Требования к научно-практической конференции

Требования к оформлению материалов конференции

Материалы, поданные на конференцию, должны содержать новые результаты и быть конкретными. Их объём — желательно одна или две полные страницы текста, формата А4 в Word.

Перед набором текста настройте указанные ниже параметры текстового редактора:

      • Размер бумаги: А4 (210 х 297);
      • Поля: верхнее, нижнее, левое, правое — 2 см;
      • Колонтитулы: верхний — 0,5 см, нижний — 2 см;
      • Ориентация: книжная;
      • Колонки: 2 колонки , ширина колонок — 8 см, промежуток между колонками — 1 см;
      • Шрифт: Times New Roman;
      • Высота шрифта: 9 пт;
      • Первая строка: отступ на 0,75 см;
      • Межстрочный интервал: одинарный;
      • Выравнивание: по ширине.

Рисунки, блок-схемы, диаграммы вставляются как объекты «Рисунок Microsoft Word». Положение рисунков устанавливается «В тексте». Вне зависимости от размеров, рисунки задаются в отдельных абзацах, без обтекания текстом. В параметрах абзаца, в положении на странице ставится галочка «Не отрывать от следующего». Текст на рисунках, диаграммах должен четко отображаться, шрифт Times New Roman, не менее 9 пт. Подрисуночные подписи оформляются шрифтом Times New Roman, размер 9 пт, курсив. Выравнивание абзаца задается по центру, без абзацного отступа.

Положение о школьной научно-практической конференции школьников

Положение о школьной научно-практической конференции школьников

Общие положения
Школьная научно-практическая конференция школьников (далее — Конференция) является ежегодной и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов-предметников.

Цель конференции:
демонстрация и пропаганда научно-исследовательских достижений школьников, привлечение общественного внимания к формированию и развитию интеллектуального потенциала.

Задачи конференции:
— выявление талантливых, одаренных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности, оказание им поддержки;
— вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность;
— содействие профессиональной ориентации школьников;
— развитие навыков самостоятельной работы с научными трудами, документами, архивными материалами;
— формирование навыка публичного выступления;
— популяризации интеллектуально-творческой деятельности учащихся;

Руководство конференцией
Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет (Оргкомитет). В состав оргкомитета входят директор школы, заместитель директора школы по УВР, руководитель школьного научного общества учащихся, руководители ШМО (Приложение 1)

Участники конференции.
В школьной научно-практической конференции школьников принимают участие все желающие 1-11 классов.

Организация, содержание и порядок проведения конференции.
1. Конференция проводится в образовательном учреждении 6 февраля 2015 г.
2. Заявку на участие в школьном туре НПК сдать в учебную часть не позднее 4 февраля 2015 г. Не позднее 17:00 часов 4 февраля 2015 г. в оргкомитет необходимо предоставить следующие материалы:
— печатный и электронный варианты исследовательской (творческой) работы (требования к электронному варианту см. приложение№6);
3. По результатам проведения школьной НПК оформляется протокол.
4. На защиту работы отводится 15 минут (10 минут на защиту работы и 5 минут на вопросы членов жюри и всех присутствующих по теме сообщения). В сообщении докладчика должны быть освещены следующие вопросы:
• название работы, авторский коллектив;
• актуальность данной проблемы;
• краткая характеристика литературы вопроса, методика исследования;
• основное содержание работы (кратко);
• основные результаты и выводы;
• практическое значение работы.

Критерии защиты работы для оценки жюри:
№ Критерии
1 Эрудированность автора
2 Логика изложения, убедительность рассуждения
3 Оригинальность мышления, аналитичность выступления

Порядок подведения итогов и награждения
1. По окончании защиты работ проводится заседание жюри. По каждой работе члены жюри высказывают свое мнение. На основании голосования определяются победители и призеры Конференции.
2. По результатам школьного тура членами жюри определяются работы для участия в муниципальном туре.

Приложение 1
Состав оргкомитета
:
Евдокимова И.К. – иректор школы
Ишкова Г.И. заместитель директора школы по УВР
Михайлова О.В., заместитель директора школы по УВР
Осмоловская И.М., научный консультант, зав.лабораторией дидактики
Грачева Л.Е., руководитель ШМО учителей математики, информатики
Межлумян Г.В., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
Майорова Н.Я, руководитель ШМО учителей естественнонаучного цикла
Мухамедьярова Е.В., руководитель ШМО учителей начальных классов
Черненко Ю.И., руководитель ШМО учителей развивающего цикла

Приложение 7
Критерии оценки исследовательских работ научно-практической конференции

Приложение 5
«Нормы и требования к процессу и результату учебно-исследовательской деятельности школьников:
организационные аспекты»

Типы аналитических и исследовательских работ школьников
Реферат — представляет на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы).

Критерии оценки реферата:
Наличие и ясность формулировки познавательного вопроса
Количество используемых литературных источников (наличие ссылок); наличие ссылок на Интернет-ресурсы
Качество использования цитат (правильность оформления ссылки, уместность и логичность применения цитат, объем цитаты не более одного абзаца)
Наличие анализа использованных источников
Проведена систематизация работ других авторов.
Исследовательский реферат — содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения работ других авторов, выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы.

Критерии оценки исследовательского реферата:
Критерии реферата

Проведено обобщение работ других авторов
Сформулирована проблема в одной из следующих форм:
знание о том, что мы не знаем
отсутствие на данный момент средств, устраняющих препятствие в деятельности и мышлении.
столкновение двух внутренних непротиворечивых знаний об одном и том же.
Приведено обоснование правдоподобности гипотезы (частичное подтверждение)
Наличие плана исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач.
Исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведенного исследования, результата, вытекающего из проведенного исследования.
Критерии оценки исследовательской работы:
критерии оценки исследовательского реферата
обоснованность полученного результата
новизна полученного результата
Проектно-исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения полученного результата.
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
критерии оценки исследовательского реферата
критерии оценки исследовательской работы
обоснованность применения полученного результата
практическая значимость полученного результата


Приложение 6
Требования к оформлению электронных версий исследовательских работ школьников

Файл, содержащий весь текст работы, представляется в электронном виде (формат МS Word 97-2003, RTF).
Титульный лист (первая страница):

Полное название темы работы
Тип работы исследовательский реферат
или исследовательская работа
или проектно-исследовательская работа (выбрать что-то одно)
Возрастная номинация 1-4 класс, 5-8 класс, или 9-11 класс
Фамилия имя автора, учащийся, но не более 2 человека
Территория г.Реутов
Место учебы Полное название образовательного учреждения
Класс
Руководитель Фамилия, имя, отчество, место работы, должность, контактный телефон

Основная часть работы
Основная часть раскрывает основное содержание, начинается с третьей страницы.
1. Введение:

— актуальность темы работы (почему важно исследовать эту тему, чем она значима сейчас; желательны ссылки на авторитетные работы, на мнение экспертов);
— постановка и формулировка проблемы (в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие каких-либо знаний и одновременно потребность в них);
— разработанность исследуемой проблемы: известные знания, положенные в основание данной работы (содержит ссылки на аналогичные работы, то есть обзор литературы по данному вопросу).

2. Основное содержание:
— цель (то, что предполагается получить по окончании работы). Целей не может быть много – одна или две. Цель должна быть проверяема, конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение, поиск и т.п.).
— основные задачи отражают последовательность достижения цели; под задачами понимается то, что необходимо сделать, чтобы достичь намеченной цели (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить). К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
— методы и методики решения основных задач (те способы деятельности, которыми Вы пользовались, чтобы разрешить поставленные задачи).
— Результаты (подробное описание всех полученных результатов, которые соответствуют поставленным выше задачам. По каждой задаче может быть получено один или несколько результатов).
3. Заключение:
— Выводы, которые содержат краткие формулировки основных полученных результатов (соответствуют количеству задач), содержат описание возможности продолжения исследования;
— Возможная область применения (если есть): приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения.
— Список литературы завершает работу, не более 1 страницы. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе подготовки работы, обязательно со ссылкой в тексте работы.

V Международная научно-практическая конференция школьников
« Зимний школьный марафон »

Организаторы конференции:

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова
ЦНС «Интерактив плюс»

Приглашаем учащихся 1–11 классов общеобразовательных школ России и стран СНГ принять участие в V Международной научно-практической конференции школьников «Зимний школьный марафон». Участие в конференции также могут принять обучающиеся учреждений дополнительного образования детей (УДОД). Участники Конференции могут представить работы, выполненные как самостоятельно, так и под руководством педагогов.

Конференция проводится с целью создания условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников, вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность, содействия их профессиональной ориентации.

Для участия в Конференции принимаются творческо-исследовательские работы (исследования, описание практических опытов, творческие работы собственного сочинения), соответствующие направлениям конференции.

Требования к оформлению исследовательской работы для НПК

Столичный учебный центр
г. Москва

к оформлению и содержанию исследовательской работы

Титульный лист является первой страницей работы, но цифра на нем не ставится, также недопустимы рисунки и другие иллюстрации.

Вверху по центру

Название учебного заведения.

( В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.)

Название работы (большими буквами).

(Тема не заключатся в кавычки и само слово “тема” не пишится. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчивости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Смотрите так же:  Документы необходимые для начисления пособия до 1 5 лет

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, учебно-исследовательская работа по истории.)

Данные об авторе.

(Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество)

Данные о руководителе.

Внизу по центру

Название населённого пункта.

Год написания работы.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Название всех глав, разделов с указанием номеров страниц.

(Оглавление следует за титульным листом по схеме: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения (с указанием номеров страниц). Страницы нумеруются с титульного листа и заканчиваются приложениями в правом нижнем углу. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.)

Введение(не более 2 страниц)

Актуальность исследуемой проблемы.

Цели и задачи исследования.

Краткое описание структуры работы.

(Во введении содержится постановка проблемы, кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи, указываются объект и предмет исследования, избранный метод (или методы) исследования. Объем введения не должен превышать 2-3 страниц.)

Основная часть(не более 10 страниц)

Состоит из теоретической и практической частей. Автор делает ссылки на авторов и источники использованных материалов.

В конце каждой главы делают выводы. В выводах повторяется то, что было сказано в главе.

(В основной части работы приводится методика и техника исследования, раскрываются понятия рассматриваемые в работе, даются сведения об объеме исследования и описание практической работы, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Главы нумеруются по порядку. Каждая глава начинается с нового листа и сопровождается выводами. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.)

Выводы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Автор указывает свой личный вклад.

(Заключение не должно дословно повторять выводы по главам, а формулирует выводы по результатам исследования и степень достижения цели работы, обозначает перспективы. Важнейшее требование к заключению — его краткость (1-3 страницы) и обстоятельность.)

В алфавитном порядке указывают публикации, издания и источники, издательство ,город, общее число страниц.

(В конце работы приводится список использованых источников и литературы (библиографический список, не менее 3-5). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник. В список включаются все использованные автором источники (архивные материалы, газетные публикации, издания), монографии, научные труды, независимо от того, где они опубликованы, а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включённые в список произведения или последние не цитировались автором в ходе работы. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники, сайты. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.)

Содержит данные, на основании которых проводилось исследование, таблицы, схемы, рисунки, фотографии .

(В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Все цитаты, факты, доказательства, цифры, приводимые в работе, должны иметь указания в виде сносок на те материалы, откуда они заимствованы. Два способа оформления сносок:

1 способ — постранично (все приводимые цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами, начиная с 1, а в конце страницы после черты — фамилия, инициалы , название, место издания, год, страница. Например: Монтень М. Опыты. М.,1991.С.122.

2 способ — все ссылки нумеруются по порядку, начиная с 1, полный список ссылок дается в приложении.)

Текст работы должен быть аккуратно напечатан. Работы, написанные от руки, не принимаются. Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 30 страниц (без учета приложений) печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц. Шрифт основного текста работы должен быть 14 пунктов, ненаклонный. Интервал между строк – 1,5-2. Для заголовков разрешается использовать шрифты до 28 пунктов. Гарнитура шрифта — семейства Times New Roman. Работы реферативного характера не принимаются. Размер полей: левого – 30мм, правого – 10мм, верхнего – 20мм, нижнего – 20мм. При изменении размеров необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40мм.

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах.

При формулировании цели могут быть использованы глаголы

При формулировании задач –

(Задач исследования не должно быть слишком много (3-5).)

Задачи исследования определяют его методы и методики, т.е. приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся:

 анкетирование интервью, и т.д.

В заключении исследования автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Например, если задачи исследования сформулированы словами “проанализировать”, “описать”, “выявить”, “установить”, то результаты приводятся в следующей форме: “В ходе данного исследования был проведен анализ. выявлено. определено. установлено. ”

Форма представления исследовательских работ учащихся на научно-практическую конференцию

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением (Приложение 1).

Презентация, слайд 2.

Доклад

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду.

Требования к стендовому докладу

  • Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
  • Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
  • Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
  • Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада:

  • Цели и задачи работы.
  • Описание сделанного в процессе исследования
  • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
  • Основные результаты и выводы.
  • Благодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло рассмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

  • составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
  • выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждения. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

  • описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
  • краткие данные о методике исследования;
  • анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  • выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
  • ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Смотрите так же:  Регистрация ооо в симферополе

Структура научного отчета:

  • Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
  • Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.
  • Характеристика применявшихся методов исследования.
  • Описание результатов исследования.
  • Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
  • Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой:

  • краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п;
  • доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами

Презентация, слайд 3.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом.

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знание. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника над рефератом будет обеспечена только в этом случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма в неурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер – не каждый ученик даже при поддержки педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения рефератов.

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой.

4. Структура реферата. Презентация, слайд 4.

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

  • введение;
  • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
  • заключение;
  • список источников ;
  • приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радио передач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата.

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата.

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

  • содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);
  • оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);
  • представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Оформление работы

Презентация, слайд 5.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии.

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»)

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводится все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержаться цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, С. 65].

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

Общие правила оформления текста исследовательской работы

Презентация, слайд 6.

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

  • размер шрифта 12 – 14, Times New Roman, обычный;
  • интервал между строк – 1,5 – 2;
  • размер полей: левого – 2 см, правого – 1 см, верхнего, нижнего – 2 см.

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же страницы, к которой они относятся через один интервал более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должны быть равны 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Информационные технологии в ходе подготовки учащихся к научно-практической конференции

Ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека”. [4] Именно в школе необходимо выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Подготовка и участие в научно- практической конференции дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “ знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. [3] В ходе исследовательской деятельности у учащихся расширяется кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки, повышается уровень знаний и эрудиции.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой. Немаловажную роль играет наличие опыта научной, исследовательской работы, интерес к ней у учителя – руководителя исследовательской деятельностью учеников, его стремление передать свой опыт и знания детям. Мною, в ходе сдачи кандидатских экзаменов в аспирантуру, были написаны и защищены рефераты по философии и немецкому языку. В Республиканской библиотеке в г. Москве и диссертационном зале в г. Химки были собраны материалы для работы над диссертацией по теме “Трансформация российской политической элиты”. Также определенную роль сыграл опыт преподавания политологии и социологии в педагогическом институте г. Лесосибирска

Смотрите так же:  Приказ о создании комиссии по антикоррупционной деятельности в школе

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, для этого необходимы, как определенный уровень знаний, умений, так и наличие таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, любознательность. Важным моментом является выбор, как темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.

На начальном этапе работы составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. “ Логичный, правильно построенный план – половина успеха”. [3] Научный руководитель на систематических консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. На этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы.

Главное — формулировка проблемы и выдвижение гипотезы.

Одним из требований членов комиссий на научно – практических конференциях является наличие в работах учащихся четко сформулированных предмета и объекта исследования. Это является для них крайне сложным делом и здесь становится важным умение научного руководителя помочь им в этом. Практика показывает, что зачастую отсутствуют единые требования к представленным учащимися работам на всех уровнях: учебного заведения, городской, краевой конференции.

На организационно-исследовательском этапе расписывается последовательность выполнения исследования, отбирается необходимая вторичная информация, собирается и обрабатывается первичная информация (не существующая до начала работы). Как правило, требуется помощь в четкой формулировке вопросов для анкетирования, опроса или интервью, в выборе вариантов диаграмм, графиков и схем. Заключительный этап работы над темой включает в себя формулировку выводов, сопоставление полученных результатов с поставленными задачами, определение практической значимости исследования.

Сегодня важно научить ученика самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Очень важным является умение учителя помочь учащемуся использовать ресурсы Интернета, как интерактивную систему. [1] Учитель всегда должен быть готов придти на выручку, если ученику понадобится помощь или консультация. В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.

В ходе подготовки к научно- практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями — от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), но и компакт — диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Критерии оценки полученных сведений — полнота, достоверность, четкость изложения. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие.

Мною в 2001 – 2005 г.г. разработаны и выполнены в ходе подготовки к научно-практической конференции работы по следующим темам:

  • “ История российских кадетских корпусов”,Ахмадеев Д., учащийся 7 класса, 2001 год, выступление на межкорпусной конференции в Красноярском кадетском корпусе.

В 2000 2001 учебном году в кадетском корпусе обучались дети 5- 8 классов. Участие в конференции – дело добровольное. Ученик должен увлечься избранной темой и работой над ней. Это была первая межкорпусная конференция, проводимая в г. Красноярске. Опыт ученика такого возраста работы с литературой, с компьютером, выступлений перед большой аудиторией – небольшой.

  • Изменение социальной структуры современного российского общества”,ученик 8 класса Георгиев А., 2002 год, результат – первое место, выступление на межкорпусной конференции в г. Красноярске.[Приложение 1.]

Даже если тема исследования выбрана в рамках изучаемых курсов, но знаний, жизненного опыта ученику не хватает, чтобы аргументировано ответить на вопросы членов комиссии.

  • “ Причины преступности несовершеннолетних”,работа ученика 10 класса Погодаева Е., 2003 год, первое место в Лесосибирском кадетском корпусе, первое место на межкорпусной конференции в г. Красноярске.[Приложение 2]

Во время работы над данной темой защита и представление работы в виде компьютерной презентации еще не вошли в практику, поэтому применение компьютера на завершающем этапе ограничилось набором текста, его редактированием, сканированием диаграмм в приложения. [6]

  • “ Преемственность и особенности развития кадетских корпусов в России”,выполнил учащийся 11 класса Никулин Э., 2004 год, занявший первое место на НПК в корпусе, а также на городской научно – практической конференции в г. Лесосибирске — первое место. Результатом выступления на краевой НПК в г. Красноярске стал специальный приз – публикация в сборнике научных статей тезисов работы Никулина Э.[Приложение 3.]

Особенно удачным, на мой взгляд, было оформление результатов проведенной работы и ее защита по этой теме, которая сопровождалась демонстрацией презентации.

  • “ Мужество и героизм советских воинов как главный фактор победы в Великой Отечественной войне”,работа учащихся 9 класса Белозерова А., Хмелева В., выступление на межкорпусной НПК в г. Красноярске на секции “ История и обществознание”. [Рисунок 1]

Изучение информатики дает свои результаты к 9-10 классам.

Учащиеся могут оформить презентацию под руководством учителя. За научным руководителем остается определение содержания материалов, иллюстраций, диаграмм, размещенных на слайдах, монтаж презентации. Как диаграммы, так и сама презентация оформляется в программе Point Word. Уровень владения учителем компьютерными технологиями играет свою роль во время оформления исследовательской работы и ее презентации.

Заключение содержит основные выводы, определение практической значимости результатов исследования. [Приложение 4] Презентация помогает сконцентрировать внимание на наиболее важных, актуальных проблемах исследования, дает возможность ярче и нагляднее выразить свою позицию по исследуемой проблеме. Только компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и впечатляющей.

Трудно не согласиться с Н. И. Дереклеевой, которая в своей работе подробно описывает организацию и работу школьного научного общества по приобщению учащихся к научно – исследовательской деятельности ( посещение выставок, участие в конкурсах знатоков науки, интеллектуалов). Психологическая служба при помощи тренингов, коррекционных занятий призвана помочь развить учащимся коммуникативные умения. Все это способствует большей уверенности в себе во время выступления перед аудиторией.[2]

Если же подобная систематическая работа не ведется, то подготовка и участие того или иного ученика в научно — практической конференции является случайным, единовременным явлением.

Моя работа по развитию у школьников исследовательских умений с широким использованием информационных, компьютерных технологий в 2005-2006 учебном году продолжается. Учащийся 7 класса выразил желание заняться проблемами развития родного корпуса, ученица 11 класса гимназии г. Лесосибирска начала сбор материалов по теме “Проблемы формирования правовой культуры школьников”. Надеюсь, что и на этот раз мой опыт и знания дадут свои результаты.

Список использованной литературы

  • Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории”// ПИШ 2002 № 5.
  • Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе. – М.: Вербум — М.2001 ( с.18)
  • Лазаревич К. Как писать научную работу.// БШ 2002 № 10.
  • Мязотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации, М.: ООО.” Чистые пруды”, 2005,(с. 4.)
  • Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников// Право в школе 2004 №1.
  • Самылкина Н.И. Методика преподавания темы “ Технология обработки текстовой информации”.// Информатика 2005 № 6.
  • Другие публикации:

    • Песня о следователе следственного комитета Конкурсное задание ежегодного конкурса Следственного комитета Российской Федерации «Юный следователь» Конкурсное задание включает в себя исследовательскую работу, эссе, викторину. I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Темы на выбор: 1. «Образ следователя в […]
    • Как оформить титульний лист Как оформить титульний лист Аспирантура.РФ Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее--> Что такое аспирантура Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее--> Аспирантуры Москвы и России ВУЗы с аспирантурой. Формы […]
    • Образец заполнения заявления на снятие с учета транспортного средства Образец заявления в ГИБДД о снятии автомобиля с учета Заявление в ГИБДД о снятии автомобиля с учета является одним из основных документов для продажи личного авто, утилизации или будет вывезен за пределы России. Для правильного и точного заполнения заявления […]
    • Судебная практика по публичным сервитутам Судебная практика по публичным сервитутам Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
    • Заявление на лидерку грув Eternity Project Заявление на лидерство [Ghetto] Нравится Не нравится Гость_Niccola_Ossi_* 15 авг 2016 Требования:? Иметь игровой уровень выше 10. Знание правил сервера. Онлайн более 5 часов в сутки. Возраст более 15 лет.? Отыгровка на сервере […]
    • Учебное пособие word 2007 Электронная книга Microsoft Word 2007 - это просто! Бесплатная электронная книга "Microsoft Word 2007 - это просто!" Бесплатная электронная книга (eBook) Microsoft Word 2007 - это просто! предназначена для студентов и школьников, а также для всех […]

    Вам также может понравиться