Спор стихи лермонтова

Лермонтов М — Спор (стих.чит. И.Андронников)

Стихотворение «Спор» было написано в 1841 году, когда общественная мысль трудно и медленно выходила из кризисного состояния. В «Споре» внутри типично романтического конфликта между цивилизацией и природой существует и другой — между двумя общественно-культурными укладами. В этом отношении стихотворение «Спор» шаг вперед по сравнению, скажем, с балладой «Три пальмы», написанной в 1839 году.

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою?
Был великий спор.
«Берегись! сказал Казбеку
Седовласый Шат:
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор.
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь!
Уж проходят караваны
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры! Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! многолюден
И могуч Восток!».

Шат — Эльбрус.
Горцы называют шапкою облака, постоянно лежащие на вершине Казбека.
(Примечание Лермонтова).

читает Ираклий Андронников
Ираклий Луарсабович Андроников (иногда встречается написание Андронников; 1908 — 1990) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. Народный артист СССР (1982).

Спор стихи лермонтова

Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою 1
Был великий спор.
«Берегись! — сказал Казбеку
Седовласый Шат, —
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор;
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры! Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! многолюден
И могуч Восток!»

— Не боюся я Востока! —
Отвечал Казбек, —
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век.
Посмотри: в тени чинары
Пену сладких вин
На узорные шальвары
Сонный льет грузин;
И склонясь в дыму кальяна
На цветной диван,
У жемчужного фонтана
Дремлет Тегеран.
Вот — у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна;
Дальше, вечно чуждый тени,
Моет желтый Нил
Раскаленные ступени
Царственных могил.
Бедуин забыл наезды
Для цветных шатров
И поет, считая звезды,
Про дела отцов.
Всё, что здесь доступно оку,
Спит, покой ценя.
Нет! не дряхлому Востоку
Покорить меня! —

«Не хвались еще заране! —
Молвил старый Шат, —
Вот на севере в тумане
Что-то видно, брат!»

Тайно был Казбек огромный
Вестью той смущен;
И, смутясь, на север темный
Взоры кинул он;
И туда в недоуменье
Смотрит, полный дум:
Видит странное движенье,
Слышит звон и шум.
От Урала до Дуная,
До большой реки,
Колыхаясь и сверкая,
Движутся полки;
Веют белые султаны
Как степной ковыль;
Мчатся пестрые уланы,
Подымая пыль;
Боевые батальоны
Тесно в ряд идут,
Впереди несут знамены,
В барабаны бьют;
Батареи медным строем
Скачут и гремят,
И, дымясь, как перед боем,
Фитили горят.
И испытанный трудами
Бури боевой,
Их ведет, грозя очами,
Генерал седой.
Идут все полки могучи,
Шумны как поток,
Страшно-медленны как тучи,
Прямо на восток.

И томим зловещей думой,
Полный черных снов,
Стал считать Казбек угрюмый —
И не счел врагов.
Грустным взором он окинул
Племя гор своих,
Шапку 2 на брови надвинул —
И навек затих.

Анализ стихотворения Лермонтова «Спор»

Стихотворение «Спор» было написано в 1841 году, когда общественная мысль трудно и медленно выходила из кризисного состояния. В «Споре» внутри типично романтического конфликта между цивилизацией и природой существует и другой — между двумя общественно-культурными укладами. В этом отношении стихотворение «Спор» шаг вперед по сравнению, скажем, с балладой «Три пальмы», написанной в 1839 году.

В «Споре» представлена вариация той же критики цивилизации, которая была в «Трех пальмах». Сходство мотивов несомненно. Это выражено в общности композиционного строения и в совпадении поэтических деталей. Так, разговору деревьев в «Трех пальмах» соответствует диалог гор в «Споре», появлению каравана — приближение войск. И в том, и в другом стихотворении — яркость, пестрота картин.

Сходство распространяется даже до отдельных элементов изображения: «И шел, колыхаясь, как в море челнок. »- «Колыхаясь и сверкая, Движутся полки. »; «По корням упругим топор застучал. »- «В глубине твоих ущелий загремит топор. ». Однако в «Трех пальмах» Лермонтов ограничивается только романтическим неприятием цивилизации, несущей гибель и разрушение, тогда как в «Споре» это неприятие уживается с признанием известных достоинств, которыми отмечена цивилизация в противоположность «дряхлому Востоку», лишенному всякого движения. Ход цивилизации по-прежнему отвергается Лермонтовым, признающим его губительную силу, но он предстает как неизбежный. «Дряхлый Восток» уже побежден. Отсюда двойственность «Спора»: с одной стороны, не остановимое движение, напор разрушительной силы, преодолевающей застой, а с другой — романтическая неприемлемость бездушной и эгоистической цивилизации; с одной стороны, признание неотвратимости цивилизующего движения и его победы над мертвенностью и безглагольностью восточного уклада, а с другой — сознание трагического хода истории. Противоречивая позиция, занятая Лермонтовым в «Споре», отражает не противоречия его личной мысли, а противоречия самой русской жизни, в которой развитие совершалось при нерешенности просветительских задач.

Смотрите так же:  Договор на возмещение затрат на вывоз мусора

Для уточнения изменившихся взглядов Лермонтова нужно отметить, что при расхождении со славянофилами у поэта имелись с ними и точки соприкосновения. Характерно уже то, что в «Споре» принимают участие не Восток и Запад, а Восток и Север. Здесь заключен намек на самобытность российского развития, которое Лермонтов вовсе не отрицает и от которого не отказывается. Запад для Лермонтова, как и для славянофилов, «дряхлый», истерзанный сомнением и познанием, утративший жизненные силы. Наконец, и славянофилы и Лермонтов стремятся исходить в поисках обновления России из прошлого, но Лермонтов учитывает новые формы жизни, а славянофилы их игнорируют. В прошлой истории России славянофилы опираются на вековые традиции, на обычаи и обряды, на патриархальный быт, исконную религиозность. Славянофилы видят в средневековой России смирение, вековую мудрость народа, сильного своей непосредственной детской простотой, «гордости», бунтарства. Хомяков, например, в стихотворении «России» (1839), которое было известно Лермонтову, писал:

  • И вот за то, что ты смиренна,
  • Что в чувстве детской простоты,
  • В молчанье сердца откровенна,
  • Глагол творца прияла ты,
  • Тебе он дал свое призванье,
  • Тебе он светлый дал удел:
  • Хранить для мира достоянье
  • Высоких жертв и чистых дел;
  • Хранить племен святое братство,
  • Любви живительный сосуд,
  • И веры пламенной богатство,
  • И правду, и бескровный суд

Лермонтов тоже обращается к средневековой России. В отличие от Пушкина, он не придает никакого значения Петровской эпохе, поскольку как раз в Петровскую эпоху были преданы забвенью коренные свойства русской национальности. Петр I обратил Россию на «гибельный» западный путь, с него началась цивилизация. В этом пункте Лермонтов сходен со славянофилами. Но, в отличие от славянофилов, он выделяет в русском средневековье иные стороны. Для славянофилов народ был единой массой, в которой нет места сильным личностям и ярким характерам. Личное достоинство для славянофилов сродни «гордости», пришедшей в новый век с Запада. Напротив, Лермонтов всюду выдвигает на первый план чувства «естественного человека», для которого столь же свойственны наивная непосредственность и детская простота, как свобода и личное достоинство. Вне этих чувств для Лермонтова немыслим человек па Руси. Поэтому из массы народа Лермонтов выделяет сильные характеры, яркие, броские, непреклонные, волевые. Единство народа не в обезличенности, как получалось у славянофилов, а в содружестве ярких индивидуальностей, наделенных глубоким и естественным чувством свободы.

«Спор», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Стихотворение «Спор» является одним из последних произведений выдающегося отечественного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые произведение было напечатано в 1841 году в журнале «Москвитянин» за месяц до смерти поэта. На странице записной книжки, которая предшествовала тексту «Спора», Лермонтов написал всего одно слово: «Восток». Вероятно, автор хотел открыть произведением новый цикл стихов, посвящённых Кавказу, но впоследствии передумал.

Стихотворения Лермонтова считаются вершиной русского романтизма, и «Спор» — одна из жемчужин этого литературного направления. Доказательством того, что данное произведение относится к романтическим работам, выступает изображение объектов природы (Казбека и Эльбруса) как живых людей. При написании стиха автор обратился к одному из своих излюбленных жанров: аллегорической балладе.

В стихотворении поднимается проблема конфликта двух укладов жизни, органично вплетённая автором в сюжетную канву произведения. Эта борьба противоположных устоев представлена философскими поисками Лермонтова, размышлявшем о взаимоотношениях человека и природы, предназначении России, проблеме «Восток – Запад».

В смысловом отношении «Спор» близок к «Трём пальмам», другому стихотворению Лермонтова, которое было написано двумя годами ранее. В обоих произведениях представлена схожая сюжетная и композиционная система: так, спор между горами перекликается с разговором деревьев, наступление войск – с появлением каравана. Однако можно заметить, что авторское отношение к деятельности человека, описанной в двух стихотворениях, за пару лет несколько изменилось. Если при написании «Трёх пальм» Лермонтов в свойственном ему романтическом стиле подчёркивал только отрицательные стороны воздействия цивилизации на природу, то в «Споре» поэт отметил и достоинства прогресса. Так, неодолимая и движимая сила русских войск противопоставляется «мёртвой стране», символизирующей Кавказ. Россия представляется мощью, которая способна пробудить Восток. При этом Лермонтов признаёт идею о том, что цивилизация обладает и губительным влиянием, но оно представляется поэту неизбежным.

Смотрите так же:  Документы по движению материальных ценностей

Взаимоотношения природы и человека – не единственная тема, поднимаемая Лермонтовым. В центре внимания автора стоит такое грандиозное событие, как завоевание Кавказа Россией. Лермонтов не даёт однозначную оценку этому историческому факту, однако в речи, произнесённой Казбеком, можно разгадать сочувственное отношение поэта к завоёванным народам «дряхлого» Востока. Далее, используя приём антитезы, автор рисует образ могучей и живой России с её силой, противоположной «сонному» Кавказу. Данное противопоставление близко к поставленной славянофилами проблеме «Восток – Запад». Вот только в тексте «Спора» как будто бы и нет Запада: поэт подчёркивает, что боевые батальоны идут с «севера тёмного». Это является намёком на отношение Лермонтова к России как к самобытному народу, обладающему уникальной историей развития, который противопоставляется как Востоку, так и Западу.

По своему характеру «Спор» — это повествовательное произведение, имеющее стремительно развивающийся сюжет. Главными героями стихотворения являются две горы: Казбек и Шат (устаревшее название Эльбруса). Их дискуссию, которую трактуют как противостояние двух сторон Света, прерывает стремительное наступление русских войск «прямо на восток». Упомянутый идущий во главе полков «генерал седой» – это выдающийся военачальник Алексей Петрович Ермолов, главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов делает отсылку к событиям Русско-персидской войны (1826 – 1828).

Строки баллады написаны хореем, двудольным размером с ударением на первом слоге в стопе, и объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворение отличает яркая образность, иносказательность, многообразие троп. Лермонтов широко использует различные средства выразительности: олицетворения («молвил старый Шат, загремит топор, моет жёлтый Нил»), эпитеты («страшный путь, царственных могил, зловещей думой»), а также сравнения («веют белые султаны, как степной ковыль», полки «шумны, как поток»). Характеры главных героев, Шат-горы и Казбека, помогают понять их реплики, которые и создают впечатление спора двух неодушевлённых объектов.

В произведении «Спор» Лермонтову удалось необычайно талантливо совместить красоту поэтического слога и философские вопросы, не теряющие своей актуальности и в наше время.

Авторские и издательские редакции текста Править

  • Спор «Как-то раз, перед толпою…») // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.3, 1914 (дореформенная орфография)
  • Спор «Как-то раз перед толпою…») // Сочинения: В 6 т. 1954—1957. Т. 2, 1954
  • Спор «Как-то раз перед толпою…») // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2
  • Спор «Как-то раз перед толпою…») // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2 (Ё)

Спор «Как-то раз, перед толпою…»)
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша. — М.: Печатник, 1914. — Т. III. (РГБ)


Как-то раз перед толпою
‎ Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою [1]
‎ Был великий спор.
«Берегись! — сказал Казбеку
‎ Седовласый Шат. —
Покорился человеку
‎ Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
10 ‎ По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
‎ Загремит топор;
И железная лопата
‎ В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
‎ Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
‎ Через те скалы,
Где носились лишь туманы
20 ‎ Да цари-орлы.
Люди хитры! Хоть и труден
‎ Первый был скачок,
Берегися! многолюден
‎ И могуч Восток!»
— «Не боюся я Востока! —
‎ Отвечал Казбек. —
Род людской там спит глубоко
‎ Уж девятый век.
Посмотри: в тени чинары
30 ‎ Пену сладких вин
На узорные шальвары
‎ Сонный льёт грузин;
И, склонясь в дыму кальяна
‎ На цветной диван,
У жемчужного фонтана
‎ Дремлет Тегеран.
Вот у ног Ерусалима,
‎ Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
40 ‎ Мёртвая страна.
Дальше, вечно чуждый тени,
‎ Моет жёлтый Нил
Раскаленные ступени
‎ Царственных могил.
Бедуин забыл наезды
‎ Для цветных шатров
И поёт, считая звезды,
‎ Про дела отцов.
Всё, что здесь доступно оку,
50 ‎ Спит, покой ценя.
Нет! не дряхлому Востоку
‎ Покорить меня!»

«Не хвались ещё заране! —
‎ Молвил старый Шат. —
Вот на севере в тумане
‎ Что-то видно, брат!»

Тайно был Казбек огромный
‎ Вестью той смущён.
И, смутясь, на север тёмный
60 ‎ Взоры кинул он,
И туда в недоуменье
‎ Смотрит, полный дум;
Видит странное движенье,
‎ Слышит звон и шум.
От Урала до Дуная,
‎ До большой реки,
Колыхаясь и сверкая,
‎ Движутся полки.
Веют белые султаны,
70 ‎ Как степной ковыль,
Мчатся пёстрые уланы,
‎ Подымая пыль.
Боевые батальоны
‎ Тесно в ряд идут,
Впереди несут знамёны,
‎ В барабаны бьют.
Батареи медным строем
‎ Скачут и гремят,
И, дымясь, как перед боем,
80 ‎ Фитили горят.
И, испытанный трудами
‎ Бури боевой,
Их ведёт, грозя очами,
‎ Генерал седой. [2]
И́дут все полки могучи,
‎ Шумны, как поток,
Страшно медленны, как тучи,
‎ Прямо на восток.

Смотрите так же:  Приказ о создании обособленного подразделения для ооо

И, томим зловещей думой,
90 ‎ Полный чёрных снов,
Стал считать Казбек угрюмый —
‎ И не счел врагов.
Грустным взором он окинул
‎ Племя гор своих,
Шапку [3] на́ брови надвинул —
‎ И навек затих.

Примечания Править

  1. ↑ Шат — Елбрус. (Примечание Лермонтова).
  2. Генерал седой — А. П. Ермолов (см. о нём примеч. 398).
  3. ↑ Горцы называют шапкою облака, постоянно лежащие на вершине Казбека. (Примечание Лермонтова).

«Москвитянин», 1841, № 6, с искажением ст. 23. — — Печ. с исправлением этого ст. по автографу ГБЛ. Беловой и черн. автографы — ГПБ, Зап. книжка. Написано в Москве во второй половине апр. 1841 г. Ю. Ф. Самарин 15 июня 1841 г. писал М. П. Погодину (редактору журнала «Москвитянин»): «Посылаю Вам приношение Лермонтова в Ваш журнал. Он просит напечатать его просто, без всяких примечаний от издателя, с подписью его имени. Радуюсь душевно и за него, и за Вас, и за всех читателей “Москвитянина“» (Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Спб., 1892. Кн. 6. С. 236—237). На обороте предшествующего автографу ГПБ листа рукою Лермонтова написано: «Восток». Возможно, этим ст-нием Лермонтов хотел открыть новый цикл стихов (далее в Зап. книжке следуют «Тамара», «Свидание»). А. С. Хомяков летом 1841 г. писал: «В “Москвитянине“ был разбор Лермонтова Шевыревым, и разбор не совсем приятный, по-моему несколько несправедливый. Лермонтов ответил очень благоразумно: дал в “Москвитянин“ славную пьесу “Спор Шата с Казбеком“, стихи прекрасные» (Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1904. Т. 8. С. 104). «Спор» отличается многоплановостью общественно-исторических и философских исканий Лермонтова, поднимает обширный круг вопросов: предназначения России, отношений Востока и Запада, цивилизации и природы. Россия предстает здесь живой, активной силой, противодействующей «дряхлому» Востоку, погруженному в многовековой сон. Строки, посвященные Казбеку, характеризуют сочувственное отношение поэта к судьбам народов Востока. О художественных особенностях и проблематике ст-ния см. статьи: Усок И. Е. «Спор» // ЛЭ. С. 525—526; Пумпянский Л. В. Стиховая речь Лермонтова // ЛН. 1941. Т. 45/46. С. 412—416; Коровин В. Н. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. М., 1973. С. 51—57. Генерал седой — А. П. Ермолов (см. о нем примеч. 398).

Спор стихи лермонтова

  • Слушать онлайн:

Описание:

Читает — Денис Семенов.
Интернет-версия записи из аудиокниги-моноспектакля «Кавказский пленник».
ООО «Театр Музыкальной Драмы» 2009г
Для того, чтобы послушать это произведение в оригинальном, высоком качестве звучания, Вы можете:
Скачать MP3 на Планете ТМД
Этим Вы напрямую поддержите производителя — наш театр, и обеспечите возможность его дальнейшего развития.

Другие публикации:

  • Образец заявления о признании дома непригодным для проживания Приложение. Образец Заявления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Приложениек Порядку работы межведомственнойкомиссии по признанию жилыхпомещений […]
  • Заявление об отсутствии решения о ликвидации Заявление об отсутствии решения о ликвидации Официальный сайт единой информационной системыв сфере закупок Организация, оказывающая услуги РїРѕ обслуживанию […]
  • П 81 правил осаго Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Приложение 1к Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхованиягражданской ответственности […]
  • Форма реорганизации ликвидация код усн Приложение N 3. Коды форм реорганизации (ликвидации) организации Приложение N 3к Порядку заполнения налоговойдекларации по налогу, уплачиваемомув связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения,утв. приказом Федеральнойналоговой службыот 26 февраля […]
  • Скб кредит оформить заявку Скб кредит оформить заявку Услуги для физических лиц У нас Вы можете взять выгодный кредит наличными по низкой процентной ставке 11,9%. Ваша заявка будет обработана нашими специалистами и Вы получите онлайн решение по кредиту в течение 15 […]
  • Нотариус одинцово цены Нотариус одинцово цены Квитко Александра Фёдоровича Телефоны: +7 (495) 591–54–01 Александр Федорович Квитко нотариус Одинцовского района, Московской области В 1990 закончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности правоведениею В 2007 году получил степень […]

Вам также может понравиться

Авторские права © 2019 Zealint.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.