Требования к учителю коррекционной школы

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
М. П. Кузнецова, учитель-дефектолог; Е. М. Вицина, учитель-дефектолог
Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения работает в тесном контакте с 8 районами области: Кирилловским, Белозерским, Череповецким, Шекснинским, Кадуйским, Устюженским, Бабаевским, Чагодощенским. Только в 4-х районах (Череповецком, Шекснинском, Белозерском, Устюженском) работают коррекционные школы VIII вида. В остальных районах идет интеграция учащихся, подлежащих обучению в коррекционной школе VIII вида, в общеобразовательные школы путем организации отдельных классов, занимающихся по программе коррекционной школы VIII вида.

Учителя, работающие в этих классах, испытывают определенные трудности в организации учебного процесса. Они не имеют дефектологического образования, не знают особенности психофизического развития умственно отсталых детей, не владеют методическими приемами ведения коррекционно-развивающего урока. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалисты Центра разработали программу оказания методической помощи учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида. Программа рассчитана на 18 часов (три рабочих дня по 6 часов).
Цель программы.
Оказать методическую помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида с целью повышения квалификации, аттестации педагогов на II и I квалификационные категории и т. д.
Задачи программы:

  1. Познакомить учителей с особенностями психофизического развития учащихся школы VIII вида.
  2. Показать современные подходы к организации коррекционного обучения на различных уроках.

Организация занятий.
Проведение теоретических семинаров, круглых столов. Просмотр и анализ открытых уроков, организация и проведение зачета.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Особенности организации общеобра
зовательной подготовки учащихся с ин
теллектуальной недостаточностью.
3. Стандарты специального образования,
учебный план и измерители знаний
в коррекционной школе VIII вида.
4. Особенности психофизического
развития умственно отсталых детей.
5. Отграничение умственной отсталости
от сходных состояний

лекция лекция
лекция
семинар
лекция

1 час 1 час
1 час
1 час
1 час

6. Требования к планированию и анали
зу коррекционно-развивающих уроков.
7. Коррекционная направленность курса
математики. Анализ открытого урока.
8. Формирование естественно-научных
знаний в коррекционной школе.
9. Основные требования к урокам рус
ского языка (чтения и письма). Практи
ческое занятие по организации урока с
учетом требований.
10. Организация трудового обучения.
11. Здоровьесберегающие технологии в
коррекционной школе

семинар лекция лекция, практическое занятие лекция
лекция практическое занятие лекция лекция

1 час 1 час 1 час 2 часа
1 час
1 час 1 час
2 часа 1 час

Первые шаги работы учителя в коррекционной школе после долгих лет работы в общеобразовательной школе

Отработав 27 лет в начальной школе и 4 года заместителем директора по воспитательной работе с преподаванием математики в средней школе, оказалось, непросто перейти на работу в коррекционную школу. Причин ухода было несколько, но пожалуй самая веская – чувство ненужности твоего предмета (математики) для большинства детей средней общеобразовательной школы. Осознание необходимости получения в школе всесторонних знаний, к сожалению, в последнее время утрачивается не только детьми, но и родителями. Этому способствует ряд причин: – Возможность поступления в ВУЗ и окончания его, часто позволяет не запас полученных знаний и умений в общеобразовательной школе, а наличие толстого кошелька родителей. Даже введение ЕГЭ не является решающим фактором, т.к. платное обучение в высшей школе может получить каждый, экзамены для этого не нужны, стоит лишь пройти небольшое собеседование;

– Вокруг много примеров из жизни окружающих, которые, по знакомству устраивают своих детей без необходимого образования на перспективную хорошо оплачиваемую должность;

– Средства массовой информации часто демонстрируют нам фильмы о “золушках” и “принцах”, рекламы сладкой жизни, которые играют немаловажную роль в том, что учащиеся не считают нужным получать образование.

Большинство учителей, отдавших не один год школе, хотят быть нужными своим ученикам и получать радость от своей работы. Они работают по призванию, т.к много лет выдерживают мизерные ставки оплаты своего труда, постоянные проверки различных правоохранительных и административных органов, увеличение должностных обязанностей за одну зарплату, аттестации, аккредитации, лицензирования учебных заведений.

С каждым годом работать становится всё трудней. Что делать? Менять работу! Так случилось со мной. Уйти в другую сферу не получилось (везде ограничение по возрасту), поэтому я решила попробовать себя в коррекционной педагогике. И не ошиблась, сделав такой выбор.

Сначала я испытывала страх перед совершенно неизвестной для меня детской аудиторией. Как я смогу что-то требовать у детей, которые столь обижены природой? Чему я смогу их научить, если не требовать? Смогу ли я морально вынести общение с этими ребятами, ведь их диагнозы самые непредсказуемые?

Работать мне предстояло с пятыми классами, которые обучаются по общеобразовательной программе и с 7-В, 8-В, 9-В классами, обучающимися по коррекционной программе в школе-интернате № 9 (YI вида) для учащихся с проблемами детского церебрального паралича.

Всё решилось с первой встречи: дети сами протянули мне руки.

Мои первые впечатления.

– Я попала в совершенно другой мир! Я подумала: с кем труднее работать, со здоровыми детьми из общеобразовательных школ, которые заласканы родителями и учителями, имеют возможность учиться, бегать и прыгать или с детьми с диагнозом церебральный паралич, которые ограничены в движении, речи, зрении, но улыбаются, имеют желание учиться и общаться.

– Низкий поклон педагогам, которые учили моих учеников до меня, особенно учителям начальной школы. Они научили детей не только писать и читать, но и мыслить, знать и применять необходимые правила, пользоваться различными алгоритмами при вычислениях, рассуждать.

– Дети пятых классов успевают за урок больше, чем я ожидала, конечно, с учётом того, что кому-то трудно писать, и он чаще говорит, а у кого-то проблемы с речью, и он лучше выражает свои мысли письменно.

– Дети коррекционных классов требуют больше времени для осознания материала и в этом хорошо помогают дополнительные часы коррекции (индивидуальной работы).

– Особая атмосфера царит в педагогическом коллективе коррекционной школы, не думаю, что только в данной. Отзывчивость, чувство локтя, помощь при первой необходимости. А какие доверительные отношения у педагогов и учащихся! Узнав об этом, учителям позавидовал бы сам Макаренко.

– Настоящая помощь со стороны администрации, которая в данной школе не только контролирует учебный процесс, но и оказывает методическую помощь с первого дня работы, очень порадовала. Этот учебный год коллектив начал в трудных условиях, так как здание школы-интерната поставлено на капитальный ремонт, и работа ведётся на двух площадках других школ района.

– За многие годы работы методическое объединение учителей математики разработало тематическое планирование для обучения в коррекционных классах. Так что мне пришлось начинать не с нуля. Но отработав месяц с учащимися, я поняла, что коррекция планирования необходима даже в процессе учебного года и серьёзная, так как один материал ученики совсем не воспринимают, а другой идёт на “ура”.

– Дети очень часто болеют, много пропускают. Невозможно просить ребёнка самостоятельно дома изучить материал, как это бывало в общеобразовательной школе, необходимо объяснять пройденное каждому, кто пропустил урок.

– Текущие проверочные и контрольные работы плохо воспринимаются учащимися, если написаны на доске. Поэтому требуется напечатать задание каждому, чтобы ученик мог его видеть перед глазами, а с некоторыми учащимися индивидуально писать проверочные и контрольные работы.

– Необходим тщательный отбор и дозирование учебного материала для предупреждения истощения и нервного срыва ребёнка. Причём, иногда даже в процессе урока требуется изменение объёма материала, т.к. уже в начале урока видно, как именно сегодня будет восприниматься материал, подготовленный заранее: быстро или медленно. Это зависит от состояния здоровья и самочувствия детей. Перестраиваться приходится прямо в процессе урока.

– При планировании урока я больше уделяю внимания разнообразию видов деятельности, чем в общеобразовательной школе. Чаще меняю их в процессе урока, чтобы дети не утомлялись.

– Домашнее задание я планирую индивидуально и с различной степенью трудности, даже в одном классе, особенно для учащихся, которые обучаются по коррекционной программе. Это важно для того, чтобы они сами могли справиться с заданием при малейшей помощи учителя-воспитателя.

– На протяжении более тридцати лет своей педагогической деятельности, я ежегодно посещала различные курсы города и района. Оказалось, что знаний, которые я получала, катастрофически не хватает. Я снова стала учиться в Академии постдипломного педагогического образования по программе “ Инновационные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Пришлось заняться и самообразованием в области здравоохранения. Теперь, даже мелодрамы и детективы, которые читала перед сном, вытеснены книгами о здоровье.

Необходимость коррекционных школ.

В период работы общеобразовательной школе мне приходилось встречаться с детьми, у которых был церебральный паралич, но они прекрасно двигались, могли себя обслуживать, родители не хотели устраивать ребёнка в специализированную школу, и это было их право. Чаще таких детей переводили на домашнее обучение. Учителя – предметники вынуждены были ходить домой, где ребёнок работал один на один с педагогом. Он не видел своих сверстников, не мог общаться в школьном коллективе. Хорошо, если родители в состоянии купить ребёнку компьютер, и он общается со сверстниками через Интернет. А если нет?

Проработав здесь полгода, я поняла, что плохо объясняла родителям необходимость специализированной школы, не смогла убедить их, а жаль. Ребёнку лучше в специализированной школе и морально и психологически. Да и в учёбе он успешнее, чем в общеобразовательной школе. Там ребёнок отстаёт от сверстников, потому что много уроков пропускает по болезни или по необходимости ежемесячных медицинских обследований. Ребёнку хуже на домашнем обучении, если он способен учиться в классе, ведь это продолжается не месяц, не два, а годы.

Смотрите так же:  Штраф за отсутствие паспорта сделки

В общеобразовательной школе, где в классе от двадцати пяти до тридцати учащихся, на каждого ученика учителю хватает чуть больше минуты. А больному ребёнку справиться с большим потоком информации без помощи педагога практически невозможно. Он теряется и не усваивает программу. После урока не знаешь, кому отдать предпочтение, то ли помочь отстающему, то ли готовить к олимпиаде сильных ребят, ведь они тоже требуют внимания.

В специализированной школе наполняемость класса не более пяти человек в коррекционных классах и десяти человек в общеобразовательных классах. В зависимости от состояния здоровья у нас дети учатся по коррекционной (девятилетней) или по базовой общеобразовательной программе, которая рассчитана на двенадцать лет. Как и все учащиеся страны, только в конце двенадцатого класса, наши дети сдают ЕГЭ по предметам обязательным и выбранным. Поступают в высшие учебные заведения. Сложней детям из коррекционных классов. После девяти лет образования в нашей школе, в дальнейшем всё зависит от состояния здоровья. Но все наши воспитанники успешно адаптируются в обществе, поступают и в средние специальные учебные заведения, и в реабилитационные центры, чувствуя социальную востребованность, находят свое место в жизни.

Задача образования в коррекционной школе не сводится только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Мы формируем у детей умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в быту, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, максимально формируем навыки самостоятельности, учим общаться. В практике нашей школы есть примеры, когда ребёнок попадал к нам в возрасте одиннадцати – двенадцати лет, обучаясь ранее только дома, почти не умел разговаривать, боялся сверстников. Он поступал в среднюю школу и уже через год работы с учителями-предметниками, логопедами, дефектологами, мы видели его улыбку, у него появлялись друзья, он жаждал учиться. Педагогический состав коррекционных школ усилен специалистами по психологии, дефектологии, логопедии, чего так не хватает в общеобразовательной школе. В учебный план школы включены такие необходимые предметы, как социально-бытовая ориентировка, лечебно-физическая культура, психология. Возможны изменения образовательного маршрута после каждой ступени обучения с учетом программ обучения (VI, VII, VIII вид). Необходимость перевода учащегося с одного вида программы на другой решается психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов успеваемости с учетом мнения родителей. При согласии всех сторон ученик обучается по программе соответствующей его уровню развития, образовательный процесс становится для него комфортным.

При школе есть интернат с большим коллективом воспитателей, где с понедельника по пятницу ученики любых классов могут остаться. Это огромная помощь родителям. Дети с удовольствием проводят досуг с одноклассниками в интернате. Им здесь лучше, чем дома, потому что они в коллективе сверстников, где больше живого общения.

Наши дети много занимаются спортом. Результаты говорят сами за себя: – победа в составе сборной команды Санкт-Петербурга по бочче в чемпионате России; – призовые места в первенстве города по плаванию; – IV место на первенстве России по стрельбе из лука.

В интернате проводится большая внеклассная работа. Здесь так же есть успехи: – призовые места в районном конкурсе «Мир фантазий и открытий»; – участие в международном экологическом фестивале; – победа в районном этапе фестиваля-конкурса лидеров детских общественных организаций «Как вести за собой»; – в школе появились лауреаты конкурса молодежного плаката «С чего начинается Родина»; – первое место в городском этапе 9-ой Всероссийской акции «Я – Гражданин России».

Нельзя забывать, что наши дети – инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь у них детский церебральный паралич. При работе каждый учитель должен помнить об этом, используя здоровьесберегающие технологии. Главная задача всего персонала – сохранить здоровье, а, по возможности, и скорректировать индивидуальные дефекты обучающихся. Поэтому подготовка к урокам требует больше времени и знаний, чем в общеобразовательной школе. Мне лично помогает мой опыт работы в начальной школе, ведь теперешние мои ученики, даже восьмого класса, чем-то мне напоминают моих первоклашек, иногда бывая такими же беззащитными и наивными.

По распоряжению Комитета по образованию от 19.11.2010 № 1985-р работа нашей школы-интерната осуществляется в режиме экспериментальной площадки с 01.01.2011 по 31.12.2013.по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения”. Конечными продуктами опытно экспериментальной работы мы видим:

– Аналитический обзор актуальных здоровьесберегающих технологий для использования в условиях высокотехнологичной среды ОУ.

– Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.

– Методические рекомендации по проведению занятий с применением средств информатизации в здоровьесберегающей среде.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

Подводя итог, всего изложенного, могу сказать: “Я очень рада, что решилась сделать этот шаг: перейти работать в коррекционную школу. Меня не пугают трудности и специфика моей новой работы. Передо мной открывается множество путей для творчества, самообразования, профессионального роста. Я понимаю нужность и необходимость своей работы”.

Нужны ли мне курсы переподготовки для работы в коррекционной школе?

Здравствуйте! Я работаю воспитателем в коррекционной школе интернат 17 лет, образование средне-специальное, категория высшая, специальность «Педагогика и психология дошкольная». Квалификация «Воспитатель дошкольных образовательных учреждений». Нужны ли мне курсы переподготовки?

Ответы юристов (2)

Добрый вечер. Да, прохождение соответствующих курсов необходимо.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ»

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

И на этот счет в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ отмечается, что

Требования к квалификации воспитатель: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ без предъявления требований к стажу работы.

Аналогичные по своему содержанию требования определены и в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 N 544н „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который подлежит применению с 01.01.2017 г.

Также обращу Ваше внимание и на Письмо Минобразования РФ от 16.05.1997 N 15/567-6 «О направлении материалов II Всероссийской научно-практической конференции „Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы“ где хотя и в обобщенной и рекомендательной форме, но все же говорилось, что

Требует пристального внимания подготовка и переподготовка педагогических кадров по вопросам работы с детьми риска. Ведь в настоящее время даже опытные учителя с тревогой говорят о своей неподготовленности к работе с указанным контингентом детей.

Для рассмотрения вопроса, возможно обратиться к соответствующим положениям установленным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющим федеральный государственный образовательный стандарт начальног общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Так, согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ:

В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.

В качестве основных ступеней внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о через повышение квалификации.

2. Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение кадровых условий — одно из основных направлений деятельности образовательной организации при внедрении ФГОС. Решение данных вопросов прорабатывается с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н „Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих“ (раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Раздел 1, п. 9: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям собязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Следовательно, в Вашем случае, необходимо либо соответствующее решение аттестационной комиссии в порядке исключения, либо обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Может ли учитель начальных классов работать воспитателем в коррекционной школе?

Директор сказала, сотрудник будет сокращён или уволен, т.к. воспитатель должен иметь специальное образование, т.е. воспитателя.

Ответы юристов (2)

Добрый день, Татьяна! Этот вопрос регулируется

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. Изучите его текст в Консультант Плюс, с 20 до 24 по будням он доступен в бесплатной версии.

Татьяна, уволить Вас нет оснований, поскольку Вы соответствуете своей должности. В соответствии с профстандартом педагога (прилагаю) требования к образованию и обучению воспитателя — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» ( Вы не указали уровень Вашего образования) либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Смотрите так же:  Алтынникова анастасия адвокат

Таким образом, поскольку Ваше образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», то Вы соответствуете требованиям к образованию и обучению воспитателя. Вам не нужно получать «специальное образование, т.е. воспитателя».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Требования к учителю коррекционной школы

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Учитель коррекционной школы в современном образовательном пространстве

Учитель коррекционной школы

в современном образовательном пространстве

Голованов Роман Вячеславович,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 231,

Аннотация:В статье представлен личный взгляд учителя информатики и математики на проблему миссии учителя, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях современной образовательной среды коррекционного учреждения. Автор отражает не только предназначение, профессиональной смысл деятельности педагога коррекционной школы, но и предлагает, наиболее значимые на свой взгляд, пути реализации данной миссии учителя в современном мире. В статье рассматривается вышеуказанная проблема с учетом исторических составляющих, а также процессов, происходящих в педагогической науки и современном обществе, политике, культуре.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, особые дети, миссия, учитель коррекционной школы, профессиональный рост учителя.

Есть такая настольная игра для детей, задача которой – сопоставить рисованный портрет человека на одной картинке с его местом работы и орудиями труда на другой. Учителя в такой игре изобразить крайне сложно – ни спецодежды, ни других особых знаков. Художник чаще всего изображает добродушную дамочку в очках и в строгом костюме, дает в руки указку, глобус, стопку тетрадей. Но разве только эти атрибуты обозначают учителя? Что на самом деле делает учителя учителем? Сегодня мы рассмотрим предназначение не обычного учителя, а учителя коррекционной школы.
Основной целью учителя коррекционной школы, на мой взгляд, является поиск и реализация путей выхода ребенка с ограниченными возможностями здоровья из состояния изолированности в современном обществе, открытия перед ним возможности для подлинно человеческой жизни, приобщение к общественно — полезному труду, воспитание не социально-нейтрального, а активного, по выражению Л.С. Выготского, члена современного общества. Рассматривая специальное образование в исторической перспективе, следует отметить, что с 1917 года до 90-х годов прошлого столетия дети с отклонениями в развитии были под исключительно государственной заботой и оказались в изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, общества, общественных благотворительных инициатив. В настоящее время дефектология в этом аспекте осуществила прогрессивные шаги. И поэтому данная цель должна быть приоритетной для учителя особого класса. В своей практике учителю коррекционной школы необходимо ориентироваться не только на то, что уже достигнуто ребенком, но и на процессы, которые находятся в состоянии становления, то есть динамическое состояние его развития. А показателем результативности труда учителя будет являться восприимчивость аномального ребенка к помощи и к способности решать в дальнейшем те или иные аналогичные задачи самостоятельно.
Каким образом достичь всего вышесказанного учителю? Ответ на этот вопрос я вижу, прежде всего, в профессиональном росте учителя. Содержание деятельности, ведущей к этому росту, я предложил спланировать по принципу дерева: от корней в земле до вершин в небесах. Корни – это те простые вещи, которые кажутся часто очевидными или давно известными, но открываются совсем иначе, если к ним присмотреться. Большинство практиков (да и теоретиков тоже!) обычно не задумываются, как лучше задать вопрос всему классу или конкретному ученику? Не каждый учитель не станет настаивать, если ученик, вполне подготовленный, откажется выйти к доске. А у него есть веская причина, о которой нельзя сказать! Мало кому приходит в голову подсчитать, какую долю урока съели любимые учительские «так — итак». Кто может достоверно сказать, какого цвета и какой формы карточка с заданием вызывает наименее негативные эмоции у ребенка. В руках учителя должен быть достаточно богатый инструментарий: педагогическая интуиция, личный опыт и др. Но следует понимать, что порой накопленный опыт играет злую шутку с учителями: они видят то, что хотят видеть, что привыкли видеть, а не то, что в реальности. Сложившиеся в сознании педагогов штампы, ярлыки, огромная загруженность и накопившаяся усталость мешают увидеть истинную индивидуальность ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому современному учителю уже на этом этапе как воздух необходимо умение определять внутренние особенности детей, их неосознанные желания и потребности, если мы действительно хотим научить и воспитать, достичь тех целей, о которых я сказал ранее.
Перейдем на следующий уровень профессионального роста учителя: за корнями следует основание ствола — это учебное занятие в целом. Об уроке написано много, о нем, конечно, больше всего известно практикам, его совершенствуют уже практически четыреста лет. И есть ещё резервы! Именно здесь чаще всего и появляются яркие учителя. Ян Амос Каменский писал, что «совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». И в тоже время, как мотивировать детей на изучение таких сложных предметов, как математика, информатика? Но именно коррекционно-развивающий подход к обучению способствует усвоению учениками учебного материала и появлению интереса. Принципиально важно, чтобы ученик был готов приложить усилия и включиться в процесс. Учителю коррекционной школы необходимо об этом помнить, для того, чтобы реализовать особые образовательные потребности наших детей.
Большую группу уроков можно представить в виде ствола. Здесь рождаются авторские методики, педагогические концепции и первые настоящие образовательные технологии. Ни в коем случае не надо останавливаться на достигнутом. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Профилактика профессионального выгорания педагога, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит состояние современного поколения.
Однако истинное мастерство и подлинная эффективность возникают там, где меняется и улучшается весь процесс. Конечно, учителя в коррекционной школе продолжают решать традиционные урочные задачи и именно в их решении видят свою учительскую миссию. Однако во всех без исключения проступает стремление оживить стандартный учебный процесс, и, стало быть, наполнить его таким содержанием, которое лежит не столько в плоскости заранее разработанного стандарта, а рождается «здесь» и «теперь». Понемногу впуская в мир непривычные для этого мира реалии, учитель в классе с особыми детьми способен сделать урок более интересным и увлекательным, а в результате – незапланированно и неожиданно — формируется живое содержание образования, значимое и для учеников, и для учителей и для развития всей системы специального образования. И вот вершина! Именно учитель, приходя изо дня в день в класс, в пространстве рядового урока способен созидать свое видение образовательного процесса, совершать какие-то микроскопические на первый взгляд нововведения, свои небольшие открытия, и через эти открытия участвовать в процессе той образовательной революции.
Итак, миссия — предназначение, смысл существования педагога особого класса остается единым: передать накопленные человечеством знания детям, которым изначально даны иные возможности познания, помочь им успешно войти в сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.
Учитель коррекционной школы — проводник детей в мир взрослых. Между тем понимая свое призвание, учитель вполне может быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и ежедневной рутине, кропотливо делать свою работу и получать удовольствие от общения с детьми.
Да, сегодня наши дети трудные, отрыв между их силой желания, их возможностями и требованиями современного мира огромный, но, тем не менее, они, как и мы, хотят быть успешными и просто счастливыми. И стремление к этому самое главное в нашей работе.

1. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – С. 179.

2. Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. — М.: Экзамен, 2003. — 254 [1]с.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Имидж учителя коррекционной школы

Имидж учителя коррекционной школы

Имидж учителя коррекционной школы

Павлова Надежда Ивановна,
специалист по адаптивной физической культуры
школы №502 Санкт-Петербурга

Меня часто спрашивают: «Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель?» И представьте себе: на этот, казалось бы, простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы преподавателем, довольно трудно ответить. Ну, скажу я: умение, талант заинтересовать ребят тем, чему учишь. А какие нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же, бесконечное терпение и выдержка — данные настоящего педагога. А искренность и честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий учитель должен обладать поистине «созвездием» всех прекрасных человеческих качеств. Все эти качества учителя можно определить одним иностранным словом «имидж», которое широко используется в самых разных областях знаний: философии, социологии, психологии, педагогике, культурологии. По своему составу, структуре, объему и содержанию данное понятие стало междисциплинарным.

Сопоставляя трактовки понятия «имидж», принятые в различных областях науки, мы пришли к выводу, что его определения весьма различны между собой, отечественные исследователи такие, как В.Г. Зазыкин, Е.Б. Перелыгина, Е.А. под имиджем чаще всего понимают образ, представление, рассматривая данное понятие как интегральное, включающее совокупность составляющих его компонентов: внешний вид; вербальные и невербальные средства общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».

Смотрите так же:  Как оформить приказ на отпуск на 1 день

Зарубежные исследователи К. Болдуинг, Д. Шмидчен, К. Хилманн и др., в отличие от российских авторов, в большей степени делают акцент на внешней составляющей имиджа.

Чаще всего имидж рассматривают с точки зрения профессиональной пригодности. В научной литературе содержание понятия «профессиональный имидж» («имидж профессии») раскрывается чаще всего следующим образом: «это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела». То есть это общее впечатление о специалисте, которое производится на окружающих посредством восприятия его личностно-профессиональных качеств, манеры говорения и поведения, а также внешнего вида. Любому педагогу, работающему со школьниками, это особенно важно. В работе и всей его жизни ему всегда помогают доброжелательная улыбка, элегантные манеры, магия речи.

Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии. Вопрос представления «хорошего учителя» начал изучаться с 30-х годов XX века. По данным Прозорова Г.С. ученики 30-х годов включали в портрет «хорошего» учителя: знание предмета и владение методикой; хорошие взаимоотношений с учащимися; умение правильно оценивать знания учащихся; создание дисциплины; внешний вид. Исследования 40-х годов показали, что ученики больше ценят в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. «Идеальный учитель» 60-х годов должен был обладать следующими характеристиками: уравновешенностью, гармоничностью, авторитетом, знанием предмета, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих учеников, умением говорить логично и выразительно, требовательностью самостоятельности, любовью к педагогической работе. В 70-е года исследование Ж. Лендел позволило выделить такие качества «хорошего» учителя, как: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

В книге Петровой Е.А. представлены интересные результаты исследований образа педагога. Исследования Петровой Е.А., проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, тактичного, откровенного, спокойного, щедрого . В 2000 годы в первую очередь в педагоге ученики хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи.

Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный образ играет важную роль в педагогическом процессе. Важно, чтобы учитель был ориентирован на формирование собственного имиджа. Благодаря удачно сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более профессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджемшкольного педагога, который сложился в современной России.

Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон, Аристотель, Цицерон, Антисфен – учителя. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны. Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников. Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения.

Для меня , человека, который не понаслышке знает изнутри всю сущность этой профессии, тем более работая с «особенными» детьми, учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть, прежде всего, человеком, личностью.

На данный момент одной из основных задач государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. В результате чего повышаются различные профессиональные требования к педагогу как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. В таких условиях профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной деятельности учителя.

Традиционно в структуре имиджа педагога и учителя выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, внешнего образа учителя. Внутренняя – включает в себя культуру преподавателя, непосредственность и свободу, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество. Самое важное это способность и готовность учителя воспитывать, обучать и развивать своих подопечных.

Среди функций имиджа педагога М.Р. Варданян называет когнитивную, организационную, мотивационную, эмотивную и здоровьесбрегающую функции. Также результаты исследований М.Р. Варданяна показали, что имидж педагога достоверно влияет не только на мотивацию учеников к обучению, но и освоение преподаваемых им знаний. Это воздействие может быть, как конструктивным, если имидж педагога позитивный, так и деструктивным, если имидж негативный. Поэтому при конструировании имиджа ему целенаправленно задается положительная направленность эмоциональной оценки. Позитивный имидж устойчив в кризис и гарантирует успех в профессиональной деятельности

Вместе с тем, практика показывает, что в учебные планы подготовки будущих учителей не включаются специальные курсы и дисциплины, способствующие формированию профессионального имиджа будущего педагога. Анализ научной педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии как новой отрасли знания, что приводит к противоречию между потребностью современных специалистах, способных к осознанию и построению собственного имиджа в профессиональной деятельности с учетом требований социума и государства, и недостаточным вниманием к данному аспекту дополнительной профессиональной подготовки педагога.

В подобном контексте актуальным вопросом является изучение имиджа более специализованной группы учителей, учителей коррекционных школ.

По нашему мнению, имидж учителя коррекционной школы – это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств и особенностей, которые способствуют эффективности его профессиональной деятельности. Основа эффективного взаимодействия учителя коррекционной школы с учениками – это положительное восприятие.

К профессиональным знаниям учителя необходимо отнести знания различных научных отраслей: психологические, педагогические, юридические, медицинские, знание норм языка, умение правильно и удачно использовать языковые формы, знание ораторского искусства, знание языка жестов для глухих и т.д.

Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, понимающим детей, быть всегда интересным.

В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!

И все же попытаюсь ответить на тот вопрос, с ко­торого начался наш разговор: «Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель? И отвечу я так: вер­ным и добрым. Верность своему делу, ради которого живешь и которому отдаешь все силы. Верность, которая по­могает держать в поле зрения десятки сложнейших задач, поставленных сегодня жизнью. Добрым, с незачерствевшей душой, способным видеть в каждом ребенке личность и уметь ему это донести.»Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен».

Дмитриев А.А. «Физическая культура в специальном образовании» — 2002г.

Качашкин В.М. «Физическое воспитание в начальной школе» — 1978г.

Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры» — 2001г.

Другие публикации:

  • Арбитражный суд екатеринбурга реквизиты госпошлины Арбитражный суд Свердловской области Официальный сайт суда: ekaterinburg.arbitr.ru. Телефон суда: (343) 371-42-50. Телефон начальника отдела делопроизводства: (343) 371-42-50. Телефон председателя суда Цветковой Светланы Александровны: (343) 371-17-65, (343) […]
  • Приказ фссп о награждении Приказ Федеральной службы судебных приставов от 9 августа 2017 г. № 374 “О внесении изменений в приказы Федеральной службы судебных приставов по вопросам единовременного поощрения при награждении ведомственными наградами Федеральной службы судебных приставов […]
  • Заявление где ставить подпись и дату Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. […]
  • Претензия образец на обмен товара ненадлежащего качества профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на замену товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона О защите прав потребителей. Заявляя требование о замене товара, имейте в виду, что если товар принимается на диагностику, срок рассмотрения […]
  • Мероприятия при педикулезе приказ 342 Приказ МИНЗДРАВА РФ от 26.11.98 N 342 об УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ по ПРОФИЛАКТИКЕ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО СЫПНОГО ТИФА И БОРЬБЕ с ПЕДИКУЛЕЗОМ Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 года (архив) Страницы: Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 […]
  • Санпин 3531129-02 санитарно-эпидемиологические требования Размещен: 6 Октября 2017 г. СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" Вид документа - […]

Вам также может понравиться