Полномочия парламента франции по конституции

14.5. Парламент Франции: структура, полномочия

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

14.6. Система судебной власти Франции

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Прокуратура, в задачу которой входит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд. Административные суды разрешают административные споры и дают заключения о юридической сути конфликта. Высшим органом административной юстиции является совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванный разрешать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем номинально считается министр юстиции.

В судебную систему не входит Конституционный совет, обладающий особым статусом. Это специальный орган, призванный контролировать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор. В его состав входят девять человек, назначаемых на девять лет. По три члена назначает Президент, председатели Сената и Национального собрания. В состав Конституционного совета пожизненно входят по их желанию бывшие президенты Французской Республики. Все законы до подписания их Президентом проходят проверку на соответствие их Конституции Франции. Если Конституционный совет признает акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его.

Кроме полномочий по осуществлению конституционного надзора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов.

14.7. Особенности регионального и местного управления

В ст. 72 Конституции Франции говорится о том, что «территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории», которые «свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом». Компетенция местных выборных органов достаточно подробно регламентируется законодательством, и государство в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия.

Нижним звеном административно-территориального деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тыс. Жители коммуны избирают сроком на шесть лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает представителя исполнительной власти — мэра.

Объединение нескольких коммун — это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц — судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. Главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Таким образом, система управления Франции предполагает сочетание местного самоуправления с государственным управлением в различных формах. Одной из таких форм может быть административная опека, заключающаяся в том, что решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу до одобрения назначенного государством местного администратора. Другой формой является административный надзор за проверкой законности решений органов самоуправления не местах. При этом администрация может оспорить решение только в судебном порядке.

Данная система основана на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными представителями, осуществляющими административный надзор за их работой. Во Франции реформой 1982 г. такой надзор был смягчен, однако суть системы осталась прежней: Комиссар Республики (представитель государства) наблюдает за правильным осуществлением полномочий департаментскими службами. Через административный суд он может аннулировать акты коммунального, департаментского и регионального уровней.

Таким образом, французская модель местного самоуправления предполагает сильный и достаточно эффективный контроль государства посредством назначаемых Президентом префектов, контролирующих избираемые населением коммунальные и региональные советы. Руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено законом», органы местного самоуправления во Франции вправе обжаловать действия префекта непосредственно Президенту, тогда как их собственные нелегитимные акты могут быть отменены лишь решением административного суда.

В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). Во Франции этим ведает Министерство внутренних дел.

Административный контроль выражается в праве государственных властей утверждать некоторые акты и санкционировать определенные действия местных органов, а также смещать их должностных лиц. Есть вопросы (предметы ведения), по которым представительные органы на местах вообще не могут принимать самостоятельные решения. Обычно это касается некоторых категорий финансов, налогов, вопросов приобретения и продажи земельной собственности, сделок с муниципальным имуществом, застройки населенных пунктов.

В законодательстве предусматриваются определенные санкции к местным органам в случае ненадлежащего выполнения ими своих функций. Это может быть отстранение от должности глав администрации, муниципальных служащих, наложение на них различных взысканий, отмена актов местных органов, передача тех или иных полномочий последних правительственным агентам и т. д. Префект, например, может отстранить от должности избранных мэров сроком на один месяц. Серьезным рычагом воздействия на местное самоуправление являются финансовые меры: применение более жестких условий бюджетного кредитования, отказ в предоставлении финансовой помощи местному бюджету при несоблюдении определенных условий. Наиболее радикальной из возможных санкций во Франции является роспуск местных органов.

яебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 15.

Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002.

Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции // Государство и право. 2001. № 1.

Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М.: Норма, 1998.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 46-87.

Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. М., 1980.

Крутоголов М. А. Парламент Французской Республики. М., 1988.

Пилипенко А. Н. Парламенский контроль во Франции // Журнал росссийского права. 2000. № 12.

Салмин А. М. Современная демократия: Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. М., 1992.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.

