Требования к такелажной оснастке

Требования к такелажной оснастке

К такелажным работам относятся: строповка оборудования; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; подъем, перемещение и опускание оборудования; подвеска и снятие блоков, талей и полиспастов; закрепление и снятие временных расчалок и оттяжек; изготовление и установка якорей; запасовка полиспастов; установка поворотных стрел и кран-балок; подъем и опускание оборудования спаренными кранами.

Канаты. Различают стальные проволочные, пеньковые и капроновые канаты. Стальные проволочные канаты широко применяют для строповки перемещаемых грузов, запасовки полиспастов, оснащения монтажных механизмов и приспособлений.

Канаты изготовляют из отдельных проволок диаметром от 0,5 до 3,5 мм. Проволоки свивают в пряди, а пряди навивают на органический или металлический сердечник. Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей ТК и с линейным касанием ЛК. Проволоки, из которых свивают канат, могут быть одинакового и разного диаметра. При разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.

В зависимости от направления свивки верхнего слоя проволок (рис. 46) различают канаты правий П и левой Л свивки. По виду свивки канаты бывают крестовой свивки, когда направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате; параллельной (односторонней) свивки, когда в прядях и проволоках направление свивки одинаковое; и комбинированной свивки, когда проволоки в двух соседних прядях имеют противоположное направление.

46. Свивка канатов
я — параллельная; б —крестовая; в — комбинированная; 1 — шаг свивки между точками 1 и 2

47. Приспособление для смазывания канатов (а) и способы разматывания
канатов (б, в) 1 — ванна; 2— канат: 3—5 — направляющие ролики

Маркировка канатов включает в себя кроме буквенных обозначений, касания проволок между прядями и диаметров проволок также диаметр каната, расчетный предел прочности проволок, номер государственного стандарта и обозначение марки проволоки в зависимости от механических свойств: В — высшая марка, I — первая, II — вторая. На монтажных работах применяют канаты двойной свивки с линейным и точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей, с органическим сердечником по ГОСТ 3077—80*, 2688—80*, 3070—88, 3071—88.

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688—80*, 3077—80*, 3070—88; полиспасты, стропы —из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668—80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079—80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688—80*.

В процессе работы все канаты, находящиеся в эксплуатации, периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного изнашивания, порванных прядей или отдельных проволок.

Канат бракуют в соответствии с нормами Госгор- технадзора СССР.

В процессе эксплуатации канаты периодически смазывают. Приспособление для смазывания (рис. 47, а) состоит из ванны, заполненной канатной мазью, которую подогревают до температуры 50—60 °С, и направляющих роликов 3—5. Стальной канат медленно пропускают через направляющие ролики. Средний ролик покрыт мазью. Перед смазыванием поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине или бензоле. Канат хранят в закрытых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях с бетонным или деревянным полом. Перед сдачей на хранение канаты сматывают в бухты или наматывают на инвентарные металлические барабаны и смазывают. Барабаны и бухты располагают на складе в один ряд.

Во время длительного хранения канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. При постоянной эксплуатации канаты смазывают один раз в 3 мес. Стальные канаты перед отправкой заказчику маркируют и упаковывают. Отправляют канаты намотанными на барабаны. При перематывании каната применяют барабаны (катушки) диаметром, равным не менее диаметрам каната.

При разматывании канатов не должны образовываться заломы, петли. Барабан устанавливают на ось (рис. 47,6), которую закрепляют на подставке. Барабан начинают вращать, ровно растягивая канат по длине. Бухту (рис. 47, в) раскатывают по прямой линии.

48. Канаты, заделанные в петлю (я) на коуш (б), клиновой зажни (в)
1 — канат: 2 — зажим: 3 — коуш; 4 — гильза: 5 — ось

49. Узлы чалочных канатов а — штыковой; б —в коуш или петлю; в — беседочный (морская петля); г — двойной беседочный; д — брамшкотовый

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224—72*.

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224—72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью 5 (см. рис. 48) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы (см. рис. 48). Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Стропы. Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами с помощью стропов. Стропами называют отрезки канатов или цепи, концы которых соединены в петли, кольца или снабжены захватными устройствами, которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.

Используют следующие грузовые стропы: универсальные исполнения (УСК1) с оплеткой, гильзой и сжимами (рис. 50, а—в); универсальные исполнения (УСК2) с оплеткой и сжимами (рис. 50, г, д); поло- тенчатый (рис. 50, е) одно- и многоветвевые стропы 5 (одноветвевой 1СК, двухветвевой 2СК, трехветвевой ЗСК, четырехветвевой 4СК); цепные стропы (СЦ).

50. Универсальные стропы
а— в — исполнения; е, д — исполнения 2; е — полотенчатый; 7 — заплет- ка; 2 — петля; 3 — гильза; 4 — зажим; Л — расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)—это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 —16/3200

51. Многоветвевые стропы
а — двухветвевой (2СК); б —трехветвевой (ЗСК): в — четырехветвевой (4СК); 1 — крюк: 2 — строп; 3 — разъемная скоба; 4 — треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения
ветвей стропа Q — нагрузка; а — угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов (рис. 52) рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для стро- ПОЕКИ грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу — крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

53. Однорольный блок
1 — щека; 2 — скоба; 3 — тяга; 4 — грузовой крюк; 5 — оси; в — ролик

54. Монтажный блок БМК-160
1— ролик; 2 — ось; 3 — тяга; 4 — вкладыш; 5 —щека

Блоки делятся на одно-, двух-, трех-, четырехроль- иые и т.д. Максимальное число роликов в блоках.

В многорольном блоке ролики отделены один от другого щеками и все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга. В блоках различной грузоподъемности число роликов неодинаково:
Однорольные блоки используют в качестве отводных, а также для подъема и перемещения грузов в полиспастах и самостоятельно, многорольные—в системе полиспастов для подъема и перемещения тяжеловесного оборудования. Блоки оснащают крюками, грузовыми петлями и подвесками. Блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывают их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки испытывают. Техническое освидетельствование монтажных блоков производят ежегодно.

Монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т (рис. 54) состоит из восьми роликов, которые вращаются на оси. Ролики разделены щеками и соединены с тягами. Снизу расположены съемный вкладыш. Благодаря вкладышу поднимаемый элемент можно строповать полотенчатым стропом.

Смотрите так же:  Как предложить банку заключить договор выкупа своего кредита

Блоки изготовляют с чугунными или бронзовыми втулками, а также с подшипниками качения. Блоки для полиспастов выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, действующей на подвижный и неподвижный блоки; тягового усилия и канатоемкости лебедки; расстояния, на которое должно быть перенесено оборудование.

Полиспаст — это грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, соединенных между собой тяговым канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его в заданном направлении. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.

Для оснастки полиспастов применяют стальные канаты конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668—80*. Допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079—80*, а также 6X19+ + 1 о. с. по ГОСТ 2688—80*.

Полиспаст (рис. 55, а) состоит из неподвижного блока, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте, ферме), и подвижного блока, который крепят к поднимаемому грузу. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному или нижнему подвижному блоку. Другой конец каната через отводные блоки крепят к барабану лебедки.

Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Через ручьи роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. В зависимости от принятой схемы запасов- ки конец каната закрепляют за верхний или нижний блок.

При втором способе полиспаст оснащают внизу, а затем в готовом виде поднимают и закрепляют. Канат начинают протягивать с того ролика, с которого сходит сбегающая нить, идущая на лебедку. Когда канат обогнет последний ролик, конец каната прикрепляют к одному из блоков. В полиспастах, у которых канат сбегает с неподвижного блока (рис. 55, б), число нитей каната (I—IV) равно числу роликов блоков.

Чтобы правильно подобрать блоки и канат для оснащения полиспаста, а также лебедку с нужным тяговым усилием, необходимо знать расчет полиспаста. Расчет сводится к определению усилий в нитях полиспастов.

Траверсы — это грузоподъемные приспособления, предохраняющие поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне стропов. Например, при подъеме цилиндрической цар- ги (цилиндрического элемента без днища) одним краном с использованием двух или трех стропов сжимающие усилия могут деформировать элемент. Траверса воспринимает сжимающие усилия, а на царгу действуют только вертикальные силы.

Часто для подъема оборудования, масса которого превышает грузоподъемность крана, также применяют траверсы (рис. 56).

Траверсы бывают равно-, неравноплечие и балансирные. Неравноплечие траверсы служат для перераспределения нагрузок на краны разной грузоподъемности; балансирные траверсы используют, когда необходимо при подъеме равномерно распределять нагрузки на все точки подвеса груза.

