Ст 2 банкротство

Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

В целях настоящего Федерального закона под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Кутюков Д. В. Особенности банкротства индивидуального предпринимателя // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 68-73. — URL https://moluch.ru/archive/16/1562/ (дата обращения: 15.02.2019).

В рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная и частная. Гражданское законодательство Российской Федерации допускает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ), а также путем создания юридического лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 18 ГК РФ). Курс Правительства РФ на развитие рыночных отношений в стране вовлекает в экономическую жизнь все большее число граждан. Современные индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности. Единоличное предпринимательство является самой простой и распространенной формой, обусловленной прежде всего не только простотой организации и оформления, но и, рядом имеющихся у нее преимуществ, сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Из определения, данного в ст. 2 ГК РФ, выделяются основные признаки предпринимательской деятельности: систематичность, самостоятельность, рисковый характер, а также возможность ее осуществления только лицом, зарегистрированном в установленном порядке. Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. В соответствии с ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.

Банкротство – от итал. bancarotta, буквально – сломанная скамья, клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал. Исторически складывавшееся отношение к банкротству всегда было резко отрицательным. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.

В современной России становление законодательства о банкротстве началось в начале 90-х годов прошлого века, т.к. рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать при отсутствии законодательства, защищающего экономический оборот от последствий неэффективной работы его участников, когда неисполнение принятых на себя обязательств приобретает стойкий, систематический характер. В этом случае возникает необходимость официального признания такого субъекта предпринимательских отношений несостоятельным должником и принятия в отношении него специальных мер.

Банкротство выступает одной из форм ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, банкротство является результатом несостоятельности должника. Однако не любая несостоятельность может быть квалифицирована как банкротство. Обусловлено это тем, что несостоятельность возникает при неудовлетворительной структуре баланса, когда пассив превышает актив и создается ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии отвечать по своим обязательствам.

Зарубежное законодательство использует термин «несостоятельность», поскольку существует точка зрения, что банкротство – это уголовно – правовая сторона несостоятельности. В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства по делу считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом. Современное российское законодательство не дифференцирует понятия «несостоятельность» и «банкротство», они используются как синонимы, но в российском дореволюционном праве существовала иная точка зрения по данному вопросу. Считалось, что банкротством является неосторожное или умышленное причинение ущерба кредиторам несостоятельным должником, посредством уменьшения или сокрытия имущества.

Основы законодательной деятельности в Российской Федерации закреплены Конституцией. К числу законов, регулирующих отношения связанные с несостоятельностью (банкротством), в первую очередь следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит нормы, непосредственно регулирующие банкротство индивидуального предпринимателя, а также нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве). Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации также относится к правовым актам, регулирующим отношения, связанные с несостоятельностью. Согласно ст. 33 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным кодексом, с учетом особенностей, установленных специальным законодательством о банкротстве. Основополагающим специальным актом, осуществляющим в настоящее время правовое регулирование в данной сфере, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 25 ГК РФ посвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом), п. 1 указанной статьи гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя», из этого следует, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как исключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности. Однако вопрос о том насколько неплатежеспособен должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом, ГК раскрывает не полностью. Ответ на этот вопрос дает Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со ст. 2 Закона несостоятельность (банкротство) есть признанная исключительно арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Критерий определения несостоятельности в Законе 2002 г. не изменился. В отношении индивидуальных предпринимателей, также как и юридических лиц, действует принцип неплатежеспособности, т.е. невозможности удовлетворить требования кредиторов и произвести обязательные платежи; применительно к гражданам используется принцип неоплатности: рассматривается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества. Учитывая рисковый характер предпринимательской деятельности, возможность применения к предпринимателям правил о юридических лицах, а также повышенную ответственность по обязательствам, применение критерия неплатежеспособности при банкротстве, вопрос о структуре баланса индивидуального предпринимателя принципиального значения не имеет, т. е. соотношение его активов и пассивов не выясняется и во внимание не принимается, не имеет значения, превышает стоимость его имущества размер обязательств или нет.

В ст. 3 Закона о банкротстве определены признаки банкротства, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения, где денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско – правового обязательства, предметной особенностью которого является уплата должником кредитору денежной суммы. В данном случае Закон не ограничивается лишь гражданско – правовым обязательством должника: при определении наличия признаков несостоятельности во внимание принимается и публично – правовая обязанность данного лица, т. е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, именуемых обязательными платежами.

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов и иных финансовых санкций. При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи заявления. Действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Если должник, по каким – либо причинам оспаривает требования кредиторов, данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В данном случае обоснованность требований, размер денежных обязательств и обязательных платежей определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству [1, 232-233].

Банкротство – комплексный правовой институт, включающий как нормы материального, так и процессуального права. Дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве [2, 328].

Следует различать признаки банкротства и необходимые условия для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер денежных обязательств, а также размер обязательных платежей без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Первым признаком для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Состав и размер денежных платежей определяется на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд. В качестве второго требования выступает сумма задолженности кредиторам, в совокупности составляющая не менее 10 тыс. руб. Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги вследствие причинения вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве.

Из этого однако не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта предпринимательской деятельности банкротом. Обусловлено это тем, что указанный минимум, прежде всего, может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но также за счет совокупного требования кредиторов, размер требования каждого из которых существенно меньше установленной законом нормы. Кроме того, ограничение минимального размера требований касается только требования кредитора – заявителя, необходимого для инициации процедуры банкротства, тогда как после начала ее осуществления механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера [1, 230-231].

Закон в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности (банкротстве). В результате, права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований. Обращает на себя внимание проблема, связанная с ответом на вопрос о том, какой именно размер задолженности является признаком инициирования банкротства индивидуального предпринимателя. Причина этой проблемы в том, что Закон о банкротстве не дает прямого ответа на данный вопрос, вследствие чего возможна аргументация двух точек зрения по данной проблеме. Рассматривая содержание первой позиции, можно сказать, что размер задолженности, достаточной для возбуждения производства по делу о банкротстве, равен десяти тысячам рублей. Этот вывод основан на том, что данный размер задолженности установлен п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, а нормы § 2 гл. Х Закона о банкротстве этот размер не изменяют. В рамках другой позиции размер задолженности равен ста тысячам рублей. Этот вывод основан на том, что п. 3 ст. 23 ГК РФ устанавливает правило о применении к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, норм ГК РФ, регламентирующих деятельность юридических лиц. Поскольку § 2 гл. Х Закона о банкротстве не устанавливает иное, то на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ необходимо применять к индивидуальным предпринимателям нормы о размере задолженности, установленной для юридических лиц, т.е. сто тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для принятия судом заявления о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя достаточным является наличие двух условий в совокупности: срок задолженности, равный трем месяцам и размер задолженности не менее десяти тысяч. При отсутствии этих требований механизм защиты прав кредиторов не действует.

Смотрите так же:  Что нужно чтобы подать на развод рб

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом связана с наличием у него задолженности по обязательствам, возникшим при осуществлении им предпринимательской деятельности. Задолженность перед физическими лицами, образовавшаяся в результате деятельности предпринимателя как физического лица, не является основанием для определения признаков его несостоятельности как предпринимателя. Если суд установит, что задолженность предпринимателя возникла в связи с его деятельностью как физического лица, то это станет основанием для принятия арбитражным судом решения именно об отказе в признании должника банкротом, а не для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду по п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим индивидуальным предпринимателем — должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона); кредитором (если требование связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности); уполномоченными органами (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.). При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию. Процедура банкротства предпринимателя без образования юридического лица обладает рядом особенностей, которые связанны с особым статусом индивидуального предпринимателя, отличающемся как от статуса юридического лица, так и от статуса физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность. К процедурам банкротства индивидуальных предпринимателей применяются правила, регулирующие банкротство организаций, установленные гл. I – VIII Федерального закона, если иное не предусмотрено специальными положениями закона о банкротстве граждан. Правила, предусмотренные § 1 гл. Х закона о банкротстве, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя с учетом особенностей, предусмотренных § 2 данной главы. В соответствии со статьей 27 Закона о банкротстве, в отношении индивидуальных предпринимателей могут быть применены такие процедуры банкротства, как конкурсное производство и мировое соглашение. Каждая из процедур имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Согласно данному Закону, при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяются процедуры наблюдения; финансового оздоровления; внешнего управления, а также досудебная санация (ст.27 Закона о банкротстве).

Наблюдение представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, выявления кредиторов должника, составления реестра требований кредиторов (п. 1 ст. 62). Основная ее цель — установить действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение данной процедуры позволяет определить финансовое состояние должника и сохранить его имущество. Данная процедура является дополнительной и выносится за рамки процедуры банкротства как таковой. Действующим Законом о банкротстве предоставлена возможность применения по отношению к должнику мер предупреждающих банкротство. Данные меры, называемые восстановительными процедурами, к которым относится и досудебная санация, направлены на предотвращение банкротства.

Так же как и наблюдение, досудебная санация, по сути, не является процедурой банкротства т.к. применяется к должнику, который арбитражным судом банкротом еще не признан, и представляет собой оказание финансовой помощи должнику в размере, необходимом для погашения задолженности. Данная процедура применяется, в соответствии со ст. 30 Закона о банкротстве, до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредитора или иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника [1, 246]. Целью досудебной санации является повышение платежеспособности должника и обеспечение его экономическими ресурсами, т.е. досудебная санация по своей сути является финансовой помощью должнику в размере необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашение о предоставлении финансовой помощи может предусматривать принятие на себя должником определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Мероприятия в рамках досудебной санации могут быть как экономическими (например, перепрофилирование производства), так и юридическими (получение кредита, прекращении обязательств иным способом и др.).

При анализе гл. Х Закона возникает вопрос, почему для индивидуальных предпринимателей законодатель не включил в общий список процедуру наблюдения и досудебную санацию, несмотря на то, что в соответствии со статьей 207 Закона о банкротстве арбитражный суд может вынести определение о введении наблюдения в отношении индивидуально предпринимателя, т.к. согласно п. 2 ст. 202 § 1 гл. Х правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя. Причем никаких особых условий или исключений для введения данных процедур закон не предусматривает.

Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом является открытие конкурсного производства, которое и является в буквальном смысле слова процедурой банкротства, т.к. применяется в отношении должника, который уже признан банкротом. Конкурсное производство, как определено в ст. 2 Закона о банкротстве, представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, и является завершающей, ликвидационной стадией конкурсного процесса, в рамках которой проводится реализация имущества должника. Заявленные требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание.

На любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение между должником с одной стороны и конкурсными кредиторами, уполномоченными органами с другой. Оно является еще одной процедурой банкротства, которая представляет собой особый способ прекраще­ния производства по делу о несостоятельности. Содержанием мирового соглашения являются положения о размере, порядке и сроках исполнения обязательств индивидуального предпринимателя в денежной форме. Данное соглашение вступает в силу не с момента достижения сторонами договоренности, а с момента утверждения его арбитражным судом. Определение арбитражного суда об утверждении мирового согла­шения не может быть обжаловано. В дальнейшем исполнение условий мирового соглашения производится вне контроля арбитражного суда и не допускает судебного вмешательст­ва, в связи с чем Закон о банкротстве детально регулирует порядок заключе­ния и содержание мирового соглашения, условия и последствия при­знания его недействительным, а также порядок расторжения мирового соглашения (ст. 166 Закона о банкротстве). Данное соглашение является совместным решением должника и кредиторов, в результате чего односторонний отказ от исполнения условий мирового соглашения не допускается. Заключение данного соглашения должно способствовать нормаль­ному функционированию должника с одновременным исполнением им условий мирового соглашения

При анализе действующего Закона о несостоятельности (банкротстве) можно сделать вывод, что законодательство по урегулированию института банкротства достаточно дифференцированно, но ряд вопросов все-таки нуждается в доработке. Порядок рассмотрения дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей отличается от порядка рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц. При банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяются такие процедуры как досудебная санация и наблюдение. Не использование данных процедур при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей представляется, с позиций сложившейся в стране экономической ситуации, не эффективным, т.к. ограничивает реальные варианты помощи должнику при выходе из состояния банкротства. Процедура наблюдения включает механизмы, позволяющие сбалансировать интересы должника и кредиторов в период после принятия судом заявления и до рассмотрения дела. Введение наблюдения исключает злоупотребления, как со стороны должника, так и со стороны кредитора. Во-первых, согласно закону, с введением наблюдения снимаются все ранее наложенные на имущество должника аресты, а наложение новых арестов в общем порядке невозможно, и, во-вторых, появляется особый субъект временный управляющий, контролирующий действия должника и наделенный для этого немалыми полномочиями. Временный управляющий действует параллельно с должником, но руководство в его функции не входит. Управляющий дает согласие на совершение определенных сделок и следит за тем, чтобы не осуществлялись запрещенные законом действия, кроме того, он анализирует экономическое положение должника и выносит заключение о том, возможна ли его реабилитация. Целью реализации экономических и юридических мероприятий в процессе досудебной санации является повышение платежеспособности должника и обеспеченность его экономическим ресурсом.

Законодателю также следует конкретизировать сумму задолженности индивидуального предпринимателя, позволяющую инициировать дело о несостоятельности, исключив возможность двоякой аргументации по данному вопросу, которую позволяет действующее законодательство. Исходя из анализа экономического положения в стране, распространенности и финансового роста индивидуального предпринимателя следует увеличить сумму требований кредиторов, достаточную для возбуждения дела о банкротстве, с десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Представляется целесообразным вернуться к исчислению суммы в минимальных размерах оплаты труда, т.к. указания твердой, фиксированной суммы представляется экономически обоснованным только при условии устойчивой экономики, при низких показателях инфляции и при социальной стабильности. Достижение указанных условий в России на данный момент не является фактом, поэтому определение минимального размера требований к должнику в твердой сумме представляется спорным.

Срок неисполнения обязательств индивидуальными предпринимателями перед кредиторами, равный трем месяцам, на момент сложившегося в стране экономического положения, на взгляд автора, является заниженным, поэтому целесообразно будет продлить его до четырех — пяти месяцев, что даст дополнительный шанс должнику предпринять действенные меры по ликвидации своей несостоятельности.

Перед законодательством Российской Федерации о банкротстве стоят две цели: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника, и если все же потери кредиторов неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Предложенные корректировки законодательства о несостоятельности (банкротстве) по мнению автора, призваны помочь в реализации, поставленных задач.

1. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Н.И. Косяковой. М.: РГГУ, 2008. 757 с.

2. Российское предпринимательское право: учеб. / ответ. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова.- М.: Проспект, 2009. – 1072с.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993.- СПб.: Изд. дом «Литера», 2003.- 48 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 № 182-ФЗ и от 29.06.2004 № 58-ФЗ).-М.: Проспект, 2004.-416 с.

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007г.)

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ОМЕГА – Л, 2006. – 165 с.

7. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 555с.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

Смотрите так же:  425 приказ министра обороны

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Комментарий к Ст. 2 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Раскрытие сущности понятий и категорий, используемых в том или ином законе, посвященном отдельной группе правоотношений, не характерно для правовых систем, основанных на кодифицированном законодательстве. Данный юридико-технический прием скорее представляет типичную особенность англо-американского прецедентного права. Однако, учитывая специфический характер Закона о банкротстве и то обстоятельство, что целый ряд правовых понятий присущ исключительно данному Закону, в комментируемой статье 2 Закона О банкротстве РФ содержатся определения некоторых правовых категорий, которые нуждаются в дополнительных пояснениях.

По сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. (ст. 2) в комментируемой статье значительно расширен круг понятий, используемых в законодательстве о банкротстве, в отношении которых даются соответствующие определения, за счет таких категорий, как кредиторы, уполномоченные и регулирующие органы, финансовое оздоровление, мировое соглашение, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания (комитета) кредиторов, административный управляющий и некоторые другие.

2. Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом о банкротстве.

3. Понятие «должник», употребляемое в Законе о банкротстве, существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, принятого в гражданском праве. Как известно, обычно данным термином обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как то: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. (ст. 307 ГК РФ). По Закону о банкротстве под должником разумеется обязанная лишь в денежном обязательстве сторона, которая должна уплатить кредитору денежную сумму.

С другой стороны, Закон о банкротстве, говоря о должнике, не ограничивается гражданско-правовыми обязательствами, имея в виду также обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. публично-правовую обязанность соответствующего лица. В связи с этим в число должников в смысле Закона о банкротстве может попасть и лицо, вовсе не являющееся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемое по публичному праву налогоплательщиком (недоимщиком), плательщиком иных обязательных платежей.

И в первом и во втором случае в качестве должников могут быть признаны лица (физические и юридические), находящиеся в состоянии просрочки в отношении исполнения соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей.

4. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства, предметом которого является уплата кредитору должником денежной суммы. Основанием возникновения денежного обязательства, как правило, является договор (гражданско-правовая сделка). Практически все гражданско-правовые договоры (за исключением договора дарения, безвозмездного пользования имуществом и некоторых других) носят возмездный характер, т.е. обязанности одной стороны по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг противостоит обязанность контрагента по встречному представлению, в том числе и путем уплаты определенной денежной суммы. По такому принципу сконструированы все договоры, применяемые в коммерческих отношениях: купли-продажи, аренды, подряда, перевозки и т.д. Более того, в имущественном обороте действует презумпция возмездности всякого гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Вместе с тем к денежным обязательствам могут быть отнесены только те возмездные договоры, которыми в качестве встречного представления за товары, работы, услуги предусмотрена уплата денежных сумм.

Денежное обязательство может возникнуть и по иным, помимо договора, основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 1 ст. 8). В частности, к внедоговорным видам денежного обязательства относятся обязательства вследствие причинения вреда (деликтные обязательства). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Денежный характер могут приобретать и обязательства вследствие неосновательного обогащения, суть которых заключается в том, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ).

5. Понятие «обязательные платежи» объединяет налоги, сборы, страховые и иные взносы, другие обязательные платежи, подлежащие внесению в бюджет, а также во внебюджетные фонды.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбором признается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

В Российской Федерации применяются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы. Региональными налогами и сборами признаются: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы (ст. ст. 13 — 15 НК РФ).

6. В качестве руководителя должника, являющегося организацией (юридическим лицом), разумеется, во-первых, единоличный исполнительный орган юридического лица (генеральный директор, директор, управляющий); во-вторых, лицо, которое хотя и не является исполнительным органом юридического лица, но в силу закона или учредительных документов выступает от его имени. Например, в государственном или муниципальном унитарном предприятии отсутствуют как исполнительные, так и представительные органы, а вся компетенция по управлению делами унитарного предприятия сосредоточена в руках его директора (генерального директора), который вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности.

Смотрите так же:  Налоговый кодекс земельный налог сроки уплаты

В эту категорию («руководитель должника») не попадают лица, также действующие от имени юридического лица в силу полномочия, основанного на доверенности, т.е. письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).

7. Определение понятия «кредиторы», содержащееся в комментируемой статье 2 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)», дается исключительно в целях Закона о банкротстве и используется лишь в пределах целей его применения. Указанное понятие значительно отличается от общеупотребляемого термина «кредитор» (управомоченное лицо по гражданско-правовому обязательству, обладающее правом требования от должника совершения определенных действий) прежде всего тем, что им охватываются управомоченные субъекты иных (не гражданско-правовых) отношений: государство в лице уполномоченных органов с требованиями об уплате обязательных платежей (публично-правовые отношения); работники должника с требованиями о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (трудовые правоотношения).

В Законе о банкротстве понятие «кредитор» употребляется в указанном широком значении, например, в случаях, когда речь идет о собрании кредиторов, реестре требований кредиторов, очередности удовлетворения требований кредиторов и т.п.

8. Среди всех кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам Закон о банкротстве выделяет так называемых конкурсных кредиторов. В их число не попадают учредители (участники) юридического лица, которые являются кредиторами по отношению к этому юридическому лицу по обязательствам, связанным с таким участием, а также граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

По смыслу Закона о банкротстве статус кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам, не включаемых в круг конкурсных кредиторов, отличается от статуса других кредиторов. Если учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства, то требования граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными, подлежащими удовлетворению (в случае конкурсного производства) в первую очередь и не поддающимися действию моратория (в случае наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления).

Юридический смысл выделения в Законе о банкротстве категории конкурсных кредиторов заключается в том, что из числа всех кредиторов должника по гражданско-правовым денежным обязательствам только конкурсные кредиторы наделены правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; на участие в собрании кредиторов с правом голоса; на представление их интересов комитетом кредиторов.

9. Под уполномоченными органами как лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), понимаются те государственные органы и местные органы исполнительной власти, которые уполномочены представлять интересы соответственно Российской Федерации (по требованиям, вытекающим как из гражданско-правовых денежных обязательств, так и из обязанности по уплате обязательных платежей), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (только по требованиям из гражданско-правовых денежных обязательств).

Естественно, государственные и местные органы исполнительной власти, признаваемые уполномоченными органами, должны обладать необходимой компетенцией, которой они наделяются на основании соответствующих нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. ст. 11, 29).

10. Досудебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь должнику — юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей (см. комментарий к ст. 31). Цель досудебной санации — предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность.

11. Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом и прекращается с принятием решения арбитражного суда по существу дела: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо об отказе в удовлетворении заявления о признании должника банкротом, или — определения арбитражного суда о введении финансового оздоровления, внешнего управления, или — определения о прекращении производства по делу, в том числе в связи с заключением мирового соглашения.

Введение процедуры наблюдения преследует две цели: обеспечить сохранность имущества должника до рассмотрения дела арбитражным судом и определить (в предварительном порядке) финансовое состояние должника с точки зрения наличия шанса восстановить его платежеспособность.

На период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов юридического лица по распоряжению его имуществом. Вместе с тем, в отличие от некоторых иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица — должника не отстраняется от должности. Контроль за сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим.

На временного управляющего возлагается также задача анализа финансового состояния должника, результаты которого должны быть доведены до сведения кредиторов (на их первом собрании) и арбитражного суда.

12. Финансовое оздоровление представляет собой новую реабилитационную процедуру банкротства, имеющую своей целью восстановление платежеспособности должника путем осуществления фактических расчетов с кредиторами на основе графика погашения задолженности в пределах срока, на который введена указанная процедура.

В отличие от другой реабилитационной процедуры — внешнего управления, при проведении финансового оздоровления управление делами должника не переходит к арбитражному управляющему, а органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве (ст. 82).

13. Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал две самостоятельные, так называемые реорганизационные процедуры, применяемые в целях восстановления платежеспособности должника: внешнее управление и санация. Правоприменительная практика показала, что санация в качестве самостоятельной процедуры практически не использовалась. По существу же санация представляла собой выполнение третьими лицами обязательств должника перед его кредиторами, что является одним из возможных способов исполнения всякого гражданско-правового обязательства (ст. 313 ГК РФ) и не нуждается в излишней регламентации. Данное понятие означало финансовое оздоровление должника. Закон о банкротстве 1998 г. отказался от процедуры судебной санации, ограничившись процедурой внешнего управления.

14. Внешнее управление — реабилитационная процедура банкротства, в рамках которой осуществляются меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника; исполнение обязательств должника третьими лицами и т.д. Осуществление этих мер в соответствии с Законом о банкротстве возложено на специально назначаемого для этого арбитражным судом внешнего управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

15. Конкурсное производство — наиболее традиционная процедура банкротства, в рамках которой осуществляется ликвидация должника — юридического лица, а также производится распределение имущества всякого должника среди его кредиторов в порядке очередности удовлетворения их требований, установленной Законом о банкротстве.

16. Мировое соглашение — это соглашение, заключаемое между должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, которое после утверждения его арбитражным судом служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве должника. О мировом соглашении как процедуре банкротства можно говорить лишь в том смысле, что его заключение преследует ту же цель, что и иные реабилитационные процедуры банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление): восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов на условиях, приемлемых для должника. Однако в случае с мировым соглашением фактические расчеты с кредиторами производятся уже за рамками дела о банкротстве.

17. В качестве представителя учредителей (участников) должника — корпоративной организации признается лицо, избранное собранием учредителей (участников) организации или ее коллегиальным органом управления для представления интересов учредителей (участников) должника при проведении процедур банкротства. Если учредителями (участниками) организации-должника или ее органами управления не решен вопрос об избрании их представителя, таковым признается председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления организации-должника.

Процессуальный статус представителя учредителей (участников) должника характеризуется тем, что он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника (ст. 35 Закона о банкротстве), и наделяется соответствующими правами по защите прав и законных интересов учредителей (участников) должника.

18. Представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (казенное предприятие не может быть подвергнуто банкротству), является лицо, назначаемое органом, управомоченным собственником: Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, — на основании соответствующих нормативных правовых актов и уполномоченное этим собственником представлять его интересы при проведении процедур банкротства должника — государственного или муниципального унитарного предприятия. Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия признается лицом, участвующим в процессе по делу о банкротстве.

19. Представитель собрания (комитета) кредиторов — физическое лицо, уполномоченное соответственно собранием или комитетом кредиторов принимать участие в заседаниях арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника в качестве участника процесса по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве).

20. Арбитражный управляющий — обобщенное понятие, обозначающее одного из центральных участников дела о банкротстве должника. По Закону о банкротстве — это физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее чем два года, которое должно сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти стажировку не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего и быть членом одной из саморегулируемых организаций (п. 1 ст. 20 Закона).

В зависимости от того, проведение какой процедуры возлагается арбитражным судом на арбитражного управляющего, определяется круг полномочий последнего, что находит выражение и в его названии: для проведения наблюдения назначается временный управляющий; для финансового оздоровления — административный управляющий; для внешнего управления — внешний управляющий; для конкурсного производства — конкурсный управляющий.

21. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — одно из основных условий, обеспечивающих возможность восстановления платежеспособности должника в период финансового оздоровления и внешнего управления, поскольку денежные средства, предназначенные для расчетов с кредиторами, могут использоваться внешним управляющим на осуществление мер, направленных на улучшение финансового состояния должника.

22. Представитель работников должника не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и, стало быть, не пользуется процессуальными правами таких лиц, но он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе (ст. 35 Закона о банкротстве).

23. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — новое понятие, не известное Закону о банкротстве 1998 г., под которым разумеется некая некоммерческая организация, объединяющая на началах членства не менее 100 арбитражных управляющих, которая приобретает свой статус (а стало быть, и полномочия по регулированию и обеспечению деятельности арбитражных управляющих) с даты включения соответствующей некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

24. Под регулирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации уполномочен вести реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и осуществлять контроль за их деятельностью (см. комментарий к п. 4 ст. 29).

Другие публикации:

  • Приказ 705 от 2012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным […]
  • Как заплатить налог с прибыли Как рассчитать налог на прибыль в 2019 году Расчет налога на прибыль. Популярные вопросы и пошаговая инструкция Что это за налог и какие суммы им облагаются? Налог на прибыль юридические лица платят с доходов, уменьшенных на величину расходов. Фирмы обязаны […]
  • Приказ на вторую подпись для банка Приказ на вторую подпись для банка ПРИКАЗ № 12. «02» апреля 2009 г. г. Москва. О наделении должностных лиц организации правами подписи финансовых документов.1. Предоставить право первой подписи следующим работникам организации: - Пескову Андрею Николаевичу, […]
  • Договор аренды автомобиля с правом выкупа 2019 Договор аренды автомобиля с последующим выкупом - образец Существенные условия договора аренды с правом выкупа автомобиля (образец) Договор аренды автомобиля с правом выкупа предусматривает следующие существенные условия: Предмет соглашения. В данном […]
  • Договор с вампиром книга Джинн Калогридис «Договор с вампиром» Договор с вампиром Covenant with the Vampire Язык написания: английский Перевод на русский: И. Иванов (Договор с вампиром), 2006 — 2 изд. Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы Общие характеристики: […]
  • Транспортный налог от объема Транспортный налог за рубежом Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы. Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе Преподаватель высшей […]

Вам также может понравиться