Полномочия субъектов и центра

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (ст.ст. 9 — 14)

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ.

В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.

Статья 71. В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.

Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

Примеры заданий на ЕГЭ по данной теме

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы

В) обо­ро­на и безопасность

Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

Д) адвокатура, нотариат

2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.


Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу­дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты фе­дерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна про­тиворечить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являют­ся государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъек­тов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух­палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па­лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автоном­ная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конститу­циями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называ­ются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые за­креплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа рав­ноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является прин­цип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдени­ем; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ор­ганов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборо­на и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич­ных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими при­родными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти.

2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.


Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену това­рами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыг­рывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная бир­жа и др. Но всем им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Поку­патели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме затрат — выбирают луч­шую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка яв­ляются ценообразование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благо­денствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке предприниматель, извле­кая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Дру­гими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Воз­никшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику по­мочь. Составьте план своих возможных действий.


1. Необходимо определить, в изучении каких предметов у пятиклассника имеются наибольшие
пробелы. Для этого можно:

1.1. В каждом параграфе попросить дать определение основных понятий (которые, как правило,
выделены жирным шрифтом).

1.2. В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в
конце параграфа.

1.3. В математике — решить несколько примеров из каждого параграфа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ликвидации пробелов в знаниях»,
необходимо:

2.1. По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить кон­
спект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны за­
писывать полностью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2. По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника.
При этом, если трудно усваивается материал, вначале можно использовать «решебники», с помощью
которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних задани­
ях. Лучше, если повторение старого материала будет сопровождаться и работой с новым материалом.

Полномочия субъектов и центра

Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.

Первое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их перечень закреплен в главе 3 Конституции РФ — «Федеративное устройство», причем ст. 71 и 72 посвящены исключительно данной задаче. В настоящее время в юридической науке предметы ведения анализируются именно в этом аспекте.

Смотрите так же:  Пособие матерям одиночкам в ростовско области

Вместе с тем, категория «предметы ведения» рассматривается и в другом аспекте. Он связан с обозначением их как составной части понятия «компетенция» органа государственной власти

Компетенция государственного органа определяется через два ее элемента: предмета ведения и полномочия. Под компетенцией государственного органа понимается совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения

Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.

Суть предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производна от функций государства, под которыми понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Одна из особенностей функций состоит в том, что они представляют собой устойчивую, сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере — в экономике, политике, государственном строительстве, в праве и т.д.

Таким образом, в предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства. Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством в целом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации).

И здесь возникает один из сложнейших вопросов государственного строительства — оптимальность распределения сфер деятельности предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

После принятия Конституции РФ 1993 г . возникало и возникает много сложностей с реализацией предметов ведения как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Со всей остротой эти проблемы встают и при осуществлении в последнее время укрепления вертикали государственной власти [1] .

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

· исключительной компетенции федеральных органов власти;

· совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

· исключительной компетенции субъектов федерации.

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ. Австралии и других федераций [2] .

Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

В основу структурирования предметов ведения в действующей Конституции России положен принцип кооперации. С точки зрения способа структурирования предметов ведения по уровням власти, российская конституционная модель пошла по пути признания предметов совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Непосредственно в самой федеральной Конституции представлен перечень двух видов предметов ведения: предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ёе субъектов.

Предметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория Российской Федерации,

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность и управление сю;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

· оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

· судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право;

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

· государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

· федеральная государственная служба.

В юридической литературе отмечается, что при определении предметов ведения Российской Федерации имеют место неточности и противоречия. Например, перечень предметов ведения РФ включает вопросы, отнесенные одновременно к предметам ведения Федерации и к предметам совместного ведения. Так, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Одновременно эти же вопросы в п. «б» ст. 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

И.А. Умнова вполне обоснованно констатирует и тот факт, что данный в ст. 71 перечень предметов ведения Российской Федерации неполон. Из содержания ряда других статей Конституции РФ следует, что к ведению Федерации относятся вопросы установления государственных символов: государственного флага, герба, гимна (ст. 70 Конституции РФ); введения чрезвычайного положения (ст. 56, 88 Конституции РФ); введения военного положения на отдельных территориях РФ (ст. 87 Конституции РФ). Однако данные вопросы не включены в круг предметов ведения Российской Федерации в ст. 71.

В мировой практике встречается два способа структурирования предметов совместного ведения. Первый способ — закрепляются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ФРГ, Австрия, Бразилия, Пакистан, Нигерия).

Второй — определяются предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации (Индия, Малайзия, Россия) [3] .

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

· установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

· административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

· кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

И хотя перечень предметов совместного ведения Российской Федерации, данный в ст. 72 Конституции, является закрытым, но, как отмечается в юридической литературе, фактически он неточен и неполон.

И.А. Умнова, обстоятельно исследовавшая эту проблему, приходит к выводу, что «несовершенна юридическая техника и достаточно высока степень пробельности в определении круга предметов совместного ведения. Не все сферы, объективно нуждающиеся в признании их предметами совместного ведения, обозначены в федеральной Конституции».

Например, вопросы социального обслуживания, которые по своему характеру явно должны относиться к предметам совместного ведения в перечне вопросов, установленных в ст. 72 Конституции РФ, отсутствуют. Согласно пункту «е» данной статьи, к совместному ведению отнесены лишь вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение. Социальное обслуживание — это категория, которая по смыслу значительно шире, нежели социальная защита. Социальное обслуживание подразумевает и предоставление разных социальных услуг, спектр которых чрезвычайно многообразен [4] .

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование, но после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Как уже говорилось выше, в годы президентства Б.Н. Ельцина получила широкое распространение практика заключения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ договоров и соглашений по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов [5] .

При этом следует различать:

· предметы ведения субъектов Федерации;

· предметы исключительного ведения субъектов Федерации.

В сферу ведения субъекта Федерации входит, во-первых, то, что им реализуется совместно с Федерацией, и, во-вторых, все то, что не отнесено к ведению Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.

Для определения предметов ведения, принадлежащих исключительно субъекту РФ, необходимо оставить лишь те предметы ведения, которые не относятся ни к предметам ведения Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Смотрите так же:  Возврат налога за жилье сроки

Приоритет правовых актов субъектов Федерации перед правовыми актами Федерации существует только по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, и в этой связи очень важно определить предметы исключительного ведения субъекта Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и её субъектов РФ является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма.

[1] Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Боброва Н.А., Лучин В.О.. — М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 101.

[2] Теория современной конституции / Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. — М.; Норма, 2005. С. 137.

[3] Умнова И А. Конституционные основы современного российского федерализма — М„ 1999. С. 191 — 192.

[4] Умнова И,А. Конституционные основы современного российского федерализм -М„ 1999. С. 194.

[5] Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права // Северо-кавказский юридический вестник. — Ростов-на-Дону, 2003. — № 1. — с.29-51

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами Российской Федерации в сфере управления государственной собственностью (статья)

Российская Федерация, по сути, заново воссоздается и политически, и экономически как государство федеративного типа и формирование новых отношений собственности, создание системы эффективного управления этой собственностью относятся к числу важнейших элементов механизма федеративных отношений. При этом указанные процессы протекают в России на основе преобразования на принципах федерализма всех основных государственно-правовых и экономических, в том числе и института государственной собственности.

Как представляется, одним из элементов задачи восстановления управляемости экономикой, и в частности, управления государственной собственностью, является децентрализация управления, предполагающая перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации в пользу последних с одновременным расширением прав субъектов. Однако это невозможно без четкого механизма взаимоотношений. При этом необходимо провести ряд принципов, которые позволят сделать данный механизм дееспособным.

Первый из них сочетание интересов государства в целом и конкретных региональных его составляющих.

Реализация этого принципа возможна при безусловном верховенстве федеральной законодательной власти и передаче значительной части полномочий исполнительной власти на места. За федеральными органами управления сохраняется функции разработки и воплощения в жизнь единой государственной политики.

Второй принцип — безусловное признание равенства прав всех субъектов Федерации независимо от их статуса. Хотя это положение является конституционным, оно не осуществлено до конца практически. До сих пор действует политика предоставления особых льгот и преференций отдельным регионам (в том числе и в финансовой сфере).

Третий принцип — законодательное закрепление механизмов взаимоотношений Федерации и ее субъектов, которое предусматривало бы в том числе и систему ответственности властей всех уровней за нарушения его работы. Учитывая, что этот процесс требует времени, имеет смысл использовать возможности договорных отношений центра и регионов.

В марте 1992 года субъектами Российской Федерации был подписан Федеративный Договор. Он состоял из трех частей, представлявших собой Договоры, подписанные, с одной стороны, федеральными органами государственной власти, а с другой — соответственно, органами власти суверенных республик в составе РФ; автономной области и автономных округов; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Эти договоры впоследствии были включены в Конституцию Российской Федерации 1993 года.

Федеративный договор основывался на четырех незыблемых положениях:

— во-первых, равенство конституционно-правового статуса частей, составляющих федерацию;

— во-вторых, уход от этноцентрического, национально-государственного подхода к государственности, согласно которому все имеют равные права и свободы независимо от этнической или расовой принадлежности, цвета кожи и т.д.;

— в-третьих, единым является не только экономическое или геополитическое, но и конституционно-правовое пространство- Конституции, Уставы и законы республик, краев, областей не должны противоречить Конституции и законам всей Российской Федерации;

— в-четвертых, сочетаемость единства и неделимости федеративного государства с максимальной самостоятельностью составляющих его субъектов.

Основные положения приведенного Договора нашли отражение в Конституции Российской Федерации от 1993 года. Согласно ст.72 п.”г” Конституции РФ, разграничение государственной собственности является предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. В настоящее время проявлением принципа “совместного ведения” могут считаться двусторонние договоры и соглашения между органами власти и управления Федерации и ее субъектов, в том числе и по разграничению собственности в различных сферах хозяйствования.

Согласно ст.71 Конституции РФ в сфере управления государственной собственностью к ведению Российской Федерации отнесены и нашли свое отражение в заключенных Договорах:

1) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

2) федеральная государственная собственность и управление ею;

3) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

4) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

5) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

6) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

7) федеральная государственная служба.

Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области управления государственной собственности отнесены:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

2) разграничение государственной собственности;

3) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

4) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправление.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Практика разграничения компетенции в настоящее время идет по пути заключения договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. На основании Федеративного договора и Конституции РФ Правительством Российской Федерации заключены Договоры с субъектами Федерации о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ. По состоянию на 01.11.97 года Правительством Российской Федерации заключены 35 таких договоров.

В основном эти договора воспроизводят соответствующий текст Конституции РФ. В них не нашли отражение такие важные вопросы, как определение приватизационных полномочий Федерации и ее субъектов (слабо отраженное в соответствующем законодательстве), статус федеральной собственности на территории субъектов Федерации, ответственность Федерации и ее субъектов за воспроизводство природных ресурсов, прежде всего минерально-сырьевой базы страны, и одновременно — за распределение экономического эффекта от использования природных благ и др. Думается, это не способствует увеличению реального вклада договорных документов в создание единого целостного и в то же время достаточно конкретного экономического механизма федеративных отношений и в повышение управляемости хозяйственными и социальными процессами в стране.

Кроме того, в договорных документах разграничение собственности осуществляется по ведомственному признаку, что методологически было задано еще Постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации. ” (оно приведено выше) от 27 декабря 1991 года, но оно игнорирует специфику социально -экономической ситуации в различных субъектах Федерации.

Вопросы распределения функций, прав и ответственности между федеральными органами и органами субъектов Федерации могут решаться с учетом политических соображений и реальных потребностей регионов; в этих условиях целесообразно использовать гибкие формы делегирования полномочий, исходя из того, что регионы в дополнение к своим функциям и полномочиям в управлении объектами государственной собственности могут быть наделены (по согласованию) теми функциями и полномочиями, которые обусловлены потребностями и возможностями регионов.

Это означает, что взаимоотношения органов государственной власти Федерации и ее субъектов переходят на принципы федерализма и согласованного разделения сфер интересов на федеральную и субъектов Федерации.

Таким образом, формируется порядок реализации совместных полномочий федеральными и местными органами государственной власти, где намечается несколько уровней. Из них можно выделить:

а) властно — распорядительный, связанный с реализацией исключительных полномочий федеральной властью;

б) согласительный, связанный с заключением соглашений между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов по определенному кругу конкретных полномочий;

в) участие в федеральных программах — субъекты принимают участие в них, исходя из своих интересов.

Но, вместе с тем, до сих пор нет правовой регламентации взаимоотношений между органами федеральной исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе в случаях делегирования своих полномочий органам исполнительной власти субъектов.

Кроме исполнительных органов государственной власти, управление экономикой субъекта федерации в соответствующей сфере и в пределах своей компетенции осуществляют территориальные органы некоторых министерств и ведомств Российской Федерации: Главное управление Центрального банка России по области (краю, республике), Территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Управление Федерального казначейства, Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, Государственная налоговая инспекция, Управление федеральной службы налоговой полиции Управление статистики и др.

Вместе с тем, эта система органов управления в регионах сформировалась без достаточного учета тех изменений, которые произошли в экономических отношениях вследствие реформирования института собственности. Следствием этого является недостаточно четкое разделение сфер деятельности, несогласованность задач и дублирование некоторых функций органами управления субъектов Федерации.

Кроме разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, с позиции создания эффективного механизма федеративных отношений должны быть разграничены объекты государственной собственности на федеральном, субъектов Федерации и муниципальном уровнях. Объем и состав федеральной собственности должны соответствовать функциям и ответственности центра, в том числе и как гаранта соблюдения долгосрочных сырьевых, энергетических и экономических интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономико-правовой статус собственности субъектов Федерации, а также муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления.

С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, экологических и иных функций власти и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения. Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его инфраструктуры; регулирование естественных монополий общефедерального уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно- депрессивных отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий для населения.

Законодательством Российской Федерации осуществлено разделение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации (обобщенное определение собственности республик в составе Российской Федерации, краев и областей) и муниципальную.

В соответствии с пунктом ”г” ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом пунктом “д” ст.71 Конституции РФ определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. При этом, до передачи в установленном порядке в собственность субъекта Федерации, государственная собственность считается находящейся в федеральной собственности. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Еще до принятия конституции 1993 г. Закон “О собственности в РСФСР” в общей форме определил, какое имущество может находится в собственности субъектов федерации или в муниципальной собственности.

В государственной собственности РФ находятся имущество органов власти и управления РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета РФ, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности РФ и субъектов федерации могут находится средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для выполнения задач РФ, включая государственную казну РФ и, соответственно казну республик и других субъектов федерации.

В собственности субъектов Федерации находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов, ее населяющих, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных объединений Федерации.

Для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями, в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований закреплены имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, включая и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся на территории районов, непосредственно осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей.

В муниципальной собственности могут находится предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Положения этого закона были затем конкретизированы Постановлением Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27 декабря 1991 года ”О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

Смотрите так же:  Можно ли подать в суд на банк за разглашение

В приложении № 1 к этому постановлению дан перечень видов объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а в Приложении № 2 — перечень видов объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Федерации, и в Приложении № 3 — перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению № 3020-1, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов.

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе — ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся: государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета.

Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.

Предприятия и объекты геологической, картографо- геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

Это — предприятия и объекты добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья; топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобильного; речного и морского флота, газификации (за исключением муниципальной), федеральных автомобильных дорог общего пользования, предприятий связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.

5. Прочие объекты — предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятий и организаций по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2) составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы.

В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геолого-разведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации воднохозяйственных систем и сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Министерства печати и массовой информации России, общереспубликанские предприятия строительства, производство строительных материалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, имеющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодильные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.

Постановлением № 3020-1 (Перечень 3) к муниципальной собственности местных органов самоуправления отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслуживающие их предприятия и др.

К муниципальной собственности отнесены и такие объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов федерации, как предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оптовоскладские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий.

В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта. В состав муниципальной собственности входят предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

В соответствии с п. 3 этого постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов федерации.

Особое значение имеет последний абзац п. 3 данного постановления. В нем прямо указано, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной.

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п. 1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории России, правовой режим которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

Порядок, заложенный постановлением, не распространяется также на объекты, ранее переданные в собственность нынешних субъектов федерации, в порядке, установленном Законом РФ «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в негосударственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

Во исполнение постановления Верховного Совета, о котором идет речь, Президент России издал распоряжение (от 18 марта 1992 г.) № 114-РП «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (далее Положение). Распоряжение определяет порядок составления перечня объектов, подлежащих передаче в государственную собственность субъекта федерации, и процедуру передачи.

Для передачи имущества в собственность субъектов федерации, соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни находящихся на их территории объектов, куда включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности в соответствии с Приложениями 1-3.

По объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов федерации в соответствии с Приложением № 2, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с теми органами государственного управления, в ведении которых находятся такие объекты.

В соответствии с Положением указанные перечни подлежали утверждению соответствующим Советом народных депутатов республики в составе РФ субъекта. В настоящее время такие перечни утверждаются главами администраций субъектов федерации.

Утвержденные перечни направляются на регистрацию в Госкомимущество, который проверяет перечни и содержащиеся в них данные на соответствие указанным выше документам.

В случае несоответствия Госкомимущество РФ вправе исключить их из перечня, о чем уведомляет орган, утвердивший перечень. По исключенным из перечня объектам Правительство РФ принимает отдельное решение.

Довольно оригинальна с точки зрения действующего российского законодательства предусмотренная Положением процедура утверждения правительством перечня объектов, передаваемых в собственность субъекта федерации.

Так, в соответствии с п. 8 Положения не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность субъекта федерации с момента принятия постановления правительства об их передаче или по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение правительства не было принято. Таким образом, если Госкомимуществом либо Правительством РФ будет пропущен срок для принятия решения об утверждении перечня, все объекты, включенные в данный перечень субъектом федерации, считаются переданными в государственную собственность последнего.

Порядок оформления прав собственности имеет важные особенности. Так, в соответствии с п. 10 Положения в случае, если в установленные законодательством сроки (три месяца) не было принято решение правительства по объектам, передаваемым в государственную собственность субъекта федерации, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.

В соответствии с п. 11 Положения федеральное и другое государственное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре. Право и обязанность ведения реестра принадлежит: Госкомимуществу России — по объектам федеральной собственности; комитетам по управлению имуществом субъектов федерации — по объектам, переданным в государственную собственность.

На основании указанного выше Постановления Правительством Российской Федерации были подписаны ряд постановлений о передаче в собственность субъектов Федерации объектов государственной собственности с учетом предложений самих субъектов.

Свои особенности передачи имеют объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности на нижестоящие уровни и регулируются Указом Президента РФ от 28.10.94 г. № 2027 « О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» и принятым во исполнение данного указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии с п. 2 Положения передаче в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность подлежат объекты соцкультбыта федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества.

Передача указанных объектов производится путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней таких объектов отдельным разделом.

Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации) и является решением о передаче объектов соцкультбыта федеральной собственности в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик), передаются в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента РФ 18.03.92 г. № 114-рп.

Однако, процесс разграничения государственной собственности не завершен и весьма актуальным остается четкая дифференциация форм собственности, устойчивость режима и стимулирование эффективности ее использования, защита прав собственности.

Другие публикации:

  • Доверенность тмц от руки Доверенность тмц от руки Вопрос: Организация приобретает товар у контрагента. Подписывать товарную накладную будет водитель, получающий груз. Можно ли оформить на него доверенность, в которой часть сведений будет исполнена машинописным способом, а другая […]
  • Письменное заявление в жэк Как написать заявление в ЖЭК и другие коммунальные службы Течет крыша, рвут трубы отопления и водопроводные, и, не дай бог, взрывается газ. Устное заявление к делу не пришьешь, поэтому нужно писать на бумаге. Начальнику ЖЭК №10 Кудряшову П.Л. Анукевича […]
  • Патент 1013444 Способ получения полифосфата аммония СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИФОеФАТА АММОНИЯ, включающий смешение карбамида с ортофосфорной кислотой при повышенной температуре,о т л ичающийся тем, что, с целью придания продукту водорастворимых свойств за счет увеличения […]
  • Союзный договор 1991 это Страницы истории Новый Союзный договор На этом фоне велась разработка нового Союзного договора для переучреждения СССР. Идея эта возникла еще в 1989 г., в мае 1990 г. был готов первый вариант, и текст его начал изменяться в попытке удовлетворить всех […]
  • Учебное пособие сети Учебные издания Издательская деятельность Издания по годам 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 Средства защиты вычислительных систем и сетей: […]
  • Срочный договор на три месяца Трудовой договор на 3 месяца Должен отображать все действительные обстоятельства, послужившие основанием для его заключения, это установлено 57 статьей Трудового Кодекса РФ. Небольшой трехмесячный срок обуславливает незначительность выполняемых работ, или […]

Вам также может понравиться