Требования к учебному пособию по праву

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Настоящая учебное пособие составлено в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050402.65 Юриспруденция (032700). Учебный материал дан с учётом знаний, приобретенных студентами по другим юридическим дисциплинам, и предназначен для будущих учителей права по специальности «Юриспруденция», студентов педагогических и юридических вузов, а также учителей права и обществознания. Цель настоящего учебного курса состоит в теоретическом и практическом освоении особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего и профессионального образования.

Требования, предъявляемые к учебному пособию

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на разработку учебных пособий по дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает единые требования к структуре и форме представления учебных пособий.

Стандарт предназначен для преподавателей вузов, осуществляющих разработку учебно-теоретических изданий.

2. Общие положения

Учебное пособие — учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Учебное пособие служит одним из основных источников знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначено для самостоятельного усвоения их студентами.

Цель учебного пособия — организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины.

Задачи учебного пособия:

  • изложение системы знаний по учебной дисциплине (ее части, разделу)*;
  • раскрытие содержания курса в форме, удобной для изучения и усвоения;
  • управление познавательной деятельностью студентов.

Основные функции, выполняемые учебным пособием:

  • информационно-познавательная;
  • справочная;
  • стимулирующая или мотивационная;
  • самообразования;
  • самоконтроля или закрепления знаний;
  • воспитательная.

__________________________________________________________________
*- в отдельных случаях (при включении в программу дисциплины новой темы, появление новых научных данных по теме) учебное пособие может быть подготовлено по одной теме. Требования к содержанию и оформлению такого пособия аналогичны приведенным требованиям.

Требования, предъявляемые к учебному пособию:

  • систематичность, логичность и последовательность изложения знаний по конкретной учебной дисциплине;
  • научность, соответствие излагаемых сведений современному состоянию науки и культуры: раскрытие основных теорий, законов, научное объяснение явлений, фактов, причинно-следственных связей и т.п.;
  • достоверность, надежность информации, включение устоявшихся знаний основ науки;
  • точность в определении понятий и характеристике терминов;
  • соблюдение принципа преемственности: содержание учебного материала должно базироваться на основе ранее изученного, с постепенным нарастанием сложности излагаемых сведений, с демонстрацией внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
  • связь теории и практики;
  • единство конкретного и абстрактного;
  • четкость структуры, «порционность» излагаемого материала – деление учебной информации на части, разделы, главы, параграфы;
  • доступность изложения;
  • соответствие языка и стиля изложения нормам русской литературной речи;
  • лаконичность и выразительность;
  • ориентация на активизацию самостоятельной работы студентов;
  • обеспечение мотивации учения, формирование и поддержание внутреннего побуждения стимулирующего студента к активной творческой работе.
  • Объем учебного пособия должен быть не менее 5 п.л ., что составляет примерно 120 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

3. Структура учебного пособия

3.1 Элементы учебного пособия: обложка, титульный лист, оборотная сторона титульного листа, основной текст, справочный аппарат, вопросы для закрепления материала (могут быть представлены отдельно, либо в основном тексте после каждого раздела).

3.1.1. Обложка должна содержать следующие элементы:

  • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;
  • заглавие;
  • место и год издания.

3.1.2.Титульный лист должен включать следующие элементы:

  • полное наименование министерства, вуза;
  • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;
  • наименование учебной дисциплины;
  • гриф, разрешающий (утверждающий, допускающий или рекомендующий) использование данного издания в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по соответствующей специальности (специальностям);
  • место и год издания.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  • сведения о рецензентах;
  • библиографическое описание;
  • аннотация на учебное пособие;
  • знак охраны авторского права с указанием Ф.И.О. автора (ов), года издания.

3.1.3. Основной текст учебного пособия – это непосредственный результат авторского творчества; дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, отражающий содержание излагаемого учебного курса или его части.

3.1.3.1. В зависимости от выполняемых функций в составе основного текста могут быть теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

3.1.3.1.1. Теоретико-познавательные тексты выполняют информационную функцию и включают в себя следующие элементы:

  • основные понятия и их определения;
  • основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет данная дисциплина;
  • основные законы, закономерности и их следствия;
  • характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений;
  • основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);
  • материалы, являющиеся основой для формирования личности специалиста, его мировоззрения;
  • выводы.

3.1.3.1.2. Инструментально-практические тексты выполняют преобразовательные, трансформационные функции применения полученных знаний и включают следующие страницы пособия, где эти объекты рассматриваются или упоминаются. Назначение указателя – наиболее полное раскрытие содержания учебного пособия, обеспечение оперативного поиска информации (основных понятий, идей, фактов, имен и др.) в нем.

