Требования к образованию специалист по социальной работе

Требования к специалисту по социальной работе

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и так далее, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и так далее, организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[13]

Аналогичные функции описывает Л. Б. Ребристова. По ее мнению, специалист по социальной работе ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и тому подобное) в социальных службах, организациях и учреждениях и так далее; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и подобным группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и так далее; проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы; участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность в социальных службах, среднеспециальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).[14] Следовательно, специалист по социальной работе является значимым субъектом социального обслуживания различных групп населения, который принимает активное участие в полном или частичном устранении их различных трудных жизненных ситуаций.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни.[15] Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности.

О. А. Гурина утверждает, что профессиональная группа специалистов по социальной работе отличается неоднородностью и включает в себя две категории работников разных уровней.[16]

Во-первых, управленцы – работники системы социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляющие функции организации и администрирования. Можно выделить три уровня управления в сфере социальной работы: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень – это управленцы высшего звена (руководители министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). В региональный уровень входят управленцы среднего звена (руководители региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации, городских и районных управлений Пенсионного Фонда России; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). И, наконец, локальный (организационный) уровень составляют управленцы низшего звена (руководители социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, и их структурных подразделений).

Во-вторых, практики – специалисты по социальной работе контактного уровня, осуществляющие непосредственное взаимодействие с клиентами по поводу предупреждения или преодоления трудных жизненных ситуаций. Эта категория специалистов по социальной работе подразделяется по отраслевому признаку: специалисты по социальной работе учреждений системы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; бюро медико-социальной экспертизы; центры занятости и другие); специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения (дома ребенка, психиатрические больницы, наркологические диспансеры и так далее); специалисты по социальной работе образовательных учреждений (детские дома, дома-интернаты, специальные образовательные учреждения и другие); специалисты по социальной работе правоохранительных органов (подразделения по делам несовершеннолетних, ювенальные суды, исправительные учреждения и другие); специалисты по социальной работе, служащие в вооруженных силах; специалисты по социальной работе на предприятиях, в организациях и учреждениях (отделы социального развития).

В современный период главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у специалистов по социальной работе интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для эффективного выполнения своих профессиональных функций.[17] Содержание социальной работы состоит в регулировании правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем (бедность, безработица, наркомания, правонарушения).

Современный специалист по социальной работе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую); аналитико-прогностическую; организационно-методическую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и другие. [18] Такие требования, предъявляемые к специалистам социальной сферы, также существенны, так как одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной сферы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие. [19] В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.[20] Данная группа требований относится именно к минимуму профессиональных знаний, навыков и умений, полученных специалистом в учебном заведении.

В своей практике специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине. Одновременно специалист по социальной работе – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи. Также, специалист по социальной работе должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.

Специалисты по социальной работе осуществляют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.

Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Смотрите так же:  Осаго после замены водительского удостоверения

Для соотношения особенностей подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми к нему в профессиональной деятельности, в следующем параграфе будет рассмотрено применение специалистом по социальной работе теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом.

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере.

В «Стандартах классификации практической социальной работы» [40]предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста. Он должен:

· уметь слушать других целенаправленно и с пониманием;

· собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку и отчет;

· формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;

· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории человека и диагностические методы;

· направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;

· находить творческое решение проблем клиентов;

· проводить исследования и интерпретировать их результаты;

· быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;

· обеспечивать связь между различными организациями;

· сообщить о социальных потребностях государственным органам, финансирующим соответствующую деятельность.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа»[41], социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее.

Таким образом, стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность, доброжелательность, организованность и тому подобное.

В теории социальной работы ряд авторов также занимались разработкой этой проблемы. (Е. И. Холостова[42], В. И. Курбатов[43] и другие).

Например, Е. alt=»» title=»»И. Холостова считает, что личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение), психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут не проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключать и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

В. И. Курбатов говорит о личных качествах специалиста по социальной работе. Причем он разделяет их на необходимые и неприемлимые.

