Трасологическая экспертиза исследования следов человека

Содержание:

Трасологическая экспертиза

Предмет, объекты и задачи судебно-трасологической экспертизы

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Трасологическоя экспертиза: основания и причины назначения, виды. Результаты и их значение.

Проведение трасологической экспертизы зачастую становится единственным возможным выходом в установлении обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия, виновника и причин данной аварии. Рассмотрим виды данного исследования, причины его назначения, порядок и результаты его проведения для полного понимания данного вопроса и возможности защиты своих прав в случае назначения подобного исследования по ДТП с участием читателя.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  • Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

✔ Гомеоскопическая экспертиза.

Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

  • Следы зубов, ног и иных частей тела.
  • Отпечатки пальцев.
  • Результаты воздействия предметов одежды.
  • Отпечатки обуви и др.

Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

✔ Экспертиза следов животных.

В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

  • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
  • Определить количество животных.
  • Установить направление их передвижения.
  • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.

В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

○ На основе чего производится.

Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

○ Порядок трасологической экспертизы.

Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

  • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
  • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
  • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Смотрите так же:  Как сдать отчетность в пфр на бумажном носителе

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

○ Как оспорить результаты.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

✔ Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

✔ Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Трасологическая экспертиза — важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт «Союза потребителей» Петров А.В.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза содействует разрешению судебных и досудебных споров. В следственной практике данный вид криминалистической экспертизы применяется в целях решения розыскных и идентификационных задач.

Трасологическая экспертиза выполняется для правоохранительных органов (судов, прокуратуры, органов внутренних дел, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции) и частных лиц. Если у вас возникла необходимость в проведении трасологической экспертизы, рекомендуем обращаться к специалистам.

Трасологическая экспертиза — это экспертиза следов обуви, одежды, экспертиза следов взлома, установление механизма следообразования, экспертиза замков, пломб и запирающих устройств, экспертиза целого по частям, транспортно-трасологическая экспертиза и др. Предметом трасологической экспертизы является установление фактических данных в процессе изучения следов с целью установления механизма их образования и определения оставившего их объекта.

Предметом трасологической экспертизы является установление фактических данных в процессе изучения следов с целью установления механизма их образования и определения оставившего их объекта.

В зависимости от объекта трасологические экспертизы можно разделить на следующие виды:

  • Экспертиза следов человека (гомеоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов рук (дактилоскопия), следов зубов и губ, следов ног и обуви, следов одежды и др.
  • Экспертиза орудий, инструментов и механизмов (механоскопия). В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов орудий и механизмов, следов взлома, исследование замков, пломб, запирающих устройств и следов на них, установление целого по частям, исследование изделий массового производства.

Транспортно-трасологическая экспертиза. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов ходовой части транспортных средств, выступающих частей транспортных средств, отделившихся частей транспортных средств.

Экспертиза следов животных. В рамках данного вида экспертизы проводится исследование следов копыт, подков, лап, зубов, когтей животных, «тавро» и др.

В рамках трасологической экспертизы решаются следующие задачи:

Идентификационные:

  • установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных;
  • установление тождества целого по частям.

Диагностические:

  • обнаружение и фиксация следов;
  • определение пригодности следов для идентификации;
  • установление времени и механизма образования следов;
  • установление последовательности образования следов и т.д.

Когда и зачем нужна транспортно-трасологическая экспертиза?

1. если возник спор при определении виновности в ДТП;
2. если страховая компания отказывает в страховом возмещении;
3. если Вас обвиняют в несовершенном вами ДТП.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах ДТП, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия Вашего автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

Исследование следов и повреждений транспортных средств по делам о ДТП занимает особое место и имеет огромное значение. Компания разработала ряд методик транспортно-трасологических исследований, которые дают возможность делать определенные выводы по типичным ситуациям дорожно-транспориных происшествий, связанных со столкновением, заносом и опрокидыванием транспортных средств.

Вот примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ экспертиза такого вида:

  • Являются ли данные следы результатом воздействия колес транспортного средства.
  • В каком направлении двигалось транспортное средство.
  • Каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы; какова модель шины.
  • Какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства —- свидетельствуют особенности шин, отобразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.).
  • Грузовым или легковым автомобилем оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях).
  • Каков механизм образования имеющихся следов (удар, скольжение, волочение и пр.).
  • В каком направлении в воспринимающей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения).
  • Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы.
  • Каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации).
  • Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы.
  • Какой частью транспортного средства нанесены повреждения.
  • Положение транспортных средств в момент их столкновения по обнаруженным на транспортном средстве повреждениям.
  • Возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения.
  • Относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени).
  • Приведенный перечень задач, решаемых в настоящее время комплексной автотехнической и транспортно-трасологической экспертизой, нельзя признать исчерпывающим. Однако он свидетельствует о широких возможностях этого вида экспертизы.
  • Где находилось место столкновения транспортных средств в момент ДТП?
  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
  • Находилось ли транспортное средство в движении или в состоянии покоя в момент столкновения?
  • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
  • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  • Где располагалось место наезда на пешехода?
  • Каков был механизм наезда на пешехода?
  • Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
  • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  • Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  • Имеются ли повреждения на представленном транспортном средстве?
  • Если имеются повреждения на представленном автомобиле, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  • Могли ли данные неисправности авто привести к дорожно-транспортному происшествию?

Следует отметить, что перед трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие важные вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по трасологической экспертизе!

Наши партнеры обладают всеми необходимыми познаниями в области трасологической экспертизы. Наши эксперты проведут независимую, объективную и достоверную трасологическую экспертизу.

Список основных документов необходимых для проведения трасологической экспертизы:

  • Справка о ДТП (748 или 12 форма) с указанием повреждений всех автомобилей участников ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД;
  • Протокол и постановление о нарушении правил дорожного движения;
  • Схема места дорожно-транспортного происшествия, составленная сотрудниками ГИБДД;
  • Первичные объяснительные всех водителей, участников дорожно-транспортного происшествия, составленные на месте ДТП;
  • Документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства.
Смотрите так же:  Приказ на соответствие занимаемой должности заместителя директора

Автотехническая Судебно-трасологическая экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Предметом исследования трасологии являются следы. Следы бывают разные и их появление обусловлено взаимодействием как минимум двух объектов – образующего и воспринимающего след. На практике таких объектов оказывается намного больше, да и само взаимодействие имеет различную природу. По этим причинам судебно трасологическая экспертиза (СТЭ) является самой многогранной из всех криминалистических экспертиз. Рассмотрим пять ее видов и остановимся подробней на транспортно трасологическом исследовании, которое часто выполняется после ДТП.

https://vimeo.com/128770276 w=100 h=400]

Виды трасологической экспертизы

    Гомеоскопическая. Гомеоскопическая экспертиза призвана определить факт принадлежности тех или иных следов конкретному человеку (идентификация) или диагностировать, кому могут принадлежать следы (рост человека, вес, возраст и так далее). Исследование следов человека. Экспертной оценке поддаются следы, оставляемые человеком, а именно:

  • следы ног;
  • следы от зубов и зубных протезов;
  • следы от губ и кожи лба, носа, щек и ушных раковин;
  • повреждения одежды и следы на ней;
  • следы перчаток и их состояние.
  • Механоскопическая. Дается экспертная оценка в отношении следов инструментов и орудий; запирающих устройств (замки, пломбы и тому подобное); изделий массового производства, например обуви, пуговиц, гвоздей; производится исследование узлов и петель.
  • Трасологическая диагностика. Такая независимая экспертиза выполняется в отношении следов всех видов транспорта (наземного, водного, железнодорожного), в том числе следов, оставленных на телах пострадавших.
  • Экспертиза следов животных. Оцениваются следы лап, подков, зубов и тавра животных.
  • Экспертиза микрообъектов, при которой исследуются микроследы и микрочастицы; сопоставляются экспериментальные следы с образцами, а также анализируются микропризнаки, по которым можно провести идентификацию или диагностику.
  • В НП «Федерация судебных экспертов» можно провести любые виды судебно трасологической экспертизы, в том числе и транспортно трасологическую диагностику. Все работы выполняются экспертами, имеющими обширный опыт выполнения подобных исследований. У нас также можно заказать внесудебную независимую экспертизу до обращения в правоохранительные органы или для решения вопросов без их участия.

    Транспортно трасологическое исследование

    Во время ДТП, когда происходит столкновение транспортных средств друг с другом, с элементами конструкции дороги или наезд на пешеходов, возникает масса взаимодействий, в результате которых появляются следы. Транспортно трасологическая экспертиза призвана ответить на ряд относящихся к делу вопросов, основываясь на исследовании этих следов.

    Объекты транспортно трасологической диагностики

    • следы колес, полозьев, гусениц ТС;
    • следы от других частей и узлов транспортного средства;
    • одежда и обувь лица, потерпевшего в результате ДТП, так как на них после столкновения могут остаться следы ГСМ, осколки фар, отображение контактных поверхностей ТС и т.д.
    • панорамные, обзорные, угловые и детальные фотоснимки, на которых зафиксирована общая картина места происшествия, положение и состояние каждого участвовавшего в происшествии объекта, группы повреждений ТС, отдельные повреждения и следы от протекторов шин;
    • шины, колеса или их экспериментальные следы;
    • осколки рассеивателей фар или защитных стекол, отделившиеся во время ДТП части и узлы транспортного средства;
    • образцы смазки, ГСМ, краски с транспортного средства;
    • сведения об отсутствии изменений в состоянии ТС после происшествия: был ли ремонт, исправление повреждений, покраска, замена узлов и деталей; что произошло во время перевозки или хранении.

    По результатам трасологического исследования эксперт должен дать ответ на ряд вопросов, поставленных перед ним в рамках рассматриваемого дела и находящихся в сфере его компетенции. Вот некоторые из них:

    • определить фактическое место столкновения;
    • взаимное расположение объектов и пострадавшего в момент столкновения;
    • имеются ли следы, которые невозможно объяснить характером ношения одежды или обуви потерпевшего;
    • почему отделилась подошва от обуви: из-за наезда или в результате зацепа с выступающей частью автомобиля;
    • указать последовательность нанесения повреждений потерпевшему или транспортному средству;
    • описать общий механизм происшествия;
    • соответствует ли характер повреждений этому механизму;
    • наличие на вещественных доказательствах следов ТС;
    • вид ТС, которое оставило следы на месте ДТП и его модель;
    • какая часть или какое колесо ТС оставили следы;
    • определить факт принадлежности обнаруженного на месте ДТП осколка или фрагмента конструкции автомобиля конкретному транспортному средству или его части, представленной на экспертизу;
    • участвовало ли другое ТС в нанесении повреждений (оставило следы) на исследуемом ТС.

    Проведение трасологичеких экспертиз, в том числе автотехнической, регламентировано требованиями 41 статьи ФЗ от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», а также процессуальным законодательством (ст.84 ГПК, ст.195 УПК, ст.83 АПК, ст.26.4 КоАП). Согласно этим нормативным документам судебная экспертиза может выполняться не только государственными учреждениями, но и коммерческими судебными экспертами в соответствующих областях знаний.

    НП «Федерация судебных экспертов» предоставляет возможность в кратчайшие сроки провести судебно трасологическую экспертизу. Действуя строго в рамках законодательства, мы даем официальное заключение, имеющее юридическую силу на всей территории РФ. На нашем сайте можно ознакомиться с ценами на услуги, получить бесплатную консультацию по телефону и подать on-line заявку на проведение трасологической экспертизы.

    Трасологическая экспертиза исследования следов человека

    Исследуемые объекты и документы

    Следы транспортных средств

    Замки и запирающие устройства

    Трасологическая экспертиза относится к старейшему классу традиционных судебных криминалистических экспертиз. Трасология – наука о следах, изучающая закономерности возникновения следов, разрабатывающая методы по их обнаружению, фиксации, хранению и исследованию. Назначается данная экспертиза в целях установления объекта по обнаруженным следам и определения условий и механизма образования таких следов.

    Различают следующие виды судебных трасологических экспертиз:

    Гомеоскопическая экспертиза – занимается исследованием следов человека, к ней относится экспертиза следов губ, зубов, рук, ног, обуви и одежды человека. Экспертизу следов папиллярных узоров пальцев рук человека называют дактилоскопией.

    Механоскопическая экспертиза – исследует следы орудий и механизмов. К объектам ее исследования относятся замки, запирающие и предохранительные устройства, различные орудия (топор, клещи, нож, лом).

    Экспертиза следов животных – изучает следы зубов, когтей, лап, подков животных.

    Экспертиза следов транспортных средств – исследует следов автомототранспорта, железнодорожного и даже водного транспорта. Трасологическая экспертиза следов транспорта решает целый комплекс задач, связанных с установлением марки и модели транспортного средства, оставившего обнаруженный след, частей ТС, которыми были нанесены следы, направления, характера движения исследуемого транспортного средства, неисправностей автомобиля по его следам.

    Судебно-трасологическая экспертиза проводится в большей степени для решения идентификационных задач по установлению объекта, оставившего обнаруженный след. Диагностические задачи также решаются трасологической экспертизой, к ним относится установление механизма воздействия, последовательности образования следов, состояния исследуемых объектов и его свойств. Проведение трасологической экспертизы с целью решения идентификационных задач сопровождается сравнением представленных следов с объектом, которым предположительно данные следы быть оставлены. Поэтому для такого исследования должен быть предоставлен объект и должным образом зафиксированные следы.

    К отдельной задаче трасологических экспертиз можно отнести установление целого объекта по частям. Например, по обнаруженным фрагментам стекла необходимо определить, представляли ли данные фрагменты единое целое, или в данных осколках находится фрагмент стекла от другого объекта, возможно занесенного на место преступления.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    Каков механизм образования данного следа?

    Какова последовательность образования представленных следов?

    Оставлены ли эти следы одним объектом или разными?

    Каким орудием был оставлен данный след?

    Каково взаимное расположение объектов в момент нанесения данного следа?

    Каков размер обуви, оставившей данный след?

    Какие особенности походки человека, ставившего след?

    Какими зубами оставлены данные следы?

    Имеются ли на данном замке признаки взлома?

    Пригоден ли данный замок для отпирания и запирания?

    В каком направлении двигался автомобиль, которым был оставлен данный след?

    Автомобилем какой марки и модели мог быть оставлен данный след?

    Передними или задними колесами автомобиля оставлены данные следы?

    Легковым или грузовым автомобилем были оставлены данные следы?

    Трасологическоя экспертиза: основания и причины назначения, виды. Результаты и их значение.

    Проведение трасологической экспертизы зачастую становится единственным возможным выходом в установлении обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия, виновника и причин данной аварии. Рассмотрим виды данного исследования, причины его назначения, порядок и результаты его проведения для полного понимания данного вопроса и возможности защиты своих прав в случае назначения подобного исследования по ДТП с участием читателя.

    ○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

    Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

    • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
    • Трасологическая экспертиза.
    • Исследование следов человека и животных.
    • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

    Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

    • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
    • Составление схемы происшествия.
    • Установление виновника аварии.
    • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
    • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
    • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
    • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.
    Смотрите так же:  Материнский капитал местный бюджет

    Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

    Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

    ✔ Гомеоскопическая экспертиза.

    Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

    • Следы зубов, ног и иных частей тела.
    • Отпечатки пальцев.
    • Результаты воздействия предметов одежды.
    • Отпечатки обуви и др.

    Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

    ✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

    Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

    ✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

    Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

    ✔ Экспертиза следов животных.

    В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

    • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
    • Определить количество животных.
    • Установить направление их передвижения.
    • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.

    В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

    ○ На основе чего производится.

    Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

    • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
    • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
    • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
    • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
    • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

    Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

    ○ Порядок трасологической экспертизы.

    Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

    • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
    • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
    • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
    • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
    • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
    • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
    • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

    Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

    ○ Сроки и стоимость.

    Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

    Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

    • Серьезности аварии.
    • Сроков для проведения экспертизы.
    • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
    • Применяемых методов анализа и т.д.

    Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

    ○ Результаты и документы.

    Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

    Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

    ○ Как оспорить результаты.

    Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

    • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
    • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
    • Неоднозначность выводов.
    • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
    • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
    • В заключении содержится не полная информация о событии.
    • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

    При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

    ✔ Выбираем эксперта.

    Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

    • Длительность работы на данном рынке услуг.
    • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
    • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
    • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
    • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
    • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
    • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

    Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

    ✔ Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

    Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

    • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
    • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
    • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

    Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

    Трасологическая экспертиза — важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт «Союза потребителей» Петров А.В.

    Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

    Другие публикации:

    • Санкт-петербургская объединенная коллегия адвокатов сайт Санкт-Петербургская Объединенная коллегия адвокатов (СПОКАд) 8 апреля 1990 г. 40 практикующих юристов Ленинграда и Ленинградской области учредили в соответствии со ст. 3 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» Ленинградскую Объединённую коллегию адвокатов как […]
    • Из чего складывается кредиторская задолженность в балансе Из чего складывается кредиторская задолженность в балансе По строке 1520 отражается краткосрочная кредиторская задолженность организации, срок погашения которой не превышает 12 месяцев: [Сальдо кредитовое по счету 60 «Расчеты с поставщиками и […]
    • Материнский капитал куда можно расходовать Как использовать материнский капитал? Материнский капитал — это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости. Эти деньги можно использовать на одну или несколько целей одновременно. Общий порядок использования материнского […]
    • 190 приказ рф Приказ МВД России от 2 апреля 2018 г. N 190 "О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных […]
    • Гражданство россии для бывших из ссср Как получить гражданство РФ рождённым в СССР Не так давно территория всего нынешнего СНГ (и даже больше) была одной страной, носившей название Советский Союз. Нынешняя Россия является правопреемницей Союза, и этот имидж сохраняется за ней уже многие годы. […]
    • Приказ гкфт россии от 04021998 44 Приказ Госкомспорта России № 44 от "4 " февраля 1998 06 утверждении планово - расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно- оздоровительных и спортивных сооружений С целью упорядочения нормативно-правовой базы физической […]

    Вам также может понравиться