Требования к оценке знаний и умений

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Н. В. Савин. Педагогика
«Просвещение», Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с сокращениями

Учащиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.
По результатам проверки школа, учителя отчитываются перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она — важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Но эта система будет нацелена не на какого-то абстрактного ученика, учитель построит ее с учетом недостатков в знаниях одного, неустойчивости и нетвердости взглядов другого, пробелов в качестве запоминания у третьего. В ходе дальнейшей работы с детьми учитель стремится устранить эти недостатки и добивается совершенствования знаний.
При правильной подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления учебной деятельностью учащихся, интенсификации их развития и воспитания.
Такой взгляд на сущность и значение проверки знаний, умений и навыков сформировался в советской дидактике не сразу. В первые годы строительства советской школы некоторые педагоги вообще отрицали необходимость систематической проверки знаний, считая ее одним из атрибутов старой, дореволюционной школы. Так, при организации занятий по бригадно-лабораторному методу за выполнение задания отчитывался бригадир, а оценка выставлялась всем членам бригады. Учащихся переводили из класса в класс на основе представленных ими практических работ. Эта порочная практика была осуждена и отменена Центральным Комитетом партии. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось, что в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.
В ходе строительства школы вместе с совершенствованием всего учебного процесса развивалась и совершенствовалась проверка успеваемости учащихся.
Долгое время в силу традиции многие учителя обращали основное внимание при проверке знании на простое воспроизведение учащимися материала учебника. Такой подход к проверке имеет известные основания: часть учебного материала, особенно в начальной школе, подлежит заучиванию и воспроизведению. Однако это не значит, что буквальное воспроизведение должно преобладать в ходе проверки знаний.
Если простое воспроизведение становится преобладающим, то учащиеся постепенно привыкают к бездумному заучиванию учебного материала, а это затрудняет использование приобретенных знаний на практике, в жизни.
Давно уже многие учителя используют прием самостоятельного воспроизведения материала. Это шаг вперед в направлении развития у учащихся стремления и умения творчески учиться. Однако сейчас этого мало. Все шире начинают использоваться приемы самостоятельной группировки учебного материала, привлечения новых фактов использования разнообразных приемов при пересказе, самостоятельное составление задач, решение задач с проверкой и т. д.
Важное значение приобретает органическое сочетание проверки теоретических знаний с контролем за ходом самостоятельных, практических занятий учащихся, учет приобретенных ими навыков и умений. Весьма актуальна разработка наиболее экономных, объективных методов проверки знаний учащихся и их оценки. Многие научные коллективы занимаются сейчас разработкой этих вопросов.
Дня правильной постановки проверки успеваемости большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.
Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.
Не все ученики сpaзy привыкают, например, отвечать у доски. Некоторые из них теряются, когда учитель спешит прибегнуть к помощи класса, и, хотя знают материал урока, оказываются неспособными ответить на вопросы. В классе есть рассеянные ученики, они также нуждаются в особой заботе и внимании к ним учителя.
Но учет индивидуальных особенностей учащихся не означает отказа от проверки знаний каждого ученика. Наоборот, полное осуществление функций проверки возможно при условии, если ею будет охвачен каждый школьник и оценен по результатам его личной ученной деятельности.
Разнообразив видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим — следующее важное требование к проверке.
Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к учащимся при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех учителей к учащимся.
Важно также, чтобы каждый учитель создавал во время проверки атмосферу творчества и доброжелательности. В такой атмосфере дети не будут бояться высказать свои мысли, свои сомнения, не испытают чувства неловкости за ошибочные ответы и не будет места для таких уродливых явлений, как подсказывание, списывание, еще встречающихся в отдельных школах, где не уделяется должного внимания соблюдению этого требования.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

