Требования к урокам грамматики

Реализация ФГОС на уроках английского языка

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетености, определяющие современное образование.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

При сформированности коммуникативной компетентности выпускник научится:

  • представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

  • речевую
  • языковую
  • социокультурную
  • компенсаторную
  • учебно-познавательную

За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

  • говорение
  • аудирование
  • чтение
  • письмо

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: личностные, предметные, метапредметные.

Личностные:

  • формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
  • толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
  • умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
  • умение четко определять области знаемого и незнаемого.

предметные области ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:

  • социализацию;
  • расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
  • освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

Можно определить следующие требования к современному уроку:

  • четкое формулирование цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1) уроки “открытия” нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

Урок “открытия” нового знания:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока “открытия” нового знания

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа (фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение проекта выхода из затруднений

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока рефлексии:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок общеметодологической направленности:

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока общеметодологической направленности:

1. этап мотивации;

2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи;

4. этап включения изученного в систему знаний;

5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Урок развивающего контроля:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

1 урок: проведение контрольной работы

Структура урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2 урок: анализ контрольной работы

Структура урока:

1. Этап локализации индивидуальных затруднений

2. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

3. Этап реализации построенного проекта

4. Этап обобщения затруднений во внешней речи

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

6. Этап решения заданий творческого уровня

7. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Деление учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологий обучения.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин “должен”, а Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.

В стандарте ранее, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).

(предметные умения)

(метапредметные умения)

* Делать сообщения по теме

* Кратко передавать содержание полученной информации

* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы

* Осуществлять запрос информации

* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме

• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;

• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

• кратко излагать результаты выполненной работы.

* выборочно понимать необходимую информации

• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью

• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

Смотрите так же:  Льготы на садик учителям

В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии как, метод проектов,технология критического мышления (ТРКМ),проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Рассмотрим основные этапы комбинированного урока по государственным стандартам:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к обучению
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Первичное усвоение новых знаний
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  9. Рефлексия (подведение итогов).

Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.

Примерами Нетрадиционных форм уроков могут быть:

  • урок — лекция (“Традиции и обычаи проведения праздников в Британии”);
  • урок — путешествие (“Путешествия различными видами транспорта”);
  • урок — игра (“Путешествие по зоопарку”);
  • урок- соревнование (“Что вы знаете о Великобритании?”);
  • урок-викторина (“Занимательная грамматика”);
  • видео-урок (“Путешествие по англоговорящим странам”);
  • урок конференция (“Система образования в России и Канаде” с участием носителем языка);
  • урок- брейн- ринг (“Достопримечательности Лондона”, “Политическая система Великобритания”);
  • урок -розыгрыш (“Интрига”)
  • урок-разговор по душам (“Внешность”)
  • урок-защита проекта (“Средства массовой информации”)
  • урок-зачет (“Планы на будущее”)
  • урок-экскурсия (“Мой город. Где находится. ”, “Покупки”)

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

Одним из приемов такой работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные. Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, интернет, аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т.д.

Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке, с субтитрами или без. Аудио материалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги, также помогут вам в вашей работе.

Прогресс не стоит на месте, образование тоже. Поэтому, чем современнее ваш урок, тем он быстрее идет в ногу со временем.

Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)

Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

  • учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
  • портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
  • портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
  • может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и такое же окончание. Вы должны спланировать свою деятельность и деятельность учеников, четко сформулировать тему, цель, задачи лекции. Учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся. Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.

УРОКИ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ

Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано с его структурной и методической сторонами, которые целиком зависят от учителя.

В зависимости от этапа и цели работы над темой различаются следующие типы уроков по грамматике и правописанию:

1) урок объяснения нового материала;

2) урок закрепления знаний и выработки умений и навыков;

3) урок повторения и систематизации изученного материала;

4) урок проверки и учета знаний, умений и навыков;

5) урок разбора письменных работ.

Урок должен представлять собой единое целое, состоящее из определенных частей. Отдельные этапы урока должны быть связа­ны между собой так, чтобы в уроке ощущалась цельность, строй­ность, которые зависят от того, насколько четко учителем опреде­лены тема и цели урока, насколько правильно подобран учебный материал и выбраны формы и методы обучения.

Урок сообщения новых знаний включает следующие компоненты.

1. Подготовка к усвоению нового. Она состоит из повторения теоретических сведений и разъяснения усвоенных ранее приемов умственной и практической деятельности, на которых базируется новый материал. Это позволяет осуществлять связь нового с ранее изученным, учить с опорой на известное, соблюдать поэтапность введения нового.

2. Объяснение нового. Состоит из первичного восприятия, ко­торое организуется с помощью упражнений, дающих возможность наблюдать, анализировать, сравнивать, и собственно объяснения учителя.

Этап первичного восприятия — это этап анализа языкового материала вцелях выделения существенных признаков граммати­ческого понятия. Материал для наблюдения и анализа дается учи­телем в готовом виде или составляется самими учащимися по за­данию учителя.

Этап знакомства с новым материалом — это обобщение при­знаков грамматического понятия, организуемое и направляемое учи­телем. Ученики подводят итоги анализа языкового материала и де­лают выводы. Учитель уточняет их, дает формулировку определе­ния, показывает, как соотнести определение и результаты анализа, т.е. добивается осмысления грамматического понятия. К этому этапу относится и работа с учебником — чтение данной в нем формули­ровки определения.

3. Первичное закрепление нового материала. Оно требует после­
довательного осуществления некоторых особых приемов. Смысл их
заключается в том, что формирование умений и навыков должно
происходить в процессе осознанного применения соответствующих
теоретических знаний, правил.

На этапе первичного закрепления необходимо обучение детей приемам применения нового правила, выполнения практических действий. На этом этапе проводится обучение умению по сово­купности признаков распознавать новое грамматическое понятие среди других. Для этого выполняется ряд упражнений, направленных на выявление существенных признаков понятия, их группировку и выделение понятия по этим признакам, а затем проводятся упражнения, обеспечивающие сознательное использование нового грамматического понятия в речевой практике.

Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков — ос­нова учебного процесса по русскому языку. Именно на них учатся дети применять на практике полученные теоретические сведения, на них формируются умения и навыки. Это и определяет структу­ру таких уроков, где главными компонентами являются проверка знаний и тренировочные упражнения.

Проверка знаний на таком уроке неоднократно включается в разные его этапы. Это может быть фронтальный опрос, с которого начинается урок и который направлен на выявление необходимых на уроке теоретических знаний и одновременно позволяет учителю определить готовность класса к последующей работе. Это может быть и индивидуальный опрос 1—2 учащихся по наиболее существенным вопросам изучаемого материала. Наконец, это может быть проверка домашнего задания, которая показывает степень усвоения учебного материала. Проверка домашнего задания может проводиться различными способами:

Смотрите так же:  Требования по управлению трамваем

— проверка всего задания с развернутым пояснением;

— проверка всего задания с частичным пояснением;

— выборочная проверка с развернутым пояснением наиболее трудных мест в задании;

— проверка отдельных фрагментов задания.

Выбор способа проверки зависит от этапа обучения и степени усвоения учащимися изучаемого материала.

Тренировочные упражнения являются основой для выработки прочных умений и навыков, если отвечают определенным требо­ваниям:

— упражнения должны подбираться так, чтобы на одном уро­ке дать максимум заданий разного рода, что поможет избежать од­нообразия в работе учащихся;

— количество упражнений должно быть необходимым и дос­таточным, т.е. следует регулировать нагрузку детей с учетом полу­чения необходимых результатов;

— постепенно должна увеличиваться доля самостоятельности при выполнении школьниками упражнений;

— необходимо чередовать устные и письменные упражнения, при этом письменные работы должны преобладать над устными;

— полезно использовать алгоритмические предписания, определя­ющие ход рассуждений и умственных действий учащихся (памятки).

Урок повторения и систематизации изученного материала включает два компонента: опрос и тренировочные упражнения. Как и вуроках по выработке навыков, этапы опроса и тренировочных упражнений чередуются, варьируются, повторяются.

За упражнением на применение знаний о существенных призна­ках изучаемого грамматического понятия полезно провести обобщение

и проверку знаний учащихся, а завершить урок можно творческой са­мостоятельной работой. Устные формы работы предполагают не только сообщение знаний, но и рассуждения, доказательства. Письменные фор­мы обеспечивают осознанное применение изученных правил.

Урок проверки и учетазнаний направлен на получение сведений, на основе которых можно судить о трудностях, испытываемых учащи­мися, о степени усвоения ими сведений, получаемых по учебному пред­мету, об уровне сформированное™ практических умений и навыков.

Формы проверки разнообразны:

— письменные работы (диктанты, изложения, сочинения);

— устная проверка знаний (устный опрос).

Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы уроков в школьной практике встречаются редко. Почти на каждом уроке проводятся: проверка домашнего задания и повторение изученного материала; объявление темы и задачи урока; объяснение нового ма­териала; разного рода упражнения и самостоятельные работы для закрепления и систематизации знаний, выработки умений и навы­ков; объяснение задания для домашней работы; подведение итогов урока. Такой тип урока называется комбинированным.

Современный урок русского языка (независимо от его типа) должен отвечать общим требованиям.

1. Урок должен носить целостный характер, обеспечивающий связь всех его этапов на основе подчинения теме и задачам урока.

2. На уроке необходимо нацеливать учащихся на усвоение зна­ний, для чего в начале урока следует сообщать его тему и задачи. Если дети знают, для чего им необходимы те или иные знания и умения, то они с большим интересом работают.

3. Изучаемый на уроке материал должен опираться на ранее изученный, иметь связь с ним. Объяснению нового должно пред­шествовать повторение ранее пройденного.

4. Урок должен решать вопросы формирования прочных умений и навыков на основе использования разнообразных видов и форм упражнений.

5. Формы и методы работы, используемые учителем, должны активизировать мывлительную деятельность учащихся, побуждать интерес к уроку и изучению языка.

6. Урок должен воспитывать и развивать учащихся, формиро­вать у них навыки самостоятельной работы.

7. Работа по развитию связной речи школьников необходима на каждом уроке русского языка.

8. На уроке должны реализовыватъея основные дидактические и методические принципы обучения.

9. На уроке следует применять методы индивидуальной работы и дифференцированного обучения, что помогает добиться усвоения материала всеми учащимися.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте тезисный план каждого вопроса темы.

2. Перечислите дидактические и методические принципы.

3. По каким признакам классифицируются методы обучения?

4. Дайте характеристику современного метода обучения.

5. Перечислите типы уроков.

6. Перечислите этапы урока русского языка.

7. Перечислите общие требования к урокам русского языка.

8. Объясните термины и понятия:

дидактика принцип обучения

классификация тип урока

метод обучения требования к уроку

9. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных
между собой.

**1. Раскройте сущность каждого дидактического принципа.

2. Раскройте сущность каждого методического принципа.

3. Сформулируйте понятия «метод» и «метод обучения».

4. Раскройте суть методов каждой группы.

5. Какие методы будут присутствовать на любом уроке русского языка?

6. Сгруппируйте методы по определенному признаку:

1) по источнику знаний: | анализ, наглядный, словесный,

2) по учебным задачам: | сообщение нового, дедуктивный,

3) по способу организации | словесный, закрепление, синтез, обучения: i практическая работа, индукция,

4) по характеру умствен- | контроль и учет, самостоятель­
ной деятельности: I ная работа, беседа, наблюдение,

‘ проблемный, объяснение, рас-I сказ, поисковый.

7. Назовите особенности уроков различных типов.

8. Какие этапы характерны для любого типа урока русского языка?

9. Изложите основные требования к одному из типов урока.

10. Какие из требований к уроку являются общедидактическими, а какие — методическими?

11. Изложите методику организации работы, характерную для оп­ределенного этапа урока.

12. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

***1. Подберите примеры и языковые иллюстрации к основным по­ложениям лекции.

2. Какие из принципов могут войти в противоречие друг с дру­гом и как этого можно избежать?

3. Какие принципы неразрывно связаны между собой и на ка­кой основе?

4. Заполните таблицу «Классификация методов обучения»:

Общие требования к уроку

Все разделы книги завершаются главами «Урок», так как именно в нем, в уроке, сливаются все поиски, подходы, методы, приемы обучения. Лишь в разделе «Методика изучения языковой теории» нет такой главы, так как в уроке русского языка орфография тесно сплетается с грамматикой, развитием речи, анализом текстов и пр.: эта глава введена в раздел «Методика правописания». Именно в уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Отсюда проистекают и общие требования к уроку русского языка.

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксиса, морфологии), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи. Так, слово как знаковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи – это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме – морфологический аспект, и как единство морфем, и как член предложения – синтаксический аспект, и как носитель значения – семантический аспект и как средство выражения мысли субъекта говорящего или пишущего – речевой аспект, и как графический комплекс, слово в графическом коде – орфографический аспект.

Ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания, как не должен и превалировать, возвышаться над другими.

2. Гармоническое соотношение теории и практики. Напомним: теория – это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и другие виды обобщений; практика – это речь (прагматика языка в се разновидностях: речь – говорение, выражение мысли; аудирование – восприятие речи, ее понимание; письмо – выражение мысли в графическом коде; чтение и понимание; мысленная, внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, т. е. вспомогательные учебные действия.

Развитие речи как важнейшее направление языковой практики подробно рассматривается в соответствующем разделе данной книги.

3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества.

4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно худо-

жественных текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. Напомним, что понятие «культура речи» предполагает безусловное соблюдение литературной нормы и в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.

5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).

6. Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.

Обычно к уроку предъявляется требование – достаточно много писать, не допускать безделья, скуки, энергично вести урок. Учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным решениям, выводам.

В школьной практике директор, завуч, методист, посетив урок учителя, анализируют его. Анализ урока – это сравнение конкретного урока русского языка с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом. Анализ посещенного урока предполагает оценку реализации замысла – достижения поставленной цели, оценку работы учащихся, тех знаний и умений, которые приобретены на уроке, активность работы детей на уроке, их инициативу, поиск, творчество.

Смотрите так же:  Транспортный налог порядок уведомления

Типология уроков русского языка

Уроки должны быть разнообразны, шаблон недопустим. Тем не менее в методике выделяются их типы в зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели.

Типов уроков не так уж мало, и они сами по себе могут создать разнообразие. Типы уроков, ориентированные на ступень изучения определенного материала:

а) урок и з у че н и я н о в о й т е м ы , например «1-е склонение имен существительных». Некоторые особенности такого урока: повторение ранее изученного материала, который необходим для понимания нового: падежи, их вопросы, значения и употребление падежных форм и пр.; в плане урока выделение для нового материала наилучшего времени – через 12–15 мин после начала урока; выбор метода: в данном случае эффективно построение небольших предложений с выбранными существительными река, земля ; в итоге такого эксперимента – построение таблицы падежных окончаний. На таком уроке проводится первичное закрепление. Теоретическая работа занимает примерно 20 мин;

б) урок з а к р е п л е н и я т е м ы , новых знаний, формирования умений на основе нового материала. Особенности такого урока: основательное повторение новой темы, изучавшейся на прошедшем уроке; применение этой темы на практике для образования и правописания падежных форм 1-го склонения, правописания безударных падежных окончаний; выполнение устных и письменных упражнений; тренировка в склонении, в употреблении па-

дежных форм в речи, их безошибочное написание. На таком уроке есть и новое: оно состоит

в применении изученной системы склонения, в построении правила и алгоритма проверки безударных падежных окончаний е/и в безударных (т. е. слабых) позициях: по улице ;

в) урок т р е н и р о в к и , у п р а ж н е н и я . Новое на таком уроке состоит в введении вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, в выработке автоматизма грамматического или орфографического действия, в усложняющихся заданиях и задачах, в ускоряющемся темпе работы учащихся. На таком уроке шире обычного используются моменты повторения и обобщения, сопоставлений, приемов развития речи и пр.;

г) урок п о в т о р и т е л ь н о — о б о б щ а ю щ и й проводится обычно при завершении крупной темы или раздела курса, например темы «Склонение имен существительных», где будут повторяться и обобщаться все три склонения имен. Здесь уместно составление обобщающей таблицы падежных окончаний без конкретных склоняемых слов, с обязательным выделением тех окончаний, которые бывают безударными и, следовательно, создают орфографические трудности. Одновременно повторяется изученный материал об имени существительном и за рамками склонения;

д) к о н т р о л ь н ы й , или п р о в е р о ч н ы й , урок. Чаще всего проводится в письменной форме: диктант, проверочные упражнения усложненного типа, реже – вопросы для письменного ответа. Условия выполнения заданий обычно строгие, результаты контрольной работы тщательно выверяются учителем и оцениваются по единым критериям;

е) к о м б и н и р о в а н н ы й урок. Так называют уроки смешанного типа, на которых проводится и изучение нового, и повторение, и обобщение, и тренинг. Строго говоря, уроков без совмещения задач и видов работ не бывает. Название «комбинированный урок» нередко выражает разнообразие его компонентов, совмещение в пространстве одного урока нескольких приемов работы.

Об уроках развития речи, относимых к этому же типологическому ряду, будет сказано

в соответствующем разделе.

Уроки классифицируются и п о с о д е р жа н и ю и зу ча е м о г о м а те р и а — л а : уроки грамматики, развития речи, орфографии или пунктуации, уроки фонетики, уроки словаря (лексикологии), уроки грамматического разбора, каллиграфии, исследовательские уроки – наблюдения над языком.

Используется также деление уроков п о м е т о д а м и п р и е м а м , которые применяются: урок-списывание, урок-диктант, урок работы над ошибками, урок изложения или сочинения, урок редактирования текста, киноурок, телеурок, урок взаимного обучения, урокэкскурсия, урок – лабораторная работа.

Принята также классификация уроков п о м е с ту пр о в е д е н и я : урок в кабинете русского языка, урок в кабинете ТСО, в компьютерном классе и т. п.

Отмечаются также варианты типов уроков. Так, варьироваться урок может по типам диктантов, по характеру преподнесения нового материала (рассказ учителя, исследовательская работа учащихся, вывод правила, построение алгоритма орфографического действия и т. п.).

Но разнообразие не самоцель: разнообразие нуждается в упорядочивании.

Структурные компоненты уроков русского языка

Н а ч а л о урока обычно носит подготовительный характер. Войдя в класс, учитель выясняет: все ли дети на своих местах, приготовлены ли тетради, ручки, учебники, словари и пр., успокоились ли дети после шумной перемены. Учитель приветствует детей, объявляет тему и цель урока. С целью организации внимания нередко в начале урока проводится орфографическая минутка, или чтение образцового текста, на который следует равняться в культуре речи, или запись небольшого отрывка – афоризма, пословицы и пр. Это введение в урок. Учитель отмечает отсутствующих. Дежурные ученики докладывают о готовности класса к уроку (от 2 до 5 мин).

П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я : учитель просматривает тетради, проходя вдоль рядов парт. Выборочная устная проверка письменного упражнения; устные ответы учащихся по теоретическому материалу; проверка правописания нескольких слов, в которых были допущены ошибки; к доске в то же время могут быть вызваны 2–3 ученика для выполнения письменных заданий по карточкам. Может использоваться методика самопроверки или взаимопроверки письменных работ или выполнение учащимися упражнения, аналогичного тому, которое выполнялось дома. Используется также прием построения модели, схемы, таблицы по материалу предыдущего урока, или учащиеся сами составляют задание для своих воображаемых учеников.

Обычно на данном этапе урока учитель вызывает 2–3 человек для развернутого ответа по материалу предшествующих уроков. Обычно такой устный ответ сопровождается небольшим письменным заданием у доски.

Если учитель работает с отметками, то выставляется заслуженный балл. В школе применяется так называемый поурочный балл, который не должен быть основной формой оценки знаний и умений, он выполняет вспомогательную роль,

В проверке домашней работы уместны игровые приемы, особенно в I–II классах. На этот компонент урока отводится до 15 мин.

П о д г о т о в к а к н о в о м у м а т е р иа лу . Необходимо заинтересовать детей, создать положительную мотивацию. Высшая степень такой мотивации – создание проблемной ситуации. Она подготавливается логическим повторением предыдущих тем, выяснением неизвестного, постановкой познавательной задачи. Так, если тема «Суффикс», то логично повторение корня и приставки (если последняя изучалась до суффикса). Составляется модель морфемного состава слова, например под-снеж-ник :

Другие публикации:

  • Адвокат кулагина ирина юрьевна Кулагина Ирина Юрьевна Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Кулагина Ирина Юрьевна, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши слова должны быть ПОДКРЕПЛЕНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО(чеки, […]
  • Приставы мостовская Мостовский районный отдел судебных приставов Контактная информация данного отдела ФССП: Начальник отдела: Шалайкин Дмитрий Александрович Телефоны, факс: 8 (86192) 5-43-25, 5-25-67 Адрес: 352570, п. Мостовской, ул. Мира, 3 Федеральный округ: Южный федеральный […]
  • Договор дарственная на гараж Договор дарения гаража Дарственная на гараж удостоверяет его передачу безвозмездным способом или обязательство согласованной передачи от дарителя одаряемому. Договор дарения гаража предусматривает безвозмездность процедуры во всех вариантах и подлежит […]
  • Тыва суд приставы Все судебные приставы Республики Тыва Официальный сайт УФССП Республики Тыва: Темы Загранпаспорт Визы Регистрация Разрешение на работу Патент Гражданство РФ Приглашение в Россию Связь с заграницей Авиабилеты Справки о несудимости […]
  • Приказ земский собор министерство коллегия Урок истории "Государственное устройство России в XVII веке. Становление самодержавия". 7-й класс Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове; развивать навыки работы с […]
  • Генеральная доверенность мегафон бланк Бланки заявлений Действия по договору Дополнительные услуги Компания О компании Новости Условия оказания услуг Политика конфиденциальности Организациям Инвесторам Прессе Сотрудничество Лицензии Работа в МегаФоне Корпоративные […]

Вам также может понравиться

Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.