Штраф за отсутствие паспорта сделки

Содержание:

Может ли банк самостоятельно закрыть паспорт сделки?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, у нас был открыт паспорт сделки. Обязательства по нему все выполнены, документы в банк все представлены, но заявление на закрытие этого паспорта сделки мы не подавали. Срок в паспорте сделки для выполнения обязательств 31.12.17 г., соответственно мы его не продлевали. Скажите, банк самостоятельно может закрыть паспорт по истечении 180 календарных дней? и является ли нарушение то что мы не подали заявление на закрытие этого паспорта сделки?

Ответы юристов (4)

Одним из оснований закрытия паспорта сделки (ПС) резидентом, является выполнение сторонами полностью обязательств по контракту (включая обязательства третьих лиц — резидентов).
При наличии основания закрытия ПС предприниматель подает заявление об этом в банк, в котором был открыт ПС.
В заявлении должны быть указаны:
название резидента;
номер и дата ПС;
основание закрытия (необходимо сослаться на одно из указанных в п. 7.1 инструкции № 138-И);
подпись полномочного представителя резидента и дата.
Вместе с заявлением подаются необходимые, доказывающие наличие основания для этой процедуры документы. Подобные правила содержатся в главе 6 инструкции № 181-И
У банка есть 3 рабочих дня для проверки, а с 01.03.2018 этот срок сократится до 2-х рабочих дней (п. 6.4 инструкции № 181-И). После нее он может:
либо принять заявление и закрыть ПС (соответственно с 01.03.2018 г. – снять контракт с учета) либо отказать и вернуть заявление.
Отказ должен быть мотивирован банком и возможен, если:
документы не представлены (или представлены не все);
документы не доказывают указанное в заявлении основание;
нет достаточной информации.
Заявитель имеет право устранить обнаруженные банком недостатки и подать заявление вторично. Если банк принимает заявление, то в течение 2 рабочих дней он закрывает ПС и выдает клиенту:
собственно закрытый паспорт;
ведомость банковского контроля (ВБК) в бумажном виде;
эти же документы в электронном формате — только по желанию клиента.
Днем закрытия ПС считается день, указанный в нем банком.
При отсутствии необходимых действий резидента по закрытию ПС банк может сделать это по своей инициативе, если:
Закончился срок в 180 (с 01.03.2018 — 90) календарных дней с момента предполагаемого исполнения всех обязательств по контракту (срок считается с указанного в ПС дня). При этом если у банка есть сведения о неисполнении контрактных обязательств на указанную в ПС дату, то процедура по инициативе банка возможна только при непередаче резидентом документов и сведений, необходимых для ведения ВБК. Если же у банка есть сведения об исполнении контрактных обязательств, он не ограничен в праве на закрытие ПС.
Закончился срок в 30 рабочих дней со дня закрытия валютного счета резидента, и контрактные обязательства при этом исполнены не были.
Другим последствием незакрытия ПС будет наложение штрафа на резидента и/или его должностных лиц.
За нарушение порядка оформления ПС (в т. ч. и при его закрытии), а с 01.03.2018 – нарушение правил учета контрактов резидент может быть привлечен к административной ответственности (ч. 6 ст. 15.25 КоАП). За это правонарушение могут быть подвергнуты штрафу:
организация-резидент — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
гражданин-резидент — в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
должностные лица организации-резидента — в размере от 4 000 до 5 000 руб.
На практике в качестве должностных лиц наказываются либо директор, либо главный бухгалтер.

Уточнение клиента

Дмитрий, то есть банк может сам закрыть паспорт, не понятно, является ли это нарушением? то что мы не подали ещё заявление на закрытие.

19 Февраля 2018, 18:36

Есть вопрос к юристу?

Неподача заявления на закрытие паспорта сделки является нарушением и влечет за собой административную ответственность по ч. 6 ст. 15.25 КоаП РФ

Уточнение клиента

Дмитрий, а если мы сейчас подадим заявление? все равно это нарушение будет?

19 Февраля 2018, 18:44

Если 180 суток не прошли то не будет.

Уточнение клиента

у нас паспорт закончил свое действие 31.12.17 г, заявление на продление мы не подавали, соответственно в течение 180 дней то есть начиная с 01.01.18 г. мы должны этот паспорт закрыть, и тогда под нарушение мы не попадаем, так?

19 Февраля 2018, 18:53

Уточнение клиента

Дмитрий, а ещё вопрос, контракт и паспорт сделки открыт на 20 млн российских рублей, выбрано из них только 800 тысяч российских рублей, работать мы с этим контрагентом не будем, обязательства все закрыты, поэтому мы хотим закрыть этот ПС, это не является нарушением? то что контракт на 20 млн, а выбрали мы только 800 тысяч.

19 Февраля 2018, 20:28

Обязательства выполнены, контракт закрыт это и есть основание.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие штрафы за нарушение валютного законодательства в 2019 году

О существовании валютного законодательства знает не каждый рядовой житель России. По большей части оно касается юридических лиц, ведущих деятельность с контрагентами из других стран. Чаще всегоответственность у них наступает из-за несвоевременной сдачи отчетности. Таможенным и административным кодексами предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валюты. Чаще всего за нарушение валютного законодательства взыскиваются штрафы. Разберемся, какую ответственность придется нести в разных случаях.

Основные моменты валютного законодательства

Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии. Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки. За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:

  • лишить лицензии и разрешений на работу;
  • приостановить деятельность этих документов.

Чаще всего нарушения связаны с сокрытием доходов от продажи или экспорта выручки. По закону, она должна зачисляться на счета российских банков, имеющих лицензию на деятельность на территории страны.

Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.

Ответственность по КоАП

Административный кодекс предусматривает целый ряд штрафов. Согласно его статьям 15.25, 19.4 и 19.7, караются следующие нарушения:

  1. Операции с дорожными чеками и валютой, в том числе произведение расчетов без участия банков, уполномоченных на работу с иностранными денежными знаками. К этому нарушению приравнено зачисление прибыли от сделок на счета в иностранных банках. По этому нарушению накладывается штраф на должностных и физических лиц, а также на предприятие в целом. Заплатить придется от ¾ до полной стоимости незаконной операции.
  2. Нарушение формы или сроков предоставления отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках. Сюда входит изменение реквизитов счета, его открытие или закрытие. Граждане за это могут заплатить от 1 000 до 1 500 рублей, должностные лица 5-10 тысяч, предприятия от 50 до 100 тысяч.
  3. Полное непредставление отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках карается большими штрафными санкциями, возлагаемые на физических лиц от 4 до 5 тысяч рублей, должностных лиц от 40 до 50 тысяч, предприятий от 800 до 1000 тысяч рублей.
  4. Несвоевременное зачисление на счета российского банка сумм от нерезидентов за переданные им товары или услуги. Штрафуют в этом случае предприятия, являющиеся резидентами РФ, и должностных лиц. За каждый день просрочки начисляется по 1/150 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. В некоторых случаях отдать придется от ¾ до полной суммы, которая была не зачислена на банковский счет.
  5. Если товары или услуги передавались не на территории РФ, а расчеты велись в иностранном банке, то резидент обязан вернуть денежные средства в Россию. В этом случае взыскать могут от ¾ до целой суммы денежных средств, которые не были возвращены.
  6. Одним их частых нарушений является несоблюдение отчетности и ее форм. Необходимо фиксировать все операции, а также движения по вкладам в иностранных банках. Важно также правильно оформлять паспорта сделок. Государством регламентируется и срок хранения отчетных документов. За все нарушения в документообороте устанавливается штраф для граждан от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц от 4 до 5 тысяч, для предприятий от 5 до 15 тысяч.
  7. Если нарушены сроки предоставления в контролирующие органы отчетов или подтверждающих документов, то придется расстаться должностным лицам с суммой от 500 до 1 000 рублей, а юридическим – с 5-15 тысячами. Если просрочка превысит 10 дней, то придется отдать больший штраф. Должностным лицам придется внести от 2 до 3 тысяч рублей, а предприятиям придется заплатить 20-30 тысяч. Если по истечению 30 дней отчетность так и не представлена, то должностные лица согласно КоАП должны заплатить государству от 4 до 5 тысяч рублей, а предприятия от 40 до 50 тысяч.

За неповиновение органам, осуществляющим контроль за исполнением законодательства, граждане могут заплатить от 500 до 1 000 рублей, а должностные лица – 2-4 тысячи. При повторных нарушениях суммы штрафов возрастают в несколько раз, они исчисляются десятками тысяч рублей, а предприятия могут отдать сотни. Заранее нельзя сказать, сколько придется отдать за то или иное нарушение, ведь это зависит от тяжести правонарушения и сопутствующих факторов.

Смотрите так же:  Приказ 705 от 2012

Какие изменения в валютном законодательстве будут приняты в 2019 году

В ближайшем будущем положения валютного законодательства могут измениться. В Госдуме рассматривается пакет поправок в действующие кодексы. Наиболее актуальные из них:

  1. Возможность зачисления средств от продажи физическими лицами ценных бумаг на зарубежные счета. По действующим законам, эта мера деофшоризации экономики начала действовать с начала 2018 года. Депутаты хотят легализовать такие сделки уже сейчас.
  2. Средства, предоставленные нерезиденту по договору займа, должны быть репатриированы в РФ. Это позволит противодействовать незаконному выводу средств при помощи займов в иностранные банки.
  3. На стадии разработки находится законопроект об установлении статуса валютного резидента зафизическими лицами, которые пребывают на территории РФ более 183 дней в году. Они должны будут отчитываться по наличию вкладов и движению средств на зарубежных счетах.

Последний законопроект отправлен на доработку, поэтому в ближайшее время он принят не будет. Хотя его называют одним из самых актуальных на данный момент, ведь большое количество граждан России теперь живет на две страны.

Можно ли оспорить выписанные штрафы

Если ФНС или Росфиннадзор выписал вам штраф, то можно попытаться через суд смягчить выписанное постановление или добиться его отмены. Для этого можно пойти двумя путями:

  • попытаться доказать, что нарушение малозначительно;
  • привести в качестве аргументов в свою пользу наличие смягчающих обстоятельств.

Критериев малозначительности нарушений нет, поэтому, рассматривая дело о штрафе в индивидуальном порядке, суд может принять ваши аргументы или посчитать их несущественными. Избавиться в судебном порядке легче всего от штрафов, которые назначены за технические ошибки в оформлении подтверждающих документов или справок о валютных операциях. Например, такими недочетами могут быть:

  • неправильно указанные коды операций;
  • в сделках с отсрочкой платежа не прописана через черту сумма отсрочки, а указана лишь общая стоимость контракта.

В отношении подобных недочетов можно заявить, что неправильное заполнение справок и отчетов нельзя посчитать за нарушение порядка отчетности. Часто суд соглашается, что действительно тут не за что штрафовать.

Малозначительность нарушений не зависит от длительности просрочки подачи документов контролирующим органам. Иногда суд прощает подачу документов спустя 27 дней после установленного срока, в других случаях малозначительным нарушение не признается, если отчеты представлены через 3 рабочих суток. Объясняется это тем, что некоторые судьи считают, что просрочка является пренебрежением валютного законодательства со стороны организации. В качестве дополнительного аргумента в пользу решения оставить штраф без изменения судьи приводят то, что санкции уже заложены в КоАП, исходя из количества дней просрочки.

В качестве смягчающих обстоятельств можно привести: отсутствие нарушений ранее, тяжелое финансовое положение компании или подачу документов до привлечения вас к ответственности. Финансовые трудности предприятия необходимо подтвердить документально. Если суд примет такие аргументы в вашу пользу, то штраф будет минимальным.

Оформление паспорта сделки

Внимание! с 1 марта 2018 г. паспорт сделки отменен. Введена новая процедура. О новой процедуре учета читать в статье «постановка контракта на учет»

Паспорт сделки – документ, оформляющийся для валютного контроля участниками международных экономических отношений. Однако паспорт сделки оформляется не всегда. О том, в каких случаях оформляется паспорт сделки, как и какое за оформление не в срок, а также за неоформление паспорта сделки следует наказание читайте ниже. Процедура и сроки оформления паспорта сделки предусмотрена Инструкцией ЦБ РФ от 01.10.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Необходимости сдавать в банк паспорт сделки по внешнеторговым договором не нужно по контракту или кредитному договору, заключенному:
между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;
между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора, или, в случае изменения суммы кредитного договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такие изменения;
между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Запомните, ваш банк не обязан сообщать вам о том, что необходимо оформить паспорт сделки. Его оформление – бремя самой организации, участвующей во внешнеторговых операциях.

В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации — для физического лица).

В этом случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется ПС, исполняет функции банка ПС.

В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).

Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы:
1. Два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции;
2. Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
3. Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
4. Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», необходимые для оформления ПС в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В соответствии с п. 3.8 Инструкции № 117-И паспорт сделки, представляемый в банк ПС резидентом — юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица — резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица — резидента. Правом первой и второй подписи наделены, как известно, генеральный директор и главный бухгалтер соответственно.

Срок представления паспорта сделки в банк ПС

Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы — графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях — дата составления подтверждающего документа.

Ответственность за нарушение сроков представления паспорта сделки в уполномоченный банк

За несоблюдения порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям… либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. В соответствии с ней установлена ответственность от 5 000 до 50 000 рублей. Части 6.1 – 6.3 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях уже устанавливают специальную ответственность за определенный срок нарушения:

не более чем на десять дней — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

более чем на десять, но не более чем на тридцать дней — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

более чем на тридцать дней — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Избежать ответственности за просрочку представления паспортов сделок в банк можно, но вопрос этот не самый простой. Для его разрешения нашим юристам необходимо время и документы, на основании которых организация была привлечена к административной ответственности.

Смотрите так же:  Стаж лет в органах налоговой полиции

По вопросам оформления паспортов сделки, освобождение от ответственности за просрочку их представления в банк и просто консультаций обращайтесь в нашу компанию. Наши юристы и адвокаты, имеющие опыт работы по вопрсоам, касающимся паспорта сделки, смогут эффективно и быстро помочь в решении сложившейся ситуации.

Паспорт валютной сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом. При этом расчёты и переводы производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.

Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, которые необходимы для валютного контроля совершаемой внешнеторговой операции и оформляемый при осуществлении сделок резидентов с нерезидентами.

Когда необходим паспорт сделки

Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.

Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:

в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;

при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;

в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;

при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;

в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;

при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.

Паспорт сделки и законодательство

Порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Формы паспорта сделки:

по внешнеторговому контракту,

по кредитному договору,

утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.

Резиденты и нерезиденты

Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:

1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.

2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:

1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.

5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.

7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ

Какая информация должна содержаться в паспорте сделки

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).

Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.

Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.

Когда паспорт сделки не оформляется

Паспорт сделки не оформляется, если:

Со стороны резидента выступает незарегистрированный ИП и ЮЛ. В этом случае сделки не являются торговыми операциями.

Сделки заключаются между нерезидентом и кредитными организациями РФ (пример: от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм).

Между нерезидентом и резидентом, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США.

Порядок оформления паспорта сделки

В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:

Два экземпляра паспорта сделки;

Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в этом.

В случае принятия положительного решения – уполномоченный банк формирует паспорт сделки в виде электронного документа, присваивает номер паспорту сделки и обеспечивает ведение и хранение паспорта в электронном виде.

Паспорт сделки подписывается от имени клиента – лицом, имеющим право 1ой подписи, и от имени банка – ответственным лицом.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему номера и проставления даты оформления и подписи.

Новшества в законодательстве

С 1 марта 2018 года паспортов уже нет.

Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк регистрирует договор.

По каким правилам банки регистрируют договоры

Банки регистрируют только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров лимит составляет 3 млн. рублей, для экспортных контактов лимит равен 6 млн. рублей. Если в договоре сумма меньше этих лимитов, то договор регистрировать не надо. Представим вышесказанное в виде Таблицы, из которой можно легко определить, нужно ли предоставлять в банк контракт или нет:

Как избежать штрафа за не переоформление паспорта сделки

У нас имеется рамочный контракт с контрагентом (поставщик товара, Узбекистан).

Было несколько поставок (рамочный договор), все нормально.

После мы поменяли юр адрес, банк не уведомили.

При оформлении новой поставки по тому же паспорту сделки, банк (отдел ВЭД) обратил внимание, что в спецификации-приложении к рамочному договору — сменился юр адрес.

Попросили лист записи ЕГРЮЛ и сказали, что за то, что мы не переоформили в течение 30 дней паспорт сделки на новый юр адрес — нас оштрафуют.

Юр адрес поменяли в декабре 2016, была 1 поставка в январе (в спецификации был старый юр адрес — забыли поменять).

И сейчас будет новая поставка (май или июнь), в спецификации проставили уже новый юр адрес — вот и возникли вопросы.

Вопрос: какие штрафы и санкции нам грозят из-за сложившейся ситуации ? Как их избежать или минимизировать?

Ответы юристов (9)

Штраф будет по п.6 ст.15.25 КоАП.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов — (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 311-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Смотрите так же:  Как заключить договор с клиентом убеждения

Так как правонарушение вы уже совершили, то минимизировать здесь особо нечего. После выхода срока давности привлечения к ответственности по этой статьей (2 года) привлечь вас уже не смогут.

Есть вопрос к юристу?

Ваша обязанность вносит данные установлена в Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И

Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)

8.4.
При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Александр, здравствуйте. Проблема тут состоит в том, что состав данного правонарушения является формальным. Правила оформления нарушены — все, основание для наложения штрафа есть. Возможно только в случае возбуждения административного дела просить назначить штраф по минимальному пределу. Теоретически можно выйти в суд и просить назначения ниже минимального размера в связи с малозначительностью правонарушения. Но представляется что затраты на то, чтобы добиться этого, превысят размер снижения, поэтому вряд ли они будут целесообразны.

Уточнение клиента

А кто вообще тут «главный прокурор»?

Кто будет налагать штраф (если будет)?

Как эта информация попадет к этому «прокурору»?

Как давить на то, что правонарушение является формальным и никому хуже от этого не стало, и вообще — в первый раз и по незнанию (да, знаю, не освобождает от ответственности, но все же)?

05 Мая 2017, 18:07

Уважаемый Александр! Здравствуйте! В дополнение к мнению уважаемого и профессионального коллеги:

если и будет решаться вопрос о привлечении Вас к административной ответственности, то только со стороны налоговых органов по сообщению Вашей кредитной организации.

При этом, можно ведь сводить к разовой поставке, при этом, если ее стоимость не равна или больше 50000, 00 долларов США, ПС можно не оформлять (см. п.5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 30.11.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации. ).

Также, если уж дойдет до МИ ФНС России №… по. сводить к ответственности конкретного должного лица (исключая привлечение ЮЛ).

Конечно, надо вдаваться в суть, может у Вас изменение юридического адреса свелось к исключению „литеры“.

Уточнение клиента

«если и будет решаться вопрос о привлечении Вас к административной ответственности, то только со стороны налоговых органов по сообщению Вашей кредитной организации.»

Т.е. это банк сообщит в налоговую? Это их обязанность или право?

Как можно в случае, если дойдет до штрафа, свести к ответственности должностного лица? Как это сделать?

05 Мая 2017, 18:09

Из комментария к данной статье:

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3). Из смысла положений п. 80 ч. 2 ст. 28.3 можно сделать вывод о том, что протоколы по данной статье вправе составлять также должностные лица налоговых и таможенных органов, являющихся агентами валютного контроля, хотя в п. 5 и п. 12 ч. 2 ст. 28.3 соответствующие полномочия указанных органов не предусмотрены. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, но полномочиями по составлению протоколов их должностные лица не наделены.

Все просмотренные мной дела, рассматривавшиеся по заявлению об отмене штрафов по данной статье завершились для заявителей неудачно. В том числе и по части малозначительности. Назначают именно юридическому лицу, не должностному лицу.

Один из примеров.

Уважаемый Александр! Доброго! В дополнение: к сожалению, обязанность.

согласно ч.7 ст.23 Закона №173-ФЗ

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

При этом (ч.ч.9,9.1 ст.23 Закона №173-ФЗ)

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

См.также ч.10 ст.23 Закона.

«Разговаривать с банком», спорить с налоговым органом.

Вряд ли в налоговую, скорее всего в ЦБ РФ, ЦБ тоже является органом валютного контроля. А банку прогнуться перед ЦБ лишний раз милое дело, при очередной проверке могут отнестись лояльнее.

Вы случаем не являетесь субъектом малого или среднего предпринимательства.

В этом случае можно избежать наказания, если ранее не привлекались к административной ответственности.

Статья 1.4.КоАП РФ Принцип равенства перед законом
3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Статья 3.4. Предупреждение
3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Состоите или нет в реестре можете посмотреть здесь. rmsp.nalog.ru

Уточнение клиента

Да, так и есть: относимся к микропредприятиям, присутствуем в списке.

Что нужно сделать для того, чтобы отделаться предупреждением?

Другие публикации:

  • 243 приказ мчс Приказ МЧС РФ от 6 апреля 2012 г. N 180 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 6 апреля 2012 г. N 180"О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России" С изменениями и […]
  • Образец приказа на увольнение при сокращении должности Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура увольнения работников в связи с сокращением численности или штата. Важное место в ней занимает […]
  • Банкротство очередность удовлетворения требований кредиторов Очередность требований кредиторов при банкротстве Очередь кредиторов при банкротстве Очередность кредиторов при банкротстве представляет собой определенную последовательность, в соответствии с которой осуществляется удовлетворение требований лиц, включенных […]
  • Лицензия на работу с пба Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11 октября 2007 г. N А38-3257/2007-20-112 Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, относится к деятельности, подлежащей лицензированию (извлечение) Решение Арбитражного […]
  • Трудовой кодекс ст 77 п 6 Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового […]
  • Если водный налог не платился Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019 Основание и правовые основы Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была […]

Вам также может понравиться