Собственность фгуп

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

105064, г. Москва,

Мал. Казённый пер., дом 3

НОВОСТИ МПК В ИЕРИХОНЕ

Управление делами Президента

Положение о закупке

ФГУП «Госзагрансобственность» в сети Интернет

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

• управление недвижимым имуществом жилого и нежилого назначения за рубежом

• проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация административных, общественных, жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений и других объектов федеральной собственности за рубежом и на территории российской федерации, выполняя при этом функции заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации

• предоставление в аренду объектов федеральной собственности за рубежом жилищно-коммунального и социально-культурного назначения

• посреднические услуги при купле-продаже и сдаче в наем (аренду) недвижимого имущества жилого и нежилого назначения

• внешнеэкономическая деятельность, включая коммерческие, финансовые и торговые отношения с участием российских и зарубежных партнеров

• консультирование по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления в сфере строительства и эксплуатации объектов недвижимости

• маркетинг конъюнктуры рынка недвижимости, предоставление информации о наиболее оптимальном инвестировании средств в объекты федеральной собственности на территории российской федерации и за рубежом

Федеральное государственное унитарное предприятие (далее — ФГУП) имеет недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем этот же ФГУП является правообладателем патента на изобретение и товарного знака. Изобретение и товарный знак были разработаны ФГУП самостоятельно за счет средств, полученных от разрешенной деятельности, приносящей доход, и зарегистрированы непосредственно за ФГУП. Каких-либо обременений в патенте или свидетельстве на товарный знак не указано.

В настоящее время готовится распоряжение Росимущества об условиях приватизации ФГУП и преобразовании его в АО. Планом приватизации будет предусмотрено включение исключительных прав на данные объекты в состав имущества, подлежащего приватизации.

Какие права в отношении данных результатов интеллектуальной деятельности может иметь государство при приватизации ФГУП? Могут ли быть установлены в отношении них какие-либо ограничения или обременения?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ) одним из способов приватизации государственного имущества является преобразование государственного унитарного предприятия в акционерное общество (далее также — АО, общество).

Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 этого же Закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса, произошедшими после принятия решения об условиях его приватизации.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них (п. 1 ст. 11 Закона N 178-ФЗ). В нем указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником (п. 4 ст. 11 Закона N 178-ФЗ). При этом Правительством РФ могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.

Следует отметить, что на сегодняшний день Правительство РФ не реализовало полномочия, предоставленные ему указанной нормой, и не утвердило соответствующий перечень исключительных прав.

Вместе с тем в п. 16 письма Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099 разъясняется, что в соответствии с Основными направлениями реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 N 1607-р, в перечень не подлежащего приватизации имущества включаются, в частности, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны.

Если же исключительные права на объекты интеллектуальной собственности не относятся к имуществу, не подлежащему приватизации в соответствии с законом, то они могут быть включены в передаточный акт и переходят к правопреемнику унитарного предприятия с момента государственной регистрации такого правопреемника.

При этом необходимо иметь в виду, что интеллектуальная собственность, под которой понимаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ), представляет собой особый, отдельный от вещей объект гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Поэтому на нее признается особый вид прав — интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (ст. 1226 ГК РФ).

Иными словами, в отношении интеллектуальной собственности не может устанавливаться право хозяйственного ведения, которое является вещным правом (п. 1 ст. 216 ГК РФ), распространяющимся только на объекты материального мира.

В п.п. 1 и 2 ст. 1227 ГК РФ подчеркивается, что интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а передача прав на эти носители по общему правилу не влечет за собой перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В п. 3 этой же статьи особо оговаривается, что положения раздела II ГК РФ о праве собственности и других вещных правах не применяются к интеллектуальным правам, если иное специально не предусмотрено правилами раздела VII ГК РФ.

Таким образом, на изобретение и товарный знак как объекты интеллектуальной собственности (пп. 7, 14 п. 1 ст. 1225 ГК РФ) не могут быть установлены право собственности и право хозяйственного ведения, как на вещи, а нормы гражданского законодательства об указанных правах не могут быть применены к интеллектуальным правам по аналогии.

Данный вывод находит свое косвенное подтверждение также и в п. 15 письма Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099, в котором при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия (далее — ФГУП) отдельно упоминается имущество, принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения, и отдельно — права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права.

Следовательно, приобретение ФГУП в процессе своей деятельности интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности не приводит к автоматическому возникновению прав на данное имущество у учредителя этого предприятия, как это происходит в случае приобретения вещей.

Законодательством также не предусмотрены какие-либо специальные основания для установления обременений исключительного права юридического лица на объекты интеллектуальной собственности какими-либо правами его учредителей, даже если учредителем является государство или муниципалитет.

Из судебной практики следует, что даже в случае передачи объекта интеллектуальной собственности в уставный (складочный) капитал юридического лица самим учредителем последний должен заключить с юридическим лицом либо договор на отчуждение исключительного права, либо лицензионный договор, предоставляющий право использовать объект интеллектуальной собственности в установленных таким договором пределах (п. 11 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, исключительные права учредителя унитарного предприятия на объект интеллектуальной собственности могут сохраняться наряду с правами унитарного предприятия на этот же объект только в том случае, если учредитель изначально являлся обладателем исключительного права на указанный объект и передал унитарному предприятию лишь право его использования на основании лицензионного договора.

Если же объект интеллектуальной собственности был приобретен унитарным предприятием самостоятельно в процессе осуществления им своей деятельности, то обладателем исключительного права на него является именно это предприятие.

Учитывая, что предоставление права использования таких объектов интеллектуальной собственности, как изобретение и товарный знак, переход исключительного права на них, а также залог этого права подлежат обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 1232, ст. 1353, ст. 1490 ГК РФ), то отсутствие в соответствующих реестрах сведений о наличии иных прав на указанные объекты, кроме исключительного права правообладателя, по смыслу п. 6 ст. 1232 ГК РФ свидетельствует об отсутствии прав третьих лиц на данные объекты и их обременений.

В свою очередь, обременения и ограничения в отношении имущества, входящего в состав приватизируемого имущества ФГУП, могут устанавливаться лишь в соответствии с п. 6 ст. 28, ст.ст. 29, 30 и 31 Закона N 178-ФЗ (п. 17 письма Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099).

Согласно указанным нормам введение ограничений и обременений допускается в случаях приватизации земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Смотрите так же:  Двойное гражданство россии и австрии

Принимая во внимание, что в действующем законодательстве РФ не установлено каких-либо случаев введения ограничений (обременений) в отношении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, включаемых в передаточный акт при приватизации имущества ФГУП путем его преобразования в акционерное общество, такие ограничения (обременения) вводиться и отражаться в соответствующем перечне не должны.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Широков Сергей.

Собственность фгуп

Унита́рное предприя́тие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). [1]

Унитарные предприятия обязаны проводить внешний аудит.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличии от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

  1. п.1 ст.2 федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, N 48, ст. 4746.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «ФГУП» в других словарях:

ФГУП — ФУГП федеральное государственное унитарное предприятие организация ФГУП Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ФУГП правильно ФГУП … Словарь сокращений и аббревиатур

ФГУП — федеральное Государственное унитарное предприятие. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики

ФГУП «НИИ химии и технологии полимеров имени академика В. А. Каргина с опытным заводом» — ФГУП НИИ химии и технологии полимеров имени В.А. Каргина с опытным заводом Тип ФГУП Расположение … Википедия

ФГУП ФНПЦ ПО Старт — ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» имени M.B. Проценко» … Википедия

ФГУП «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС) — Согласно Положению о Службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, на Главный центр специальной связи (ГЦСС) и его филиалы возлагаются задачи по приему и доставке корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ФГУП «Космическая связь» — Тип ФГУП Год основания 4 ноября 1967 года Прежние названия … Википедия

ФГУП ВИОГЕМ — ФГУП «Всероссийский научно исследовательский институт по осушению месторождений полезных ископаемых, защите инженерных сооружений от обводнения, специальным горным работам, геомеханике, геофизике, гидротехнике, геологии и маркшейдерскому делу»… … Википедия

ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе — ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» Тип ФГУП Деятельность О … Википедия

ФГУП «КБ Арсенал» — ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе» Год основания 21 ноября 1949года (1711) Основатели Петр I Ключевые фигуры Б. И. Полетаев ,Генеральный директор генеральный конструктор Тип ФГУП … Википедия

ФГУП «Почта России» — Федеральное государственное унитарное предприятие Почта России создано распоряжением правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят устав. Штаб квартира находится в Москве.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Порядок оформления в собственность ФГУП земельных участков, находящихся у него на праве постоянного(бессрочного) пользования

Можете пояснить порядок оформления в собственность ФГУП земельных участков, находящихся у него на праве постоянного(бессрочного) пользования? В соотв. с Указом Президента РФ и постановлением Правительства, ФГУП находится в процессе приватизации и акционирования. Кокой наиболее «короткий» путь оформления в собственность будущего АО?

Мы считаем, что АО, созданному в процессе приватизации ФГУП, с момента государственной регистрации АО в Едином государственном реестре юридических лиц перейдут права собственности на земельные участки, ранее находящихся у ФГУП на праве постоянного (бессрочного) пользования и занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 ст. 28 178-ФЗ, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса ФГУП, и необходимых для использования указанных объектов и включенных в план приватизации или передаточный акт.

После этого АО вправе обратиться в регистрирующий орган и зарегистрировать право собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Нам неизвестны все детали вопроса, поэтому при ответе мы исходим из общих норм законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Пунктом 2 статьи 2 178-ФЗ установлено, что государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

При этом данным Федеральным законом 178-ФЗ установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (пп.1 п.2 ст. 3 178-ФЗ).

Статьей 37 178-ФЗ определены особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия.

Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 178-ФЗ, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия (п. 1 ст. 37 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 178-ФЗ:

1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

4. При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.

5. Особенности определения состава подлежащих приватизации активов организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, а также федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», и расчета их стоимости устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, 178-ФЗ установлены особенности приватизации отдельных видов имущества, в частности, статьей 28 178-ФЗ определены особенности отчуждения земельных участков.

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 28 178-ФЗ).

В пункте 2 ст. 28 178-ФЗ сказано, что приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Отчуждению в соответствии с 178-ФЗ не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

Смотрите так же:  Доклад кто такой нотариус

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (п. 8 ст. 28 178-ФЗ).

Статья 27.ЗК РФ содержит перечень ограничений оборотоспособности земельных участков.

Ввиду вышеизложенного считаем, что Акционерное общество, которое будет создано в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится собственником имущества (правопреемником), включенного в план приватизации или передаточный акт. Это следует из абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Данный вывод также подтверждает судебная практика, например Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2016 N Ф07-4182/2016 по делу N А26-1982/2015.

После регистрации такого общества публично-правовое образование, которое ранее было собственником приватизируемого имущества, утрачивает право собственности на данные объекты недвижимости.

Однако, иной момент возникновения права Общества на земельный участок в ходе приватизации не исключает необходимости государственной регистрации права собственности в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ:

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отсутствие государственной регистрации права собственности делает невозможным дальнейшее распоряжение данным земельным участком до такой регистрации.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное мы считаем, что АО, созданному в процессе приватизации ФГУП, с момента государственной регистрации АО в Едином государственном реестре юридических лиц перейдут права собственности на земельные участки, ранее находящихся у ФГУП на праве постоянного (бессрочного) пользования и занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 ст. 28 178-ФЗ, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса ФГУП, и необходимых для использования указанных объектов и включенных в план приватизации или передаточный акт.

После этого АО вправе обратиться в регистрирующий орган и зарегистрировать право собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Почта России 8 лет арендовала помещение, которое должно было принадлежать ей на праве хозяйственного ведения. В суде удалось вернуть арендную плату

Автор: Варламова Татьяна Валерьевна

Регион: Омская область, г. Омск

Должность: юрисконсульт, ООО Нефтегазснаб

Область права: Право собственности

Порядок решения проблемы: Судебный № дела А46-22742/2009

Суть дела

Отделение почтовой связи Омского почтамта УФПС Омской области — филиала ФГУП «Почта России» на протяжении нескольких лет (2000-2008г.г.) арендовало нежилые помещения у Омского филиала ОАО «Сбербанк России» для размещения объекта почтовой связи. Когда в очередной раз арендодатель повысил ставку арендной платы, заключение договора аренды на новых условиях стало возможным для арендатора только после согласования крупной сделки с собственником имущества унитарного предприятия. При подготовке пакета документов для согласования сделки были обнаружены документы, свидетельствующие о принадлежности арендуемых нежилых помещений к федеральной собственности. Выяснилось, что помещения должны были принадлежать ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. Защищать интересы компании пришлось на протяжении 2,5 лет в нескольких арбитражных спорах, в результате которых за федеральным государственным унитарным предприятием было признано право хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения. Впоследствии истец предъявил новый иск о возврате суммы неосновательного обогащения и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, решения по которому также были приняты в пользу почтампта (дело № А46-10443/2010).

Задача и ее решение

Отделение почтовой связи Омского почтамта УФПС Омской области- филиала ФГУП «Почта России» Омского почтамта УФПС Омской области- филиала ФГУП «Почта России»* на протяжении нескольких лет (2000-2008г.г.) арендовало нежилые помещения у Омского филиала ОАО «Сбербанк России» для размещения объекта почтовой связи (регистрационное удостоверение от 06.12.1994г. № 5061, согласно которого арендованные нежилые помещения зарегистрированы по праву собственности за Омским Cбербанком РФ). После повышения в очередной раз Арендодателем ставки арендной платы, заключение договора аренды на новых условиях стало возможным для федерального государственного унитарного предприятия после согласования с собственником имущества унитарного предприятия (крупная сделка). При подготовке пакета документов для согласования крупной сделки с собственником имущества унитарного предприятия (Федеральное агентство связи) в архивных документах было обнаружено Решение Исполкома № 209-19 от 30.06.1978г. «О вводе в эксплуатацию крупнопанельного жилого дома со встроено-пристроенным блоком «Сберкасса- отделение связи» и передаче встроено-пристроенного блока на баланс Управлению Гострудсберкасс».

Согласно постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 1 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.

Такими объектами на основании пункта 6 раздела 4 Приложения № 1 являются предприятия связи и имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Таким образом, отделение почтовой связи находилось во встроено-пристроенном блоке к жилому дому с 1978 года, как до момента законодательного разграничения государственной собственности, так и на момент разграничения, а также по настоящее время. Указанное помещение при проектировании и строительстве предназначалось для размещения отделения почтовой связи и использовалось им по назначению, о чем свидетельствовало Решение Исполкома № 209-19 от 30.06.1978г.

В связи с этим УФПС Омской области-филиал ФГУП «Почта России» обратилось к собственнику имущества унитарного предприятия на территории Омской области (Территориальное управление Федерального агентства связи по управлению государственным имуществом по Омской области) с просьбой инициировать судебный процесс о признании права собственности на нежилые помещения, занимаемые отделением почтовой связи, за Российской Федерацией.

Однако, собственник имущества самоустранился от защиты в суде нарушенного права, предложив федеральному государственному предприятию самостоятельно обратиться в суд.

Затем последовало обращение в Прокуратуру области на отсутствие у ОАО «Сбербанк России» оснований при оформлении права собственности на спорные нежилые помещения (недействительность регистрационного удостоверения от 06.12.1994г. № 5061, выданного муниципальным предприятием по технической инвентаризации и учету недвижимого имущества г. Омска), а также с просьбой инициировать судебный процесс о признании права собственности на нежилые помещения, занимаемые отделением почтовой связи, за Российской Федерацией.

