Пребывание иностранных граждан на территории узбекистана

Пребывание иностранных граждан на территории узбекистана

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 17 марта 1992 года №134

Об упорядочении пребывания иностранных граждан на территории Республики Узбекистан

В соответствии с Законом «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» и принимая во внимание необходимость обеспечения прав и свобод иностранных граждан, а также в целях упорядочения въезда-выезда, проживания и передвижения иностранных граждан по территории республики до принятия соответствующих законодательных актов Кабинет Министров постановляет:

1. Въезд иностранных граждан в Республику Узбекистан осуществляется на основании визовых документов, выдаваемых дипломатическими и консульскими представительствами Республики Узбекистан или государств СНГ по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2. Иностранные граждане, обладающие дипломатическими или служебными паспортами, равно как и постоянно проживающие на территории государств СНГ, в том числе аккредитованные в соответствующих ведомствах указанных государств, осуществляют въезд на территорию Республики Узбекистан по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

3. Иностранные граждане, прибывающие на территорию Республики Узбекистан, подлежат регистрации в установленном порядке в органах внутренних дел, а также принимающих организациях и учреждениях, кроме сотрудников иностранных дипломатических и консульских учреждений, членов их семей, а также других категорий иностранных граждан, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.

За нарушение порядка регистрации, проживание по недействительным документам, уклонение от выезда по истечении установленного срока в отношении них могут быть применены меры воздействия вплоть до выдворения из республики.

4. Создать при ОВИРе Министерства внутренних дел Республики Узбекистан службу регистрации и учета иностранных граждан и организовать ее работу в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, имеющих сообщение с другими зарубежными государствами и странами Содружества, согласно приложению.

Авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», Управлению Среднеазиатской железной дороги, Министерству автомобильного транспорта Республики Узбекистан выделить оборудованные помещения и создать необходимые условия для нормального функционирования пунктов регистрации и учета пребывающих иностранных граждан.

5. Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, Министерству иностранных дел, Службе национальной безопасности Республики Узбекистан в месячный срок подготовить проекты законов Республики Узбекистан «О въезде-выезде», «О правовом положении иностранных граждан в Республике Узбекистан», а также проекты постановлений Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан «О правилах пребывания иностранных граждан в Республике Узбекистан» и «О порядке аккредитования иностранных представителей при ведомствах и организациях Республики Узбекистан».

6. Министерству финансов Республики Узбекистан, Узконтрактторгу выделить дополнительные средства на содержание службы регистрации и учета иностранных граждан при ОВИРе Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Председатель Кабинета Министров И.Каримов

к постановлению Кабинета Министров от 17 марта 1992 года №134

Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан

1 Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Постановлению КМ РУз от г. N 408 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан иностранные граждане, включая граждан государств-участников СНГ, и лица без гражданства (далее по тексту «иностранные граждане») могут постоянно проживать или временно пребывать в Республике Узбекистан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 2. Настоящие Правила определяют порядок: а) временной прописки иностранных граждан, пребывающих в Республике Узбекистан, на срок действия въездной визы; (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) б) выдачи иностранным гражданам разрешений на постоянное проживание в Республике Узбекистан; в) передвижения иностранных граждан по территории Республики Узбекистан; г) сокращения сроков пребывания и выдворения из Республики Узбекистан иностранных граждан за нарушение законодательства и настоящих Правил. 3. Иностранные граждане, временно пребывающие в Республике Узбекистан, проживают в гостиницах или на иной жилой площади по своему выбору, с уведомлением принимающих организаций (министерств, ведомств, предприятий и организаций независимо от форм собственности и вида деятельности, постоянных представительств иностранных государств, представительств международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций) (далее по тексту — «организации»), а также лиц, пригласивших их в Республику Узбекистан по частным делам. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 203) 4. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Узбекистан, обязаны иметь при себе паспорта или заменяющие их документы (далее по тексту «национальные паспорта») и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) Об утрате национального паспорта иностранные граждане должны немедленно сообщить принимающей организации и в органы внутренних дел. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 5. Принимающие организации обеспечивают своевременное разъяснение иностранным гражданам их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики

2 Узбекистан и настоящими Правилами, точное выполнение установленных правовых норм в отношениях с иностранными гражданами, ведут соответствующий учет иностранных граждан, а также несут ответственность за обеспечение временной прописки их в соответствующих отделах внутренних дел Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, передвижения их по территории республики и выезд из Республики Узбекистан по истечении определенного им срока пребывания. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 6. В случаях, когда иностранный гражданин прибыл по приглашению одной из организаций, другая организация имеет право принимать его в Республике Узбекистан по своей линии, осуществляя в отношении этого гражданина обязанности и неся ответственность, предусмотренную пунктом 5 настоящих Правил. 7. Лица, пригласившие иностранных граждан в Республику Узбекистан по частным делам и предоставившие им жилую площадь, обязаны принимать меры к обеспечению временной прописки их в соответствующих отделах управления внутренних дел Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и оказывать им содействие в выезде из Республики Узбекистан по истечении определенного им срока пребывания. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) Предоставление этими лицами иностранным гражданам жилища, транспортных средств либо оказание им иных услуг не допускается в тех случаях, когда это заведомо влечет нарушение действующего законодательства Республики Узбекистан и настоящих Правил. 8. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Узбекистан, обязаны соблюдать ее законодательство и настоящие Правила. 9. Контроль за соблюдением требований настоящих Правил иностранными гражданами, а также должностными лицами и другими гражданами Республики Узбекистан осуществляют в пределах своей компетенции органы внутренних дел и Министерство иностранных дел во взаимодействии с органами власти на местах и правоохранительными органами Республики Узбекистан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 10. Порядок временной прописки и выдачи разрешений иностранным гражданам на постоянное проживание и передвижение по территории Республики Узбекистан может изменяться двусторонними и многосторонними соглашениями Узбекистана с другими странами, а также на паритетной основе Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) II. ПРОПИСКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН (Наименование в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 11. Временно пребывающие в Республике Узбекистан иностранные граждане проживают на территории Республики Узбекистан по национальным паспортам на основании временной прописки. Национальные паспорта представляются для временной прописки по прибытии в пункт назначения в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) За временную прописку иностранных граждан и лиц без гражданства на срок

3 действия въездной визы и за продление временной прописки на период продления срока действия визы: — до одного месяца — 20 долларов США; — до двух месяцев — 40 долларов США; — до трех месяцев — 60 долларов США; — до шести месяцев долларов США; — до одного года долларов США. За временную прописку граждан государств-участников СНГ на срок: — от трех суток до шести месяцев — 5 долларов США; — свыше шести месяцев — 10 долларов США. 12. Освобождаются от временной прописки: (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) а) главы государств и правительств зарубежных стран, члены парламентских и правительственных делегаций, прибывшие в республику по приглашениям Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, технический персонал этих делегаций, члены семей перечисленных лиц; б) лица, прибывшие в Республику Узбекистан по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178); в) иностранные граждане, не достигшие 16-летнего возраста; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178); г) иностранные граждане, прибывающие в Республику Узбекистан на праздничные и выходные дни или на срок до трех суток в обычные дни и выезжающие из республики в течение этих дней; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию); д) иностранные туристы, совершающие поездки, если срок их пребывания в каждом конкретном населенном пункте республики не превышает 3-х суток; е) члены экипажей иностранных военных самолетов (судов), прибывших в Республику Узбекистан в установленном порядке; Сход на берег и передвижение по территории Республики Узбекистан членам экипажей военных самолетов (судов) разрешается старшим (военным) начальником согласно плану приема прибывших военных самолетов (судов); ж) лица, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, при нахождении в городах и населенных пунктах на маршрутах выполняемых перевозок, в том числе в пунктах назначения; з) лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных судов, при нахождении в гарнизонах и пограничных городах, а при организованных выездах этих лиц на экскурсии

4 — и в других городах Республики Узбекистан. Оставление объектов указанной категорией иностранных граждан разрешается представителями пограничных войск в соответствии с действующими в портах правилами и инструкциями; и) лица, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в действующем расписании движения. 13. Временная прописка иностранных граждан осуществляется органами внутренних дел Республики Узбекистан. Ответственными лицами гостиниц, лечебных учреждений, санаториев и домов отдыха ведется учет поселившихся лиц. Орган внутренних дел два раза в неделю обязан направлять листки убытия и прибытия в адресно-справочное бюро по территориальности. Ответственные лица гостиниц, лечебных учреждений, санаториев и домов отдыха, независимо от форм собственности, обязаны в течение суток направлять для учета в адресно-справочное бюро по месту дислокации анкеты-заявления на поселившихся лиц, подлежащих прописке. Министерством иностранных дел Республики Узбекистан осуществляется аккредитация иностранных граждан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 14. В Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан аккредитуются следующие категории иностранных граждан: (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) а) главы иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица, военные атташе, административно-технический и обслуживающий персонал дипломатических представительств и консульских учреждений, а также члены их семей; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178); б) представители средств массовой информации и члены их семей; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178); в) прибывшие в Республику Узбекистан по служебным делам должностные лица международных межправительственных организаций и правительственных организаций иностранных государств, сотрудники представительств указанных организаций в Республике Узбекистан, а также сотрудники представительств стран при международных организациях, имеющих штаб-квартиру в Республике Узбекистан, которые в соответствии с уставными документами данных организаций или соответствующими договорами пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, а также члены их семей; (Подпункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 203). Подпункт «г» утратил силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от г. N 178 г) пребывающие по приглашению иностранных граждан, указанных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта.

5 Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, его представительствами указанным лицам выдаются аккредитационные карточки и производится запись об аккредитации непосредственно в их национальных паспортах. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 15. Иностранные граждане, не указанные в пунктах 12, 14 и 16 настоящих Правил, подлежат прописке в органах внутренних дел Республики Узбекистан, на основании письменных обращений принимающих организаций. Обращения должны подаваться в органы внутренних дел не позднее трех суток, исключая праздничные и выходные дни, с момента сдачи иностранными гражданами в принимающую организацию национальных паспортов для временной прописки. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) Иностранные граждане, пребывающие в Республике Узбекистан по частным делам, по приглашениям граждан, лично обращаются в органы внутренних дел для временной прописки и отметки имеющихся у них виз, если иной порядок въезда в Республику Узбекистан не установлен соглашением Республики Узбекистан с соответствующей страной. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 16. В гостиницах подлежат учету: (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) а) иностранные граждане, прибывшие в Республику Узбекистан по служебным, торговым или общественным делам, на лечение или отдых, в качестве туристов, а в исключительных случаях — по приглашениям граждан с разрешения органов внутренних дел, кроме иностранных граждан, указанных в пунктах 12 и 14 настоящих Правил. В случае прибытия иностранных граждан на лечение или отдых непосредственно в лечебные учреждения, в санатории или дома отдыха, их учет осуществляется ответственными лицами лечебных учреждений, санаториев и домов отдыха, независимо от форм собственности. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) б) владельцы национальных (дипломатических или служебных) паспортов, сотрудники ведомств иностранных дел зарубежных стран и члены их семей, прибывшие в Республику Узбекистан по частным делам. 17. Учет иностранных граждан, указанных в пункте 16 настоящих Правил, приравнивается к временной прописке и производится администрацией гостиниц в порядке, установленном законодательством на основании личных обращений этих граждан или письменных заявок принимающих организаций на срок, указанный в обращениях, турах, заявлениях, или срок действия визы. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 18. Запрещается оформление документов и размещение в гостиницах граждан, если они со дня въезда в Республику Узбекистан, т.е. с даты, проставленной контрольно-пропускным пунктом (КПП), по истечении трех дней пребывают на территории республики без временной прописки в органах внутренних дел, исключая праздничные и выходные дни. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 19. Обо всех иностранных гражданах, не имеющих въездные визы в Республику Узбекистан, а также допустивших другие нарушения, администрация гостиниц обязана

Смотрите так же:  Требования к полигонам по утилизации тбо

6 немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальности. Оформление пребывания в гостинице таких лиц может быть произведено только после получения разрешения от органов внутренних дел. 20. Оформление документов и продление пребывания иностранных граждан, размещенных в гостиницах, производится на срок, указанный в письменных ходатайствах принимающих организаций (для туристов — на срок действия тура), но в пределах срока действия визы. Пункт 21 утратил силу в соответствии с Постановлением КМ РУз от г. N Регистрация производится на весь срок пребывания в Республике Узбекистан по месту первоначального пребывания в гостиницах иностранных граждан после прохождения ими КПП. 22. Оформление регистрации документов на право жительства в Республике Узбекистан осуществляется в течение 48 часов с момента прибытия иностранного гражданина в гостиницу. 23. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, поселяются и учитываются в гостиницах по видам жительства в Республике Узбекистан на общих основаниях. 24. Дипломатические паспорта иностранных граждан, не аккредитованные в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, отделениях Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, подлежат учету в гостиницах в соответствии с настоящими Правилами. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) Аккредитованные в установленном порядке члены дипломатического корпуса в Республике Узбекистан, проживающие в гостинице на основании национального паспорта или аккредитационной карточки, подлежат учету по книгам и карточкам учета гостиниц без производства каких-либо отметок в паспортах и аккредитационных карточках. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 25. Контроль за соблюдением администрацией гостиниц требований по учету иностранных граждан осуществляют органы внутренних дел. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 26. Продление срока аккредитации или временной прописки иностранных граждан, указанных в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил, производится соответственно в Министерстве иностранных дел, органах внутренних дел Республики Узбекистан и гостиницах на срок действия виз после их продления в установленном порядке. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) 27. Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в Республику Узбекистан на срок до шести месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Республики Узбекистан. Транспортные средства, ввозимые в Республику Узбекистан иностранными владельцами на срок более шести месяцев, регистрируются в органах Государственной службы безопасности дорожного движения с заменой национальных номерных знаков. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от

7 г. N 203) Международные водительские удостоверения действительны для управления автотранспортными средствами на территории Республики Узбекистан. Национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении, действительны на территории Республики Узбекистан при наличии заверенного их перевода. Выдача иностранным гражданам или обмен этим гражданам национальных водительских удостоверений, не отвечающих требованиям указанной Конвенции, производится в порядке, предусмотренном для граждан Республики Узбекистан. Государственный технический осмотр транспортных средств иностранных владельцев также осуществляется в порядке, предусмотренном для граждан Республики Узбекистан. Предоставление иностранным гражданам для использования автомототранспорта, принадлежащего гражданам Республики Узбекистан или иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Узбекистан, оформляется в нотариальном порядке с уведомлением органов внутренних дел для замены госномерного знака автомототранспорта на соответствующую категорию, предназначенную для иностранных граждан. Автотранспорт, ввезенный иностранными гражданами под обязательство обратного вывоза, подлежит вывозу за границу по истечении установленного срока и не может отчуждаться на территории Республики Узбекистан. III. ВЫДАЧА ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН 28. Иностранные граждане могут постоянно проживать в Республике Узбекистан, если они имеют на то разрешение и вид на жительство. Вид на жительство в Республике Узбекистан выдается в соответствии с Положением о виде на жительство в Республике Узбекистан для иностранцев, лиц без гражданства и удостоверении лица без гражданства. 29. Разрешение на постоянное проживание в Республике Узбекистан выдается в установленном законодательством порядке иностранным гражданам на основании их заявлений-анкет Министерством внутренних дел Республики Узбекистан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 30. Иностранным гражданам, которые в течение года со дня окончания срока действия имеющихся у них заграничных паспортов не предъявят продленные или новые заграничные паспорта, органами внутренних дел выдаются виды на жительство в Республике Узбекистан для лиц без гражданства. 31. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, прописываются (временно прописываются) органами внутренних дел по месту постоянного жительства или временного проживания в соответствии с Положением о паспортной системе в Республике Узбекистан. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) IV. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 32. Иностранные граждане могут передвигаться по территории Республики Узбекистан, открытой для посещения иностранными гражданами. По прибытии в пункт назначения иностранные граждане должны временно прописаться в органах внутренних дел

8 Республики Узбекистан или встать на учет в гостиницах. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от г. N 178) (См. Предыдущую редакцию) 33. Въезд в пограничную зону и местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и их передвижение могут осуществляться только по разрешению органов внутренних дел: прибывших по линии принимающих организаций — на основании письменных обращений этих организаций; прибывших по частным делам — на основании личных письменных заявлений иностранных граждан. По просьбе принимающих организаций иностранным гражданам могут быть даны разрешения на многократный въезд и передвижение. 34. Порядок передвижения по территории Республики Узбекистан иностранных граждан, аккредитованных при Министерстве иностранных дел, определяется двусторонними договорами и на паритетной основе, если иное не предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Узбекистан. 35. Транзитное передвижение иностранных граждан по территории Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с Правилами транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Узбекистан (см. приложение N 3). 36. Иностранные граждане, изменившие место пребывания в Республике Узбекистан в нарушение настоящих Правил, обязаны по требованию органов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания или следовать в соответствии с избранными пунктами назначения. V. СОКРАЩЕНИЕ СРОКА ПРЕБЫВАНИЯ И ВЫДВОРЕНИЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 37. За нарушение настоящих Правил иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан. Нарушение настоящих Правил лицами, обязанными соблюдать их требования (включая лиц, пригласивших иностранных граждан в республику по частным делам либо оказывающих им услуги), влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. 38. Иностранному гражданину, нарушающему законодательство Республики Узбекистан или настоящие Правила, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в Республике Узбекистан. Срок пребывания иностранного гражданина в Республике Узбекистан может быть сокращен также в случаях, когда отсутствуют основания или средства для его дальнейшего пребывания. 39. Сокращение срока пребывания в Республике Узбекистан и выдворение иностранного гражданина за ее пределы производится в установленном законодательством порядке.

9 40. Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы Республики Узбекистан: а) в случае нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживания без документов на право жительства в Узбекистане или по недействительным документам, несоблюдения установленного порядка временной или постоянной прописки, передвижения или выбора места жительства, уклонения от выезда по истечении срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан; б) после исполнения или отбытия назначенного судом наказания за совершенное на территории Республики Узбекистан преступление либо освобождения от уголовной ответственности или наказания в случаях, предусмотренных законодательством, с последующим ограничением в праве на въезд. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от г. N 86) (См. Предыдущую редакцию) 41. Решения о сокращении срока пребывания и выдворении иностранного гражданина из Республики Узбекистан принимаются компетентными органами Республики Узбекистан. Иностранный гражданин обязан покинуть Республику Узбекистан в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат в соответствии с законодательством выдворению в принудительном порядке. Виза, выданная иностранному гражданину, при его выдворении за пределы Республики Узбекистан аннулируется. 42. Принимающие организации и частные лица, по приглашению которых иностранные граждане пребывают в Республике Узбекистан, могут ходатайствовать перед органами внутренних дел о сокращении срока пребывания и выдворении иностранных граждан из Республики Узбекистан. 43. Расходы по выдворению из Республики Узбекистан иностранных граждан, прибывших по служебным, частным, торговым или общественным делам, для учебы, повышения квалификации, работы или в качестве туристов, несут принимающие организации и частные лица, по приглашениям которых находятся в Республике Узбекистан выдворяемые иностранные граждане. Расходы по выдворению других иностранцев, в том числе постоянно проживающих в Республике Узбекистан, несут органы внутренних дел. 44. Иностранный гражданин вправе обжаловать решение о его выдворении из Республики Узбекистан и сокращении срока пребывания в Республике Узбекистан в порядке и на основании, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан. 45. Положения, содержащиеся в пунктах настоящих Правил, не распространяются на лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан, а также нормами международного права.

Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан

Рекомендации по посещению Узбекистана (выезду из Узбекистана) для лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, ранее имевших (имеющих) гражданство Республики Узбекистан

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан нет соглашения о двойном гражданстве. Внутренним законодательством России либо Узбекистана двойное гражданство не предусмотрено.

Обращаем внимание, что даже если лицом в установленном порядке приобретено гражданство Российской Федерации, но не осуществлён выход из узбекского гражданства в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, то на территории Республики Узбекистан наличие у него российского гражданства не будет признаваться государственными органами Узбекистана, и к нему будет применяться законодательство Республики Узбекистан как для гражданина Узбекистана.

В этой связи рекомендуем следующее:

  1. Перед въездом/выездом из Узбекистана убедиться, что Вами не допущено нарушений законодательства Республики Узбекистан в сфере паспортного режима, таких как выезд за границу без стикера разрешительной записи (вне зависимости от того, осуществлялся ли выезд по паспорту гражданина Российской Федерации либо Республики Узбекистан);
  2. Перед въездом/выездом из Узбекистана убедиться, что в отношении Вас принят в установленном порядке указ Президента Узбекистана о выходе из гражданства Республики Узбекистан (если нужно – обратившись в государственный орган, в который подавали заявление о выходе из гражданства Узбекистана) и Ваш паспорт гражданина Узбекистана сдан Вами в установленном порядке;
  3. При въезде в Узбекистан (выезде из Узбекистана) по заграничному паспорту Российской Федерации – иметь при себе справку об утрате гражданства Республики Узбекистан;
  4. В случае если Вы подали заявление о выходе из гражданства Республики Узбекистан, однако соответствующего решения принято не было – въезжать в Республику Узбекистан, выезжать из Республики Узбекистан и регистрироваться на территории Узбекистана только по действительному паспорту гражданина Республики Узбекистан, иметь при себе справку о факте подачи заявления о выходе из гражданства Республики Узбекистан – для документального подтверждения своего правового статуса лица, имеющего два гражданства;
  5. При выезде из Узбекистана по паспорту гражданина Республики Узбекистан, проездной билет желательно оформлять по этому же паспорту;
  6. Согласно законодательству Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, въезжая на территорию Российской Федерации, предъявляет паспорт гражданина Российской Федерации. Таким образом, штамп о пересечении государственной границы Российской Федерации проставляется в этот паспорт;
  7. При пересечении государственной границы Республики Узбекистан по паспорту гражданина Республики Узбекистан иметь на руках паспорт гражданина Российской Федерации и предъявлять его для демонстрации штампа о пересечении государственной границы Российской Федерации не запрещено, однако во избежание дополнительных проверок и недопонимания со стороны государственных служащих рекомендуется иметь также документальное подтверждение своего правового статуса (см. выше) лица, имеющего два гражданства;
  8. В случае если Вы приобрели гражданство Российской Федерации до июня 2002 года и не обращались с заявлением о выходе из гражданства Республики Узбекистан, во избежание всех вышеперечисленных проблем это рекомендуется сделать.

Какие последствия могут быть при неправильном оформлении выхода из гражданства Республики Узбекистан

Как известно, выезд граждан Республики Узбекистан за пределы Узбекистана (исключением являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина), а также переезд из Узбекистана на постоянное жительство в другую страну осуществляется в разрешительном порядке. Для этого необходимо в органах внутренних дел (отделы въезда-выезда и оформления гражданства, т.н. «ОВИРы») оформить специальный стикер разрешительной записи. Выезд лица, считающегося гражданином Республики Узбекистан, за границу без оформления такого стикера может быть квалифицирован как нарушение статьи 223 Уголовного кодекса РУ (незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан, наказывается лишением свободы до десяти лет). При этом, правоохранительные органы не принимают во внимание, по паспорту какого государства (Российской Федерации либо Республики Узбекистан) осуществлялся такой выезд.

Таким образом, если Вы приобрели гражданство Российской Федерации, а ранее имели (имеете) гражданство Узбекистана, Вам настоятельно рекомендуется убедиться, что перед выездом в третью страну Вы утратили гражданство Узбекистана (см. выше, как это проверить). Практика показывает, что данные факты, как правило, выявляются при въезде лица в Узбекистан и обращении в органы внутренних дел (отделы въезда-выезда и оформления гражданства, т.н. «ОВИРы») для оформления регистрации. Практика показывает, что данные факты могут быть выявлены не при первом обращении гражданина, а при последующих его поездках в Узбекистан (либо выезде из Узбекистана).

В соответствии с положениями ст.10 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» от 2 июля 1992 г. за гражданами Узбекистана не признается принадлежность к гражданству иностранного государства . Практика показывает, что в случае если лицо приобрело гражданство Российской Федерации и не вышло в установленном порядке из гражданства Республики Узбекистан, то властные органы Узбекистана, в соответствии со своим законодательством, рассматривают такое лицо не как гражданина Российской Федерации, а как гражданина Республики Узбекистан.

Даже если лицом в установленном порядке приобретено гражданство Российской Федерации, при задержании на территории Республики Узбекистан к нему будет применяться законодательство Республики Узбекистан. Возможности Посольства по защите прав и законных интересов в подобных случаях довольно ограничены: органы власти Республики Узбекистан в таком случае полномочны осуществлять свою юрисдикцию, а доказать в случае задержания факт отсутствия у лица гражданства Республики Узбекистан практически невозможно, так как вопросы гражданства Республики Узбекистан относятся к компетенции органов власти Узбекистана.

Смотрите так же:  Гражданство рф гражданам киргизии

Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан

Семейное право Узбекистана

Оглавление раздела (для перехода к справочной информации нажмите на название раздела):

Гражданам Российской Федерации, вступающим в брак с гражданами Республики Узбекистан

Основы семейного права Республики Узбекистан закреплены в Семейном кодексе Республики Узбекистан (СК РУ) (Утвержден Законом РУз от 30.04.1998 г. № 607-I,введен в действие с 01.09.1998 г.), а также принятыми в соответствие с ним нормативными актами (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 171 от 12.04.1999 г. и др.).

В соответствии с СК РУ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, пользуются на ее территории правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с гражданами Республики Узбекистан (ст. 234 СК РУ).

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан также заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписана в Минске 22.01.1993 года). Конвенция является источником коллизионного права при возникновении брачных отношений между гражданами России и Узбекистана.

Заключение брака

Брак между гражданином Узбекистана и гражданином России может быть заключен в органах ЗАГС Республики Узбекистан по месту жительства одного из будущих супругов. Брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин – 17 лет. Брак заключается по совместному заявлению лиц, вступающих в брак, как правило, по истечению месяца со дня подачи такого заявления.

Брак не может быть заключен в следующих случаях (ст. 16 СК РУ):

  1. между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом зарегистрированном браке;
  2. между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными (удочеренными);
  3. между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Лица, вступающие в брак, проходят медицинское обследование в учреждениях государственной системы здравоохранения на бесплатной основе. Объем и порядок проведения медицинского обследования устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан (ст. 17 СК РУ).

При заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга (ст. 20 СК РУ).

Брак, заключенный по религиозному обряду, не имеет правового значения (ст. 13 СК РУ), и соответственно, семейных правоотношений не порождает и семейным правом не регулируется.

Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован непосредственно в суд или вышестоящему в порядке подчиненности органу (ст. 13 СК РУ).

Имущество супругов и распоряжение им

Имущество (а также доходы), нажитое супругами во время брака, а также приобретенное до регистрации брака на общие средства будущих супругов, является их общей совместной собственностью, если законом или брачным договором не предусмотрено иное, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (ст. 23 СК РУ).

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) (ст. 25 СК РУ).

Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из них во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью (ст. 25 СК РУ).

Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, являющимся их общей совместной собственностью. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки (ст.24 СК РУ).

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению общим недвижимым имуществом, оформленным на его имя, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки (ст. 24 СК РУ).

Брачный договор

Брачный договор – соглашение супругов, заключенное до вступления в брак либо после вступления в брак, и регулирующее имущественные правоотношения супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, несению семейных расходов, участию в доходах друг друга, заключению с другими лицами имущественных договоров, совместному занятию предпринимательской деятельностью, определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов (ст. 31 СК РУ).

Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав, регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей, предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат нормам семейного законодательства (ст. 31 СК РУ).

Договор заключается в нотариальной форме, его заключение, расторжение, а также признание недействительным регулируется гражданским законодательством о договорах.

Расторжение брака

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния (ст. 42 СК РУ). В органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей производится расторжение брака, если другой супруг:

  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);
  • осужден к лишению свободы на срок не менее трех лет за совершение преступления (ст. 43 СК РУ).

При наличии спора о детях, о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, или о выплате средств на содержание нуждающемуся нетрудоспособному супругу расторжение брака производится в судебном порядке.

Брак расторгается судом, если будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными (ст. 41 СК РУ).

При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. При отсутствии соглашения между супругами по вопросам, а также при установлении, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

  • определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака;
  • определить, с кого из родителей и в каких размерах будут взыскиваться алименты на содержание несовершеннолетних детей;
  • произвести по требованию супругов (одного из них) раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;
  • определить по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, размер этого содержания.

В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд должен выделить требование о разделе имущества в отдельное производство. При рассмотрении дела о расторжении брака требования о взыскании средств, израсходованных на проведение свадьбы, не подлежат удовлетворению (ст. 44 СК РУ).

Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака именоваться этой фамилией либо по его желанию при вынесении судом решения о расторжении брака ему может быть возвращена добрачная фамилия (ст. 46 СК РУ).

Раздел общего имущества супругов

Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено (ст. 27 СК РУ).

В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества суд определяет, какая часть имущества подлежит передаче каждому из супругов. В тех случаях, когда одному из супругов передается имущество, превышающее по своей стоимости следуемую ему долю, второму супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. При прекращении семейных отношений суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания, собственностью каждого из супругов. Вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака, в дальнейшем составляют их общую совместную собственность. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности (ст. 27 СК РУ).

При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено брачным договором между супругами. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям. Если один из супругов израсходовал общее имущество по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи либо перевел его на другое лицо, то при разделе учитывается это имущество или его стоимость (ст. 28 СК РУ).

Споры о детях

Согласно судебной практике, спор о детях чаще всего включает в себя следующие аспекты:

  • спор о месте жительства детей;
  • взыскание алиментов для содержания несовершеннолетних детей;
  • лишение либо ограничение родительских прав.

Определение места жительства детей

Если супруги приходят к общему мнению, они заключают в письменной форме специальное соглашение о месте жительства совместных несовершеннолетних детей. В случае отсутствия соглашения место жительства таких детей определяет суд, руководствуясь следующими обстоятельствами:

  • степень привязанности ребенка к каждому из родителей;
  • возраст ребенка;
  • моральные и другие личные качества каждого родителя, отношения, которые существуют между ребенком и родителем;
  • возможность создания условий для надлежащего развития и воспитания ребенка;
  • семейное положение каждого родителя.

Практика решений судов показывает, что малолетние дети, как правило, остаются на проживание с матерью. Это, однако, не означает , что решение суда нужно рассматривать как неизменное вплоть до наступления совершеннолетия – условия жизни могут измениться в любой момент, в результате чего место жительства ребенка может быть изменено судом. В этом случае заинтересованный родитель может подать заявление определение места жительства ребенка снова.

Несмотря на место жительства, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 66 СК РУ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке (ст. 76 СК РУ).

Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие близкие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не выполняют решение органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством (ст. 77 СК РУ).

Алиментные обязательства в отношении детей и супругов

Смотрите так же:  Компенсация проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних (а также совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся в помощи) детей. С родителей, не выполняющих обязанности содержать несовершеннолетних детей добровольно, производится взыскание алиментов по решению суда или судебному приказу.

Если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 99 СК РУ).

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

  • бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;
  • нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
  • нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами (ст. 118 СК РУ).

При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер алиментов, взыскиваемых на содержание супруга (бывшего супруга) в судебном порядке, определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, но не менее одной третьей установленного законодательством минимального размера заработной платы (ст. 119 СК РУ).

Суд может освободить супруга по его требованию от обязанности содержать другого нуждающегося в помощи нетрудоспособного супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком в случаях:

  • если супруги состояли в браке непродолжительное время;
  • если брак был расторгнут вследствие недостойного поведения супруга, требующего выплаты средств на свое содержание;
  • если нетрудоспособность супруга, требующего выплаты средств на свое содержание, явилась результатом злоупотребления им спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами или совершения им умышленного преступления (ст. 120 СК РУ).

Лица, уклоняющиеся от исполнения решения суда о взыскании алиментов на несовершеннолетних или совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся детей, могут быть лишены родительских прав или привлечены к уголовной ответственности (ст. 116 СК РУ).

Лишение родительских прав, ограничение в родительских правах

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 79 СК РУ).

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по иску одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по искам органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. При рассмотрении дел о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на содержание ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора (ст. 80 СК РУ).

Родители, лишенные родительских прав, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и пособия, установленные законодательством для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства, если он не усыновлен. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав (ст. 81 СК РУ).

Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по иску родителей (одного из них), лишенных родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Одновременно с иском родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (ст. 82 СК РУ).

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на содержание ребенка с родителей (одного из них) (ст. 83 СК РУ).

Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и пособия, установленные законодательством для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства (ст. 84 СК РУ).

Родителям, родительские права которых ограничены судом, может быть разрешено общение с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Общение родителей с ребенком допускается с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок (ст. 85 СК РУ).

Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам (ст. 86 СК РУ).

Коллизионное регулирование

Вопросы применения законодательства некоторых стран СНГ (в том числе Российской Федерации и Республики Узбекистан), а также полномочия органов ЗАГС, судов, органов опеки и попечительства одной или другой страны, гражданами которой являются лица, между которыми существуют либо возникают семейно-правовые отношения, либо на территории которой такие лица проживают, регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписана в Минске 22.01.1993 года).

Ниже приведены некоторые статьи Конвенции, имеющие отношения к заключению брака, имущественным отношениям супругов, расторжении брака и рассмотрению судебных исков по семейно-правовым отношениям.

Статья 26. Заключение брака.

Условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства — законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Статья 27. Правоотношения супругов.

1. Личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство.

2. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй — на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются.

3. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй — другой Договаривающейся Стороны и один из них проживает на территории одной, а второй — на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство.

4. Если лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не имели совместного жительства на территориях Договаривающихся Сторон, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело.

5. Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество.

6. По делам о личных и имущественных правоотношениях супругов компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению в соответствии с пунктами 1 — 3, 5 настоящей статьи.

Статья 28. Расторжение брака

1. По делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления.

2. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй — другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.

Статья 29. Компетентность учреждений Договаривающихся Сторон

1. По делам о расторжении брака в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 28, компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если на момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другой Договаривающейся Стороны, то компетентны также учреждения этой Договаривающейся Стороны.

2. По делам о расторжении брака в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 28, компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой проживают оба супруга. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй — на территории другой Договаривающейся Стороны, по делам о расторжении брака компетентны учреждения обеих Договаривающихся Сторон, на территориях которых проживают супруги.

Статья 32. Правоотношения родителей и детей

1. Правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети.

2. По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство лицо, претендующее на получение алиментов.

3. По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Другие публикации:

  • 425 приказ министра обороны "Об организации выполнения в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, […]
  • Заявление на компенсацию родительской платы в детском саду как заполнять Формы и образцы заявлений Образец заявления на прием ребенка (скачать, DOC, 33 Кб) Согласие на обработку персональных данных родителей (скачать, DOC, 27 Кб) Заявление на перерасчет родительской платы (скачать, DOC, 22 Кб) Заявление на компенсацию части […]
  • Приказ об утверждении инструкций по охране труда в доу образец Приказ о вводе инструкций по охране труда в действие ПРИКАЗ №___ от "___"_____________г. О введении в действие инструкций по охране труда На основании Постановления «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных […]
  • Приказ 80 2003 ПРИКАЗ Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (ред. от 18.04.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ПРАВИЛА ОТПУСКА (РЕАЛИЗАЦИИ) ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272 В целях […]
  • Стоимость услуг адвоката 2019 Стоимость услуг адвоката Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны […]
  • Отдел опеки образования Отдел опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования МО Княжево Руководитель отдела: Пятирублева Юлия Николаевна. Главный специалист: Коробейникова Евгения Александровна. Часы приема граждан: вторник с 15:00 до 17:00, пятница с 11:00 […]

Вам также может понравиться