацию, связанную с эксплуатацией троллейбуса.

Научиться водить трамвай

Работа водителем трамвая схожа с работой на троллейбусе. Питается от электросети, только едет по рельсам. Получается смесь троллейбуса и электрички. Водителя трамвая даже называют вагоновожатым.

О курсах водителей трамваев можно узнать в депо, где и обитают трамваи. Предприятия городского транспорта сами себе готовят кадры, потому что обычной автошколе это не по силам и невыгодно. Набирают курсантов разных возрастов, не зависимо от наличия высшего или специального образования. Водить трамвай можно с 21 года.

Обучение длится около полугода. Читают теоретический курс, затем практические занятия. Обещают стипендию, последующее трудоустройство после успешной сдачи экзаменов. Но первые Ваши самостоятельные поездки будут в виде стажировки под руководством опытного вагоновожатого.

Вас научат и ремонту трамвая и основам теории движения трамвая (коэффициенты сцепления, сцепной вес трамваев, силы, действующие на трамвай в движении по прямой и на кривых участках пути и прочие особенности).

Зачастую предприятия, готовящие водителей трамваев и троллейбусов, заключают со своими курсантами договор, по которому они после обучения обязаны отработать несколько лет на городском транспорте. Это делается для того, чтобы не зазря Вам выплачивали стипендию и тратили бюджетные деньги.

Требования к вагоновожатому такие же, как и к водителю автобуса и троллейбуса.

Я б в водители пошел

Прежде чем пойти учиться на водителя городского транспорта, нужно самому трезво оценить свои силы: работа водителем городского транспорта психологически тяжелая, физически напряженная. Вставать в рейсы нужно рано, сменный график работы, порой приходится ремонтировать транспорт прямо на дороге в неблагоприятных погодных условиях. Нужно следить и за дорогой и за пассажирами в салоне. Очень много специфики и мелких нюансов.

А так, если все с психикой и здоровьем нормально, почему бы и нет?! Если Вы любите часами колесить по родному городу, то это вариант для Вас. Совместите приятное с полезным, т.к. зарплата как у среднего менеджера 22-25 тыс. рублей.

Дмитриев Виталий, 01.04.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права и обязанности водителя трамвая.

1.2. В должностной инструкции используются следующие понятия и сокращения:

1.2.1. «Трамвай», «Трамвайный вагон»: — транспортное средство, передвигающееся по рельсовым путям, приводимое в движение тяговыми электрическими двигателями, получающими электроэнергию через специальный токоприемник от контактного провода, предназначенное для перевозки пассажиров.

1.2.2. «Трамвайный маршрут» — установленный в процессе организации перевозок пассажиров путь следования трамвая между начальным и конечным пунктами.

1.2.3. «Опасные участки» — участки трамвайного пути, проезд на которых сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия, либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно-технические мероприятия.

1.2.4. «Культура обслуживания пассажиров» — состояние и экипировка салона, работа с микрофоном, реагирование водителя на обращение к нему пассажиров, внешний вид водителя и т.п.

1.2.5. «Работодатель» — юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

1.2.6. «Работники администрации» — руководящий персонал предприятия.

1.2.7. «Линейный работник ГУП «Мосгортранс» — работник государственного унитарного предприятия «Мосгортранс» по должностной инструкции связанный с организацией и осуществлением безопасного движения подвижного состава на маршрутах автобуса, трамвая, троллейбуса.

1.2.8. «Линейный работник Службы движения» — работник Службы движения ГУП «Мосгортранс», контролирующий соблюдение установленных правил безопасности эксплуатации подвижного состава.

1.2.9. «Нулевой рейс» — пробег трамвая от депо до конечной станции маршрута или от конечной станции до депо.

1.2.10. «Оборотный рейс» — пробег вагона (поезда) от одной конечной станции маршрута до другой и обратно.

1.2.11. «Экипировка» — обеспечение выпускаемого на линию подвижного состава съемным оборудованием, запасными частями, инструментом, материалами и документацией.

1.2.12. ПТЭ — правила технической эксплуатации.

1.2.13. ПТЭЭП — правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

1.2.14. ПБ — межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;

1.2.15. ЦДП — центральный диспетчерский пункт.

1.2.16. ПДД — правила дорожного движения.

1.2.17. ЦУП — центр управления производством.

1.2.18. ДТП — дорожно транспортное происшествие.

1.2.19. АСКП — автоматизированная система контроля проезда.

1.3. Основной задачей водителя трамвая, работающего на регулярных городских маршрутах, является перевозка пассажиров с соблюдением графика движения в соответствии с расписанием и обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

Основным рабочим местом водителя при работе на линии является трамвай.

При работе на линии водитель трамвая обязан, учитывая состояние трамвайного пути, условия движения и необходимость выполнения графика движения, применять способы и приемы вождения, способствующие безопасности движения, сохранности подвижного состава, обеспечению необходимого уровня удобств и комфортабельности проезда для пассажиров.

1.4. К работе водителем трамвая допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления трамваем, группу электробезопасности не ниже 3, признанные медицинской комиссией годными для работы на трамвае и прошедшие стажировку на пассажирском трамвае в установленном объеме (Приложение 1). Стажировка производится при наличии у стажера временного водительского удостоверения, выданного ГАИ МВД.

Для управления трамвайным поездом необходима специальная подготовка (стажировка с оформлением допуска).

1.5. Приём на работу, перемещение и увольнение водителя, поощрения за труд и дисциплинарные взыскания производятся работодателем.

1.6. Водитель трамвая при поступлении на работу проходит вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца.

1.7. Водитель трамвая подчиняется непосредственно начальнику маршрута (узла), выполняет требования директора, его заместителя по перевозкам, начальника отдела эксплуатации, диспетчера парка, заместителя начальника маршрута (узла), руководителя ремонтной зоны, участка, а при работе на линии — водителя-наставника, диспетчера конечной станции, работников Службы движения, ревизоров по безопасности движения, сотрудников милиции.

1.8. Водитель проходит ежедневные медицинские осмотры. Водитель, не прошедший в установленный срок медицинского обследования, к работе на линии не допускается. Водитель трамвая обязан пройти обучение и проверку знаний по «ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В».

1.9. Водитель допускается к самостоятельной работе на линии после стажировки, длительность которой зависит от типа трамвая и стажа его работы. (Приложение 1).

1.10. Молодой водитель приказом по депо закрепляется за определенным маршрутом сроком на двенадцать месяцев, а по окончании этого срока может быть переведен на другой маршрут депо.

1.11. Режим рабочего времени и времени отдыха водителя трамвая определяется месячным графиком и суточным нарядом по выпуску трамваев на линию и не может превышать нормы, установленной Правительством Российской Федерации.

1.12. Водитель, с его согласия, может привлекаться для участия в ремонте закреплённого за ним трамвая в соответствии с приказом работодателя.

1.13. Водитель обязан в соответствии с учебными планами предприятия и в целях совершенствования своих знаний и навыков посещать инструктивные технические занятия и курсы повышения квалификации. Для работы на новой модели трамвая проходит дополнительное обучение.

1.14. Работа водителя на линии контролируется диспетчером конечной станции, диспетчером по организации движения, контролером пассажирского транспорта, водителем — наставником, начальником узла (маршрута) и его заместителем, работниками отделов эксплуатации и безопасности движения ГУП «Мосгортранс».

Водитель при работе на линии должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам администрации (или их уполномоченным), работникам ГАИ и представителям Московского отделения Ространсинспекции:

— удостоверение на право управления транспортным средством;

— полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

— путевой лист установленной формы с отметками о допуске транспортного средства и водителя к работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута и др.;

1.15. При поступлении на работу водителю выдается на руки настоящая инструкция, и он подписывает обязательство о её выполнении (Приложение 2).

1.16. Основные требования и особенности работы водителя трамвая изложены как в последующих разделах инструкции, так и в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящей должностной инструкции (приложения перечислены в разделе 9). Ссылки на приложения приводятся в тексте инструкции.

Смотрите так же:  Судебная практика ст 621 гк рф

1.17. Дополнения и изменения инструкции во время её действия вносятся приказом по ГУП «Мосгортранс» и доводятся до сведения водителей.

2. Водитель должен знать:

2.1 . Устройство и ПТЭ трамвая, технические характеристики трамвая, нормы расхода смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем трамвая, способы определения и устранения неисправностей в объёме работ, указанных в разделе 2 «Инструкции по эксплуатации трамвайного вагона» (Приложение 3).

2.3. Технику управления трамвайным вагоном.

2.4. Трассы маршрутов депо, профиль трамвайного пути, особенности и опасные участки маршрута, расположения конечных станций, обслуживающих маршруты депо.

2.5. Места с интенсивным движением транспорта и пешеходов, расположение светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков и дорожной разметки, расположение спецчастей и криволинейных участков трамвайного пути и контактной сети, порядок их проезда, состояние трамвайного пути.

2.6. Способы обнаружения и устранения неисправностей трамвая, возникающих во время его эксплуатации (по установленному перечню).

2.7. Порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата трамвая в депо по техническим отказам.

2.8. Порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений (Приложение 4).

2.9. Порядок работы с диктофоном — автоинформатором и информационной системой оповещения пассажиров (Приложение 5).

2.10. Порядок работы на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП) (Приложение 6).

2.11. Порядок сцепки и буксировки трамвайных вагонов (Приложение 7).

2.12. Действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Москве.

2.13. Способы связи с оперативным персоналом управления движением и работниками депо (устанавливается депо) (тел. №№ _____________________).

2.14. Порядок оформления путевых листов, билетно-учетных документов.

2.15. Особенности эксплуатации трамвая в осенне-зимних условиях.

2.16. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (Приложение 8).

2.17. Основные требования «Правил по охране труда на городском электротранспорте» (Приложение 9), а также типовую инструкцию по охране труда для водителя трамвая (Приложение 10).

2.18. Инструкцию по контролю за работой водителя на линии, учёту и оценки рейсов (Приложение 11).

2.19. Порядок действий при ликвидации задержек движения на маршрутах электротранспорта.

2.20. Памятку водителю транспортного средства ГУП «Мосгортранс» по предупреждению террористических актов на подвижном составе (Приложение 12).

2.21. Порядок действий при ДТП (Приложение 13).

2.22. Водителю, работающему на трамвае модели КТМ — тормозные режимы вагонов 71-608К, 71-608КМ.

2.23. Правила проезда стрелочных переводов трамвая (Приложение 14).

2.24. Инструкцию по охране труда при маневровых работах на территории депо.

2.25. Рекомендации водителю трамвая по рациональному расходованию электроэнергии (Приложение 15) и инструкцию по отоплению салона (Приложение 16).

2.26. Правила внутреннего трудового распорядка.

2.27. Приказы и указания по трамвайному депо и ГУП «Мосгортранс», относящиеся к работе водителя и доведенные до него.

2.28. Рекомендации по противопожарной безопасности (Приложение 17).

2.29. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и оформления его результатов (Приложение 18).

2.30. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение 19).

2.31. Порядок подготовки и повышения квалификации водителей городского пассажирского транспорта (Приложение 1).

2.32. Расположение постов и отделений милиции в районах прохождения маршрута (Приложение 20). (Вклеивается в депо).

2.33. Местонахождение лечебных учреждений (травмопунктов, поликлиник, родильных домов, больниц) ближайших к прохождению маршрута (Приложение 21). (Вклеивается в депо).

2.34. Настоящую должностную инструкцию.

3.1. Прибыть на работу в трамвайное депо или на конечную станцию к указанному в наряде сроку одетым опрятно и по погоде, имея при себе служебное и водительское удостоверения, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 В, а работающих по медицинским показателям в очках — иметь очки, а водитель со стажем до 1-го года — книжку молодого водителя.

В случае невозможности выйти на работу водитель обязан заблаговременно предупредить диспетчера депо или начальника маршрута.

3.2. Получить у диспетчера депо путевой лист, расписание движения по маршруту, другие путевые документы, проверить наличие подписей диспетчера и мастера по выпуску, расписаться в регистрационном журнале.

3.3. Пройти в соответствии с установленным порядком на предприятии предрейсовый медицинский осмотр, получить в путевом листе отметку о допуске к работе.

3.4. Получить инструмент, посадочные талоны, диктофон и фонограмму на соответствующий маршрут. Записать номера посадочных талонов в билетно-учётный лист. При работе трамвая с АСКП руководствоваться Приложением 6.

3.5. Проверить работу освещения, громкоговорящей связи, компостеров, турникета и валидатора, экипировку трамвая.

3.6. Проверить комплектность и исправность инструмента, состояние салона, внешний вид и техническое состояние трамвая (Приложение 3).

3.7. Расписаться (при отсутствии неисправностей) в путевом листе о приемке трамвая в технически исправном состоянии, предъявить путевой лист охране и выехать из депо.

3.8. В случае неисправности трамвая сообщить об этом дежурному по выпуску или начальнику смены ЦУП, диспетчеру и сделать заявку на ремонт. В дальнейшем выполнять распоряжения диспетчера или ответственного за организацию выпуска трамваев.

3.9. На 1-м км «нулевого рейса» обратить внимание на работу агрегатов и систем трамвая согласно инструкции по эксплуатации трамвая. При выявлении неполадок устранить их с соблюдением требований охраны труда самому, не нарушая расписания, или вызвать техническую помощь. Сообщить диспетчеру депо и действовать по его указанию.

3.10. При возврате в депо по технической неисправности (с разрешения механика техпомощи или бригадира маршрута, начальника ЦУП) поставить трамвай на запасной путь и представить его в отдел технического контроля, оформить заявку в ЦУП и поступить в распоряжение мастера заявочного ремонта.

В случае, если ремонт трамвая производится без участия водителя, после оформления заявки на ремонт поступить в оперативное распоряжение диспетчера предприятия и по его указанию продолжить работу на линии на другом технически исправном трамвае.

3.11. Движение «нулевым рейсом» осуществлять в соответствии с расписанием и схемой маршрута. При следовании «нулевым рейсом» производить посадку и высадку пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута, если это предусмотрено расписанием.

3.12. Поддерживать скорость движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием трамвайных путей и проезжей части, погодными условиями, не нарушая ПДД.

3.13. При движении по маршруту производить остановку трамвая для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута.

3.14. Снизить скорость движения при подъезде к остановочному пункту с таким расчетом, чтобы остановка трамвая была произведена плавно.

3.15. Если остановочный трафарет размещен на мачте или на тросе — остановить трамвай не доезжая 2-х м. до него; если на остановочном павильоне — остановиться серединой кузова против павильона (поезд, работающий по системе — серединой первого вагона); если на здании — серединой кузова первого вагона против указателя.

3.16. Открывать при посадке и высадке пассажиров все двери. Следить за посадкой и высадкой. Обеспечить вход через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых. При работе трамвая с АСКП руководствоваться Приложением 6.

3.17. Иметь в наличии в течение всей рабочей смены посадочные талоны и производить их продажу на остановочных пунктах в количестве, требуемом пассажирами.

3.18. При организованной очереди на остановке посадку производить через задние двери, а при работе с АСКП — только через переднюю.

3.19. Объявлять перед отправлением трамвая по микрофону название следующей остановки, а при подъезде к ней — повторить ее название. При работе диктофона включать его при подъезде к остановке.

3.20. Начинать движение трамвая от остановки, убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена, и двери трамвая закрыты.

3.21. Вести себя с пассажирами вежливо и предупредительно, требовать от пассажиров соблюдения «Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами и автобусами) в г. Москве» (Приложение 8).

3.22. При длительной вынужденной остановке трамвая вне остановочного пункта по требованию пассажиров обеспечить их безопасный выход из трамвая через переднюю дверь, руководствуясь при этом разделом 12 «Остановка и стоянка» ПДД.

3.23. При конфликте с пассажиром обратиться к работнику милиции или линейному работнику ГУП «Мосгортранс».

3.24. Напоминать пассажирам по микрофону о своевременном приобретении и компостировании посадочных талонов, о необходимости не забывать свои вещи и сообщать водителю об обнаруженных в салоне оставленных и подозрительных предметах, руководствуясь перечнем обязательных объявлений при работе с микрофоном (Приложение 4).

3.25. Остановить трамвай при неисправности трамвайного пути, контактной сети и сообщить диспетчеру конечной станции. Предупредить водителя следующего за ним трамвая. Опустить (оттянуть) токоприемник. Выяснить причину остановки встречного или впереди идущего трамвая. Если последует просьба водителя, оказать помощь.

Отбуксировать, при необходимости, неисправный вагон на ближайший запасной путь с соблюдением требований инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов (Приложение 7).

3.26. Произвести остановку трамвая: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора (один звонок-остановка по требованию, несколько звонков — экстренная остановка); при переходе трамвайного пути слепыми и подаче сигнала тростью; по требованию работников милиции, ГАИ, линейных работников ГУП «Мосгортранс»; в случаях, предусмотренных ПДД.

3.27. Предъявлять по требованию работников, перечисленных в п. 3.26 (при предъявлении ими своего служебного удостоверения) свое удостоверение на право управления транспортным средством, книжку водителя, лицензионную карточку, график движения, билетно-учетный лист, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, путевой лист.

3.28. Допускать нахождение в кабине водителя во время движения трамвая: водителя-наставника, начальника маршрута (узла) или его заместителя, стажера (если он вписан в путевой лист).

3.29. Останавливать трамвай при внезапном толчке и стуке по корпусу, резком колебании контактных проводов, срабатывании сигнала отрыва токоприемника от контактного провода. В случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей, применять экстренное торможение.

3.30. Включать полностью освещение салона трамвая в вечернее и ночное время, при плохой видимости. Соблюдать в холодное время тепловой режим в салоне при работе на линии, предусмотренный инструкцией (Приложение 16).

3.31. Сообщить о вынужденной длительной остановке на линии диспетчеру конечной станции, диспетчеру депо, линейным работникам Службы движения ГУП «Мосгортранс»:

— о характере неисправности и техническом состоянии трамвая;

— о скоплении транспорта, дорожно-транспортном происшествии, аварийной ситуации, несчастном случае и т.п.;

— о повреждении трамвайного пути или контактной сети, в том числе и по его вине, сообщить время, место (адрес), номер маршрута и вагона;

— об отсутствии напряжения в сети;

— о внезапном заболевании.

При прибытии на конечную станцию написать объяснение о причине задержки.

3.32. Осмотреть после каждого оборотного рейса салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов. Проверить состояние колесных пар, тормозной системы, сцепных приборов, токоприемника, наличие песка в песочнице, исправность компостеров. При необходимости очистить маршрутные указатели и подножки от грязи, снега и льда.

При выявлении неисправности, нарушающей безопасность движения, поставить трамвай на запасной путь, доложить диспетчеру, вызвать слесаря или техническую помощь.

При обнаружении подозрительных предметов действовать согласно «Памятке водителя транспортного средства ГУП «Мосгортранс» по предупреждению террористических актов на подвижном составе» (Приложение 12).

3.33. Обнаруженные в салоне забытые вещи пассажиров, не представляющие опасности, сдать диспетчеру конечной станции, подписав акт на их прием.

3.34. В случае оставления трамвая при длительной стоянке на линии принять меры, исключающие использование трамвая посторонними лицами, взять с собой сумку с посадочными талонами и выручкой от их продажи.

3.35. При оперативном переключении трамвая для работы на другом маршруте установить соответствующие маршрутные указатели.

3.36. При внезапном заболевании сдать диспетчеру конечной станции путевой лист, выручку от продажи посадочных талонов, не реализованные посадочные талоны, другую путевую документацию. Поставить трамвай на разворотном круге. Направиться в лечебное учреждение.

3.37. По окончании работы на линии получить отметку диспетчера конечной станции в путевом листе об отправлении трамвая в депо.

3.38. При смене на линии:

3.38.1. Смена водителей производится только на конечной станции, под контролем диспетчера конечной станции, с отметкой в путевом листе. В исключительных случаях на одном из контрольных пунктов маршрута в присутствии и под контролем ответственного лица, назначенного приказом директора депо по согласованию со Службой движения ГУП «Мосгортранс».

3.38.2. Запрещается передавать трамвай водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или с признаками сильной усталости (определяемыми визуально), а также водителю, Ф.И.О. и таб. № которого не вписаны в путевой лист (об этом сдающий смену водитель обязан немедленно доложить диспетчеру станции и начальнику маршрута (узла) или наставнику).

3.38.3. Водитель, пришедший на смену, предъявляет диспетчеру водительское удостоверение, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 В, книжку водителя. Водитель со стажем работы до одного года — книжку молодого водителя.

3.38.4. При приемке и сдаче смены водители проходят обязательный медицинский осмотр у лица, назначенного приказом директора предприятия и имеющего соответствующее разрешение на право медицинского освидетельствования, с отметкой в путевом листе.

3.38.5. Водитель, сдающий трамвай, независимо от записи в бортовом журнале, обязан устно сообщить сменщику замеченные неисправности и повреждения подвижного состава, отмеченные в течение смены, о состоянии пути и контактной сети на маршруте, о работе громкоговорящей установки, компостеров, освещения и отопления салона (в зимний период), о полученных им распоряжениях, в частности, по режиму вождения, расписаться в путевом листе о сдаче смены.

3.38.6. При обнаружении неисправностей на трамвае водителю воспрещается откладывать устранение их до передачи смены.

3.38.7. Неисправности, обнаруженные при смене, должны быть устранены сдающим и принимающим смену водителями с соблюдением требований Инструкции по охране труда и технике безопасности, должностной инструкции.

3.38.8. Если неисправности силами водителей устранить нельзя, то водитель, принимающий смену, должен сообщить об этом диспетчеру станции, обратиться к линейному слесарю или вызвать техническую помощь.

3.38.9. Водитель, принимающий смену, обязан получить от водителя, сдающего смену, путевой лист, бортовой журнал, билетно-учетный лист и сумку с выручкой и остатками посадочных талонов, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, лицензионную карточку, сделав соответствующие записи в каждом документе о приемке трамвая, расписание и закрепленный за подвижным составом инструмент.

3.38.10. Запрещается производить смену в пути без разрешения уполномоченных на это должностных лиц (п. 3.38.1).

3.38.11. При отсутствии смены водитель обязан заявить об этом диспетчеру станции и по его требованию сделать дополнительный оборотный рейс.

3.39. При обнаружении в пути неисправности трамвая принять меры к ее ликвидации. При этом выполнять только тот объем работ по ремонту, который предусмотрен инструкцией по эксплуатации трамвая (Приложение 3). В случае невозможности устранить неисправность собственными силами вызвать техническую помощь.

Если неисправность не угрожает безопасности движения и не повлечет дальнейшего повреждения трамвая, возвратиться в депо самостоятельно, получив подпись слесаря или диспетчера конечной станции в путевом листе.

3.40. При задержке движения, вызванной неисправностью контактной сети, сообщить диспетчеру конечной станции или электродиспетчеру.

3.41. Перед въездом в депо остановить трамвай и вместе с работником охраны убедиться в отсутствии в салоне вагона посторонних лиц, забытых вещей и подозрительных предметов. Проверить громкоговорящую установку, турникет, компостеры и очистить их.

Смотрите так же:  Договор аренды жилья между физическими лицами налог

3.42. После прибытия в депо предъявить трамвай для осмотра и приемки его на хранение мастеру, получить его роспись в путевом листе и расписаться самому о сдаче трамвая, пройти послерейсовый медицинский осмотр. При наличии неисправностей сделать запись в бортовом журнале, сдать инструмент, микрофон и диктофон, бортовой журнал, путевой лист, расписание, другие путевые документы диспетчеру.

3.43. После смены сдать кассиру отдела сборов выручки сумму денег от реализации посадочных талонов по установленной форме.

3.44. При работе с АСКП (Приложение 6):

— отключить питание и снять УКПБ;

— подсчитать денежную выручку от продажи посадочных талонов;

— сдать диспетчеру под роспись УКПБ и БСК выхода, а кассиру службы доходов денежную выручку от продажи посадочных талонов и остатки посадочных талонов.

3.45. Присутствовать в обязательном порядке при пересчете сданной выручки.

3.46. При ДТП сообщить диспетчеру конечной станции и трамвайного депо. Действовать в соответствии с Приложением 13. Явиться в парк для разбора причин ДТП в день происшествия или на следующий день утром.

3.47. Поддерживать чистоту в кабине водителя. При загрязнении, очищать маршрутные указатели и государственные номерные знаки.

3.48. Выбирать наиболее экономичный и эффективный режим вождения трамвая, отвечающий грамотной технической эксплуатации. Руководствоваться «Рекомендациями по рациональному расходованию электроэнергии» (Приложения 15).

3.49. Находясь по наряду в резерве, руководствоваться указаниями диспетчера.

3.50. В холодное время года соблюдать инструкцию по отоплению салона (Приложение 16).

3.51. Принимать участие в подготовке закрепленного трамвая к работе в осенне-зимний период.

3.52. Во время стажировки молодого водителя руководствоваться Приложением 1.

4. Общие требования безопасности

4.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.

4.2. Применять правильно коллективные и индивидуальные средства защиты от неблагоприятных условий труда.

4.3. При несчастном случае на производстве, признаках заболевания и ситуации, при которой создается угроза жизни и здоровью людей, сообщать непосредственному начальнику.

4.4. Соблюдать «Правила охраны труда на городском электротранспорте» (Приложение 9) и требования, непосредственно связанные со спецификой работы водителя трамвая.

4.5. При работе на линии:

4.5.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего или ближнего света, освещение салона.

4.5.2. При возникновении загорания на трамвае, руководствоваться «Рекомендациями по противопожарной безопасности» (Приложение 17).

4.6. Находясь в ремонтной зоне действовать по указаниям бригадира, соблюдать трудовую дисциплину и требования охраны труда.

5. Водителю трамвая запрещается:

5.1. Управлять трамваем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

5.2. Движение по территории депо и на линии с открытыми дверями.

5.3. Во время движения продавать посадочные талоны, курить и принимать пищу.

5.4. Приближаться на остановке к впереди стоящему трамваю на ровном участке ближе 15 метров, на подъёме и спуске — ближе 60 метров.

5.5. Во время движения допускать в кабину посторонних лиц, разговаривать во время движения с посторонними лицами.

5.6. Производить высадку и посадку пассажиров вне зоны остановки, за исключением случая, предусмотренного п. 3.22.

5.7. Производить смену на линии без разрешения уполномоченных на это должностных лиц.

5.8. Вывешивать и устанавливать в кабине постороннюю информацию и предметы, не предусмотренные заводом изготовителем и парком. Во время движения пользоваться радиоприемником, магнитофоном и сотовым телефоном, не оборудованным устройством «ХЭНДЗ-ФРИ».

5.9. Курить на территории депо и в производственных помещениях, кроме специально отведенных для этого мест.

6. Водитель трамвая имеет право:

6.1. Настаивать на отмене распоряжений, противоречащих правилам дорожного движения , охраны труда и пожарной безопасности.

6.2. Требовать при привлечении к ремонту трамвая ознакомления с безопасными приемами труда и инструктирования по охране труда.

6.3. Закончить работу, если продолжительность смены, исключая время перерывов, более установленной трудовым законодательством нормы.

6.4. Требовать ознакомления с особенностями и условиями работы при переводе на новый маршрут.

6.5. Ограничивать вход пассажиров в трамвай в связи с его переполнением. (Предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

6.6. Проверять оплату проезда пассажирами на конечном пункте. (При закрытых дверях, кроме передней).

6.7. Требовать выдачи на руки экземпляра настоящей должностной инструкции.

7. Ответственность водителя трамвая

7.1. Водитель несёт ответственность:

7.1.1. За не обеспечение по его вине, при работе на линии:

— безопасности пассажиров трамвая и пешеходов, находящихся на пути движения управляемого им трамвая;

— выполнения рейсов, предусмотренных расписанием;

— исправности и сохранности закреплённого трамвая, инвентаря, диктофона и другого имущества, инструмента и документации;

— сохранности выручки, посадочных талонов.

7.1.2. За несоблюдение трудовой дисциплины.

7.1.3. За перерасход по его вине электроэнергии.

7.1.4. За невыполнение требований безопасности, изложенных в разделе 4 настоящей должностной инструкции.

7.1.5. За утерю служебного и водительского удостоверения.

7.1.6. За несвоевременную сдачу путевого листа, полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, другой путевой документации.

7.1.7. За самовольный возврат технически исправного трамвая с линии в депо.

7.1.8. За использование трамвая не по назначению.

7.1.9. За невыполнение или не надлежащее выполнение своей должностной инструкции.

8. Оценка работы водителя

8.1. Качество работы водителя трамвая оценивается следующими критериями:

— соблюдением расписания движения;

— отсутствием брака в работе на линии;

— состоянием трудовой и линейно-транспортной дисциплины;

— отсутствием нарушений должностной инструкции;

— уровнем выполнения задания по продаже посадочных талонов (при его наличии);

— культурой обслуживания пассажиров;

— содержанием закрепленного трамвая и его сохранностью при работе на линии.

8.2. Движение считается регулярным и рейсы не бракуются, если отклонение по времени при выполнении рейса не превышает 2-х минут нагона и 2-х минут опоздания (Приложение 11).

8.3. Браком в работе водителя трамвая являются потери линейного времени по причине опоздания прибытия из депо на конечную станцию более 6-и минут, простоя трамвая на линии более 10-и минут, возврат в депо с выбытием из движения.

8.4. Состояние трудовой и линейно-транспортной дисциплины считается оптимальным при соблюдении водителем правил внутреннего трудового распорядка, требованиями должностной инструкции, отсутствием ДТП, претензий сотрудников милиции, замечаний линейных работников ГУП «Мосгортранс», соблюдением сохранности и правил содержания трамвая и закрепленного имущества.

8.5. Выполнение установленного задания оценивается соответствием размера фактически сданной выручки от продажи пассажирам посадочных талонов к размеру установленного задания, наличием экономии электроэнергии (Приложение 15).

8.6. Содержание и сохранность закрепленного трамвая определяется умелым вождением, грамотной технической эксплуатацией и бережным к нему отношением.

9. Перечень приложений

1. Подготовка и повышение квалификации водителей.

2. Форма обязательства.

3. Инструкция по эксплуатации трамвая.

4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном.

5. Памятка водителю по управлению автоинформатором.

6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП).

7. Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов.

8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве.

9. Правила по охране труда на городском электротранспорте.

10. Типовая инструкция по охране труда для водителя трамвая, работающего на регулярных городских линиях.

11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов.

12. Памятка водителю транспортного средства ГУП «Мосгортранс» по предупреждению террористических актов на подвижном составе.

13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия.

14. Правила проезда стрелочных переводов трамвая.

15. Рекомендации по рациональному расходованию электроэнергии.

16. Рекомендации по отоплению салона.

17. Требования по противопожарной безопасности.

18. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и оформления его результатов.

19. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

к должностной инструкции
водителя трамвая

Подготовка и повышение квалификации водителей

(Извлечения из «Положения по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации водителей городского пассажирского транспорта»,
утв. приказом по ГУП «Мосгортранс», № 152 от 08.04.97).

1.1. Водители трамвая по окончании обучения сдают экзамены в ГАИ МВД на право получения водительского удостоверения, после чего проводится стажировка.

1.2. Стажировка — совместная работа установленной продолжительности опытного водителя (в дальнейшем тексте — наставник, шеф) и молодого водителя на городских регулярных пассажирских линиях (в дальнейшем тексте — ученик, стажер, подшефный), проводимая в депо.

1.3. К работе с учеником допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.

1.4. Молодой водитель закрепляется для стажировки за определенным водителем и маршрутом приказом по депо, о чем он (стажер) уведомляется. Наставник, стажирующий молодого водителя, несет при работе со стажером полную ответственность за соблюдение правил безопасности вождения и за сохранность трамвая.

1.5. Стажировка проводится на учебных трамваях, на той марке, на которой молодой водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

1.6. Стажировка осуществляется на учебном трамвае, оборудованном двойным управлением, а также зеркалами заднего вида ученика и стажирующего водителя. На учебном трамвае должны быть установлены опознавательные знаки спереди и сзади в виде равностороннего треугольника белого цвета (сторона 300 мм) с каймой красного цвета (ширина каймы 30 мм), в которой вписана буква «У» черного цвета.

1.7. Стажеру выдается «Карточка молодого водителя». При отсутствии у него карточки или водительского удостоверения он к работе в этот день не допускается.

2. Продолжительность стажировки

2.1. Молодые водители трамвая стажируются 246 часов.

2.2. Водители трамвая, имеющие удостоверение, но не работавшие в качестве водителей более одного года, допускаются к управлению после подтверждения в аттестационной комиссии предприятия теоретических знаний и практических навыков вождения в объеме требований квалификационной характеристики по ранее присвоенной квалификации. Водители трамвая стажируются на маршруте в течение 70 — 140 часов.

(Конкретная продолжительность стажировки устанавливается аттестационной комиссией в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе по специальности).

2.3. Первые 5 смен работы в часы «пик» с 7 до 9 час. 30 мин. и с 16 до 20 час. управлять подвижным составом должен наставник. Указанные часы не входят в общее время стажировки молодого водителя.

2.4. Последние 5 смен из установленного периода стажировки осуществляются по выходам и расписанию. (При этом рейсы за опоздание не бракуются).

3. Проведение стажировки

3.1. Наставник допускает стажера к работе, если он указан в наряде на данный день и при нем имеется соответствующее удостоверение и табель с указанием маршрута и фамилии стажирующего водителя. Стажер должен начинать и заканчивать работу одновременно с наставником и беспрекословно выполнять все его распоряжения по работе.

3.2. Фамилия стажера вносится в путевой лист, выдаваемый наставнику. В путевом листе проставляется по нарастающей количество отработанных смен. Рейсы за опоздание не бракуются. Продолжительность смены стажера определяется графиком работы стажирующего, который отмечает ежедневно начало и окончание работы своего подшефного. Путевой лист заверяется также подписями диспетчеров конечной станции или депо в зависимости от окончания работы.

3.3. Шеф на маршруте постоянно наблюдает за работой стажера, подсказывая ему правильные решения при осложнении дорожной обстановки. Он обязан взять на себя управление подвижным составом при появлении угрозы возникновения аварии или несчастного случая.

3.4. Наставник ежемесячно вносит фактически отработанное время на линии в «карточку работы молодого водителя» или в «удостоверение стажера-водителя» и отвечает за правильное их ведение.

3.5. Качество работы проверяется начальником узла, водителем-наставником, общественным водителем-наставником, работником БД.

3.6. По окончании срока стажировки наставник даёт письменное заключение в «карточке работы молодого водителя» или «удостоверении стажера-водителя» о готовности его к самостоятельной работе на линии.

4. Работа на линии

4.1. Молодые водители после окончания учебного комбината закрепляются за одним маршрутом на 12 месяцев.

4.2. За 5 смен до истечения срока закрепления молодой водитель под руководством водителя-наставника стажируется на всех маршрутах узла.

4.3. Молодые водители закрепляются за определенным технически исправным трамваем. В путевом листе на время закрепления ставится штамп «закреплен за маршрутом».

4.4. Для ознакомления с маршрутом делается 1 — 3 оборотных рейса. В путевом листе делается запись, что молодой водитель направляется на стажировку для ознакомления с маршрутами.

4.5. Первые 5 смен самостоятельной работы молодому водителю рейсы не бракуются.

4.6. В целях обеспечения безопасности движения и быстрейшего приобретения молодыми водителями опыта самостоятельной работы запрещается:

— переключать с маршрута на маршрут в течение времени, указанного в п. 4.1;

— закреплять за пригородными маршрутами;

— привлекать к сверхурочной работе в течение первых 6-ти месяцев.

5. Повышение квалификации

5.1. Переподготовка водителей проводится только в учебно — курсовом комбинате ГУП «Мосгортранс». Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется не реже одного раза в год по существующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Водитель, не сдавший зачет, не допускается к самостоятельной работе на линии и переводится с его согласия на другие работы. При невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

5.2. Снижение и восстановление квалификации водителя решается в каждом отдельном случае директором депо по представлению квалификационной комиссии (в зависимости от знаний водителя, его линейной и трудовой дисциплины, срока лишения прав, времени предыдущей переподготовки и т.д.).

к должностной инструкции
водителя трамвая

Должностную инструкцию водителя трамвая ГУП «Мосгортранс» изучил и обязуюсь выполнять

(фамилия, имя, отчество и табельный номер)

трамвайного депо ________________________________________________________

Другие публикации:

  • Шаламов и завещание ленина Шаламов и завещание ленина Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ запросов. Система защиты РѕС‚ роботов решила, что […]
  • Анекдот про коллекторы Анекдот про коллекторы 29.10.2018: Бисексуальный хардкорный мазохист поставил в тупик целую бригаду коллекторов. Стационарный телефон превратился в вестник беды. По нему звонят только в 01, 02 и 03, а на него только коллекторы и роботы напоминающие о долгах […]
  • Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:а) […]
  • Пошлина в суд мировую Госпошлина мировой суд Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина мировой суд (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Госпошлина мировой суд Статьи, комментарии, ответы на вопросы: […]
  • Трофимова нотариус тамбов Нотариус Трофимова Ксения Анатольевна Ассоциация нотариусов "Тамбовская областная нотариальная палата" 392000, г. Тамбов, ул. Державинская, д.18 (4752) 72-99-88 не известно Лицензия №100 от 19.12.2008 Приказ №418 от 05.12.2016 Воеводина Елена […]
  • Штраф в фсс за сроки За непредоставление формы 4-ФСС в срок, штраф составит 5% от суммы страховых взносов С 1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, в частности, в отношении размера штрафных санкций за не предоставление […]

Вам также может понравиться