Североатлантический договор был направлен

Архив Александра Н. Яковлева

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952

Меморандум правительства СССР о североатлантическом договоре

31 марта 1949 г. 1

18 марта Государственный департамент США опубликовал текст Североатлантического договора, который в ближайшие дни намерены подписать правительства Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Канады.

Текст Североатлантического договора полностью подтвердил сказанное в заявлении Министерства иностранных дел СССР от 29 января сего года, которое при сем прилагается 2 , как относительно агрессивных целей этого договора, так и относительно того, что Североатлантический договор находится в противоречии с принципами и целями Организации Объединенных Наций и с обязательствами правительств Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, принятыми ими по другим договорам и соглашениям. Содержащиеся в Североатлантическом договоре заявления о его оборонительном назначении и о признании принципов Организации Объединенных Наций служат целям, не имеющим ничего общего ни с задачами самообороны участников договора, ни с действительным признанием целей и принципов Организации Объединенных Наций.

Участниками Североатлантического договора являются такие великие державы, как Соединенные Штаты, Великобритания и Франция. Таким образом, договор не направлен ни против Соединенных Штатов Америки, ни против Великобритании, ни против Франции. Из великих держав лишь Советский Союз исключен из числа участников этого договора, что можно объяснить только тем, что этот договор направлен против Советского Союза. Что Североатлантический договор направлен против СССР, а также против стран народной демократии, — на это определенно указывали также официальные представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции.

Чтобы оправдать заключение Североатлантического договора, ссылаются на то, что Советский Союз имеет оборонительные договоры со странами народной демократии. Однако эти ссылки совершенно несостоятельны.

Все договоры Советского Союза о дружбе и взаимопомощи со странами народной демократии имеют двусторонний характер и направлены лишь против возможности повторения германской агрессии, об опасности которой не может забывать ни одно миролюбивое государство. При этом совершенно исключена возможность их истолкования как договоров, в какой-либо степени направленных против Соединенных Штатов или Великобритании или Франции.

Больше того, СССР имеет такие же договоры против повторения германской агрессии не только со странами народной демократии, но также и с Великобританией и с Францией.

В противоположность этому Североатлантический договор является не двусторонним, а многосторонним договором, создающим замкнутую группировку государств, и, что особенно важно, совершенно игнорирует возможность повторения германской агрессии, не имея, следовательно, своей целью предотвращение новой германской агрессии. И поскольку в этом договоре из великих держав, входивших в антигитлеровскую коалицию, не участвует только СССР, Североатлантический договор должен рассматриваться как договор, направленный против одного из главных союзников Соединенных Штатов, Великобритании и Франции в последней войне — против СССР.

Участники Североатлантического договора проводят широкие военные мероприятия, которые никак не могут быть оправданы интересами самообороны этих стран. Осуществление Соединенными Штатами в сотрудничестве с Великобританией и Францией в нынешней мирной обстановке широких военных мероприятий, включая увеличение всех родов вооруженных сил, разработку плана использования атомного оружия, накопление запасов атомных бомб, являющихся чисто наступательным оружием, строительство сети военно-воздушных и военно-морских баз и т.д., — носит отнюдь не оборонительный характер.

Сохранение Объединенного англо-американского военного штаба в Вашингтоне, организованного во время Второй мировой войны, недавнее создание военного штаба так называемого Западного союза в Фонтенбло (Франция) 3 , а также намерение немедленно создать Комитет обороны, предусмотренный Североатлантическим договором, отнюдь не является показателем миролюбивых или оборонительных целей участников договора, но вместе с проведением других многочисленных военных приготовлений содействует усилению беспокойства, тревоги и раздуванию военной истерии, в которой так заинтересованы всякого рода поджигатели новой войны.

Североатлантический договор предназначен для устрашения государств, не согласных подчиняться диктату англо-американской группировки держав, претендующих на мировое господство, хотя несостоятельность подобного рода претензий вновь подтвердила Вторая мировая война, закончившаяся разгромом фашистской Германии, тоже претендовавшей на мировое господство.

В Североатлантическом договоре участвуют и такие страны, правительства которых рассчитывают поживиться за счет более богатых участников этого договора, строя разные планы насчет получения новых кредитов и других материальных выгод.

Нельзя вместе с тем не видеть беспочвенности антисоветских мотивов Североатлантического договора, поскольку всем известно, что Советский Союз не собирается ни на кого нападать и ничем не угрожает ни Соединенным Штатам Америки, ни Великобритании, ни Франции, ни другим участникам договора.

Заключение Североатлантического договора и создание новой группировки держав мотивируют слабостью Организации Объединенных Наций. Совершенно очевидно, однако, что Североатлантический договор не служит делу укрепления Организации Объединенных Наций, а, напротив, ведет к подрыву самих основ этой международной организации, так как создание указанной группировки держав не только не соответствует целям и принципам ООН, но и противоречит Уставу этой Организации.

Участники Североатлантического договора ссылаются на то, что этот договор представляет собой якобы региональное соглашение, предусматриваемое статьей 52 Устава ООН 4 . Но такие ссылки являются совершенно необоснованными и несостоятельными. Ни о каком региональном характере этого договора не может быть и речи, поскольку предусматриваемый этим договором союз охватывает государства, расположенные в обоих полушариях земного шара, и не ставит своей целью урегулирование тех или иных региональных вопросов. Это подтверждается также и тем, что, как уже объявлено, к участию в Североатлантическом договоре привлекаются государства — не члены Организации Объединенных Наций (Италия, Португалия), хотя статья 52 Устава ООН имеет в виду заключение региональных соглашений лишь между членами Организации Объединенных Наций.

Создание Североатлантической группировки государств нельзя оправдать и правом каждого члена ООН на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава 5 . Достаточно сказать, что такое право по Уставу ООН может возникнуть лишь в случае вооруженного нападения на члена Организации, между тем, как это всем известно, ни Соединенным Штатам Америки, ни Великобритании, ни Франции, ни другим участникам пакта никакое вооруженное нападение не угрожает.

Ясно, что ссылки на статьи 51 и 52 Устава ООН несостоятельны и предназначены лишь для того, чтобы прикрыть подлинные агрессивные цели той военной группировки государств, которая создается заключением Североатлантического договора.

Никто не может отрицать, что Североатлантический договор, и прежде всего статья 5 этого договора, находится в прямом противоречии с Уставом Организации Объединенных Наций. В тексте статьи 53 Устава, где говорится о принудительных действиях согласно региональным соглашениям, прямо сказано, что «никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу этих региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета Безопасности», за исключением мер, специально предусмотренных в отношении бывших вражеских государств 6 . Несмотря на это, статья 5 Североатлантического договора предусматривает применение вооруженной силы участниками договора без каких-либо полномочий от Совета Безопасности. Таким образом, если даже считать Североатлантический договор региональным соглашением, статья 5 этого договора несовместима с Уставом ООН. Это еще раз показывает, насколько неосновательны все ссылки Североатлантического договора на признание принципов и целей Устава Организации Объединенных Наций.

На основании всего изложенного советское правительство приходит к следующим выводам:

Североатлантический договор не имеет ничего общего с целями самообороны государств — участников договора, которым никто не угрожает и на которые никто не собирается нападать. Наоборот, этот договор имеет явно агрессивный характер и направлен против СССР, чего не скрывают даже официальные представители государств — участников договора в своих публичных выступлениях.

Североатлантический договор не только не содействует укреплению мира и международной безопасности, что является обязанностью всех членов Организации Объединенных Наций, но он находится в прямом противоречии с принципами и целями Устава ООН и ведет к подрыву Организации Объединенных Наций.

Североатлантический договор находится в противоречии с договором между Великобританией и Советским Союзом, заключенным в 1942 году, по которому оба государства взяли на себя обязательства сотрудничать в деле поддержания мира и международной безопасности и «не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны» 7 .

Североатлантический договор находится в противоречии с договором между Францией и Советским Союзом, заключенным в 1944 году, по которому оба государства взяли на себя обязательства сотрудничать в деле поддержания мира и международной безопасности и «не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких Договаривающихся Сторон» 8 .

Североатлантический договор находится в противоречии с теми соглашениями между Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Великобританией, заключенными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, а также на других совещаниях представителей этих держав, состоявшихся как во время, так и после Второй мировой войны, согласно которым Соединенные Штаты Америки и Великобритания, равно как и Советский Союз, взяли на себя обязательства сотрудничать в деле укрепления всеобщего мира и международной безопасности и содействовать укреплению Организации Объединенных Наций 9 .

АВП РФ. Ф. 06. On. 11а. П. 22. Д. 7. Л. 57—60. Подлинник.

Внешняя политика Советского Союза. 1949. М., 1953. С. 88—94.

Организация Североатлантического договора (англ. North Atlantic Treaty Organization – сокращенно NATO) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

Смотрите так же:  Микки рурк гражданство

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «. Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; . и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон . окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы. »

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» —

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

СССР И НАТО ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции — в Берлинском кризисе и Корейской войне — сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе — заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. «Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что. у Сталина имелись какие-то скрытые намерения», — пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о «скрытых намерениях» кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: «Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился «к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: «В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе». В этой связи авторы документа считали целесообразным внести «изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре».

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте «прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно. вопрос об участии СССР» в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант — «ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении. не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора»).

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: «Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению. попытка оживления Комиссии. может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта».

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

«Основной мыслью» новой ноты должно было стать обоснование «цели советских предложений — вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира». Предполагалось также «отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации «одинаково мыслящих стран», «показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира. государств с различным общественным строем». Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что «главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США». Вполне понятны и призывы, что «выступления в печати должны быть боевыми, наступательными». Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл «политики силы» США: «. во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами».

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: «Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное».

Смотрите так же:  Налог с форекс в беларуси

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.

Североатлантический договор 1949 г.

Североатлантический договор [1]

текст Договора размещен в Интернете по адресу: www.nato.int/docu/other/ru/treaty.htm

Вашингтон, Федеральный округ Колумбия,
4 апреля 1949 г.

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности.

Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе.

Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности.

Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции[3], территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот[4].

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

[1] Настоящий перевод Североатлантического договора опубликован в книге: Справочник НАТО. Брюссель. 2001. С. 405;

[2] В Статью внесены изменения в соответствии со Статьей 2 Протокола Североатлантического договора о присоединении к нему Греции и Турции.

[3] 16 января 1963 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г. соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу.

[4] Настоящий Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. после передачи на хранение ратификационных грамот всех подписавших его государств.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) — военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора. В настоящее время его членами являются 29 стран.

По Договору 1949 года, заявленной целью НАТО является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе.

Между тем Североатлантический альянс неоднократно нарушал международное право, в том числе, Устав ООН и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Без согласия Совета Безопасности ООН или в нарушение прописанного в них мандата Североатлантический альянс предпринял ряд военных интервенций за пределами зоны своей ответственности.

Президент и МИД России неоднократно указывали, что расширение НАТО на восток противоречит ранее полученным гарантиям от лидеров западных стран.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО была ориентирована на противодействие Советскому Союзу и позднее — странам-участницам Организации Варшавского договора (ОВД, с 1955 года), а после прекращения действия ОВД и распада СССР — на противодействие России.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция в 1952 году, Германия в 1955 году, Испания в 1982 году).

В 1958 году президент Франции генерал Шарль де Голль провозгласил курс на выход страны из состава НАТО. В марте 1959 года французский флот в Средиземном море был выведен из-под командования НАТО, средства противовоздушной обороны были переданы под национальный контроль. В 1966 году Франция приняла решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. Из страны были выведены многочисленные военные базы США, французские войска перестали участвовать в военных операциях НАТО.

В феврале 1990 года, в ходе переговоров о воссоединении Германии, Запад дал обещание СССР, что НАТО не будет расширяться на Восток. Однако обязательства были нарушены.

Самым значительным, как с точки зрения числа новых членов, так и в плане политических последствий, стало расширение НАТО после окончания «холодной войны».

Согласно основополагающему акту Россия-НАТО 1997 года, альянс обязался не размещать существенные боевые силы на постоянной основе на территории своих стран-новобранцев. Однако продвижение военной инфраструктуры альянса на восток стало одной из главных проблем в отношениях между РФ и НАТО.

В 1999 году в НАТО вошли бывшие страны-участницы Организации Варшавского договора — Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — бывшие участницы ОВД Болгария, Румыния и Словакия, а также Латвия, Литва, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»).

Смотрите так же:  Как встать в наследство

На саммите НАТО в Бухаресте 2008 году было принято решение о включении в НАТО Хорватии и бывшей участницы ОВД Албании. 1 апреля 2009 года они стали полноправными членами Организации Североатлантического договора («Шестое расширение НАТО»). Также на саммите в Страсбурге Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО.

В начале июня 2017 года Черногория официально стала 29-м членом Североатлантического альянса. Значительная часть населения этой бывшей югославской республики выступала против присоединения к альянсу. Результаты социологического опроса, организованного оппозицией Черногории, показали, что 54,7% жителей страны выступали против вступления в НАТО, а 57,9% граждан поддерживали идею провести референдум по этому вопросу. В стране проходили акции протеста.

Однако решение о присоединении страны к альянсу было принято без учета мнения народа. Закон о вступлении Черногории в НАТО ратифицировал парламент. За такое решение проголосовали 46 депутатов из 81.

В числе главных стран-кандидатов на вступление в НАТО значатся Македония, Босния и Герцеговина и Грузия.

Македония участвует в Плане действий по подготовке к членству (ПДЧ) в НАТО с 1999 года, а на саммите в Бухаресте в 2008 году стране было предложено вступить в организацию при условии, что она совместно с Грецией найдет взаимоприемлемое решение по вопросу о ее названии.

17 июня 2018 года главы МИД Греции и бывшей югославской республики Македония подписали соглашение о новом конституционном названии Македонии. Согласно документу, официальным названием БЮРМ станет «Республика Северная Македония», которое будет употребляться erga omnes (во всех случаях). 5 июля 2018 года депутаты парламента Македонии утвердили договор о переименовании республики.

30 сентября 2018 года в Македонии пройдет референдум по новому конституционному наименованию страны.

25 июля 2018 года стало известно, что НАТО начала переговоры с Македонией о вступлении в альянс. Представитель НАТО сообщил, что согласно имеющемуся у альянса опыту, переговоры о вступлении длятся минимум 18 месяцев.

В 2010 году было решено предоставить ПДЧ Боснии и Герцеговине, обусловив его выполнение разрешением вопроса о регистрации недвижимости, используемой министерством обороны страны. С тех пор ситуация не изменилась. Грузия является единственной страной-кандидатом на вступление в НАТО, которая еще не получила план действий по членству в альянсе.

В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на саммите Североатлантического альянса в Лиссабоне (Португалия) 19-20 ноября 2010 года Стратегической концепцией Североатлантического союза.

В рамках НАТО существует ряд программ, важнейшая из которых — «Партнерство ради мира». Ее политической основой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который объединяет 50 стран, из них 29 — это государства члены НАТО и 21 — страны партнеры, в том числе Россия.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством генерального секретаря НАТО.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны.

Министры обороны стран НАТО также проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные политические вопросы, связанные с ядерными силами.

Основными элементами военной структуры НАТО являются Военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов стран членов НАТО, его исполнительный орган — Международный военный штаб, и структура органов военного управления НАТО, состоящая из Стратегического командования по операциям и Командования по трансформации ОВС НАТО.

Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым правительствами стран членов. Генеральный секретарь является номинальным председателем Совета НАТО и всех других главных комитетов НАТО.

В октябре 2014 года генеральным секретарем НАТО стал Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg).

Штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия). Официальное открытие штаб-квартиры состоялось 16 октября 1967 года.

Согласно новым данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), совокупные военные расходы всех 29 членов НАТО достигли 900 миллиардов долларов в 2017 году, что составило 52% мировых расходов.

Военные интервенции с участием войск НАТО

За время существования альянса было проведено несколько крупномасштабных военных операций в странах Европы и Ближнего Востока.

В 1995 году была проведена в нарушение Устава ООН первая крупномасштабная военная акция НАТО — операция «Обдуманная сила» («Освобожденная сила», «Немедленный ответ») в Боснии и Герцеговине. Поводом для массированного бомбового удара по военному потенциалу самопровозглашенной Республики Сербской стал взрыв на городском рынке в Сараево, в котором обвинили сербов.

Операция проводилась при отсутствии резолюции Совета Безопасности ООН. Основы военной операции НАТО в Боснии заложил «Меморандум о взаимопонимании между главнокомандующим объединенными силами НАТО в южной зоне Европы и командующим силами ООН по охране в бывшей Югославии». С текстом документа, в котором фактически речь шла о порядке проведения военно-воздушных операций против сербов в соответствии с подготовленным списком «стационарных целей», не были ознакомлены два постоянных члена СБ — Китай и Россия.

В 1999 году в нарушение Устава ООН и без санкции Совбеза ООН была проведена военная операция «Союзная сила» против Югославии.

Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохии, который входит в состав Сербии. Сербские власти были обвинены в этнических чистках.

За время операции силами НАТО было совершено, по различным данным, от 37,5 до 38,4 тысячи боевых вылетов, в ходе которых было атаковано более 900 целей на территории Сербии и Черногории, сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ. В ходе авиаударов были использованы запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном (U 238).

Число военных и гражданских лиц, погибших в ходе операции, до сих пор точно не установлено. Западная правозащитная организация Human Rights Watch, финансируемая фондами, связанными с правительством США, подтвердила лишь 90 инцидентов, в ходе которых в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население.

По оценкам организации, во время операции «Союзная сила» было убито от 489 до 528 мирных жителей. Однако по данным властей Сербии, за время бомбардировок погибли порядка 2,5 тысячи человек, включая 89 детей. Ранения получили 12,5 тысячи человек.

В 2001 году начата военная операция «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана, в которой приняли участие вооруженные силы США и контингент Международных сил содействия безопасности (ISAF) под командованием НАТО.

С 2001 года в Афганистане были убиты около 104 тысяч человек, из них более 31 тысячи мирных жителей, ранены более 40 тысяч человек. В ходе военных действий были убиты более 2400 американских солдат и более тысячи солдат международной коалиции.

Максимальный размер контингента ISAF составлял 139 тысяч человек.

Коалиция стран НАТО во главе с США завершила боевую миссию в Афганистане 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года альянс начал в стране новую невоенную операцию в составе 12 тысяч человек военнослужащих, в задачи которых входит обучение и консультирование афганских силовых структур.

В 2011 году международной коалиции под командованием НАТО провела военную операцию в Ливии. Операция Североатлантического альянса получила название «Объединенный защитник».

Совет безопасности ООН 17 марта 2011 года резолюцией №1973 санкционировал военное вмешательство в Ливию под предлогом защиты населения от гибели в результате подавления властями страны вооруженной оппозиции. Россия при голосовании воздержалась.

Это дало возможность НАТО проводить бомбардировки Ливии. В результате гражданской войны лидер ливийской Джамахирии Муамар Каддафи был свергнут и 20 октября убит близ своего родного города Сирт, скрываясь от преследования оппозиции.

По экспертным оценкам, во время операции погибли 40 тысяч человек.

При этом страна, которая на тот момент была одной из самых развитых и стабильных в Африке с точке зрения безопасности, в результате фактически распалась и превратилась в прибежище террористов и радикальных группировок. Гражданская война в Ливии продолжается до сих пор.

В мае 1997 года в Париже был подписан основополагающий акт Россия-НАТО, в котором было отмечено, что Россия и НАТО «не рассматривают друг друга как противников».

Документом оговаривалось, что на территории новых членов альянса не будет размещаться ядерное оружие, а также крупные военные контингенты стран НАТО.

Отношения НАТО с Россией обострились в марте 2014 года, на фоне присоединения Крыма к России.

5 марта 2014 года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО решило пересмотреть все отношения с Россией, при этом встречи на уровне Совета Россия-НАТО продолжатся.

1 апреля 2014 года главы МИД стран НАТО подтвердили решение приостановить все практическое и военное сотрудничество между НАТО и Россией, но решили сохранить контакты Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов и выше.

Другие публикации:

  • Приказ 413 от 17062019 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" В соответствии с пунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития […]
  • Федеральный закон о прокуратуре российской федерации от 170192 Правовые основы Федеральный закон №2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред.от 22.08.2004 действующая редакция) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. №2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 […]
  • Пенсия по инвалидности за январь 2019 ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ Стоит ли российским пенсионерам ждать досрочной выплаты пенсии за январь 2019 года уже в декабре 2018 года? Обязан ли ПФР выплатить пенсию перед затяжными Новогодними каникулами? Мы разобрались со сроками. […]
  • Нотариус на баумана 2 екатеринбург Нотариусы, Орджоникидзевский район, Екатеринбург Нотариус Хуснидинова Алсу Каюмовна (343) 331-16-80 Екатеринбург, Орджоникидзевский район, ЭЛЬМАШ, 620012 ул. Баумана, д.2 Нотариус нотариус Беспалова Светлана Александровна 3206077 Екатеринбург, […]
  • Приказ 666 казахстан Законодательство 29 августа 2017 Приказ МЗ РК № 666 от 29 августа 2017 года Приказ Министра здравоохранения РК №666 от 29 августа 2017 года Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 сентября 2017 года № 15724 Об утверждении Перечня […]
  • Приказ министерства образования о введении фгос до Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 1155 от 17.10.2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 14 ноября 2013 г. N 30384 Об утверждении федерального […]

Вам также может понравиться