Требования к годовому плану школы

Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рас­смотрим один из возможных вариантов плана:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количест­во учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы уве­личения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприя­тий, направленных на получение детьми основного общего и сред­него (полного) общего образования: выполнение положений зако­на РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной по­мощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению все­обуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения де­тей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагоги­чески запущенным детям. В содержании плана работы педагоги­ческого коллектива и родителей предусматривается создание усло­вий для индивидуально-творческого развития детей.

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объем­ный, развернутый раздел плана, который охватывает многообраз­ные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков — индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеуроч­ной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятель­ность школы по развитию ученического самоуправления, по под­держке детских общественных организаций в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка».

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо­вых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по по­вышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организую­щего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом шко­лы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педа­гогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве ру­ководителей кружков, секций, студий и др. Организация инди­видуальной, дифференцированной работы с родителями и др.

5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информа­тики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа кол­лектива школы над общешкольной научно-методической пробле­мой — проведение семинаров, конференций, педагогических чте­ний, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объедине­ний учителей-предметников и классных руководителей. Руковод­ство изучением, обобщением и распространением педагогическо­го опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, фор­мирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля. Специальная програм­ма действий по контролю будет рассмотрена в данной главе.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных цен­ностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укреп­ление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техни­ческим творчеством. Комплектование фонда школьной библио­теки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой час­ти плана указывается тематика заседаний совета школы, педаго­гического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределя­ется учебная нагрузка, классное руководство, заведование каби­нетами и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Методические рекомендации по технологии составления плана и анализа работы школы на учебный год

План работы на учебный год является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (ОУ). Он в полной мере должен соответствовать Закону РФ “Об образовании”, типовому положению об ОУ, федеральному, республиканскому законодательству. План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы школы позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.

Общешкольный план устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, определяет темп работы коллектива на весь учебный год, включая летние каникулы; утверждает состав рабочей группы, которая должна выполнить предусмотренную планом работу; ориентирует содержание локальных планов различных подразделений на решение задач, сформулированных в общешкольном годовом плане.

Критериями оптимальности годового плана являются:

  • единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
  • общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы;
  • реальность, выполняемость плана;
  • комплексность, аналитичность построения плана

Краткость, содержательность, конкретность, научная обоснованность – обязательные условия успешного планирования работы школы на учебный год.

Что можно положить в основу определения структуры годового плана? Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования и является многовариативным, ориентирующимся на учет специфики школы и индивидуальных особенностей ее альтернативного развития Планирование работы школ, работающих в инновационном режиме, имеет свою специфику. Учет ее предполагает введение в единую структуру годового плана особого раздела – “Управление инновационными процессами в школе” Планирование можно осуществлять по следующим основаниям: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации, др.

Структура годового плана по коллективам.

  1. Система работы с педагогическими кадрами.
  2. Система работы с учащимися.
  3. Система работы с родителями и общественностью.
  4. Система работы с руководителями школы и т.д.

Структура годового плана по процессам.

  1. Учебно-воспитательный процесс.
  2. Внеурочный воспитательный процесс.
  3. Внешкольный воспитательный процесс.
  4. Процесс управления школой (планирование, организация, контроль, регулирование и др.).

Структура годового плана по видам деятельности.

  1. Педагогическая деятельность.
  2. Диагностико-коррекционная деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Развивающая деятельность.
  5. Игровая деятельность.
  6. Научная деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Управленческая деятельность и т.д.

Структура годового плана по направлениям деятельности школы.

  1. Работа по обеспечению обязательной образовательной подготовки учащихся. Социальная защита школьников.
  2. Система работы с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации.
  3. Система внеклассной воспитательной работы с учащимися.
  4. Совместная работа школы с родителями и общественностью.
  5. Финансово-хозяйственная деятельность. Укрепление МТБ школы.
  6. Система внутришкольного контроля.
  7. Организационно-педагогические мероприятия.

Структура годового плана может выглядеть следующим образом: (вариант 1)

Раздел 1. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год.

  1. Анализ методической деятельности педагогического коллектива.
  2. Анализ работы методических объединений.
  3. Анализ учебной деятельности.
  4. Анализ результатов обучения учащихся и выполнения учебных программ.
  5. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
  6. Анализ воспитательной работы школы.
  7. Анализ психологической службы.
  8. Анализ социально-педагогической службы.
  9. Состояние работы с педкадрами.
  10. Анализ деятельности администрации по управлению и контролю.
  11. Анализ работы школьной библиотеки.
  12. Анализ работы по укреплению МТБ.

Раздел 2. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования.

  1. Закрепление домов микрорайона по учету детей.
  2. Организационно-педагогические мероприятия.
  3. Охрана прав и жизни учащихся.
  4. Улучшение условий охраны труда работников школы.
  5. Предупреждение ДДТТ.
  6. Список учащихся, обучающихся на дому.
  7. План работы с будущими первоклассниками.

Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами.

  1. Распределение обязанностей между членами администрации школы.
  2. Учебная нагрузка учителей.
  3. Заведование кабинетами.
  4. Руководство спортивными секциями, кружками.
  5. Классное руководство.

Раздел 4. Методическая работа в школе.

  1. Система методической работы в школе.
  2. Состав и план методического совета.
  3. План изучения и обобщения ППО.
  4. План работы с молодыми специалистами.
  5. Планирование аттестации педкадров.
  6. Повышение квалификации учителей.

Раздел 5. Работа психологической службы.

Раздел 6. Работа социально-педагогической службы.

Раздел 7. Руководство УВП.

  1. Педагогические советы.
  2. Совещания при директоре.
  3. Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР.

Раздел 9. Педагогический контроль за УВП.

Раздел 10. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 11. Укрепление МТБ.

Структура годового плана ОУ (вариант 2)

Раздел 1. Информационная справка о школе.

Раздел 2. Анализ работы школы за прошедший учебный год.

  1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
  2. Анализ уровня воспитанности.
  3. Анализ уровня базового и дополнительного образования.
  4. Анализ уровня социализации выпускников школы.
  5. Осуществление обязательного основного общего образования.
  6. Анализ работы с педкадрами.
  7. Анализ работы с родителями, общественностью.
  8. Анализ МТБ.
  9. Анализ влияния внутришкольного управления на результаты работы школы.

Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый учебный год.

Раздел 4. Основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов.

  1. Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
  2. Деятельность по созданию системы воспитательной работы.
  3. Обеспечение базового и дополнительного образования.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования.
  5. Обеспечение всеобщего основного образования.

Раздел 5. Создание условий для достижения целей и задач.

  1. Работа с педкадрами по повышению квалификации.
  2. Работа с родителями и общественностью.
  3. МТБ и финансовое обеспечение образовательного процесса.
  4. Управление достижением оптимальных конечных результатов.

Раздел 6. Приложения к плану работы школы.

  1. Образовательные программы школы.
  2. Учебный план школы на учебный год.
  3. Планы структурных подразделений: библиотеки, психолога, социального педагога, ШМО, др.
  4. План общественных организаций: родительского комитета, попечительского совета, др.

Апробация различных подходов к отбору разделов годового плана показала, что наиболее эффективным является конструирование его по коллективам, т. к. в таком случае план получается целостным (охватывает всех участников образовательного процесса), компактным (исключает обилие разделов плана). Структура такого плана отличается научно обоснованным системным подходом к его моделированию.

Главное в плане работы школы – его содержание. Форма планирования выполняет подчиненную роль. Рабочим документом план может стать лишь при наличии удобной для пользователя формы. Опыт убеждает, что это графическое планирование, его достоинствами являются четкость содержания основных просматриваемых разделов планирования, наглядность, что исключает возможность дублирования мероприятий по срокам и исполнителям

Смотрите так же:  Лишение родительских прав матери основания семейный кодекс

В содержании плана всегда можно выделить периодически повторяющиеся мероприятия, дела. Эта особенность дает возможность в основу технологии ежегодного планирования работы школы заложить комплексный подход, разбив эту работу на 3 этапа.

Технология графического планирования работы школы на учебный год

  1. Планирование ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования школы как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.
  2. Планирование сложившихся традиций школы, отражающих ее индивидуальность и неповторимость.
  3. Завершается планирование разработкой новой системой мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности школы за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет ежегодно обновлять лишь определенную часть плана и концентрировать внимание на мероприятиях под новые цели и задачи. Так обеспечивается развитие школьных традиций, преемственность и целостность содержания плана

Источниками информационных материалов для подготовки годового плана служат:

  1. Протоколы заседаний педагогического совета, совещаний при директоре, совещаний при ЗД УВР и ВР, методического совета, ШМО.
  2. Протоколы заседаний общешкольных родительских и ученических собраний
  3. Справки по итогам проверки ВШК за учебной и внеклассной работой
  4. Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников.
  5. Итоги достижений педагогов и учащихся.
  6. Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, статистические документы
  7. Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей.
  8. Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся, мониторинг состояния здоровья.
  9. Справки по состоянию учебно-материальной базы

Программа изучения годового плана работы школы

1. Отвечает ли структура плана поставленным основным задачам школы.

2. Форма плана, рациональность ее выбора.

3. Как отражены в анализе вопросы:

  • качество знаний учащихся и причины их снижения или повышения
  • уровень воспитанности учащихся
  • состояние учебно-материальной базы и ее влияние на учебно-воспитательную работу
  • качество методической работы, и т. д.

4. Каков характер вводной части плана – констатирующий или аналитический

5. Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы за прошедший период

6. Конкретность и преемственность задач на новый учебный год.

7. Соответствие набора мероприятий намеченным задачам. Имеют ли место обезличенные задания в разделах плана.

8. Как ведется работа по устранению прошлогодних недостатков в работе, учет рекомендаций выше стоящих органов управления, вопросов перспективного развития школы, изучения нормативных документов.

9. Взаимосвязанность и комплексность основных разделов плана.

10. Наличие методов и форм оперативного контроля за выполнением плана

Цель анализа работы образовательного учреждения – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

Аналитическая компетентность руководителя школы является непреложным компонентом управленческой деятельности.

Руководитель образовательного учреждения должен ЗНАТЬ структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чем смысл, каковы цели, с помощью каких операций осуществляется аналитический процесс (анализ, исследование происходящих процессов, синтез как обобщение детально проанализированных позиций).

Руководитель должен УМЕТЬ организовать аналитический процесс, целесообразно и рационально делегировать часть функций по организации учебно-воспитательного процесса и контролю.

Руководитель должен НЕСТИ ответственность за результаты аналитического процесса в ОУ.

Аналитическая деятельность руководителя осуществляется ради реального осмысления и понимания управленческой и исполнительской командой проблем и противоречий, возникающих в процессе функционирования и развития ОУ. Аналитическая деятельность становится одним из показателей эффективности управленческой деятельности.

Аналитические действия руководителя должны быть направлены на выявление реальных проблем и причины их возникновения, на постановку задач и их ранжирование с позиций реальных возможностей обеспечения их решения с учетом конкретных условий ОУ, учебного года, контингента учащихся, прочих условий.

Аналитические операции должны соответствовать целям и направленности аналитических действий, реальным кадровым, мотивационным и организационным условиям ОУ.

Итоги аналитической деятельности – четкость поставленных целей и задач, от чего и будет зависеть результативность их выполнения.

Пожалуй, самым трудным и ответственным для руководства школы и педагогического коллектива является определение целей и задач школы на новый учебный год. Эта операция завершает аналитическую деятельность. Главное здесь – указать, что и когда (цель), а не почему и как (задача) следует достичь. Типичная ошибка заключается в том, опустив формулировку целей, руководители начинают с постановки задач, что научно не обоснованно, т. к. второе должно истекать из первого. В итоге нарушение логики целеполагания занижает уровень целеосуществления. Исходное условие предупреждения формализма в планировании работы на учебный год – постановка важнейших целей на основе глубокого педагогического анализа достигнутого результата с их последующим разложением на конкретные, промежуточные цели и отражением в задачах школы.

Требования, которые предъявляются к цели:

  • конкретность (ощутимость результата)
  • реальность (достижимость результата)
  • контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата)
  • преемственность

При определении целей важно устанавливать, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки достижения. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования.

Задачи в отличие от целей содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения.

Набор указанных компонентов при формулировании цели или задачи обязательно сохраняется в полном объеме, а последовательность включения в формулировку может быть различной, например:

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Недостаточно серьезное отношение к анализу итогов учебного года приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. В аналитической части плана необходимо четко сформулировать выводы с применением количественных показателей и качественных характеристик.

В процессе составления аналитической части годового плана следует придерживаться общих требований к анализу:

  • глубина, конкретность
  • четкость построения по разделам годового плана
  • логическая последовательность изложения
  • аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательность суждений
  • динамика, сравнение с итогами предыдущего года
  • обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм

Перспективный план аттестации педагогических работников

План работы школы на 2018-2019 год: структура, порядок составления

План работы образовательной организации (далее — ОО) на учебный год является одним из ключевых локальных актов, определяющим ход ведения воспитательно-образовательной деятельности в условиях конкретного учреждения. Документ в новом году должен соответствовать актуальным нормативным актам в сфере образования (Закону «Об образовании в Российской Федерации», постановлениям о ведении образовательной деятельности, принятым на федеральном и республиканском уровнях), современным достижениям в сфере педагогики, возрастной психологии, дидактики, управления персоналом.

Файлы для скачивания в статье:

План работы школы на 2018-2019 год определяет ключевые положения организации образовательного процесса:

  • цели и задачи ведения воспитательно-образовательной деятельности в ОО;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива;
  • порядок формирования рабочей группы, ответственной за проверку достижения целей и задач;
  • содержание локальных нормативных актов образовательного учреждения, принимаемых с целью обеспечения условий для ведения учебной деятельности.

Каким критериям должен отвечать план школы на новый учебный год

Успешное планирование в образовательном учреждении возможно только при условии учета полного комплекса факторов, влияющих на достижение учебных целей и задач, анализа порядка реализации планирования прошлых лет, использование положительного управленческого опыта. Документы должны отвечать следующим критериям:

  • содержать единство целей работы всех представителей педагогического коллектива и руководящего состава;
  • включать правомерные формы достижения поставленных целей и задач;
  • отвечать требованиям общественной значимости;
  • должны составляться с учетом реальных образовательных возможностей образовательного учреждения, быть выполнимыми;
  • характеризоваться краткостью, конкретикой, комплексностью охвата проблем;
  • отличаться аналитической структурой изложения, логичностью и доступностью.

В целом план школы ввиду отсутствия значимых изменений в требованиях к методическому планированию можно осуществлять в рамках сложившихся традиций деятельности.

Определение структуры плана работы школы на следующий год

Строгих требований к структуре плана школы на 2018 год нет, поэтому руководитель каждой образовательной организации вправе самостоятельно выбирать вариант оформления этого документа в соответствии с общепринятыми основаниями (схема 1), спецификой развития ОО и индивидуальными особенностями ведения образовательного процесса, а также программой развития школы .

По мнению экспертов системы «Образование», наиболее эффективным подходом к составлению плана школы является конструирование по коллективам, позволяющее обеспечить целостность структуры и компактность документа. Планирование по такой схеме не займет много времени при условии применения стандартного системного подхода.

Порядок составления плана работы школы на 2018/19 год

В процессе планирования содержанию документа следует отводить главенствующую роль, а вопросами изменения формы заниматься лишь в рамках финального оформления документа. Беспроигрышным вариантом является представление документа в виде схем и графиков, которые позволяют продемонстрировать четкость содержания основных разделов и исключают вероятность дублирования информации, обеспечить поступательное введение профстандартов в деятельность. Таблицы и схемы, составленные на завершающем этапе планирования, можно использовать в качестве наглядных материалов для презентации документа перед педагогическим коллективом и представителями проверяющих органов.

Новые возможности для карьерного роста

Для более грамотного составления плана работы школы рекомендуем пройти обучение по курсу»Стратегическое планирование деятельности и показатели качества образования»

За прохождение учебной программы Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

План школы на 2018 год, как и другие локальные акты такой периодичности, будет содержать повторяющиеся мероприятия и дела. Работу по перечислению видов деятельности лучше разбить на несколько этапов (таблица 1), чтобы не пропустить важные моменты реализации воспитательно-образовательной стратегии ОО и разработать комплексный подход к планированию.

Графическое составление плана школы

На какие документы следует опираться при составлении плана школы?