55. Полиспаст грузоподъемностью 100 т (а), схема за- а) пасовки полиспаста канатом, сбегающим с неподвижного блока (б) 1, 2 — неподвижный и подвижный блоки: 3 — отводной блок; 4 — сбегающая нить полиспаста; 5 —подвеска блока; /— V — нити полиспаста
а — для подвески на два крана: б —для подвески на один кран; 1 — балка; 2 — серьга для крюка грузоподъемного механизма; 3 —серьга для подвески груза; 1 — ось; 5 — стропы

56. Равноплечие траверсы

57. Инвентарные наземные якоря а — без лебедки: б —с лебедкой; 1 — тяга; 2 — блок; 3 — раиа; 4 — ось- шарнир; 5 — лебедка

Якоря — это неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря предназначены для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок.

В зависимости от конструкции различают наземные, заглубленные, винтовые, свайные якоря. При монтаже кранов чаще используют наземные якоря. Якорями служат также фундаменты под оборудование, колонны зданий, закладные детали, заделанные (заглубленные) в фундамент.

Наземный якорь (рис. 57) представляет собой металлическую жесткую раму, на которую устанавливают необходимое число железобетонных блоков. Рама состоит из двух половин. Между ними на оси-шарнире расположена тяга, к которой крепят полиспасты, ванты или другие приспособления. Иногда на наземный якорь помещают лебедку.

Наземные якоря изготовляют инвентарными. Они рассчитаны на многократное использование. Грузоподъемность якоря от 10 до 100 т и зависит от числа уложенных инвентарных железобетонных блоков.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Расчет — такелажная оснастка

В настоящем учебном пособии приведены виды расчета такелажной оснастки и грузоподъемных приспособлений, а также способы выбора кранов и транспортных механизмов для подъема и перемещения различного технологического оборудования и конструкций. Рассмотренные способы расчета просты, достаточно точны и полны для практического применения. Кроме определения усилий в элементах такелажной оснастки, в книге излагается методика конструктивных расчетов этих элементов; наряду с аналитическим рассматривается также и графический метод определения усилий в такелажной оснастке, являющийся более простым и наглядным. [16]

Ниже приводятся примеры выбора кранов и расчета такелажной оснастки для подъема аппаратов одиночным и парными кранами. [17]

Ниже приводятся два примера на выбор кранов и расчет такелажной оснастки : первый — для строповки аппарата за вершину с выбором крана по графикам грузовысотных характеристик, второй — для строповки аппарата за образующую с выбором крана по таблицам. [18]

Несмотря на некоторые отличия способов подъема оборудования методом скольжения порядок расчета такелажной оснастки одинаков, поэтому дальше рассматривается более сложная схема подъема — двумя монтажными мачтами с исходным положением оборудования перед фундаментом. [19]

Эти силы и следует определять, так как их принимают в основу расчетов такелажной оснастки и выбора мачты. [20]

В отдельных разделах справочника приведены технические данные по такелажу тяжеловесного оборудования и методология расчета такелажной оснастки , даны сведения по монтажу компрессоров и насосов, а также подъемно-транспортного оборудования. [21]

При подъеме оборудования одним краном со строповкой за его образующую ( рис. 45) расчет такелажной оснастки продолжается следующим образом. [22]

Ниже отмечаются особенности, которые необходимо учитывать при производстве работ мачтами, и приведена методика расчета такелажной оснастки . [23]

В книге описаны такелажные приспособления, принцип работы простейших грузоподъемных устройств и монтажных кранов, приведены примеры расчета такелажной оснастки , рассмотрены такелажные работы при монтаже строительных конструкций, технологического оборудования, трубопроводов, оборудования колонного типа; надвижке доменных печей на фундамент. [24]

В книге представлен ряд справочных данных в виде таблиц и приложений, что избавляет от необходимости обращаться во время расчета такелажной оснастки к другим справочным источникам. Приведенная методика позволяет использовать технические характеристики новых типов подъемно-транспортного оборудования и опытных данных, не вошедших в справочные материалы настоящего пособия. Расчеты иллюстрированы схемами и наиболее распространенными практическими примерами. [25]

