Полномочия царя в период сословно-представительной монархии

Полномочия царя в период сословно-представительной монархии

28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью

Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.

Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

Основные черты Земского собора:

1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);

2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;

3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

Полномочия Земского собора:

1) внешняя политика (вопросы войны и мира);

2) предложения по установлению налогов;

3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);

4) обсуждение и принятие законов.

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).

17. Сословно-представительная монархия в России.

1. Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

2. Важное событие — полное закрепощение крестьян. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день.

Во второй пол. XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в.

3. Государственный строй: В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провёл судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала опричнина — особая, террористическая внутренняя политика правительства Иван IV в 1565-1572. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. Опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшиеся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV тоже взял в опричнину, которая напоминала «государство в государстве».

Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.)

Образование сословно-представительной монархии: предпосылки и особенности

В конце XV – начале XVI вв. появилось русское централизованное государство. В результате глубоких социально-экономических и политических изменений в России с середины XVI в. сформировалась сословно-представительная монархия – форма правления периода развитого феодализма. Ее характерной чертой выступает опора монарха на органы, формируемые из представителей сословий, главным образом господствующих – светских и духовных феодалов. Сословно-представительная монархия в Русском государстве имела ряд особенностей, отличающих ее от западноевропейских стран. Своеобразие заключалось в следующем: власть монархов фактически не была ограничена представительным органом, как во многих европейских странах; в отличие от Западной Европы, где сословно-представительная монархия возникла тогда, когда феодализм как строй пришел в упадок, в России она появилась в период формирования централизованного государства; в Московском государстве сословно-представительная монархия начала складываться с середины XVI в., когда на Европейском континенте уже господствовал абсолютизм, а сословно-представительные собрания или перестали собираться, как во Франции, или утратили активный политической характер, как в германских государствах; отличительной чертой сословно-представительной монархии является не появление в обществе сословий (сословия дворянства и сословная структура горожан в России юридически были закреплены в 1785 г.), а наличие политически активного сословного представительства, чего не было в России (в силу закрепощения большинства крестьянства и бесправного городского населения).

В России сословно-представительная монархия существовала довольно короткий исторический период времени, с середины XVI до второй половины XVII вв. Высшими сословно-представительными органами являлись Земские соборы и на местах – губные и земские учреждения. В их деятельности иногда принимали участие и предста вители непривилегированных сословий, что должно было придать этим органам широкий представительный характер выразителя интересов «всей земли».

Общественный и государственный строй России

Общественный строй. В России происходят быстрое развитие ремесел, мануфактурного, а затем и заводского производства и торговли. Все это не могло не привести к изменениям в социальном устройстве. В это время серьезные изменения происходят в высшем сословии. Монарх (с 1547 г. царь) владел обширным массивом дворцовых и черносошных земель. К дворцовым землям с городами, селами и деревнями относились собственные земли великого князя московского и его семьи. Черные или государственные земли считались принадлежавшими великому князю, но не как частному собственнику, а как главе государства. Дворцовые и черносошные земли раздавались в качестве награды и пожалования отдельным феодалам за службу, вплоть до специального указа 1627 г., запретившего эту практику. Феодалы обладали монопольным (за исключением малочисленного слоя купцов-гостей) правом владения землями, были свободны от выплаты всех податей и выполнения повинностей, обладали усиленной правовой защитой. Происходят существенные изменения в самом характере феодального землевладения. Иван IV в 1562 г. указом ограничил права княжат на распоряжение вотчинами. Право распоряжения родовыми вотчинами царскими указами было ограничено, их запрещалось продавать, отдавать в монастыри «на помин души», обменивать и отдавать в приданное, наследовать их могли только прямые потомки «мужеска полу». Вотчины стали «жаловаться» царем за службу и при условии службы. Вотчинное землевладение сближается по статусу с поместьем, оно становится условным, связанным со службой царю. На фоне ограничения боярства происходило дальнейшее укрепление поместной системы землевладения и дальнейшая консолидация феодалов, прежде всего дворян, в единое сословие. Дворянство со второй половины XVI в. превратилось в ведущую политическую и военную силу в государстве. Дворяне получили право покупать вотчины, царским указом поместье могло быть переведено в статус вотчины. Наряду с дворянами-помещиками появились помещики-бояре и дети боярские. Бояре и дети боярские уже с конца XV в. стали получать за службу поместья. Иван IV в 1550 г. поместил в Московском уезде 1000 детей боярских. В 1551 и в 1556 г.г. им были произведены большие разверстания (раздачи) поместий, упрочившее материальное положение служилых людей. В 1556 г. Иван IV уточнил «с вотчин и поместий уложенную службу» – со 100 четвертей земли следовало выставлять конного воина. Во второй половине XVI в. налажен строгий учет служилым людям – начинается составление списков дворян и детей боярских с целью укрепления войска. В списках обозначались поместные оклады и размеры денежного жалованья. Для составления точных списков производились регулярные смотры дворян. Во время этих смотров молодые дворяне, обязанные отбывать службу с 15 лет, верстались в службу. Таким образом, дворянство постепенно оформилось в служилую привилегированную сословную группу и стало верной опорой самодержавия. Дворянское звание обреталось по праву рождения и как награда-пожалование государя. Правом-привилегией дворянства являлись служба, владение землей и крестьянами. Дворянская служба была обязательной и преимущественно военной. Дворяне делились на московских и городовых. Служба московских дворян проходила на виду у царя, из их среды, как правило, комплектовались высшие придворные и думные чины. При царском дворе состоял обширный штат придворных чинов. К дворянским служилым чинам относились: боярин, окольничий, думный дворянин, дьяк, стольник и стряпчий. Однако большинство дворян несло трудную и менее престижную службу по многочисленным городам.

Смотрите так же:  Нотариус марков алексей михайлович

Сохраняла свои богатство и влияние церковь. К середине XVII в., по отдельным подсчетам, во владении церкви находилось до 118000 дворов. Только Уложение 1649 г. запретило дальнейшее расширение церковного землевладения. С 1589 г. в Русском государстве появилось патриаршество. Патриарх избирался собором епископов и утверждался царем. В 1625 г. патриарх получил от царя грамоту, которая даровала патриарху право суда над всеми монастырями, церквами, церковными людьми и крестьянами патриаршей области по всем делам, кроме уголовных.

Феодальнозависимое население состояло из крестьян и жителей городов. В XVI–ХVII вв. окончательно юридически оформляется сословие горожан. Оно представляло собой сложный социальный организм. Как и ранее, привилегированную часть составляли гости – иноземные и русские богатые купцы. Они составляли два высших разряда – гостей-сурожан, торговавших шелковыми и парчевыми тканями через город Сурож в Крыму, и гостей-суконников, торговавших с западными странами, в основном сукнами. Гости не входили в состав гостинной сотни, появившейся вместе с суконной сотней в Москве в конце XVI в. Остальные купцы и промышленники действовали в рамках цеховых организаций – гостинной и суконной сотен, куда они назначались царем и освобождались от тягла, от уплаты налогов и повинностей. За усердную службу при таможенных и кружечных дворах купцы могли попасть в гости. Но, как отмечал Котошихин, «крестьян купити и держати им заказано». Этот высший слой горожан был невелик – по подсчетам В. О. Ключевского, в 1649 г. в Москве гостей было 13 человек, в гостиной сотне насчитывалось 158, а в суконной – 116 человек. Основной массой торгово-ремесленного и промыслового населения городов были по садские люди, которые жили на государевой земле, были прикреплены к ней и несли тягло. Все они назывались торговые люди черных сотен и слобод и делились на «лучших, середних и молодших», по статусу были ниже гостей и торговых людей гостинной и суконной сотни. Каждая черная сотня управлялась старостой или сотским. Разбогатевшие торговцы и ремесленники посада могли выбиться в высшие сотни и даже в гости. Судебник 1550 г. бесчестье младшим посадским людям, приравнивая их к крестьянам, оценивал в 1 рубль. штрафа, а средним посадским людям – в 5 рублей. В Уложении 1649 г. осталось деление посадских людей на три разряда, выплаты за бесчестье составляли от 5 до 7 рублей. Деление посадских людей на разряды определялось по сумме подати. Города делились на слободы, иногда на улицы, сотни и десятни. В XVII в. посад представлял собой тяглую общину. Кроме тягла, в посадах взимался оброк. Все это тяжелым бременем ложилось на посадских жителей. Однако служилые люди «по прибору» – стрельцы, пушкари и др., проживая на территории посада, в то же время были освобождены от уплаты податей и посадского тягла. В Уложении 1649 г. посадские люди окончательно прикреплены к месту жительства, указ 1658 г. под страхом смертной казни запрещал переход из одного посада в другой. На посаде проживали также привилегированные беломестцы (от «белое место», т.е. свободное), лица, получивших землю за службу и свободные от податей и повинностей.

Крестьянство являлось самой многочисленной категорией зависимого населения. По принадлежности, объему выполняемых повинностей и правовому статусу крестьяне делились на частно-владельческих – вотчинных и поместных, церковных, монастырских и государственных – дворцовых и черносошных. Черносошные крестьяне были лично свободными, жили на «черных», государственных землях, пользовались наделом, могли им распоряжаться, выполняли тягло. Тяглом являлась сумма повинностей и налогов, налагавшаяся на всех членов общины. Повинностями были барщина в пользу государства, выплата кормленщикам, подводная повинность, строительство и ремонт городовых стен, дорог, мостов, поставка др. Дворцовые крестьяне проживали на землях, принадлежащих царской фамилии. Владельческие крестьяне помимо государственных податей, выполняли оброк (денежный и натуральный, продуктами) помещику, барщину на помещичьих полях и ряд других повинностей. В регулирование правового статуса крестьянства значительный вклад внесло Соборное Уложение. Этим вопросам посвящены 111 статей в 17 главах. Уложением было завершено юридическое оформление крепостного права – отменены «урочные лета», вместо пятилетнего срока сыска введен бессрочный розыск беглецов и установлен крупный штраф за их укрывательство.

Холопы являлись второй по численности категорией феодально-зависимых людей. Холопство являлось сложной системой правовых, имущественных и обязательственных отношений. Не случайно холопству в Уложении 1649 г. посвящены 119 статей главы ХХ и ряд статей в главах Х, ХI, ХIХ. Холопы – свободные люди, по ряду причин попавшие в личную и материальную зависимость. По времени и условиям различались полные, старинные и кабальные холопы. Источниками холопства являлись рождение, брак, старинный договор (полное холопство), кабала (письменный договор), покупка и плен. Полное холопство означало абсолютную, наследственную и потомственную зависимость от хозяина, хотя многие холопы занимали административные, хозяйственные и судебные должности ключников, тиунов и др. Кабальное холопство было временным, до истечения указанного в грамоте-«кабале» срока (или до смерти господина) или до отработки долга (норма отработки устанавливалась из расчета: мужчина – 5 рублей, женщина – 2,5, ребенок до 10 лет – 2 рубля в год (Уложе ние, гл. ХХ, ст. 40). Бесспорным прекращением состояния любого холопства по Уложению были: отпуск на волю, государственная измена господина и побег холопа из плена, как награда за «полонское терпение» (гл. ХХ, ст. 33, 34). Уложением 1649 г. вводились ограничения по объектам – не подлежали кабальному холопству боярские дети, беглые чужие крестьяне, недоросли до 15 лет и крещеные татары (гл. ХХ, ст. 2, 6, 20, 97). В Уложении уже намечена норма, определявшая давность сыска беглых холопов, хотя конкретно срок не указан (гл. ХХ, ст. 111).

С началом массового отпуска и осажения холопов на землю потребовалось из менение их юридического статуса. В Уложении 1649 г. холоп по статусу приблизился к крепостному, превратился в собственность господина и не являлся субъектом права (гл. ХХ, ст. 4, 41). Преступление, совершенное холопом по приказу господина влекло смягчение, а для защиты господина – освобождение от наказания (гл. ХХII, ст. 12, 21). Даже за неумышленное убийство холопа холопом убийце следовало битье кнутом и отдача хозяина жертвы, т.е. закон охранял прежде всего экономические интересы феодала (гл. ХХI, ст. 69).

Государственный строй. Формирование централизованного государства обусловило серьезные изменения в системе органов власти и управления. Среди них большую роль играли Земские соборы, чье появление в середине XVI в. ознаменовало переход России к сословно-представительной форме правления. Земские соборы, высшие сословно-представительные учреждения в Русском государстве в ХVI–ХVII вв., созывались с 1549 г. по 1684 г. (сохранились достоверные сведения о 57 соборах). Первый Земский собор был созвал царем Иваном IV в 1549 г. О его составе и деятельности сведений не сохранилось, кроме того, что было постановлено прекратить иски и жалобы, возникшие вследствие боярских злоупотреблений. Соборы включали Боярскую Думу (высших государственных и дворцовых сановников) и Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) – которые составляли верхнюю палату, и выборных представителей населения, от «всяких чинов людей» (от поместного дворянства и городских верхов, а в 1613 г. – и от черносошного крестьянства) – составлявших нижнюю палату. Состав Соборов указывает, что опорой сословно-представительной монархии являлись три силы – феодальная верхушка-боярство, служилое дворянство и городские ремесленно-купеческие верхи. Выборы проходили по сословиям, каждое – дворяне и дети боярские, гости и торговое население, посадские выбирали своих представителей. Соборы открывались тронной речью царя на общем заседании, где излагались цели работы и вопросы повестки дня. Однако, хотя Соборы и участвовали в решении важнейших проблем внешней и внутренней политики и законодательства, санкционируя решения верховной власти, они по форме являлись исключительно совещательными органами. Компетенция Земских соборов была обширной – в нее входили важнейшие вопросы внутренней и внешней политики – избрание царя (в 1584 г. на царство был избран Федор Иванович, в 1598 г. произошло избрание Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова), принятие крупнейших законодательных актов (в 1649 г. принято Соборное Уложение, в 1682 г. – отменено местничество), значимые для страны политические решения (в 1653–1654 гг. принято решение о воссоединении Украины с Россией). Помимо того, Земские соборы определяли размеры налогов и податей, одобряли правительственные меры по поддержанию порядка в государстве. Обсуждение шло по палатам, но решения принимались совместно. Регламента работы Соборов не было, они созывались царем по мере необходимости. Сроки работы Соборов также конкретно не определялись, сессии длились до рассмотрения всех вопросов повестки. Так, в феврале 1613 г. был созван Собор для избрания царем Михаила Федоровича Романова, однако в связи с накопившимися проблемами и тяжелым после войны и интервенции состоянием страны, его заседания продолжались еще почти два года. Следующий Собор действовал с 1615 по 1618 г. Со второй половине XVII в. Земские соборы стали утрачивать свое значение, что было связано с началом перехода к абсолютной монархии. Соборы сыграли большую роль в государственной жизни, участвуя в обсуждении важных вопросов внешней и внутренней политики и санкционируя решения верховной власти в лице царя.

В XVI–XVII вв. сохраняла свою роль Боярская Дума – постоянно действующий высший, наряду с царем, орган государственной власти, ведавший законодательством, административно-судебными делами. В ее состав входили, помимо введенных бояр, также «дети боярские» и думные дворяне (постоянные члены Думы, упоминаются с 1572 г.), и думные дьяки (звание впервые появилось в конце XVI в.) – складывавшаяся управленческая бюрократия. Боярская Дума заседала в составе двух-пяти человек, а в особых случаях – в полном составе. Решение принималось по принципу – «по государеву и великого князя указу и по боярскому приговору». В годы опричнины действовали две Думы – опричная и земская. Со второй половины XVII в. значение Думы в государстве падает, а в 1711 г., с образованием Сената, она ликвидируется.

Смотрите так же:  Федеральный закон 94-фз от 21072005

В 1547–1560 гг. при царе была создана из близких ему людей и действовала Избранная рада – не официальное русское правительство, куда вошли дворянин А. Адашев, про топоп Сильвестр, князь А. Курбский, митрополит Макарий, думный дьяк Висковатый и др. Избранная Рада разработала и осуществила ряд реформ – военную, судебную, губную, земскую и др., и некоторое время фактически заменяла Боярскую думу.

В 1547 г. Иван IV был коронован титулом царя и «государя всея Руси». Новый титул был обусловлен тем, что в XVI в. оформилась духовная доктрина «третьего Рима» как идеологическое обоснование русской монархии. По ней именно московские государи являлись преемниками, унаследовавшими христианско-православную империю от византийских императоров, которые сами восприняли ее от римских императоров. Константинополь русскими рассматривался как второй Рим. Флорентийская уния (1439 г.) значительно умалила роль Византии, как оплота православия, а падение Константинополя (1453 г.) было понято на Руси как Божья кара за отход от веры. Но если «Второй Рим» погиб, утверждала доктрина, то не погибло православие, ибо оно сохраняется в Москве. Первые два Рима погибли, третий (Москва) не погибнет, а четвертому не бывать. Освобождение от татарского ига, объединение раздробленных уделов в Московское государство, брак великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) византийского императора; завоевание Казани и Астрахани укрепляли в умах русских людей представление о праве Москвы на эту роль. Этому способствовали обряд коронации московских царей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, распространение легенд о бармах и царском венце, якобы полученных Владимиром Мономахом от византийского им ператора Константина Мономаха, о происхождении Рюрика от Прусса, брата рим ского кесаря Августа.

Укрепления церкви как опоры самодержавия и важной части государственного аппарата в период сословно-представительной монархии способствовала церковная реформа. В 1549 г. были проведены объединение появившихся в удельный период местных святых в единый пантеон. Всего до 1547 г. было канонизировано 83 святых. На соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Ивана IV было канонизовано еще 39 святых, произведена унификация православных обрядов и канонов иконописи. Стоглавым собором 1551 г. были осуждены разврат и пьянство духовенства. Иван IV провел частичную секуляризацию церковных земель, ограничил право церкви покупать вотчины и запретил пожертвования «на помин души».

В период сословно-представительной монархии окончательно оформилась система приказов, они превратились в учреждения отраслевого управления с определенными функциями и штатом, обычно состоявшим из бояр, дья ков и подьячих из служилых дворян. Условно приказы можно разделить на группы по признакам: территориальному (Сибирский, Казанский и др.), отраслевому (Посольский, Пушкарский и др.) и по кругу лиц (Разбойный, Холопий, Стрелецкий и др.). В компетенцию почти всех приказов входили суд над «подведомственной», приписанной к нему частью населения. В 1550 г. был учрежден Холопий приказ. Он ведал делами поступления в холопы, переходом от одного владельца к другому, побегами и отпуском на волю и судил, в нем оформлялись крепостные и отпускные грамоты, розыск беглых, решались споры между холопами и господами, рассматривались иски об освобождении холопов и составлялись кабальные записи. Развитие губных учреждений вызвало появление Разбойного приказа. В нем производился суд по татебным и разбойным делам, когда преступники были пойманы с поличным, над «лихими» людьми и над приговоренными Судным приказом к пытке как тать и разбойник. Разбойный приказ ведал всеми губными старостами и целовальниками, губными дьяками и тюремными сторожами, устройством и содержанием тюрем (Уложение, гл. XXI, ст. 94–98). Он состоял из боярина или окольничего, дворянина и двух дьяков. Дьяки вели записи в Уставную книгу приказа, которой бояре руководствовались при осуществлении суда. «Татиные» и «душегубные» преступления, совершенные в Москве, расследовал упоминаемый с 1579 г. Земский приказ, выполнявший и полицейские функции. При Иване Грозного появился Поместный приказ. Он ведал поместными делами – составлением книг и списков (т. наз. даточные книги), где указывалось, сколько, за кем и каких числится поместий и вотчин, выдачей жалованных грамот и актов на право владения землею, осуществлял суд по земельным тяжбам, оформлял сделки купли-продажи, мены, дарения и т.д. Всего в правление Ивана IV появился целый ряд приказов – челобитный, пометный, стрелецкий, иноземный, пушкарский, бронный, разбойный, земский, печатный, посольский и др.

Высшей судебной инстанцией по гражданским искам был судный приказ, появившийся позже, в правление Бориса Годунова. Туда поступали дела по гражданским искам, которые не были решены наместниками, воеводами и губными старостами. В Судный при каз входили боярин-начальник, дьяк и подьячие. Иван IV в связи с огром ным количеством жалоб на «неправды» создал во главе с А. Адашевым особый Челобитный приказ для приема жалоб-челобитных. Челобитный приказ также осу ществлял и судебные функции. Документы XVI в. упоминают дья ков «государева имени» и подьячих государевых тайных дел, что указывает на учреждение, ведавшее «государст венные тайные дела» и преобразованное в 1658 г. в Приказ Тайных дел. Он состоял только из дьяка и подьячих. Бояре, окольничие и другие лица в него не вхо дили, ибо задачей приказа являлось наблюдение за всем управлением в государстве, в том числе и за данными должностными лицами. Приказ Большого дворца, во главе с дворецким, руководил дворцовыми имениями-хозяйствами, ему подчинялись 36 городов с уездами, множество волостей и сел. Он следил за выполнением тягла и повинностей крестьянами домениальных сел и деревень и разбирал их иски и споры. Приказ Большого прихода, возглавляемый казначеем, наблюдал за сбором судебных пошлин в Судном, Разбойном и др. приказах и судил разбойные дела отдельных уездов. Сбором пошлин со всех заключаемых актов (челобитных, юридических) ведал Печатный приказ. Приказ Большой казны ведал государственными доходами. Житный приказ ведал дворами, где хранился хлеб на случай неурожая. Разрядный приказ ведал воинскими делами, строительством, ремонтом и вооружением крепостей. Количество приказов росло и в середине XVII в. достигло 60. Громоздкая и неповоротливая, приказная система была ликвидирована в начале XVIII в. с образованием заменивших их коллегий (однако и позднее действовали отдельные приказы – Судный, Сыскной, Преображенский).

В налаживании управления русским централизованным государством немало важную роль сыграли такие учреждения как четверти. Четверти (или чети), с XVI в. органы цен трально-областного управления, возникшие в результате вхождения новых уделов в состав государства, местные по сфере деятельности и центральные по уровню властных полномочий. Органы управления уделов (Нижний Новгород, Псков и др.), при их вхождении в состав Московского государства, перемещались в Москву, сохра няя рычаги управления уделами. Для управления присоединенными областями московские государи учреждали из этих органов «областные чети», которые (как по лагали М. Ф. Владимирский-Буданов и А. С. Лаппо-Данилевский) собирали подати (четвертные доходы) с местного податного населения и на эти деньги содержали определенное количество служилых людей, выплачивая им жалование. Четвертные приказы представляли собой самостоятельные приказы. Вначале были созданы три приказа (трети), затем – четыре (четверти). Всего четвертей было шесть – Нижегородская, Устюжская, Костромская (1627 г.), Галицкая (1606 г.), Влади мирская (1629 г.) и Новая четверть (1597 г.), с ведением вопросов сугубо чисто финан совых (питейный доход). Четверти как органы управления были ликвидированы в начале XVIII в.

Переход в годы правления Ивана IV к сословно-представительной монархии сопровождался изменениями в социальной опоре царской власти и проведением соот ветствующих реформ. Централизованное государство обусловливало дальнейшее ог раничение власти удельных княжат и боярской верхушки и выдвигало на первый план дворянство – сословие служивое и потому целиком зависимое от власти. Дворянский публицист-государственник И. Пересветов в своих сочинениях призывал царя опираться на «воинников» и обуздать бояр, ибо «…велможи рускаго царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают». Ответом Ивана IV на требования служивого люда и был ряд реформ, внесших значительный вклад в укрепление самодержавной власти царя. Это была задача весьма трудная и ее реализация приняла своеобразные деспотические формы. Мощный удар по боярству нанесла реформа, вводившая в 1565 г. (на семь лет, до 1572 г.) опричнину. Создание опричнины и земщины, по словам дорево люционного историка С. Ф. Платонова, стало завершением борьбы против боярства как главного тормоза на пути централизованного государства. Воспользовавшись обвинениями боярства в измене, казнокрадстве и нежелании служить государству, Иван Грозный разделил территорию страны на земщину (обычные земли, управлялись боя рами) и опричнину (с особым статусом, от «опричь» – кроме) под своим управлением. Целями опричнины были ликвидация остатков феодальной раздробленности, крупного княжеского землевладения и политического значения бывших удельных князей. К опричнине отошли лучшие, богатые торгово-промышленные земли, в нее также по пали и были конфискованы многие владения бывших удельных бояр-княжат, оппозиционных Ивану Грозному. Некоторые из княжат получила владения в других местах, часть погибла. Большинство освободившихся земель была роздана за службу дворянству. Для проведения репрессий был создан 6 тысячный корпус опричников из мелких неродовитых дворян. В целом, основная задача опричнины была выполнена – крупное феодальное землевладение было разгромлено, знатные княжеские и боярские фамилии либо истреблены, либо их политическое значение подорвано. Были подорваны экономическая мощь и политическое влияние старинных княжеских и боярских родов и укреплена царская власть. Всего за 51 год пребывания Ивана IV на престоле в стране по разным причинам было казнено 4 тыс. человек, из них в годы опричнины – около 3 тыс. (Для сравнения, в Англии Генриха VIII (1509–1547 гг.) было казнено свыше 72 тыс. человек, при Елиза вете Английской только нищих было казнено свыше 80 тыс., Варфоло меевская ночь 1572 г. во Франции унесла жизни 30 тыс. гугенотов.).

Смотрите так же:  Мфпу заявление

Укреплению самодержавной власти послужила военная реформа Ивана IV. Если ранее армия состояла из «двора» великого князя, включавшего детей боярских и дворян, несших службу за земельные пожалования, и феодальных отрядов бывших удельных князей и бояр, то с середины ХVI в. произошла военно-техническая реорганизация вооруженных сил. Появилось профессиональное регулярное войско, вооруженное огнестрельным оружием, широко привлекались иностранные специалисты, использовалась европейская осадная техника. В 1550 г. был создан корпус из 3 тыс. стрельцов с жалованьем 4 рубля в год. При Иване Грозном определилась и организация стрелецкого войска. Стрельцы подразделялись на стремянных (2000 чел., охрана царя), московских и стрельцов «украинных городов» (пограничная стража) и распределялись по приказам-полкам (в каждом от 200 до 1200 чел.). Во главе приказа стоял подчиненный воеводе стрелецкий голова, он руководил сотниками, пятидесятниками и десятниками. Стрельцы имели значительные привилегии. Судебную власть над ними, за исключением «разбойных и татебных дел», осуществляли головы, они могли наказывать провинившихся батогами и кнутом. Стрельцы комплектовались из добро вольцев – «гулящих», т.е. людей не тяглых и не крепостных. Служба в стрелецких полках была пожизненной и наследственной. Укреплению командного состава армии способствовало то, что в ней было значительно ограничено местничество. Этому же способствовали и меры по наделению военно-служилого дворянства землей, упрочившее содержание служилых людей и уравнение в отношении службы поместий и вотчин. Для людей служилых устанавливается пожизненная (с 15 лет) и наследственная военная служба.

Изменения в государственный строй России внесли земская и губная реформы. Сословно-представительная монархия с опорой на мелкое и среднее дворянство требовала ограничения власти в волостях и уездах, кормленщиков-бояр, наместников и волостелей. Прежде всего это касалось власти судебной, ибо произвол бояр сильно затрагивал интересы дворянства. Среди преобразований Ивана Грозного 50-х гг. XVI в. реформа суда занимает особое место. Еще в начале XVI в. в крупных селениях и волостях появились губные избы, которые осуществляли полицейские и судебные функции – охраняли общественный порядок, преследовали, арестовывали, судили и казнили преступников. Этим занимались избранные губные старосты из местных дворян и детей боярских, а также губные целовальники и губные дьяки. Губные избы подчинялись Разбойному приказу. Постепенно в руках старост сосредоточилась почти вся местная уголовная юрисдикция, а местное дворянство получило огромную власть в уездах. Земская реформа Ивана Грозного 50–70 гг. XVI в., привела к реорганизации системы местного управления и судоустройства. Была ликвидирована система кормлений и создано местное земское самоуправление. С 1551 г. населению областей начали выдаваться уставные земские грамоты. Они освобождали чернотяглых крестьян и посадских жителей от власти наместников и волостелей и даровали им право создавать земские органы самоуправления – земские избы. Древнейшая из сохранившихся земских грамот жителям Плесской волости датирована 1551 г. Земские избы включали изби раемых тяглым населением городов и волостей на 1-2 года земских старост (излюбленных голов), целовальников, «лучших людей» и дьячков. Они осуществляли суд и управление, сбор налогов в казну (кормленый откуп), отвечали за их недобор и т.е. все выполняли все функции кормленщиков, кроме взимания для себя кормов, пошлин и поборов. Суду земских старост подлежали только тяглые люди, ибо служилое дворянство подлежало суду центра. Земская и губная служба по выборам была принудитель ной и не оплачивалась, все расходы на содержание земских изб покрывались за счет населения. Губная реформа, уставная грамота 1550 г., статьи Судебника 1550 г. о наместничьем управлении заложили основу для полной отмены в интересах дворянства и купечества в 1555 г. кормлений. В уезды стали назначаться воеводы на твердом жалованье. Со второй половины XVI в. земские и губные учреждения становятся основными органами власти и управления в провинции, а с начала XVII в. стали постепенно подчиняться воеводам. Контролировались они органами центрального отраслевого управления – приказами.

Воссоединение Украины с Россией

В рассматриваемый период произошло событие чрезвычайной важности – присоединение к России украинских земель. Значительная часть Древнерусского государства – Киевская, Волынская, Черниговская и Подольская земли ко второй половине XIV в. вошли в состав Великого княжества Литов ского (позднее Волынь и Галиция отошли к Польше). Эти земли и их население во многом сохранили внутреннюю самостоятельность, самобытность, бытовой уклад, законы и язык. Постепенно сложилась украинская народность со своим языком и культурой. На Люблинском сейме 1569 г. Подляшье, Киевщина и Волынь были захвачены польской короной. Там была создана административно-территориальная система управления по польскому образцу. Территория состояла из 8 воеводств и 17 судовых поветов, власть осуществляли воеводы, каштеляны и старосты. Все главные должностные лица – воеводы, каштеляны, старосты, подкомории и судьи поветовые и гродские – замещались в основном из поляков. Ополяченная и окатоличенная украинская шляхта входила в состав 10 местных (поветовых) сеймиков. Руководство городов составляли назначаемые королем войты и выборные рада и лава. Особенностью социального развития Украины, сыгравшей впоследствии решающую роль в ее судьбе, было наличие большого слоя казачества из русских крестьян, холопов и горожан, бежавших в XV–XVI вв. в малозаселенные районы Поднепровья и Побужья.

В первой половине XVII в. в украинских землях до предела обострились социально-экономические и политические противоречия между местным населением и польско-украинскими магнатами. Ситуацию обостряли происходившие на фоне экономического, политического и военного ослабления Речи Посполитой «разборы», т.е. крупные земельные захваты украинских земель польскими магнатами и шляхтой, а также насаждение униатства и католичества. Сопротивление со стороны православных братств и вооруженные выступления казачества и украинских крестьян вызвали установление Польшей «ординацией» (законом) от 1638 г. в Украине режима диктатуры. Жестокая «ординация» и национально-религиозное угнетение, вместе с бесправием населения и помещичьим произволом привели к крестьянско-казацким выступлениям. В начале 1648 г. гетманом Запорожского войска был избран Богдан Хмельницкий, начавший боевые действия с войсками Речи Посполитой. С 1648 г. до 1654 г. военные действия продолжались с переменным успехом. Она принесла огромный ущерб экономике, бедствия и страдания населению Украины. В этой войне Россия оказывала Украине дипломатическую, военную и экономическую помощь. Б. Хмельницкий неоднократно ставил перед Москвой вопрос о воссоединении украинских земель с Россией. Земский Собор, посвя щенный этому вопросу, 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении России и Украины. 8 (18) января 1654 г. в Переяславле была созвана «явная всему народу» Рада, законодательно оформившая присоединение Украины к России. Взаимоотношения сторон были определены изданными в марте 1654 г. «Статьями Б. Хмельницкого». Украина в составе России сохраняла значительную автономию. Москва признавала управление Украиной выборными гетманами и казацкой старшиной со своим аппаратом, сохране ние местного права, судов, прав и привилегий городов (магдебургского права), сословных прав и привилегий местной шляхты и вольностей казачества. Сбор местных доходов оставался в руках казацкой старшины. Русский гарнизон вводился только в Киев.

После войны с Речью Посполитой по Андрусовскому перемирию в 1667 г. к России отошла Левобережная Украина и Киев на Правобережье. В Левобережье установилась специфическая форма административного устройства в виде Гетманщины гетманского управления (реймента). Во главе земель стоял гетман, избираемый казацкой радой и опиравшийся на старшинскую раду из должностных лицурядников. Территория делилась на 10 полков во главе с полковниками и полковой старшиной. Города сохраняли магдебургское право. В Москве был для управления образован Малороссийский приказ. Со временем автономные права Украины сужались. В 1722 г. была образована Малороссийская коллегия. В 1764 г. гетманство было упразднено, появилась должность генерал-губернатора Малой России (первый – граф П. Румянцев). В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь. Украинские земли окончательно вошли в состав российской империи.

Другие публикации:

  • Где найти квитанцию на транспортный налог Где взять или распечатать квитанцию на оплату транспортного налога? Согласно российскому налоговому законодательству, человек, на которого был зарегистрирован автомобиль, должен оплачивать транспортный налог. Чтобы у налоговиков не возникало вопросов […]
  • Заявление замена прав по истечению срока в 2019 году Как написать заявление на замену водительского удостоверения? Аналогично паспорту гражданина РФ, водительское удостоверение имеет ограниченный срок действия. По окончания срока действия необходимо менять документ, для чего требуется заявление на замену […]
  • Мировой суд красноярск адрес Октябрьский районный суд г. Красноярска Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных […]
  • Истекла лицензия на данное приложение 41 После года использования приложение AIBEILE не работает Вы пользуетесь приложением AIBEILE год и неожиданно связь с часами потеряна и нет подробной информации как поступить дальше. Приложение AIBEILE является платным после года использования. Как проверить, […]
  • Ходатайство о истребовании доказательств апк Истребование доказательств в арбитражном процессе: как правильно подготовить ходатайство, что делать в случае отказа в его удовлетворении (Дуничева А.) Дата размещения статьи: 11.10.2017 В судебной практике нередки ситуации, когда у участника судебного […]
  • Нотариус на гиляровского Нотариус г. Москвы Емельянова Г. В. Наша нотариальная контора оказывает услуги в интересах физических и юридических лиц по совершению ВСЕХ ВИДОВ нотариальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Сделки 1. Договоры и […]

Вам также может понравиться