Пособие мгсн 301-01 жилые здания

Пособие к МГСН 3.01-01 Жилые здания

Пособие разработано в помощь проектировщику в создании современного жилища с целью повышения вариантности его объемно-планировочных решений, уровня комфорта проживания, экологических качеств, обеспечения безопасности людей при пожаре.

  • ГУП НИАЦ 2004 г.
  • 01 июл. 2004 г. Москомархитектура (Moskomarkhitektura) 104

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ
К МГСН 3.01-01

Авторы — канд. архитектуры С.И. Яхкинд (руководитель темы), профессор Ю.П. Григорьев, кандидаты архитектуры И.С. Генкина, Б.Ю. Бранденбург и Л.В. Петрова, канд. геогр. наук Л.И. Конова.

2 . ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры (архитекторы Л.П. Ревкевич и С.С. Горин).

4 . УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 01.07.04 № 104

Графика С.И. Яхкинд и М.Ю. Васильева.

В Пособии даются разъяснения по применению положений нормативного документа в практике проектирования, а также приводятся примеры объемно-планировочных решений жилых домов и квартир.

Пособие разработано в помощь проектировщику в создании современного московского жилища с целью повышения вариантности его объемно-планировочных решений, уровня комфорта проживания, экологических качеств, обеспечения безопасности людей при пожаре.

После каждого пункта в скобках «[ ]» даны ссылки на соответствующие пункты МГСН 3.01-01, к которым дается разъяснение.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСОБИЯ К МГСН 3.01-01 «ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ»

1.1 . [1.2] Пособие к МГСН 3.01-01 «Жилые здания» предназначено для использования при проектировании жилых зданий до 25 этажей включительно с высотой расположения верхнего этажа не более 75,0 м разных типов (одноквартирных и многоквартирных, в том числе специализированных квартирных жилых домов для престарелых и семей с инвалидами, общежитий для студентов и аспирантов), а также при разработке проектов реконструкции и модернизации 4 — 5-этажных жилых домов I периода индустриального домостроения (далее в тексте — реконструируемые и модернизируемые жилые дома).

Материалы Пособия не предназначены для проектирования инвентарных и мобильных жилых зданий, зданий с эпизодическим проживанием (мотели, пансионаты, гостиницы, ночлежные жилые дома), а также ведомственных общежитий для рабочих и служащих.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 . Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в тексте Пособия, приведен в Приложении А .

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 . В основу разработанного документа положена классификация московского жилища по уровню комфорта (табл. 1 ).

КЛАССИФИКАЦИЯ МОСКОВСКОГО ЖИЛИЩА ПО УРОВНЮ КОМФОРТА

Принципы нормирования площадей жилища

Нормируемые нижние и неограниченные верхние пределы площадей квартир или одноквартирных домов

Одноквартирные и многоквартирные жилые дома (блокированные, секционные, коридорные, смешанной планировочной структуры)

Нормируемые нижние и верхние пределы площадей квартир (жилых комнат общежитий)

Многоквартирные жилые дома (секционные, коридорные, смешанной планировочной структуры)

Специализированные многоквартирные жилые дома (секционные, коридорные, смешанной планировочной структуры) или группы квартир для одиноких инвалидов и семей с инвалидами (в том числе колясочниками), для одиноких престарелых и семей из двух престарелых

Общежития для студентов высших учебных заведений и аспирантов (секционные, коридорные, коридорно-секционные)

В настоящем разделе приведены основные характеристики жилых домов, которые могут быть использованы в застройке Москвы, даны принципиальные схемы и примеры объемно-планировочных решений домов различных типов: одноквартирных и блокированных, секционных (односекционных и многосекционных), коридорных и галерейных, а также домов смешанных планировочных структур.

В том числе выделено жилище, специфика которого определяется санитарно-гигиеническими характеристиками и градостроительными условиями шумозащищенные жилые дома и террасные жилые дома.

3.2 . [3.1] Одноквартирный жилой дом предназначен для проживания одной семьи. В зависимости от величины выделенного под застройку участка и композиционного замысла форма плана одноквартирного дома может быть разнообразной — от компактной прямоугольной до сложной, с криволинейными очертаниями наружных стен.

Примеры решений одноквартирных жилых домов приведены на рис. 1.

Рис. 1 . Примеры одноквартирных жилых домов.

3.3 . [3.1] Блокированный жилой дом характеризуется наличием непосредственных выходов на приквартирный участок из каждой квартиры, в том числе и при расположении ее выше первого этажа.

Размеры приквартирных участков для блокированных жилых домов следует определять по заданию на проектирование с учетом требований МГСН 1.01-99.

Блокированные жилые дома могут быть сформированы из квартир с различной формой плана — квадратной, прямоугольной, с конфигурацией Г- или Т-образной, криволинейной и др.

Варианты компоновки квартир в блокированных типах жилых домов приведены в табл. 2, а примеры планировочных решений блокированных жилых домов — на рис. 2.

Блокировка квартир может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали, в том числе через основные, подсобные или дополнительные помещения, включая гараж-стоянку. При этом могут быть запроектированы блокированные жилые дома с квартирами, в которых один или несколько уровней одной квартиры располагается над помещениями другой квартиры.

Рис. 2 . Примеры блокированных жилых домов.

ВАРИАНТЫ КОМПАНОВКИ КВАРТИР В БЛОКИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ

Возможно также построение блокированного жилого дома, в котором вход с приквартирного участка в каждую из квартир верхних этажей осуществляется по отдельной лестнице (открытой или закрытой). Пример такого решения блокированного жилого дома с закрытой лестницей приведен на рис. 3.

Рис. 3 . Четырехэтажный блокированный жилой дом из сборного железобетона со сложной системой блокировки квартир (МНИИТЭП, М4, проектное предложение. Архитекторы В. Датюк, Е. Староносова и другие):

а — план 1 этажа; б — план 2 этажа; в — план 3 этажа; г — план 4 этажа.

3.4 . [3.1] Жилым зданием секционного типа является здание, состоящее из одной или нескольких секций.

Многосекционный жилой дом формируется путем блокировки нескольких секций, являющихся элементами объемно-планировочной структуры дома, которые следует проектировать рядовыми и поворотными, в том числе с торцевыми окончаниями или без них.

Рядовые секции (в том числе с торцевыми окончаниями) по форме плана могут проектироваться прямолинейными или со сдвигом в плане, а также сложной формы (в том числе криволинейной, Т-образной и т.д. — рис. 4а, б).

Поворотные секции (в том числе угловые) могут проектироваться с развитием (табл. 3):

1 ) в двух направлениях (с углом поворота на 90°, 135° и др. — угловые секции);

2 ) в трех направлениях (с углом поворота на 90°, 120° и др.).

Секции могут проектироваться двух-, трех-, четырехквартирными, а также с большим числом квартир на этаже. В жилище I категории комфорта в пределах секции может быть выполнена одна квартира.

Схемы планировочных решений секций, различающихся набором квартир и характером блокировки, приведены в табл. 3.

Пособие мгсн 301-01 жилые здания

У — секция универсальной (неограниченной) ориентации

О (Ш) — секция ограниченной (меридиональной) ориетнации*

ЧО (М) — секция частично ограниченной (широтной) ориентации*

________________
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

Секции могут проектироваться двух-, трех-, четырехквартирными, а также с большим числом квартир на этаже. В жилище I категории комфорта в пределах секции может быть выполнена одна квартира.

Схемы планировочных решений секций, различающихся набором квартир и характером блокировки, приведены в табл.3.

В зависимости от размещения домов относительно сторон горизонта по условиям ориентации, исходя из требований инсоляции квартир (с учетом п.3.15 настоящего «Пособия»), секции могут проектироваться неограниченной (универсальной) ориентации, частично-ограниченной (широтной) ориентации и ограниченной (меридиональной) ориентации (рис.4).

На этаже секции универсальной (неограниченной) ориентации число одноуровневых квартир может составлять одну, две (рис.4ж) или три, а при размещении в ней только двухэтажных квартир с двухсторонней ориентацией — до восьми квартир (рис.4г, д, е).

На этаже секции ограниченной (меридиональной) ориентации могут быть запроектированы, как правило, шесть и более квартир в одном уровне (рис.4б), а также включать квартиры в двух уровнях.

3.5. [3.1] Односекционный жилой дом по форме плана может проектироваться:

с компактным планом различной конфигурации — квадратным, прямоугольным, круглым, эллипсовидным и др.;

с расчлененным планом — Т-образным, трехлучевым, крестообразным и др.

Примеры односекционных жилых домов с различной формой плана приведены в табл.4.

СХЕМЫ ОДНОСЕКЦИОННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

Форма плана односекционных жилых домов

Для односекционных жилых домов характерно максимальное использование периметра наружных стен для светового фронта квартир. При этом лестнично-лифтовой узел, как правило, размещается в центре плана жилого дома, что позволяет увеличить число квартир с двухсторонней ориентацией, обеспеченных сквозным или угловым проветриванием.

Односекционные жилые дома могут проектироваться с различным числом квартир на этаже в зависимости от ориентации жилого дома, принятого варианта планировочного решения и категории жилища.

Так, на этаже может быть запроектировано: при неограниченной ориентации жилого дома — одна или две квартиры (рис.5г); при частично ограниченной или ограниченной ориентации — до четырех квартир (рис.5а-в). В жилище I категории комфорта может быть выполнена и одна квартира на этаже.

Рис.5. Примеры планировочных решений односекционных жилых домов

Рис.5. Примеры планировочных решений односекционных жилых домов

а — 24-этажный каркасно-панельный жилой дом по Кантемировской ул., к.8 (ОАО Моспроект. Архитектор М.Скулимовский);

б — 24-этажный жилой дом из изделий И-155 (ГИПРОНИИ РАН. Архитекторы: Ю.Григорьев, А.Панфиль, В.Репин, Э.Судариков и другие);

в — 22-этажный жилой дом серии П4/22 (ГУП МНИИТЭП. Архитекторы: А.Самсонов, А.Бергельсон и другие);

г — 9-этажный жилой дом универсальной ориентации (ГУП МНИИТЭП, ЛТЖС, проектное предложение. Архитекторы: С.Яхкинд и И.Генкина).

В односекционных жилых домах могут применяться как одноуровневые, так и многоуровневые квартиры (рис.24г-д).

3.6. [3.1] Жилые дома коридорного типа в зависимости от компоновки квартир вдоль общего внеквартирного коридора подразделяются на две группы: с односторонним или с двухсторонним размещением квартир вдоль общего внеквартирного коридора (табл.5).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОРИДОРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

Кородир с одной или с
двух сторон дома

Коридор в центре дома

Коридор по обе стороны от оси дома

Квартиры в одном уровне (в том числе со спуском или подъемом из коридора)

Квартиры в двух уровнях

Квартиры в полууровнях со смещением на 1, 2, 3 марша

По форме плана коридорные жилые дома могут проектироваться:

протяженными — с общим внеквартирным коридором, соединяющим лестнично-лифтовые узлы (или лестничные клетки) по прямой;

с компактной формой плана — с общим внеквартирным коридором, как правило, имеющим круговой обход вокруг лифтового узла;

с лучевой формой плана — с общими внеквартирными коридорами, отходящими от одного из лестнично-лифтовых узлов (или лестничной клетки) в разные стороны.

Квартиры в коридорных жилых домах могут проектироваться как в одном уровне, так и в двух и более уровнях.

Примеры планировочных решений жилых домов коридорного типа различной ориентации приведены на рис.6.

Рис.6. Коридорные жилые дома

Рис.6. Коридорные жилые дома

I — с односторонним размещением одно- и двухуровневых квартир вдоль внеквартирного коридора — 9-этажный жилой дом в г. Зеленограде (Моспроект-2. Архитекторы: М.Покровский и Ф.Новиков): а — схема дома; б — планы 4-комнатной квартиры;

II — с двухсторонним размещением одноуровневых квартир вдоль внеквартирного коридора: 22-этажный жилой дом серии II-68-01/22-83 (МНИИТЭП. Архитекторы: Е.Иохелес, В.Дзедушицкий и другие): в — план типового этажа.

III — с двухсторонним размещением одноуровневых квартир — 22-этажный дом компактной формы плана жилого комплекса «Крылатские огни» (ЗАО «Пик-проект». Архитекторы: С.Хегай и другие): г — план 9-20 этажей.

IV — с двухсторонним размещением двухуровневых квартир вдоль внеквартирного коридора — 9-этажный жилой дом серии 84 (ЦНИИЭП жилища. Архитекторы: Е.Иохелес, В.Дзедушидский и другие): д — схема дома, е, ж — планы 3-комнатных квартир.

3.7. [3.1] Галерейные жилые дома могут проектироваться различными по характеру расположения галерей и по количеству уровней в квартирах. Классификация домов по этим признакам приведена в табл.6.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГАЛЕРЕЙНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

С учетом климатических условий г.Москвы галерейные жилые дома могут проектироваться в том числе и путем различного объединения объемов этих зданий:

крытым пассажем — фрагментов жилых домов с односторонними галереями, обращенными внутрь, с одноуровневыми или многоуровневыми квартирами (дома имеют меридиональную ориентацию);

крытым атриумом — фрагментов жилых домов с односторонними галереями, обращенными внутрь, с одноуровневыми или многоуровневыми квартирами (дома имеют широтную ориентацию).

3.8. [3.1] Жилые дома смешанной планировочной структуры (коридорно-секционные, секционно-блокированные и другие) проектируются за счет объединения в их планировочной структуре объемно-планировочных решений, характерных для различных типов жилых домов.

Коридорно-секционный тип жилого дома (рис.7) проектируется путем объединения планировочных структур домов секционного и коридорного типов.

Рис.7. Коридорно-секционный жилой дом

Рис.7. Коридорно-секционный жилой дом (МНИИТЭП, проектное предложение. Архитекторы: В.Дадья, Р.Саруханян, Т.Турина):

а — фрагмент плана коридорного этажа; б — фрагмент плана секционного этажа; в — схема плана коридорного этажа; г — схема плана секционного этажа.

В коридорно-секционных домах рекомендуется проектировать лифтовые или лестнично-лифтовые узлы, объединяя их коридорным этажом, который может располагаться через несколько этажей по высоте дома (от двух до четырех). При этом, промежуточные этажи дома имеют секционную структуру, а вертикальные коммуникации — лифтовые или лестнично-лифтовые узлы — могут быть включены в основной объем здания или располагаться вне его и быть соединены с ним переходами.

Для входа в квартиры, расположенные на секционных этажах, следует проектировать лестничные клетки, по которым осуществляется подъем или спуск с уровня коридорного этажа на секционные этажи.

Секционно-блокированный тип жилого дома проектируется в виде планировочной структуры, при которой первые этажи (как правило, один или два) включают блокированные квартиры, имеющие входы с придомовой территории (или придомового участка), а выше располагаются секционные этажи (рис.8).

Рис.8. Секционно-блокированный жилой дом

Рис.8. Секционно-блокированный жилой дом (Научно-архитектурный центр жилищного строительства Госкомархитектуры, проектное предложение. Архитекторы: Н.Кордо, Н.Сидлерова, Т.Берсенева и другие):

а — план 1 этажа; б — план 2 этажа; в — планы 3 и 4 этажей.

Для входа в квартиры, расположенные на секционных этажах, следует проектировать лестничные клетки (или лестнично-лифтовые узлы), по которым осуществляется подъем или спуск.

Для квартир блокированной части жилого дома такого типа допускается выход на основную лестничную клетку.

3.9. [3.13] Шумозащищенные жилые дома следует применять для застройки примагистральных территорий с повышенным уровнем транспортного шума. Эти дома проектируются:

1) с обычной планировочной структурой и конструктивно-техническими средствами шумозащиты;

2) со специальной планировочно шумозащищенной структурой;

3) со специальной планировочно шумозащищенной структурой и конструктивно-техническими средствами шумозащиты.

Шумозащищенные жилые дома рекомендуется проектировать со следующими объемно-планировочными характеристиками:

с конфигурацией плана — П-, С-образной, а также близкой к ним, в том числе усложненной (при обосновании акустическими расчетами — О-образной формой плана);

протяженностью — длиной фронта жилого дома вдоль магистральной улицы 100 м и более, боковых объемов — 30 м и более;

Смотрите так же:  Иск о взыскании арендной платы о присуждении

высотой — не менее 20 м.

При размещении шумозащищенных жилых домов на территории с выраженным рельефом, а также расположении магистральной улицы (улиц) ниже защищаемой территории высота здания уточняется, исходя из условий распространения шума. Меньшая высота допускается при обосновании акустическими расчетами.

Характерные типы шумозащищенных жилых домов для различных сторон магистрали показаны в табл.7, а примеры шумозащищенных секций и жилых домов приведены на рис.9.

ПРИЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТИПЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ С ПЛАНИРОВОЧНО ШУМОЗАЩИЩЕННОЙ СТРУКТУРОЙ

Рис.9. Примеры планировочно шумозащищенных решений в жилых зданиях

Рис.9. Примеры планировочно шумозащищенных решений в жилых зданиях

I — Т-образная 10-квартирная секция для застройки южной стороны магистрали: а — план типового этажа;

II — 2-квартирная секция неограниченной ориентации (МНИИТЭП, М4. Архитекторы: В.Датюк, Р.Богуславский): б — план типового этажа;

III — коридорный жилой дом неограниченной ориентации: в — план типового этажа; г — планы двухэтажных 3-комнатных квартир (МНИИТЭП, М4, проектное предложение. Архитектор Г.Бочаров).

3.10. [3.1]. Террасные жилые дома в Москве могут проектироваться для территорий с выраженным рельефом, а также и при его отсутствии — для участков плотной застройки в условиях недостаточной инсоляции и естественной освещенности.

Ступенчатое построение объема (по одной или нескольким сторонам) этих зданий может быть достигнуто за счет уменьшения: глубины комнат по торцам здания или по его фронту; числа комнат в квартире; количества квартир на этаже; этажей в смежных секциях.

Для территорий на рельефе, как правило, применяются дома со ступенчатым построением объема как вдоль протяженного фасада, так и поперек торцевой части здания. Для условий плоского рельефа допускается применение домов с террасированным построением объема по всем сторонам здания.

Террасные жилые дома могут проектироваться блокированными, секционными (рис.10б-в), коридорными (рис.10а), а также могут иметь смешанную планировочную структуру (табл.8).

Рис.10. Террасные жилые дома

Рис.10. Террасные жилые дома

I — 14-этажный односекционный сборно-монолитный жилой дом (ГУП МНИИТЭП, М3. Архитекторы: Ю.Григорьев, С.Пахомов): а, б — планы 13 и 14 этажей;

II — конкурсный проект односекционного 16-этажного жилого дома для Москвы (Архитекторы: Г.Павлов, В.Аникин и другие): в — планы изменяемых этажей; г — фрагменты планов 15-16 этажей; д — фрагменты планов 12-14 этажей.

ТЕРРАСНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА

типы жилых домов

3.11. [3.3] При проектировании реконструкции или модернизации 4-5-этажных жилых домов I периода индустриального домостроения особое внимание следует обращать на планировочные решения квартир, обеспечивая при этом соответствие требованиям раздела 4 МГСН 3.01-01, а при выполнении надстроек и пристроек — требованиям по пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим в пределах этих зданий, а также в зданиях на прилегающей территории.

3.12. [3.4] При разработке проектов модернизации жилых домов без изменения объема жилого здания (кроме пристройки лифтового узла) допускается:

изменение площадей квартир (или их отдельных помещений) в существующих габаритах жилого дома, в том числе изменение количества и типов квартир на этаже, а также проектирование смежно-изолированных квартир для семей, состоящих из нескольких поколений;

изменение функционального назначения помещений, в том числе существующих в их структуре нежилых помещений, расположенных на первом этаже, переустройство квартир первых этажей под нежилые помещения, а также устройство помещений дежурного по подъезду, технических помещений и др.

На рис.11 приведен проект модернизации 5-этажного жилого дома серии 1-515.

Рис.11. Проектное предложение по модернизации 5-этажных жилых домов серии 1-515

Рис.11. Проектное предложение по модернизации 5-этажных жилых домов серии 1-515 (ГУП МНИИТЭП, ЛФР. Архитекторы: Б.Дмитриев, Н.Бурмистрова):

а — план 1 этажа; б — план типовых этажей.

3.13. [3.5] При разработке проектов реконструкции жилых домов с изменением объема жилого здания допускается:

пристройка новых объемно-планировочных элементов, в том числе квартир или их помещений, лестнично-лифтовых узлов, тамбуров и др.;

надстройка жилых домов на один (в том числе мансардный) или два этажа, а также разборка совмещенных кровель и чердаков;

изменение функционального назначения помещений, в том числе существующих в их структуре нежилых помещений, расположенных на первом этаже, переустройство квартир первых этажей под нежилые помещения, устройство помещений дежурного по подъезду, технических помещений и др.

На рис.12 приведен проект реконструкции 5-этажного жилого дома серии 1-511.

Рис.12. Проект реконструкции 5-этажных жилых домов серии 1-511

Рис.12. Проект реконструкции 5-этажных жилых домов серии 1-511 (ОАО ЦНИИЭП жилища):

а — план 1 этажа; б — план 2-5 этажей; в — план 6 этажа; г — план 7 этажа.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.14. [3.7] Минимальные высоты и правила подсчета площадей помещений с наклонными ограждающими конструкциями и помещений с антресолями. Минимальные высоты помещений определяются, исходя из эргономических требований и функционального назначения помещения.

Правила подсчета площадей помещения с наклонными ограждающими конструкциями ( ) в зависимости от углов их наклона к горизонту и минимально нормируемых высот от пола до наклонного потолка ( ) приведены на рис.13.

Рис.13. Правила подсчета площадей для помещений с наклонными ограждающими конструкциями

Рис.13. Правила подсчета площадей для помещений с наклонными ограждающими конструкциями. I — схемы разрезов; II — схемы планов.

а — глубина помещения с высотой 2,5 м;

b — ширина помещения;

с — глубина части помещения с высотой 1,6 м 2,5 м при углах наклона к горизонту 45° и более (или 1,9 м 2,5 м при углах наклона к горизонту от 30° до 45°).

d — глубина части помещения с высотой 1,6 м при углах наклона к горизонту 45° и более (или 1,9 м при углах наклона к горизонту от 30° до 45°).

Зоны помещений, имеющие высоту менее нормируемой, в подсчете площадей не учитываются, их рекомендуется использовать для размещения хозяйственных емкостей или элементов мебели.

В помещениях с высотой в свету, как правило, не ниже 4,4 м допускается устройство промежуточных уровней или антресолей.

При этом проходы под антресолями и над ними допускается выполнять высотой не менее 2,1 м, а при подсчете площадей учитывать данные помещения с коэффициентом 1,0 (рис.14).

Рис.14. Правила подсчета площадей для помещений с антресолями

Рис.14. Правила подсчета площадей для помещений с антресолями

I — схема разреза, II — схемы планов.

a1 — глубина помещения под антресолями с высотой 2,1 м;

а2 — глубина помещения на антресолях с высотой 2,1 м;

b — ширина помещения с антресолями.

3.15. [3.8]. Инсоляцию квартир следует определять по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. При этом, если все квартиры дома (или секции), обеспечены нормативной инсоляцией при любой постановке его относительно сторон горизонта, то данный дом имеет неограниченную (универсальную) ориентацию, при постановке по параллели или меридиану — частично-ограниченную (широтную) ориентацию, а при постановке по меридиану — ограниченную (меридиональную) ориентацию.

Возможные отклонения от параллели или меридиана определяются на основании результатов расчета продолжительности инсоляции помещений согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

3.16. [3.9] Взаимосвязь предельной длины общих внеквартирных коридоров и характера расположения и ширины световых карманов показана на рис.15.

Рис.15. Предельная длина внеквартирных (L) коридоров и ширина световых карманов (а) по условиям естественного освещения

Рис.15. Предельная длина внеквартирных (L) коридоров и ширина световых карманов (а) по условиям естественного освещения: 1 — через лестничную клетку; 2 — через лифтовый холл; 3 — с торца коридора и через световой карман (в том числе холл, лифтовый холл, лестничную клетку); 4, 5 — через световые карманы (в том числе холлы, лифтовые холлы, лестничные клетки); 6 — с одного торца коридора; 7 — с двух торцов коридора.

3.17. [3.9] Примеры размещения кухонь и кухонь-ниш без естественного освещения в квартирах жилища I и II категории комфорта, а также в жилых ячейках общежитий приведены на рис.16.

Рис.16. Примеры решений кухонь-ниш и кухонь без естественного освещения

Рис.16. Примеры решений кухонь-ниш и кухонь без естественного освещения

I — в жилище I категории комфорта: а — 1-комнатная квартира (Архитекторы: Б.Уборевич-Боровский и А.Вязьмин); б — 3-комнатная квартира (Архитекторы: А.Вануни, Л.Малащонок и Н.Захаров);

II — в жилище II категории комфорта: в, г — 1-комнатная квартира (МНИИТЭП, ЛТЖС, проектное предложение. Архитекторы: С.Яхкинд и И.Генкина): д, е — 1- и 2-комнатные квартиры серии на широком шаге (МНИИТЭП, М4, проектное предложение. Архитекторы: В.Горчаков, Е.Староносова);

III — в жилой ячейке общежития (ж).

3.18. [3.9, 3.48] Остекление летних помещений может быть запроектировано в квартирах многоквартирных жилых домов и в одноквартирных жилых домах.

Проектируя остекление летних помещений (балконов или лоджий) в квартирах многоквартирных жилых домов, следует предусматривать комплекс санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий:

остекление балконов и лоджий, как правило, раскрываемое, выполненное с учетом нормативных требований по естественному освещению;

конструктивно-технические мероприятия, исключающие проникновение влаги;

конструктивные элементы остекления с расположением их от уровня пола летнего помещения на расстоянии, как правило, 1,0 м и более до нижней части конструктивного элемента и, при этом не менее, чем через 1,2 м до его верхней части и с шириной между вертикальными элементами конструкций не менее 0,7 м для обеспечения доступности квартиры с внешней стороны при пожаре.

При подсчете площадей остекленных летних помещений их площади принимаются согласно действующим правилам подсчета площадей: с коэффициентом 0,35 — для балконов; коэффициентом 0,5 — для лоджий.

При расчете инсоляции для квартир и их помещений остекление балконов и лоджий не учитывается. Примеры остекления летних помещений в жилых домах секционного типа приведены на рис.17.

Рис.17. Остекление летних помещений

2 — вертикальный конструктивный элемент;

3 — нижний конструктивный элемент;

4 — остекленная створка;

5 — сдвигаемое стекло;

6 — верхний конструктивный элемент.

Рис.17. Остекление летних помещений:

I — схемы остекления: а — с раскрываемыми створками;

б — с раздвигаемым остеклением;

II — примеры остекления летних помещений: в — в двухкомнатной квартире жилого дома серии «Юбилейный» (ГУП МНИИТЭП);

г — в трехкомнатной квартире 23-этажного дома серии П3М (ГУП МНИИТЭП).

3.19. [3.13] Обеспечение защиты квартир от транспортного шума может быть достигнуто в шумозащищенных жилых зданиях за счет применения:

конструктивных средств шумозащиты с повышенными звукоизолирующими свойствами наружных ограждающих конструкций, а также окон и балконных дверей (в том числе с учетом Пособия к МГСН 2.04-97 «Проектирование защиты от транспортного шума и вибрации жилых и общественных зданий»);

технических средств шумозащиты, в том числе клапанов-глушителей и других инженерно-технических устройств для снижения уровня шума при обеспечении нормативного воздухообмена в квартире.

планировочных приемов формирования жилых домов (с учетом п.3.9 настоящего Пособия и «Рекомендаций по проектированию экономичных планировочно шумозащищенных жилых домов»).

При проектировании планировочно шумозащищенных жилых домов жилища II категории комфорта на сторону магистральных улиц с повышенным уровнем транспортного шума допускается ориентировать (см. рис.9):

окна жилых помещений квартир — одной общей комнаты (гостиной) в квартирах с числом жилых комнат 3 и более;

подсобные помещения квартир (кухня, кладовая, передняя и другие);

летние (в том числе остекленные) помещения квартир;

внеквартирные коммуникации — коридоры, холлы, лестницы, лифтовые холлы, а также помещения системы мусороудаления, хозяйственные кладовые и внеквартирные летние помещения.

В квартирах жилища I категории комфорта на сторону магистральных улиц с повышенным уровнем транспортного шума допускается ориентировать вышеперечисленные помещения, а также окна дополнительных помещений.

3.20. [3.18] Выбор строительных и отделочных материалов осуществляется, исходя из критериев их безопасности, в соответствии с Перечнем разрешенных в строительстве материалов и при наличии сертификатов их качества.

3.21. [3.19] Для выявления источников природного и техногенного ионизирующего излучения, в том числе радона на участке и принятия решения о строительстве на нем жилого здания необходимо выполнить замеры по состоянию гамма-фона, уровню радиоактивного излучения, поступлению радона в соответствии с требованиями, изложенными в НРБ-99 и МГСН 1.01-99.

При уровнях гамма-фона и радиоактивного излучения на участке выше нормируемых значений строительство жилого здания не допускается.

Для исключения или ограничения поступления радона в квартиры из технического подполья (технического подвального или цокольного этажа) жилого здания могут быть рекомендованы мероприятия, перечень и ориентировочные показатели эффективности применения которых представлены в табл.9.

Таблица 9 (рекомендуемая)

МЕРОПРИЯТИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ РАДОНА В ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Пособие мгсн 301-01 жилые здания

СТОЯНКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1. РАЗРАБОТАНО Московским архитектурным институтом (государственная академия) — МАРХИ.

Авторский коллектив под руководством проф. Подольского В.И.: арх. Повтарь В.Я., инж. Маслов А.А., канд.техн.наук Ильминский И.И., канд.арх. Пирогов Ю.М., инж. Кожушко Т.Г., инж. Боксер А.Н., инж. Филатова М.Н., доктор арх. Голубев Г.Е., сан.врач Фокин С.Г., сан.врач Черный В.С.

2. СОГЛАСОВАНО Москомархитектурой, УГПС ГУВД г.Москвы; и ЦГСЭН в г.Москве.

3. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. УТВЕРЖДЕНО Указанием Москомархитектуры от 02.12.97 г. N 47.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие подготовлено с целью оказания помощи проектировщикам, разрабатывающим проекты стоянок легковых автомобилей (автостоянок) в г.Москве.

1.2. При подготовке выпуска 1 Пособия учтен опыт проектирования автостоянок в Москве и применения МГСН 5.01-94* в 1994-1997 гг. по данным Мосгосэкспертизы. В состав выпуска 1 Пособия включены разъяснения и рекомендации, способствующие решению наиболее часто встречающихся проблем, связанных с разработкой планировки и противопожарной защиты автостоянок. В выпуске 1 Пособия приводятся примеры планировочных решений автостоянок, согласованных Мосгосэкспертизой и принятых к строительству. Учитывая широкий круг проблем, возникающих при проектировании и строительстве автостоянок в Москве, намечена подготовка нескольких выпусков Пособия. В очередной выпуск Пособия будут включены вопросы вентиляции, шумозащиты и другие проблемы санитарной защиты при проектировании автостоянок.

1.3. Разъяснения и рекомендации, вошедшие в настоящее Пособие и учитывающие сложившийся опыт проектирования автостоянок, не следует считать нормативными требованиями. Проектировщики вправе принимать другие решения, отвечающие действующим нормам.

1.4. Нормативные документы, применяемые при проектировании автостоянок:

СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.»

СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений».

МГСН 5.01-94* «Стоянки легковых автомобилей».

МГСН-1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» (Корректировка и дополнение ВСН 2-85).

МГСН 4.04-94 «Многофункциональные здания и комплексы».

ГОСТ 12.1.004. «Пожарная безопасность. Общие требования».

СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* «Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей».

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

НПБ 239-97. «Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость».

НПБ 240-97 «Воздуховоды. Методы испытаний на огнестойкость».

ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».

Смотрите так же:  Порядок назначения и освобождения от должности прокурора

ОНТП 01-91 (Росавтотранс) «Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

СНиП 2.04.01-85* «Водопровод и канализация зданий».

НПБ-110-96 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара».

ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

2. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ АВТОСТОЯНОК

2.1. Планировочные параметры помещений автостоянок

При проектировании помещений для хранения автомобилей и постов технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) основными факторами, определяющими размеры сооружений, являются габариты автомобилей и наименьшие радиусы их поворотов.

В таблице 1 приведены основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов (1 категории), наиболее часто встречающиеся в практике проектирования. К автомобилям 1 категории относятся автомобили, имеющие длину до 6 м и ширину — до 2,1 м.

Габаритные размеры, мм

Миним. внеш. габаритный радиус, мм

Легковые особо малый класс

Легковые малый класс

«Жигули», «Москвич», «Ford-Escort», «Volkswagen» и др.

Легковые средний класс

«Волга», «Audi», «BMW», «Mercedes-Benz» (С200, С320)

Микроавтобусы особо малого класса

«РАФ», «УАЗ», «ГАЗ» (Автолайн)

Примечание. При проектировании автостоянок для других марок автомашин следует руководствоваться их габаритами, указанными в паспортах.

В таблице 2 приведены рекомендуемые расстояния между автомобилями, элементами строительных конструкций зданий и сооружений в помещениях хранения автомобилей и в помещениях ТО и ТР.

Расстояния до автомобилей

на постах ТО и ТР

на местах хранения

От торцевой стороны автомобиля до стены

То же, до стационарного технологического оборудования

От продольной стороны автомобиля до стены

Между продольными сторонами автомобилей

Между автомобилем и колонной

От торцевой стороны автомобиля до ворот

При увеличении защитных зон автомобиля, приведенных в табл.2, на 0,1; 0,2; 0,3 и 0,4 м (но не более) ширина внутреннего проезда (табл.3) может быть уменьшена соответственно на 0,15; 0,3; 0,45 и 0,6 м.

Автомобиль при движении в пределах здания совершает повороты и другие маневры, в том числе при установке его на место хранения или для ТО и ТР. При этом должны соблюдаться так называемые защитные зоны (рекомендуемое приближение), исключающие взаимные повреждения въезжающего автомобиля и автомобилей, стоящих в одном или в противоположном с ним ряду (по другую сторону проезда).

Ширина внутреннего проезда в помещениях хранения автомобилей и постах ТО и ТР, приведенная в табл.3, определена с учетом рекомендуемого приближения движущегося автомобиля к конструкциям здания (сооружения), к оборудованию и к автомобилям на местах хранения.

типы автомобилей, класс

ширина внутреннего проезда, м

в помещениях хранения автомобилей

в помещениях постов ТО и ТР

при установке автомобилей

без дополнит. маневра

без доп. маневра

без дополнит. маневра

без дополнительного маневра

угол установки автомобилей к оси проезда

угол установки автомобилей к оси проезда

легковые особо малого класса

легковые малого класса

легковые среднего класса

микроавтобусы особо малого класса

Для условий, отличных от приведенных в табл.1 и 2, необходимые при проектировании планировочные параметры проезда могут быть определены графическим путем при помощи шаблона (рис.1). Шаблон изготавливается из прозрачного материала в масштабе чертежа, накладывается на него и вращается относительно оси О. При этом рекомендуется выполнять следующие условия:

в помещениях хранения автомобилей у въезда на машино-место от строительных конструкций (оборудования) до въезжающего автомобиля должно оставаться не менее 0,2 м (защитная зона), а с противоположной стороны от въезда — не менее 0,7 м;

на постах ТО и ТР соответственно — не менее 0,3 и 0,8 м.

а — длина автомобиля; б — ширина автомобиля; е — задний свес;

R — внешний габаритный радиус; g — рекомендуемое приближение автомобиля

к конструкциям здания (оборудованию) при въезде;

r — внутренний габаритный радиус (определяется в процессе построения шаблона);

О — ось вращения шаблона.

Рис.1 Шаблон для определения ширины проезда

2.2. Схемы расстановки автомобилей

На рис.2 представлены наиболее распространенные планировочные типы автостоянок.

а — манежный; б — боксовый; в — боксовый в закрытом помещении

Рис.2 Планировочные типы автостоянок

На рис.3 показано расположение мест хранения и внутренние проезды (с указанием их размеров) для автомобилей среднего класса при условии соблюдения минимальных расстояний приближения автомобилей друг к другу и к элементам строительных конструкций (оборудованию), приведенных в таблицах 1, 2 и 3. В помещении хранения автомобилей манежного типа расстояние от колонны до ближайшей границы проезда рекомендуется принимать около 0,5 м, при этом конструктивный шаг по проезду составит примерно 7,1 м.

а — расположение под углом 90°

б — расположение под углом 60°

в — расположение под углом 45°

г — расположение под углом 90° (боксы в закрытом помещении)

д — расположение под углом 45° с двумя проездами.

Рис.3 Примеры расстановки автомобилей

При сравнении представленных на рис.3 вариантов расположения автомобилей следует вывод, что наиболее экономичной по площади на один автомобиль (S кв.м) является стоянка манежного типа с перпендикулярным расположением автомобилей к оси проезда (S=22,4 кв.м).

Могут применяться и другие размеры секций и шага колонн, но при соблюдении размеров мест хранения и внутренних проездов не менее рекомендуемых таблицами 1, 2, 3.

2.3. Рампы и лифты

Для организации перемещения автомобилей по вертикали в многоэтажных автостоянках используются рампы и лифты.

Устройство рамп, их количество и организация движения на них оказывают непосредственное влияние на планировку стоянки.

На рис.4 представлена классификация рамп и рамповых устройств, а на рис.5 изображены наиболее применяемые типы рамп.

Рис.4 Классификация рамп

Рампы могут быть изолированными и неизолированными от помещений хранения автомобилей.

а — пристроенные прямолинейные однопутные рампы

б — встроенные прямолинейные двухпутные рампы (два одноходовых винта)

в — то же, однопутные рампы (два одноходовых винта)

г — то же, перекрещивающиеся рампы

д — прямолинейные однопутные рампы (один двухходовой винт)

е — однопутные полурампы (два одноходовых винта)

ж — то же, комбинированные

з — пристроенные криволинейные однопутные рампы (два одноходовых винта)

и — однопутная эллиптическая рампа (один двухходовой винт)

Рис. 5 Наиболее применяемые рампы

Встроенные неизолированные рампы (рис.5, б-д), предусматривающие транзитное движение автомобилей через этажи автостоянки, в соответствии с п.2.28 МГСН 5.01-94* могут быть применены в стоянках не выше 3 этажей и общей площадью не более 10400 кв.м.

Полурампы (рис.5, е, ж) применяются, как правило, в автостоянках открытого типа.

Наибольшее распространение получили изолированные наружные рампы, пристроенные или встроенные (рис.5, а, з, и).

Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7%.

Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:

закрытые отапливаемые прямолинейные рампы — 18%;

закрытые отапливаемые криволинейные рампы — 13%;

закрытые неотапливаемые и открытые, не защищенные от атмосферных осадков рампы, — 10% (при подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон может быть увеличен, но не более чем до 18% и 13% соответственно),

поперечный уклон криволинейных и прямолинейных рамп — 6%.

Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м.

Ширина проезжей части рамп определяется в зависимости от размеров наибольшего автомобиля, пользующегося рампой, согласно табл.4.

Ширина проезжей части рампы, м

наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м

удвоенная наибольшая ширина автомобиля (м) плюс 1,8 м, но не менее 5 м

ширина наибольшего автомобиля (м) плюс 1 м, но не менее 3,1-3,3 м

удвоенная наибольшего автомобиля (м) плюс 2,2 м, но не менее 6,2-6,6 м

Приведенные в таблице 4 ширины проезжей части криволинейных рамп необходимо проверять путем построения проекции, образуемой движущимися по рампе наибольшим автомобилем. Ширина проекции определяется с помощью шаблона (рис.1), при этом ось вращения (О) должна находиться в центре окружности криволинейной рампы. Ширина указанной проекции равна R минус r, чем больше радиус криволинейной рампы, тем меньше разница между R и r (но не меньше ширины автомобиля).

По обеим сторонам проезжей части рампы рекомендуется предусматривать краевые отбойные барьеры высотой 0,1 м и шириной 0,2 м, а при двухпутных рампах — еще средний отбойный барьер шириной 0,3 м, разделяющий рампу на две полосы движения.

Рампы, по которым предусматривается пешеходное движение, должны иметь тротуар шириной не менее 0,8 м. На рампах с криволинейным движением тротуар рекомендуется в большинстве случаев располагать по внутреннему краю рампы.

Пропускная способность рампы для одной полосы движения определяется скоростью движения по рампе и интервалом между движущимися автомобилями.

Расчетная скорость движения по рампе не должна превышать 15 км/час при интервале между движущимися автомобилями не менее 20 м. При наличии такого интервала и высоте этажа до 3 м в пределах междуэтажной длины рампы будет находиться лишь один автомобиль, что отвечает требованиям безопасности движения.

Пропускная способность рампы с одной полосой движения автомобилей в час — D теоретически определяется по формуле:

,

где t — интервал времени (сек) между движущимися автомобилями

,

где: i — расстояние между движущимися автомобилями в м,

v — скорость движения в км/час.

При скорости движения 10 км/час и расстоянии 20 м

сек автомобилей в час.

Во избежание возможной закупорки рампы (независимо от расчета ее пропускной способности) в многоэтажной автостоянке целесообразно принимать следующее минимальное количество рамп при числе автомобилей на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно — не менее одной однопутной рампы;

св. 100 до 200 включительно — не менее одной двухпутной рампы;

св. 200 до 1000 включительно — не менее двух однопутных рамп;

св. 1000 — не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп.

При применении одной однопутной рампы, используемой как для подъема, так и для спуска автомобилей (разновременно), должна быть предусмотрена соответствующая сигнализация.

В случае применения лифтов для вертикального перемещения автомобилей (п.2.23 МГСН 5.01-94*) следует исходить из того, что один стационарный лифт рекомендуется рассчитывать не более чем на 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого.

Кабина автомобильного лифта по своим внутренним размерам должна превышать габариты автомобиля по ширине на 1,0 м (0,6 м — при наличии дежурного диспетчера); по длине — на 0,8 м; по высоте (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств (по заданию на проектирование) — на 0,2 м.

Движение автомобилей на въездных рампах независимо от типа последних рекомендуется проектировать в направлении против часовой стрелки; движение же на выездных рампах в зависимости от их типа может иметь направление как по часовой стрелке, так и против, однако предпочтительнее последнее.

Разновидностью многоэтажных автостоянок являются так называемые скатные стоянки, в которых рамповые устройства отсутствуют.

Особенность скатных стоянок заключается в том, что они имеют на всех этажах наклонные полы, по которым происходит как междуэтажное, так и внутриэтажное движение автомобилей, и одновременно размещаются места хранения автомобилей, располагаемые поперек наклонного пола (с уклоном не более 6%), как показано на рис.6.

Рис.6 Расположение автомобилей (скатная стоянка)

Скатная стоянка может иметь: один одноходовой винт при двустороннем движении в проездах (рис.7-а), два смежно расположенных одноходовых винта с односторонним движением (рис.7-б), или один двухходовой винт (рис.8).

Рис.7 Схемы скатной стоянки с:

а — одним одноходовым винтом

б — двумя одноходовыми винтами

Рис.8 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом

Почти все типы скатных автостоянок характеризуются непрерывностью движения автомобилей через все нижележащие этажи.

Для сокращения пути движения в скатных автостоянках применяют различные приемы, в том числе устройство зданий цилиндрического объема; устройство переходных боковых проездов с нормальными рамповыми уклонами; включение в объем скатной автостоянки дополнительного рампового устройства, которое взаимодействует с наклонными полами (рис.9).

Рис.9 Схема скатной стоянки с рамповым устройством

2.4. Организация въездов и выездов с учетом режима использования автостоянок

По характеру использования автостоянки предназначаются для постоянного (с закрепленными за индивидуальными владельцами местами) и кратковременного хранения автомобилей.

Автостоянки постоянного хранения характеризуются ярко выраженными пиками интенсивности въездов и выездов автомобилей в утренние и вечерние часы. В автостоянках кратковременного хранения въезды и выезды относительно равномерно распределены в течение всего дня.

В последние годы в Москве с ростом парка легковых автомобилей резко повысилась интенсивность их эксплуатации, в том числе и в зимнее время года.

На основе натурных наблюдений в табл.5 приведены ориентировочные показатели режимов содержания автомобилей в стоянках при различном их использовании.

под жилыми домами

Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест

То же одновременно въездов

Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест в стоянке в холодный период года (при отрицательных температурах)

То же одновременно въездов

Общий разбор автомобилей в наиболее напряженные сутки в % от общего количества мест в стоянке

Показатели табл.5 рекомендуются для расчетов максимальных секундных и годовых выбросов в час пик при определении загазованности окружающей атмосферы.

Въезды и выезды из автостоянок должны обеспечиваться хорошим обзором и располагаться так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.

В целях улучшения контроля зоны въезда и выезда на территорию автостоянки въезд рекомендуется устраивать рядом с выездом.

Въездная и выездная полосы должны иметь ширину не менее 3 м; на кривых участках ширина полосы увеличивается до 3,5 м.

Количество въездных и выездных полос определяется по пропускной способности контрольного пункта, которая составляет:

при ручном контроле на въезде — до 500 авт/час;

то же на выезде — до 400 авт/час;

при автоматическом контроле на въезде — до 450 авт/час;

то же на выезде — до 360 авт/час;

при кассовой оплате при выезде — до 200 авт/час.

Общее количество полос движения на въезде и выезде рекомендуется не менее двух.

Проем ворот для въезда и выезда автомобилей следует принимать с учетом следующих габаритов приближения:

превышение наибольшей ширины автомобиля при проезде перпендикулярно к плоскости ворот — 0,7 м;

то же, при проезде под углом к плоскости ворот — 1,0 м;

превышение наибольшей высоты автомобиля (с учетом возможной установки багажника и сигнально-осветительных устройств) — 0,2 м.

2.5. Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР

Смотрите так же:  Инконсалт экспертиза

Устройство мойки автомобилей при автостоянке предусматривается в соответствии с МГСН 5.01-94*.

Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10% автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5% автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:

пропускную способность моечных постов (при ручной шланговой мойке — 5-6 авт. в час, при механизированной — 10-12 авт. в час);

время возврата автомобилей на автостоянку — примерно через 4 часа.

В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными машино-местами) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) машино-мест 1 пост ТО (ТР) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 машино-мест.

Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе автостоянки следует выполнять с учетом параметров, приведенных в табл.2 и 3 настоящего пособия.

Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канавами следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м в чистоте.

Размеры осмотровых канав рекомендуется проектировать с учетом следующих требований:

длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5 м);

ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);

рекомендуемая глубина осмотровой канавы — 1,5 м.

На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусматривать рассекатель высотой 0,15 м.

Для входа в осмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м.

Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомобилями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомендуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.

На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.

В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12 В.

3. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА

3.1. Функциональное назначение и состав противодымной защиты

Противодымная защита автостоянок предназначена для обеспечения безопасной эвакуации людей (водителей и технического персонала) при возникновении пожара в одном из помещений на любом этаже (ярусе). Посредством противодымной защиты должно быть предусмотрено эффективное блокирование распространения продуктов горения:

на пути эвакуации;

в смежные пожарные отсеки (на этаже/ярусе пожара);

на выше- и нижележащие этажи/ярусы (по отношению к горящему помещению);

в помещения (группы помещений), встроенные, пристроенные или других функциональных зон (при устройстве автостоянок как составных частей многофункциональных зданий и комплексов).

При обосновании технической и экономической целесообразности противодымная защита автостоянок может иметь дополнительные функции:

по обеспечению оптимальных условий для действий подразделений пожарных (в комплексе или раздельно — спасение людей, обнаружение пожара, тушение пожара);

по выполнению операций в случае при эвакуации автомобилей;

по сохранению материальных ценностей, по созданию безопасной среды обитания в помещениях специального назначения (сооружения убежищ гражданской обороны, объектов МО, ФСБ России и др.) в случае встроенных автостоянок.

Для реализации указанных дополнительных функций технические решения противодымной защиты автостоянок должны разрабатываться на основе технических заданий, согласовываемых в установленном порядке с заказчиками и органами УГПС ГУВД г.Москвы.

В рамках настоящего пособия изложены способы и технические решения противодымной защиты автостоянок по прямому назначению — для обеспечения безопасности людей при пожаре.

В составе противодымной защиты автостоянок необходимо предусматривать:

системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции;

конструкции и оборудование специального назначения;

технические средства управления.

3.2. Типовые схемы и параметры противодымной вентиляции

3.2.1. Системы вытяжной противодымной вентиляции

Системы вытяжной противодымной вентиляции предусматриваются для удаления продуктов горения с этажа (яруса), на котором возник пожар:

из помещений хранения автомобилей;

из помещений вспомогательного назначения (ТО, ТР, мойки и др.);

из коридоров (отсеков коридоров), сообщающихся с выходом из горящего помещения;

из изолированной рампы.

Типовые схемы систем для помещений хранения автомобилей приведены на рис.10, для изолированных рамп — на рис.11. Согласно приведенным схемам удаление продуктов горения с горящего этажа (яруса) может производиться различными способами. При расположении венткамер на каждом этаже (ярусе) забор продуктов горения осуществляется через отверстия вытяжного канала из верхней части объема горящего помещения (или смежного с ним отсека коридора) и посредством вытяжного вентилятора обеспечивается выброс через вертикальную шахту. Продукты горения попадают в шахту через нормально-закрытый противопожарный клапан с автоматически- и дистанционно-управляемым приводом (рис.10-а). Аналогичным образом может быть предусмотрено удаление продуктов горения через вентиляторы, установленные на верхнем этаже (ярусе) или специально выделенном техническом этаже (рис.10-б). При установке дымовых клапанов непосредственно в поэтажных проемах дымовых вытяжных шахт может быть реализована обычная схема (рис.10-в). Модифицированными вариантами схем на рис.10-б и 10-в являются схемы на рис.10-д и 10-г (последние более предпочтительны, учитывая сокращение количества вентиляторов). Схема на рис.10-е основана на принципе совмещения вытяжных систем общеобменной и противодымной вентиляции. Для реализации схемы этого типа необходимо предусматривать применение вентиляторов с регулируемыми параметрами (например, двухскоростных), а также установку нормально-открытых противопожарных клапанов (по одному в каждом поэтажном ответвлении вытяжных воздуховодов верхнего и нижнего уровней). Посредством таких клапанов может производиться подключение заборных отверстий канала верхнего уровня на горящем этаже (ярусе) и отключение всех остальных каналов.

1 — ярусы (этажи)/помещения для хранения автомобилей;

3 — шахты/вертикальные коллекторы;

4 — вентиляторы дымоудаления;

5 — противопожарные нормально-закрытые клапаны;

6 — горизонтальный коллектор;

7 — вентилятор совмещенной системы/двухскоростной;

8 — противопожарные нормально-открытые клапаны

Рис.10. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях хранения автомобилей

Для удаления продуктов горения при пожаре из объемов изолированных рамп могут быть использованы различные схемы: либо с удалением из верхней зоны рамп (рис.11-а), либо из части объема рамп, в которой произошло загорание (рис.11-б), либо с естественным побуждением тяги, для инициирования которой используется подача воздуха в нижнюю зону рампы (рис.11-в).

9 — приточные венткамеры

10 — изолированные рампы

Рис.11. Схемы вытяжной противодымной вентиляции визолированных рамках

3.2.2. Системы приточной противодымной вентиляции

Системы приточной противодымной вентиляции предусматриваются для подачи наружного воздуха:

в лифтовые шахты;

в лестничные клетки;

в тамбур-шлюзы горящего этажа (яруса).

Соответствующие типовые схемы систем приведены на рис.12.

1 — 12 см. Рис.10 и 11

13 — лифтовые шахты

14, 15 — лестничная клетка (нижняя и верхняя зоны)

Рис.12. Схемы приточной противодымной вентиляции

Подача воздуха в лифтовые шахты может быть предусмотрена либо раздельно в объемы этих шахт и тамбур-шлюзы на их выходах в подземных ярусах (рис.12-а), либо в варианте перетекания воздуха в тамбур-шлюзы подземных ярусов через нормально-закрытые противопожарные клапаны из объема лифтовых шахт (рис.12-б). Для лестничных клеток могут быть использованы варианты, приведенные на рис.12-в и 12-г. При этом подача воздуха в надземные и подземные зоны лестничных клеток может производиться также от общих систем и раздельно.

3.2.3. Параметры противодымной вентиляции

Основными параметрами систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции являются давление и расход на уровне защищаемых объемов (помещений). Для подбора вентиляторов необходимо учитывать подсосы (утечки) через неплотности вентиляционных каналов (в поверочном расчете для компоновки размещения венткамер и каналов).

Для определения основных параметров необходимо принимать следующие исходные данные:

возникновение пожара (возгорание автомобиля или загорание в одном из вспомогательных помещений) в надземной автостоянке на нижнем типовом этаже, а в подземной — на верхнем и нижнем типовых этажах;

геометрические характеристики типового этажа (яруса) — эксплуатируемая площадь, проемность, площадь ограждающих конструкций;

удельная пожарная нагрузка (энергетические характеристики, ГОСТ 12.1.004);

положение проемов эвакуационных выходов (открыты с этажа пожара до наружных выходов);

параметры наружного воздуха — по СНиП 2.04.05-91*.

Основные параметры противодымной вентиляции следует рассчитывать:

для систем вытяжной противодымной вентиляции по СНиП 2.04.05-91* (только при высоте этажей/ярусов не менее 3,0 м) или на основе теплогазообмена горящего и смежных помещений (по условиям предотвращения выхода продуктов горения в смежные помещения и на пути эвакуации);

для систем приточной противодымной вентиляции по условиям обеспечения минимально допустимых скоростей истечения воздуха через открытые проемы и давлений по СНиП 2.04.05-91*.

Расчетные параметры должны удовлетворять условиям обеспечения материального баланса. Величины перепада давлений на закрытых дверях не должны превышать 150 Па при совместном действии приточных и вытяжных систем противодымной вентиляции.

3.3. Конструкции и оборудование противодымной защиты

Для вытяжной противодымной вентиляции необходимо применять каналы (воздуховоды, коллекторы, шахты) класса «П» по СНиП 2.04.05-91* с пределами огнестойкости Е160, установленными согласно НПБ 240-97.

Для систем приточной противодымной вентиляции необходимо применять каналы с аналогичными характеристиками, вентиляторы могут быть общего сантехназначения.

Нормально-открытые (огнезадерживающие и другие), нормально-закрытые (в том числе дымовые) противопожарные клапаны должны иметь пределы огнестойкости Е160, определенные по НПБ 239-97, и приводы с автоматическим и дистанционным управлением.

Противопожарные двери эвакуационных выходов помещений хранения автомобилей и тамбур-шлюзов на входах в пожарные лифты должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении по МГСН 4.04-94.

Конструкции и оборудование противодымной защиты (вентиляторы дымоудаления, противопожарные клапаны, огнезащитные покрытия воздуховодов, ограждающие конструкции шахт, противопожарные и противопожарнодымогазонепроницаемые двери) должны быть сертифицированы в установленном порядке на соответствие системе противопожарного нормирования России согласно утвержденному «Перечню продукции пожарно-технического назначения, подлежащей обязательной сертификации».

3.4. Средства управления

Исполнительные механизмы и устройства противодымной защиты должны включаться в заданной последовательности и в требуемом сочетании в зависимости от реальной пожароопасной ситуации. Перечень таких ситуаций должен определяться с учетом конкретных объемно-планировочных решений и технологии эксплуатации проектируемой автостоянки. В числе требований к определению пожароопасных ситуаций следует принимать:

возможность возникновения пожара в одном из помещений любого этажа (яруса);

гидравлические связи этажей (ярусов);

предусмотренные проектом системы противодымной вентиляции.

Для каждой пожароопасной ситуации необходимо выбирать оптимальное сочетание совместного действия систем. Порядок (последовательность) включения систем должен предусматривать обязательное опережение запуска вытяжной вентиляции (не менее чем на 20 сек ранее приточной противодымной вентиляции).

Для управления системами необходимо предусматривать автоматический и дистанционный режимы.

В автоматическом режиме включение должно производиться от системы обнаружения пожара (пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения). В дистанционном управлении — с пульта (щита) из помещения дежурного персонала и от кнопок, установленных у эвакуационных выходов с каждого этажа (яруса) или в шкафах пожарных кранов.

4. ОТДЕЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. Разъяснения к пунктам МГСН 5.01-94*

К. п. 1.2. Автостоянки с устройством над парапетами решетчатых наружных ограждений вместо сплошных стен относятся к автостоянкам открытого типа. Конструкции названных ограждений подлежат согласованию с органами государственного пожарного надзора.

К. п. 2.14. Помещения мойки, постов ТО и ТР могут находиться в пределах пожарного отсека.

Технические помещения, обслуживающие автостоянку, входят в состав комплекса автостоянки и могут иметь эвакуационный выход через помещения автостоянки.

К. п. 2.15. Настоящим пунктом установлено, что для погрузки (разгрузки) в помещении хранения автомобилей выделяются машино-места, предназначенные для легковых автомобилей, которые от всего помещения ничем не отделяются.

К. п. 2.20. Пожарный отсек — часть здания, обособленная от других частей здания противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2,5 час. (см. МГСН 4.04-94).

В пожарный отсек подземной автостоянки могут входить до 5 этажей площадью каждый не более 3000 кв.м, в пожарный отсек надземной автостоянки могут входить до 9 этажей площадью каждый не более 5200 кв.м.

К. п. 2.24. Эвакуационный выход на рампу должен выполняться в соответствии с требованиями п.2.26. МГСН 5.01-94*.

К. таблице 3. Расстояние между двумя эвакуационными выходами в подземных автостоянках должно быть не более 80 метров, при этом до ближайшего эвакуационного выхода — не более 40 метров; соответственно в надземных автостоянках должно быть не более 120 и 60 метров.

4.2. Водоснабжение на хозяйственно-питьевые нужды, мойки

При оснащении автостоянок системами водопровода и канализации нормы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды владельцев легковых автомобилей рекомендуется принимать 15 л/чел. в сутки, 4 л/чел. в час., в том числе горячей воды 5 л/чел. в сутки и 1,2 л/чел. в час.

Максимальное явочное (расчетное) количество владельцев легковых автомобилей целесообразно принимать в размере 60% в сутки и 5% в час от общего количества владельцев легковых автомобилей автостоянки.

Расходы воды на мойку легковых автомобилей рекомендуется определять по характеристике применяемого моечного оборудования, его производительности и времени мойки одного автомобиля.

Для ориентировочных расчетов нормы расходов воды на мойку автомобилей рекомендуется принимать 200 л на один автомобиль, в том числе:

180 л оборотной воды на мойку кузова и низа автомобиля;

20 л свежей воды из системы хозяйственно-питьевого водопровода на ополаскивание кузова автомобилей.

(примеры планировочных решений)

Автостоянка закрытого типа на 840 машино-мест с экспериментальными инженерными системами.

Другие публикации:

  • Приказ 413 от 17062019 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" В соответствии с пунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития […]
  • Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Информация об изменениях: Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ в статью 18 […]
  • Астрал отчетность саратов Электронная отчетность Астрал-Отчет — система электронной отчетности Астрал-Отчет — программа для подготовки и передачи отчетности через Интернет в ФНС, ПФР, ФСС, Росалкогольрегулирование, Росстат и Росприроднадзор. Более 400 000 организаций по всей России […]
  • Льготы для многодетных семей в брянске Меры социальной поддержки и льготы в Брянске и Брянской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Брянске и Брянской области в 2019 году Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере […]

Вам также может понравиться