В книге описаны такелажное оборудование и приспособления, принцип работы простейших грузоподъемных устройств и монтажных кранов, приведены примеры расчета такелажной оснастки и такелажных приспособлений, рассмотрены такелажные работы при монтаже строительных конструкций, технологического оборудования и трубопроводов. Освещены правила техники безопасности при выполнении такелажных работ. [26]

Приведены технические характеристики я назначение такелаж-нов оснастки, приспособлений и оборудования. Даны примеры расчета такелажной оснастки , принцип работы грузоподъемных устройств и монтажных кранов. Освещены вопросы организации и нормирования труда, а также правила техники безопасности при выполнении такелажных работ. [27]

При подъеме рулона резервуара в вертикальное положение с применением А-образной стрелы ( шевра) следует выбрать такелажную оснастку и определить нагрузки на ее основные элементы, чтобы обосновать размеры сечений рабочих элементов. Приступая к расчету такелажной оснастки , прежде всего необходимо определить положение центра тяжести поднимаемой конструкции, чтобы правильно выбрать места строповки и определить усилия в оснастке. [28]

Предложен метод кранового подъема понтона. Разработана конструкция, выполнен расчет такелажной оснастки для понтона резервуара РВС-20000. Выполнен расчет понтона при действии монтажных нагрузок и j временного усиления, обеспечивающего отсутствие в понтоне остаточных деформаций. [29]

В зависимости от типа основного грузоподъемного механизма различают методы монтажа самоходными стреловыми кранами; башенными, мостовыми, козловыми кранами; монтажными мачтами; портальными, двух — четырехстоечными и гидравлическими подъемниками; полиспастами, закрепленными к существующим конструкциям; шеврами; кабель кранами; Байтовыми мачтово-стреловыми кранами. Производство работ каждым из указанных механизмов имеет свои особенности. Требования к методам производства работ и методика расчета такелажной оснастки изложены в главах 26 — 30 настоящего Справочника. [30]

Требования к такелажной оснастке

Такелажной оснасткой называют следующее оборудование: канаты, стропы, траверсы, полиспасты, тали, тельферы, монтажные ручные лебедки, якори, домкраты. Неисправность или неправильное применение такелажной оснастки, используемой в любой операции при монтаже технологического оборудования, влечет за собой возможность травматизма. Поэтому для обеспечения безопасной работы монтажников необходимо исправное состояние такелажной оснастки и правильное ее применение. Канаты, применяемые при производстве монтажных работ, должны быть стальные, крестовой свивки, имеющие паспорт или свидетельство об испытании; характеристика их указывается в проекте.

Коэффициент запаса прочности при определении диаметра каната принимают в соответствии с правилами Госгортехнадзора. На рис. 7 приведена схема для определения усилия в канате, применяемом для строповки. В процессе эксплуатации канаты систематически проверяют. Негодными к дальнейшему использованию признаются канаты, имеющие число обрывов проволок на длине одного шага свивки (рис. 8), превышающее допускаемое. Если канат предназначен для использования при подъеме людей, то допускаемое число обрывов проволок уменьшается в 2 раза. Использование канатов в такелажной оснастке разнообразно. Наиболее распространенным видом такелажной оснастки являются стропы, имеющие на концах петли или крюки. Коуш в петле стропа предохраняет канат от истирания. Стропы являются самыми распространенными грузозахватными приспособлениями при производстве погрузочно-разгрузочных и монтажных работ. Применяют два вида стропов — универсальные и облегченные. Универсальный строп представляет собой отрезок стального каната диаметром 19,5. 22 мм, свободные концы которого соединены путем сплетки или при помощи сжимов. Облегченный двух- или четырехветвевой строп может быть снабжен кольцами, петлями или крюками, снабженными, как правило, предохранительным замком. Применение стропов с полуавтоматическим замком допускает расстроповку поднятого груза на расстоянии без участия человека при выдергивании запорного штифта вручную или выдвижении при помощи электромагнита. При этом повышается безопасность работ, так как монтажнику не нужно подниматься к месту расстроповки.

Усилие в каждой ветви стропа (см. рис. 7) определяют по формуле

S = mQ/n,

где Q — вес поднимаемого груза, Н; n — число ветвей стропа; m — коэффициент, зависящий от угла наклона ветви стропа α; при α = 45° m= 1,42; при α = 60° т=2.

