Режимные требования иу

Режимные требования иу

§ 1. Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях

Под режимом в исправительных учреждениях понимается ус­тановленный нормами уголовно-исполнительного права поря­док исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуж­дают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.

Значение режима заключается и в том, что он создает право­вые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, обще­образовательного и профессионального обучения и обществен­ного воздействия, — ни одно из которых не может быть эффек­тивным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.

Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профи­лактической функции.

Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждени­ях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свобо­ды», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требо­ваний, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям преду­смотренные законом меры воздействия и принуждения.

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свобо­ды включены не только осужденные и администрация учрежде­ний, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на террито­риях и в помещениях, где установлены режимные требования.

Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные под­разделения.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция оз­начает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоля­ция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наи­меньшая — в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или со­провождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинар­ный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).

Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно в жилых помещениях, на производстве, во время обучения и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время сна и их личного времени и т.д.

Требования режима не позволяют вводить не предусмотрен­ные правовыми нормами улучшения условий жизни и быта осу­жденных, так как этим выхолащивается карательная сторона режима отбывания наказания.

Осужденные по усмотрению администрации могут подвер­гаться обыску. Посылки, передачи и бандероли, поступающие на имя осужденных, в присутствии последних подвергаются досмотру. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом учреждении организована специальная служ­ба.

В местах лишения свободы установлен порядок безналичного расчета с осужденными, все их денежные средства хранятся на лицевых счетах финансовых органов ИУ. По безналичному рас­чету осужденные приобретают в магазинах учреждений продук­ты питания, предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары.

Осужденные, за исключением совершеннолетних женщин, носят одежду единого образца. По установленному порядку ка­ждый осужденный имеет два комплекта одежды — рабочую и повседневную.

Передвижение осужденных по территории колонии и произ­водственного объекта определяется в Правилах внутреннего распорядка: свободное передвижение разрешено лишь в преде­лах изолированного участка, в остальных случаях передвижение возможно группой в строю в сопровождении или по специаль­ному разрешению.

Территории ИУ могут разделяться на ряд изолированных друг от друга участков; производственные объекты также, как правило, разделяются на такие участки.

В целях поддержания на должном уровне режимных требо­ваний в ИУ установлено право администрации подвергать дос­мотру вещи и одежду лиц, входящих в учреждение и выходящих из него. Закон не делает каких-либо исключений. Поэтому дос­мотру могут быть подвергнуты любые лица, посещающие учре­ждения. В каждом учреждении оборудуются специальные места хранения, где можно оставить те или иные вещи или предметы перед входом на территорию ИУ.

Итак, режимные требования и способы их обеспечения втор­гаются во все стороны жизни и деятельности ИУ. Все осужден­ные, представители администрации и иные лица и организации, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью ИУ, обязаны с ними считаться и их выполнять. Отсюда режим не только осно­вополагающее средство, определяющее условия и порядок реа­лизации других средств воздействия на осужденных, но и сред­ство управления деятельностью.

Приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»

Приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178
«Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316) (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (Российская газета, 09.02.2007, N 28, стр. 19) приказываю:

1. Утвердить Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы, согласованное с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) обеспечить исполнение утвержденного Положения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра Савенкова А.Н.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 сентября 2007 г.

Регистрационный N 10100

Положение
о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178)

1. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования*(1), прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу (далее — режимная территория).

2. Режимная территория определяется на плане-схеме, которая составляется с учетом генерального плана учреждения, с соблюдением масштаба, указанием расстояний и размеров. План-схема составляется в трех экземплярах-оригиналах. Росписи должностных лиц согласующей и утверждающей план-схему сторон заверяются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Один экземпляр передается в подведомственное учреждение.

3. Граница режимной территории ограждается*(2) и обозначается предупредительными знаками. На внешней от основного ограждения учреждения линии границы прилегающей территории устанавливается и оборудуется контрольно-пропускной пункт*(3).

По согласованию с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при подъезде к режимной территории учреждения могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки.

4. На режимной территории осуществляется патрулирование сотрудниками учреждения.

По согласованию с органами внутренних дел может осуществляться совместное патрулирование с сотрудниками милиции.

При патрулировании допускается использование служебных собак.

5. На режимной территории запрещается:

без разрешения руководства учреждения находиться и передвигаться посторонним лицам;

производить без специального разрешения начальника учреждения земляные, строительные, взрывные, технические и изыскательские работы;

осуществлять без соответствующего допуска руководства учреждения ремонт инженерно-коммуникационных, энергетических сетей, средств связи, установку оборудования;

проводить без согласования с администрацией учреждения линии электропередач;

устанавливать гаражи, тенты-укрытия для автотранспорта и другие сооружения;

размещать торговые точки и осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин)*(4);

проводить митинги, демонстрации, собрания, шествия и другие массовые мероприятия*(5);

осуществлять кино-, фото- и видеосъемки, звукозаписи;

вести переговоры через ограждение с лицами, находящимися в учреждении;

передавать либо пытаться передать через ограждение на территорию учреждения любые вещи и предметы, продукты питания;

размещать и оставлять свертки, сумки, иные вещи и предметы;

загрязнять территорию, а также осуществлять на ней выпас, выгул скота и других животных;

заниматься огородничеством, садоводством, рыбной ловлей;

разводить огонь, а также производить салюты и фейерверки.

6. Информация о действующих режимных требованиях помещается в доступных для граждан местах (на контрольно-пропускном пункте, установленных щитах и т.д.).

7. Администрация учреждений вправе на режимных территориях учреждений с целью соблюдения режимных требований:

временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на режимную территорию или обязывать их там остаться либо покинуть ее;

осуществлять досмотр и обыск лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка учреждений*(6);

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры*(7);

применять физическую силу, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

*(1) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316).

*(2) Тип и вид ограждения, возможность его установления определяется территориальным органом уголовно-исполнительной системы.

*(3) Необходимость установки контрольно-пропускного пункта определяется в зависимости от местонахождения учреждения и удаления от основного ограждения.

*(4) Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 290).

*(5) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485).

*(6) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005, регистрационный N 7161);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2006 г., регистрационный N 8375).

*(7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).

Согласно изменениям, внесенным в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальные органы уголовно-исполнительной системы наделены полномочием определять по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо городских округов границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ устанавливаются режимные требования.

В связи с этим вводится Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы.

Режимная территория определяется на плане-схеме, которая составляется с учетом генерального плана учреждения, с соблюдением масштаба, указанием расстояний и размеров. План-схема составляется в трех экземплярах-оригиналах, один из которых передается в подведомственное учреждение. Росписи должностных лиц согласующей и утверждающей план-схему сторон заверяются печатью с изображением Государственного герба РФ.

Смотрите так же:  Блиц договор 54

Граница режимной территории ограждается и обозначается предупредительными знаками. На внешней от основного ограждения учреждения линии границы прилегающей территории устанавливается и оборудуется контрольно-пропускной пункт.

По согласованию с органами ГИБДД МВД России при подъезде к режимной территории учреждения могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки. По согласованию с органами внутренних дел может осуществляться совместное патрулирование с сотрудниками милиции.

Определен перечень действий, которые запрещено совершать на режимной территории, а также полномочия, которые администрация учреждений вправе реализовывать с целью соблюдения режимных требований на режимных территориях учреждений.

Информация о действующих режимных требованиях помещается в доступных для граждан местах (на контрольно-пропускном пункте, установленных щитах и т.д.).

Приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 сентября 2007 г.

Регистрационный N 10100

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 12 сентября 2007 г. N 201, в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2007 г., N 9

Режимные требования иу

13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима в исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.

Традиционно различаются правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

К персоналу относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержат предписания, адресованные в большей мере к сотрудникам исправительных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны) осуществлять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и иным лицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорий граждан. К общим требованиям по соблюдению режима, возложенным на сотрудников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.

В отношении осужденных сотрудники дополнительно наделены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино– и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствования с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.

При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания), можно разделить на несколько групп: 1) правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления.

Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении, определяют образ жизни осужденных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправительном учреждении различных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персонала исправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Важное место в регламентации отбывания лишения свободы применительно к конкретному исправительному учреждению занимает распорядок дня. Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательно для всех осужденных, за отступление от его требований осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных, сосредоточены в гл. 13 УИК РФ. Применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 УИК РФ, а процедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами (ст. 89 УИК РФ).

В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, – без ограничения количества; б) мужчинам – в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 УИК РФ).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» закрепил в ст. 92 УИК РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.

Согласно ст. 93 УИК РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК РФ.

Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю.

Статья 95 УИК РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

В настоящее время согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишению свободы, а в ст. 96 и 97 УИК РФ определены условия обеспечения отдельных законных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 закреплены условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Главными условиями реализации этого законного интереса являются положительная характеристика осужденных и необходимость выполнения ими определенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.

Статья 97 УИК РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные – продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; б) длительные – на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, – на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в последующих главах.

Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п. Все эти лица обязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мер административной ответственности, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.

Смотрите так же:  Лаборатория пцр требования

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ он определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Они конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311.

Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.

Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции (рис. 7).

Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Это в первую очередь касается ограничения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и ч. 4 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Поэтому карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

Рис. 7.Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции

Режим, олицетворяя порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди осужденных, так и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и иных профилактических мероприятий в исправительных учреждениях. В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения, режимные правила направлены на предупреждение совершения правонарушений как в отношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В связи с этим функция социального контроля (профилактическая) выражена в превентивном значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осужденными, так и иными лицами.

Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (Правила внутреннего распорядка) и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими установленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного. Тем самым воспитательная функция режима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения.

Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Исходя из этого обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.

Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.

Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима в исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.

Традиционно различаются правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

К персоналу относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержат предписания, адресованные в большей мере к сотрудникам исправительных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны) осуществлять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и иным лицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорий граждан. К общим требованиям по соблюдению режима, возложенным на сотрудников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.

В отношении осужденных сотрудники дополнительно наделены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино– и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствования с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.

При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания), можно разделить на несколько групп: 1) правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления.

Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении, определяют образ жизни осужденных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправительном учреждении различных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персонала исправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Важное место в регламентации отбывания лишения свободы применительно к конкретному исправительному учреждению занимает распорядок дня. Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательно для всех осужденных, за отступление от его требований осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных, сосредоточены в гл. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а процедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Смотрите так же:  Перечень вредных условий труда приказ 302н

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами (ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, – без ограничения количества; б) мужчинам – в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» закрепил в ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.

Согласно ст. 93 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Согласно ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю.

Статья 95 Уголовно-исполнительного кодекса РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

В настоящее время согласно ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишению свободы, а в ст. 96 и 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определены условия обеспечения отдельных законных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 закреплены условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Главными условиями реализации этого законного интереса являются положительная характеристика осужденных и необходимость выполнения ими определенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.

Статья 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные – продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; б) длительные – на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, – на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в последующих главах.

Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п. Все эти лица обязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мер административной ответственности, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы.

Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, а также лицами, их посещающими. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и должная требовательность создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований осужденными. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.

Специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).

Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения, за исключением службы охраны. Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену и отделы безопасности исправительных учреждений.

Особое место в этой группе занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Сотрудники исправительных учреждений применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном ст. 28 – 31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Основаниями для их применения в отношении осужденных являются оказание ими сопротивления персоналу учреждений, злостное неповиновение законным требованиям персонала, участие в массовых беспорядках, захват заложников, побег или задержание бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения их противоправных действий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.

Таким образом, режим в исправительных учреждениях это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим как социально-правовое явление имеет свои определенные формы выражения: 1) режим как выражение наказания; 2) режим как одно из основных средств исправления осужденных; 3) режим как условие применения иных средств исправления осужденных. Режим в процессе исполнения и отбывания наказания несет определенную функциональную нагрузку. Выделяют несколько главных функций режима: 1) карательную; 2) воспитательную; 3) обеспечивающую; 4) функцию социального контроля (профилактическую). Все эти функции взаимозависимы, дополняют друг друга, поэтому применяются в комплексе. Содержание режима в исправительных учреждениях составляют правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства подразделяются на две группы: 1) средства обеспечения режима общего характера (средства убеждения); 2) специальные средства обеспечения режима (средства принуждения).

Другие публикации:

  • Федеральный закон от 28112019 326-фз Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" С […]
  • Документы необходимые для начисления пособия до 1 5 лет Документы на детские пособия Детские пособия — это денежная форма поддержки семей с детьми, пока им не исполнится 1,5 или 3 года, 14 или 16, в ряде ситуаций — 18 или 23 года. Пособия носят разовый или регулярный характер, часть из них государство выплачивает […]
  • П 81 правил осаго Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Приложение 1к Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхованиягражданской ответственности […]
  • Приказ о закреплённой Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании” (Ведомости […]
  • Заявление политех Заявление политех Формы заявлений форма 1 — заявление о предоставлении права проживания в студгородке для обучающихся университета; форма 2 — заявление о предоставлении права проживания в студгородке для работников университета; форма 3 — […]
  • Начислить единовременное пособие при рождении ребенка Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки в 1С ЗУП 8.3 (3.0) и 2.5 (8.2) В данной статье я рассмотрю, как в программе 1С ЗУП 8.3 и 8.2 произвести начисление и выплату единовременного пособия за постановку на учет в ранние сроки. Пособие за […]

Вам также может понравиться