Требования к обеспечению безопасности банка

Глава 4. Требования по обеспечению информационной безопасности и порядок хранения банками электронных сообщений, уведомлений, квитанций и извещений об ошибках

Глава 4. Требования по обеспечению информационной безопасности и порядок хранения банками электронных сообщений, уведомлений, квитанций и извещений об ошибках

4.1. Информационное взаимодействие банков с уполномоченным налоговым органом и территориальным учреждением, предусмотренное настоящим Положением, осуществляется с применением средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), определяемых Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Обеспечение информационной безопасности при использовании СКЗИ осуществляется в порядке, установленном приложением 8 к настоящему Положению.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 18 мая 2010 г. N 2446-У в пункт 4.2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

4.2. При передаче электронных сообщений от банков в уполномоченный налоговый орган и транспортных файлов от уполномоченного налогового органа банкам территориальные учреждения и ЦИТ обеспечивают неизменность всех данных, содержащихся в указанных электронных сообщениях и транспортных файлах, а также защиту от несанкционированного доступа к ним третьих лиц.

4.3. Электронные сообщения, направленные банком в уполномоченный налоговый орган, а также полученные банком квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и извещения об ошибках хранятся банком в электронном виде в течение срока, который не может быть менее установленного законодательством Российской Федерации срока хранения соответствующего юридического дела клиента, которое формируется банком в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2006 года N 8388 («Вестник Банка России» от 25 октября 2006 года N 57) (далее — Инструкция Банка России N 28-И).

Транспортные файлы банка, направленные в территориальное учреждение, а также полученные уведомления о принятии (непринятии) территориальным учреждением транспортного файла банка хранятся банком в электронном виде до получения в отношении каждого электронного сообщения, содержащегося в соответствующем транспортном файле банка, квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.

Как работают службы безопасности банков

Безопасность коммерческого банка – это состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов, а также материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

Сегодня в статье мы рассмотрим:

• Служба безопасности банка, как подразделение, обеспечивающее безопасность банка

• Работу службы безопасности по исключению мошенничества при выдаче кредитов

• Роль службы безопасности банка в борьбе с проблемной задолженностью

• Требования к сотрудникам службы безопасности со стороны банка

Работа службы безопасности затрагивает все подразделения банка. Объектами безопасности являются персонал, финансовые средства, материальные ценности, банковские технологии и информационные ресурсы.

В России банковская безопасность не соответствует объективным требованиям, а состояние защиты банков от мошенничества и посягательства преступных элементов находится на низком уровне.

В последние годы начали приниматься меры, направленные на обеспечение безопасности банков. Действия правительства РФ и Банка России были нацелены на формирование системы банковской безопасности и применение мер безопасности на практике.

Актуальные угрозы безопасности банка

Задачи службы безопасности банка связаны с устранением основных угроз, которым подвергается банк. Специалисты выделяют следующие категории:

Первая : кредитное мошенничество, махинации с векселями и платежными документами.

Вторая : необдуманная работа банков с неподготовленными клиентами. Актуальна ситуация, когда клиенты неправильно оценивают риски и непродуманно берут кредиты, которые оказываются не в состоянии выплачивать. Массовость этой проблемы может стать более опасной для банка, чем профессиональные мошенники.

Третья : нападения на инкассаторов, обменные пункты, операционные кассы, банкоматы и денежные хранилища с целью завладеть наличными средствами. Главная опасность заключается в угрозе жизни людей.

Четвертая : хищения с банковских карт и несанкционированные переводы со счетов при взломе информационной системы банка.

Структура службы безопасности банка

Руководит всем подразделением вице-президент по безопасности, который относится к высшему руководству банка. В его обязанности входит формирование стратегии обеспечения безопасности банка, решение текущих проблем с начальниками структурных подразделений и высшим руководством, взаимодействие с правоохранительными органами, контроль над выполнением поставленных перед всеми подразделениями задач, решение всех ее внутренних проблем и непосредственное руководство службами собственной безопасности и экспертов-консультантов.

Информационно-аналитический отдел

Отдел собирает и анализирует всю информацию: о конкурентах, их рыночной стратегии, используемых технологиях и угрозе с их стороны; о коммерческой добропорядочности, финансовой надежности клиентов и партнеров банка; об изменениях в экономической политике государства; о потенциальных угрозах криминальных структур (деятельность преступных элементов, базы хакеров, подготовка акций, направленных против банка).

А также информацию о потенциальных угрозах со стороны собственного персонала (соблюдение сотрудниками правил обеспечения безопасности, поведение сотрудников, лояльность которых вызывает сомнения, общие настроения в коллективе).

После этого формируются рекомендации для руководителей других отделов банка, аналитические отчеты об экономической и криминальной ситуации, а также информационно-обзорные бюллетени, используемые при обучении персонала и в работе психологов. Кроме этого, принимаются меры по предотвращению угрозы от одной из заинтересованных сторон.

Отдел информационной безопасности

Отдел занимается защитой компьютерных сетей и баз данных от проникновения с целью копирования и повреждения, а также защитой бумажной информации (разработка определенных правил поведения с документами).

Для выполнения поставленных задач инженерно-техническая служба совместно с компьютерной службой обеспечивает технические средства защиты и необходимый уровень защиты компьютерных сетей и баз данных банка.

Отдел физической защиты

Обеспечивает личную безопасность сотрудников, безопасность перевозок денежных средств (инкассация), безопасность здания и отдельных помещений банка (патрульно-постовая служба).

Некоторые крупные банки даже создают учебно-тренировочные центры для поддержания уровня квалификации сотрудников отдела физической защиты.

Отдел собственной безопасности

Отдел находится в подчинении вице-президента банка, призван поддерживать внутреннюю безопасность и защищать банк от сотрудников самой службы безопасности. В функции отдела входит разработка внутренних правил поведения сотрудников службы безопасности, контроль над выполнением данных правил, проведение служебных расследований в отношении сотрудников, поставивших под сомнение собственную лояльность.

Специалисты, работающие в этом отделе, проходят самый жесткий контроль при поступлении на работу и имеют самый высокий уровень заработной платы.

Роль службы безопасности в процессе кредитования

При рассмотрении кредитной заявки важная часть работы ложится на сотрудника службы безопасности банка. Он проверяет все предоставленные заемщиком документы. По коду ОГРН производится проверка баз данных, из которых видно местоположение предприятия, контактная информация, финансовое положение компании-работодателя и отсутствие задолженностей.

Еще необходимо проверить не является ли предприятие банкротом, не находится ли его имущество под арестом, а также делаются ли отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования, соответствует ли заявленная зарплата в справке действительности. Как один из методов используются звонки на предприятие для уточнения статуса сотрудника.

Подвергаются проверке и личные данные заемщика: отсутствие судимости, психических заболеваний и наркозависимости у него и у членов семьи. После этого надо проверить наличие невыплаченных кредитных обязательств и качество кредитной истории. Учитывается поведение клиента в качестве поручителя или залогодателя по кредитам третьих лиц.

Возможно обращение в Бюро кредитных историй для получения информации обо всех кредитах клиента. При кредитовании недвижимости информация о наличии обременений отражается в выписке из Единого государственного реестра сделок с недвижимым имуществом. Данные, предоставленные заемщиком, тоже проверяет сотрудник службы безопасности.

Часто специалисты службы безопасности разных банков неофициально делятся информацией. Так могут быть получены сведения об аресте счетов предприятия или о неоплаченной картотеке к расчетному счету работодателя. Крупные банки, например Сбербанк, Альфа-Банк, имеют неформальные связи в правоохранительных органах, налоговой инспекции, что также позволяет получать необходимую информацию.

Для заемщиков-юридических лиц добавляется проверка данных основных контрагентов компании и выявление конечных собственников бизнеса. А если находятся предприятия-партнеры, влияющие на компанию-заемщика, то они привлекаются в поручители. Это снижает риски по кредиту.

