Требования к устным ответам учащихся

Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности призвана обеспечить, прежде всего, школа. Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий.

Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима в учебном учреждении. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды: «Пиши правильно, «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим» и др.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.

Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь:

давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;

правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: «Потому что существительное 3-го склонения»);

давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод;

говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

1) правила произношения и постановка ударений;

2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет.
В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона» отнесено к компетенции образовательного учреждения. При этом в Федеральном законодательстве не определяется не только содержание и структура документов, регламентирующих процедуру осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, но и их название и вид. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает данный вопрос — помимо внутришкольного Положения о промежуточной аттестации учащихся, разработать и Положение о проверке тетрадей.

Методическое письмо Минпроса РСФСР от 01.09.1980 № 364-М

«О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

А. Требования к устной и письменной речи

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР в производственной и общественной жизни страны. В период развернутого строительства коммунизма предъявляются все более высокие требования к уровню владения языком как орудием познания, общения и творческого созидания.

Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности призвана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в воспитании у школьников внимательного отношения к слову и связной речи оказывают печать, радио, телевидение.

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы, которые должны выполнить эту задачу за восемь лет обучения учащихся в школе. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий, в работе пионерской и комсомольской организаций. Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. Следует включать вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды «Пиши правильно», «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим?».

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.

I. Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т. д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
  • правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
  • строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);
  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

  1. правила произношения и ударения;
  2. правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
  3. правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
  4. правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.

II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью рекомендуется:

  1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т. п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
  2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи — письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в «Дневнике наблюдений» по природоведению; при планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению на всех уроках; учителям — предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что вI—IIIклассах закладываются основы грамоты и речевой культуры.
  3. Учителям — предметникам:

Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.

Смотрите так же:  Лицензия для ремонта медицинского оборудования

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста.

Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.

Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости.

Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. В условиях диалектного говора учителя русского языка, зная особенности диалектной речи, должны предупреждать учителей других предметов о недостатках произношения школьников и проводить консультации о приемах исправления диалектных недочетов в речи учащихся.

Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

Тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.

При планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

Б. О письменных работах учащихся общеобразовательных школ

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

  1. Виды письменных работ учащихся

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

упражнения по русскому, родному и иностранным языкам, математике [1], физике, химии;

конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществоведению, географии и литературе в V — X (XI) классах;

планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках в IX — X (XI) классах;

планы статей и других материалов из учебников;

сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;

составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения во II — IV классах, биологии, географии;

различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению, биологии, географии, физике, химии, трудовому обучению в IV — X (XI) классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);

в вечерних и заочных школах – домашние зачетные работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся.

1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы [2]. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его [3].

Итоговые контрольные работы проводятся:

после изучения наиболее значительных тем программы;

в конце учебной четверти, полугодия;

в вечерних и заочных школах итоговые контрольные работы проводятся преимущественно после изучения материала зачетного раздела и предшествуют сдаче зачета учащимися.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями [4]. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

1.3. Количество итоговых контрольных работ.

Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ:

В массовых общеобразовательных школах:

Предметы

Число итоговых контрольных работ в год по классам

Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме:
Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Предварительный просмотр:

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в образовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.

Требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.

Формирование речевой культуры начинается в начальных классах .

Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, научить учащихся

  • излагать материал логично и последовательно;
  • давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы стараться исключить;
  • правильно строить сложноподчиненные предложения (пишем ь знак, потому что сущ. 3 склонения);
  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание , в котором соблюдаются:

  • правила произношения и ударения;
  • правила употребления слов в соответствии с их значением по словарю;
  • правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
  • правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок в написании имени, фамилии, клички животного, географического названия и т.д.

Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи и т.д.

Качества речи учителя начальных классов обуславливают качества речи младших школьников. Речь учителя должна быть лаконичная — но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношение, поэтому учителя начальных классов должны:

  • тщательно продумывать ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;
  • показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательным соблюдением орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм);
  • учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету;
  • использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
  • для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний, работа в парах и группах;
  • систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
  • шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (конкурсы и кружковые занятия) для совершенствования речевой культуры учащихся;
  • при планировании классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в ОУ и дома;

Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся

Основными видами письменных работ являются обучающие работы и контрольные. К обучающим относятся:

  • упражнения по русскому языку и математике;
  • текущие, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и работы по математике;
  • фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).

По русскому языку, математике, чтению и окружающему миру проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы

Цель работ : контроль за уровнем усвоения изученного материала и формирования учебных компетенций.

Для выполнения всех видов обучающих работ, а также контрольных письменных работ учащиеся начальных классов пользуются стандартными тетрадями (12- 18 листов).

Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

  • являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
  • воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
  • формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
  • организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
  • Писать аккуратным разборчивым почерком
  • Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения только карандашом, если надо — использовать линейку, циркуль
  • Исправление ошибок: неверное зачеркнуть косой линией, сверху записать правильную букву, слово, знак и т.д.

! Не заключать неверное написание в скобки

Надпись на тетради должна быть установленного образца:

Тетради для учащихся 1 класса подписываются учителем.

На обложке тетрадей для контрольных работ делаются соответствующие надписи.

Оформлять записи в тетрадях следует по единому орфографическому режиму

  • Дата оформляется в тетрадях по математике и по русскому языку в строку арабскими цифрами и названием месяца прописью

(в 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться)

  • Указывать № «упражнения», задачи.
  • Писать место выполнения работы (домашняя, классная)

Пропуск клеток и линий в тетради:

по математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки;

по русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной оставлять 2 линии.

В начальных классах тетради проверяются ежедневно и в полном объеме.

В заключении хочется сказать

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты.

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой .

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о.

Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах.

Смотрите так же:  Развод через суд ярославль

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока.

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов.

ПОЛОЖЕНИЕ о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ, к проверке и ведению тетрадей

1 ПОЛОЖЕНИЕ о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ, к проверке и ведению тетрадей

2 Требования к устной и письменной речи Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы, которые должны выполнить эту задачу за годы обучения учащихся в школе. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы. 1. Требования к речи учащихся Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь: говорить или писать на тему, соблюдая ее границы; отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания; излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы); правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания; строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, походе и т.д.); отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются: правила произношения и ударения; правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи; правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

3 Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д. 2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется: Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений. Учителям-предметникам: 1. Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения. 2. На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план. 3. Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культурной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. 4. Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д. 5. Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости. 6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. Всем работникам школы: 1. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.

4 2. Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся. 3. Тщательно проверять грамотность плакатов и лозунгов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся. При планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома. 3. Единые требования к контролю и оцениванию устной и письменной речи учащихся, проведению письменных работ и проверке тетрадей. 3.1.Характеристика цифровой отметки Согласно Устава в ГБОУ СОШ 210 действует система оценок: «1», «2» — неудовлетворительно, «3» — удовлетворительно, «4» — хорошо, «5» — отлично. Для обучающихся первых классов действует безоценочная (качественная) система обучения. «5» (отлично) — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» (хорошо) — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» (удовлетворительно) — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельный нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» (плохо) — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. «1» (очень плохо) работа не выполнена или выполнена с большим количеством грубых ошибок Наряду с основной оценкой для повышения качества выполняемой работы может вводиться оценка «за общее впечатление от письменной работы». Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Например, 5/3: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если: в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений; работа выполнена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки Устные ответы.

5 При оценке устных ответов учащихся с учетом возрастных возможностей необходимо учитывать: Следующие качественные показатели ответов: Полноту ответа соответствие объему программы и информации учебника; Осознанность соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию и делать выводы; Глубину умение делать теоретические обобщения. Самостоятельность Речевую грамотность и логическую последовательность, точность в употреблении научных терминов Наличие и количество ошибок: Несущественные ошибки определяются, например, неполнотой ответа (упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании процесса, явления, действия и др.). К ним можно отнести также оговорки, описки, допущенные из-за невнимательности. Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, свойства; не-правильно сформулировал закон, правило, теорему и пр.; не смог правильно применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, математических выкладок, причинно-следственных связей, сравнения и обобщения Оценка устных ответов учащихся: Оценк Критерии а «5» Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно грамотным языком в определенной логической последовательности даны определения и раскрыто содержание понятий, правил, законов, взаимосвязей; верно использованы научные термины; Ученик показал умение иллюстрировать теоретические знания конкретными примерами, графиками и др.; правильное использование карт, таблиц, диаграмм, схем, приборов и т.п.; Сделаны верные выводы из сказанного, подведен итог (сделано заключение); Ответ самостоятельный с опорой на ранее полученные знания и дополнительные сведения «4» Ответ в основном удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, полный и правильный; Имеются неточности в определении понятий, допущены незначительные нарушения и 1-2 несущественные ошибки при изложении материала, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях «3» Недостаточно полно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, взаимосвязей, научной терминологии; ошибки в объяснения формул, графиков, диаграмм; недостаточное владение картой,

6 Не использовались в качестве доказательств выводы и обобщения или допущены не более 2 существенных ошибок при их изложении; Ошибки исправляются учеником после наводящих вопросов учителя «2» При ответе обнаружено незнание или непонимание учащегося большей или наиболее важной части основного содержания учебного материала; Допущены существенные ошибки в определении понятий, законов и т.п., использовании терминологии; Ошибки не исправляются и не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя 3.3.Письменные работы О письменных работах учащихся: Контроль за всеми видами письменных работ в школе осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения по русскому и иностранному языку, математике, информатике, физике, химии планы статей и других материалов из учебников; сочинения и письменные ответы на вопросы; По русскому языку, математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, могут проводиться письменные контрольные работы по иностранному языку, физике, химии и информатике (проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается) Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его Письменными текущими проверочными и обучающими работами являются: в русском языке: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, тест, грамматический разбор; в математике: работы по проверке устных вычислительных навыков, письменных вычислительных навыков, умения решать задачи, комбинированные работы (письменная работа по математике может состоять только из примеров (при числе вычислительных действий не более 12), только из задач (2-3 задачи), быть комбинированной (одна задача, примеры и задания других видов, две задачи и примеры), или представлять собой математический диктант (12 или более арифметических действий)); в иностранном языке: диктант, словарный диктант, тест в физике, химии, информатике: диктанты, задачи, алгоритмы, схемы Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значительных тем программы; в конце учебной четверти, полугодия.

Смотрите так же:  Требования к качеству зразы картофельные

7 Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями (в общеобразовательный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок). В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не допускается проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник, пятницу (при пятидневной учебной неделе) Оценка письменных работ обучающихся Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося. Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы, проверяется освоение учеником основных норм современного литературного языка и орфографической грамотности. При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Отметка 5 выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок. Отметка 4 выставляется, если ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность. Отметка 3 выставляется, если ученик допустил до 5-и ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы Отметка 2 выставляется, если ученик допустил более 5-и ошибок. При выставлении оценок за письменную работу учитель пользуется образовательным стандартом своей дисциплины. При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: — 5 если выполнено более 90% заданий; — 4 выполнено правильно не менее ¾ заданий; — 3 за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; — 2 выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. За выполнение тестовых работ «5» выставляется за выполнение более 90% заданий, «4» — более 75% заданий, «3» — более 50% заданий

8 4. Требования к ведению ученических тетрадей и их проверке 4.1. Количество и название ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: Предмет Русский язык Количество тетрадей 1-4 классы 5-9 классы классы Две рабочие тетради Две рабочие тетради, Одна рабочая и одна тетрадь для одна тетрадь для тетрадь диктантов и контрольных работ (в 5-8 изложений классах) Литература Одна рабочая тетрадь (в 3-4 классах) Одна рабочая тетрадь и одна тетрадь для творческих работ (в 9 классах) Одна рабочая тетрадь и и одна тетрадь для творческих работ Математика Две рабочие тетради и одна тетрадь для контрольных работ Две рабочие тетради и Одна рабочая одна тетрадь для тетрадь и одна контрольных работ тетрадь для контрольных работ Одна тетрадь и словарь Одна рабочая тетрадь Одна рабочая тетрадь Иностранный Одна тетрадь и язык словарь Физика, химия Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для Биология, география, история, ОБЖ, технология, информатика и ИКТ, музыка, обществознание лабораторных и практических работ По одной тетради Одна рабочая тетрадь 4.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей Писать аккуратным, разборчивым почерком. Едино выполнять подписи на обложке тетради: указать для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т.п.), ученика или ученицы, класс, название школы, фамилию, имя ученика. Если на обложке не предусмотрено место для подписывания тетради, необходимо приклеить на обложку белый листок и на нем подписать тетрадь, также в левом верхнем углу наклеить белую полоску для вынесения отметок. Тетради подписываются по следующему образцу:

9 Тетрадь для работ по русскому языку ученика 6б класса ГБОУ СОШ 210 Ф.И. ученика (цы) Тетради для учащихся 1-го класса подписываются только учителем. Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке. Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, а на уроках по русскому языку, математике, алгебре и геометрии указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса. Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях: по математике (алгебре, геометрии) начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать две клетки, между домашней и классной 4 клетки, между датой и заголовком работы 1 клетку; по русскому языку линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 линии. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому слова контрольная работа» не пишутся: в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей пастой. Зеленая паста, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. В тетрадях по истории, обществознанию, литературе, биологии, географии, ОБЖ, искусству, истории и культуре СПб допускается использование цветных ручек и карандашей. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой Порядок проверки письменных работ учащихся Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ учащихся Предмет/клас с Математика Русский язык Иностранный язык После каждого урока После каждого Два раза в неделю Два раза в неделю Значимые классные и домашние работы, но не реже двух раз в неделю Значимые классные и Значимые классные и домашние работы, но не реже одного раза в неделю Один раз в две Один раз в неделю Один-два раза в месяц

10 урока домашние работы, но не недели реже одного раза в неделю История 2 раза в 2 раза в 2 раза в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц месяц месяц Обществозн. 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Биология 1 раз в 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц месяц География 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Музыка 1 раз в 1 раз в месяц 1 раз в месяц месяц Физика 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Химия 1 раз в месяц 1 раз в месяц Технологии 1 раз в 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц месяц Информатика 1 раз в месяц 1 раз в месяц и ИКТ ОБЖ 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц В проверяемых работах по русскому языку и математике в 1-7-х классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом; а) зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру, знак; б) пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой; в) при проверке тетрадей по русскому языку преподаватель обозначает ошибку определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации). При проверке сочинений и изложений, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические, логические, грамматические и речевые ошибки. При проверке тетрадей в 8-11-х классах целесообразно, чтобы учитель только подчеркивал допущенную ошибку и отмечал на полях количество ошибок. Проверенные контрольные работы должны быть возвращены учителем к следующему уроку по данному предмету; сочинения, изложения не позднее, чем через 5 дней в 5-8-х классах, через десять дней в 9-11-х классах.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться