Страховой случай на водном транспорте

Страхование водного транспорта

СОГАЗ осуществляет страхование судов различного назначения и типов в период эксплуатации, ремонта и постройки независимо от флага судна и порта регистрации. Страхование корпуса, машин и механизмов судна в соответствии с договором может производиться сроком на год или на рейс. В настоящее время в компании застрахованы более 300 морских, речных и рыболовных судов.

Страхованию подлежат суда любого назначения, типа, стоимости и размера, в том числе танкеры, балкеры, рефрижераторные, рыболовные, научно-исследовательские суда, плавучие буровые установки и другие средства водного транспорта. Объектами страхования являются корпус судна, его механизмы, машины и оборудование в период строительства судна на время их эксплуатации.

Судно обеспечивается страховой защитой на одном из следующих условий:

  • «С ответственностью за гибель и повреждения»
  • «С ответственностью за повреждения»
  • «С ответственностью за полную гибель судна, включая расходы по спасанию»
  • «С ответственностью за полную гибель судна»

Дополнительно может быть застрахована ответственность судовладельца за столкновение судов; ответственности за причинение ущерба плавучим и стационарным объектам; военные риски и риски, связанные с пиратством; убытки, связанные с потерей фрахта в результате страхового случая; риски повреждения или гибели судна в ледовых условиях плавания.

© 2019 Страховая Группа «СОГАЗ».

Все права защищены. Информация, размещенная на настоящем интернет сайте, не является публичной офертой, установленной в п. 2 ст. 437 ГК РФ.

Страхование водного транспорта (2)

Главная > Реферат >Транспорт

1.Классификация и основные технические характеристики судов 3

2. Объекты и субъекты страхования 6

3. Страховая сумма и страховое обеспечение 7

4. Объем страховой ответственности 8

5. Страховая премия 23

6. Сроки страхования 24

7. Заключение договора страхования судов 25

8. Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая 26

9. Особенности перестрахования судов 27

1.Классификация и основные технические характеристики судов

Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные назначением этого сооружения.

Современный флот плавучих средств представляет собою сложное хозяйство, наделенное различными, зачастую противоположными специфическими особенностями эксплуатации. Однако все многообразие плавающих средств поддается классификации.

Суда подразделяются на группы в зависимости от их назначения, района плавания, материала постройки, рода движителя и двигателя и т.п.

По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и так далее), промысловые, спортивные.

По районам плавания суда делятся на океанские, морские дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река-море, речные и озерные.

По материалу, из которого построен корпус, суда бывают деревянные, железные, стальные, смешанные или композитные, а также на железобетонные, иногда алюминиевые или медные.

По роду движителя судно может быть парусным, колесным и винтовым.

По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.

По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.

Линейными судами считаются суда, совершающие определенные регулярные рейсы и обслуживающие определенные порты. Трамповые суда не работают на постоянных линиях, а осуществляют коммерческие рейсы в любых направлениях в зависимости от наличия груза и необходимости его перевозки. Трамповые суда сами ищут фрахт.

Торговые суда подразделяются также на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Грузовые суда в зависимости от характера перевозимых ими грузов делятся:

а) на сухогрузные, предназначенные для перевозки сухих грузов в таре или без тары. При этом значительная часть этой группы судов приспособлена для перевозки определенного вида грузов и, соответственно, подразделяются на лесовозы, угольщики, зерновозы, рефрижераторы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой для габаритных грузов, пакетовозы и т.д.;

б) на наливные ( танкеры ), предназначенные для транспортировки жидких грузов наливом — нефтепродуктов, жиров, масел, вин.

Все суда различаются также по своему объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза.

Существует два общепризнанных вида измерения судов весовое и объемное.

Вес плавающего судна равен весу вытесненной им воды. Установленный таким образом вес судна со всеми находящимися на нем грузами называется водоизмещением судна. Если из величины, определяющей водоизмещение судна с полным грузом при его предельной осадке, вычесть собственный вес судна, то получим дедвейт, то есть величина его полной грузоподъемности — предельное количество груза, включая запасы воды, топлива, провианта для команды и т.д., которое судно может принять.

Объемное измерение судна производится на основании специальных правил и с весьма приблизительной точностью. Объемная вместимость судна называется регистровой вместимостью. За единицу регистровой вместимости принимается регистровая тонна, равная 100 куб. футам или 2,83 куб. метрам. Различают регистровую вместимость полную (брутто и чистую нетто).

Регистровая вместимость брутто представляет собой полный внутренний объем судна под главной палубой и находящихся над палубой надстроек, используемых для перевозки груза или пассажиров.

Регистровая вместимость нетто представляет собой реальный объем помещений, используемых для перевозки груза.

Регистровый обмер судов производится специальными классификационными учреждениями, которые выдают соответствующие свидетельства.

Грузовая вместимость судна не является постоянной величиной для всех грузов, а зависит от их характера, объема, конфигурации, их соотношения к рельефу грузовых помещений судна. Соответственно этому различается грузовместимость судна для насыпных и для штучных грузов. Грузовместимость для насыпных грузов обычно выше на 8-10%.

Наибольшее количество груза, которое может принять судно без ущерба для безопасности плавания, зависит от предельной осадки судна, которая устанавливается для каждого судна на основании специальных правил. Для определения предельной осадки на борту каждого судна наносится грузовая марка (отметка). За правильностью нанесения грузовой марки и ее соблюдением при погрузке следит портовый надзор.

Суда держатся на плаву благодаря давлению воды на корпус судна. Способность судна держаться на воде называется плавучестью судна. Плавучесть судна при данной его осадке измеряется весом вытесненной воды.

Большое значение для безопасности плавания имеет остойчивость судна. Так называется способность судна, выведенного из вертикального положения воздействием каких-либо внешних сил (ветра, волн), снова возвращаться в прежнее положение по прекращению действия этих сил. Если судно выпрямляется очень медленно, значит оно имеет малую остойчивость и судну грозит опасность опрокинуться. Если судно выпрямляется чересчур быстро, то это означает, что его остойчивость чрезмерна и оно, следовательно, больше подвержено качке, что в свою очередь вредно отражается на состоянии его корпуса и механизмов.

Большинство судов строится в соответствии с правилами и под надзором специальных классификационных учреждений. Главная задача этих учреждений — следить за тем, чтобы суда были мореходные и подходили для перевозки тех грузов, для которых они предназначаются. В этих целях классификационные учреждения устанавливают определенные правила для постройки и ухода для различных типов судов.

Всем судам, построенным под надзором классификационных учреждений или представленным им для — осмотра, присваивается определенный класс и выдаются мерительные свидетельства. Списки торговых судов с указанием их класса ежегодно публикуются. Первые списки появились в Англии еще в 1730 году. А в 1834 году там было учреждено действующее и поныне классификационное общество «Ллойдовский Регистр британских и иностранных судов». Учредителями этого общества являются представители судовладельцев, коммерсантов и страховщиков, то есть основных заинтересованных в судоходстве групп. «Регистр Ллойда» устанавливает следующие правила классификации и осмотра судов. Судно сохраняет класс, присвоенный «Регистром», в течение 12 лет при условии, что каждые 4 года подвергается детальному осмотру представителями «Регистра». За не предъявление судна к осмотру оно может быть лишено класса. «Регистр Ллойда» пользуется широкой известностью во всем мире и послужил прототипом для создания национальных регистров в других странах.

«Российский морской регистр судоходства» учрежден в 1913 году. Устав возлагает на «Регистр» классификационное и техническое наблюдение за судами, строящимися в России и за границей, издание особых правил и норм. Суда, имеющие класс «Российского морского регистра судоходства», подвергаются классификационным освидетельствованиям каждые 4 года и очередным — ежегодно.

Вышеперечисленные характеристики судов, их класс и возраст, флаг и страна регистра имеют существенное значение для страховщика, так как важны при заключении договора страхования и определения ставки премии.

2. Объекты и субъекты страхования

Страхование каско судов — вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.

Более полное название — страхование корпуса, машин и оборудования судов (английское — Hull & Machinery Insurance).

Согласно пункту 1 Статьи 930 «Страхование имущества» Главы 48 «Страхование» Раздела IV «Отдельные виды обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации «Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества».

Принцип «наличия имущественного интереса страхователя в объекте страхования» закреплен в Законе о морском страховании 1906 года. Этот принцип имеет большое значение , потому что договор страхования предусматривает возмещение конкретных убытков конкретного лица. Если выяснится, что застрахованное лицо не имело имущественного интереса: не было собственником, арендатором, пользователем погибшего имущества -значит, оно не понесло и убытков. Договор страхования в этом случае считается недействительным.

Интерес в страховании судна принадлежит тому, кто несет риск случайной гибели или повреждения судна. Таким лицом является собственник судна — судовладелец, который может быть как физическим так и юридическим лицом. В зависимости от формулировки условий чартера у фрахтователя возникает или не возникает имущественный интерес в судне, вытекающий из возлагаемого на него обязательства застраховать судно от тех или иных рисков. Если судно сдано в таймчартер с условием, что фрахтователь принимает на себя риск случайной гибели или повреждения судна, он приобретает тем самым и страховой интерес в отношении судна.

В сохранении судна может быть также заинтересован банк, у которого судовладелец берет кредит, так как если судно не работает, владелец не выплатит долг. Возникает имущественный интерес, и по условиям большинства кредитных соглашений банк требует застраховать судно. Из этих взаимоотношений вытекает практика передачи прав по договору страхования (Assignment of Policies). По полису страхуется конкретный имущественный интерес. Однако интерес судовладельца отличается от интереса банкира, что важно для страховщика: условия страхования первого и второго должны различаться, то есть должно быть заключено два договора — с пароходной компанией и с банком. На практике происходит передача прав от одного к другому, то есть банк как бы встает на место судовладельца, и таким образом базисный принцип — принцип наличия определённого имущественного интереса — соблюдается. Поэтому неотъемлемая черта соглашений о предоставлении кредита под залог судна — требование о передаче кредитору прав судовладельца по страховому полису.

Смотрите так же:  Тамбовская областная коллегия адвокатов официальный сайт

В мировой практике часто страхуются суда, находящиеся в постройке. Условия страхования таких судов, действующие в настоящее время в редакции «Института Лондонских страховщиков», возлагают на страховщика ответственность за все убытки, причиненные судну в ходе его постройки с момента закладки киля до завершения испытаний. Интерес в. страховании строящегося корабля имеют судостроительные фирмы, потому что они несут риск случайной гибели судна до передачи его заказчику.

6.8. Страхование средств водного транспорта

Страхование средств водного транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства водного транспорта, включая моторы, такелаж, внутреннюю отделку и др.

Страховыми случаями при страховании судов являются события, предусмотренные договором страхования, с наступлением которых возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю).

Объем страхового покрытия при страховании средств водного транспорта устанавливается на основании одного из нижеследующих условий, включающего страховые случаи: «с ответственностью за гибель и повреждения»; «с ответственностью за повреждения»; «с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению»; «с ответственностью только за полную гибель судна».

По договору страхования, заключенному на условии «с ответственностью за гибель и повреждения», возмещаются:

•убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов, машин, оборудования, происшедших по любым причинам;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;

•необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна;

•необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по договору страхования.

По договору страхования, заключенному на условии «с ответственностью за повреждения», возмещаются:

•расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам;

•убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;

•необходимые и целесообразно произведенные расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по условиям договора страхования.

По договору страхования, заключенному на условии «с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению», возмещаются:

•убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любой причине;

•необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по предотвращению, уменьшению убытка и по установлению его размера.

По договору страхования, заключенному на условии «с ответственностью только за полную гибель судна» возмещаются убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшей по любой причине.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости судна на момент заключения договора (страховой стоимости), определяемой в зависимости от износа судна по сроку эксплуатации.

В договоре страхования стороны могут указать размер франшизы. Франшиза может быть условной или безусловной и устанавливается как в процентах к страховой сумме, так и в абсолютном размере:

•при установлении условной (невычитаемой) франшизы страховщик не несет ответственности за ущерб, не превышающий сумму франшизы, но возмещает ущерб полностью при превышении размера ущерба этой суммы;

•при установлении безусловной (вычитаемой) франшизы во всех случаях возмещается ущерб, за вычетом суммы франшизы.

Договор страхования заключается на определенный срок или на рейс. Если застрахованное на срок судно в момент истечения срока находится в плавании или терпит бедствие, находится в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения. В этом случае страховщик имеет право на получение премии, пропорциональной сроку продления договора. При страховании на рейс ответственность страховщика (если в договоре страхования не обусловлено иного) начинается с момента отдачи швартовых, снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартования, постановки на якорь в порту назначения.

Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме, в котором страхователь должен сообщить точные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс регистра, валовую вместимость судна и т.д.), указать условия страхования (страховую сумму, страховую премию, при страховании на рейс — пункты начала и окончания рейса, продолжительность рейса, пункты захода, а при страховании на срок — район плавания и срок страхования), а также сообщить все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

Факт заключения договора страхования удостоверяется страховым полисом.

Договор страхования прекращается в случаях:

•истечения срока действия;

•исполнения страховщиком обязательств по договору в полном объеме;

•неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;

•ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерти страхователя, являющегося физическим лицом, кроме случаев замены страхователя в договоре страхования;

•прекращения действия договора страхования по решению суда.

Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования, или по взаимному соглашению сторон.

Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания или том рейсе, который был обусловлен в договоре страхования. При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении от обусловленного в договоре страхования пути следования, договор страхования прекращается.

Однако в том и другом случае страховщик может оставить договор страхования в силе при условии своевременного заявления ему

опредстоящем изменении района плавания или рейса и при согласии страхователя уплатить дополнительную премию, если последняя будет потребована страховщиком. Не считается нарушением договора страхования отклонение от намеченного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса. О всяком таком отклонении страхователь обязан немедленно сообщить страховщику, как только это станет ему известно.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все зависящие от него меры в целях предотвращения и уменьшения убытков. Он должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать его указаниям, если такие указания будут страховщиком сообщены.

Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь умышленно или по грубой неосторожности не принял мер к предотвращению или уменьшению убытков.

Страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик, а также расходы, произведенные для выполнения указаний страховщика, для выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком, и для составления диспаши по общей аварии.

Если в результате страхового случая необходимо произвести ремонт судна, то выбор дока и верфи для осмотра и ремонта должен быть согласован со страховщиком. В случае, если время и место ремонта не согласованы, сумма возмещения определяется страховщиком исходя из затрат на ремонт.

Страховое возмещение может быть выплачено, по соглашению сторон, в размере полной страховой суммы в следующих случаях:

•при полной фактической гибели судна (судно полностью уничтожено или безвозвратно потеряно для страхователя);

•при пропаже судна без вести (о судне не поступило никаких сведений в течение трех месяцев, причем последнее известие о судне не было получено до истечения срока договора страхования);

•при полной конструктивной гибели судна (восстановление или ремонт судна экономически нецелесообразны).

Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить полную страховую сумму в случаях:

•пропажи судна без вести;

•экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна (полная конструктивная гибель);

•экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахованного груза в место назначения;

•захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более двух месяцев.

При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или пропажи судна без вести к страховщику переходит право собственности на застрахованное судно в пределах уплаченной суммы.

В случае отказа страховщика от права собственности на застрахованное судно в виде заявления об абандоне страховое возмещение выплачивается без вычета стоимости реального имущества.

Если страхователь (выгодоприобретатель) получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

Страховщик вправе отказать страхователю в выплате страхового возмещения, если в течение действия договора имели место:

•умышленные действия страхователя (выгодоприобретателя), направленные на наступление страхового случая;

•совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой связи со страховым случаем;

•сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений о судне и условиях плавания;

•получение страхователем соответствующего возмещения ущерба от лица, виновного в причинении этого ущерба.

Страховщик не отвечает за убытки, происшедшие вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, а также возникшие вследствие всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, захвата, пиратских действий, вследствие народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна или грузов по требованию военных или гражданских властей.

Обязанности и права страховщика и страхователя. Основные обязанности страховщика:

•в случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба судну, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обязательств;

•при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором страхования срок;

•возместить расходы, произведенные страхователем при наступлении страхового случая для предотвращения или уменьшения ущерба объекту страхования, если это предусмотрено договором страхования;

•не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, если это не вступит в противоречие с законодательными актами Российской Федерации.

•своевременно уплачивать страховые взносы;

•при заключении договора страхования сообщать страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также о всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного судна;

•принимать необходимые меры по предотвращению и уменьшению ущерба объекту страхования при наступлении страхового случая и сообщать страховщику о страховом случае в сроки, установленные договором страхования;

•в случае необходимости ремонта судна после аварии до ремонта уведомить об этом страховщика и обеспечить его представителю возможность участия в осмотре повреждений судна;

•сообщить страховщику о всех существенных изменениях в риске: о задержке рейса, об отклонениях от обусловленного в договоре страхования пути следования судна, о выходе из района плавания, о плавании во льдах, о зимовке судна (не предусмотренной при заключении договора страхования), о буксировке застрахованным судном других судов или о передаче застрахованного судна в аренду и т.д.;

Смотрите так же:  Заявление о выдачи денег подотчет образец 2019

•если судно полностью утрачивается, немедленно информировать страховщика о страховом случае, прежде чем предъявлять требование о возмещении убытков по полной утрате.

Страховщик имеет право:

•перед заключением договора требовать осмотра судна в доке с участием своего представителя;

•приглашать независимого сюрвейера для составления акта о нанесенном ущербе в результате страхового случая.

Страхование фрахта. При страховании средств водного транспорта осуществляется страхование фрахта. Страхование фрахта — это страхование платы, которую взимает морской перевозчик за доставку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта в качестве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик, либо тот и другой вместе. Если, например, фрахт (груз) по договору морской перевозки оплатят перевозчику при всех условиях, в том числе в случае гибели судна с грузом, то в страховании фрахта заинтересован грузовладелец, так как это гарантирует ему полное или частичное возмещение при утрате всего или части груза. Если фрахт подлежит оплате по доставке груза в порт назначения, то данное страхование обеспечивает интересы и перевозчика, и грузовладельца: первый не получит платы, если судно не доставит груз в порт назначения (например, в результате его гибели), а второй должен будет оплатить фрахт при доставке груза хотя бы в поврежденном виде. В этом случае перевозчик заинтересован в страховании фрахта только на случай полной гибели всего груза или его части, а грузовладелец — при всех прочих последствиях страховых случаев, от которых застрахован груз. Также в данном виде страхования может быть заинтересован только перевозчик, если какие-либо причины могут помешать использованию судна под погрузку (например, судно отправляется в рейс, чтобы загрузиться в другом порту, и в пути возможны его гибель или повреждение).

Для дальнейшего совершенствования средств водного транспорта необходимо расширить объем обязательств страховщика и перечень страховых услуг, повысить уровень перестраховочной защиты.

Страхование водного транспорта

Сегодня деятельность многих компаний тесно связана с работой морских или речных судов. Они могут использоваться как для перевозки грузов, так и пассажиров.

А для компаний, которые активно занимаются эксплуатацией водного транспорта, данный вид деятельности сопряжен с серьезными рисками. Ведь стоимость судна очень велика и при его гибели может привести или к серьезным убыткам, или вовсе к банкротству (см. Страхование от банкротства).

Содержание:

Надежную защиту от возможного повреждения или гибели судна обеспечивает страхование. Используя страховку, компания оградит себя от непредвиденных расходов и точно будет защищена от уничтожения «рабочей лошадки».

Субъекты и объекты водного страхования

В качестве страховщика по страхованию средств водного транспорта может выступать любая компания, которая имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Страхователем может быть, как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет интерес в защите имущества, а также возмещении ущерба, нанесенного жизни или имуществу третьих лиц при эксплуатации транспорта.

Объектом защиты является средство водного транспорта, которое принадлежит страхователю на праве собственности или другом законном основании, подтвержденном документально, например, аренда, лизинг, покупка в кредит и т.д.

Кроме корпуса суда под защиту подпадают и все его части, механизмы, машины, оборудование, такелаж и неотделимое имущество, в том числе шлюпки и катера, которые предусмотрены и установлены заводом-изготовителем или были установлены авторизованным дилером при продаже судна.

В последнем случае все установленное оборудование должно быть указано в договоре купле-продажи или приложении к нему.

Международные союз авиационных страховщиков образовался в 1934 г. и стал первым общественным объединением страховщиков и перестраховщиков в сфере авиационного страхования.

Перестраховочные брокеры предоставляют страховые услуги на посреднических основах: от страховых организацией клиентам или от перестрахователей перестраховщикам. Подробнее о перестраховоных брокерах читайте на нашем сайте.

  • дополнительное оборудование и имущество, которое не являются штатным для застрахованного типа судна;
  • провиант, топливо и другие расходные материалы и запасы.

[tip]Оборудование и имущество, которое не относится к штатному, может быть включено в полис по соглашению сторон.
[/tip]
В качестве объекта защиты является и ответственность компании по перевозке грузов и возмещению убытков за ущерб, который может быть нанесен жизни или имуществу других лиц, или окружающей среде при эксплуатации водного транспорта.

Территория действия договора страхования водного транспорта

При оформлении договора страхования речных судов указывается территория действия защиты, это может быть район плавания или определенный рейс.

Ответственность страховщика заканчивается, если судно вышло за пределы района плавания, территории хранения или отстоя, маршрута или пути рейса.

Любые события при данных обстоятельствах не будут являться страховыми случаями и убытки, связанные с ними, не будут возмещаться.

Отклонение от маршрута или пути рейса не будут являться нарушением условий договора в случае немедленного предупреждения об этом страховщика.

Однако такие отклонения должны быть связаны с действительной необходимостью обеспечения дальнейшего рейса или в целях спасения человеческой жизни.

Данные условия договора действуют и в случае транспортировки или буксировки водного транспорта.

Страховая защита водных судов

Страхование на внутреннем водном транспорте может предусматривать различные варианты защиты.

Различные компании могут предложить следующие варианты:

  • с ответственностью за гибель, утрату или повреждение;
  • с ответственностью за полную гибель или утрату;
  • с ограниченной ответственностью за гибель, утрату или повреждения.

Первый вариант защиты обеспечивает выплату страхового возмещения и покрытия расходов, которые возникли:

  • при полном уничтожении или гибели судна;
  • при устранении повреждений судна;
  • при произведении необходимых и целесообразных расходов страхователем для спасения объекта;
  • при произведении необходимых и целесообразных расходов для предотвращения наступления страхового случая, если события по договору является страховым случаем.

При втором варианте защиты будет обеспечиваться выплата убытков от предпринимательской деятельности, которые связаны с полным уничтожением или утратой судна. Также будут покрываться необходимые и целесообразные расходы по спасению имущества или предотвращению страхового случая.

Третий вариант обеспечивает защиту от убытков, как и для предыдущих вариантов, однако выплаты будут производиться только для следующих рисков: страхование от пожара, стихийного бедствия, взрыва, опрокидывания, посадки на мель, столкновения с объектами и суднами, падения летательных аппаратов и зданий, или их частей, хищение, хулиганство, аварии при спуске или подъеме судна.

Дополнительная страховая защита водного транспорта

По соглашению сторон условия полиса могут быть расширены и обеспечивать защиту от дополнительных рисков.

При обычных условиях договора данные риски не покрываются, однако по соглашению сторон они будут входить в условия полиса.

К данным рискам относятся:

  • транспортировка или буксировка судна, включая погрузку и разгрузку;
  • уничтожение или повреждение имущества, которое не является штатным для судна;
  • испытательные рейсы, участие в регатах, гонках или других спортивных мероприятиях;
  • военные действия и социальные беспорядки;
  • хищение судна или его частей, когда оно осталось без присмотра.

Для последнего пункта под «присмотром» подразумевается следующие случаи.

Судно находится на охраняемой территории или под охраной, при этом с лицом, осуществляющим охрану, заключен договор, и оно несет ответственность за сохранность.

Судно находится на территории или в акватории постоянного места жительства страхователя или его представителей, при условии, что доступ на территорию контролируется и невозможен без ведома владельца.

На судне или причале рядом с судном находится экипаж или лица, заинтересованные в сохранности транспорта.

Исключения из ответственности страховщика водного транспорта

Компания не выплачивает возмещение по убыткам, которые наступили в результате умышленных действий, грубой неосторожности страхователя или его представителей и других случаях, предусмотренных законодательством.

Не возмещаются и те убытки, которые возникли из-за нарушения требований эксплуатации судна.

В перечень убытков, которые не возмещаются, входят:

  • износ, ветхость, старение, осмос, окисление, коррозия, гниение судна, его частей и оборудования;
  • использование судна в условиях, которые не предусмотрены для его класса, а также с нарушением требования Классификационного общества;
  • использование судна, которое не имеет действующих классификационных документов, или его класс приостановлен или просрочен;
  • воздействие радиации;
  • использование судна лицами, которые не имеют документов на управление судном, а также лицами, которые находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • повреждение транспорта или его частей в результате любого дефекта дополнительного оборудования;
  • действий уполномоченных органов (конфискация и т.д.).

Законом об обязательном страховании пассажиров общественного транспорта предусмотрена защита для всех видов транспорта, а именно: общественный, маршрутки, железнодорожный, воздушный, морской, метро.

Агенты страхования активно пользуются методикой «холодных звонков», которая предусматривает общение с совершенно незнакомым человеком. Подробнее о страховых агентах читайте здесь.

Использование покрытия рисков для водного транспорта позволяет компании избежать больших убытков. Очень важно, что сегодня страховщики могут предложить широкий спектр услуг в данном направлении.

[note]К тому же, при необходимости условия договора могут быть существенно расширены и удовлетворить все запросы фирмы.[/note]

Для крупных страхователей организация может разработать специальные условия, которые будут существенно отличаться от стандартных правил и услуг. Такой подход позволяет в полной мере удовлетворить интересы больших фирм.

Страхование водного транспорта

Страхование водного транспорта является подвидом транспортного страхования и сохраняет при этом его основные особенности. Оно набирает все большей популярности сегодня в связи с увеличением объемов морских и речных перевозок. Этот вид страхования является добровольным.

Какие имеет особенности

Страхование водных ТС базируется практически на идентичных принципах тем, которые применяются в страховании автотранспортных средств.

Страховая оценка имеет итоговую сумму, которая зависит от рыночной цены плавучего средства. Сумма страхования в этом случае никогда не превышает реальной стоимости ТС.

Предметами соглашения могут стать следующие транспортные средства:

  • маломерные водные судна;
  • лодки;
  • яхты;
  • катамараны и т.д.

Договор страхования водного транспортного средства в обязательном порядке определяет объем страхового покрытия и величину страховых платежей, которые будут зависеть от размера взятых страхователем обязательств.

Можно предусмотреть следующий размер покрытия:

  • с ответственностью за гибель и повреждения;
  • с ответственностью за полную гибель с учетом затрат на спасение;
  • без ответственности за повреждения (при исключении случаев гибели имущества).

Договора страхования такого вида могут заключать на определенный срок или отдельный рейс. Особенным видом в контексте данной гарантированной защиты выступает страхование водного транспорта маломерных судов или морское страхование.

Подавляющее число перевозок осуществляется морскими судами. Более того, серьезные международные транспортировки редко обходятся без участия морских суден.

Маломерные судна и прочие морские ТС идеальны для внешнеэкономических перевозок. Альтернатива есть, но она будет в любом случае проигрышным вариантом.

Воздушные перевозки наиболее быстрые, но и также наиболее рискованные и затратные. Перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом надежны и достаточно дешевы.

Но стоит отметить, что далеко не в каждую точку мира можно добраться на поезде или машине, да и сам процесс транспортировки будет длительным.

Страхование проводится также и относительно речных средств, которые используются при внутригосударственных перевозках.

Смотрите так же:  Компенсации и льготы тк рф

Заключение страховых договоров, а также специфика их выполнения регламентируются одинаково как для речных ТС, так для морских посредством норм КТМ РФ и Международным законом о морском страховании 1906 года.

Страхование судов и грузов проводится по стандартным условиям, которые были предложены Институтом лондонских страховщиков.

Предостережения в большей мере касаются соблюдения навигационного порядка. Например, суднам запрещено входить в опасные воды, а особенно в зимнее время.

Что является объектом

Объектами страхования по данному виду выступают речные и морские ТС гражданского назначения, среди которых можно отметить:

  • транспортные судна (грузовые, пассажирские, грузопассажирские);
  • промышленного предназначения;
  • промышленно-хозяйственные, лесопромышленные, сельскохозяйственные, энергоснабжающие;
  • административно-служебные;
  • научно-исследовательские, а также иные.

Но фактически КТМ РФ иначе представляет нам объекты страхованная водного транспорта. Согласно ст. 249 данного кодекса объектом морского страхования может быть любой имущественный интерес, который связан с торговым мореплаваньем.

Это и судно, корабль, который планируют построить, груз, фрахт, ожидаемая прибыль или плата. Объект страхования в любом случае прописывается в страховом соглашении.

Существуют отдельные виды страхования, которые, в свою очередь, зависят от предмета страхования:

  • страхование карго (гарантированная защита груза);
  • страхование каско (ТС и его частей);
  • страхование контейнеров;
  • страхование ответственности перед третьими лицами.

Страховщиками в отношении российских судов или иностранных, зарегистрированных в реестре судов РФ, могут выступать российские компании, имеющие соответствующую лицензию.

Какие могут быть риски

Существует пять основных групп рисков при страховании морских и речных судов, которые можно покрыть страховкой:

  • связанные с гибелью и повреждением судна;
  • связанные с повреждением судна, за исключением его гибели;
  • риски, по которым не учитываются траты, возникающие при частной аварии;
  • связанные исключительно с гибелью судна и его спасением;
  • связанные только с гибелью судна.

Если страхователем был выбран тип страхования на случай гибели и повреждения судна, то страховка покроет:

  • убытки, полученные в результате гибели или повреждения судна огнем, молнией, бурей или посадкой на мель, а также те, которые связаны с проблемами загрузки или разгрузки топлива;
  • ущерб, полученный при поломке валов, а также от скрытых дефектов корпуса;
  • убытки, вызванные мерами, принятыми относительно его спасения;
  • ущерб, полученный в результате пропажи судна без вести;
  • убытки по общей аварии;
  • ущерб перед другим судовладельцем;
  • все расходы, связанные со спасением судна и предотвращением аварии.

Договора по данному виду рисков заключаются обычно с предусмотренной 3% франшизой. Без франшизы такие убытки возмещаются только в том случае, если они были вызваны столкновением с другим судном, пожаром или посадкой на мель.

Убытки при абсолютной гибели судна всегда покрываются без франшизы. Если судно было только застраховано на случай крушения, то при наступлении страхового случая убытки будут возмещены в полном объеме, а потери от повреждения будут возмещаться только в рамках наступления крушения, посадки на мель, взрыва или столкновения.

При страховании судна без предусмотренной ответственности за частную аварию компенсируется только ущерб от фактической или конструктивной гибели ТС.

При страховании плавучего средства на случай полной гибели, рассчитывать на возмещение можно только в том случае, если оно было безвозвратно уничтожено или пропало без вести.

Потеря фрахта, убытки, которые возникают в случае военных действий, забастовок и т.п. могут быть возмещены по страховому договору, но только в том случае, если они им предусмотрены и оплачены по отдельному тарифу.

Страхователь несет ответственность за правдивость предоставленной информации относительно степени риска при заключении страхового соглашения.

Он должен предоставить все существенные сведения, если они на момент подписания были неизвестны страховщику (ст. 250 КТМ).

Информацию о страховании автотранспорта вы можете найти в этой статье.

Срок страхования водного транспорта

Срок действия договоров страхования определяется по согласованию. Он может быть заключен на конкретный рейс.

При строковом страховании договор вступает в силу и оканчивает свое действие в тот момент, который предусмотрен в тексте соглашения.

При рейсовом страховании договор начинает действовать в тот момент, когда выдается приказ «отдать швартовые» или с момент снятия судна с якоря в порту.

Окончание договора должно ознаменоваться пришвартовыванием или бросанием якоря в том порту, который обозначен соглашением как пункт назначения.

Страховщик несет убытки только в рамках срока действий договора или длительности рейса, если он был заключен с такой оговоркой.

Порядок выплаты

При наступлении страхового случая лицо должно провести все меры относительно спасения водного транспортного средства или уменьшения возникнувших убытков.

При возникновении страхового события алгоритм следующих действий таков:

  • немедленно (в течение 2 суток) уведомить страховщика о наступлении страхового случая в письменном порядке; в уведомлении необходимо сжато описать причины и обстоятельства, при которых наступил страховой инцидент;
  • место происшествия может быть удалено от средств связи, но как только к ней будет получен доступ, нужно уведомить страховщика нужно без промедления;
  • если есть основания считать виновным в аварии другое лицо, то потерпевший должен без промедления предъявить ему письменную претензию; в обязательном порядке сохранять переписку с виновником случившего, ведь она понадобится страховщику;
  • после предоставляется полный пакет документов, который потребует страховая компания, а также расчет размера убытков;
  • страховщик уведомляется обо всех суммах, которые страхователь получил от третьих лиц;
  • могут быть предписаны другие обязательства по договору и их необходимо также выполнить.

Страховая компания принимает решение относительно предоставления компенсации на основании:

  • письменного заявления о наступлении страхового случая;
  • заявления относительно выплаты денежной компенсации.

К заявлению прилагают:

  • страховое соглашение;
  • документы на право владения, распоряжения или пользования водным ТС;
  • документы компетентных органов, подтверждающие факт наступления страхового случая;
  • аварийный акт, транспортная морская накладная, рейсовая документация;
  • диспаша, коносаменты;
  • вывод сюрвейера, морской протест;
  • пассажирский список, составленный из лиц, пребывающих на судне;
  • список лиц, которые являются судновым экипажем;
  • судновой журнал и прочие документы, которые ведутся на корабле во время его перемещения;
  • фотографии водного ТС до и после аварии;
  • информация и документальное подтверждение относительно того, в каком техническом состоянии находилось судно на момент происшествия;
  • стенограммы радиопереговоров;
  • документы об осмотре поврежденного ТС;
  • перечень поврежденного или утраченного имущества;
  • достоверные данные о времени отправки судна и его прибытия (неприбытия в порт);
  • документы, которые могут подтвердить причины наступления страхового случая;
  • документация, оправдывающая понесенные потерпевшим дополнительные затраты;
  • документы, подтверждающие право на регрессный иск к виновнику аварии.

Стоит также прилучить к пакету документов те, которые подтверждают траты потерпевшего относительно спасения водного ТС.

Условия договора

В первую очередь необходимо сказать, что это соглашение, по которому страховая компания за оговоренную плату (премию) обязуется при наступлении оговоренного договором страхового случая, морской опасности, которым подвергается страховой объект, возместить убытки страхователю (выгодоприобретателю).

Форма договора водного страхования – обязательная письменная. Стороны: страхователь, страховщик и выгодополучатель.

Объект страхования – это имущественные интересы, которые связаны с осуществлением перевозок и торговым мореплаваньем.

Страховая компания после заключения договора выдает застрахованному лицу полис, подтверждающий его право на выплату при наступлении страхового инцидента. Стороны могут пользовать всеми правами по договору и должны выполнять все обязательства.

При заключении договора гарантированной защиты страхователь должен объявить сумму, на которую будет застрахован его объект.

Сумма страхования не может превышать реальной стоимости судна. В ином случае есть все основания для признания договора страхования водных ТС недействительным.

Возможно двойное страхование. Но каждый страховщик должен знать о том, что объект договора был застрахован по соглашению с другой компанией.

Какие существуют проблемы

Потребность в страховании водных ТС обусловлена тем фактом, что часто имущественные интересы могут пострадать из-за воздействия неконтролируемых явлений.

В стихийных бедствиях нет виноватых, но убытки приходится возмещать, и если покрытие не предусматривало защиту за дополнительную плату по таким рискам, денежные траты лягут на плечи потерпевшее от действия непреодолимой силы.

Опыт развитых стран позволяет надеяться на то, что защита от воздействия явлений природного или техногенного характера пойдет только на пользу стареющему по всем конструктивным и техническим параметрам флоту РФ.

Страховая реальность относительно водных ТС такова: чем старше судно, тем больше рисков с ним связано. А в России статистика указывает на то, что большинство используемых кораблей имеют срок эксплуатации, превышающий 27 лет.

Существует также практическая потребность в разработке методологии страхования внутренневодных ТС, которые в большинстве своем по техническим характеристикам давно уже должны быть удалены от использования.

Потребность существует, но нет спроса на создание методичных указаний в этой сфере и это большая проблема. Страхование водного транспорта является одним из наиболее сложных направлений.

На сегодня нет единой схемы, по которой оценивается степень риска, устанавливаются тарифы страховых компаний или определяются условия страхования. И это очень сильно затрудняет возможность включения многих рисков в страховое соглашение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что страхование водного транспорта является сложным и имеет много нюансов.

Оно позволяет защитить имущественные интересы лиц, которые занимаются внутренними водными перевозками и торговым мореплаваньем.

Договора о страховании водного транспорта составляются в письменном порядке. Много сложностей данного вида страхования обусловлены тем, что кроме российских нормативных актов в данной сфере также применяются и международные.

Про особенности полиса ДСАГО в компании Ингосстрах читайте здесь.

Какую цель преследует страхование инвестиционных рисков, узнайте на этой странице.

Видео: Страхование пассажиров на транспорте

Другие публикации:

  • Требования для печати фотографий Размеры фотографий для печати - требования и форматы Доступные для печати размеры отпечатков и пропорции их сторон Режимы автоматического кадрирования фотографий при печати При печати фотографий обычно происходит кадрирование фотографий, так как формат […]
  • Статья 290 п5 ук Получение взятки. Состав преступления и сроки наказания Удручает статистика исследований в области взяточничества на просторах российского государства – более 300 млрд. в год – и это сумма совсем не в государственной валюте. Основываясь на раскрытых делах о […]
  • Штрафы за продажу спиртного несовершеннолетним Как не получить штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним? В Российской Федерации продажа алкоголя является особым видом деятельности. Под «особенностью» подразумевается обязательное наличие лицензии, при продаже крепкого алкоголя, а так же ежеквартальное […]
  • Амнистия на удо Предлагается не применять УДО и амнистию к отдельным категориям преступников С таким законопроектом 1 выступил депутат Госдумы Олег Нилов. Разработчик документа предлагает лишить права на УДО и амнистию заключенных, совершивших следующие преступления: […]
  • Анекдот про коллекторы Анекдот про коллекторы 29.10.2018: Бисексуальный хардкорный мазохист поставил в тупик целую бригаду коллекторов. Стационарный телефон превратился в вестник беды. По нему звонят только в 01, 02 и 03, а на него только коллекторы и роботы напоминающие о долгах […]
  • Как начисляется компенсация ветеранам труда Денежные выплаты и надбавки к пенсии ветерану труда в 2019 году Ветеран труда — особая льготная категория граждан, которая может рассчитывать на ежемесячные денежные выплаты и ряд других социальных льгот. С 2005 года на федеральном уровне регулирование мер […]

Вам также может понравиться