В советской школе используются три вида проверки знаний: текущая (тематическая), периодическая и итоговая. Основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, устный опрос, письменные и графические работы, практические работы учащихся.
По способу организации различают индивидуальную и фронтальную проверку знаний.
Большое распространение в советской школе получила текущая проверка знаний. Она дает возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, ныяиить пробелы в знаниях учащихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Она позволяет узнать, какими способами умственной деятельности и в какой степени овладевают учащиеся, в чем они испытывают трудности и каков характер этих трудностей. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: настойчивости, организованности и др.
Особенно велико значение текущей проверки в начальных классах. На первых порах обучения надо проверять каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний в учении, они могут допустить много ошибок в своей работе не только в содержании, но и в методах выполнения. Многократное повторение ошибочных способов работы приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом трудно исправить. Поэтому чем младше учащиеся, тем более тщательным и разнообразным должен быть контроль за их работой.
Результаты текущей проверки учитель фиксирует в классном журнале и в своем дневнике, а затем обобщает при подведении итогов учебной работы учащихся за четверть, полугодие и учебный год. Такая постановка работы позволяет учителю исключить всякий элемент случайности в оценке знаний детей.
Текущая проверка знаний осуществляется прежде всего с помощью наблюдения, которое является важным средством контроля за работой учащихся, особенно в начальных классах. Учитель наблюдает, как дети слушают его объяснение, как выполняют разнообразные задания, как ведут свои тетради, насколько активно работают на уроке, фиксирует их отношение к изучению того или иного материала и к учебе в целом.
Большое значение имеют наблюдения за ходом умственного развития учащихся. Материал, собранный в процессе наблюдений, является исходным при планировании учебно-воспитательной работы, в осуществлении индивидуального подхода к ученикам.
Результаты наблюдений используются учителем при выставлении итоговой отметки, а также в повседневной воспитательной работе с детьми. Школьники часто строят предположения, какие отметки они получат за четверть или учебный год. При этом они выводят отметку на основе суммы отметок, выставленных в журнале. В какой-то степени на такой формальный подход к самооценке их толкают учителя, не использующие данных своих наблюдении за учащимися. Те учителя, которые регулярно наблюдают за работой детей, фиксируют важнейшие результаты наблюдений и подвергают анализу результаты труда школьников, не ошибаются в оценке. А сознание того, что за их работой ведутся тщательные наблюдения, побуждает учеников к более систематической работе.
Устный опрос. Наиболее широко в школе используется индивидуальный опрос школьников. При устном опросе главное внимание сосредоточивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении, доказательстве. В ходе устного опроса проверяются умения учащихся практически пользоваться полученными знаниями в решении задач, при грамматическом разборе предложений, проведении измерений.
По традиции устный опрос концентрируется учителями вокруг домашних заданий школьников. Лучшие учителя используют продуманную систему вопросов, требующих ответа-рассказа («Расскажи о своей семье»), объяснения, сравнения («Сравни два числа»), умозаключения, а также вопросов, выявляющих детскую пытливость, ход мысли и рассуждения, наблюдательность и другие свойства. Характеру вопроса соответствует и его формулировка.
Устный опрос должен проводиться регулярно. Только при этом условии он станет важным фактором обучения и воспитания учащихся. Если спрашивать ученика два-три раза в четверть, то трудно рассчитывать на то, что учитель сможет его чему-нибудь научить.
Поэтому индивидуальный устный опрос сочетается с фронтальным. Он может проводиться вместе с изучением нового материала и как самостоятельный вид работы на уроке. Чаще всего фронтальный опрос используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию, и усвоению правил, хронологических дат, таблицы умножения.
Однако фронтальный опрос не может быть основным методом проверки. В ходе его проверяется главным образом факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.
Стремление повысить эффективность урока привело к объединению процессов сообщения знаний, их закрепления и проверки. Такая проверка наряду с другими видами призвана активизировать учащихся, создавать условия для более объективной оценки их знаний.
Каковы же требования к проверке знаний в процессе их усвоения? Рекомендуется учитывать ответы на вопросы учителя, дополнения и поправки к ответам других учащихся во время фронтальных бесед, качество выполнения устных, письменных и графических работ, проведенных на уроке, результаты опытов, лабораторных и других практических работ, выполненных учащимися.
