Современные требования к качеству урока по фгос

Современные требования к качеству урока математики

Современные требования к качеству урока математики –ориентиры на обновление содержания образования

Содержимое разработки

Доклад на педагогическом совете

учителя математики Н.В.Костяной

На тему: « Современные требования к качеству урока –ориентиры

на обновление содержания образования.»

Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».

Урок сегодня — основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». Начало урока может быть таким:

Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…

ИЛИ — Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.

БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· время-сбережение и здоровье-сбережение;

· в центре внимания урока – дети;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

Методы и формы современного урока:

· здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Метод проектов хорошо принимать в начальной школе. Проекты могут быть: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

· создание презентаций к урокам;

· работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

· использование готовых обучающих программ;

· разработка и использование собственных авторских программ.

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

2. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

3. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

6. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

А теперь мнение педагогов о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.

«На мой взгляд, cовременный урок — урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.

«Современный урок — это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

· урок , содержащий разные виды деятельности.

· урок , на котором ученику должно быть комфортно.

· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

· современный урок развивает у детей креативное мышление.

· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .

МБОУ Бобрикская средняя общеобразовательная школа

Доклад на педагогическом совете

Учителя математики Костяной Надежды Васильевны

На тему «Современные требования к качеству урока- ориентиры на обновление содержания образования»

«Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока».

«Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока».

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.

· Осознание основных критериев современного урока

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора.эрудиции»

1.УРОК ОСТАЕТСЯ!
(Предисловие)

Меняются цели и содержание образования , появляются новые средства и технологии обучения, но урок ос тается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок :современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образова нием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять :

— что происходит с современным уроком;

— насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

— как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

— как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок — это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить В распечатках представлена система дидактических принципов технологии деятельностного метода.

на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Смотрите так же:  Охранный документ подтверждающий права на изобретение и срок действия

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок . В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования . И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок .

4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

направленность на развитие мышления, практических навыков;

расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

3. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды )

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».

на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других,

просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. В нашей школе работают творческие учителя, к этому педсовету было проведено 8 открытых уроков. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

После обсуждения мастер-классов .

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождаетсяот своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Главное , что должен обеспечить урок — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

( Работа в группах. . Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт» )

Результат работы групп.

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт» Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов

Анкета « Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

2) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика

1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

Смотрите так же:  Ломбардный займ под залог квартиры

преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Так что же для нас современный урок ?

Требования, предъявляемые к современному уроку

урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

нацелен на конкретные результаты

должен иметь рациональную структуру и темп.

изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .

большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты
современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.( опорная таблица к анализу урока)

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:четко определить и сформулировать для себя его тему;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо:подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала;воспроизведение; применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации;творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учеником;задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать «изюминку» урока.Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Выданные рекомендации для учителей начальной школ помогут всем учителям, которые захотят изменить свой подход к проведению урока.

Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .

Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой –для меня это важно и интересно …

указательный- я получил конкретные рекомендации…

средний- мне было трудно ( не понравилось)…

безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

мизинец- для меня было недостаточно…


Проект решения педсовета:

Отметить положительный опыт учителей за эффективное применение современных технологий и пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, педсоветов

Учителям школы при планировании уроков руководствоваться критериями эффективности современного урока.

3. Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный год с учетом методической темы школы.

4. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы путем проведения открытых уроков, выступлений на педсоветах.

Начать ведение методической папки учителя. В папку вкладывать методический материал по самообразованию, конспекты открытых и успешных уроков. Хранится папка в учебном кабинете или в учительской.

Доклад «Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока»

Столичный учебный центр
г. Москва

«Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока». (1 сл.)

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.

· Осознание основных критериев современного урока.

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям.

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

Меняются цели и содержание образования , появляются новые средства и технологии обучения, но урок ос тается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: (2 сл.) «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
(3 сл.) Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе , использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить.

К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Рассмотрим требования, предъявляемые к современному уроку :

(4 сл.) урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием;

(5 сл.) строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов;

— диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя;

— должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности;

— нацелен на конкретные результаты;

— должен иметь рациональную структуру и темп.

(6 сл.) изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре;

— должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной;

— большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач;

(7 сл.) существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Какими принципами педагогической техники необходимо пользоваться учителю при проведении современного урока?

(8 сл.) Принципы педагогической техники на уроках:

Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

Принцип идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Смотрите так же:  Трудовой кодекс 2011 с последними изменениями

Основные компоненты современного урока:

(9 сл.) 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

(10 сл.) 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

(11 сл.) Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

— формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

— развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

— формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

— были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; — реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся является использование современных образовательных технологий в практике обучения.

(12 сл.) Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся- основная составляющая современного урока. Наиболее привлекательной является игровая технология, элементы развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ , метод проектов.

Приоритетной формой организации деятельности учащихся учителя считают индивидуальную, хотя также многие отдают предпочтение групповой.

Основные типы уроков:

(13 сл.) Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

(14 сл. ) Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

(15 сл.) Так что же представляет из себя урок, соответствующий современным требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

урок, содержащий разные виды деятельности;

урок, на котором ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

урок, который развивает у детей креативное мышление;

урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока, УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

9 .Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Приложение 1: Анкета

Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”

(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)

Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Приложение 2: Анкета «Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты:

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

2) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2) не вмешивается в мою работу

3) Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7. По- моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

нет, это недопустимо

если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться