Технология создания электронного пособия

Создание электронных учебников

Главная > Книга >Информатика

1. Теоретические основы электронных учебников 4

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников 4

1.2. Требования к содержанию электронных учебников 6

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения 8

2. Требования к электронным учебным пособиям 11

2.1. Методические рекомендации по разработке электронного учебника 11

2.2. Интерфейс учебного пособия 13

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника 13

Список литературы 17

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.

Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:

— возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

— компактность и мобильность электронных средств обучения;

— удобство и быстрота поиска желаемой информации;

— возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;

— возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.

Целью курсового проекта является углубить и систематизировать знания при разработке электронных учебных пособий.

Изучить требования по созданию электронных справочников;

Изучить концепцию создания электронных учебных пособий разной сложности;

Рассмотреть методологию разработки компьютерного пособия;

Изучить критерии создания электронных справочных пособий;

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы (первая и вторая главы разбиты на три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная, справочная и учебная литература.

1. Теоретические основы электронных учебников


1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

По мнению Н.И. Пака, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет — технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. [3] При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Электронный учебник — является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

повышение информативной емкости учебного содержания;

активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен когда

имеется практически мгновенная обратная связь;

имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого. Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.

Среди достоинств электронных учебников следует выделить:

облегчает понимание изучаемого материала за счет индуктивного подхода, воздействие на слуховую и эмоциональную память и других способов подачи;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

1.2. Требования к содержанию электронных учебников

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

Электронный учебник в общем случае должен иметь следующую структуру:

Один или несколько разделов;

2.1. Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2. Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1. Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2. Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3. Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3. Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

2.4. Рекомендованные материалы для изучения (необязательно);

4. Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

5. Рекомендованные материалы для изучения.

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

— Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

— Электронный учебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.

— Электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.

— Электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Технология создания электронного пособия

Основные этапы
Р
азработка обучающих курсов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном этапе осуществляется выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-курсу. Общеобразовательные курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения средств предварительного тестирования для оценки имеющихся знаний и подстройки системы для оптимального изложения. Курсы специального образования должны учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.

Смотрите так же:  Соотношение понятий интеллектуальные права интеллектуальная собственность

На подготовительном этапе предполагается написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария обучающей программы, а также сценариев отдельных блоков (анимационных фрагментов, видеофрагментов, программ, реализующих компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.п.). На этом же этапе при желании (или необходимости) разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа обучаемого. В этом случае может оказаться необходимым проведение также и входного психологического тестирования. При работе с текстом учебного курса необходимо выполнить его структуризацию с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и т.п. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки студент должен приобрести. Исходя из этого, целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, использование графики, рисунков и мультипликации. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов: включить сводку основных формул, сформулировать основные положения, составить таблицы. Текст желательно тщательно отредактировать, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный текст преобразуется в гипертекст.
Параллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа составляющей курса. Сценарий мультимедиа подразумевает подробный перечень соответствующих компонентов и тем курса, а также предварительное описание его структуры, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных, аудио- и видео фрагментов, иллюстраций, и т.п. Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения и имеющихся исходных материалов. Полный сценарий курса подразумевает использование обычного текста и гипертекста со ссылками на связанные темы, разделы или понятия, на изображения, звуки, видеофрагменты, использование табличной информации, иллюстративного материала (графиков, схем, рисунков), анимированных рисунков, фотоматериалов, аудио- и видеофрагментов, компьютерных моделей.

На основном этапе выполняются работы по непосредственному созданию курса (ЭКУ). Содержание при этом должно превалировать над формой его представления. Форма представления материала должна быть как можно более строгой. Страница не должна содержать лишней информации (графической или текстовой), которая могла бы отвлечь внимание читающего. Фон должен быть монотонным, но необязательно белым. Предпочтительно использование светлого фона, при этом текст должен быть написан темным цветом, например, черным или темно-синим. Не стоит использовать темный фон и светлый шрифт – это будет утомлять глаза читателя. При подборе гарнитуры шрифта следует исходить из того, что читаемость текста, написанного гарнитурой без серифов (засечек), выше, чем текста, написанного гарнитурой с засечками. При этом следует полностью отказаться от использования мелких размеров шрифтовых гарнитур. При включении в программу графических изображений нужно учитывать, что страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением и глубиной цвета, и ориентироваться на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей обучающей программы. Использование графических форматов, поддерживающих сжатие изображения (GIF, JPEG и т.п.), позволит сократить общий объем обучающей программы.