Важным методом проверки знаний являются контрольные работы: диктант, пересказ текста, сочинение, решение и составление задач.
Как организовать контрольный урок? Первая часть урока посвящается постановке цели, инструктажу о порядке выполнения работы. Инструктаж проводится при полном внимании учащихся. Затем задача учителя состоит в том, чтобы проследить, насколько самостоятельно дети выполняют работу. Важно организованно закончить и собрать работу до звонка. Оставшееся время использовать для ответов на вопросы учащихся. Домашнее задание можно дать перед началом работы.
Каждую контрольную работу учитель оценивает. При анализе контрольной работы надо дать указания учащимся следующего характера: «Стал писать лучше. Очень похвально», «Избрал очень удачный вариант решения задачи» или: «Написал работу хуже, чем обычно», «Это недопустимо». На первый взгляд эти замечания кажутся малозначительными. Но в воспитании ответственного отношения к учению они играют большую роль.
Не менее важно учитывать и овладение учеником наиболее рациональными приемами выполнения работы. Каждая выполненная учащимися работа подлежит проверке и оценке.
В последние годы ведутся интенсивные поиски возможностей использования технических средств для оперативного контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся. С этой целью все шире используются обучающие машины и контролирующие устройства разного типа, а также такие средства, как тетради с печатном основой, дидактические карточки, сигнальные перфокарты и др.
В начальных классах периодическая проверка может использоваться в ограниченных пределах. Цель ее состоит в том, чтобы постепенно вырабатывать у детей умение охватить два-три, а затем и группу вопросов по теме и правильно их воспроизвести. Итоговая проверка успеваемости за учебную четверть, полугодие, учебный год осуществляется вместе с итоговым повторением. Оно направлено на воспроизведение ключевых вопросов пройденного материала. До проведения такого повторения ученики получают подробный инструктаж о том, что и как надо повторить. Само повторение организуется в зависимости от объема и характера материала, возрастных особенностей учащихся на одном или нескольких уроках. Одним из методов итоговой проверки являются экзамены, которые проводятся в выпускных восьмых и десятых (одиннадцатых) классах.
После принятия Устава Министерством просвещения СССР вместе с министерствами союзных республик была проведена работа по упорядочению экзаменов и перевода учащихся из класса в класс. Результатом этой работы явилась «Типовая инструкция об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ».
В соответствии с Уставом школы в инструкции зафиксировано право министерств союзных республик устанавливать переводные экзамены и не в выпускных классах, но их число не должно превышать трех.
В восьмых классах разрешается проводить не более четырех экзаменов, в десятых (одиннадцатых) классах установлена предельная норма шесть экзаменов. Союзным республикам дано право устанавливать один седьмой экзамен по их усмотрению в выпускных классах.
Разрешается допускать к экзаменам и к обучению в следующем классе не только успевающих по всем предметам, но и имеющих плохие оценки не более чем по двум предметам. Учащиеся, получившие более двух отрицательных оценок, получают задание на лето, и вопрос о их переводе или выпуске решается в зависимости от выполнения задании или осенних экзаменов.
Эти меры направлены на то, чтобы оградить учителя от необходимости выставления учащимся незаслуженных оценок и мобилизовать отстающих учащихся на исправление образовавшихся у них пробелов в знаниях.
Согласно инструкции, итоговая отметка «5» не может быть выставлена, если на экзамене получена иная отметка, при отрицательной отметке, полученной на экзамене, не может быть выставлена положительная итоговая отметка. Учащиеся десятых (одиннадцатых) классов, не допущенные к экзаменам или не сдавшие весенних экзаменов более чем по двум предметам, а осенних хотя бы по одному, выбывают из школы. Они имеют право сдавать экзамены в следующем году, и если не выдержат экзамены, то будут сдавать их экстерном (без дополнительного обучения). Эти меры дают молодым людям возможность по мере роста их сознательности и отношения к учению все же завершить свое образование и получить соответствующий документ, а тем самым и возможность продолжения образования и совершенствования своей профессиональной квалификации.
Инструкция устанавливает право министерств просвещения составлять экзаменационные билеты. Учащиеся имеют право пользоваться на экзамене при подготовке к ответу и написании письменных работ текстами, картами, схемами, справочниками, пособиями.
Последовательное проведение в жизнь данной инструкции существенно повлияет не только на проведение экзаменов, но и на весь учебно-воспитательный процесс в школе.

Смотрите так же:  Налог на зп в рф

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Проверенные учителем знания должны быть оценены. В советской школе принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»). Она является единой для всей страны. Важно иметь в виду, что один и тот же уровень знаний учащихся должен оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут хорошо знать и соблюдать в своей работе требования к знаниям учащихся. Приведем наиболее важные из них.
1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.
2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.
3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.
4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.
5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся.
Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.
На основе обших требований формулируются критерии и нормы оценок. Они по каждому предмету различны.
Исходным документом в оценке знаний является программа, в которой для каждого года обучения точно очерчен объем знаний, умений и навыков. В зависимости от того, как ученик знает программный материал на том или ином этапе обучения, он и получает соответствующую оценку.
Чтобы не допускать ошибок в оценке, нужно очень хорошо знать программу и объем требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся для каждого года обучения. С этими требованиями надо постоянно знакомить и учащихся.
Критерии оценки разрабатываются для каждого предмета, исходя из его особенностей. Каждую оценку учитель сопровождает кратким, четким анализом ответа ученика: «Ты сегодня ответил очень хорошо, грамотно, очень хорошо знаешь правила, привел много интересных примеров, ставлю тебе «5», «Материал знаешь хорошо, грамотно и последовательно построил рассказ, но допустил некоторую неточность в определении. В дальнейшем будь внимательнее, ставлю тебе «4». Если ученику должна быть выставлена посредственная оценка, то учитель указывает на допущение неточности, например в формулировке правил, на книжные примеры, обращает внимание ученика на тот материал, который им слабо усвоен.
В связи с использованием поурочного балла как вида оценки знаний сложилась практика выставления оценки обязательно в конце урока. Однако такая практика не может быть признана правильной с точки зрения требования индивидуального подхода к оценке знаний. В каждом классе есть дети, которые регулярно занимаются, хорошо знают материал и всегда готовы к ответу. Таким учащимся надо выставлять оценку сразу после ответа. Невнимательных, недисциплинированных можно, наоборот, предупредить о том, что учитель наблюдает за их работой и в конце урока намерен выставить оценку. Это подтянет и организует их.
Можно указать на некоторые особенности использования оценки в I классе. С первых шагов обучения детям трудно понять и овладеть требованиями к их знаниям. К тому же у них нет еще и устойчивого интереса к учению. Поэтому предъявление высоких, невыполнимых требований может погасить чуть появившийся интерес. Эти обстоятельства учитываются учителями в работе с первоклассниками. Опытные учителя в первые дни выставляют всем детям только «5», а затем появляются «4». Слабым ученикам оценки временно не выставляют, им оказывают дополнительную помощь, чтобы поддержать и развить интерес к учению, устранить условия для возникновения неуверенности, разочарования и отчаяния.
Следует сделать несколько замечаний о выставлении итоговых оценок. Итоговая оценка за I четверть в I классе не выставляется. Четвертные оценки учитель выставляет с учетом уровня знаний учащихся. Так, если ученик все время повышал свои успехи в учебе, оценка выставляется по результатам IV четверти.
Во всех случаях при выставлении итоговой оценки надо использовать не только полученные отметки, но и результаты наблюдений за работой ученика, качество его практических работ.
В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.
1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.
2. При оценке обязательным является анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить внимание при повторении материала.
3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же. Приходится отмечать, что некоторые учителя, составив определенное мнение об учащихся, перестают быть объективными и нередко завышают оценки хорошим ученикам. Слабые же ученики у таких учителей, как правило, не получают хороших оценок. Дети очень быстро понимают, что учитель не объективен, и перестают старательно учиться.
Так, учителя восьмилетней школы деревни Белый Свет Братского района Иркутской области на протяжении ряда лет не выставляют отрицательных оценок учащимся и строят свои отношения с воспитанниками не на страхе перед плохой отметкой, а на развитии чувства ответственности и полного взаимного доверия. Учителя добились того, что в начале урока каждый ученик, если он не готов к уроку, ставит учителя об этом в известность. Если дети не поняли изученного материала, то им после уроков оказывают дополнительную помощь. Другие причины выясняются, как правило, наедине с учителем. В последующие дни дети чаще всего сами просят учителя вызвать их, чтобы ликвидировать образующуюся задолженность.
Учителя убедились в том, что такой подход дал им огромную экономию времени за счет исключения выяснения причин невыполнения задания и не всегда удачных и поспешных замечаний и нотаций учащимся.
Но главным итогом учителя считают установление теплых, доверительных отношений учителей и учащихся, рост сплоченности классных коллективов, изменение содержания и форм совместной работы школы и родителей. Это пока опыты. Их не следует механически без всякой подготовки насаждать в любой школе, но они многое дают для размышлений, постепенного изменения учителем образа своих действий, чтобы сделать оценку мощным средством организации коллектива, развития целеустремленности, трудолюбия, честности, а также внимания и прилежания.

Смотрите так же:  Гражданин российской федерации может иметь гражданство иностранного государства

Вопросы и задания

1. Расскажите о месте и значении проверки знаний в обучении и воспитании учащихся.
2. Какие виды проверки знаний используются в советской школе?
3. Какие недостатки вы заметили в организации проверки знаний на посещенных уроках? Вскройте их причины на основе требований к проверке знаний.
4. Как организуется устный опрос учащихся?
5. Как организуются письменные и контрольные работы?
6. К чему приводит преимущественное использование того или иного вида проверки?
7. Расскажите о системе оценок в школе.
8. Подсчитайте, сколько оценок поставил учитель. Какие это оценки? Можно ли считать их достаточно обоснованными? Сколько учеников было спрошено на уроке? Где в классе сидят спрошенные ученики? Использует ли учитель в ходе урока оценочные суждения? Какие? Как часто?
9. Понаблюдайте на уроке, как учитель оценивает знания учащихся, сами выставите оценки, сравните свои оценки с оценками учителя, мотивируйте своя оценки.

Оценка и формы проверки знаний студентов

Шагвалиев Тимур Радикович,студент 2 курса института радиоэлектроники и телекоммуникаций КНИТУ им.А.Н.Туполева –КАИ, г.Казань[email protected]

Садыков Адель Рустемович,студент 2 курса института радиоэлектроники и телекоммуникаций КНИТУ им.А.Н.Туполева –КАИ, г. Казань[email protected]

Валеева Рузанна Ринатовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков КНИТУ им. А. Н. Туполева –КАИ[email protected]

Оценка и формы проверки знаний студентов

Аннотация.В статье затронуты вопросыорганизации контроля в образовательной деятельности учащихся. Представлены возможные критерии оценивания их знаний,умений и навыков,которые могут быть использованы в процессе обучения.Показаны разные подходы к оцениванию знаний студентов. Подчеркивается полемический характер вопроса.Ключевые слова: образование, оценка, обучение, критерии оценивания.

Оценивание результатов обучения является одним из ключевых аспектов в образовании. Он обсуждается в профессиональных кругах широко и беспрестанно. Отсутствие единого легитимного подхода свидетельствует о сложности и неоднозначности данного вопроса.Оценка знаний –это сопоставление со стандартом, которыйопределен Министерством образования Российской Федерации. Это один из ключевых вопросов в реализации какойлибо образовательной программы. Результаты контроля учебнопознавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Причем, следует различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка –качественный показатель, оценить значит установить уровень, степень или качество чеголибо. Отметка –количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты)[1]. Самый высокий уровень требований преподавателя может быть как на уровне стандарта, так и находиться выше,и,как правило,у каждого преподавателя он свой. Традиционная классификация предусматривает следующие уровни обученности: репродуктивный, предполагающий знание базовых правил, понятий, терминов, формул, дат; алгоритмический, что подразумеваетприменение понятий, законов, правил, формул, алгоритмовпри выполнении стандартных заданий; эвристический, требующий использованиязнаний из различных областей, тем, применение нескольких алгоритмов, поиск решений;и, наконец, творческийуровень, который требует от студентов умения конструировать новые, не известные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации[2].Шкалу оценок можно применять следующим образом.

Таблица 1Шкала оценок

В нашей стране пятибалльная система оценки знанийбыла принята в 1937 году,ик 70ым годам в ней установились следующие значения:«Отлично»

студент основательно (глубоко) изучил учебный материал; на вопросы отвечает уверенно, ясно и исчерпывающе; свободно применяетполученные знания на практике; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет правильно, без допущения ошибок, своевременно.«Хорошо»

студент твердовладеет учебным материалом; отвечает без наводящих вопросов и без серьёзных ошибок; умеет применять полученные знания на практике; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет верно, без ошибок.«Удовлетворительно»

студент владеет материалом на среднем уровне; на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и неуверенно, что требует дополнительных и уточняющих вопросов от преподавателя; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет с ошибками, но которые не отражаются на качестве выполненной работы.«Неудовлетворительно»

студент плохо владеет изученным материалом; не может полно и достоверно ответить на заданные вопросы, при ответах допускает грубые ошибки; практические, лабораторные и курсовые работы не выполнены или выполнены с грубыми ошибками.Оценка и проверка знаний, навыков и умений студентов является крайне важныммоментом процесса обучения и проводится втечение учебного года. Этим объясняются различные формыпроверки знаний. Основными из них являются:

индивидуальный (ответы на вопросы по пройденному материалу)

фронтальный (разделение пройденного материала на сравнительно мелкие вопросы с целью проверки знаний большего количества студентов)

уплотненный (параллельно с устным ответом одного студента у доски на отдельных листочках отвечают еще тричетыре студента на заранее подготовленные вопросы по пройденному материалу)

поурочный балл (оценка студента за работу в течение всего занятия: активное участие в устных опросах других студентов, ответы на вопросы преподавателя при изложении нового материала и т.д.)

контрольные работы(письменные или практические контрольные работы после изучения отдельных тем или разделов учебной программы)

проверка домашних работ(проверяется уровень самостоятельной работы студентов, отношение их к учебе, качество усвоения пройдённого материала)

программированный контроль(предлагается несколько вопросовс несколькими вариантами ответов, среди которых только один является правильным)

выпускные и переводные экзаменыПриоценке знаний учащихся

должны учитываться:характеристики ответа студента (правильность,логичность, обоснованность, целостность), качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность), сформированность общеучебных и предметных умений и навыков.Уровень владения умственными операциями: умение анализировать материал, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.;опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы);самостоятельность оценочных суждений.

Характеристики качества знаний взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.Гибкость знаний

умение использовать накопленные запас информации в разных ситуациях, умение сочетать новые методы решения задач с уже существующим.Полнота знаний

объем содержательной информации, который требуется учебной программой. Гибкость знаний

умения учащихся применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; находить вариативные способы использования знаний, умение комбинировать новый способ деятельности с уже известными.Системность знаний

осознание структуры знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других.Прочность знаний

продолжительность сохранения их в памяти, воспроизведение их в необходимых ситуациях.

Рассмотрим подробнее понятия «знания», «умения» и «навыки». Знанияпроявляются в различных видах деятельностии подразделяются на умственные и практические.Знания не должны становиться самоцелью, так как, как показывает практика, наличие знаний не является залогом успешности человека.Что касается умения,одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какуюлибо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какоелибо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.Далее, навыки–действия, доведенные до автоматизма в результате выполнения упражнений. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения.Ценностные отношениявыражают личный опыт учащихся, их действия, переживания, чувства, которые проявляются в отношениях к окружающему (людей, явлений, природы, познания и т.д.). В контексте компетентностей образования это проявляется в ответственности учащихся, стремлении закреплять позитивные достижения в учебной деятельности, росте требований к своим знаниям.Упомянутые выше ориентиры положены в основучетырех уровней знаний :начального, среднего, достаточного, высокого.Они определяются по следующим характеристикам:Первый уровень начальный.Ответ студента фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения.Второй уровень средний.студентвоспроизводит основной учебный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности.Третий уровень достаточный.Студент знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, обладает мыслительными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением и т.д.), умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответ студента правильный, логичный, обоснованный, хотя ему не хватает собственных суждений.Четвертый уровень высокий.Знания студента являются глубокими, прочными, системными; студент умеет применять их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.Двенадцатибалльная шкала оценки предполагает знание и умение в рамках учебной программы и не предусматривает участия школьников в олимпиадах, творческих конкурсах и т.п. (таблица).Каждый следующий уровень требований включает в себя требования к предыдущему, а также добавляет новые характеристики. Критерии оценки знаний реализуются в нормах оценок, которые устанавливают чёткое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах. Таблица 2Уровни знаний и критерии оценки

Смотрите так же:  Возврат авансов полученных 1с

Уровень учебных достиженийБаллыОбщие критерии оценки знаний учащихсяI. Начальный1Студент различает объекты изучения2Студент запоминает незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения3Студент воспроизводит часть учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задачиII. Средний4Студент с помощью преподавателя воспроизводит основной учебный материал, может повторить по образцу определенную операцию, действие5Студент воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками и неточностями дать определение понятий, сформулировать правило6Студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала. Ответ его точный, но недостаточно осмысленный (похож на зубрежку)

III. Достаточный7Студент правильно воспроизводит учебный материал, знает основополагающие теории и факты, умеет приводить отдельныесобственные примеры в подтверждение определенных мыслей, частично контролирует собственные учебные действия8Знание студента являются достаточными, он применяет пройденный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи, делать выводы; ответ логичен, но не имеет целостности 9Студент хорошо владеет изученным материалом, применяет знания в обычных ситуациях, умеет анализировать и систематизировать полученную информациюIV. Высокий10Студент имеет достаточнополные, глубокие знания, способен использовать их в практической деятельности, подводить итоги11Студент имеет достаточные знания в рамках учебных программ, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализироватьее, ставить и решать проблемы12Студент имеет прочные знания в полном объеме и в рамках учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать пройденный материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, для решения поставленных задач

Таким образом, представленный в статье обзор подводит к выводу, что широкий спектр подходов и критериев оценок свидетельствует о важности и неисчерпаемости данного компонента образования.

Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства. Основы научно-исследовательской работы изобразительной деятельности детей.

Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в оценках (характеристиках ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов).

Оценка — это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

При проверке знаний, умений и навыков учащихся большое значение имеет их объективная оценка.

Требования к оценке:

· — оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;

· — оценка должна выполнять стимулирующую функцию;

· — оценка должна быть всесторонней.

При оценке знаний нужно учитывать:

· — объем знаний по учебному предмету (вопросу);

· — понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом;

· — степень систематизации и глубины знаний;

· — действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

· — содержание навыков и умений;

· — точность, прочность, гибкость навыков и умений;

· — возможность применять навыки и умения на практике;

· — наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Критерии оценивания на уроках ИЗО:.

Оценка «5»

· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»

· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка «3»

· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка «2»

· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

· не справляется с поставленной целью урока.

Оценка «1»

научно-исследовательская деятельность помогает детям обогатить имеющийся опыт, даст возможность использовать его, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, исследовательская работа позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически — деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.

задачи:

— научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);

— научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

— научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.

Виды научно-исследовательской деятельности:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);4.

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Исследовательская деятельность может включаться в следу ющие формы работы с детьми старшего возраста:

— совместная исследовательская деятельность детей с воспита телем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатория»;

— элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;

— игры-эксперименты и дидактические игры;

В ходе научно-исследовательской деятельности следует соблюдать ряд правил:
— проект – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;
— детская проектно-исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
— как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;
— при проведении проекта необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
— каждый ребенок имеет право на ошибку;
— руководитель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

Дата добавления: 2015-09-19 ; просмотров: 916 . Нарушение авторских прав

Другие публикации:

  • Требования к качеству зразы картофельные Лабораторная работа № 5 Бренц М. Я. и Сизова Н. П. "Технология приготовления диетических блюд" Учеб. пособие для технол. отд-ний техникумов — М.: Экономика, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями Цель занятия: изучить приемы […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Украина исковое заявление о расторжении брака Развод с гражданкой украины я гражданин РФ развожусь с гражданкой Украины какие для этого документы нужны и куда мне обратиться?Она против развода, детей не имеем. Ответы юристов (1) В связи с тем, что Ваша супруга не согласна на расторжение брака, […]
  • Мировой суд красноярск адрес Октябрьский районный суд г. Красноярска Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных […]
  • Приказ о способе определения единственного поставщика Приказ о способе определения единственного поставщика Официальный сайт единой информационной системыв сфере закупок Организация, оказывающая услуги РїРѕ […]

Вам также может понравиться