Окончательное решение по заявке кредитный комитет выносит только после получения положительного решения от службы безопасности банка.

Действия службы безопасности для устранения проблемной задолженности

При появлении проблем с погашением кредита, сотрудники отдела анализируют и информацию и ищут источники выплаты долга. Ведутся переговоры с заемщиком, проводится разъяснительная работа. При этом в банках используются разные методы решения проблемы, и это зависит от политики банка.

При необходимости производится поиск возможного имущества должника через базу ГИБДД и Единый государственный реестр сделок с недвижимым имуществом. При фактах мошенничества, например, предоставление поддельных документов или недостоверных сведений, сотрудник службы безопасности, как представитель банка, инициирует возбуждение уголовного дела по отношению к заемщику и готовит необходимую информацию для подготовки в юридический отдел.

Требования к сотрудникам

Ошибки в ходе проверки потенциального заемщика могут привести к убыткам со стороны банка в виде непогашенного кредита, потери важной информации, мошеннических действий в отношении банка или потери денежных средств.

Работа в службе безопасности банка доступна только специалистам с высокой квалификацией и большим опытом работы. Поэтому всем известно, как проверяет банк соискателей на должность сотрудника отдела безопасности: изучается не только личная информация, но и ближайшее окружение претендента. Чаще всего в отдел принимают бывших сотрудников правоохранительных органов, юристов и аналитиков.

Смотрите так же:  Как начислить пособие по уходу за ребенком от 15 до 3 лет

Большое значение при комплектовании отдела уделяется знаниям в области права, финансов, навыкам работы с компьютером и умению работать в коллективе.

ЦБ разработал для банков требования к обеспечению защиты информации

Банк России направил на независимую антикоррупционную экспертизу проект положения об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента.

Требования относятся к:

  • информации, подготавливаемой, обрабатываемой и хранимой в целях осуществления банковских операций, определенных в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • информации об осуществленных банковских операциях;
  • информации, содержащейся в первичных документах на осуществление банковских операций, формируемых работниками кредитных организаций (далее – работники) и (или) клиентами кредитных организаций (далее – клиенты);
  • информации, необходимой для идентификации и аутентификации клиентов при осуществлении банковских операций и удостоверения клиентами права на осуществление банковских операций;
  • ключевой информации средств криптографической защиты информации (СКЗИ), используемой при подготовке и осуществлении банковских операций;
  • информации о конфигурации, определяющей параметры работы автоматизированных систем, программного обеспечения, средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, используемых для осуществления банковской деятельности в целях обработки защищаемой информации;
  • информации о конфигурации, определяющей параметры работы технических средств защиты информации, используемых для осуществления банковской деятельности в целях обработки защищаемой информации;
  • информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с пунктом 2.1 положения Банка России от 9 июня 2012 года №382-П.

В документе перечислены уровни защиты информации, которые должны быть обеспечены для различных банков и объектов; мероприятия, которые обязаны проводить кредитные организации (в том числе, например, знакомство клиента с инструкцией по безопасной эксплуатации программного обеспечения, используемого клиентом при осуществлении банковских операций); описан алгоритм действия в различных ситуациях, угрожающих безопасности информации.

При необходимости устранения последствий заражения IT-систем вредоносным кодом банки должны приостанавливать деятельность, отмечается в документе.

Для проведения работ по обеспечению защиты информации банки могут привлекать организации, имеющие соответствующие лицензии.

Независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 17 сентября.

2.6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВ

правила учреждения и закрытия банка;

регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;

порядок отчетности и ее публикации в печати;

процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;

систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;

механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Рассмотрим данные подсистемы более подробно.

Начало и прекращение банковской деятельности. Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии на осуществление банковских операций. Права и обязанности по выдаче лицензии на проведение банковских операций и их отзыву возложены на ЦБ РФ. Новый банк должен быть зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций, которую ведет Центральный банк РФ, и лишь затем вправе выполнять операции.

Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном реестре, который публикуется Центральным банком РФ в официальном издании — «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. В лицензии содержится информация и о том, какие банковские операции может выполнять данная кредитная организация. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Банковский закон, обеспечивая стабильность банковской системе, защищая интересы клиентов, дает возможность Центральному банку РФ предъявить к юридическим лицам, незаконно, без лицензии выполняющим банковские операции, иск:

о взыскании с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций;

о взыскании штрафа в двукратном размере данной суммы в федеральный бюджет;

о ликвидации данного юридического лица.

Если установлено, что противоправные действия по выполнению банковских операций совершают те или иные граждане, то в этом случае они несут соответствующую гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Юридические лица, претендующие на получение лицензии и государственную регистрацию, должны выполнять определенную процедуру: представить в ЦБ РФ конкретный перечень документов, соответствовать требованиям, устанавливаемым к руководству банком, его финансовому положению.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера:

свидетельство об уплате государственной пошлины;

копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости (статья 14 Федерального закона «Обанкахи банковской деятельности»).

Полученные документы рассматриваются ЦБ РФ, решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления перечисленных документов.

При положительном решении в трехдневный срок Центральный банк РФ уведомляет об этом учредителей кредитной организации, выдает им свидетельство о государственной регистрации, требует произвести в течение месяца оплату 100% ее объявленного уставного капитала. Деньги для оплаты уставного капитала перечисляются учредителями на корреспондентский счет кредитной организации в Центральном банке РФ (реквизиты этого счета указаны в уведомлении о государственной регистрации). Лицензия на проведение банковских операций выдается только при предъявлении документов о 100%-ной оплате объявленного уставного капитала.

ЦБ РФ может и отказать в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квали-фикационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, по-нимается:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

несоответствие документов, поданных для государственной реги-страции кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие ЦБ РФ в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Законодательство особо выделяет некоторые особенности государственной регистрации банка с иностранным участием и филиала иностранного банка. Они прежде всего связаны с требованием представления дополнительных документов. Помимо документов, перечисленных в статье 14, иностранное юридическое лицо представляет в ЦБ РФ:

а) сообщение о его решении участвовать в создании кредитного учреждения или открытии филиала на территории России;

б) документ, свидетельствующий о регистрации данного юридического лица, а также балансы за последние три года, заверенные аудиторской организацией;

в) письменное согласие контрольного органа страны его местопребывания на решение участвовать в российском рынке в форме организации соответствующего кредитного учреждения.

Если решение участвовать в создании кредитной организации исходит от физического лица, то оно должно представить подтверждение его платежеспособности от иностранного банка.

В отношении кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков Банк России вправе:

запретить увеличение их уставных капиталов за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов (такой запрет выносится в том случае, если это приводит к превышению квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации); квота, утверждаемая Государственной Думой РФ, определяется как отношение суммарного капитала иностранных участников в уставных капиталах кредитных организаций и капиталов филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных в России;

ограничить осуществление банковских операций (если в соответ-ствующих странах в отношении банков с российскими инвестициями применяются ограничения в процессе их создания и деятельности);

ввести дополнительные требования к обязательным нормативам, порядку представления отчетности, утверждению состава руководства и перечня выполняемых банковских операций, минимальному размеру уставного капитала.

В интересах обеспечения безопасности банковской системы Банк России может отозвать ранее выданную лицензию как у российских банков, так и у филиалов иностранных банков. Это может произойти в случаях, фиксируемых в статье 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а именно:

Смотрите так же:  Осаго дорожает почему

«1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций, предусмот-ренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов недостоверности отчетных данных:

осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «;

неудовлетворительного финансового положения кредитной орга-низации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуж-дении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских опе-раций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия со-ответствующего решения.

Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации».

Регламентация деятельности банка посредством установления экономических нормативов. Безопасность кредитного института во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает определенным экономическим параметрам. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при совершении тех или иных банковских операций. Особенности данных нормативов состоят в том, что они:

могут изменяться в зависимости от экономических условий (о предстоящих изменениях нормативов ЦБ РФ обязан объявить не позднее чем за месяц до их введения в действие; об изменении отдельных из них, например минимального размера собственного капитала, ЦБ РФ уведомляет банки не менее чем за 3 года до момента его введения);

устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами;

имеют особый национальный характер, их перечень, количественные параметры каждого из них отличаются, к примеру, от общеевропейских норм;

фиксируются в специальных методиках ЦБ РФ;

достаточно стабильны (некоторые из них не меняются по несколько лет);

дифференцируются по видам банков.

По действующему в России законодательству в интересах обеспечения экономической устойчивости ЦБ РФ может устанавливать для коммерческих банков следующие нормативы:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банковских учреждений;

предельный размер неденежной части уставного капитала;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу свя-занных заемщиков;

максимальный размер крупных кредитных рисков;

максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

нормативы достаточности капитала;

максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

размеры валютного, процентного и иных рисков;

минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, пред — ставляемыхбанком своимучастникам(акционерам);

норматив риска собственных вексельных обязательств;

норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами и др.

Соблюдение данных нормативов, конкретный расчет которых рассматривается в других главах данного учебника, является обязательным для банков. По их соблюдению судят о том, насколько надежен банк, насколько он безопасен с позиции ЦБ РФ, насколько риски его деятельности безопасны для его клиентов, доверивших ему свои вклады.

Регламентация, исходящая от ЦБ РФ и содействующая безопасности кредитных учреждений, охватывает и другие стороны. Закон обязывает ЦБ РФ устанавливать обязательные для кредитных институтов правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской и статистической отчетности, вправе предъявить квалификационные требования к руководителям исполнительных органов банка, его главному бухгалтеру. Согласно законодательству ЦБ РФ устанавливает контроль за акционерами коммерческого банка, может потребовать информацию об их финансовом положении, деловой репутации, требует уведомления о приобретении другими юридическими или физическими лицами либо их группой более 5% долей (акций) кредитной организации, предварительного согласования в отношении тех, кто Приобретает более 20% долей (акций) данного банка.

Порядок отчетности и ее публикация в печати. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности «обязывает банки составлять и публиковать в открытой печати бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Если банк имеет в собственности более 50% голосующих акций (долей) другой кредитной организации, то он должен представить в ЦБ РФ консолидированную отчетность, включая консолидированные бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Помимо представления отчетности в ЦБ РФ кредитная организация обязана публиковать свой годовой отчет (в форме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках). Данная отчетность публикуется коммерческим банком только после подтверждения ее достоверности аудиторской организацией.

В условиях рынка информация о деятельности банка имеет повышенное значение. По оценкам российских банкиров, кризис доверия, произошедший еще в августе 1995 г. на межбанковском кредитном рынке, был связан и с тем, что весьма поверхностная и зачастую недостоверная информация в печати дезинформировала кредитные учреждения, вуалировала и искажала истинное положение дел. Банки продолжали давать друг другу в долг не на основе подлинного анализа дел у заемщика, а чаще из дружеских расположений, что в конечном счете и привело к «замыканию сети». Невозврат межбанковского кредита в банках, потерявших свою способность выполнять обязательства, привел к «замыканию» всей сети. Межбанковский кредит в московском регионе развалился в считанные дни.

Обсуждая уроки данного развала, пути выхода из кризисной ситуации, банки сами выступили с заявлениями о необходимости расширения информации друг о друге, более тщательной ее проверке ЦБ РФ. Важна при этом не только полнота информации, но и умение ее анализировать. Среди множества причин обвала российской банковской системы в августе-сентябре 1998 г. нельзя не отметить недостаточный анализ информации, осуществляемый Банком России, не сумевшим прогнозировать ход последующих событий, массовое банкротство кредитных учреждений.

Контроль за деятельностью банков. По закону Банк России объявлен, как отмечалось, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Это означает, что Банк России:

взаимодействует с банками, их союзами и ассоциациями;

. • в целях взаимодействия с банками имеет право для изучения отдельных вопросов банковского дела создавать комитеты и рабочие группы;

проводит с банками консультации перед принятием наиболее важных решений нормативного характера;

дает разъяснения по вопросам регулирования банковской деятельности;

осуществляет анализ деятельности банков с целью выявления ситуации, угрожающей интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

Будучи контролером, ЦБ РФ:

не может участвовать в капиталах кредитных учреждений, если иное не установлено федеральным законом;

не несет ответственности по обязательствам кредитных учреждений (за исключением тех случаев, когда ЦБ РФ принимает на себя такие обя-зательства), а кредитные учреждения не несут ответственности по обяза-тельствам ЦБ РФ (за исключением случаев принятия кредитным учреж-дением таких обязательств);

не имеет права требовать от банков выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц — клиентов.

Закон декларирует, что главная цель банковского регулирования и надзора состоит в обеспечении безопасности банковской системы, поддержании ее стабильности, защите интересов вкладчиков и кредиторов.

Контрольные функции ЦБ РФ осуществляет либо непосредственно, либо через специально создаваемый при нем орган банковского надзора (о чем принимается решение Совета директоров). Сама проверка банков и их филиалов проводится уполномоченными Советом директоров представителями ЦБ РФ либо по его поручению аудиторскими фирмами.

Объектом контроля являются:

соблюдение федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;

полнота и достоверность информации, предоставляемой Банку России.

Порядок проверки кредитного учреждения устанавливается Советом директоров ЦБ РФ. При выявлении тех или иных нарушений в де-ятельности коммерческого банка (законов, положений, представления неполной или недостоверной информации) ЦБ РФ вправе:

потребовать от коммерческого банка устранения выявленных нарушений;

взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала;

ограничить проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае, если коммерческий банк не устранил в установленные сроки

выявленные нарушения, а также если эти нарушения создали реальную опасность для интересов вкладчиков, санкции ЦБ РФ усиливаются. В этом случае ЦБ РФ дано право:

произвести взысканиея штрафа с такого банка в размере до 1% от оплаченного уставного фонда, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

потребовать от коммерческого банка:

а) осуществить мероприятия по своему финансовому оздоровлению, включая коррективы в структуре активов;

б) заменить своего руководителя;

в) провести реорганизацию банка;

ввести для данного банка несколько иные обязательные экономические нормативы на срок до 6 месяцев;

запретить банку на срок до года открывать филиалы и осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные лицензией;

на срок до 18 месяцев назначить временную администрацию по управлению данным банком;

отозвать лицензию на проведение банковских операций.

В сентябре 1995 г. 138 московских банков были предупреждены об отзыве банковской лицензии, по 79 коммерческим банкам было принято решение об ее отзыве, около 70 банков работали в условиях ограничений, установленных Банком России. На 1 января 1999 г. у 1004 кредитных организаций отозвана лицензия на осуществление банковских операций за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банком России. В 702 кредитных организациях были назначены конкурсные управляющие.

Смотрите так же:  Адвокат самсоновой

Система предупреждения кризиса банка и его оздоровления. Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:

осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на по-крытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком России;

организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, исходящих из самого ком-мерческого банка, Банк России может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном

Для этого используются специальные индикаторы, показатели, рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых кредитными учреждениями.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов. В современных условиях механизм, обеспечивающий защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования, в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно.

Банковская монополия и взаимоотношения банков друг с другом и внешней средой. Регулирование взаимоотношений коммерческого банка относится к фундаментальным вопросам банковского законодательства. Оно охватывает вопросы банковской монополии, взаимоотношения банков с клиентами и друг с другом.

Организация службы безопасности банка

Источниками правового регулирования возникновения и функционирования службы безопасности банка служат Конституция РФ и ряд других законов, а также нормативные правовые акты ведомств и Банка России и внутренние (локальные) нормативные акты кредитных организаций.

Конституция РФ гарантирует защиту частной собственности; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» регламентирует порядок учреждения и функционирования коммерческого банка как субъекта, владеющего частной собственностью; нормы УК РФ устанавливают уголовную ответственность за деяния, с которыми призвана бороться служба безопасности; нормы УПК РФ регламентируют порядок использования в уголовном судопроизводстве данных, полученных службой безопасности; положения ГК РФ и трудового права устанавливают порядок и процедуры использования материалов, добытых службой безопасности.

Служба безопасности банка создается в качестве одного из структурных подразделений кредитной организации в порядке, предусмотренном ГК РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Правовым основанием для функционирования службы является положение о структурном подразделении банка (службе безопасности, службе защиты интересов и т.п.). Названный документ утверждается советом директоров или исполнительным органом банка в зависимости от полномочий, зафиксированных в уставе (подп. 13 п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

В последнем случае служба безопасности организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами кредитной организации. Ее создание начинается с внесения соответствующего раздела в устав банка и разработки и принятия внутреннего нормативного акта – устава (положения) о службе безопасности банка, которым регламентируются цели и задачи службы, организация ее деятельности, требования к руководителю и сотрудникам, их права и обязанности. Положение о службе безопасности банка утверждается советом директоров банка. Руководитель службы безопасности назначается и освобождается от должности органом управления банка.

Штатный состав службы безопасности комплектуется на основе заключения трудовых договоров с лицами, способными по своим личным и деловым качествам, образованию, профессиональным навыкам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Квалификационные требования к руководителю подразделения и его сотрудников разрабатываются и принимаются самим банком.

Наряду со штатными подразделениями банк может создавать нештатные структуры службы безопасности в виде временных или постоянных комиссий из сотрудников других структурных подразделений, выполняющих экспертные и контрольно-ревизионные функции (комиссии по защите банковской тайны, проверке конфиденциального делопроизводства, проведению внутреннего (служебного) расследования нарушения требований банковской безопасности и др.). Деятельность внештатных структур службы безопасности не относится к числу лицензированных.

Детальное нормативное регулирование целей и задач деятельности службы безопасности, порядка и форм ее выполнения с учетом особенностей банковской сферы осуществляется путем принятия внутренних (локальных) нормативных актов банка (специальных инструкций, других нормативных документов), которые разрабатываются банком в соответствии с законодательством. Подготовленные документы должны зафиксировать следующие обязательные положения.

Основные цели службы безопасности заключаются в обеспечении безопасности имущества и инфраструктуры банка от противоправных посягательств и необоснованных притязаний в гражданско-правовой сфере.

Основными направлениями деятельности службы безопасности являются:

  • • обеспечение безопасности банковских операций;
  • • обеспечение охраны имущества (включая деньги и приравненные к ним ценности), зданий, помещений, оборудования, технических средств обеспечения банковской деятельности;
  • • защита информации (банковской, коммерческой, налоговой тайны, иных сведений ограниченного доступа, компьютерной информации) и информационной инфраструктуры;
  • • защита системы кадрового обеспечения банка;
  • • обеспечение личной безопасности руководства банка;
  • • организация взаимодействия с правоохранительными органами в сфере обеспечения банковской безопасности;
  • • разработка и реализация мер профилактики противоправных посягательств на интересы банка.

Основные функциональные обязанности службы безопасности включают в себя;

  • 1) осуществление проверочной деятельности в целях:
    • • оценки надежности и кредитоспособности предполагаемых клиентов, выявления в их действиях признаков противоправных посягательств на интересы банка при подготовке и совершении банковских операций, принятия мер по предупреждению готовящихся противоправных посягательств либо к возмещению причиненного ими вреда (в случае совершения);
    • • выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств на безопасность банковских операций, на имущество и инфраструктуру банка (включая информацию ограниченного доступа и компьютерную информацию, систему кадрового обеспечения) со стороны лиц, не являющихся клиентами банка;
    • • подготовки полученных материалов о готовящихся или совершенных противоправных посягательствах к направлению в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 140 УПК РФ;
    • • участия в следственных действиях и судебном разбирательстве по возбужденным уголовным делам в качестве представителя банка (в случаях признания последнего потерпевшим (ст. 42 УПК РФ) или гражданским истцом (ст. 44 УПК РФ));
    • • направления правоохранительным органам в соответствии со ст. 74 УПК РФ информации, могущей иметь отношение к расследованию по возбужденным уголовным делам;
    • • розыска лиц, совершивших посягательства на интересы банка или подозреваемых в их совершении, а также принятия в пределах своей компетенции мер по возмещению нанесенного банку ущерба;
    • • выяснения биографических и других характеризующих данных в отношении лиц, заключающих трудовой договор с банком или оформляющих допуск к работе с денежными средствами (их эквивалентами) и охраняемой информацией;
    • • выявления в действиях сотрудников банка фактов грубых нарушений порядка обеспечения безопасности банка (требований безопасности), установленного внутренними нормативными актами, подготовки предложений о наложении на этих лиц дисциплинарных взысканий (включая расторжение трудового договора);
  • 2) организацию и осуществление контроля за соблюдением режима ограничения доступа персонала в помещения, предназначенные для хранения и обработки денег и других ценностей, документов ограниченного доступа, обработки, хранения и передачи компьютерной информации;
  • 3) осуществление деятельности по защите информации банка путем:
    • • закрытия свободного доступа к сведениям ограниченного доступа, составляющим банковскую, коммерческую, налоговую тайну, и иным видам охраняемой информации и их защиты от посторонних;
    • • организации конфиденциального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений ограниченного доступа, а также свободный доступ посторонних к компьютерной информации и информационной инфраструктуре банка;
    • • организации работы по административной и инженерно-технической защите сведений ограниченного доступа, а также компьютерной информации и информационной структуры банка;
    • • выявления и перекрытия возможных каналов утечки сведений ограниченного доступа, циркулирующих в технических средствах и помещениях банка;
  • 4) осуществление деятельности нормативного характера в целях разработки и принятия организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок создания и функционирования систем:
    • • собственной безопасности банка;
    • • защиты информации банка;
    • • пропускного и внутриобъектного режимов банка;
    • • личной безопасности руководства банка;
  • 5) разработку и реализацию мер предупреждения противоправных посягательств на интересы банка, а именно:
    • • изучение причин и условий, способствующих совершению противоправных посягательств в банковской сфере;
    • • выявление наиболее уязвимых объектов обеспечения безопасности банка, оценку степени их защищенности от угроз противоправного посягательства;
    • • разработку средств и методов повышения надежности защиты конкретных участков деятельности банка.

Другие публикации:

  • Приказ фссп о награждении Приказ Федеральной службы судебных приставов от 9 августа 2017 г. № 374 “О внесении изменений в приказы Федеральной службы судебных приставов по вопросам единовременного поощрения при награждении ведомственными наградами Федеральной службы судебных приставов […]
  • Мировой суд в новогиреево Мировые судьи (Перовский суд), Новогиреево, с/у 288, 289 Судебный участок мирового судьи №288 Мировой судья: Яковлева Ольга Николаевна Телефон для справок: 8 (495) 465-12-18 Телефон судебного участка: 8 (495) 465-26-95ф E-mail: [email protected] Режим […]
  • Приказ мо 670 от 2019 Приказ Министра обороны РФ от 27 января 2010 г. N 42 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80" (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 27 января 2010 г. N 42"О внесении изменений в приказ Министра […]
  • Моему сыну 4 года алименты Алименты на ребенка от второго брака Выбор категории Выплата алиментов на ребенка от первого брака, если появился ребенок во втором браке Бывший муж женат второй раз. От первого брака со мной у нас есть общий ребенок, на которого я получала алименты в […]
  • Приказ минобрнауки 355 от 28092009 Приказ Минобрнауки РФ от 28.09.2009 N 354 (ред. от 21.02.2012) Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2009 г. N 354 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ […]
  • Закон о банкротстве 2010 Внесены изменения в отдельные статьи закона о банкротстве Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона […]

Вам также может понравиться