3.1.4.Справочный аппарат может быть представлен основными видами указателей: именными, предметными, хронологическими, указателями формул, символов и других обозначений; тематическими и систематическими.

3.1.4.1. Именной указатель (указатель имен) содержит алфавитный перечень фамилий с инициалами или другими обозначениями имен (псевдонимы, прозвища и др.) с указанием номера страниц учебного пособия, на которых эта фамилия встречается. Разновидности именного указателя: указатель авторов, указатель коллективов, указатель организаций, указатель персоналий.

3.1.4.2. Предметный указатель (алфавитно-предметный указатель) содержит алфавитный перечень рассматриваемых в учебном пособии предметов. Разновидности предметного указателя :географический или указатель географических названий, указатель терминов, указатель минералов и другие.

3.1.4.3. Хронологический указатель представляет материал (периоды времени: года, века, эпохи) учебного пособия во временной последовательности, с отсылкой к соответствующим страницам. Обычно в указателе дается хронология событий или даты знаменательных событий в жизни отдельных лиц.

3.1.4.4. Указатель символов, формул и других обозначений. Различные формулы, символы и другие обозначения в этом указателе располагаются в алфавитном порядке, если они буквенные, или в порядке значимости. Если такая расстановка невозможна, их систематизируют в соответствии с порядковой нумерацией страниц, на которых они помещены.

3.1.4.5. Тематические и систематические указатели отражают содержание учебного пособия по крупным узловым темам. Тематический указатель представляет собой алфавитный перечень тематических рубрик с отсылкой к соответствующим страницам. Систематический указатель содержит рубрики, расположенные в иерархическом , а не алфавитном порядке, и также отсылает к соответствующим страницам учебного пособия.

3.1.4.6. Приложения – часть справочного аппарата учебного пособия, содержащая вспомогательные сведения научно-справочного характера, поясняющая, комментирующая или дополняющая основной текст.

Требования к учебному пособию по праву

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 07.02.2019).

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» [8, с. 274].

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса [5, с. 149].

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 330].

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания»[7].

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» [4, с. 214].

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

— источник учебной информации;

— основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой [5, с. 150].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» [3, с. 320].

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» [8, с. 280].

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» [5, с. 150].

Смотрите так же:  Штраф за несдачу баланса 2019

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» [6, с. 254].

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» [7].

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

средство обучения;

— источник учебной информации;

— вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Учебное пособие разработано коллективом авторов в соответствии с требованиями государственного стандарта по курсу “Правоведение”. Оно предназначено, в первую очередь, для студентов университета всех форм обучения, в чьи учебные планы включен названный курс, и может быть использовано как в качестве материала для семинарских занятий, так и для самостоятельного знакомства с основами теории государства и права.

В учебном пособии рассмотрены общие вопросы теории правовой науки, даны основные понятия ряда отраслей права, раскрыты соотношение и взаимосвязь права и морали, власти и государства, прав и обязанностей граждан. Это дает возможность глубоко ознакомиться с основами конституционного строя России, ее государственного устройства, с понятием гражданства и механизмами управления и самоуправления в гражданском обществе. Во всех темах прослеживаются вопросы основных прав человека, становление правового государства.

Кроме общих вопросов правоведения, рассмотрены ключевые аспекты наиболее важных для гражданина отраслей права: гражданского, административного, трудового, семейного, уголовного.

Изучение курса “Правоведение” студентами всех форм обучения ТРТУ призвано способствовать формированию у будущих инженеров правового сознания, а также приобретению ими необходимых знаний для применения их в своей профессиональной деятельности в условиях новых экономических и политических реалий российской действительности. Поэтому название данного курса в строгом смысле надо понимать как “Основы российского права”. В ходе изучения данного курса студенты получают необходимый минимум знаний по основным отраслям российского законодательства.

Кроме этого, учебное пособие призвано:

* способствовать углублению и закреплению знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самоподготовки;

* развивать у студентов способность к творческому, самостоятельному анализу учебной и нормативной литературы;

* вырабатывать умение систематизировать и обобщать усвоенный материал, критически оценивать его;

* формировать и укреплять навыки практического применения своих знаний, аргументированного, логического и грамотного изложения своих мыслей;

* прививать студентам навыки комплексного системного подхода к изучению и применению норм права;

* служить материалом для самопроверки при изучении и закреплении отдельных тем и отраслей права.

Возрастание роли курса “Правоведение” в обучении студентов неюридических специальностей обусловлено возникновением новых общественно-политических и экономических реалий в общественной жизни России. Переоценка былых ценностей затронула практически все сферы жизни нашего народа. Рухнули прежние идеалы и, казалось бы, незыблемые догмы. Возникла опасность появления в сознании российских граждан черт правового нигилизма, неуважения и недоверия к законам. Кроме того, большинство граждан, будучи втянутыми в рыночные отношения, плохо осведомлены в правовых аспектах организации и функционирования производства, новых общественных нормах жизни.

Право – это общечеловеческая ценность, юридическое средство защиты интересов государства, личности, прав и свобод граждан. В условиях рыночных отношений в содержании права важную роль приобретают элементы, обеспечивающие субъективные права людей, их свободы, реальную возможность самостоятельного выбора модели поведения.

В современный период также актуальной является проблема создания правового государства. Хотя по Конституции Российская Федерация провозглашена правовым государством, этот принцип пока еще носит перспективный, программный характер. Главная черта правового государства – подлинное верховенство и торжество закона, строгое и неукоснительное следование законам всех государственных и общественных структур, должностных лиц и рядовых граждан.

Именно поэтому при разработке ряда тем данного курса акцент делался на изучении студентами правовой теории, а не законодательства, которое является нестабильным и часто меняется. Студенты должны усвоить правовые понятия и категории, получить фундаментальные, базисные знания правовых институтов и механизмов. Курс “Правоведение” должен вооружить будущих специалистов методологией правомерного поведения во всех сферах жизни, в том числе в хозяйственных, трудовых, административных и гражданских отношениях.

Преподавание данного курса исходит из того, что каждый выпускник ТРТУ, получив на лекциях и семинарских занятиях необходимый минимум правоведческих знаний, должен быть готовым к активному самостоятельному изучению текущего законодательства для компетентной правоприменительной деятельности в ходе выполнения служебных обязанностей по своей специальности и своего гражданского долга.

Российское законодательство находится в состоянии формирования, становления. Определенную его часть представляют акты, перешедшие из эпохи социализма и не вполне соответствующие складывающимся отношениям. Нуждается, например, в коренном обновлении правовая база местного самоуправления, ряда других аспектов реформирования общества. Идет бурное законотворчество на федеральном, региональном и местном уровнях, и эта логика законов создает определенные трудности для функционирования организаций, а также для обеспечения конституционных прав граждан. Ряд законодательных инициатив буквально будоражит общество. К ним можно отнести реформирование коммунально-жилищной сферы, пенсионного обеспечения, земельных отношений и т. д. Иногда недостаточное разъяснение правовых последствий реформ приводит к их отторжению обществом.

С одной стороны, это можно объяснить новизной самих законов, которые порой как бы опережают действительность, приводят в смятение умы с устоявшимся менталитетом. Но, с другой стороны, правовое сознание народа не подготовлено к восприятию такой ломки, не в силах осознать, что происходит не перестройка, а переход от одного общественного строя к другому. Преодолеть такой разрыв невозможно без широкого юридического просвещения среди населения в целом и молодежи в частности. Но только такой прорыв позволит и поможет молодому специалисту вписаться в новые реалии рыночной экономики. Правовые знания в таких условиях становятся составной частью процесса образования, элементом культуры личности, условием профессионализма. Без этого реформы общественной жизни могут пойти по пути косметического ремонта, а разговоры о правовом государстве так и остаться разговорами.

Требования к учебному пособию по праву

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Смотрите так же:  Образование реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Требования к структуре и содержанию учебного пособия. Критерии экспертной оценки рукописи учебного пособия

1 Требования к структуре и содержанию учебного пособия Критерии экспертной оценки рукописи учебного пособия Определение ГОСТ «Издания. Основные виды. Термины и определения»: Учебное пособие — учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, соответствующее учебной программе, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине. Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может: временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России; являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту. Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы. Обязательные требования к учебному пособию (далее УП): 1. В структуру УП входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, заключение, справочно-библиографический аппарат. 2. Введение включает следующие аспекты: цель (назначение) издания, соответствие учебной программе читательский адрес вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции методические рекомендации по использованию УП в учебном процессе общая характеристика структуры УП, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т.п.). 3. Содержание УП должно соответствовать ГОС ВПО и утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины. 4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля студентов. 5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному»; определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии. 6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

2 основные итоги и выводы, характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем, рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета, перспективы развития дисциплины (отрасли науки ). 7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитнопредметный, хронологический, систематический и т.д.). В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели. 8. Оформление рукописи должно соответствовать стандарту УрАГС (Порядок планирования, подготовки, издания и распределения учебно-методической и научной литературы, выпускаемой в УрАГС. Утверждено решением РИС УрАГС. Протокол 3 от 17 ноября 2008 г.). Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист знаков с пробелами). Критерии экспертной оценки рукописи Требования к структуре и содержанию рецензии Рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе. Рецензия состоит из трех частей: общей части; постраничного разбора («постраничных замечаний»); заключения. 1. Первая (общая) часть рецензии содержит оценку рукописи по следующим критериям: 1 соответствия требованиям образовательного стандарта, 2 соответствия современным научным представлениям по данной области знаний с учетом уровня профессиональных образовательных программ, 3 соответствия содержания учебного и учебно-методического материала целям учебной дисциплины, 4 соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных материалов, 5 корректности в аспекте межпредметных связей, 6 наличия конкретных целей и задач в логике компетентностного подхода к обучению и ориентации на результат, 7 соответствия внутренним стандартам качества УрАГС, 8 степени инновационности, новизны, наличия оригинальной авторской концепции, 9 корректности использования специальной терминологии и обозначений, 10 четкости, доступности изложения, отсутствия дублирования содержания, полноты использования литературы, наличия ссылок на источники, 11 степени соответствия контрольных вопросов и заданий содержанию учебного материала, 2

3 12 целесообразности включения иллюстраций, соответствия их тексту, выполнения ими соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, выявление связей между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний), правильности размещения иллюстраций, их качества, 13 наличия логических и стилистических ошибок. Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать: подробный перечень замеченных рецензентом недостатков рукописи (неточные или неправильные формулировки, смысловые и стилистические погрешности и т.д.); указание на отдельные места рукописи, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке. 3. В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемой рукописи (с учетом сделанных замечаний) и ее использования в качестве учебного пособия по дисциплине.. для специальностей (направлений) 4. Если в рецензии имеются критические замечания и предложения внести исправления в рукопись, то к рецензии должен быть приложен ответ автора на замечания рецензента, в котором указывается, какие замечания и предложения рецензента автором учтены, а какие нет и по какой причине. Текст рецензии оформляется на бланке (Приложение 1). Реквизиты рецензии: название вида документа (рецензия); точное название рукописи, на которую дается рецензия; фамилия, и. о. автора; содержание рецензии фамилия, и. о. рецензента, его ученая степень, звание, должность, наименование организации; подпись рецензента; дата; фамилия, должность и подпись лица, удостоверяющего подпись рецензента; дата удостоверения подписи; печать. Коллективная рецензия дополнительно содержит: дату и номер протокола заседания научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), на котором проходило обсуждение рукописи; фамилии сотрудников научного коллектива (кафедры, отдела, лаборатории, совета и пр.), принимавших участие в обсуждении рукописи; рекомендацию к публикации, данную коллективом, с подписью руководителя научного коллектива. Не допускается оформление коллективной рецензии в виде выписки из протокола заседания коллектива, на котором проходило обсуждение рукописи. 3

4 Приложение 1 Бланк рецензии Рецензия Название рукописи Ф.И.О.автора Ф. И. О. рецензента, ученая степень, звание, должность, наименование организации Содержание рецензии Общая часть 4

5 Постраничные замечания Заключение Рецензент / подпись / 20 г. 5

6 Приложение 2 Определение ГОСТ «Издания. Основные виды. Термины и определения»: Виды вузовских учебных изданий 1.1. Вузовские учебные издания в зависимости от целевого назначения подразделяются на учебно-программные, учебно-теоретические, учебно-практические, учебнометодические. Вузовские учебные издания (материалы) могут быть опубликованы или размещены на сайтах университета. Вне зависимости от места размещения или публикации учебные материалы должны полностью соответствовать (содержательно и структурно) заявленному виду издания Учебно-программное издание — учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Учебно-программное издание может содержать методические рекомендации по отдельным видам предусмотренных в издании работ. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, учебная программа, программа практики, программа государственного экзамена. Объем учебно-программного издания составляет не менее 1 авторского (учетноиздательского) листа Учебный план — учебно-программное издание, нормативный документ, который определяет содержание, объем, порядок изучения дисциплин и проведения всех видов учебных занятий; объем учебного времени, отводимый на аудиторные и самостоятельные занятия по определенной специальности и для каждой формы (технологии) обучения отдельно. Учебный план (типовой) — это государственный документ, который определяет и регламентирует структуру и содержание подготовки специалистов. Учебный план (типовой) является дидактической моделью процесса обучения, содержащей общие цели образования, состав и обобщенное содержание учебных дисциплин, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельное и годовое распределение времени, отводимое на каждую дисциплину. Учебный план определяет также виды занятий (лекции, лабораторные работы, семинары и др.), формы контроля знаний (экзамен, зачет), виды и длительность периодов практики Учебная программа — учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов. Учебная программа конкретизирует учебный план на уровне отдельной учебной дисциплины. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, её связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые студент должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной. Все остальные учебные издания по дисциплине должны полностью соответствовать учебной программе Программа практики — учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цель и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики Программа государственного экзамена — учебно-программное издание, 6

Смотрите так же:  Договор купли-продажи дешево

7 нормативный документ, определяющий содержание, объем и критерии оценки знаний выпускника в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Регламентирует как деятельность педагогов, администрации Академии, так и учебную работу студентов Учебно-теоретическое издание — учебное издание, содержащее систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций. Объем учебно-теоретического издания определяется как 0,25 авторского (учетноиздательского) листа на 1 час лекционных занятий. Объем издания, претендующего на получение грифа РУМЦ, УМО, МО, должен составлять не менее 5 авторских (учетно-издательских) листов Учебник — учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Создается для дисциплин федерального компонента и утверждается в качестве учебника Министерством Образования России через процедуру присвоения соответствующего грифа. По отношению к учебной дисциплине учебник является базовым изданием, а все другие либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые в него включены. Другими словами, учебник — это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий. В учебнике должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта ВПО. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и раскрывать методические аспекты их получения. Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и применения в конкретной области Учебное пособие — учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, соответствующее учебной программе, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине. Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может: временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования России; являться основным учебным изданием по дисциплине, относящейся к региональному компоненту, компоненту по выбору, факультативному компоненту. Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы Курс лекций — учебно-теоретическое издание (сборник отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины в соответствии с учебной программой. Курс лекций — это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или 7

8 по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста, манера изложения не должны затруднять восприятие основного содержания учебного материала. Причем лекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине. Текст лекций в курсе составляется на базе уже прочитанного материала. Автор (авторы) раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию. Все это имеет серьезный обучающий эффект так как показывает студенту методологические аспекты учебного материала Конспект лекций — учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем. Конспекты лекций выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности Учебно-практическое издание — учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидностями учебнопрактических изданий являются практикумы, хрестоматии, сборники контрольных работ (заданий), сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов. Объем учебно-практического издания определяется как 0,25 авторского (учетноиздательского) листа на 1 час практических/лабораторных занятий, но не менее 2 авторских листов. Объем учебно-практического издания, претендующего на гриф МО, УМО, не менее 6 авторских (учетно-издательских) листов, на гриф ДВ РУМЦ — не менее 4 авторских (учетно-издательских) листов Практикум (сборник описаний практических работ, лабораторный практикум) — учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний. Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания, упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса и методические рекомендации по их выполнению. Каждую рассматриваемую тему практикума может сопровождать краткое изложение теоретического материала и/или справочная информация. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе Сборник контрольных работ (заданий) — учебно-практическое издание, содержащее контрольные работы (с вариантами) и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний Сборник задач (задачник) — учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний Сборник иностранных текстов — учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного 8

9 материала и проверке знаний Хрестоматия — учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины и иллюстрирующие содержание учебника. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методические указания ориентируют студента при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят Учебно-методическое издание — учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения теоретического материала, необходимого для закрепления или овладения практическими навыками, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ. Объем учебно-методического издания составляет 1,5-3 авторских листа. Методические рекомендации по выполнению курсовых, дипломных работ (руководство к написанию дипломной/курсовой работы/проекта) — учебнометодическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы Учебно-справочное издание — учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Учебный терминологический словарь — учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения) Учебно-наглядное издание — учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. 9

Другие публикации:

  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • Трудовой договор о приеме на работу юриста Трудовой договор с юристом образец бланк По окончании обучения, перед многими молодыми специалистами в области юриспруденции неизбежно встают вопросы по поискам рабочего места. Когда же подходящие варианты найдены, и наступает период по документальному […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Размер пособия на второго ребенка до 15 лет Пособие по уходу за ребенком до 3 лет Молодые матери должны знать, что им полагается пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Эти выплаты осуществляются или из бюджета города, или из денег предприятия, или из государственных средств. Государство выплачивает […]
  • Антонова татьяна александровна нотариус Нотариус Антонова Татьяна Александровна Московская городская нотариальная палата г. Москва, г. Московский, мкр. 3, д. 1, офис 1 (495) 984-86-44 не известно Лицензия №000508 от 30.12.1994 Приказ №504 от 17.08.2012 Информация получена из открытых […]
  • Сколько пособие по уходу за вторым ребенком Детские пособия и выплаты на второго ребенка По нормам российского законодательства в сфере государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка родителям положены единовременные и ежемесячные пособия, аналогичные выплачиваемым по случаю […]

Вам также может понравиться