Структура полномочия и функции федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба (1)

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

1. Предпосылки реорганизации Федеральной налоговой службы

2. Правовое положение Федеральной налоговой службы

3. Структура и функции Федеральной налоговой службы

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях.

Налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

Очевидно, что необходимость изучения правового регулирования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

Целью данной работы является изучение правового статуса, функций, структуры Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

1. Предпосылки реорганизации Федеральной налоговой службы

Необходимость реформирования налоговых органов страны назрела давно; стало ясно, что ранее существовавшая система налоговой службы требованиям сегодняшнего дня не соответствует.

В прежней системе серьезные проблемы возникали не только от того, что в каждой налоговой инспекции существовали различные варианты организационных структур, использовавшие множество различных программных продуктов. Сложилась также ситуация, когда одни и те же функции выполнялись разными структурными подразделениями инспекций и одному инспектору приходилось выполнять по нескольку десятков налоговых процедур.

Почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную. Не было методик для проведения автоматизированного комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, отбора их для проверки, определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Серьезной помехой было и отсутствие специализированных подразделений, ответственных за информирование налогоплательщиков, что затрудняло последним грамотное исполнение своих обязанностей. Требовались серьезные перемены. И они начались.

Цели и суть программы модернизации, охватившей сегодня уже более трети налоговых инспекций страны, четко определены в постановлении Правительства России «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов в 2002-2004 гг.».

Во-первых, необходимо добиться, стабильных налоговых поступлений за счет повышения собираемости налогов и сокращения случаев их неуплаты.

Во-вторых, требуется улучшить обслуживание налогоплательщиков, создать им комфортные условия для исполнения налоговых обязанностей.

И, наконец, в-третьих, следует повысить рентабельность функционирования самой, налоговой службы; она должна стать дешевле и эффективнее.

Все это должно быть достигнуто за счет перехода на единую типовую функциональную структуру, технологию работы, программное обеспечение. А в дальнейшем это позволит перестроить всю систему налогового администрирования, в первую очередь — контрольную работу и работу с налогоплательщиками.

Реорганизация Министерства налоговой службы (МНС) России началась весной 2004 года и продолжалась полгода. Сначала Президент РФ принял Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Пункт 15 Указа преобразовал МНС России в Федеральную налоговую службу. Однако эта норма должна была вступить в силу не сразу, а только после того, как законодатель внесет поправки в соответствующие законы.

Эти поправки внес Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Законодатель описал новую структуру налоговых органов и перераспределил полномочия между ними и Минфином России.

С момента вступления в силу этих изменений формально начала действовать и норма Указа о преобразовании МНС России в ФНС России.

2. Правовое положение Федеральной налоговой службы

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Согласно Положению Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

3. Структура и функции Федеральной налоговой службы

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Положение уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В систему ее территориальных органов входят управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня. Фактически это те же органы, которые раньше назывались управлениями МНС России по субъектам РФ, межрегиональными налоговыми инспекциями, районными и межрайонными налоговыми инспекциями.

То есть у территориальных налоговых органов поменялись только названия. А самое существенное изменение состоит в том, что сама ФНС России теперь находится в ведении Минфина России.

Структура Федеральной налоговой службы представлена на рисунке.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы: распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Министру финансов Российской Федерации: проект положения о Службе; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы; предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы; назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы; назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Смотрите так же:  Экспертиза колесных пар

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федеральной налоговой службы — г. Москва.

Рисунок – Структура Федеральной налоговой службы

Согласно Положению Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий; учреждение акцизных складов; осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; проведение всероссийских лотерей;

осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;

организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

При исполнении местного бюджета г. Новосибирска выяснилось, что поступающие доходы не обеспечивают полностью утвержденных расходов. Чтобы исправить положение, Минфин РФ предоставил г. Новосибирску бюджетную ссуду, а Правительство РФ приняло Постановление об уменьшении расходов городского бюджета на экологические программы.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной власти гарантируют:

1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Необходимость реформирования налоговой системы РФ назрела давно, и существенном шагом в данном направлении стало создание Федеральной налоговой службы.

Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 четко определило, какие полномочия остались у налоговых органов. К ним относятся: издание нормативных актов, контроль за обязательными платежами, полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. контроль осуществления некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами. контроль за применением контрольно-кассовой техники.

Наконец, у налоговых органов остались полномочия, не связанные с контролем и надзором. Они продолжают регистрировать юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, новые полномочия у ФНС России появились и в других сферах. Во-первых, налоговики теперь будут представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (п. 5.11 Положения). Во-вторых, к компетенции налоговых органов теперь относится контроль за проведением лотерей, а также лицензирование всероссийских лотерей и деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции.

Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в редакции, действующей с 01 января 2005 года

Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 314 с.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. –М: Деловой мир, 2004.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А. Г. Грязновой.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.: ил.

Шаталов С. Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2003. – 176 с.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Смотрите так же:  Пояснительная записка к кружку по экспериментированию

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:


    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:



      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:



      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Федеральная налоговая служба в РФ

Федеральная налоговая служба, а по сокращению ФНС РФ, считается федеральным органом, относящимся к исполнительной власти.

Состав и структура в 2018 году

Система налогообложения сейчас имеет трехступенчатый контроль. Изначально осуществляет его Федеральная налоговая служба, затем Межрегиональная, а потом дело переходит на управление ФНС России.

Возглавляет ФНС России руководитель, назначенный Министром Финансов РФ. Руководитель несет полную ответственность за все действия, а также персональную ответственность за выполнение задач.

Исходя из вышеописанной структуры, руководитель налоговой службы утверждает структурные подразделения, в том числе департаменты и офисы управления. Для определения и анализа состава подразделений берут условия в виде наличия у налоговой службы основных и дополнительных видов деятельности.

Финансирование и оплата заработной платы осуществляется за счет федерального бюджета страны. Сама структура и ее территориальные отделения считаются юридическими лицами, имеющими собственные бланки и печати государственного образца. На таковых объектах находится наименование организации, эмблема.

Федеральная налоговая служба ведет свою деятельность через территориальные отделения с взаимодействием с остальными государственными структурами. Структура представленного органа утверждается приказом. При этом каждое подразделение считается отдельным юридическим лицом. При этом каждый из них находится в подчинении и входит в центральный офис.

Часто можно услышать о реформировании структуры. В данном случае это возможно с целью создания межрегиональных и межрайонных инстанций. Отличием работы становится строительство своего рабочего процесса исходя из категории налогоплательщика, его деятельности и статуса.

Основная задача и функции

Данная структура осуществляет функции по контролю и надзору выполнения обязанностей налогоплательщиков, исчисляет налоги и уведомляет каждого о сумме, подлежащей к уплате. Действует на основании действующего законодательства в интересах государства.

Также осуществляет контроль за своевременным внесением денежных средств в государственную казну.

Федеральная налоговая служба подразделяется на:

  1. Центральный аппарат, который выполняет функции по изучению и анализу практики применения различных законодательств. Помимо этого, участвует в подготовке необходимых законодательных актов, разрабатывает инструкции и рекомендации.
  2. Краевые и областные отделения организуют рабочий процесс нижестоящих инстанций, анализируют отчетность, где прописана проделанная работа, осуществляет рекомендации.
  3. Районная инспекция выполняет контроль за исполнением обязательств в соответствии с законодательством, анализирует и предоставляет отчетность в вышестоящие инстанции.

Основной задачей государственной инстанции становится контроль за исполнением Налогового кодекса и остальных правовых актов, касаемо налогообложения в России. Также налоговая следит за корректностью исчисления платежей, полнотой исполнения обязательств и корректностью заполнения деклараций.

Осуществляет валютный контроль в соответствии с действующим законодательством.

Если объединить все вышесказанное, то основными функциями представленной организации становятся:

  • соблюдение исполнения законодательных мер, установленных в Российской Федерации касаемо налога и сбора;
  • контроль за исчислением и полнотой внесения денежных средств в государственную казну;
  • контроль за производством спиртосодержащей и алкогольной продукции, в том числе и табачной;
  • соблюдение валютного оборота и соответствующего законодательства;
  • уведомление граждан об уплате налога в установленные сроки.

Также Федеральная налоговая служба осуществляет:

  • государственную регистрацию юрлиц, физлиц и ИП;
  • предоставление требований об уплате долга при подаче лицом дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Федеральная налоговая служба создавалась для:

  • взаимодействия с представителями правительства и с президентом Российской Федерации по вопросам налогообложения;
  • для соблюдения всеми гражданами законодательства;
  • проведения налоговых проверок и корректности заполнения документации;
  • контроля переработки, разведки и добычи нефтепродуктов;
  • контроля за разведкой, добычей и транспортировкой газа;
  • контроля за производством табачной продукции;
  • передачи и производства электроэнергетики;
  • реализации металлургии;
  • оказания транспортировочных услуг;
  • связи.

У налоговой службы субъекта несколько ограниченный функционал – контроль за соблюдением законодательства и обеспечение поступления денежных средств по налогам.

Цели и полномочия

Основной целью Федеральной службы становится контроль за соблюдением норм и правил законодательства.

ФНС имеет следующие полномочия:

  1. Контролировать и анализировать все действия, которые связаны с выполнением законодательства. Осуществляет надзор за соблюдением нормативно-правовых актов, правильностью исчисления и уплату налогов. Контролирует подачу налоговой декларации и правильность ее заполнения.
  2. Регистрировать юридических и физических лиц в качестве ИП.
  3. Осуществлять постановку граждан в Единый государственный реестр.
  4. Информировать граждан о действующих налогах в соответствии с законодательством, а также о порядке их исчисления и правах, обязанностях сторон.
  5. Помогать гражданам заполнять налоговую декларацию для исчисления и уплаты государственных сборов, разъяснять порядок уплаты.
  6. Принимает в соответствии с законопроектом изменения о сроках уплаты.
  7. Самостоятельно разрабатывает политику и порядок заполнения расчетов по налогообложению, иных документов, касаемо уплаты сборов в государственную казну.
  8. Проверяет деятельность юрлиц, физлиц и фермерских компаний.
  9. Проводит испытания и анализ касаемо контроля за соблюдением выполнения законодательных норм.

Права налоговых органов

Федеральная налоговая служба не вправе оказывать платные услуги и управлять государственным имуществом, если этого не предусмотрено действующими правовыми актами.

Налоговые органы имеют право на:

  • требование выполнения норм законодательства, предоставление отчетности и уплаты налогов и сборов в установленном порядке;
  • проведение налоговой проверки в установленном порядке Российской Федерации, в том числе исполнение обязательств кредитными учреждениями по переводу денежных средств;
  • выемку документации у клиента для проведения налоговой проверки на корректность заполнения;
  • вызов налогоплательщика после письменного уведомления для пояснения ответственности за невыполнения обязательств;
  • приостановление операции, если клиент не оплачивает налоги, арест имущества в соответствии с законодательством;
  • осмотр всех помещений, которые используются налогоплательщиком для получения прибыли в порядке, предусмотренном законодательством;
  • корректное определение суммы к уплате по налогам на основании имеющихся сведений о налогоплательщике;
  • устранение нарушений касаемо налогооблагаемой базы;
  • взыскание недоимок при их обнаружении в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года №318;
  • требование из кредитного учреждения документов, подтверждающие списание денежных средств со счетов должника;
  • привлечение сторонних специалистов для проверки налогоплательщика;
  • вызов свидетелей для осуществления налогового контроля;
  • заявление о лишении юридического лица лицензии на осуществление деятельности;
  • посещение суда и подачи искового заявления по нарушению Налогового законодательства.

ФНС как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночному отношению в сфере экономики превратили государственные сборы в основной источник дохода. Следовательно, появилась необходимость назначения нового органа, который будет осуществлять контроль за исполнением обязательств.

Указ Президента позволил НС преобразоваться в Министерство РФ по налогообложению. Затем, по указу президента, данная инстанция переименовалась в Федеральную налоговую службу.

Именно она выполняет все функции касаемо контроля финансового оборота в Российской Федерации. Финансовый контроль за исполнением обязательств осуществляется различными методами, в том числе в виде ревизии, наблюдения, анализа и обследования.

Все эти методы позволяют в полной мере ознакомиться с финансовой деятельность налогоплательщика и проанализировать его доходы. Иногда структура проводит обследование в виде опроса. Основным же методом, как и ранее, остается ревизия, осуществляемая за счет документации.

Действующие правовые акты оговаривают обязательный характер ревизии, который основывается на проверке первичной документации и учетного регистра. Затем уже проверяется фактическое наличие денежных средств и бухгалтерская отчетность.

Развитие в России

Для минимизации рисков обмана со стороны налогоплательщика, в России планируется усовершенствовать контроль ФНС. Также из приоритетных задач стоит выделить повышение качества сервиса. Основной акцент сейчас ставится на уровень развития электронных услуг.

Если будет усовершенствован сервис, то декларацию налогоплательщик сможет подать дистанционно, не посещая отделение. Это поможет снизить нагрузку на специалистов, а также минимизировать затраты времени самого клиента. Положительным моментом данного вопроса становится возможность постоянного доступа налогоплательщика к своему личному кабинету. Изначально такая услуга внедрялась, но в кризисное время не хватило достаточного финансирования.

Как показывает практика прошлых лет на Западе, такая возможность не даст значительного уменьшения личного посещения. А вот если обязать налогоплательщика подавать декларацию в электроном виде, это несколько снизит процент посещаемости. Мало того, планируется утверждение Единого стандарта обслуживания клиентов, что значительно повысит уровень оплаты налогов в срок.

Михаил Мишустин в данном видео-обращении рассказал про сердце ФНС России.

Другие публикации:

  • Шаламов и завещание ленина Шаламов и завещание ленина Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ запросов. Система защиты РѕС‚ роботов решила, что […]
  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • До скольки лет нужна доверенность на ребенка по россии Выезд ребенка за границу с одним родителем: нужно ли разрешение Очень часто, когда один из родителей собирается с ребенком поехать за границу отдохнуть или на лечение, встает вопрос: нужно ли разрешение второго родителя и в случае необходимости как его […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Услуги адвоката в нижнем новгороде цены Услуги адвоката в нижнем новгороде цены 2 Гражданские дела 2.1 Составление искового заявления, ходатайства - 3000 руб. 2.2 Полное участие адвоката во всех судебных заседаниях суда первой инстанции - от 10000 руб. 2.3 Составление кассационной жалобы - 3000 […]
  • Коллекторы запрещены законом Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника Понятие «коллекторское агентство» появилось в современном русском языке относительно недавно. Оно пришло к нам из США, где банковский бизнес очень широко пользуется услугами частных […]

Вам также может понравиться