Грузоподъемность стропа обычно указывается для угла между ветвями стропа, равного 90° (с вертикалью — 45°). При других углах нужно делать проверку по формуле

где К — коэффициент запаса прочности при применении стропов с обвязкой поднимаемого элемента или зацепкой его крюками. По нормам Госгортехнадзора К=6; Р — разрывное усилие применяемого каната (берется по сертификату); n — число ветвей стропа; m — коэффициент m=l/cosα (α — угол наклона стропа к вертикали):

Смотрите так же:  Образец заявления о признании дома непригодным для проживания

Если принять разрывное усилие Р= 1 и угол α = 45°, то для четырехветвевого стропа коэффициент запаса прочности будет равен: К= (1 •4)/(1,42•1) =4/1,42 =2,13, т.е. масса поднимаемого груза должна быть в 2,13 раза меньше разрывного усилия для каната стропа, указанного в сертификате. Применять канаты, не имеющие сертификата, не разрешается. Если ветвей стропа больше четырех, усилие, определенное по приведенной формуле, умножается на коэффициент неравномерности, равный 0,75. Большое распространение имеют стропы с полуавтоматическим замком, допускающим расстроповку груза с земли или рабочего места монтажника.

Строповку надо производить в местах, указанных в ППР.

Такелажная оснастка

Такелажная оснастка представляет собой совокупность механизмов и устройств, приспособлений, деталей и материалов, предназначенных для подъема, удержания на весу, перемещения, опускания и переворачивания грузов различных габаритных размеров, формы и массы. Оснастка используется в машиностроении и монтажно-строительных работах, перевозке грузов морским, воздушным и сухопутным видами транспорта и других отраслях. Ассортимент такелажной оснастки помимо крупногабаритных изделий и тяжелых устройств также включает в свой состав:

Цепи, стальные и синтетические канаты (тросы).

Талрепы различных типов.

Зажимы для стальных канатов.

Стальные канаты – основной элемент грузоподъемных устройств, используемых для перемещения грузов и работ по монтажу оборудования. Главной особенностью такой такелажной оснастки является способность воспринимать высокие продольные натяжения. Канаты можно изгибать по форме окружности с радиусами, значения которых лежат в пределах 3 – 5 d k ( d k – диаметр каната) без существенного нарушения несущей способности и формы. Эксплуатационные свойства стальных канатов характеризуются усилием разрыва, износоустойчивостью, гибкостью, сопротивлением раскручиванию под нагрузкой и коррозионной стойкостью. Усилие разрыва стального каната складывается из произведения суммы разрывных усилий составляющих его нитей (проволок) на коэффициент К=0,82, который учитывает неравномерное распределение усилий между нитями каната и характеристиками нагрузки в спиральной форме каната.

Зажим для стальных канатов (он же: замок для канатов, зажим «слоник») – такелажная оснастка, которая используется для образования концевых петель на канате или для его сращивания. В обоих случаях назначение канатного зажима сводится к созданию силы трения между сжимаемыми ветвями каната, которая должна превышать величину прилагаемой силы натяжения. Зажим с одним типоразмером может быть использован для крепления канатов двух-трех диаметров. При определении количества зажимов, необходимых для получения прочного соединения, следует учитывать минимально допустимое значение коэффициента запаса, равное 3,5.

Талреп (он же: винтовая стяжка) – вид такелажной оснастки, предназначенной для натяжения с требуемым усилием стальных цепей и канатов, синтетических тросов и проволоки. Регулированием муфты талрепа можно эффективно и без больших усилий уменьшить или увеличить длину гибких элементов такелажной оснастки, а также, при необходимости, натянуть и ослабить цепь, трос или канат. Талрепы изготавливают с запасом прочности в соотношении 4:1.

Требования к такелажной оснастке

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20—40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688—55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, — мягкий канат по ГОСТ 3071—55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072—55.

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех — при тросе диаметром до 28 мм и пяти — при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.

Рис. 121. Типы стропов:

а — стропа с одной петлей, б — с двумя петлями, в — кольцевой строи,
г —
стропы специальные; 1—трос, 2 — коуш, 3 — крюк (гак)

Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде . 4,5

То же при механическом приводе с легким режи мом . 5,0

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии. 6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы. 8,0

Канаты для расчалок (вант). 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.

Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:

а — однорольный блок: 1 — крюк (гак), 2 — траверса, 3 — ролик, 4 — ось ролика, 5 — обойма,
6
— ось ушка, 7 — ушко, 8 — серьга, 9 — стяжные болты обоймы; б — двухрольный блок,
в
— трехрольный блок, г — полиспаст.

Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики — в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Таль — грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже — червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5—5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 — корпус, 2 — рычаг, 3 — трос

Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

1. Расскажите, как производится выбор типа и сечения канатов и стропов?

2. Как закрепляются концы каната?

3. Перечислите правила определения износа канатов.

4. Что такое полиспаст и для чего его применяют?

Смотрите так же:  Грудное вскармливание пособие

5. Какую такелажную оснаст ку используют при монтаже технологических трубопроводов?

Все материалы раздела «Монтаж трубопроводов» :

Энциклопедия по машиностроению XXL

Оборудование, материаловедение, механика и .

Такелажная оснастка

Категорически запрещается использовать леса для установки монтажных лебедок, навески блоков, талей и другой такелажной оснастки. [c.236]

Испытание и наладка котельной установки могут быть начаты лишь после завершения всех строительных и монтажных работ, очистки помещения котельной от строительного мусора, уборки оставшихся материалов и такелажной оснастки. [c.237]

Леса для монтажа лифтов рассчитаны на нагрузку 2,5 КН/м и их нельзя перегружать оборудованием и материалами. Категорически запрещается использовать леса для установки монтажных лебедок, подвески блоков, талей и другой такелажной оснастки. [c.273]

Стенды для испытания такелажной оснастки [c.153]

Гидравлический стенд (рис. 11.7, П.8) конструкции специализированного управления механизации № 2 треста Строймеханизация (Владивосток) предназначен для испытания стропов всех типов диаметром до 30,5 мм и длиной от 1 до 20 м, полиспастов и другой такелажной оснастки. [c.153]

Прн этом расчетные усилия в стальных и деревянных элементах М, М и О определяют по расчетным нагрузкам, получаемым умножением нормативных нагрузок на коэффициенты перегрузки, а напряжения (условные) в элементах сравнивают с расчетными сопротивлениями, умноженными на коэффициенты условий работы. Расчетные усилия в ветвях канатов (стропах, полиспастах) получают по нормативным нагрузкам без учета коэффициента перегрузки и динамического коэффициента, умножают на коэффициент запаса и сравнивают с разрывным усилием каната в целом. Такие нормативные нагрузки, как масса груза, монтажных приспособлений и устройств и т. д., определяют по чертежам, паспортам, заданиям на проектирование нагрузки на элементы такелажной оснастки — по методике, изложенной в разделе IX ветровые нагрузки — по методике, описанной в главе 25 настоящего Справочника. [c.53]

В зависимости от типа основного грузоподъемного механизма различают методы монтажа самоходными стреловыми кранаМи башенными, мостовыми, козловыми кранами монтажными мачтами портальными, двух — четырехстоечными и гидравлическими подъемниками полиспастами, закрепленными к существующим конструкциям шеврами кабель кранами вантовыми мачтово-стреловыми кранами. Производство работ каждым из указанных механизмов имеет свои особенности. Требования к методам производства работ и методика расчета такелажной оснастки изложены в главах 26—30 настоящего Справочника. [c.110]

Расчет усилий в такелажной оснастке. Расчет выполняют графоаналитическим методом. Усилия на полиспаст крана Р для соответствующих положений поднимаемой колонны определяют из выражений [c.256]

Пример. Рассчитать усилие в такелажной оснастке при подъеме аппарата массой 72 т, длиной 46 730 м (рис. IX.30). Масса опорной стойки 6,5 т масса стягивающего полиспаста 1,3 т усилие от вант, присоединенных к оголовку аппарата, 1 т. Расстояние от оси шарнира поворотного приспособления (от монтажного штуцера на юбке аппарата) до центра массы аппарата /ц.м = 18,8 м до точки подсоединения опорной стойки к аппарату — ii=31,2 м до точки строповки на аппарате /стр = 44,93 м до точки привязки к аппарату вант h=43 м. Центр массы опорной стойки и стягивающего полиспаста расположен на их середине. Длина опорной стойки 25,75 м. Высота шарнира поворотного приспособления от уровня земли 2,96 м. Угол подъема аппарата в вертикальной плоскости (между осью аппарата и горизонталью) для положения II/ аппарата а=33°40 для положения /V а—36° для положения V сс=60° для промежуточного положения между V и VI а=85°. Подъем производится краном СКГ-63. [c.258]

Прочностный расчет опорной стойки, опорно-поворотного приспособления, монтажных щтуцеров, стяжного полиспаста производят в соответствии с общими правилами, изложенными в соответствующих разделах настоящего Справочника. Для опорно-поворотного приспособления и монтажных штуцеров в качестве расчетной нагрузки принимают суммарное усилие от массы аппарата и такелажной оснастки. [c.260]

Независимо от метода монтажа следует обеспечить соответствие конструкции мачты, типоразмеров такелажной оснастки расчетным нагрузкам [c.281]

В табл. IX. 144 и IX. 145 приведены данные для ориентировочного выбора элементов такелажной оснастки (блоков, канатов и др.). В табл. IX, 146 указана длина монтажной мачты в зависимости от габарита поднимаемого груза. [c.285]

Определение усилий в элементах такелажной оснастки для производства работ вертикально стоящей мачтой при ее симметричном нагружении [c.286]

Определение усилий в элементах такелажной оснастки для производства работ одной наклонной мачтой с вантой, закрепленной к строительным конструкциям или технологическим конструкциям выше оголовка мачты [c.296]

Определение усилий в элементах такелажной оснастки при производстве работ двумя наклонными мачтами [c.303]

Определение усилий в элементах такелажной оснастки при производстве работ монтажными мачтами без отрыва опорной части аппарата от грунта с применением скользящего шарнира [c.305]

Расчет геометрической схемы (рис. 1Х.51) работы портального подъемника, усилий в элементах такелажной оснастки и ее параметров можно вести как графическим, так и аналитическим методом. Наиболее целесообразен графоаналитический метод расчета. [c.308]

Гидравлические подъемники позволяют осуществить установку технологического оборудования в стесненных условиях монтажной площадки со значительно меньшим по сравнению с другими типами подъемников набором такелажной оснастки (канатов, якорей, лебедок и т. д.) [c.315]

Определение усилий в элементах такелажной оснастки Необходимые исходные данные (рис. 1Х.55) [c.319]

Груз при помощи лебедки и троса спокойно поднимается. Ёес груза для всей такелажной оснастки явится статической нагружой. Но если, скажем, трос на барабане лебедки дойдет до реборды барабана и соскочит с реборды на ось барабана, то получится рывок и все детали оонастки получат дополнительную динамическую напрузку за счет энергии быстрого движения груза вниз, в момент рывка. [c.16]

Приступая к монтажу, необходимо предварительно убедиться, что леса, подмости и ограждения надежны, инструменту и такелажная оснастка исправны, рабочее место освобождено от строительного мусора и посторонних предметов и достаточно осводено. [c.272]

Ри Н.8. Схемы запасовЕВ такелажной оснастки при ее испытании на универсальном гидравлическом стенде конструкции треста Строймеханизация [c.154]

Универсальный стенд (рис. П.9) конструкции института Укрмонтажоргстрой предназначен для испытания различной такелажной оснастки (стропов, полиспастов, блоков, траверс, лебедок, домкратов и др.) усилием до 100 тс. Стенд состоит из подвижной и неподвижной рам, выполненных из двух продольных и двух поперечных двутавровых балок. Требуемое для испытания усилие создает гидро-цомкрат ГД-170-1120 (с насосной станцией типа 300-35-4). Гидродомкрат прикреплен в горизонтальном положении к двум поддомк-ратным опорам в средней части неподвижной рамы. [c.155]

При испытании такелажную оснастку закрепляют на стенде между правыми поперечыми балками подвижной и неподвижной рам. Необходимое усилие создает домкрат при включении насосной станции. Для контроля величины усилия используют электроконтакт-ный манометр ЭКМ-2 (на стенде имеется таблица для перевода усилия из кгс/см в т). Насосная станция снабжена электродвигателем на рабочее напряжение 380/220 В. Габарит стенда 13700Х2260Х Х2320 м, масса 9,5 т. [c.155]

Траверсы, хомуты, штуцера являются важнейшими элементами такелажной оснастки, обеспечивающими безопасное выполнение монтажных работ. Конструкция траверсы определяет распределение нагрузок от поднимаемого груза на монтажные механизмы и условия производства работ. Конструкции монтажных хомутов и монтажных штуцеров определяют распределение нагрузок на корпус поднимаемого аппарата. Ниже приведены основные типы указанных устройств исходя из следующих критериев универсальности и многократности применения (с монтажными мачтами, порталами, стреловыми кранами и т. д.) возможности использования для монтажа технологического оборудования с различным габаритом (диаметр, ширина, высбта) обеспечения безопасности и надежности эксплуатации (применение шарниров, препятствующих перекосу поднимаемого оборудования) эффективности использования конструкции поднимаемого аппарата (фланцев, выступов и т. д.) удобства изготовления, сборки, строповки и т. д. [c.159]

Для складироваия металла и такелажной оснастки применяют эстакады длиной 12 —18 м, оборудованные тельфером грузоподъемностью 2 т. Баллоны с газом целесообразно хранить в проветриваемых сборно-разборных складах с отметкой пола 1,2 м (для удобства погрузки на автотранспорт). Ориентировочные размеры склада 6300X1600X4000 мм. [c.371]

С ОСЬЮ. Далее ослабляют стрелоподдерживающие полиспасты кранов до их небольшого провисания. Перед подъемом ригеля проверяют исправность всех рабочих механизмов крана и сопутствующей такелажной оснастки. [c.250]

Расчет усилий в таке.пажной оснастке. Усилия в такелажной оснастке рассчитывают графоаналитическим методом. Принципиально этот расчет не отличается от расчета оснастки для подъема грузов с помощью однозвенной опорной стойки. [c.264]

Пример. Рассчитать усилие в такелажной оснастке при подъеме аппар.ата массой 90,7 т длиной 44,5 м (рис. IX.32,г). Масса первого звена стойки 6 т, второго 4,5 т. Расстояние от оси шарнира поворО Тного приспособления до центра массы колонны 1ц.га — = 19,35 м до точки присоединения опорной стойки к аппарату — ii=35 м до точки строповки на аппарате — /отр=44,5 м. Центр массы звеньев опорной стойки расположен на их середине. Высота шарнира поворотного приспособления от уровня земли 2,65 м. Угол подъема аппарата в вертикальной плоскости (между осью аппарата и горизонталью) для положения аппарата // — 30° для положения III — 37°30. Для упрощения расчета массой соединительных тяг и усилием от вант, подсоединенных к оголовку аппарата, пренебрегаем. Аппарат поднимают два гусеничных крана — СКГ-50 и СКГ-63. [c.264]

Смотреть страницы где упоминается термин Такелажная оснастка : [c.347] [c.493] [c.308] [c.324] Смотреть главы в:

Другие публикации:

  • Требования зрения на права Водительские права и зрение Согласно закону, управлять транспортным средством могут только граждане, не имеющие медицинских противопоказаний. Для водителей разных категорий выдвигаются различные требования. Медицинские противопоказания для водителей […]
  • Мэрайя керри развод Экс-муж не дает Мэрайе Кери развод По информации американского портала TMZ, 35-летний телеведущий Ник Кэннон отказывается подписывать документы о разводе с 46-летней певицей Мэрайей Кери. Оказывается, бывший супруг и отец двоих детей артистки все еще любит […]
  • Дома в новошахтинске под материнский капитал Купить дом в Новошахтинске по цене до 200 тысяч Средняя стоимость дома в Новошахтинске 1 431 800 рублей, цена за квадратный метр - 18 000 рублей. Продается дом 35 кв. на участоке 6 соток под снос или капитальный ремонт,также на участке имеется летняя кухня. […]
  • Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Доплата к пенсии мвд за иждивенцев Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:а) […]
  • Эльдорадо отчетность 2019 Продажи "М.Видео-Эльдорадо" в 2018 г выросли на 18% МОСКВА, 18 янв — ПРАЙМ. Продажи группы "М.Видео-Эльдорадо" (крупнейшие российские сети бытовой техники и электроники "М.Видео" и "Эльдорадо", входят в "Сафмар" Михаила Гуцериева) в 2018 году увеличились на […]
  • Судебные расходы в арбитражном процессе судебная практика Расходы на представителя: взыскать нельзя отказать Средний размер судебных издержек по одному арбитражному спору составляет около 46 тыс. руб. При этом итоговая сумма обычно более чем в два раза ниже заявленной. В судах общей юрисдикции судьи, как правило, […]

Вам также может понравиться