Прокуратурой области был дан ответ, что спорные нежилые помещения были переданы в собственность ОАО «Сбербанк России» на законных основаниях (Постановление Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» и приказа Центрального банка РСФСР № 02-20 «О преобразовании Сберегательного банка РСФСР»). Кроме того, спорный объект в реестре федерального имущества не значится. Прокуратурой было рекомендовано самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, при этом было указано, что срок исковой давности по данной категории исков установлен в три года.

Далее УФПС Омской области-филиал ФГУП «Почта России» обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о признании права хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России».

Правовая позиция Истца.

1. В соответствии с Решением Исполкома № 209-19 от 30.06.1978г. «О вводе в эксплуатацию крупнопанельного жилого дома со встроено-пристроенным блоком «Сберкасса- отделение связи» и передаче встроено-пристроенного блока на баланс Управлению Гострудсберкасс» нежилое помещение строилось и предназначалось для размещения почтового отделения и фактически использовалось отделением почтовой связи с момента ввода его в эксплуатацию. Встроено-пристроенный блок «Сберкасса» и почтовое отделение» в 1978 году был только передан на баланс Управлению Гострудсберкасс, что не влечет за собой право собственности на данное помещение.

Смотрите так же:  Правила написания заявление за свой счет

Нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи во встроено-пристроенном блоке к жилому дому, как до момента законодательного разграничения государственной собственности в РФ, а также на момент такого разграничения находилось во владении и пользовании организации почтовой связи, и из ее фактического владения и пользования вплоть до настоящего времени не выбывало.

Таким образом, имущество предприятия почтовой связи, в том числе и спорное имущество Истца, не могло быть передано в собственность Сберегательного банка РФ, поскольку в силу прямого указания закона оно было отнесено к федеральной собственности.

О принадлежности имущества предприятий почтовой связи Российской Федерации также могут свидетельствовать следующие нормативные положения. Временным положением о связи в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.07.1992 № 810, утратило силу) государственные предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находились, и от их ведомственной принадлежности, были отнесены исключительно к федеральной собственности (раздел 6).

Положениями ныне действующего Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» также установлено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства связи, является федеральной собственностью (ч. 3 ст. 24).

Как юридическое лицо ФГУП «Почта России» в соответствии с учредительными документами по своей организационно-правовой форме является федеральным государственным унитарным предприятием. Согласно ст.ст. 113,114 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество ФГУП «Почта России» находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения. В статьях 2,24,25 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» также предусмотрено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, являющихся государственными унитарными предприятиями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения.

2. Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями 1,2,3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1.

3. Вещные права лица, не являющегося собственником (титульного владельца), по своей правовой природе являются производными от права государственной или муниципальной собственности и защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, установленном ст. 305 ГК РФ, согласно которой титульный владелец осуществляет эти права на тех же условиях, что и собственник имущества. Признание права как способ судебной защиты заключается в подтверждении в судебном порядке возникшего на законном основании такого права. Истец, не имея иной возможности реализовать свое право на спорное имущество, обратился в суд с иском о признании права хозяйственного ведения на спорное имущество, являющееся федеральной собственностью. Согласно выработанным Президиумом ВАС РФ рекомендациям (Информационное письмо от 28 апреля 1997 № 13) признание права хозяйственного ведения имуществом и есть признание права государственной собственности.

4. Кроме того, на основании Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также с учетом сложившейся Арбитражной практики регистрационное удостоверение правоустанавливающим документом не является (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2008г. по делу № А53-6174/07-С2-11), Определение ВАС РФ от 15.05.2008г. № 4489/08, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2004г. по делу А 21- 5225/03-С1).

5. Учитывая, что требования Истца направлены на защиту права по спору, который не связан с лишением владения, следует руководствоваться абзацем 5 статьи 208 Гражданского кодекса РФ, согласно которого на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права исковая давность не распространяется.

Правовая позиция Ответчика.

1. В соответствии с регистрационным удостоверением от 06.12.1994г. № 5061, выданным МП по технической инвентаризации и учету недвижимого имущества г. Омска, нежилые помещения зарегистрированы по праву собственности за Омским сбербанком РФ на основании Решения исполкома от 30.06.1978г. № 209-19. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным ФЗ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Однако, право собственности Сбербанка РФ (ОАО) на данный объект не оспорено. Оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Таким образом, Истцом выбран неверный способ защиты своего нарушенного права.

2. 21.03.1991г. Центральный банк РСФСР (Банк России) издал приказ № 02-20 «О преобразовании Сберегательного банка РСФСР», который предусматривал передачу активов и пассивов бывшего Сберегательного банка РСФСР Акционерному коммерческому Сбербанку России. С учетом этого, имущество, которое находилось на балансе Сбербанка РСФСР и его учреждений при преобразовании в АК Сбербанк России, является собственностью банка. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 не распространяется на объекты, отчужденные в законном порядке в собственность юридических лиц, поскольку отношения по приватизации Сбербанка РСФСР состоялись до принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1.

3. Для признания права хозяйственного ведения на объект недвижимости необходимо прежде доказать его принадлежность к государственному имуществу. В реестре федеральной собственности отсутствует информация о спорном объекте.

4. Вопрос о праве собственности или праве хозяйственного ведения на спорное имущество может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил ст. 302 ГК РФ. Истец не обладает зарегистрированным правом на спорные нежилые помещения и фактически им не владеет. При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, защита владельца правилами об исковой давности (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»).

5. Истцом пропущен срок исковой давности, поскольку по иску о признании права собственности действует общий срок исковой давности.

*Автор кейса в период рассмотрения дела, до 22.08.11 работала в этой компании в должности руководителя отдела правового и договорного обеспечения.

Чего удалось добиться

ФГУП «Почта России» в лице УФПС Омской области удалось в судебном порядке признать право хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения общей площадью 322, 9 кв.м. Вышестоящие суды (Восьмой арбитражный апелляционный суд, ФАС Западно-Сибирского округа) также поддержали выводы Арбитражного суда Омской области. Впоследствии ФГУП «Почта России» в лице УФПС Омской области предъявило иск к ОАО «Сбербанк России» о возврате суммы неосновательного обогащения и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 5 818 777 (Пять миллионов восемьсот семьдесят тысяч восемьсот семьдесят один) рубль 97 копеек. Судебные акты приняты в пользу истца и 11.04.2011г. взысканные денежные средства поступили на расчетный счет истца.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Сохранная расписка на товар Сохранная расписка на ответственное хранение Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток […]
  • Про блондинку и адвоката Анекдоты про блондинок Блондинка:- Не бывает людей умных и красивых одновременно. Блин - получается, что я не существую?! Блондинка - подруге: - А я вчера на пляже вообще обалдела. Подходит ко мне парень, протягивает деньги. Ну, деньги я взяла, а парень мне […]
  • Системные требования к фифа 2019 Системные требования к фифа 2019 Системные требования FIFA 19 для ПК. У вас пойдет? Как и каждую осень, в этом году в продажу поступит новая FIFA, и теперь самое время узнать системные требования компьютерной версии игры. EA Sports представила […]
  • Гражданство в сша лотерея ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГРИН КАРД ЛОТЕРЕЯ 2019. ПРОГРАММА ИММИГРАЦИИ В США ПО ДВ 2021 ВИЗА ЛОТЕРЕЯ Регистрационный Сервисный Центр Лотереи Грин Карта США 2018Для Официальной Диверсификационной Иммиграции в Америку. Это Программа Визовая Лотерея США […]
  • Жалоба в прокуратуру на пристава исполнителя по алиментам образец Жалоба на пристава по алиментам Процедуры, связанные с взысканием алиментных платежей, исчисляемых в отношении несовершеннолетнего ребенка, не заканчиваются фактом получения судебного приказа или процессуального решения. Следующим шагом становится […]

Вам также может понравиться