Требования к кандидату на должность аудитора

Статья 7. Требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов

Статья 7. Требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

1. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

2. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

3. Законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для должностных лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность председателя, заместителя председателя или аудитора контрольно-счетного органа в случае:

1) наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

Информация об изменениях:

Часть 4 дополнена пунктом 5 с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 559-ФЗ

5) наличия оснований, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 559-ФЗ

5. Граждане, замещающие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 559-ФЗ

6. Граждане, замещающие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

7. Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

1.4. Квалификационные требования к аудиторам

Аудиторская деятельность и ее регулирование. Аттестация и лицензирование

Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права занятия определенных должностей или работы в определенной области. Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.

Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании соответствующего заявления:

а) для аудитора, работающего самостоятельно, – квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;

б) для аудиторской фирмы – учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

Сбор за выдачу лицензии лицам, работающим самостоятельно, без образования юридического лица, – 30-кратный размер установленной законодательством Российской федерации минимальной месячной оплаты труда, за выдачу лицензий аудиторским фирмам – 150-кратный размер минимальной месячной оплаты труда. Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) представления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой административное наказание в виде изъятия полученных в результате незаконной деятельности доходов и штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

Состав квалификационных требований

Лицо, претендующее заниматься аудиторской деятельностью (претенденты), обязаны сдать квалификационные экзамены (пройти аттестацию). Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Минфина России. Претенденты представляют в ЦАЛАК Минфина России через УМЦ пакет необходимых документов.

Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются неявившимися. Решение о новом направлении на экзамены выносит ЦАЛАК Минфина России.

Претенденты сдают квалификационные экзамены в УМЦ в письменной форме. Экзамены проводятся в течение двух дней и состоят из тестирования (3 академических часа), включающего 50 вопросов (по 10 из каждых пяти разделов Программы), и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (5 академических часов), включающим по одному вопросу каждого раздела Программы. Результаты квалификационных экзаменов претендентам объявляются экзаменационной комиссией не позднее двух дней после их проведения.

Для получения квалификационного аттестата аудитора претендент отвечает на вопросы из нескольких разделов, включающих следующие темы:

Раздел 1. Основы правового регулирования имущественных отношений

знать общие положения законодательства, а также состав субъектов гражданского права, государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права;

описать объекты гражданских прав, виды сделок, порядок осуществления гражданских прав и исполнения гражданско-правовых обязанностей, способы защиты гражданских прав;

понимать сущность термина гражданско-правовая ответственность, сущность права собственности и иных вещных прав;

знать сроки в гражданском праве, обязательства, состав гражданско-правового договора, а также отдельные виды обязательств.

Раздел 2. Бухгалтерский учет и отчетность

Претендент должен продемонстрировать знание основ бухгалтерского учета, а также порядка учета долгосрочных инвестиций, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия, издержек производства и обращения, выпуска продукции (работ, услуг) и их реализации, реализации товаров, денежных средств, текущих обязательств и расчетов, внешнеэкономической деятельности организаций и операций в иностранной валюте, финансовых результатов и использования прибыли, капитала и резервов, кредитов банка и заемных средств, средств целевого финансирования.

Смотрите так же:  Нотариус в кайеркане

Претендент помимо перечисленного должен знать порядок инвентаризации имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок учета отдельных операций и ценностей, не принадлежащих предприятию, а также особенности бухгалтерского учета на малом предприятии.

Раздел 3. Налогообложение юридических и физических лиц

Претендент обязан знать налоги и налоговую политику, налоговую систему Российской Федерации, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, структуру налоговой декларации и порядок налогового контроля, состав налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, особенности начисления и уплаты основных налогов, таможенных и государственных пошлин, акцизов.

Раздел 4. Финансы предприятий

Претендент должен знать сущность финансов и финансового механизма предприятия, основные аспекты финансового менеджмента, его содержание и механизм функционирования, задачи финансового анализа и его роль в управлении предприятием.

Отдельное относится к тому, чтобы претендент мог описать процесс управления основным капиталом, оборотным капиталом, знал источники и состав денежных доходов предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности, денежный оборот и систему расчетов на предприятии, а также умел диагностировать финансовое состояние, рассчитывать ликвидность и платежеспособность предприятия, осуществлять финансовое планирование на предприятии.

Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые претенденту в рамках раздела 5. Аудит.

Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

В рамках данной темы претендент обязан раскрыть сущность аудита и его экономическую обусловленность, описать цели и задачи аудита, связать аудит с другими формами экономического контроля. Знать историю возникновения, становления и развития аудита в России, виды аудита, а также основные услуги аудиторских организаций.

Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности

Данная тема предъявляет претенденту требования к знаниям в области правовых основ аудиторской деятельности, независимости аудита, прав и обязанностей аудиторов при осуществлении аудиторской проверки, прав и обязанностей хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки, ответственности аудиторов и аудиторских организаций, страхования ответственности, этики аудитора, подготовки и аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, ограничений в аудиторской деятельности.

Претендент должен знать роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг), международные аудиторские стандарты, российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также внутрифирменные стандарты, их значение и область регулирования.

Тема 3. Организация аудиторской деятельности

Претендент обязан знать организационно-правовые формы аудиторских организаций, особенности организации внешнего и внутреннего аудита, состав и структуру аудиторских профессиональных объединений, порядок организации контроля качества аудита, внутрифирменного контроля качества, порядок аннулирования лицензий, а также проведения экспертиз и проверок по поручению государственных органов.

Тема 4. Организация подготовки аудиторской проверки

В рамках данной темы необходимо знать состав экономических субъектов (клиентов) аудиторских организаций и порядок их выбора, правила оценки стоимости аудиторских услуг, уметь составлять письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки, договор на оказание аудиторских услуг, осуществлять планирование аудита, составлять предварительный план, общий план, аудиторскую программу, знать этапы аудиторской проверки, уметь учитывать аудиторский риск, внутрихозяйственный риск, риск средств контроля, а также риск необнаружения.

Уметь определять уровень существенности в аудите, знать порядок комплектования и распределения обязанностей в аудиторской группе, уметь использовать работу эксперта, знать правила назначения эксперта, оформления и использования в аудите результатов его работы.

Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

В рамках указанной темы претендент должен продемонстрировать навыки в документировании аудита, знать состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов, представлять содержание постоянного и переменного файла рабочих документов, знать состав аудиторских процедур, процедуры по существу, уметь тестировать средства контроля, делать аудиторскую выборку, оценивать результаты аудиторской выборки, ее репрезентативность и распространение ее результатов.

Претендент должен уметь выявлять в ходе аудиторской проверки искажения в бухгалтерском учете и отчетности, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности. Знать действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Уметь обрабатывать разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Знать ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности, уметь использовать аудиторские доказательства, применять их различные виды, а также использовать различные источники получения аудиторских доказательств, и осуществлять их оценку. Применять различные методы аудита, осуществлять проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита, а также проводить аудит в условиях компьютерной обработки данных.

Тема 6. Обобщение результатов аудита

Претендент должен уметь обобщать полученную информацию и формировать выводы и рекомендации по результатам проверки, самостоятельно оценивать результаты проверки. Составлять аудиторское заключение, знать его состав, содержание, назначение, вводную, аналитическую и итоговую части аудиторского заключения, знать виды заключений.

Порядок предоставления аудитором письменной информации руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.

Тема 7. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала

Претендент должен знать порядок проверка юридического статуса экономического субъекта и права его функционирования, контролировать состав проверяемых документов: наличие устава организации, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколов собраний, документов приватизации, патентов для субъектов малого предпринимательства, договоров банковских счетов и вкладов, проспектов эмиссии, приказов, распоряжений, внутренних положений и др.

Претендент должен уметь проверять формирование уставного капитала, его структуру, правильность оформления изменений уставного капитала, проводить анализ его обоснованности, учитывать особенности аудита складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда, проверять наличие государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, обобщать выявленные замечания по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности.

Тема 8. Аудит системы управления организации

Претендент обязан определить цели проверки и источники информации, проанализировать систему управления организацией и ее соответствие организационной структуре, специализации и объемам производства, проверить состояние внутреннего контроля в организации, обобщить результаты проверки.

Тема 9. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

В рамках данной темы претендент обязан определить цель проверки и источники информации, использовать нормативные положения, регулирующие организацию бухгалтерского учета на предприятиях, знать методику аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета, оценивать организационную систему бухгалтерского учета, форму бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления предприятия, проводить аудит системы документации и документооборота, автоматизации бухгалтерского учета, анализировать и оценивать учетную политику предприятия, проводить обобщение результатов проверки.

Тема 10. Проверка учета операций с денежными средствами

Претендент должен продемонстрировать умение ставить цель проверки и определять источники информации, знание нормативного регулирования денежных операций, методов проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, умение проверять правильность документального отражения операций с денежными средствами, условий хранения и учета денежных средств в кассе, проводить аудит валютных операций, проверять законность операций с наличными денежными средствами, отчетной информации о наличии и движении денежных средств, выявлять типичные нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия, обобщать выявленные замечания по результатам проверки денежных операций.

Тема 11. Аудит расчетных и кредитных операций

Претендент должен уметь определять цели проверки и источники информации, знать правила нормативного регулирования ведения и учета кредитных операций, использовать необходимые методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта и эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью, проводить аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям, с подотчетными лицами, аудит долгосрочных и краткосрочных займов.

Претендент обязан продемонстрировать знание методов проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта, инструментов анализа потребности экономического субъекта в кредитах, условий получения, источников покрытия, эффективности использования, умение проводить аудит расчетов с дочерними обществами, по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов, аудит расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей, осуществлять проверку правомерности использования льгот по налогам и внебюджетным платежам, делать проверку и подтверждение отчетных показателей о состоянии расчетных и кредитных отношений предприятия, выявлять типичные ошибки и искажения в учете расчетных и кредитных операций, обобщать результаты проверки.

Тема 12. Аудит финансовых вложений и ценных бумаг

Претендент подтверждает знания при постановке цели проверки и определении источников информации. Показывает знание нормативного регулирования финансовых вложений и операций с ценными бумагами.

Также претендент должен продемонстрировать знания в области аудит капитальных вложений и оценки вводимых в действие объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов, аудита источников финансирования капитальных вложений, аудита долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, аудита инвестиционных и долговых ценных бумаг и оценка эффективности финансовых вложений в них, аудита исчисления и выплаты дивидендов, расчетов с бюджетом по налогам на операции с ценными бумагами и по доходам от ценных бумаг, а также уметь обобщать результаты проверки.

Тема 13. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Помимо знания целей проверки и основных источников информации, а также правил нормативного регулирования операций с основными средствами и нематериальными активами и их учета претендент должен показать знания по проверке наличия и операций по движению основных средств, их документального оформления и отражения в учете, правильности оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации, учета проведения капитального и текущего ремонта, наличия и операций по движению нематериальных активов, срока полезного действия нематериальных активов и их амортизации, правильности аналитического учета основных средств и нематериальных активов, правильности учета лизинговых операций.

Также претендент должен уметь оценивать обеспеченность предприятия основными средствами, их состояния и эффективности использования, проверять правильность налогообложения основных средств и нематериальных активов, правильность отражения основных средств и нематериальных активов в балансе и приложениях к нему, а также выявлять типичные нарушения в учете операций с основными средствами и нематериальными активами и обобщать выявленные замечания по результатам проверки.

Смотрите так же:  Пособие многодетным семьям в москве

Тема 14. Аудит операций с товарно-материальными ценностями

В рамках данной темы претендент показывает знание цели проверки и источников информации, а также порядка нормативного регулирования операций с товарно-материальными ценностями и их учета.

Также претендент демонстрирует знания по проверке сохранности и операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров, правильности их стоимостной оценки, документального оформления и отражения в учете, складского учета товарно-материальных ценностей, показывает знание особенностей проверки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа, а также порядка проверки экспортных и импортных товарных операций, правильности налогообложения товарно-материальных ценностей, правильности отражения товарно-материальных ценностей в балансе, обобщения результатов проверки.

Тема 15. Аудит расчетов по оплате труда

Претендент показывает знание цели проверки и источников информации, трудового законодательства и нормативной базы расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц, а также знания по проверке соблюдения законодательства о труде, документального оформления трудовых отношений, расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом предприятия, расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа, правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Также претендент показывает знание типичных ошибок и нарушений в учете расчетов по оплате труда, обобщения результатов проверки.

Тема 16. Аудит издержек производства и обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

В рамках указанной темы претендент демонстрирует знание целей проверки и источники информации, нормативной базы учета затрат на производство и издержек обращения, методов проверки правильности учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

Претендент также обязан показать знание порядка проверки правильности учета затрат на основное, вспомогательное и незавершенное производства, проверка учета внутренних производственных процессов, правильности учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, правильности учета и оценки незавершенного производства, обоснованности используемых методов учета затрат на производство, правильности отражения операций по налогообложению в учете издержек производства и себестоимости продукции.

Претендент должен уметь оценивать эффективность затрат на производство, а также выявлять типичные ошибки в учете затрат на производство и исчисления себестоимости продукции и обобщать результаты проверки издержек производства и себестоимости продукции.

Тема 17. Аудит реализации продукции и ее финансовых результатов

Претендент показывает знание цели проверки, источников информации, нормативной базы организации и учета реализации продукции, а также порядка проверки правильности отражения в учете реализации продукции в соответствии с принятой экономическим субъектом учетной политикой. Проверка документального подтверждения и учета отгрузки и реализации продукции, умение проводить аудит экспортных операций, проверять учет коммерческих расходов и их распределения, проверять достоверность и анализировать показатели финансовых результатов от реализации продукции, выявлять типичные ошибки в учете готовой продукции и ее реализации, обобщать результаты проверки.

Тема 18. Аудит финансовых результатов и использования прибыли

Претендент в рамках данной темы показывает умение формулировать цель проверки, указывать источники информации, использовать нормативную базу формирования и использования прибыли, проводить аудит формирования финансовых результатов, текущего использования прибыли и ее распределения, налогообложения прибыли, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов, выявлять особенности аудита финансовых результатов на субъектах малого предпринимательства, проверять и подтверждать отчетность о финансовых результатах, выявлять типичные ошибки и искажения в учете, отчетности и налогообложении прибыли, обобщать результаты проверки.

Тема 19. Аудиторская проверка состояния забалансового учета

Претендент демонстрирует знание цели проверки и источников информации. Показывает умение проводить аудит учета арендованных основных средств, товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку и товаров на комиссию, других объектов забалансового учета, обобщать результаты проверки.

Тема 20. Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности

В рамках данной темы претендент должен показать знание целей проверки и источников информации, нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.

Также претендент должен уметь проводить аудиторскую проверку, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и приложений к нему, отчета о прибыли и убытках, отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств, аудиторскую проверку и оценку пояснительной записки, а также знать особенности аудита консолидированной отчетности.

Должностная инструкция внутреннего аудитора

Внутренний аудит является составной частью системы контроля на предприятии. Более того, он представляет собой индикатор надежности и эффективности контроля.

Внутренний аудитор — специалист, призванный беспристрастно и профессионально давать реальную оценку состоянию дел на предприятии. Наличие отделов внутреннего аудита в коммерческих банках — обязательное требование Центрального банка РФ. Однако и в нефинансовой сфере внутренний аудит получает все большее распространение.

— желанием руководства иметь постоянное объективное представление о состоянии дел на предприятии;

— возможностью принимать ответственные решения на основе объективных данных;

— положительным психологическим и воспитательным влиянием на работников предприятия;

— предварительной подготовкой к внешнему аудиту.

Функции внутреннего аудитора напоминают функции внешнего. Однако есть и существенные отличия. Во-первых, работая внутри предприятия аудитор как штатный работник предприятия выполняет свои обязанности с целью защиты интересов предприятия, в то время как внешний аудитор защищает интересы клиентов предприятия (поставщиков, потребителей, кредиторов) и фискальных органов. Во-вторых, внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля предприятия и эффективности его различных подразделений — производство, маркетинг, торговля, финансы, кадры и т.д., а внешний, традиционно ориентируясь на подтверждение достоверности финансовой отчетности предприятия, фокусирует свое внимание на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность предприятия. Таким образом, различия заключаются в целях работы и ее направленности.

При выполнении своих функций внутренний аудитор, как правило, подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости аудитора в формировании собственного, объективного мнения (основанного на фактах и данных) о работе структурных подразделений предприятия. Кроме того, сама сущность работы внутреннего аудитора предполагает абсолютную доступность ко всем данным о показателях работы того или иного подразделения.

Выявление несоответствий и ошибок в документации и работе персонала не является единственной задачей внутреннего аудитора. Основная цель работы внутреннего аудитора — оказание помощи администрации предприятия и менеджерам в эффективном руководстве и выполнении своих обязанностей. В результате внутреннего аудита вырабатываются рекомендации по повышению эффективности и рациональности работы и дальнейший контроль за их выполнением.

Необходимость внутреннего аудита определяется руководителями предприятия самостоятельно, в зависимости от оборота, количества видов деятельности, сложности структуры управления, количества персонала, наличия филиалов, представительств и т.д. Однако общепризнанной целесообразной оправданностью введения должности внутреннего аудитора представляется наличие на предприятии хотя бы 3—4 бухгалтеров или 4—5 отделов. В этом случае эффективность работы внутреннего аудитора будет очевидна и к тому же может существенно снизить затраты предприятия на внешний аудит. На крупных предприятиях вопрос о целесообразности внутреннего аудита даже не встает, более того, внутренний аудитор, как правило, возглавляет целый отдел внутреннего аудита, в штат которого могут входить различные профильные специалисты.

К кандидатам на должность внутреннего аудитора предъявляются следующие требования: коммуникабельность, умение связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, отстаивать свою точку зрения; объективность, непредвзятость, честность, дисциплинированность; высокая степень самоорганизации, планирования своей деятельности; логический склад ума.

Основными задачами, стоящими перед внутренним аудитором являются:

— проведение независимой экспертизы всех процессов, протекающих на предприятии, с целью их анализа и оценки;

— обеспечение соответствия всех финансовых операций предприятия законодательству и внутренним документам;

— обеспечение достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности;

— минимизация налогооблагаемой базы;

— обеспечение контроля за наличием и сохранностью активов предприятия;

— помощь администрации и менеджерам предприятия в руководстве персоналом.

ИНСТРУКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТОРА

I. Общие положения

1. Внутренний аудитор относится к категории специалистов.

2. На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее

Квалификационные требования к специалисту — аудитору

Зарубежный опыт

В формировании квалификационных требований для кадров в финансовых контролирующих органах интересен опыт зарубежных стран. Согласно Лимской декларации члены высшего контрольного органа должны обладать знаниями и способностями намного выше среднего уровня. Повышение квалификации персонала должно выходить за рамки традиционных знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета. Так, служащие органов финансового контроля должны владеть разнообразными методами управления экономикой и финансами, а также активно использовать современные информационные технологии.

Примечание. Лимская декларация
Лимская декларация руководящих принципов контроля принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. Среди основных требований, предъявляемых в Декларации членам и сотрудникам высшего контрольного органа:
— наличие квалификации и честности, необходимых для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности;
— должное внимание уровню теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальности;
— внимание дальнейшей теоретической и практической профессиональной подготовке как на внутриведомственных курсах и семинарах, так и в университетах, и на международном уровне.

В соответствии с Декларацией работники в этой сфере должны в первую очередь соблюдать главные принципы данного документа — независимость и беспристрастность. При этом возникает большая нравственно-этическая проблема — как обеспечить в реальности эти важные положения? Считается, что самым эффективным способом обеспечения независимости является гарантия пожизненной несменяемости для высших кадров контрольных органов, как, например, во Франции и в Италии. В США генеральный контролер назначается на 15 лет, в Германии председатель контрольного управления — на 12 лет. Продление сроков полномочий, как правило, не производится. В других странах, где контрольные органы находятся под эгидой парламента, устанавливаются небольшие определенные сроки (как правило, 5 — 6 лет), после чего проводится процедура переизбрания.
Кроме того, в ряде стран требования к моральным качествам сотрудников сферы финансового контроля определяются Этическим кодексом. Например, для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов за рубежом давно разработаны этические кодексы специалистов данной сферы. Согласно Кодексу этики аудиторов России, утвержденному Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г., отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Следуя этому принципу, аудитор обязан подчиняться нормам профессиональной этики данной профессии. Среди других принципов, содержащихся в данном Кодексе: честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения.

Смотрите так же:  Образовательные услуги защита прав потребителей

Практика Счетной палаты РФ

В настоящее время Россия использует общеевропейские стандарты организации и функционирования контрольных финансовых органов. Показателен пример Счетной палаты, вся деятельность которой строится на основании Закона «О Счетной палате Российской Федерации». Этот контролирующий орган обладает организационной и функциональной независимостью, а его руководящий состав (председатель и его заместители-аудиторы) — неприкосновенностью. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других штатных сотрудников.
Приоритетные направления департамента, организующего кадровую работу, — формирование кадрового состава для замещения соответствующих должностей, эффективное использование кадрового резерва, оценка результатов профессиональной служебной деятельности работников, применение современных кадровых технологий при поступлении на службу в аппарат Счетной палаты и ее прохождении, профессиональная подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации и стажировки персонала. При подборе кадров на должности гражданской службы в требованиях к кандидатам, помимо квалификационных и образовательных показателей, учитывается стаж и опыт работы, а также профессиональные знания и навыки.
Особое место в Счетной палате отведено требованиям морального характера. Здесь создан отдел по профилактике коррупционных нарушений, который уделяет большое внимание предупреждению подобных правонарушений и соблюдению общих принципов, установленных на государственной службе.

Мнение. Алевтина Жестовская, главный бухгалтер рекламного агентства «Позитив»
Аудитор — это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг на высоком уровне требует от такого специалиста ряда профессиональных качеств. Во-первых, это профессиональная компетентность, которая заключается в наличии огромного объема знаний в области бухгалтерского учета, гражданского права и прочих смежных отраслей юриспруденции, в постоянном изучении часто меняющейся законодательной базы. Во-вторых, добросовестное отношение к своей работе, которое обеспечивает гарантию того, что все услуги, оказываемые аудиторами, будут выполняться в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.
Можно сказать, что в этой профессии профессиональные качества совпадают с личностными качествами. Профессиональный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Это качества, которые поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность аудитора профессиональному долгу.

Мнение. Юлия Егорова, финансовый директор компании «Зеленая волна»
Аудитором может быть только тот специалист, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, а также достаточный практический опыт работы в качестве аудитора или бухгалтера, экономиста, ревизора. Этот специалист должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого предприятия, обладать достаточно широким кругозором в области экономики и финансов. Аудиторы защищают интересы бухгалтеров, которые за текущими делами не успевают отследить все законодательные изменения и тем более воплотить их в учете.
Поэтому такой специалист должен быть прежде всего подсказчиком, советчиком, от которого руководители ждут рекомендаций, как лучше спланировать и организовать дело. Аудитор должен выступать в роли не строгого ревизора, а заботливого педагога, который вовремя подскажет, поможет, с тем чтобы не допустить необоснованных финансовых потерь в виде штрафов, пени, несвоевременных платежей.
Конечно, в профессии аудитора особую роль играют этические принципы, среди которых важное место занимают объективность и независимость. Например, аудитор должен отказаться от такой проверки предприятия, при которой нарушатся эти принципы, — так бывает в случае, если руководство предприятия находится в тесных родственных связях с аудитором. При этом величина гонорара не должна влиять на принимаемое решение. Аудитор должен заботиться в первую очередь о качестве предоставляемых услуг, а во вторую — о размере своего гонорара. Другой пример соблюдения этических принципов — когда любая (коммерческая, служебная) информация, ставшая доступной аудитору, не может разглашаться без специального на то разрешения компании.

Примечание. Интересные факты
— Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в Европе.
— Среднемесячный заработок аудиторов в Москве в 2009 г. составлял 60 тыс. руб. в месяц.
— На одну вакантную должность аудитора в Москве приходится 15 соискателей.
— В России зарегистрировано более 4 тыс. аудиторских фирм. В Москве — более тысячи.
— Типичным портретом аудитора является молодая женщина с высшим образованием.
— Диплом о высшем образовании имеет 81% сотрудников аудиторских фирм.
— Аудиторы в возрасте до 30 лет составляют 56% от общего числа специалистов.

Мнение. Галина Сунгаева, ведущий специалист отдела управления персоналом АКГ «Интерком-Аудит»
К специалисту-аудитору предъявляют ряд серьезных требований. Например, объективность и внимательность (аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято; оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений). Другим важным требованием является компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Специалист в области аудита должен соблюдать конфиденциальность информации (он несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и всем персоналом фирмы) и налогового законодательства (при оказании профессиональных услуг в области налогообложения аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы). Среди других требований: доброжелательное отношение к другим аудиторам, лояльность по отношению к аудиторской фирме, соответствующее отношение к средствам массовой информации, соблюдение положений о несовместимости действий аудитора.
Этические нормы поведения аудитора остаются неизменными независимо от того, оказывает ли он профессиональные услуги в своем или иностранном государстве. Например, для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в другом государстве, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в этом государстве. Среди главных личностных качеств аудитора можно назвать обязательность, сосредоточенность, ответственность, исполнительность, аккуратность, эмоционально-волевую устойчивость, вежливость, коммуникабельность, настойчивость, усидчивость, терпение, требовательность к себе и другим, честность, умение хранить коммерческую тайну и ряд других.

Примечание. Этические нормы аудитора
Основные этические нормы, затрагивающиеся в Кодексе профессиональной этики российских аудиторов:
— общепринятые моральные принципы;
— общественные интересы;
— объективность аудитора;
— внимательность аудитора;
— профессиональная компетентность аудитора;
— конфиденциальная информация клиентов;
— плата за профессиональные услуги;
— отношения между аудиторами;
— публичная информация и реклама;
— несовместимые действия аудитора;
— аудиторские услуги за рубежом.

Другие публикации:

  • Работа и проживание в одессе С проживанием в Одессе за 30 дней за 30 дней за 14 дней за 7 дней за 1 день Няня (с проживанием, вахта, мальчик 10 лет) , 400 грн. в день/ повышение "> 12000 грн * Полная занятость. Опыт работы от 1 года. Среднее специальное образование. […]
  • Нотариус метро выхино Нотариус Выхино. Ближайшие нотариусы к станции метро Выхино Рядом со станцией метро Выхино нашей системой найдено 4 нотариуса в радиусе 3 километров. Ниже приведена таблица с найдеными нотариусами, а ниже таблицы - интерактивная карта, на которой отмечена […]
  • Приказ министерства образования о введении фгос до Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 1155 от 17.10.2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 14 ноября 2013 г. N 30384 Об утверждении федерального […]
  • Договор подряда и 212-фз Следует ли начислять страховые взносы при выплате аванса физическому лицу по гражданско-правовому договору (договору подряда)? Ответ: Сумма аванса, выплаченная физическому лицу, с которым у организации заключен гражданско-правовой договор, должна облагаться […]
  • Штраф за нарушение лимита расчета наличными Нарушение лимита расчетов наличными: о правилах привлечения к ответственности Эксперт службы Правового консалтинга специально для ГАРАНТ.РУ О практике привлечения предпринимателей к ответственности за несоблюдение ими лимита расчетов наличными денежными […]
  • Хищение огнестрельного оружия ук рф Хищение огнестрельного оружия ук рф Уголовная ответственность за утрату и хищение оружия и боеприпасов Ст. 190. УК РФ Недонесение об известных готовящихся или совершенных преступлениях, предусмотренных ст. УК РФ 218 ч. 2 и 3 наказывается лишением свободы на […]

Вам также может понравиться