Для успешного планирования следует провести подготовительную работу: собрать большой массив информации за минувший учебный год, представленный в таких документах:

  • протоколах заседаний педагогических советов , школьного методического объединения;
  • протоколах общешкольных родительских и ученических собраний;
  • отчеты службы внутришкольного контроля по проверке учебной и внеклассной деятельности;
  • итоги диагностики образовательных результатов школьников;
  • итоги достижений одаренных учащихся, педагогов;
  • материалы по аттестации ОО;
  • перспективный план развития ОО;
  • материалы психологических и социологических исследований, проводимых с участием школьников, их родителей, членов педагогического коллектива;
  • результаты углубленных медицинских осмотров детей;
  • сводки по состоянию материально-технической базы.
Смотрите так же:  Пособия положенные матерям одиночкам

При составлении плана работы школы на 2018 год также важно изучить список основных программ образования, утвержденных Минобразования РФ, положения государственной программы патриотического воспитания граждан, список мероприятий, запланированных для учеников школ на городском (районном), муниципальном, региональном уровнях.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Какие сложности могут возникнуть при составлении плана школы на новый 2019 год

До введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) в управленческих кругах практиковался формальный подход к составлению документации по планированию и ведению документооборота . Для руководителя образовательной организации ошибочно полагать, что план школы — это лишь отчетный документ, который составляется в соответствии с перечнем должностных обязанностей. При условии грамотного подхода к процессу планирования главный документ ОО на текущий учебный год может стать основой для ведения деятельности по составлению текущих нормативных актов, позволит вывести процесс управления ОО на новый, более качественный уровень.

Самым трудным этапом в процессе составления документа является определение приоритетных целей и задач образовательной организации. Руководителю изначально важно ответить на вопросы, «Что?» и «Когда?» нужно сделать (тем самым сформировав цель воспитательно-образовательной деятельности), и только потом переходить к пунктам «Почему?» и «Как?», определяющим задачи. Типичная ошибка — составление перечня задач без предварительной постановки цели, которое приводит к нарушению логики работы школы и нарушает весь алгоритм составления документа. Избежать такой ошибки помогает глубокий анализ педагогической деятельности прошлых лет и изучение актуальной нормативной базы.

Больше информации по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Алгоритм подготовки годового плана работы школы

Рациональная организация всей школьной жизни зависит от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого оперативного координирования работы образовательного учреждения. Все это возможно только при наличии продуманного плана работы на каждом участке многогранной школьной жизни. Годовой план позволяет создать в школе единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных формирований, субъектов социума. План работы школы составляется директором, но не является плодом его единоличного творчества. В его разработке участвуют администрация школы, учителя, учащиеся, родительский актив. План работы школы охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Процесс этот осуществляется в четыре этапа.

Первый этап. Подготовка к планированию

Директор систематизирует свои наблюдения за образовательным процессом, анализирует материалы, накопленные его заместителями, методическими объединениями учителей, руководителями структурных подразделений, советуется с отдельными учителями, встречается с руководителями общественных формирований школы. Цель подготовительного этапа разработки годового плана — собрать и проанализировать материалы о влиянии внутришкольного планирования на результаты обучения и воспитания учащихся.

Разработчикам проекта годового плана, для того чтобы он был глубоким, содержательным и не носил поверхностный характер, целесообразно провести анкетирование учителей, руководителей методических объединений и структурных подразделений школы, учащихся второй и третьей ступеней и родителей, чтобы выяснить положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности школы за данный учебный год. Важно учитывать их пожелания по совершенствованию всех сторон образовательного процесса на предстоящий учебный год. Высказанные советы и предложения необходимы также для планирования общешкольных мероприятий, совершенствования работы учителей и технического персонала школы.

После проведения анкетирования и анализа его результатов директор совместно с заместителями группирует собранный материал по разделам плана, выделяя информацию о достигнутых успехах и нерешенных задачах; формулирует пункты плана, определяет сроки исполнения, тщательно подбирает исполнителей, зная, что от их инициативы и добросовестности зависит успех дела.

Директор образовательного учреждения издает приказ о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год.

Содержание приказа о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год:

1. Сроки работы по подготовке проекта годового плана.

2. Лица, ответственные за подготовку каждого раздела плана.

3. Состав рабочих комиссий по подготовке разделов проекта плана.

4. Основные направления деятельности рабочих комиссий.

5. Планы деятельности рабочих комиссий (в них включаются: анализ основных направлений деятельности школы и предварительных результатов образовательного процесса в текущем учебном году; определение основных задач деятельности школы в новом учебном году; составление перечня основных целевых мероприятий по каждому разделу плана).

6. Порядок аналитической обработки информационных материалов (проблемная направленность; исполнители; согласование общешкольных мероприятий; координация вопросов, выносимых на педагогический совет, на совещания при директоре и заместителях директора).

7. Порядок обсуждения проектов разделов плана работы, представленных рабочими комиссиями, на совещании при директоре (представление проекта раздела плана руководителем комиссии и его защита; выработка рекомендаций по дальнейшей работе над проектом).

8. Сроки доработки проекта плана работы руководством школы (координация всех мероприятий по срокам, исполнителям, сведение представленных рабочими комиссиями разделов плана в единый проект плана).

9. Сроки предварительного обсуждения проекта работы школы на новый учебный год на заседании педагогического совета (разработка рекомендаций по его доработке с учетом результатов текущего учебного плана).

10. Сроки обсуждения и утверждения годового плана школы на новый учебный год на заседании педагогического совета.

11. Порядок внесения дополнений, уточнений, замечаний и исправлений в годовой план после его обсуждения на заседании педсовета.

Директор школы, его заместители, руководители структурных подразделений и служб изучают новые нормативные документы по планированию работы школы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности.

Источниками информационных материалов для подготовки годового плана могут служить:

• протоколы школьных конференций;

• протоколы заседаний педагогических советов;

• протоколы совещаний при директоре;

• протоколы заседаний администрации школы;

• протоколы совещаний при заместителях директора школы;

• протоколы собраний трудового коллектива школы;

• протоколы общешкольных родительских собраний;

• протоколы заседаний общешкольного родительского комитета;

• протоколы общешкольных ученических собраний;

• справки по итогам проверки школьной номенклатур­ной документации (классных журналов, дневников, тетрадей и личных дел учащихся, журналов по технике безопасности и т. д.);

• материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей;

• справки по содержанию учебно-воспитательного процесса;

• справки по результатам контроля внеклассной работы;

• итоги диагностики учебных результатов, образова­тельного мониторинга, итоговой аттестации выпускников;

• итоги школьных, районных, городских предметных олимпиад;

• результаты спортивных соревнований;

• результаты углубленных медицинских обследований учащихся;

• справки о состоянии здоровья учащихся;

• материалы об аттестации образовательного учреждения;

• материалы об аттестации и повышении квалификации педагогических кадров;

• итоги летнего труда и отдыха учащихся;

• справки по состоянию учебно-материальной базы и санитарно-гигиенического режима школы и другие материалы.

При разработке годового плана необходимо соблю­дать следующие условия:

• описать состояние образовательного процесса в школе к началу планового периода;

• четко спланировать задачи, которые школа должна решить к концу планируемого периода;

• определить конкретные действия по выполнению задач.

Второй этап. Подготовка проектов плана по основным направлениям

Планирование — это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой. Разработать план — значит предусмотреть определенный комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания. Хотя сразу оговорюсь, что идеальный план, который бы соответствовал всем требованиям, о которых велась речь выше, создать практически невозможно, да и не нужно — жизнь часто вносит в наши планы свои коррективы. В процессе предварительного планирования за членами администрации школы и назначенными рабочими комиссиями закрепляются разделы плана текущего года для анализа и составления нового проекта. При анализе целесообразно выяснить, насколько успешно были выполнены в течение учебного года запланированные мероприятия, сумел ли коллектив подчинить все мероприятия главной цели и задачам работы школы, каких результатов достиг коллектив по каждо­му разделу за учебный год. Одновременно необходимо выявить нерешенные проблемы и понять причины затруднений. Только после этого следует начинать планировать мероприятия на новый учебный год. Нужно помнить, что хороший план характеризуется не числом и звучностью мероприятий, а их педагогической целесообразностью, продуманностью, позволяющей на основе комплексного подхода к воспитанию школьников осуществлять взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности.

В годовом плане школы должна быть обеспечена внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Необходимо, чтобы в содержании аналитической части годового плана глубоко, убедительно и полно были рассмотрены итоги прошедшего учебного года. Задачи и мероприятия, содержащиеся в общешкольном годовом плане, должны соответствовать выводам, сделанным на основе анализа.

Очень важно, чтобы план не представлял собой механического соединения полученных составителями материалов, а был проникнут единством педагогических взглядов руководства школы и коллектива, взаимосвязанностью разделов работы, имел ясно очерченную координацию действий. Он должен ориентировать на более высокий по сравнению с достигнутым уровень обучения и воспитания школьников; стать инструментом сплочения коллектива, способствующим обеспечению эффективного сочетания коллегиальности в управлении с единоначалием.

Отвергая планы, разросшиеся за счет излишней детализации и пересказа нормативных документов, нельзя допускать другой крайности — обеднения содержания годового плана школы лишь ради того, чтобы сократить его объем. В некоторых конкретных обстоятельствах детальное планирование того или иного вида работы не может быть поставлено в вину составителям плана. Необходимо также учитывать, что разделы плана не равномерны по объему. Например, раздел «Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год» по охвату тем является наиболее сложным и широким и может иметь подразделы. В планах работы школы часто встречаются следующие ошибки:

Смотрите так же:  Осаго без ограничений минусы

• отсутствует системный подход к планированию (планы иерархических уровней и различных структурных подразделений не представляют целостной системы, вытекающей из запланированных целей работы школы);

• недостаточная аналитическая основа планов (анализ подменяется перечнем проведенных мероприятий или статистическими данными);

—между анализом состояния и результатов учебно-воспитательной деятельности и поставленными задачами;

—между задачами и намеченными на новый учебный год мероприятиями;

• обезличенность и неконкретность мероприятий;

• формулировки основных задач на новый учебный год неконкретны;

• неравномерное распределение мероприятий по срокам и между исполнителями;

• высокая плотность планов, планирование нереальных по объему работ;

• несогласованность плана работы школы с планами работы органов управления образованием и другими ведомствами, с которыми контактирует школа.

Все перечисленные недостатки годового плана делают его выполнение нереальным.

Третий этап. Оценка плана с точки зрения его выполнимости

На данном этапе авторскому коллективу предстоит провести самоанализ и дать оценку проекта годового плана по критерию выполнимости. Оценка школьного плана по данному критерию предполагает определение разумной плотности плана, исключающей перегрузку исполнителей планируемыми мероприятиями.

Основой критерия выполнимости являются реализация идеи педагогической целесообразности, достаточнос­ти и необходимости планируемой работы. Характеристика годового плана по критерию выполнимости предполагает одновременно количественный прогноз фактов выполнения или невыполнения плановых мероприятий и анализ причин возможного их невыполнения.

С этой целью в мае на заседании педагогического совета директор образовательного учреждения знакомит учителей, на заседании общешкольного родительско­го комитета — родителей, а также учащихся с проектом годового плана.

Четвертый этап. Утверждение годового плана на заседании педсовета

Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом заседании педагогического совета нового учебного года. Ведь оттого, насколько удачно будут подведены итоги работы за прошедший учебный год, выявлены успехи и проблемы школы, во многом зависит дальнейшая деятельность образовательного учреждения. Желательно, чтобы администрация школы за несколько дней до дня заседания педсовета раздала проект плана всем членам педсовета, чтобы они смогли прийти на обсуждение с определенным мнением. Тогда отпадет необходимость чтения проекта на самом заседании и освободится время для его обсуждения. После обсуждения и принятия педсоветом решения, проанализировав все замечания и предложения, директор окончательно редактирует план, утверждает его и издает приказ по школе об утверждении годового плана. После прохождения всех процедурных вопросов годовой план приобретает силу нормативного документа, обязательного для исполнения всеми работниками школы.

Но это еще не все. Необходимо позаботиться об архитектонике или грамотном оформлении годового плана. В нем обязательно оформляется титульный лист, на котором указываются дата принятия плана педагогическим советом, дата его утверждения директором (с подписью директора и печатью школы). Страницы плана пронумеровываются и прошнуровываются. План печатается в необходимом количестве экземпляров: первые экземпляры для хранения в деле школы, рабочие экземпляры для администрации школы. План работы школы должен быть доступен для всех участников образовательного процесса. Многие руководители, имея локальную сеть в школе, используют в своей повседневной работе годовой план в электронном виде. Это удобно, экономит время и современно.

Структура годового плана работы школы

Задумываясь над разработкой структуры годового плана, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: «По какому основанию осуществлять отбор его компонентов: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации или каким-либо другим?». Конечно, выбор компонентов годового плана может быть различным. Главное, чтобы они были взаимосвязаны, дополняли и не дублировали друг друга. Очевидно, годовой план не может быть единым по форме и содержанию для всех школ, поскольку в нем учитываются особенности каждого образовательного учреждения. Но главные задачи школы должны найти свое отражение в планах всех школ.

Структура годового плана.

Раздел 1. Анализ учебно – воспитательной и научно – методической работы за прошедший год. Основные задачи на новый год.

Раздел 2. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (дошкольного образования (если есть дошкольная группа), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами.

Раздел 4. Научно – методическая работа.

Раздел 5. Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение учебно – воспитательного процесса.

Раздел 6. Руководство образовательным процессом.

Раздел 7. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 8. Укрепление материально-технической базы и хозяйственная работа.

Школы, работающие в инновационном режиме, имеют свою специфику планирования работы на учебный год. Учет ее предполагает введение в структуру годового плана раздела «Управление инновационными процессами в школе» или «Опытно-экспериментальная работа в школе». Чтобы не вводить в структуру годового плана еще один раздел по инновационной деятельности школы, этот компонент следует включить в раздел «Научно-методическая работа».

Раздел I. Анализ учебно-воспитательной и научно-методической работы за прошедший год. Основные задачи на новый учебный год

1. Анализ организации учебного процесса:

• результаты обучения учащихся 1-11-х классов;

• посещаемость уроков, факультативных занятий учащимися школы;

• работа со школьниками с особыми образовательными потребностями по индивидуальным планам на дому;

• результаты единого государственного экзамена выпускников 11-х классов;

• результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 -х классов за курс среднего (полного) общего образования;

• результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов за курс основного общего образования.

3. Анализ работы структур психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.

4. Анализ научно-методической деятельности педагогического коллектива.

5. Анализ состояния работы с педагогическими кадрами.

6. Анализ работы методических объединений учителей:

• математики, информатики, физики,

• истории и обществознания;

химии и биологии;

• физической культуры и ОБЖ;

• музыки и изобразительного искусства.

7. Анализ деятельности администрации школы по управлению и контролю.

9. Анализ работы по укреплению учебно-материальной базы школы.

Раздел II. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (дошкольного образования (если есть дошкольная группа), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

1. Работа по учету детей, проживающих в микрорайоне, закрепленном за школой.

2. Организационно-педагогические мероприятия.

3. Охрана прав и жизни учащихся.

4. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

5. План совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями.

6. План работы с будущими первоклассниками.

7. План работы со школьниками с особыми образовательными потребностями по индивидуальным планам на дому.

8. Мероприятия по организации и проведению смотров учебных кабинетов и классных комнат.

9. План работы школьной библиотеки.

Раздел III. Работа с педагогическими кадрами

1. Планирование аттестации педагогических кадров. Деятельность школьной аттестационной комиссии.

2. План работы с молодыми специалистами.

3. Список учителей, работающих на самоконтроле.

4. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников школы.

Раздел IV. Научно-методическая работа

1. Система научно-методической работы школы.

2. Состав научно-методического совета школы.

3. План научно-методической работы школы.

4. План работы научно-методического совета школы.

5. План работы методических объединений школы.

6. План изучения и обобщения опыта учителей школы.

7. Повышение квалификации учителей, их самообразование, организация и проведение научно-практических конференций и педагогических чтений.

8. План организации и проведения конкурса «Учитель года».

Раздел V. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса

1. План работы педагога-психолога.

2. План работы социального педагога.

3. План работы педагога-логопеда.

4. План работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Раздел VI. Руководство образовательным процессом

1. План заседаний педагогического совета.

2. План совещаний при директоре школы.

3. План совещаний при заместителях директора школы.

4. План работы администрации школы.

5. План работы совета по профилактике правонарушений.

6. План воспитательной и внеклассной работы.

7. План внутришкольного контроля.

8. План летней оздоровительной работы с детьми на новый учебный год.

9. Мероприятия по подготовке годового плана работы школы на следующий учебный год.

Раздел VII. Работа с родителями, семьей и общественностью

1. План работы родительского комитета школы.

2. План работы клуба «Мир семейных увлечений».

Раздел VIII. Укрепление материально-технической базы и хозяйственная работа

Приложения к плану работы

1. Программа развития школы.

2. План работы Совета школы.

3. План работы Попечительского Совета школы.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться