Требования к проведению социально педагогической диагностики

Требования к проведению социально педагогической диагностики

Вопросы к итоговой государственной аттестации (ИГА)

для специальности 050711.52 Социальная педагогика

по курсу «Методика и технология работы социального педагога»

1.Характеристика социально-педагогической деятельности: сущности, содержания, основных элементов структуры

Понятие социально-педагогической деятельности. Предмет, объект, цели, задачи социально-педагогической деятельности. Структура социально-педагогической деятельности. Содержание социально-педагогической деятельности как важнейший системный компонент. Средства социально-педагогической деятельности.

2.Характеристика социально-педагогической технологии: сущность, история возникновения, специфика

Характеристика понятия «технология», её основных признаков. История появления социальных, педагогических и социально-педагогических технологий в России.

3. Характеристика социально – педагогической диагностики как технологии работы социального педагога

Сущность понятия, цель и задачи социально-педагогической диагностики. Характеристика принципов проведения социально-педагогической диагностики. Организационно-педагогические требования к проведению социально-педагогической диагностики. Характеристика основных направлений и методов социально-педагогической диагностики.

4. Характеристика социально – педагогической коррекции как технологии работы социального педагога

Сущность понятия, цель, задачи социально-педагогической коррекции. Характеристика основных требований к проведению коррекционных действий. Характеристика основных направлений коррекционного процесса.

5. Организация социально – педагогической работы в общеобразовательной школе

Понятие социальной службы образовательного учреждения, её функции и значение. Социальная работа и социальная педагогика как основные направления деятельности социальной службы школы. Субъекты социально-педагогической работы в школе и содержание основных специализаций в деятельности школьного социального педагога. Профессиональный статус социального педагога в школе.

6.Характеристика социально-педагогических технологий работы с неблагополучной семьёй

Понятие «неблагополучная семья». Общая характеристика социально-педагогических проблем неблагополучной семьи. Деятельность социального педагога на профилактическом уровне осуществления социально-педагогической технологии. Варианты деятельности социального педагога на диагностическом уровне проведения социально-педагогической технологии. Особенности деятельности специалиста на реабилитационном уровне исполнения социально-педагогической технологии.

7. Характеристика социально-педагогических технологий работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика основных проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные концептуальные принципы социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Цель, методы и технологии работы социального педагога с данной категорией семей на диагностическом, организационном, коммуникативном этапах.

8.Общая характеристика социально-педагогической деятельности специалиста в реабилитационном центре

Цель, задачи, значение и правовая база создания реабилитационных центров в России. Структурная организация детского реабилитационного центра. Характеристика функций социального педагога в каждом из подразделений реабилитационного центра.

9.Характеристика социально-педагогических технологий работы с социально-педагогически запущенными детьми и подростками

Понятие социально-педагогической запущенности у детей и подростков. Причины возникновения социально-педагогической запущенности. Особенности личности социально-педагогически запущенного ребёнка. Методика работы специалиста по устранению социально-педагогической запущенности у детей и подростков.

10.Общая технология оказания помощи детям, пострадавшим от насилия

Характеристика понятия жестокого обращения с ребёнком. Новая концепция социально-правовой защиты и помощи детям, пострадавшим от насилия. Проявления жестокого обращения с детьми. Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия. Технология оказания социально-педагогической помощи детям-жертвам насилия.

Требования к проведению социально педагогической диагностики

3.3. Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

  1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку, обязательного его согласия и предрасположенности.
  2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.
  3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.
  4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся, для чего при тестировании рассаживать их за отдельные парты.
  5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.
  1. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какова сущность основных принципов диагностического исследования педагогических явлений?
  2. Назовите и обоснуйте уровни педагогической диагностики.
  3. Каковы организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур со школьниками?

Диагностические технологии в работе социального педагога

Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз– это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.

  1. Психологическая диагностикаесть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:

1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.

4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс — Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;
  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  • немотивированность, неадекватность поведения;
  • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
  • сохранение инфантильности, слабоволие;
  • раннее половое развитие.
  1. Социальная диагностика– это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
  1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
  1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:

1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
  3. Выбор методик изучения.
  4. Подготовка диагностического инструментария.
  5. Исследование испытуемых.
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
  7. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя

“Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”.
Д. Добсон

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.
Щуркова Н.Е.

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.

К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой.

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи пиломатериалы

Один из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в документах по реформе школы и отражен в существующих исследованиях по дидактике – это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Слово “диагностика” нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: “изготовление” выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
5. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников.

Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. (С.И.Ожегов)

Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз. 2. Учение о способах диагноза. 3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная.

По алгоритму последовательности:

  • предварительная (вводная),
  • промежуточная,
  • итоговая (конечная).

Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель итоговой: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает педагогу большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в современной диагностике системы воспитания:

  • наблюдение,
  • беседа,
  • анкетирование и другие опросные методики,
  • моделирование,
  • социометрические и проективные методы,
  • анализ документов и работ воспитанников,
  • метод незаконченных предложений,
  • рисование,
  • метод столкновения взглядов, позиций,
  • срезовый контроль,
  • тестовые задания,
  • ведение дневника наблюдений за ребенком,
  • конкурсы,
  • выставки творческих работ детей и т.д.

Принципы педагогической диагностики:

1. Принцип систематичности.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и тд) – например, диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

5. Принцип системности, комплексности методик – т. е. при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..

6. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.

Обобщая вышесказанное делаем выводы:

  • в педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении;
  • не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем;
  • наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем;
  • необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

То есть в диагностической деятельности педагога, как воспитателя можно выделить следующие аспекты диагностики:

a) Сбор данных,
b) Сравнение,
c) Интерпретация,
d) Анализ.

3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

Смотрите так же:  Дтп с лосем судебная практика

4. Планирование дальнейшей воспитательной работы.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Для того чтобы педагогическое диагностирование было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность – диагностические действия проводятся относительно не к ученику вообще, а к проявлению конкретных личностных особенностей, например, показателей воспитанности и т.п..
2. Планирование – до начала диагностики необходимо наметить определенные задачи (что диагностировать), продумать план (сроки и
средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – диагностика должна являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
4. Естественность – диагностирование должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематичность – диагностирование должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он “хочет увидеть” в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Правила проведения диагностики:

1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность.
2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования).
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
7. В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается.
8. Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение.

Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта, изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

 психотерапевтическую – различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

 коррекционную – цель многих методик– исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

 развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей, уровня воспитанности и тд.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность не разрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений).

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти – комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, к старшим и младшим, и т.п..

Педагогическая диагностика в воспитательном процессе. — Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку, обязательного его согласия и предрасположенности.

2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно.

3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.

4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся.

5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.

6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Диагностика в работе социального педагога

Столичный учебный центр
г. Москва

Диагностика в работе социального педагога: практический инструментарий в работе с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

Марьян Ирина Геннадьевна, руководитель МО социальных педагогов г. Бендеры, социальный педагог МОУ «БСОШ №11»

Содержание и особенности социально-педагогической диагностики.

Основные методы социально-педагогической диагностики.

Социально-педагогическая диагностика детей группы риска.

Социально-педагогическое изучение семьи.

Содержание и особенности социально-педагогической диагностики

Диагностическая деятельность социального педагога охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность социального педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.

Смотрите так же:  Анализ стихотворения приказ по армии искусства маяковского

Социально-педагогическая диагностика включает:

исследование уровня социального развития подопечных, степень готовности личности активно функционировать в различных сферах системы общественных отношений, особенности ближайшего окружения детей и характер взаимоотношений, складывающихся в нем, коммуникативные навыки подопечных, а также их социометрический статус.

Социальный педагог изучает и социальную ситуацию развития ребенка, выявляет факторы социального риска, затрудняющие процесс социализации личности. Кроме того, социально-педагогическая диагностика предполагает изучение социальной инфраструктуры микрорайона для организации социально-педагогической работы по месту жительства.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»

Принципы социально-педагогической диагностики:

В основе социально-педагогической диагностики лежат общепедагогические принципы диагностической деятельности. К таким принципам относятся:

принцип объективности, требующий безоценочного и непредвзятого отношения к диагностируемому;

принцип процессуальности, предполагающий, что социальный педагог рассматривает диагностируемые явления или качества в их развитии, фиксирует изменения объекта исследования;

принцип целостности, требующий рассматривать объект изучения как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов;

принцип персонализации предусматривает учет при проведении диагностики особенностей социальной ситуации, в которой находится диагностируемый, опора на его индивидуальные качества личности;

принцип компетентности означает применение правила безопасности для испытуемого используемых методик, конфиденциальности при работе с результатами диагностики, доступности педагогу диагностических процедур и методов, обоснованности выводов, сделанных по результатам диагностики.

Основные методы социально-педагогической диагностики

Методы социально-педагогического исследования- это способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации развития ребенка, его поведении, ценностях, взаимодействии с окружающим миром.

Группы диагностических методов в социальной педагогике:

В социально-педагогической диагностике используются группы методов, заимствованные из психологии, педагогики, социологии.

К педагогической группе методов принадлежат педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка.

К числу психологических методов относят личностные опросники, тестирование, социометрию.

К социологическим методам принадлежат опросы, анкетирование, экспертные оценки.

К непосредственно социально-педагогическим методам диагностики относят паспортирование, социально-педагогическое документирование, социально-педагогический мониторинг.

Исследователи выделяют в социальной педагогике комплекс методов социально-психологической диагностики, который помимо указанных выше методов включает эксперимент, метод полярных профилей, контент–анализ.

Использование метода наблюдения в социально-педагогической диагностике очень важно. Несмотря на то, что этот метод является достаточно трудоемким в применении, наблюдение позволяет собрать широкие сведения о подопечных социального педагога. Особенно значимым наблюдение является в изучении ребенка и его семьи. С помощью наблюдения социальный педагог может выявить особенности поведения ребенка в классе, в семье, специфику его отношений с родителями и педагогами, выделить определенные черты характера подопечных, уровень материального положения семьи. Наблюдение ведется в соответствии со специальным планом, где фиксируются все наблюдаемые факты, наблюдение проводится с целью накопления фактов и их дальнейшего анализа.

Требования к проведению наблюдения:

Этот метод может проводиться по заранее разработанной программе, где выделены цель, критерии и показатели по которым будет осуществляться наблюдение, критериев наблюдения не должно быть много.

Должна быть продумана форма фиксации наблюдаемых явлений (протокол наблюдения, заметки, специальные таблицы), получаемые сведения педагог должен анализировать и сравнивать с уже полученными.

Достоинства и недостатки наблюдения:

Наблюдение в социально-педагогической деятельности имеет неоспоримые достоинства, т.к. социальный педагог может наблюдать ребенка и семью непосредственно в привычной для них среде, посетив квартиру подопечных, либо понаблюдать за ребенком в процессе обучения, на уроках, в ходе внеурочной деятельности.

Однако, эмоциональное состояние социального педагога, его личный опыт и особенности могут повлиять на интерпретацию результатов наблюдения, присутствие педагога на уроках или посещение семьи на дому также приводит к изменениям поведения подопечных, чем обусловливает трудности наблюдения и влияет на его результаты.

Как отмечает Н.М. Борытко: «Вместе с тем следует признать, что даже грамотно проведенное наблюдение не обеспечивает в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся. Сфера наблюдения ограничена, данным методом можно изучать далеко не все. К примеру, наблюдения дают очень мало информации для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами диагностики»

В ситуациях, когда, к примеру, проблемы или недостатки воспитания, тщательно скрываются семьей, на помощь приходит метод опроса, диагностической беседы. Такую беседу социальный педагог проводит с учителями, родителями, ребенком. Беседа является методом психолого-педагогического исследования, при помощи которого можно выявить мотивационную, эмоционально-волевую сферу подопечных социального педагога, а также ценности, убеждения, интересы, отношения к окружающим людям.

Требования к диагностической беседе:

Социальный педагог должен четко продумать структуру предстоящей беседы;

Специалист должен знать как он начнет беседу и как ее закончит;

Социальный педагог должен продумать примерный перечень вопросов, которые он затронет в беседе. Желательно записать эти вопросы, чтобы воспользоваться в ходе беседы.

Многие исследователи советуют избегать чрезмерной формализации беседы, которая может повлиять на снижение интереса к ней.

Метод анкетирования в социально-педагогической диагностике:

Анкетирование также является самым распространенным методом диагностики в социально-педагогической деятельности. Как метод сбора информации путем письменного опроса респондентов, анкетирование является наиболее эффективным и гибким способом получения и обработки данных. В анкетах используются вопросы о социально-демографических аспектах подопечных (пол, возраст, образование, профессия, тип семьи), о фактах сознания (выявление мнений, планов на будущее, ожиданий), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), об уровне информированности в какой-либо области (игровые ситуации, знание конкретных событий, фактов).

Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов. В закрытой анкете приводятся варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Полузакрытая или смешанная анкета предполагает наличие как вариантов ответа, так и возможность дать самостоятельный ответ.

Например, школьные социальные педагоги могут использовать анкеты: «О состоянии здоровья школьников», «Анонимная анкета о выявлении агрессивного поведения обучающихся», «Я и мои друзья», «Я и мой класс».

Метод паспортирования в социально-педагогической диагностике:

Паспортирование является «родным» методом диагностики в социально-педагогической работе.

Социальному педагогу приходится использовать разные виды паспортов в своей работе. Это- социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, социальный паспорт семьи, паспорт неформальной подростковой группы.

Социальный паспорт класса составляется классным руководителем и сдается социальному педагогу, который анализирует информацию и составляет на основе данных паспортов классов социальный паспорт школы. Социальный паспорт класса составляется 2 раза за учебный год и содержит информацию о месте работы родителей, домашнем адресе, количестве детей из многодетных, неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, количестве детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой, состоящих в органах системы профилактики и на внутришкольном учете.

Социальный паспорт школы может включать информацию о об учителях и специалистах, работающих в школе, общем количестве обучающихся, количестве детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, получающих бесплатное питание, количестве детей, обучающихся на дому, количество детей «группы риска», количестве детей, состоящих на учете ВШУ, ИДН, КЗПН, наркокабинете. Также паспорт школы может включать данные о кружках и секциях, работающих в школе.

3. Социально-педагогическая диагностика детей группы риска

Принципы изучения детей и подростков группы риска, которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают:

изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных связей и разнообразных отношений;

диалектичность и динамичность личности;

Диагностика ребенка группы риска имеет несколько задач:

выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка;

вскрыть недостатки его личности и дефекты организма;

определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.

В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности:

поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом;

поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды;

поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.

Социально-педагогическая диагностика детей группы риска:

Можно использовать следующие методики:

Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха

Опросник для учителя Т.М. Ахенбаха.

Опросник для детей 12-18 лет Т.М. Ахенбаха;

Опросник для учителей М.В. Бодунова;

Карту наблюдений Стотта;

Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.

Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4-18 лет представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков.

Карта Д. Стотта — это систематизированное наблюдение за поведением ребенка с целью установления трудностей в поведении и адаптации. Карта состоит из описания фрагментов поведения, которые группированы в 16 синдромов нарушения развития:

Другие публикации:

  • Приказ о создании рабочей группы в доу Приказ о создании рабочей группы в доу Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями, по улучшению качества образовательной деятельность на 2016- 2017 учебный год Официальный сайт Муниципальное казенное дошкольное образовательное […]
  • Претензия образец на обмен товара ненадлежащего качества профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на замену товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона О защите прав потребителей. Заявляя требование о замене товара, имейте в виду, что если товар принимается на диагностику, срок рассмотрения […]
  • Договор купли-продажи автомобиля автомототранспортного средства прицепа Договор купли-продажи автомобиля для физических лиц Договор № __ (автомототранспортного средства, прицепа, номерного агрегата) (населенный пункт) (число и месяц прописью) Мы, ______Иванов Иван Иванович_____________________________________ (Ф., И., О. […]
  • Договор купли продажи котёнка Договор купли-продажи племенного животного (для ознакомления - образец!) ДОГОВОР ПРОДАЖИ КОТЕНКА Заводчик Мейн кунов Я _________________ фамилия, имя, отчество покупателя _______________ ____________________ Прожив. по адресу ________________ город, […]
  • Развод чернышова и заворотнюк Развод Заворотнюк и Чернышева - месть судьбы? Вообще, у Анастасии Заворотнюк уже давно наступила черная полоса — популярность и любовь масс пошла на спад, бизнес в Ялте прогорел, дочь-малолетка обнажается на светских тусовках. Одна была гордость — молодой […]
  • Возврат имущественного вычета 2019 Когда и за какие годы подавать документы на имущественный вычет при покупке жилья? Декларация 3-НДФЛ на возврат налога всегда подается за целый календарный год (вне зависимости от того, в каком месяце куплено жилье и в какие месяцы были уплачены налоги). При […]

Вам также может понравиться