Приказ минюста об экспертизах

Содержание:

Приказ минюста об экспертизах

Перечень основных нормативно-правовых документов,

регламентирующих деятельность федеральных бюджетных

судебно -экспертных учреждений Минюста России

— Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

— Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (с изменениями и дополнениями).

— Приказ Минюста России от 03.02.2012 № 14 «Об установлении территориальных сфер экспертного обслуживания федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России и утверждении Перечня курируемых федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России и федеральными бюджетными учреждениями региональными центрами судебной экспертизы Минюста России федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Минюста России» (с изменениями и дополнениями).

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 07.10.2014 № 207 «Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

— Приказ Минюста России от 22.06.2006 № 241 «Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению» (с изменениями и дополнениями).

Указанные выше нормативно-правовые документы находятся в открытом доступе, в том числе в различных информационных правовых системах.

Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2012 г. № 237 “Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России” (не вступил в силу)

В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, а также повышения оперативности реагирования на потребности современного судопроизводства в использовании специальных знаний приказываю:

1. Утвердить Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению № 1.

2. Утвердить Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению № 2.

3. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

от 14.05.2003 № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2003, регистрационный № 4596);

от 12.09.2005 № 169 «О внесении дополнений в приказ Минюста России от 14.05.2003 № 114» (зарегистрирован Минюстом России 16.09.2005, регистрационный № 7015);

от 09.03.2006 № 36 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. № 114» (зарегистрирован Минюстом России 16.03.2006, регистрационный № 7591);

от 12.03.2007 № 48 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 14.05.2003 № 114» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, регистрационный № 9130).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2013 г.

Приложение № 1
к приказу Минюста РФ
от 27 декабря 2012 г. № 237

Перечень
родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России

Почерковедческая экспертиза

Исследование почерка и подписей

Автороведческая экспертиза

Исследование письменной речи с целью установления авторства

Техническая экспертиза документов

Исследование реквизитов документов

Исследование материалов документов

Фототехническая экспертиза

Исследование фотографических изображений и технических средств, используемых для их изготовления

Портретная экспертиза

Идентификация человека по фотоснимкам и видеоизображениям

Трасологическая экспертиза

Исследование следов человека и животных

Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация)

Криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей

Исследование голоса и звучащей речи

Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей

Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей

Экспертиза оружия и следов выстрела

Исследование огнестрельного оружия и патронов к нему

Исследование следов и обстоятельств выстрела

Исследование холодного и метательного оружия

Взрывотехническая экспертиза

Исследование взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва

Исследование боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва

Исследование порохов, пиротехнических составов и следов их сгорания

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий

Исследование волокнистых материалов и изделий из них

Исследование лакокрасочных материалов и покрытий

Исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов

Исследование изделий из металлов и сплавов

Исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств

Исследование изделий из стекла и керамики, минералов и изделий из них, силикатных строительных материалов

Исследование спиртосодержащих жидкостей

Исследование изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов

Почвоведческая экспертиза

Исследование объектов почвенного происхождения

Биологическая экспертиза

Исследование объектов растительного происхождения

Исследование объектов животного происхождения

Автотехническая экспертиза

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Исследование технического состояния транспортных средств

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия

Пожарно-техническая экспертиза

Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий

Взрывотехнологическая экспертиза

Исследование технических и организационных причин, условий возникновения, характера протекания взрыва и его последствий

Строительно-техническая экспертиза

Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки

Бухгалтерская экспертиза

Исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных

Финансово-экономическая экспертиза

Исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта

Товароведческая экспертиза

Исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки

Исследование продовольственных товаров, в том числе с целью проведения их оценки

Психологическая экспертиза

Исследование психологии и психофизиологии человека

Компьютерно-техническая экспертиза

Исследование информационных компьютерных средств

Исследование объектов судебной экспертизы с применением инструментальных методов

Применение методов молекулярной спектроскопии при исследовании объектов судебной экспертизы

Применение методов атомной спектроскопии при исследовании объектов судебной экспертизы

Применение рентгенографических методов при исследовании объектов судебной экспертизы

Применение рентгеноспектральных методов и методов электронной микроскопии при исследовании объектов судебной экспертизы

Применение хроматографических методов при исследовании объектов судебной экспертизы

Экспертиза маркировочных обозначений

Исследование маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов

Экологическая экспертиза

Исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения

Исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов

Исследование экологического состояния объектов окружающей среды в целях определения стоимости восстановления

Исследование экологического состояния объектов городской среды

Исследование экологического состояния водных объектов

Экспертиза электробытовой техники

Исследование радиоэлектронных, электротехнических, электромеханических устройств бытового назначения

Лингвистическая экспертиза

Исследование продуктов речевой деятельности

Землеустроительная экспертиза

Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности

Приложение № 2
к приказу Минюста РФ
от 27 декабря 2012 г. № 237

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 27 декабря 2012 г. N 237 г. Москва «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 января 2013 г.

Регистрационный N 26742

В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, а также повышения оперативности реагирования на потребности современного судопроизводства в использовании специальных знаний приказываю:

1. Утвердить Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению N 1.

2. Утвердить Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, согласно приложению N 2.

3. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

от 14.05.2003 N 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2003, регистрационный N 4596);

Смотрите так же:  Адвокат кудряшов

от 12.09.2005 N 169 «О внесении дополнений в приказ Минюста России от 14.05.2003 N 114» (зарегистрирован Минюстом России 16.09.2005, регистрационный N 7015);

от 09.03.2006 N 36 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114» (зарегистрирован Минюстом России 16.03.2006, регистрационный N 7591);

от 12.03.2007 N 48 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 14.05.2003 N 114» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, регистрационный N 9130).

Приложение. Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации

от 20 декабря 2002 г. N 346

Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации

1. Настоящие методические рекомендации (далее — Рекомендации) используются при определении возможных сроков производства судебных экспертиз и составлении заключения эксперта или комиссии экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ).

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347

Сроки производства судебных экспертиз

1.1 Сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем СЭУ при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическая загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.

При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы, общий срок ее производства устанавливается руководителем СЭУ, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.

В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок.

При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю СЭУ рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения.

Срок производства судебной экспертизы рекомендуется исчислять со дня регистрации постановления или определения о назначении судебной

экспертизы, а днем окончания считать день подписания заключения экспертом.

Если окончание установленного срока производства судебной экспертизы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем учреждения с учетом фактического времени, затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.

1.2 Производство судебной экспертизы в СЭУ может приостанавливаться в случае:

непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;

участия эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);

нахождения материалов и объектов исследований у эксперта (экспертов), производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);

заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу:

— о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении;

— о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения;

— о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств;

— об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения;

1.3 Руководитель СЭУ письменно уведомляет орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, о всех случаях приостановления производства судебной экспертизы.

Заключение эксперта или комиссии экспертов

2.1. Заключение эксперта или комиссии экспертов рекомендуется в соответствии с этапами исследований формировать из следующих частей: вводной части, исследовательской части и выводов.

2.2 Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК) или об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.

2.3 Во вводной части указываются:

— наименование судебно-экспертного учреждения (учреждений);

— номер заключения, вид судебной экспертизы, ее тип (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная); по какому (уголовному, гражданскому или иному) делу произведена;

— основания производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено);

— дата поступления материалов на судебную экспертизу в СЭУ и дата подписания заключения;

— сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж работы по той экспертной специальности, по которой производится судебная экспертиза, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст.ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, способ их доставки, вид и состояние упаковки;

сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);

справочные материалы и нормативные документы (с полным указанием их реквизитов), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов.

При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).

2.4 В исследовательской части заключения излагаются содержание и результаты исследований:

результаты осмотра представленных на экспертизу объектов, действия, проводившиеся при этом с вещественными доказательствами (разборка, сборка и т.д.);

результаты следственных действий (осмотров, экспериментов и др.), если они используются в качестве исходных данных при проведении исследований;

процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты. Указывается также, какие конкретно вещественные доказательства и документы в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);

примененные методы, методики исследования, специальные программные средства. В случае использования типовых экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, на них делается ссылка и указываются полные сведения об их публикации; в случае применения автоматизированных программ или программных комплексов приводятся данные об учреждении их разработавшем;

цель и условия выполнения экспертного эксперимента, получения экспериментальных образцов;

ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.

При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт вправе сослаться на исследование, проведенное в предшествующей экспертизе.

При производстве повторной судебной экспертизы в исследовательской части заключения указываются причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты) и подписывается им (ими).

Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, в исследовательской части эксперт указывает причины этого.

2.5 В разделе «Выводы» содержатся ответы на поставленные перед экспертом или комиссией экспертов вопросы. Последовательность их изложения определяется последовательностью вопросов.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются, как правило, в конце раздела.

Если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Выводы излагаются четким, ясным языком, не допускающим различных толкований, и должны быть понятными для лиц, не имеющих специальных знаний.

2.6 При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

2.7 При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с пунктом 2.6 настоящих Рекомендаций.

2.8 При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с пунктами 2.6, 2.7 настоящих Рекомендаций.

Смотрите так же:  Дополнительная экспертиза может быть назначена в случае

Заключение заверяется печатью того учреждения, которое организует работу комиссии.

Материалы, иллюстрирующие заключение (приложения) оформляются и подписываются экспертом, проводившим исследования, и заверяются печатью того учреждения, где они были выполнены.

2.9 Если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он может отразить их в заключении или отдельным уведомлением.

2.10 Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

2.11 Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.

Заключение комиссионной или комплексной судебной экспертизы и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров, необходимом для направления в орган или лицу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (подразделению), работник которого принимал участие в производстве экспертизы.

В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.

По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка установленного образца, направляемая в Министерство юстиции Российской Федерации и Российский федеральный центр судебной экспертизы.

2.12 При производстве экспертизы в суде заключение оформляется в соответствии с правилами, изложенными в настоящем разделе.

Если заключение дается в ходе судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый после оглашения заключения представляется суду для приобщения к делу, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.13 Если по одним вопросам эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, составляется единый документ — заключение эксперта.

2.14 Сообщение о невозможности дать заключение рекомендуется формировать из следующих частей: вводной части, мотивировочной части и заключительной части.

Во вводной части излагаются сведения, указанные в пункте 2.3 настоящих Рекомендаций; в мотивировочной — обосновываются причины невозможности дать заключение; в заключительной части формулируется вывод о невозможности дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом, со ссылкой на причины, изложенные в мотивировочной части.

Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом и удостоверяется печатью СЭУ. Первый экземпляр сообщения вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве. Если такое сообщение делается в стадии судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый представляется суду, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.15 По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично подготовить для отправки вещественные доказательства (должным образом упаковать их, опечатать, сделать пояснительную надпись).

Малогабаритные предметы, материалы дела и документы (включая образцы), бывшие объектами экспертных исследований, в упакованном виде (с соответствующими маркировочными обозначениями) возвращаются в орган или лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение и сопроводительным письмом.

Крупногабаритные предметы и иные объекты, не подлежащие пересылке почтой (взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, драгоценные металлы, огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, сильнодействующие, ядовитые вещества и т.п.), должны быть получены в СЭУ лицом, назначившим экспертизу, или нарочным по доверенности и предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

2.16 По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично формировать наблюдательное производство, которое включает в себя: сопроводительное письмо к материалам, направленным на экспертизу; постановление (определение) о назначении экспертизы; копии: сопроводительного письма СЭУ о направлении заключения и иных материалов в орган или лицу, который ее назначил; заключения; материалы, иллюстрирующие заключение; ходатайства; учетные карточки (по повторным экспертизам); другие материалы, связанные с производством данной экспертизы. Наблюдательное производство, подшитое в отдельную обложку, передается в архив СЭУ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 7 октября 2014 г. N 207 г. Москва «Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 октября 2014 г.

Регистрационный N 34344

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2007, N 7, ст. 831, N 31, ст. 4011; 2009, N 26, ст. 3122; 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N27, ст. 3477, N 48, ст. 6165) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.07.2007 N 142 «Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 23.07.2007, регистрационный N 9868).

Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок определения (пересмотра) уровня квалификации и аттестации экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации: федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ЛСЭ) — на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности (в объеме специальных знаний, предусмотренных программами по дополнительному профессиональному образованию или их модулем (модулями).

2. Для определения (пересмотра) уровня квалификации и аттестации экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности образуются в РФЦСЭ Центральная экспертно-квалификационная комиссия (далее — ЦЭКК) и в РЦСЭ — экспертно-квалификационные комиссии (далее — ЭКК).

3. Аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности проводится для экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, имеющих высшее образование и получивших дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности.

Каждые 5 лет ЦЭКК (ЭКК) пересматривает уровень квалификации и проводит аттестацию экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности.

4. ЦЭКК определяет (пересматривает) уровень квалификации и проводит аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы:

экспертов РФЦСЭ и экспертов курируемых им ЛСЭ;

экспертов, занимающих должности руководителей и заместителей руководителей РЦСЭ и ЛСЭ;

экспертов, занимающих должности руководителей структурных подразделений РЦСЭ;

экспертов, являющихся членами ЭКК;

экспертов РЦСЭ, ЛСЭ в связи с отсутствием секции ЭКК по данной экспертной специальности или неполным составом данной секции;

экспертов РЦСЭ, ЛСЭ, прошедших стажировку либо обучение на курсах повышения квалификации в РФЦСЭ.

5. ЭКК определяет (пересматривает) уровень квалификации и проводит аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности:

экспертов РЦСЭ и курируемых ими ЛСЭ;

экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ и ЛСЭ в связи с отсутствием секции ЦЭКК, ЭКК по данной экспертной специальности или неполным составом данной секции;

экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ и ЛСЭ, прошедших стажировку в РЦСЭ, в котором действует данная ЭКК.

II. Организация работы ЦЭКК и ЭКК

6. В ЦЭКК (ЭКК) образуются секции по родам (видам) судебных экспертиз.

Структура и персональный состав ЦЭКК (ЭКК) с распределением обязанностей утверждаются приказом Минюста России по представлению руководителя РФЦСЭ (руководителя соответствующего РЦСЭ).

7. В состав ЦЭКК (ЭКК) входят: руководитель РФЦСЭ (РЦСЭ) — председатель ЦЭКК (ЭКК), заместитель руководителя РФЦСЭ (РЦСЭ) — заместитель председателя ЦЭКК (ЭКК), секретарь ЦЭКК (ЭКК), руководители экспертных подразделений РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, наиболее опытные эксперты РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.

В каждую секцию ЦЭКК (ЭКК) должно входить не менее двух лиц, имеющих специальные знания в области той экспертной специальности, по которой проводятся определение (пересмотр) уровня квалификации и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы.

В состав ЦЭКК (ЭКК) могут быть включены на безвозмездной основе по согласованию с работодателем эксперты государственных судебно-экспертных учреждений иных федеральных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций, имеющие соответствующие специальные знания.

8. Председатель ЦЭКК (ЭКК), а в его отсутствие — заместитель председателя ЦЭКК (ЭКК):

организует работу ЦЭКК (ЭКК);

проводит заседания ЦЭКК (ЭКК);

взаимодействует по вопросам работы ЦЭКК (ЭКК) с РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ и государственными судебно-экспертными учреждениями иных федеральных органов исполнительной власти, научными и образовательными организациями.

9. Секретарь ЦЭКК (ЭКК):

готовит материалы для проведения заседаний ЦЭКК (ЭКК);

Смотрите так же:  Анекдот про коллекторы

ведет делопроизводство и учет экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, прошедших определение (пересмотр) уровня квалификации и аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы;

оформляет протоколы заседаний ЦЭКК (ЭКК) и направляет их копии в течение месяца в РФЦСЭ, соответствующие РЦСЭ, ЛСЭ.

III. Порядок определения (пересмотра) уровня квалификации и аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности

10. Вопрос об определении уровня квалификации и аттестации экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности рассматривается на заседании ЦЭКК (ЭКК) в следующем составе: председатель ЦЭКК (ЭКК) и (или) его заместитель, секретарь и не менее двух членов соответствующей секции.

11. Определение уровня квалификации и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются:

эксперта РФЦСЭ и РЦСЭ — по представлению руководителя структурного подразделения РФЦСЭ и РЦСЭ соответственно;

эксперта ЛСЭ — по представлению руководителя данного ЛСЭ;

эксперта, занимающего должность руководителя структурного подразделения РФЦСЭ, — по представлению заместителя директора РФЦСЭ, курирующего экспертную работу;

эксперта, занимающего должность руководителя структурного подразделения РЦСЭ и ЛСЭ, — по представлению руководителя РЦСЭ и ЛСЭ соответственно;

эксперта, занимающего должность начальника ЛСЭ, — по представлению руководителя РЦСЭ, курирующего ЛСЭ;

эксперта, занимающего должность начальника РЦСЭ, — по представлению структурного подразделения Минюста России, курирующего судебно-экспертные учреждения.

12. В представлении на эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, направляемого для определения уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, подписанном лицом, указанным в пункте 11 Положения, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, занимаемая должность, сведения о дополнительном профессиональном образовании по экспертной специальности, а также дана оценка его деятельности как лица, компетентного в соответствующей области судебной экспертизы.

13. Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, в отношении которого рассматривается вопрос об определении уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, приглашается на заседание ЦЭКК (ЭКК).

В процессе заседания ЦЭКК (ЭКК) изучает представленные на ее рассмотрение материалы, предлагает эксперту РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ ответить на вопросы по конкретной экспертной специальности, основам криминалистики и судебной экспертизы, законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, регулирующим судебно-экспертную деятельность, после чего дает оценку уровня его квалификации.

14. Решение вопроса об определении уровня квалификации и аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебной экспертизы принимается на основе коллективного обсуждения простым большинством голосов членов ЦЭКК (ЭКК), принимающих участие в заседании.

Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, в отношении которого ЦЭКК (ЭКК) принимает решение об определении уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, при голосовании не присутствует.

15. Если ЦЭКК (ЭКК) не подтверждает уровень квалификации и принимает решение об отказе в аттестации эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности, то в решении ЦЭКК (ЭКК) должны быть указаны основания принятия решения и даны рекомендации (прохождение стажировки, курсов повышения квалификации, методическое рецензирование учебных заключений эксперта).

Повторно вопрос определения уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности может быть рассмотрен не ранее чем через шесть месяцев после заседания ЦЭКК (ЭКК) в соответствии с пунктами 3, 11 — 14 Положения.

16. В ходе заседания ЦЭКК (ЭКК) ведется протокол заседания ЦЭКК (ЭКК) (приложения N 1 и N 2), который подписывается председателем и секретарем. Текст протокола размещается на обеих сторонах листа.

Протокол составляется в количестве экземпляров, необходимом для приобщения к материалам работы ЦЭКК (ЭКК), личному делу эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ и направления в РФЦСЭ или соответствующие РЦСЭ, ЛСЭ.

17. В соответствии с решением ЦЭКК (ЭКК) эксперту РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ выдается свидетельство об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности (далее — свидетельство).

Свидетельство подписывается председателем и секретарем ЦЭКК (ЭКК) и заверяется оттиском печати РФЦСЭ или РЦСЭ, выдавшего свидетельство.

Секретарь ЦЭКК (ЭКК) ведет учет выдачи свидетельств в журнале регистрации выдачи свидетельств об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности (приложение N 3).

Свидетельство действительно при предъявлении служебного удостоверения. При увольнении эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ свидетельство подлежит возврату в ЦЭКК или ЭКК, выдавшую данное свидетельство.

18. Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, прошедший аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по определенной экспертной специальности, может проходить аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по дополнительной экспертной специальности.

Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, получивший дополнительное профессиональное образование по нескольким экспертным специальностям, может проходить аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по всем экспертным специальностям одновременно.

19. Решение ЦЭКК (ЭКК) об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по дополнительной экспертной специальности вносится в свидетельство.

20. Пересмотр уровня квалификации и аттестация эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности проводятся ЦЭКК (ЭКК) в соответствии с пунктами 10 — 12, 14 Положения.

К представлению лиц, указанных в пункте 11 Положения, направляемому в ЦЭКК (ЭКК) для рассмотрения вопроса о пересмотре уровня квалификации и аттестации эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности, прилагаются сведения о дополнительном профессиональном образовании по экспертной специальности, копии иных материалов (при их наличии), характеризующие экспертную деятельность эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, отзывы правоохранительных органов, судов.

Пересмотр уровня квалификации и аттестация эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности при наличии положительной рецензии на заключения эксперта, выполненной экспертом РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, могут быть проведены ЦЭКК (ЭКК) заочно.

Пересмотр уровня квалификации и аттестация эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по нескольким экспертным специальностям могут проводиться ЦЭКК (ЭКК) одновременно.

21. О пересмотре уровня квалификации и аттестации эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности делаются отметки в свидетельстве.

22. Если ЦЭКК (ЭКК) принимает решение об отказе в аттестации эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности, то в решении ЦЭКК (ЭКК) должны быть указаны основания принятия решения и даны рекомендации (прохождение стажировки, курсов повышения квалификации, методическое рецензирование учебных заключений эксперта). Повторная аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности может быть проведена не ранее чем через шесть месяцев после заседания ЦЭКК (ЭКК) в соответствии с пунктами 3, 20 Положения.

23. Повторно вопрос о пересмотре уровня квалификации и аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности рассматривается после выполнения экспертом РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ рекомендаций ЦЭКК (ЭКК).

24. К представлению лиц, указанных в пункте 11 Положения, для повторного рассмотрения вопроса о пересмотре уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности прилагаются сведения о дополнительном профессиональном образовании по экспертной специальности.

25. При принятии решения об отказе в аттестации эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности решение ЦЭКК (ЭКК) выдается эксперту РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на руки по его требованию.

IV. Обжалование решений ЦЭКК (ЭКК)

26. Решение ЭКК может быть обжаловано экспертом РЦСЭ, ЛСЭ и ЦЭКК в течение одного месяца.

ЦЭКК при рассмотрении жалобы об отказе в аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности истребует из ЭКК материалы, которые были предметом рассмотрения соответствующей ЭКК, и организует их рецензирование.

Жалоба рассматривается на заседании ЦЭКК в следующем составе: председатель ЦЭКК, его заместитель, секретарь, не менее двух членов соответствующей секции, представитель структурного подразделения Минюста России, курирующего судебно-экспертные учреждения. На заседание приглашается эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, подавший жалобу. В случае неявки эксперта на заседание ЦЭКК без уважительной причины жалоба рассматривается в его отсутствие.

Заседание ЦЭКК проводится в соответствии с пунктами 13,14,16 Положения.

Решение ЦЭКК вручается (направляется) секретарем ЦЭКК лицу, подавшему жалобу, в течение пяти рабочих дней.

Другие публикации:

  • Сузуки гранд витара пособие по ремонту Сузуки гранд витара пособие по ремонту Пароль для всего скачанного: "suzuki-club.kz" (без кавычек) SUZUKI Jimny. Руководство для владельца Язык: Русский Размер: 7.3 Мб Формат: PDF Скачать SUZUKI SX4. Руководство для владельца Язык: Русский Размер: […]
  • Договор аренды автомобиля с правом выкупа 2019 Договор аренды автомобиля с последующим выкупом - образец Существенные условия договора аренды с правом выкупа автомобиля (образец) Договор аренды автомобиля с правом выкупа предусматривает следующие существенные условия: Предмет соглашения. В данном […]
  • Как оформить медицинский полис ребенку Оформление полиса ОМС для ребёнка Обязательное медицинское страхование (ОМС) детей со дня рождения и до истечения тридцати дней со дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией (СМО), в которой застрахованы их […]
  • Торрент ноги прокурора Ноги прокурора [01-20] (2015) WEBRip Информация о фильмеНазвание: Ноги прокурораГод выхода: 2015Жанр: Развлекательное шоу О фильме: «Ноги прокурора» – телевизионная игра, в которой из множества разных частей трём молодым мужчинам предстоит собрать одну […]
  • Компания купила патент у Samsung купила компанию ради патентов Компания Samsung объявила, что заканчивает все необходимые процедуры по приобретению CSR, занимающейся производством полупроводников. Эксперты отмечают, что данная сделка позволяет покупателю получить ряд уникальных […]
  • Договор коллективной материальной ответственности повара Юридический Форум Адвоката Студенецкого Материальная ответственность ПОВАРОВ Жуков Роман трибун Зарегистрирован: 01.03.2006Сообщения: 219Откуда: 42 Молодой юрист магистр Зарегистрирован: 09.03.2005Сообщения: 1014Откуда: Нерезиновая МИНИСТЕРСТВО […]

Вам также может понравиться