В личных качествах нужно выделить личностные особенности, навыки общения и отношение к работе. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.

Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.

Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества:

Личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.

Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.

Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Таким образом, если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностей человека – социального работника, то становится ясно, не каждый человек может профессионально выполнять функции специалиста по социальной работе. Нередко личностные качества являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Качества, необходимые специалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологических особенностях клиента.

Авторы выделяют эти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. (Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая[44], Е. И. Холостова[42])

Р. С. Яцемирская и И. Г. Беленькая отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнению самих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус специалиста.

Е. И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту в работе с пожилыми людьми. Строгость и требовательность – эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.

Вежливость, приветливость, тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует выходу пожилого человека из депрессивного состояния.

Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Ощущение уверенности в себя позволяет справиться с раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивости психики пожилых людей. Таким образом, исключительное значение в организации социальной работы с пожилыми имеет самопознание социального работника как специалиста.

Следовательно, можно заключить, что в структуре психологической компетентности специалиста в качестве самостоятельного присутствует компонент аутокомпетентности, под которым мы понимаем осознание специалистом качеств необходимых в работе и препятствующих ей, то есть достоинств и недостатков.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс ст 77 п 6

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 30.10.95 N 294 «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разработкой мероприятий по их социальной защите и поддержке. Разрабатывает систему социальной реабилитации пациентов, получающих помощь в учреждении, их трудового и бытового устройства. Определяет формы работы по улучшению социального функционирования пациентов в различных социальных группах (семья, школа, неформальмые группы, производственный коллектив и др.). Вырабатывает совместно с врачом индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. Организует и осуществляет совместно с социальными работниками, врачами, психологами мероприятия по созданию терапевтической среды, терапевтических сообществ пациентов, групп по интересам, проведению клубной работы. Осуществляет индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, проводит тренинг коммуникативных навыков. Организует мероприятия по социально-правовой защите пациентов. Организует взаимодействие учреждения с государственными, общественными и частными организациями, в т.ч. оказывающими социальную помощь, средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к лицам, страдающим психическими расстройствами. Осуществляет консультативную и организационно-методическую помощь социальным работникам учреждения, должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к специалисту, владеть современными методами социальной работы и иметь сертификаты на право их использования, участвовать в разработке новых технологий социальной работы, в работе по освоению передового опыта социальных работников в учреждении.

Декларацию прав и свобод человека, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Кодекс законов о труде Российской Федерации, социологию, организацию социальной помощи и социальной защиты населения, социальную психологию, психологию труда, методы создания безопасных условий труда, психогигиену, психопрофилактику, основы врачебно-социальной экспертизы и трудового устройства лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе инвалидов, этику и деонтологию.

Должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, профпатологии, профориентации, профессионального обучения и переобучения, трудовой терапии и терапии занятостью.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда

9 разряд: высшее образование по социальной работе, без предъявлений требований к стажу работы, должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к специалисту по социальной работе.

10 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 9 разряда не менее 2 лет.

11 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 10 разряда не менее 3 лет.

12 разряд: высшее образование по социальной работе, стаж работы в должности специалиста по социальной работе 11 разряда не менее 2 лет.

Заместитель начальника планово-финансового управления
Н.Б.ТУРАНОВА

Начальник Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ

Приложение 4
к Приказу Минздравмедпрома РФ
от 30 октября 1995 г.
N 294

Образование социальная работа

У меня высшее образование-социальный работник (специалист по социальной работе). Но хотелось бы работать медсестрой у врача-терапевта в обычной поликлинике. Могу ли я пройти проф. Переподготовку в этом направлении? Оибо нужно идти учиться в мед. колледж?

В соответствие с Профстандартом необходимо иметь среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело».

У меня среднее профессиональное образование социальный работник, работаю в школе зав. библиотекой 7 лет, полгода назад прошла курсы профессиональной переподготовки по должности педагог-библиотекарь. В Едином квалификационном перечне написано что педагог-библиотекарь должен иметь высшее образование, может ли школа провести замену должности зав. библиотекой на должность педагог-библиотекарь если у меня среднее профессиональное образование и курсы переподготовки?

Здравствуйте. К сожалению нет.

Я работаю социальным педагогом в учебном заведении, по образованию я учитель истории. Сколько часов учебной нагрузки мне положено иметь при таком совместительстве?

Уважаемая Светлана, если Вы работаете социальным педагогом в учебном заведении и это записано в трудовом договоре, то не важно какой профиль Вашего педагогического образования. Учителем Вы будете считаться, если совмещаете не менее половины ставки или 9 часов учебной нагрузки.

У меня есть диплом средне профессионального образования специалист по социальной работе, так же я прошла переквалификацию и получила диплом Социального педагога, устроилась на должность социального педагога в школу, Скажите пожалуйста в данном случаи я могу участвовать в федеральной программе молодой специалист на селе?

Здравствуйте. Для ответа на данный вопрос, необходимы уточнения.

В музыкальной школе преподаватель работает 22 года с образованием социально-культурная деятельность (по видам), мне нужно чтоб он прошел профпереподготовку (педагог дополнительного образования по видам искусств). Можно учиться дистанционно? При проверки прокуратура не выпишет штраф за это?

Здравствуйте. Да, это допустимо.

Имея образования юриста могу ли я по закону работать социальным педагогом в школе.

Должно быть высшее/среднее образование по направлению «Педагогика и образование » или «Социальная педагогика » в соответствии с требованиями ЕКС должностей и профессий.

Можно ли работать специалистом по социальной работе имея диплом о неполном высшем образовании?

Имеет право работать при условии, что должность, на которую человек поступает, не требует наличия полного высшего образования и работодатель согласен принять на работу сотрудника без полного высшего образования.

Профстандарт: 03.002 Социальный работник, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 677 н Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 31). Особые условия допуска к работе: К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке

У меня среднее профессиональное образование специалист по социальной работе могу ли я работать педагогом психологом?

Елена, существует приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г.№ 761 н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» в котором сформулированы требования к должностям, в том числе и по должности «педагог-психолог». Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Я проработала в сфере образования в сельской местности 17 лет. Последние 8 лет работаю с социальной сфере. Но в образовании осталась работать воспитателем в детском саду по совместительству. Льготы на коммунальные услуги оформила от образования (сказали, что так можно и поэтому перевела их из социальной сферы на образование).
В этом году я ухожу на пенсию по выслуге лет. Скажите пожалуйста, будут ли мне предоставлены меры социальной поддержки, т.е. коммунальные как педагогу, несмотря на то, что я работаю в образовании совместителем? В образовании льготы распространяются на всех членов семьи в отличии от льгот социальной сферы (только на себя). Поэтому хотелось бы знать точно: я штатный работник в детском саду, но совместитель. Влияет ли это на льготы «навсегда»?

Установление сокращенного графика длительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ и п. 5, ст. 55 Закона РФ). Норма работы по количеству часов, за выполнение которой предусмотрена ставка зарплаты учителя равна 18-36 часов еженедельно. За часы работы, превышающие эту норму, должна осуществляться дополнительная выплата в соответствии с заявленной ставкой. Учитель имеет право работать на нескольких работах (совместительство), но продолжительность работы на других работах не должна превышать половину «учительской» месячной нормы по часам. Если же половина рабочей нормы учителя по основному месту работы составляет меньше 16 часов в еженедельно, то и совместительство не должно превышать указанного количества часов. Предоставление социальной поддержки в виде ежегодного основного длительного отпуска (ст. 334, 335 ТК РФ). Продолжительность основного отпуска для работников — 28 дней. Педагогам же предоставляется удлиненный отпуск: 42-56 дней. Кроме того, раз в 10 лет по непрерывному стажу, педагог имеет право на отпуск, сроком в 1 год. При этом, место работы сохраняется. Оплату определяют согласно уставу образовательной организации. Досрочная пенсия — еще до достижения общего пенсионного возраста. Досрочные пенсии по старости назначаются лицам, чей стаж составляет не менее 25 лет в сфере педагогики. Оплачиваемые отпуска также входят в трудовой стаж при наличии страховых выплат в ПФ РФ. Для решения возникшей проблемы необходимо подробно знать какие действия вы предпринимали.

Пожалуйста могу ли я с педагогическим образованием «социальный педагог » устроиться на работу инспектором ПДН?

Неизвестно, квалификационные требования, указанные в законе, в этом случае соблюдаются. Ведомственные требования — отсутствуют в свободном доступе.

Я имею среднее-специальное образование специальности: социальная работа.
И на данное время учусь на юриста, куда я могу устроится работать?

Вы можете устроиться на работу по вашей первой специальности в социальную службу помощи населению, так же можете подать резюме на вакансию юриста или помощника юриста. После окончания третьего курса можно работать по специальности. Советую Вам выставить резюме в социальных сетях, к примеру на АВИТО.

Смотрите так же:  Вокал учебное пособие

Я по образованию социальный педагог. Работаю воспитателем в логопедической группе. И нужно соответствующее образование. Год назад заведующая вела разговор о том, что хочет отправить меня на учёбу, но сейчас идёт разговор, что меня переводят в обычную группу так как нет образования Воспитатель лог. Группы. Если я сама подам документы, чтобы отучиться и получить корочку. Сможет ли заведующая перевести меня в обычную группу?

Без Вашего согласия работодатель не имеет право изменять условия трудового договора, а также осуществить перевод на другую работу ст.72 ТК РФ — Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. ст.72.1 ТК РФ — Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса. А получение дополнительного образования всегда поможет Вам в Вашей трудовой деятельности.

Возьмут ли меня воспитателем в детский сад с высшим образованием «Социальная работа»

Добрый вечер! Возьмут. Любое педагогическое. Образование, в том числе специалист по соц. работе дает возможность работать воспитателем в детском саду.

Можно ли с образованием социального работника устроиться на работу в полиции?

Смотря что имеете в виду. Само по себе — сколько угодно, если соответствуете установленным по должности требованиям, а сама должность не требует наличия специального образования, например юридического.

Работаю воспитателем в детском саду. В этом году получила высшее образование бакалавр Социальная психология. В документах согласно этой специальности имею право заниматься педагогической деятельностью. Должны ли мне доплатить на работе за высшее образование.

Добрый день! Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо ознакомиться с действующим в дошкольном образовательном учреждении Положением об оплате труда и Положением о материальных и стимулирующих выплатах.

Имею высшее техническое образование, но работаю 26 лет социальным педагогом. Имею высшую квалификационную категорию. Начальник предлагает написать заявление по собственному желанию, т.к. образование не соответствует занимаемой должности. Имею ли я право, учитывая мой стаж работать на занимаемой должности?

Здравствуйте, Вы имеете право поступить на дополнительное обучение для получения соответствующего профильного образования для работы с детьми. Без него Вас могут уволить.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью ГАРАНТ: См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/5/#block_46#ixzz51z2a0VM7

Могу ли я работать воспитателем в ДОУ, имея среднее специальное образование » Социальный педагог» с дополнительной квалификацией «семейный воспитатель»..Руководство ДОУ настаивает на прохождении переподготовки по должности Воспитатель ДОУ.

Требования следующие: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Социальный педагог работает в сельской школе с 2009 года. Имеет среднее профессиональное образование (бухгалтер). В 2016 году прошла проф. Переподготовку как соц. педагог. Имеет ли право работать в школе?

Добрый день! Обратитесь письменно в комитет по образованию за разъяснением, чтобы получить письменный ответ, можно через их сайт. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

В школе имеет право работать, но на должности социолога. НА другой должности, например, учителем, работать не может конечно.

У меня диплом высшего образования, специалист по социальной работе. Кем могу пойти работать в детский сад, на какую должность?

Здравствуйте! Вам нужно узнавать в детском саду какие есть вакансии и какие требования к каждой вакансии. Удачи Вам и всего хорошего!

Здравствуйте, Наталья. На любую должность можете пойти, не требующую специального образования, как например, у психолога или воспитателя.

ВЫ можете пойти работать на должность социолога, если такая должность предусмотренно. Если хотите на педагогическую должность, то необходимо будет проходить курсы повышения квалификации в виде профессиональной переподготовки.

При чем тут детский сад если вы специалист по социальной работе? Вам нужно либо в ЦСО либо ПФР. Если так хотите в садик можете в сад для детей с ОВЗ. Если возьмут.

Здравствуйте. В садик вас могут взять помощником воспитателя. Обратитесь в сад, который вас заинтересовал, может они вам предложат другие варианты.

Можно ли работать в инспекции по делам несовершеннолетних с высшим образованием «Социальна работа» без службы в армии.

При наличии вакансии, и признание военно-врачебной комиссии годным к военной службе, данный Уровень образования позволяет работать в подразделениях по делам несовершеннолетних Обязательной службы в рядах Вооруженных Сил России не требуется.

Да скорее всего если это относится к педагогическому образованию, однако в любом случае это относится к разделу социальная работа. Однако по большей части нужно юридическое образование. Вам стоит обратиться в отдел кадров ближайшего отдела милиции и узнать какие предъявляются требования к сотрудникам.

Могу ли я после получения среднего образования на «право и социальное обеспечение» пойти работать в органы внутренних дел или учиться в университетах мвд?

Доброго вам времени суток. Да,вполне можете пойти учиться в университет МВД либо можете работать в ППС. Там юридическое образование пригодится. Удачи вам и всего наилучшего.

Работаю социальным педагогом в детском саду, у меня высшее образование по квалификации «специалист по социальной работе», согласно профстандарту, я должна пройти курсы переподготовки, могу ли я пройти переподготовку по направлению «менеджмент в образовании» или необходимо проходить по дошкольному направлению?

Не очень понятный вопрос. Можете, конечно, и те, и те. Просто для своей работы — нужны профильные курсы переподготовки, иные — уже не обязательные.

Может ли социальный педагог (высшее образование) работать специалистом по социальной работе? Или нужна переподготовка?

Доброго времени суток! Работать конечно может — но необходима специальная переподготовка Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Здравствуйте! В данном случае вы имеете прав устроится на работу независимо от переподготовка. При проведении собеседования.

Я проживаю в сельской местности в квартире по социальному найму и работаю в сфере образования. В соответствии с законом получаю льготу на возврат по коммунальным платежам. Стаж работы 10 лет. В этом году я выхожу на пенсию и хочу переехать в собственную квартиру в городе. Сохраняться ли за мной эти льготы. У меня есть грамота министерства образования Свердловской области и уже подана заявка на федеральную грамоту.

— Здравствуйте, льготы за вами НЕ СОХРАНЯТСЯ, они рассчитаны только на учителей проживающих и работающих в сельской местности. Удачи Вам и всего хорошего.

Доброго времени суток. Увы, вы не можете в городе пользоваться​ льготами, которые распространяются на сельскую местность. Удачи вам всего хорошего.

Я по образованию специалист по социальной работе, если я пройду переподготовку на воспитателя, я смогу им работать?

Здравствуйте Надежда. Если у вас есть педагогическое образование, то вполне возможно, что переподготовки будет вполне достаточно. Обратитесь за разьяснениями в отдел образования.

Может ли воспитатель по образованию работать социальным педагогом или психологом?

Социальным педагогом — может. Требования к квалификации социального педагога: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации педагога-психолога: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Я работаю, специалистом по социальной работе у меня было, образование техникум по специальности специальное дошкольное образования СДО сейчас я получила, выше образования психология могу ли я работать по своей специальности, и повлияет ли это на мою зарплату.

Я работаю, специалистом по социальной работе у меня было, образование техникум по специальности специальное дошкольное образования СДО сейчас я получила, выше образования психология могу ли я работать по своей специальности, и повлияет ли это на мою зарплату. Татьяна. Не лучше ли вам набрать мой номер и изложить вопрос по телефону?

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться