Ст 13 ч 1 гражданство

Статья 13 62-ФЗ — Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) — в) исключены. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

Могу ли я претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке если в браке с гражданином РФ менее 3х лет?

У меня ВНЖ, полученное 5 мес. назад.

Брак с гражданином РФ 1,5 года,

дети до 18 лет граждане РФ

Работаю официально 1 год.

Проживаю с 2013 г без выезда в РФ (1 год разрешение на работу, потом рвп, теперь внж), до этого проживала с 2000 года либо на основании разрешения на работу, либо периодически выезжая через 3 мес.

Это второй брак, до этого был брак с гражданином РФ 5 лет. Но я как понимаю, учитывается только нынешний брак, к сожалению.

Других оснований (родители граждане РФ, паспорт СССР и прочее нет).

Могу ли я претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке в моей ситуации? Действительно ли не учитывается срок предыдущего брака?

Через какое время я могу подавать на гражданство в моей ситуации?

11 Апреля 2017, 00:23 Лера, д. Рязань

Уточнение клиента

Ок, если по браку нельзя, то по факту наличия детей граждан РФ (но они до 18 лет) тоже не могу в упрощенном порядке?

11 Апреля 2017, 00:51

Уточнение клиента

ок, еще один момент — если делать гражданство не по браку, не по детям, и не в упрощенном порядке — а по факту проживания на территории РФ 5 лет — с какого момента считаются эти 5 лет? Я в РФ проживаю с 2013 г без выезда в РФ (1 год разрешение на работу, потом рвп, теперь внж), до этого проживала с 2000 года либо на основании разрешения на работу, либо периодически выезжая через 3 мес.

С какого момента считать 5 лет? с момента получения внж и без вариантов?

11 Апреля 2017, 01:18

Ответы юристов (15)

Лера! Вы опубликовали Ваш вопрос дважды, поэтому повторю свой ответ.
Право подачи заявления о приёме в гражданство в РФ у Вас появиться только после того, как с момента регистрации брака с нынешним супругом пройдёт не менее трёх лет.
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,

2.Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке…
б)состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

Брак регистрируется между определенными лицами.
Срок, установленный законодателем в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», по отношению срока нахождения в браке, употребляется в значении последнего (действующего) брака с конкретным гражданином, а не в совокупности всех остальных браков, которые были зарегистрированы ранее.

Есть вопрос к юристу?

Можете, но через 1,5 года

Действительно ли не учитывается срок предыдущего брака?

Нет, закон четко определяет «состоят в браке не менее 3 лет», то есть на момент подачи заявление должно пройти не менее 3 лет.

Через какое время я могу подавать на гражданство в моей ситуации?

Это второй брак, до этого был брак с гражданином РФ 5 лет. Но я как понимаю, учитывается только нынешний брак, к сожалению.
, Правильно понимаете, у Вас была возможность, сейчас — увы.

К сожалению предыдущий брак не будет учитываться при получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Иначе в законе была бы другая формулировка «например общий срок нахождения в браке с гражданином (гражданами) РФ»

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава II] [Статья 14]

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

с учетом того, что Вы состоите в браке уже 1,5 года, Вы можете подавать документы на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, через 1,5 года.

Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации „Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

г) при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленными в пункте 10 настоящего Положения:

— свидетельство о браке и паспорт супруга — гражданина РФ;

Дополнительные документы, которые у Вас потребуют, про предыдущий брак ни слова, только паспорт “нынешнего» супруга.

Ок, если по браку нельзя, то по факту наличия детей граждан РФ (но они до 18 лет) тоже не могу в упрощенном порядке?
Лера
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации»
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

Вы трудоспособны вроде раз работаете, так что по детям тоже мимо.

ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» по отношению к детям, имеющим гражданство РФ закреплено в ст. 14 ФЗ, лишь следующее основание,

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда,
вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим,
недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах

можете, если являетесь гражданкой страны-участницы Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года

Такая возможность существует, только при условии отсутствия второго родителя, либо лишения его родительских прав.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава II] [Статья 14]

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

Уточнение клиента

родитель у детей есть и дееспособный. То есть засада со всех сторон ((( никак

11 Апреля 2017, 01:12

то есть, вы не гражданка Беларуси, Казахстана или Киргизии?

Уточнение клиента

11 Апреля 2017, 01:13

Тогда по браку только, а вообще у граждан Украины, проживающих в РФ сейчас с посольством Украины проблемы… снега зимой не допросишься.

Тогда, действительно, засада! Ждать 1,5 года до истечения трехлетнего срока брака.

Имеется еще основание через признание носителем русского языка, но это тоже не легкий и быстрый способ, может затянуться на много месяцев.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Смотрите так же:  Договор поставки на сырье

Срок, установленный ФЗ, начинает течь с момента регистрации брака.

От даты регистрации брака отсчитывайте три года, а не 5 лет.

Смысл упрощенного порядка и заключается в том, что не применяется общее требование о проживании на территории РФ в течение 5 лет.

В упрощенном порядке (в Вашем случае) — срок сокращается до 3 лет.

если получать гражданство в общем порядке, то да, с момента получения ВНЖ.

В исключение вы не попадаете.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон «О гражданстве РФ» 2019 года (N 62-ФЗ редакция 2018-2019)

Федеральный закон «О гражданстве РФ» — N 62-ФЗ — включает принципы гражданства нашей страны и правила, регулирующие отношения, связанные с российским гражданством. Определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Регулирует такие вопросы, как гражданство детей, российское гражданство и брак, предоставление защиты и покровительства гражданам, приобретение или прекращение гражданства нашей страны, порядок подачи заявлений и оформление заявлений, взимание государственной пошлины, консульских сборов и т.п.

Федеральный закон «О гражданстве РФ» 2015 года № 62-ФЗ был принят 19.04.2002 г.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 28.11.91 N 1948-I (ред. от 06.02.95) «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 28.11.91 — «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 6, ст. 243)
  • 1993, N 29, ст. 1112;
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 7; ст. 496)

Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации

1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они на заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

Комментарий к статье 13 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Комментируемая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства – прием в гражданство РФ в общем порядке. Общий порядок предполагает приобретение гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства в результате соблюдения им требований, установленных в законодательстве РФ в целом для всех претендентов (приобретение на общих основаниях), в случае если они не имеют права на приобретение гражданства РФ по иным основаниям.
  2. Особенностью приема в гражданство РФ в общем порядке является предъявление полного перечня требований к лицу, желающему приобрести российское гражданство. Установление государством условий приобретения гражданства является необходимой для него мерой, определяющей, достойно ли лицо гражданства государства. Еще Коркуновым Н.М. было отмечено, что устанавливая условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство лиц, ищущих перемены гражданства только как средства избежания неблагонадежных иностранцев или не имеющих экономической обеспеченности . Кроме того, осуществляя проверку “благонадежности” претендента на российское гражданство, государство обеспечивает собственную безопасность, защиту интересов, прав и свобод своих граждан.

См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1899. Т. 1. С. 257.

С этой целью государство устанавливает разные требования, предъявляя их претенденту на гражданство. Установление требований к гражданству основывается на праве государства определять, кто является его гражданином, а кто нет. Настоящее право является исключительным правом государства и основывается на его суверенитете. Еще в одном из первых универсальных международных документов в сфере гражданства – Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Гаага, 12 апреля 1930 г.) в ст. 1 было закреплено: “Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами”.

Что касается системы требований, с которыми связывается приобретение гражданства, то, несмотря на разные подходы, во всех государствах она в целом является единой. К требованиям, как правило, относится дееспособность, проживание на территории государства, знание государственного языка и истории, финансовая самостоятельность, отсутствие правонарушений в целом и относительно принимающего государства и др.

  1. Современная система требований, предъявляемых при приеме в гражданство РФ, имеет глубокие исторические корни. Наиболее системно они были закреплены в Законе от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства”. Для принятия иностранца в русское подданство требовалось:

– предварительное пятилетнее водворение в пределах России;

– подача заявления губернатору с объяснением, чем он занимался в отчестве и какого рода занятия предполагает избрать в России;

– подача прошения о принятии в русское подданство на имя министра внутренних дел;

– предоставление свидетельства об исполнении воинской повинности в своем государстве или освобождении от нее;

– лица мужского пола, подлежащие воинской повинности;

Первое упоминание требований при приеме в гражданство в советском законодательстве было сделано в Декрете СНК от 22 августа 1921 г. “О принятии иностранцев в Российское гражданство”. В нем устанавливалось, что лица, принятые в российское гражданство, дают подписку о том, что они обязуются уважать и защищать от всяких посягательств установленный Конституцией государственный строй РСФСР. В дальнейшем система требований при приеме в гражданство была установлена в Законе от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. К лицу, желающему быть принятым в гражданство Российской Федерации, предъявлялись следующие требования:

– достижение 18 лет;

– постоянное проживание на территории РФ 5 лет всего или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

  1. Комментируемый Закон в ч. 1 устанавливает общие требования к лицу, желающему приобрести российское гражданство в порядке приема, независимо от его основания и формы приема. К ним относится:

1) достижение 18-летнего возраста;

2) обладание дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

Обозначение в комментируемом Законе именно возраста 18 лет и дееспособности, а не одного лишь факта дееспособности, указывает на невозможность применения эмансипации в решении вопросов российского гражданства, установленных ст. 27 Гражданского кодекса РФ. В случае эмансипации прием в гражданство Российской Федерации возможен будет только при достижении им 18 лет. Лица, не достигшие возраста 18 лет или не обладающие полной дееспособностью, могут приобрести гражданство по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом. Однако в этом случае приобретение ими гражданства РФ ставится в зависимость от гражданства родителей, усыновителей, опекунов и попечителей (см. комментарий к ст. ст. 24 – 27).

Кроме того, исходя из интересов государства и общепринятой мировой практики, для приема в российское гражданство необходимо соблюдение других требований, максимальный набор которых в ч. 1 комментируемой статьи:

– непрерывное проживание на территории РФ в течение 5 лет;

– наличие вида на жительство;

– соблюдение Конституции и законодательства РФ;

– наличие законного источника средств к существованию;

– обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства;

– владение русским языком.

Настоящие требования являются в целом традиционными и направлены на политическую, правовую, социально-экономическую, культурную и языковую интеграцию претендента на гражданство с “принимающим” обществом, что обусловлено содержанием гражданства как особого правоотношения между человеком и государством.

  1. Установление комментируемым Законом более продолжительного срока непрерывного проживания на территории РФ, необходимого для приобретения гражданства: с 3 лет, как это было предусмотрено ранее Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, до 5 лет получило острую критику. По мнению законодателя, именно срок проживания в 5 лет обеспечивает необходимую интеграцию, что соответствует в целом практике зарубежных стран. К примеру, в странах Европы для приобретения гражданства требуется проживание на территории государства от 5 до 30 лет. Это связано с тем, что Европейская конвенция о гражданстве рекомендует в качестве такого периода не более 10 лет. Продолжительность проживания, необходимого для приобретения гражданства в других странах, также продолжительно, например, в Бразилии составляет не менее 30 лет, в Алжире – 7 лет, США – 5 лет.

Особенностью комментируемого Закона является то, что срок постоянного проживания, необходимого для приема в гражданство РФ, исчисляется с момента выдачи вида на жительство, а не фактического пребывания на территории РФ. Исключение составляют лица, прибывшие в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющие вида на жительство. Для них срок постоянного проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

По вопросам сроков постоянного проживания на территории РФ, наличия регистрации и иным связанным с ними вопросам, применительно к положениям ст. ст. 13 и 14 Конституционный Суд РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 250-О-П “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Новиковой Валентины Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 13 и частью второй статьи 19 Закона РФ “О гражданстве Российской Федерации”, частью второй статьи 43 и частью первой статьи 44 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”) указал на необходимость определенных форм уведомления гражданином государства для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию РФ для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР.

Смотрите так же:  Заявление на увольнение из ип по собственному желанию

Необходимые формы уведомительной регистрации граждан РФ, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, что предполагает исключительно учетный характер такой регистрации, и она не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства РФ. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции РФ.

  1. Вид на жительство – документ, определяющий статус иностранного гражданина в Российской Федерации. В соответствии с абз. 13 ст. 3 комментируемого Закона вид на жительство является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, выданным в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Обоснованность предоставления вида на жительство первоначально было рассмотрено в 2007 г. Верховным Судом РФ, который установил, что требование предоставления вида на жительство как документа, удостоверяющего личность и подтверждающего статус постоянного проживания лица, обратившегося за получением гражданства РФ, не противоречит федеральному законодательству, определяющему правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (подробнее см.: решение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97).

В дальнейшем по этому вопросу высказался Конституционный Суд РФ (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 122-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдурахмановой Людмилы Бегляровны на нарушение ее конституционных прав пунктом “б” части первой статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”). Согласно позиции Конституционного Суда РФ нормы о необходимости представления иностранным гражданином и лицом без гражданства, обратившимся с заявлением о приеме в гражданство РФ, вида на жительство как документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Российской Федерации на законном основании, а для лица без гражданства – являющегося одновременно и документом, удостоверяющим его личность, согласуются с положениями федерального законодательства о порядке пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).

Порядок выдачи вида на жительство определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

  1. Соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации является требованием не столько комментируемого Закона, сколько ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, установившей обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.
  2. Использование законного источника средств к существованию является необходимым условием приобретения гражданства Российской Федерации, т.к. определяет экономическую состоятельность претендента на гражданство, освобождает государство от излишнего финансового обременения его лицом, претендующим на гражданство Российской Федерации. Однако комментируемый Закон и Положение не определяют необходимый размер источника средств к существованию. Положение устанавливает лишь перечень документов, которые подтверждают наличие данного источника, однако он является примерным и открытым, что приводит к их свободной интерпретации.

Возможным выходом из сложившейся ситуации является установление размера законного источника к существованию в определенной твердой сумме, необходимой, с точки зрения государства, “для существования”. К примеру, в проекте Федерального закона N 190825-4 “О дополнении пунктами “з”, “и”, “к”, “л” статьи 16 Федерального закона N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, внесенном им в июле 2005 г., предлагалась сумма в 200 тысяч рублей. Отсутствие настоящей суммы должно было служить основанием отказа в приеме в российское гражданство. Ориентиром для определения размера источника также может служить размер минимального прожиточного уровня или иной социально-экономический показатель. При этом вполне уместно требование не о разовом, а о продолжительном характере источника средств (т.е. в течение определенного срока проживания в Российской Федерации), например, в течение 6 месяцев перед обращением с вопросом о приеме в гражданство.

В научной литературе высказываются и иные мнения по поводу определения необходимого законного источника средств к существованию. Одной из таких попыток является не столько решение проблемы определения источника средств к существованию, сколько его замена на необходимость осуществления трудовой деятельности. Например, критикуя предложенный ранее способ определения законного источника средств к существованию, некоторые предлагают заменить в комментируемом Законе требование о законном источнике средств к существованию на требование о наличии работы на территории РФ . При этом, поскольку лицо, которое имеет работу, имеет и законный источник средств к существованию, ему достаточно предъявить справку с места работы с указанием размера дохода .

Данилкин В.В. Актуальные проблемы, возникающие в сфере получения российского гражданства // Закон и право. 2009. N 5. С. 19.

Предложенный вариант сложно признать удачным способом ухода от проблемы, тем более ее решением. Установление требования о наличии работы на территории РФ в качестве условия приобретения гражданства РФ, по сути, приводит к принуждению иностранных граждан и лиц без гражданства к труду, ставя в зависимость приобретение гражданства от трудовой деятельности. Такой подход противоречит ст. 37 Конституции РФ, установившей, что труд в Российской Федерации свободен, а принудительный труд запрещен.

  1. Требование об обращении лица, желающего приобрести гражданство РФ, в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства направлено на предотвращение случаев множественного гражданства. С этой целью при приобретении гражданства РФ лицо должно выйти из гражданства иного государства. Исключением является лишь наличие международного договора РФ, освобождающего от выхода из гражданства. К таким международным договорам относятся Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) и Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Исключением также является прием в гражданство по ч. 3 ст. 13, ч. ч. 2.1, 5, 6 ст. 14 комментируемого Закона, а также, если отказ лица от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Особенностью настоящего требования, исходя из конструкции нормы, является то, что требуется предоставление документа об обращении в орган с вопросом о выходе из иного гражданства, а не документа, подтверждающего факт выхода из гражданства.

  1. Знание языка государства является достаточно распространенным в практике зарубежных стран условием приобретения гражданства. При этом в последнее время появилась тенденция расширения круга знаний, что направлено на способствование быстрой и успешной интеграции в общество. Вместе с тем формулировка настоящего условия приема в гражданство требует в комментируемом Законе терминологического уточнения. Более верным будет употребление термина “государственный язык Российской Федерации” вместо термина “русский язык”, что, кроме того, в большей степени соответствует терминологии ч. 1 ст. 68 Конституции РФ и Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ “О государственном языке Российской Федерации”.

Порядок определения уровня знаний государственного языка Российской Федерации устанавливается Приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2014 г. N 255 “Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним”. В соответствии с настоящим Приказом устанавливаются 7 уровней владения русским языком как иностранным языком, определяющих степень сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному, иностранными гражданами и лицами без гражданства: 1) элементарный; 2) базовый для трудящихся мигрантов; 3) базовый; 4) первый; 5) второй; 6) третий; 7) четвертый. В соответствии с абз. 10 п. 10 Положения владение русским языком подтверждается одним сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком). В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2014 г. N 255 “Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним” к базовому уровню (ТБУ/A2) владения иностранными гражданами русским языком как иностранным языком устанавливаются следующие требования:

– умение читать короткие тексты, взятые из разных источников (журналы, газеты, вывески, надписи, указатели, объявления), понимать основную и дополнительную информацию адаптированных текстов страноведческого, информационного и социально-бытового характера;

– умение писать короткое письмо, записку, поздравление и другое, изложить основное содержание текста-источника (не менее 15 фраз по предложенным вопросам);

– понимание основной информации (в частности, тему, указание места, времени, причины), представленную в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера;

– умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу, в частности, о себе, друзьях, семье, учебе, работе, изучении иностранного языка, рабочем дне, свободном времени, родном городе, здоровье, погоде, а также построить собственное высказывание на основе прочитанного текста;

– использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в ограниченном наборе социально-бытовых ситуаций. Объем лексического минимума должен составлять до 1300 единиц.

Правила выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку и его форма устанавливаются Приказами Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. N 765 “Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования” и от 15 августа 2008 г. N 237 “Об утверждении формы сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку”.

Перечень образовательных организаций на территории Российской Федерации или за рубежом, которым Минобрнауки России разрешено проведение тестирования по русскому языку как иностранному, определен Приказом Минобразования России от 18 февраля 2004 г. N 735 “Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации”.

  1. Наряду с общими основаниями приема в гражданство РФ комментируемый Закон предусматривает в ч. ч. 2 – 4 комментируемой статьи обстоятельства, облегчающие эту процедуру. Здесь учитываются возможные различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволяет их освободить от выполнения следующих требований:
Смотрите так же:  Срок действия медзаключения

1) сокращение 5-летнего срока проживания на территории РФ до 1 года возможно согласно ч. 2 комментируемой статьи при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

– предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

– признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, в комментируемом Законе не раскрывается. Нерешен вопрос о содержании понятия “достижение”. В подп. “а” п. 11 Положения устанавливается лишь процедура оформления материалов.

Предоставление политического убежища на территории РФ – решение государственных органов, направленное на предоставление убежища на территории Российского государства лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Решение о предоставлении политического убежища согласно п. “а” ч. 1 ст. 89 Конституции РФ принимает Президент РФ.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливает Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746, и Административным регламентом ФМС России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства РФ по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 5 декабря 2007 г. N 451.

Под беженцем в Российской Федерации понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев определяются Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах”;

2) освобождение в ч. 3 комментируемой статьи от всех требований, установленных для приема в общем порядке, распространяется на лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.

Комментируемый Закон не раскрывает понятие “особые заслуги”, которыми должен обладать претендент на российское гражданство. Положение в п. 12 к особым заслугам перед Российской Федерацией относит выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа Российской Федерации. Установленный в Положении перечень сфер, деятельность в которых может быть оценена как особые заслуги, конкурирует с п. “а” ч. 2 комментируемой статьи с той лишь разницей, что в одном случае речь идет о “выдающихся” достижениях, а в другом о “высоких” достижениях.

Практика реализации ч. 3 комментируемой статьи является неоднозначной. За период действия комментируемого Закона за особые заслуги перед Российской Федерацией в гражданство были приняты различные иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве примера следует привести следующие решения Президента РФ:

– Указ Президента РФ от 24 декабря 2002 г. N 1439 “О приеме в гражданство Российской Федерации”;

– Указ Президента РФ от 4 июня 2003 г. N 601 “О приеме в гражданство Российской Федерации”;

– Указ Президента РФ от 30 июля 2003 г. N 851 “О приеме в гражданство Российской Федерации”.

В целях решения вопроса определения “особых заслуг” в Российской Федерации предпринимались попытки его конкретизации. В проекте Федерального закона N 240674-3 “О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” предлагалось распространить преференцию “особых заслуг” на ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, удостоенных государственных премиями, почетными званиями СССР, лиц, завоевавших звание олимпийского чемпиона или чемпиона мира по виду спорта.

Следует отметить, что в настоящее время круг лиц, имеющих выдающиеся и особые заслуги перед Российской Федерацией, определен Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”. В ст. 1 Федерального закона к их числу отнесены:

– Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

– граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

– граждане, награжденные орденом Ленина;

– граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” I степени, граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени, граждане, награжденные орденом “За заслуги перед Отечеством” III и IV степеней;

– граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

– Герои Социалистического Труда;

– граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

– лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

– граждане, награжденные орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” трех степеней;

– чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Паралимпийских игр, чемпионы Сурдлимпийских игр;

3) в качестве особой категории иностранных граждан комментируемый Закон рассматривает граждан государств, входивших в состав СССР, проходивших не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях. Согласно ч. 4 ст. 13 они могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения условий о сроке проживания на территории РФ и представления вида на жительство.

Следует отметить, что в первоначальной редакции комментируемый Закон не содержал данной формы приема в гражданство Российской Федерации. Замена паспортов СССР на паспорта Российской Федерации, которая завершилась ко времени вступления комментируемого Закона, обнаружила огромное количество военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ, не имеющих российского гражданства. Это вызвало противоречие с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, предусматривающем прохождение военной службы гражданами РФ.

В целях правового разрешения возникшей ситуации было принято решение о дополнении приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке новой формой, закрепленной в настоящей норме. Включение этого положения было осуществлено Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Порядок приема в гражданство по ч. 4 ст. 13 устанавливается п. 12.1 Положения и предполагает у заявителя наличие ходатайства центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Вопросы выдачи ходатайства регламентируются Приказом Минобороны России от 3 июня 2004 г. N 168 “Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации”.

В дальнейшем действие нормы предлагалось расширить. Проект Федерального закона N 13819-4 “О внесении дополнения в часть четвертую статьи 13 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” распространялся также на военнослужащих, призванных на территории РСФСР и проходивших службу по состоянию на 31 декабря 1991 года в Вооруженных Силах и подобных органах СССР, а затем в правопреемственных структурах бывших республик СССР, в случае их увольнения и переезда в Россию. Однако Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 2 апреля 2004 г. N 347-IV ГД “О проекте федерального закона N 13819-4 “О внесении дополнения в часть четвертую статьи 13 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” предложение было отклонено.

12. В части применения положений комментируемой статьи следует учитывать, что выяснение того, утратило ли лицо российское гражданство по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и приобрело ли гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и суды общей юрисдикции (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 272-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дроздова Николая Антоновича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации).

Другие публикации:

  • Основания получение гражданства рф Основания для приобретения гражданства Российской Федерации Российская Федерация – одно из самых популярных государств для иммиграции среди выходцев из стран ближнего зарубежья. Упрощение ведения бизнеса, возможность получения должности в государственном […]
  • Где оформить гражданство на ребенка Оформление гражданства ребенку в МФЦ: есть ли такая возможность? Уже около 10 лет в России существуют многофункциональные центры. Перечень оказываемых ими услуг в режиме «одного окна» обширен. Удобство их работы оценили многие наши сограждане. Мы с вами […]
  • Как получить российское гражданство ребенку рожденному в россии Как и зачем оформлять гражданство новорожденным в 2019 году По российскому законодательству человек, рожденный на территории России, автоматически становится ее гражданином. Оформление гражданства РФ для новорожденного ребенка – необходимая процедура, в […]
  • Приказ минтранса 15 о режиме труда и отдыха Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15"Об утверждении Положения об […]
  • Ст 13 ч2 фз о осаго Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации […]
  • Нотариус хлюпина Нотариус Хлюпина Татьяна Владимировна Хлюпина Татьяна Владимировна — нотариус, занимающийся частной практикой в Энгельсе. Нотариальные услуги физическим и юридическим лицам оказываются по адресу ул. Тельмана, д. 17, Энгельс, телефон для записи на приём и […]

Вам также может понравиться

Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.