Парламент Франции: структура и полномочия

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный парламент. Двухпалатность имеет длительные традиции. Начиная с Великой французской революции 1789 г. однопалатный парламент существовал только в течение двух периодов: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Общественную поддержку двухпалатность получала на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.

Нижняя палата — Национальное собрание — рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата — сенат — представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента. Сенат представляет интересы территориальных коллективов. Причем каждые три года сенат обновляется на одну треть.

Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску только нижней палаты. Сенат не может быть распущен. Председатель Национального собрания избирается на срок полномочий палаты. Председатель сената избирается после каждого обновления состава палаты. Он занимает третье место после президента и премьер-министра в должностной иерархии государства. В случае, когда пост президента становится вакантным, председатель сената становится временным президентом страны.

Организация деятельности палат парламента подробно регулируется органическими законами. Внутреннее устройство сената и Национального собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Регламенты палат контролируются Конституционным советом, призванным обеспечивать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор.

В палатах парламента образуются парламентские фракции. Минимальное число членов, необходимое для образования фракции, для сената — 15 членов, для Национального собрания — 20 депутатов. Рабочими органами палат являются постоянные и временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и проведению расследований. В каждой комиссии образуются бюро, в которых должны быть представлены все партийные фракции.

По закону специальные комиссии должны создаваться для рассмотрения конкретного законопроекта, однако в парламенте сложилась иная практика: законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях.

Палаты могут для рассмотрения разногласий создавать смешанные паритетные комиссии.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в Конституции вопросам) и обычные.

Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Смотрите так же:  Панфёрова елена борисовна нотариус

Принятые парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторного обсуждения. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Чаще всего между Национальным собранием и правительством существует политическое согласие по основным вопросам национальной политики, парламентский контроль ограничен. Тем не менее в ряде случаев парламент может создавать комиссии но расследованию, обращаться с вопросами к министрам, а также выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Президент после консультаций с председателями палат и премьер-министром вправе распустить Национальное собрание (так, например, в 1968 г. Национальное собрание распустил Шарль де Голль, а в 1981 г. — Франсуа Миттеран).

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Парламент Франции. Порядок формирования, функции, полномочия

Согласно Конституции Франции (1958) парламент Франции принимает законы, контролирует деятельность Правительства и дает оценку его политике (абз. 1 ст. 24).

Парламент состоит из двух палат: Сената – верхней палаты, и Национального собрания – нижней палаты.

Национальное собрание состоит из 577 депутатов, которые избираются на пять лет на основе всеобщих прямых равных вы боров при тайном голосовании. Избираются депутаты по одномандатным избирательным округам. Требования к депутату Национального собрания следующие: это должен быть гражданин Франции, достигший 23-летнего возраста, не лишенный избирательных прав по суду, не состоящий на какой-либо государственной должности (префект, супрефект, мэр и т.д.). Вместе с депутатом избирается его заместитель, который замещает депутата в случае досрочного прекращения им своих полномочий.

Выборы проводятся на основе мажоритарной системы в два тура. В первом туре избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Если никто не получил такого числа голосов, то через неделю проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто получил наибольшее число голосов (т.е. используется мажоритарная система относительного большинства).

Состав и роль Сената меняются в ходе проведения конституционной реформы, начатой в 2003 г. С учетом тенденций демографического развития и территориального распределения населения Франции число сенаторов будет поэтапно увеличено до 348. 326 будут избираться от департаментов внутри страны, 10 – от заморских территорий, 12 будут представлять французов, проживающих за рубежом. Срок мандатов сенаторов сокращен с девяти до шести лет. Начиная с 2011 г. каждые три года будет переизбираться половина состава Сената. Возрастной ценз для пассивного избирательного права для сенаторов снижен с 35 до 30 лет.

Сенаторы избираются избирательными коллегиями, в которые входят депутаты региональных (выборные органы регионов) и генеральных (представительные органы департаментов) советов, а также делегаты коммунальных советов. Коммуны с численностью населения менее 9 тыс. посылают от 1 до 15 делегатов; с численностью от 9 до 30 тыс. – от 29 до 69 делегатов; свыше 30 тыс. – посылают еще по одному делегату от каждой тысячи жителей. В совокупности делегаты коммунальных советов составляют 95% избирательных коллегий. Именно от них и зависит судьба кандидатов в сенаторы, т.е. на состав верховного органа власти значительное влияние оказывают депутаты низовых выборных органов. В этом, как представляется, заключается один из элементов государственно-властной структуры Франции.

В одних департаментах, от которых избирается от одного до трех сенаторов, выборы проводятся по мажоритарной системе в два тура. В других департаментах, от которых избирается четыре и более сенаторов, выборы проводятся по пропорциональной системе.

Статус депутата французского парламента достаточно традиционен. Нормативно-правовой основой данного статуса являются отдельные положения Конституции, органические законы и иные акты. Депутат обладает следующими правами: на участие в законотворческой работе, на постановку вопросов членам Правительства, на участие в работе постоянных и временных комиссий.

В парламенте Франции, как и в парламентах многих других зарубежных стран, установлен принцип свободного депутатского мандата, означающий независимость депутата и несвязанность его волей избирателей. Осуществляется строгий контроль в целях обеспечения депутатской независимости от каких-либо политических сил, строго пресекаются попытки оказать воздействие на свободное волеизъявление депутата. Запрещено лоббирование, депутатам запрещается вступать в связь с частными компаниями или представлять какие-либо частные интересы при решении того ли иного вопроса. В то же время депутаты придерживаются партийной дисциплины, и их решение во многом предопределяется установками политических групп, точнее, их лидеров.

В научной литературе отмечена жесткая партийная дисциплина в рядах Французской компартии, что отражается и на деятельности депутатов-коммунистов.

Депутат лично принимает участие в работе палаты и комиссии, в которую он входит.

Депутаты обладают индемнитетом и иммунитетом. Индемнитет закреплен в абз. 1 ст. 26 Конституции: “Член парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций”. Труд депутатов оплачивается. Жалованье депутата состоит из двух частей – основной, соответствующей среднему размеру жалованья государственных служащих, и дополнительной, составляющей четвертую часть основной. Дополнительное жалованье может быть сокращено в качестве дисциплинарной санкции за нарушение порядка заседания палаты. Кроме того, депутату ежемесячно предоставляется кредит для содержания своего аппарата (Там же.).

Иммунитет депутата также закреплен в Конституции: “Член парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Такое разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения” (абз. 2 ст. 26), причем по требованию палаты применение задержания и иных мер в отношении депутата может быть приостановлено.

Вместе с тем предусмотрена и ответственность депутата за свои действия, нарушающие установленные нормы. Установлены такие санкции в отношении депутатов, как призыв к порядку (за нарушения порядка в зале заседания); призыв к порядку с занесением в протокол (за такое взыскание депутат может лишиться на месяц четвертой части жалованья парламентария); порицание (применяется к депутату, не подчинившемуся призыву к порядку); порицание с удалением из дворца Собрания (за призыв к насилию, оскорбление Собрания или его председателя, угрозы в адрес Президента Республики и т.п.). Депутату в этом случае запрещается участвовать в работе Собрания, а также появляться в зале в течение 15 дней, а в случае неподчинения этому запрету срок удаления продлевается до 30 дней. Еще один вид взыскания – порицание с временным исключением (ст. 70 Регламента).

Парламентарий также может быть лишен слова председателем палаты за отклонение от темы обсуждения (ст. 54 Регламента), исключен из состава комиссии за неучастие в ее работе (ст. 42), частично лишен вознаграждения (ст. 42, 76), лишен парламентского иммунитета (ст. 80) (См.: Керимов А.Д. Указ. соч.; Депутат парламента в зарубежных государствах. С. 84-97.).

Компетенция парламента. Парламент Франции относится к парламентам с абсолютно определенной компетенцией. Согласно Конституции в компетенцию французского парламента входят свойственные такого рода органам полномочия: принятие законов, контроль за деятельностью Правительства, объявление войны, продление осадного положения. В то же время изначально в Конституции был выражен принцип рационализированного парламентаризма.

Он означает, что в Конституции закреплен перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы, – это гражданство, права и свободы личности, уголовное судопроизводство, национализация, национальная оборона и др. (ст. 34). По остальным вопросам принимаются регламентарные акты. Это означает, что акты парламента, предмет регулирования которых выходит за пределы ст. 34, могут быть изменены правительственными декретами по получении соответствующего заключения Государственного совета или Конституционного совета.

Структура и организация работы парламента. Внутренняя структура и порядок деятельности палат определяются регламентами, принимаемыми каждой палатой самостоятельно. Палаты неравноправны. Сенат обладает в основном совещательными полномочиями. Основная тяжесть законодательной работы лежит на Национальном собрании. Более того, в ряде случаев, как будет показано далее, Национальное собрание может принимать законы, минуя Сенат, по требованию Правительства. При этом в целях компенсации соответствующих функций Сенату предоставлен ряд специфических (можно сказать, дополнительных) полномочий. Во-первых, председатель Сената временно исполняет обязанности Президента, если Президент досрочно прекращает свои полномочия. Во-вторых, Сенат в отличие от Национального собрания не может быть распущен Президентом.

Палаты заседают раздельно. Совместные заседания проводятся в том случае, когда Президент Республики созывает Конституционный конгресс для внесения поправок в Конституцию. Резиденцией Национального собрания является Бурбонский дворец, Сената – Люксембургский дворец, служивший в свое время резиденцией Марии Медичи. Дворцы находятся на значительном удалении друг от друга и различаются своей архитектурой.

Каждая палата на первом заседании после выборов избирает своего председателя. Первое заседание парламента нового созыва традиционно открывает старейший по возрасту депутат. Затем проводятся выборы председателя палаты. Председатель Национального собрания избирается на весь срок полномочий, т.е. на пять лет, а председатель Сената – на три года, т.е. каждые три года обновленный состав Сената избирает нового председателя палаты. В каждой палате создается бюро палаты, в состав которого входят председатель и заместители председателя палаты, секретари и некоторые другие лица.

Действует также конференция председателей – это орган, функционирующий в каждой палате, включающий председателя палаты, его заместителей, председателей парламентских групп и постоянных комиссий. На этих конференциях обсуждаются и утверждаются вопросы повестки дня. Это очень важный этап деятельности парламента, поскольку обсуждению на заседаниях палат подлежат лишь те вопросы, которые включены в повестку дня. Если в ходе обсуждения на заседании палаты возникает какой-либо новый вопрос, то он должен быть первоначально обсужден на конференции, чтобы быть включенным в повестку дня.

Смотрите так же:  Договор беспроцентного займа между юридическим и физическим лицом шаблон

Парламентские комиссии. Для предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях палат, выполнения контрольных функций образуются парламентские комиссии.

Конституцией и регламентами палат французского парламента предусмотрено образование следующих видов комиссий. Постоянные комиссии, образуемые в каждой палате: по вопросам культуры и образования; по экономическим вопросам; по внешнеполитическим вопросам; по социальным вопросам; по вопросам устойчивого развития и планирования; по вопросам финансов, экономики и бюджетному контролю; финансовый комитет экономики и общего бюджетного контроля; по вопросам конституции, законодательства и управления в Республике.

Специальные комиссии – это комиссии, образуемые при внесении законопроектов в парламент. Создателями Конституции предполагалось, что каждый законопроект будет рассматриваться специально созданной для этого комиссией, но практика пошла по другому пути: специальные комиссии образуются крайне редко. В основном все законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях. Смешанные комиссии, называемые также паритетными, создаются в случае возникновения разногласий между палатами.

Состоят они из равного числа членов палат – по семь от каждой палаты. Их основное назначение состоит в выработке взаимоприемлемого для каждой палаты решения по законопроекту, чтобы он был одобрен впоследствии обеими палатами. Комиссии ad hoc рассматривают вопросы лишения депутатских полномочий, приостановления депутатского иммунитета, а также приостановления применения к депутатам мер процессуального принуждения. Комиссии по расследованию и контролю образуются в случае возникновения необходимости специального и глубокого изучения какого-либо вопроса государственной жизни, например, вопросов деятельности правительства, коррупции, взяточничества, вопросов международных отношений и т.д.

Депутатские объединения в парламенте. В составе Национального собрания действуют депутатские фракции, именуемые политическими группами, включающие депутатов, избранных от определенной партии. В эти фракции могут входить и депутаты от других партий или независимые. Согласно регламенту палаты в его первоначальной редакции (1958 г.) для образования фракции необходимо было 40 депутатов. Затем эта цифра была уменьшена до 30, а с приходом к власти социалистов этот порог был снижен до 20, и коммунисты, получившие только 27 мест в парламенте, смогли образовать собственную фракцию.

Парламент работает сессионно. Проводятся сессии двух видов: очередные и внеочередные. Очередная сессия парламента начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня (ст. 28 Конституции). В этой же статье установлено, что число дней, в течение которых проводятся заседания палат, не должно превышать 120 (прежде – 150 дней) в год, но при этом предусмотрена возможность проведения дополнительных заседаний по решению Премьер-министра или большинства членов каждой палаты. Внеочередные сессии могут созываться по требованию Премьер-министра или большинства депутатов. Открываются и закрываются внеочередные сессии декретом Президента Франции и проводятся по строго определенной повестке дня (ст. 29, 30 Конституции).

Заседания палат являются открытыми. Стенограммы всех выступлений на сессиях публикуются в официальном издании “Журнал офисьель”. По просьбе Премьер-министра или десятой части членов палаты могут проводиться закрытые заседания в форме заседания секретного комитета (ст. 33 Конституции).

Основные парламентские процедуры, среди которых наиболее важными являются: законодательный процесс, утверждение государственного бюджета и парламентский контроль за деятельностью правительства.

Парламент Франции: структура, полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата — Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенационального представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Структура и порядок организации Парламента Франции

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 04.11.2015 2015-11-04

Статья просмотрена: 1858 раз

Библиографическое описание:

Каплунов А. С. Структура и порядок организации Парламента Франции // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/101/22988/ (дата обращения: 15.02.2019).

Конституция Пятой республики провозглашает, что национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Органами, представляющими народ, являются Президент Республики и Парламент, а относительно избрания представителей народа Конституция провозгласила, что голосование может быть прямым и косвенным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным (ст. 3).

По своей структуре Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Статья 24 Конституции устанавливает, что депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием, а Сенат — путём косвенного голосования. Также Сенат обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону. Индемнитет также предполагает, что государство должно обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих полномочий.

Обособленность верхней и нижней палаты подчёркивается тем, что они заседают в разных зданиях. Так Национальное собрание собирается в Бурбонском дворце. В свою очередь Сенат проводит свои заседания в Люксембургском дворце. Статья 28 Конституции 1958 г. устанавливает режим работы Парламента. Его сессия начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Дни и часы заседаний определяются каждой палатой. Сенат избирается косвенным голосованием на девять лет, а Национальное собрание — всеобщими выборами на пять лет.

Конституционно-правовой статус парламента Франции и его место в системе государственного строя Республики регулируется положениями отдельных глав Конституции 1958. Так раздел IV «Парламент», охватывающий статьи с 24 по 33, регулирует повседневную работу Парламента, повседневную организацию, вопросы внеочередной сессии, основные гарантии члену Парламент, запрещает императивный мандат. Глава V Конституции 1958 г., содержащая статьи с 34 по 51, закрепляет основы взаимодействия Парламента и Правительства.

Основная задачи и функция Парламента — участие в законотворческом процесс. Статья 34 Конституции 1958 г. констатирует, что законы принимаются Парламентом. Закон может устанавливать нормы в самых разных правоотношениях. Однако высший представительный орган государственной власти Пятой Республики несколько утратил эту роль по сравнению с законодательными органами, предшествующими ему. Ещё Конституция 1946 г. ограничила законодательные полномочия Совета Республики Франция, но сохранила полноту законодательной власти за Национальным собранием. Согласно статье 13 Конституции 1946 г. только Национальное собрание имеет исключительное право принимать законы, которое не может передавать. Создатели Конституции 1958 г. радикально изменили ситуацию и под предлогом оптимизации работы Парламента резко сузил саму область закона и поставили законодательную процедуру в узкие рамки. Теперь Парламент — лишь один из законодателей, делящий эту функцию с иными высшими органами государственной власти.

Сам законодательный процесс проходит в несколько этапов. Первый этап — законодательная инициатива. Она принадлежит Президенту и членам Парламента (статья 39). Однако для инициативы парламентариев созданы многочисленные препятствия юридического и политического характера: их законопроекты не могут вести к увеличению расходов (статья 40), они должны обязательно входить в законодательную область и не противоречить делегированным Правительству полномочиям. Финансовая неприемлемость делает возможным отклонение любого законопроекта парламентария.

На втором этапе происходит обсуждение законодательных текстов. Оно идёт в несколько стадий. Первая стадия начинается в комиссии палаты, куда он был внесён. Однако эта комиссия не может заменить правительственное законопредложение своим текстом, а она может только принять или отклонить его. Но если законопроект написан парламентариями, то комиссия вправе и заменить его собственным, но в таком случае на заседание палаты вносится уже текст, составленный комиссией. Если текст внесён в повестку дня палаты, то его обсуждение начинается с общей дискуссии о характере и цели реформы. Противники принятия законопроекта могут использовать различные способы и методы, чтобы снять текст с обсуждения, либо затянуть его на очень долгий срок. В арсенал юридических средств для таких действий входят заявления о бесполезности закона, неконституционности и неприемлемости текста, предложение об отсылке на новое на новое обсуждение. По требованию Правительства палата большим большинством может отвергнуть все предложение, и таким образом законопроект снимается с повестки дня.

Если текст прошёл эту стадию, то он выносится на техническую дискуссию (вторую стадию), которая ведётся уже по заключению комиссии, отдельно по статьям и разделам текста и прилагаемым к ним поправкам. Палаты обязаны принять текст закона в идентичной редакции. На третьей стадии текст принятого закона может быть направлен в Конституционный совет для проверки на предмет соответствия Конституции Пятой Республики.

Смотрите так же:  Сколько сейчас детское пособие в беларуси

На третьем этапе происходит промульгирование закона. Он передаётся Правительству, которое направляет его на подпись главе государства. Согласно статье 10 Конституции 1958 г. Президент промульгиреут закон в течение 15 дней, которые следуют за его принятием. До истечения этого срока Президент может потребовать у Парламента нового обсуждения, в чём ему не может быть отказано. Датой закона считается дата декрета Президента Республики о промульгации.

Теоретически согласно принцип разделения властей парламентские палаты по прежнему автономны, источниками, регулирующими их организацию и порядок деятельности, являются Конституция, органические законы, регламенты палат. Так Конституция 1958 г. устанавливает в своих статьях длительность полномочий председателя Национального собрания (ст. 32), обязанность персонального голосования (ст. 27), допуск членов Правительства на голосования (ст. 31), ход дебатов (ст. 42, ст. 44) и т. д.

Парламент Франции обладает такими полномочиями, как непосредственно законотворчество, контрольная функция, осуществление внешней политики и т. п.

В регламенте Парламента содержатся статьи, определяющие внутреннюю структуру палат, порядок образования и работ парламентских фракций и комиссий, детально определена процедура проведения заседания, прений голосований и т. п. Регламент имеет не только юридическое, но и политическое значение. Посредством парламентских положений урезание полномочий законодательного органа, что в свою очередь может излишне занизить роль Парламента в системе органов государственной власти Французской Республики.

Разделы первые регламентов палат Парламента, воспроизводящие и детализирующие положения Конституции и органических законов, посвящены организации и функционированию Национального собрания и Сената. Вновь избранные и сформированные палаты начинают деятельность с создания своих внутренних органов.

Одним из ключевых и первостепенных органов является бюро палаты. Оно представляет собой коллегиальный руководящий орган. В стать 8 главы III Регламента Национального собрания определяется состав бюро: это председатель, шесть вице-председателей, три квестора и двенадцать секретарей. Часть вторая статьи 9.1 главы III Регламента провозглашает, что председатель Национального собрания избирается на первом заседании палаты тайным голосованием. В статье 10 Регламента определён порядок назначения иных членов бюро. Они избираются в начале каждой легислатуры на заседании, следующем за выборами Председателя. Выборы вице-председателей, квесторов и секретарей проводятся таким образом, чтобы бюро отражало политический состав собрания. Функции бюро определены в главе IV Регламента. Среди них полномочиями, необходимыми для руководства дебатами в собрании, организации и управления всеми службами. Деятельность финансовых и административных служб возложена на квесторов, действующих под высоким руководством бюро. Ни один новый расход не может быть произведен без их предварительного заключения.

Немаловажным является и такой единоличный орган Парламента, как председатель палаты. Согласно Регламенту Национального собрания и Сената председатель избирается на первом заседании, которое до их избрания проходит под руководством старейшего по возрасту члена палаты. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью палаты. Однако некоторые особенности имеет должность председатель Сената, так согласно законодательству Франции он подлежит частичному обновлению раз в три года. В статье 32 Конституции 1958 г. сказано, что председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты. Кроме этого на председателя Сената возложены обязанности по временному замещению поста Президента.

В свою очередь согласно статье 16 Регламента Национального собрания его председатель обязан заботиться о внутренней и внешней безопасности Собрания. Он определяет, какие вооруженные силы необходимы для этой цели; эти силы подчиняются его приказам. Также председатели обеих палат вправе назначить трёх членов в Конституционный совет, имеет право обращаться туда с запросом о конституционности какого-либо нормативно-правового акта.

Важнейшую роль как организации работы палат, так и законотворческом процессе играют политические группы (фракции). Депутаты могут образовывать фракции по своим политическим приверженностям; фракция не может состоять менее чем из 30 депутатов (ст. 19.1 Регламента Национального собрания), а Сенате — 15, не считая присоединившихся депутатов. Они проводят свою внутреннюю работу с помощью административного секретариата, порядок комплектования и оплаты которого устанавливают фракции. Парламентарий может входить лишь в одну политическую группу. Политические фракции Сената создаются по результатам каждых выборов в Сенат, то есть раз в 3 года. Главные политические фракции Сената: фракция «Союз за народное движение» (Председатель — Жерар Лонге), Социалистическая фракция (Председатель — Жан-Пьер Бель), фракция коммунистов, республиканцев и гражданского движения (Председатель — Николь Буря Коэн-Сит).

Сама группа создаётся путём подачи в руководство палаты политической декларации, подписанной членами группы с указанием председателя. Цель образования группы — отстаивание и лоббирование интересов той или иной политической партии в Парламенте, участие в формирование комиссий.

Также среди парламентских органов Франции выделяют парламентские комиссии. Задача комиссий — подготовка решений, которые палата принимает на своём пленарном заседании. Именно в комиссии происходит детальное обсуждение законопроекта, рассматривается узкий круг таких вопросов. Зачастую в обсуждении участвуют специалисты с многолетнем опытом работы в сфере, которую и будет регулировать обсуждаемый нормативно-правовой акт. Все парламентские комиссии относят к одной из трёх больших категорий: постоянные, специальные, по расследованию и контролю.

Статья 43 Конституции 1958 г. устанавливает фиксированное количество постоянных комиссий: оно равно шести. Руководство комиссией осуществляет её председатель. Регламент Национального собрания в главе IX, детализируя положения Конституции 1958 г., называет эти комиссии. Среди них комиссия по делам культуры, семьи и социальным проблемам, комиссия по иностранным делам, комиссия по делам национальной обороны и вооруженных сил, комиссия финансов, общих проблем экономики и плана и т. д. Постоянные комитеты Сената создаются на основе пропорционального представительства в их составе представителей всех политических фракций.

Статья 43 Конституции 1958 г. говорит, что законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий. В части 2 статьи 30.1 главы VIII Регламента Национального собрания сказано, что специальная комиссия, образуемая по требованию Правительства, становится таковой по праву. Национальное собрание может принять решение об образовании специальной комиссии по предложению либо председателя постоянной комиссии, либо председателя фракции. Специальные комиссии состоят из 31 члена, назначаемых на основе пропорционального представительства фракций.

Специальные комиссии — временные органы. Они правомочны работать шесть месяцев. Комиссии по расследованию создаются для сбора информации об определённых фактах и подготовки заключения создавшей их палате, а контрольные комиссии создаются для рассмотрения административного, финансового управления публичных служб или национализированных предприятий и информирования соответствующей палаты.

Таким образом, именно Парламент Французской Республики и вся его система проделали огромный эволюционный путь. Вопрос о взаимоотношениях Президента, Правительства и Парламента — один из острейших в современной политической остановке этого европейского государства. Тем не менее ни один институт государственной власти Франции не способен подменить собой Парламент, ибо он по сей день остаётся законодательным органом, с мнением которого вынуждены считаться все органы Пятой Республики.

  1. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665–682.
  2. Афанасьева О.В, Колесников Е. В., Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 415с. — Гл. 14
  3. Демишель А. Институты и власть во Франции. — Пер. с фр. под редакцией и с послесловием д-ра юр. наук М. А. Крутоголова. — М.: Прогресс, 1985. — 278 с.
  4. Доморацкая Э. И. Маклаков В. В. Государство и экономика во Франции: организационно-правовые аспекты. — М.: Наука, 1990. — 224 с.
  5. Крутоголов М. А. Конституционный совет Франции: организация и правовые аспекты деятельности.. — М.: Наука, 1988. — 290 с.

Другие публикации:

  • Договор уступки права требования по договору долевого участия при ипотеке Договор уступки Ипотека через банк Здравствуйте! Сейчас на стадии подписания договора уступки по ДДУ, я планирую купить квартиру в ипотеку, но не у застройщика, а у инвестора(владельца земли), которому застройщик продал квартиру через ДДУ. Договор уступки […]
  • Мировой суд 1 ленинского района чебоксары Суды города Чебоксары Вас вызвали в суд или наоборот хотите подать в суд, но не знаете где находятся суды в г.Чебоксары или не знаете как до суда доехать? Специально для вас мы подготовили список судов Чебоксар: Верховный суд, Арбитражный суд, районные суды […]
  • Кредитный договор газпрома Кредитный договор газпрома В рамках подписанного 21 апреля 2017 г. между Банком «РОССИЯ» и ПАО «Газпром нефть» Кредитного договора был выдан транш в размере 15 млрд рублей. Срок кредитования по договору составляет 5 лет. Кредитные средства будут направлены […]
  • Требования к размеру собственных средств профессиональных участников Обновлены требования к определению минимального размера собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг Минимальный размер собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг равен произведению постоянной величины (в размере […]
  • Ежемесячное пособие до полутора лет Максимальный размер пособия по уходу за ребенком увеличится до 26 тыс. рублей МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет увеличится с 1 января 2019 года до 26 тыс. рублей, вместо 24 тыс. рублей в 2018 […]
  • Как оформить заявку в конкурсе Прием заявок на 8-й Всероссийский конкурс «Позитивный контент» завершен. Шорт-лист конкурса в 9 основных и 5 специальных номинациях будет опубликован 10 декабря 2018 г. Лауреаты конкурса также будут объявлены в декабре 2018 года — более точную информацию мы […]

Вам также может понравиться