Анимация предоставляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов, позволяющие передать зрителю визуальное выражение фрагментов текста и звука. Существует множество программных средств создания двухмерной (2D) и трехмерной (3D) анимации для разных компьютерных платформ: персональных компьютеров и графических станций. Для создания видеофрагментов используются программно-технические комплексы компьютерного видеомонтажа. При этом желательно заранее подготовить библиотеки изображений и звуков, которые могут понадобиться при монтаже. Основную нагрузку по обеспечению качества монтажа несет программное обеспечение. Целесообразно использование, например, таких пакетов как Adobe Premiere 4.0 и Video Studio 2.0. Одним из элементов, активно влияющих на восприятие материала, является звук. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового сопровождения видеофрагмента. Для работы со звуком используют различное программное обеспечение, позволяющее проигрывать, записывать, а также синтезировать звуки.
Создание различных элементов мультимедиа-курсов может осуществляться параллельно. Их объединение происходит на завершающем этапе. Курс распределяется на темы, формируется система гипертекстовых ссылок. Большие объемы информации, характерные для учебных мультимедиа курсов, станут доступными только при наличии продуманного интерфейса и системы навигации.

После проведения завершающего этапа происходит тестирование и доработка курса. Прошедший тестирование мультимедиа-курс должен быть зарегистрирован как интеллектуальная собственность. При этом необходимо учесть авторские права коллектива разработчиков, принимавших участие в создании мультимедиа-курса.
Представляется полезным сопровождение курса после его тиражирования, разумеется, только для «легальных» пользователей: оперативное устранение возможных ошибок, поставка новых дополнительных модулей, обновление справочной информации и т.п.

Рекомендации по работе на подготовительном этапе
Т
рудно ожидать, что каждый преподаватель в достаточном объеме освоит технику Web-программирования, но значительную часть работы, необходимую для создания современного мультимедиа курса, ориентированного на сетевое использование (Web-курса), может выполнить практически каждый. Ниже приводятся рекомендации, которые могут быть полезными для такой подготовительной работы.

    1. Создайте электронную версию курса в текстовом редакторе Word 97, или более поздней его версии. При этом можно использовать инструментальные средства создания рисунков, формульный редактор, возможности вставки изображений и т.п. Имея ввиду последующую Web-версию курса, особое внимание следует уделить структурированию материала – разбивке его на разделы, подразделы, составлению оглавлений разделов. Каждая минимальная логическая часть (подраздел) должна представлять собой отдельный файл, а все созданные файлы следует разместить в одном каталоге, имеющем, если необходимо, подкаталоги. При структурировании пособия следует учитывать, что размер каждого файла должен быть таким, чтобы при отображении его в Web-броузере он не занимал более 3-4 экранов. Обычно это соответствует 2-3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12.
    2. Создайте необходимые гипертекстовые ссылки, устанавливающие связи как между отдельными разделами, так и с необходимыми ресурсами интранет и Интернет. Это очень простая операция, реализуемая щелчком «мыши» по иконке «Добавить гиперссылку» на панели инструментов Word. Предварительно фраза, слово и т.п., от которой делается ссылка, должны быть выделены (рис. 4.1.1).
    3. Файл, с которым устанавливается связь, должен уже существовать в созданном каталоге пособия (рис.4.1.2).

Вообще говоря, этим и может закончиться работа с текстом материала на рассматриваемом подготовительном этапе. Тем не менее, если преподаватель намерен дальнейшую работу проводить самостоятельно или активно участвовать в работе совместно с программистом, полезно произвести еще одну операцию – преобразование текста в HTML- формат. Для этого в меню «Файл» выберите режим «Сохранить как», в окне «Сохранение документа» в поле «тип файла» установите «HTML Document». В результате этой операции будет создан файл *.html, где * — имя doc-файла. При этом все формулы, написанные в формульном редакторе Word, будут автоматически преобразованы в файлы-изображений формата jpg (имена этих файлов по умолчанию «image*.jpg, где * — порядковый номер 1,2,3…). В заключение скопируйте все html-файлы с соблюдением структуры каталогов пособия и передайте материал программисту или web-мастеру сервера, на котором предполагается размещение пособия. Полученные файлы еще потребуют определенной редакции специалистом в web-программировании, но проделанная работа позволит существенным образом сократить время окончательной доработки пособия.

Технология создания электронного учебного пособия (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Информационные ресурсы»

студентка 45 группы

Специальность: «Библиотечно-информационная деятельность»

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

2.2 Информационная диагностика

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Смотрите так же:  Жалоба в гибдд на неправильную парковку

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине «Информационно-аналитические технологии»

Объект данной исследовательской работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Предметом является фрагмент пособия, построенный в соответствии с основными принципами разработки электронных учебных пособий.

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку.

Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:

1. Определить понятие «электронное учебное пособие», изучить его особенности и принципы построения;

2. В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;

3. Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (21 источник) и приложений. В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, во второй приведены непосредственно составленные главы. Приложения включают дополнительный слой учебного материала, связанный в реализованном пособии гиперссылками с основным текстом.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

Электронное учебное пособие — программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:

1. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;

6. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по сравнению с печатным следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;

3. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;

5. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

обеспечение виртуальной реальности;

высокая степень интерактивности;

возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как «Информационно-аналитическая деятельность».

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык»

Статья просмотрена: 1308 раз

Библиографическое описание:

Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 772-775. — URL https://moluch.ru/archive/52/6806/ (дата обращения: 15.02.2019).

Распространение компьютеров и телекоммуникационных систем кардинально изменило возможности человека по эффективному использованию информационных ресурсов, предоставив в его распоряжение мощное средство для поддержки и совершенствования интеллектуальной деятельности. Образование как ведущий фактор развития и усиления интеллектуального потенциала государства оказалось в эпицентре процессов информатизации.

Стратегические задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, отражены в ряде государственных программ и концепций, направленных на формирование единой образовательной информационной среды. Оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы образовательных порталов, переподготовка кадров в области информационно-коммуникационных технологий, разработка электронных образовательных изданий и ресурсов, — все эти мероприятия призваны ускорить переход системы образования на качественно новый содержательный и технологический уровень.

Очевидно, что в этих условиях для педагогической науки важнейшим направлением деятельности становится создание электронных средств обучения разным дисциплинам. Немаловажную роль в обновлении педагогического инструментария в области преподавания родного (узбекского) языка сыграла успешная работа, в которой не последнее место отводится проблемам пересмотра содержания и методов обучения узбекскому языку в современных условиях, создания авторских методик обучения, разработки учебной, методической и справочной литературы нового поколения, в том числе на электронных носителях.

Электронные средства обучения имеют почти пятнадцатилетнюю историю своего развития. Все эти годы педагоги пристально следили за достижениями компьютерной техники, выявляли дидактический потенциал компьютерных технологий, искали возможности их применения в различных предметных областях, создавали экспериментальные дидактические материалы, предпринимали попытки их внедрения в практику преподавания, ставили вопрос о разработке новых педагогических технологий. Эти же тенденции наблюдаются и в методике преподавания родного языка, которая сегодня уже располагает некоторыми теоретическими и практическими достижениями в области создания и использования электронных средств обучения. Настало время для анализа, оценки и систематизации накопленного педагогического опыта и формирования на этой основе целостной теории электронного учебника родного языка.

Перечисленными причинами определяется актуальность настоящего исследования, посвященного проблемам создания средств обучения родному языку на базе технологий гипермедиа и внедрения их в практику преподавания.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой в определенном прядке излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

— учебный материал излагается из определенной области знаний;

— этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

— материал в учебниках излагается систематически, т. е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем [1–4]:

1. Каждый печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.

Смотрите так же:  Приказ 80 2003

2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.

3. Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

4. Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на уроках:

— поддерживание школьной программы по предмету и использовать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию.

— объединение всего изучаемого материала по курсу «Родной язык» 9 класс, такой ЭУ можно использовать на уроках, для самостоятельных занятий и для подготовки к сдаче экзаменов.

В электронном учебнике выделяется четыре основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач. Контрольно — закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Технология создания ЭУ достаточно трудоемка и включает следующие этапы.

1. Определение целей и задач разработки.

2. Разработка структуры электронного учебника.

3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.

4. Подготовка материала электронного учебника.

7. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации.

8. Подготовка методического пособия для пользователя.

Отправной точкой в создании электронного учебника является дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используется информационные технологии.

Цель создания ЭУ:

Предметно-ориентированное изучение курса «Родной язык» в 9 классе

Структура (от лат. struktura — строение, расположение, порядок) в общепринятом понимании — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения при разработке электронного учебника первоначально определена его структура, порядок учебного материала, сделан выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

При разработке содержания учебный материал распределен следующим образом:

— по степени сложности восприятия,

— по степени сложности подачи.

В ходе этой работы особое внимание уделяется выделению:

— основного учебного материала,

— второстепенных моментов в изучении учебного материала,

— связей с другими темами учебного курса.

Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать.

Материал электронного учебника — это распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.

Демонстрационная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия содержательной части.

Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

Начинать работу по сбору материала лучше всего с выбора (отбора) тем из разделов всего учебного курса, которые наиболее требуют компьютерного воплощения.

Любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы [4]. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронного носителя для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя.

После создания ЭУ необходимо апробировать его на семинарах, круглых столах с учителями-предметниками или на курсах института повышения квалификации. Мнение таких людей об ЭУ, их замечания крайне важны; учитывая их замечания, вносится корректировка в курс. ЭУ необходимо апробировать в условиях учебного заведения. Во время апробации так же выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т. п.

По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.

При моделировании, разработке и внедрении электронных средств обучения узбекскому языку различных жанров могут быть использованы предложенные и описанные в исследовании:

— типы электронных ресурсов, принципы отбора и организации учебного материала, системы помощи и механизмы обратной связи, виды мультимедийной наглядности, система тестовой диагностики языковых и речевых знаний, умений и навыков;

— модели электронных средств обучения, диагностики и контроля — локальных пособий различных жанров, контрольно-диагностических тестов, гипертекстовой учебной книги, учебно-методического комплекса на базе технологий гипермедиа;

— универсальная форма описания учебного материала для реализации авторской идеи в программной оболочке;

— системы траекторий освоения учебного материала при работе в среде гипермедиа; виды и формы работы с различными электронными ресурсами с учетом разных условий обучения и для реализации разных учебных задач.

В ходе исследования были созданы, апробированы и внедрены в учебный процесс:

— локальные электронные пособия по родному языку: пособие для начинающих осваивать узбекскую графику, алфавит и фонетику; пособие, обучающее работе с узбекско-иноязычным словарем; вводно-грамматический речевой курс; лингвистическая игра-исследование для изучения узбекской падежной системы и автоматизации навыков употребления падежных форм существительного;

— локальные электронные пособия по узбекскому языку: пособие для изучения узбекской падежной системы и правил правописания падежных окончаний; пособия по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации для старших школьников;

— мультимедиа комплекс (электронная книга) по узбекскому языку для старшеклассников, охватывающий весь материал школьного курса родного языка;

— контрольно-диагностические тесты по орфографии и пунктуации;

— комплекс электронных учебных материалов для проведения итоговых уроков в 9 классах по синтаксису, фонетике, лексикологии, морфологии и организации на этой основе проектной деятельности;

— учебно-методический комплекс по узбекскому языку для школьников на базе технологий гипермедиа;

— гипермедиа учебный комплекс (вводный фонетико-грамматический курс);

На основе описанном технологии создан электронный учебник «Родной язык» (9-класс) на узбекском языке для общеобразовательной школы. Ниже приведена рисунки из кадров электронного учебника «Родной язык» (рис.1, рис.2.)

Рис. 1. Титульный лист ЭУ «Родной язык»

Рис. 2. Тесты по темам ЭУ.

Каждый раздел ЭУ состоит из следующих компонентов:

— познавательный материал по данным разделам;

— тесты для закрепления и контроля усвоения знаний.

Все разделы ЭУ и их компоненты взаимосвязаны, находятся в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника доступен для пользователя из любой другого компонента.

В заключение хочется подчеркнуть, что электронный учебник, существенно отличается технологически от бумажного и должен поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей.

1. Алламбергенова М. Использование интерактивных учебных комплексов в процессе высшего образования как средство формирования творческой атмосферы // Образование. — Алмата, 2010. — № 6. — С. 132–134.

2. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловьев А. В. Технологии создания электронных обучающих средств: 2-е издание. — Москва: МГИУ, 2002. — 304 с.

3. Тайлакова Д. Н. Требования к созданию электронной учебной литературы нового поколения//Журнал “Физика, математика и информатика”. Ташкент, 2012 г. № 3.

4. Цой М. Н., Джураев Р. Тайлаков Н. И. Создания электронных учебников: теория и практика. Монография. Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси». — Т.: 2007. -192 с.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться