Политология учебное пособие для вузов радугин

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной политической жизни общества на основе отечественной и зарубежной литературы. Написано в соответствии с образовательным стандартом и учебной программой. Предназначено для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения. Позволяет систематизировать и углубить знания, подготовиться к зачетам и экзаменам.

Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. редактор А.А.Радугин. — М.: Центр, 1999. — 224с;

В пособии дается четкое (а не размытое, как во многих других изданиях) определение объекта и предмета политологии. Автор показывает те стороны и свойства политической сферы общественной жизни, которые более всего могут заинтересовать политологию. Среди них обозначены: — сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений — политическая власть — социальные интересы субъетов, объединенных в социальные общности — политические и общественные организации — идеологические системы. Определение предмета политологии позволяет читателю понять, что хочет видеть автор в специфике исследований политической науки и принять это видение в качестве исходной информации и «руководства к действию», что делают, в большинстве своем, студенты. С другой стороны, определенность определения (прошу прощения за тавтологию) дает возможность проявиться не только реакции согласия, но и критического анализа.

А.А. Радугин, определяя предмет политологии, отмечает, что «это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания» (С. 15). Исходя из этого определения можно а) говорить о тождестве политической системы и государственно-организованном обществе или давать определение политической системе как государственно-организованному обществу и наоборот; б) предполагать, что государственно-организованное общество есть политическое общество, в отличие от гражданского или экономического; в) делать вывод о том, что предметом политологии является политическая сфера жизни общества (политическое общество), другими словами политика. Следовательно в этом определении предмет политической науки выглядит не достаточно точно обозначенным. На его специфические признаки может указывать лишь упоминание о взаимодействии. Хотя и тут остаются опущенными проблемы политических отношений (они есть форма взаимодействия, наряду с институтами), политического процесса и др., что составляет политическую систему и что характеризует Polity, Policy и Politics.

Определение места и предметности политологии в сравнении с другими социально-гуманитарными дисциплинами сводится, фактически, к общеметодологическому обозначению процесса институционализации политологии. Ее характеристики как целостной, внутренне дифференцированной науки, состоящей из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию. Здесь даются определения отмеченных отраслей, их предметный характер, тем самым, получается, определяется сам предмет политической науки. В учебном пособии говорится о позиции ряда теоретиков политики (М. Гравитц, М. Дюверже, М. Хэттинг, О. Берг-Шлоссер), рассматривающих политологию в качестве политической социологии и отказывающих ей в праве на самостоятельное существование. Автор отмечает, что необходимо признать «право на существование политологии как междисциплинарной целостной, но структурированной науки о политике, и поэтому рассматривать политическую социологию в качестве составной части политологии» (С. 20).

Брегеда А.Ю. Політологія: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. — К.: КНЕУ, 1999. — 108 с.

«Можно говорить и про целый комплекс наук, что изучают политику, которые возникли на границе собственно политологических и других обществоведческих знаний: политическая философия, политическая социология, политическая история, теория государства и права, политическая психология также. Вместе с такими дисциплинами, как политическая этнография, политическая демография, политическая статистика, эко- и биополитология, этот комплекс знаний создает политическую науку, или политологию в широком понимании. Рядом с нею существует и политология в узком ее значении — как общая теория политики, что образует «душу и сердце» политической науки. Политологию (общую теорию политики) отличает от других политических наук то, что она не занимается лишь отдельными аспектами политики и не изучает политику в ряду других, неполитичных объектов. Специфика теории политики состоит в том, что она, во-первых, специально исследует политику как целостный объект, и, во-вторых, соим основным предметом имеет группу внутренних, имманентно присущих только политике, специфических закономерностей властных отношений.

Таким образом как общее обозначение предмета политологии можно было бы предложить такое: политология в более узком понимании (общая теория политики) изучает специфическую группу закономерностей отношений социальных субъектов по поводу власти» (С.13) «Предметом политологии есть анализ сущности политики как целостного общественного явления: выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений; обозначение основных тенденций и закономерностей, что действуют в разных общественно-политических системах; разработка объективных критериев социального измерения политики» (С. 14) «. категория «политическая власть» есть центральная категория политологии и политики как сферы деятельности» (С. 14).

Политология: Сущность политической социализации личности, Контрольная работа

  • Категория: Политология
  • Тип: Контрольная работа

1. Особенности индивида как субъекта политики

2. Понятие и сущность политической социализации

3. Типы политической социализации

4. Этапы политической социализации

5. Агенты политической социализации

Список использованной литературы

Темой контрольной работы выступает Сущность политической социализации личности.

Актуальность темы определяется процессом приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаимным притяжением, так и отторжением личности и общности. В политической социализации человек имеет дело по существу с обществом в целом. В ней происходит процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.

Первичная политическая социализация начинается в достаточно раннем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что существует власть более высокая, чем власть родителей, которой подчиняется семья. Этот первый этап можно назвать политизацией.

На втором этапе политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретные черты, например в виде полицейского (которого родители беспрепятственно впускают в дом и демонстрируют свое уважение к нему) и власть президента (чьи выступления по телевидению родители всегда внимательно слушают). Это – этап персонализации и одновременно идеализации, поскольку ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные черты. Третий период – институциализация, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к восприятию власти через ее институты.

Политическая социализация [греч. politika — искусство управлять и лат. socialis — общественный] — процесс включения индивида в политическую систему[1]. По аналогии с процессом социализации Политическая социализация понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. Политическая социализация играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате политическая социализация формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие «Политическая социализация» шире, чем «политическое воспитание» или «просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида.

Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям. Механизмы Политической социализации функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой.

Основной целью контрольной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:

— изучение особенностей личности как субъекта политики;

— определить понятие и сущность политической социализации;

— проанализировать основные типы политической социализации;

— охарактеризовать основные этапы политической социализации;

— изучить функционирование агентов политической социализации.

1. Особенности индивида как субъекта политики

В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики[2]. Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, а следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).

Роль индивида в политике крайне специфична. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека — этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти[3].

Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство — это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

Смотрите так же:  Поиск договор аренды квартиры

Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное — возможности в преобразовании социума[4]. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношении, направляя государственною политику

2. Понятие и сущность политической социализации

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения[5]. Данный процесс получил название политической социализации.

В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения[6].

С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

Обычно выделяют три основных уровня политической социализации.

На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта — мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

Основные факторы политической социализации

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни[7].

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них, можно выделить следующие:

— усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

— стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

— влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

— личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом[8].

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма[9].

Политическая активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

3. Типы политической социализации

В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей[10].

4. Этапы политической социализации

Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

«Допартиципаторный» — индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно «первичная» политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры[11]. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики[12].

Смотрите так же:  Госпошлина на загранпаспорт нового образца 2019 года

Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.

5. Агенты политической социализации

Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.

Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.

На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности[13].

Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе «американской» исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы.

Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения. В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

Второй этап политической социализации – партиципаторный — начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни — овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного «Я» как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

Для этого этапа характерна так называемая «вторичная» политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения. На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.

Третий этап политической социализации — постпартиципаторный — начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

Политическая социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия «социализация» личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке слово «личность» имеет корни в понятии «личина», а аналогичное понятие в романских культурах (например, personality в английском языке) — от греческого слова «персона», означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет человек менять маски и играть социальные роли — признается личностью. Не умеет — значит, еще не дорос. Значит, процесс социализации личности еще не закончен,

Хотим мы того или не хотим, но «личность» — оценочное понятие. «Личностью» признает человека то или иное окружение, группа, общество — как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам. ценностям, нормам.

Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

Список используемой литературы

1. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. — Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.

2. Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. — М.: ИНФРА-М, 2005.- 388с

4. Демидов А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 511 с.

5. Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. — М., 2006. — 419 с.

6. Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.- М., Центр, 2005. — 515 с.

7. Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. — 535 с.

8. Политология: Хрестоматия / Составитель профессор М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2005. — 843 с.

Смотрите так же:  Налог для фермерских хозяйств 2019

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 380 с.

[1] Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. — М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.

[2] Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. — М., 2006. С.138.

[3] Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. С.164.

[4] Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008. С.145.

[5] Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.- М., Центр, 2005. С.215.

[6] Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. — Ростов-на-Дону, 2008.- С.113.

[7] Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. — М., 2006. С.172.

[8] Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. — М., 2006.С.186.

[9] Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. — Ростов-на-Дону, 2008. С.138.

[10] Политология: Хрестоматия / Составитель профессор М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2005. С.307.

[11] Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. — Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.

[12] Демидов А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.169.

[13] Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.- М., Центр, 2005. – С.203

политология рефераты

Требования по оформлению реферата

Реферат начинается с выбора темы. Затем подбирается в соответствии с выбранной темой необходимая литература: 5–6 монографий и/или научных статей. На основе этой специальной литературы составляется план контрольной работы, который должен включать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Во введении отмечается актуальность либо значимость выбранной темы, определяются цель и задачи, хронологические рамки, характер использованной литературы. В основной части реферата излагается круг вопросов и проблем, отражающих содержание темы работы. В заключении автор работы делает выводы и собственные оценки.

При цитировании в тексте реферата обязательны ссылки на использованную литературу с точным указанием автора, названия работы, года и места издания, номера цитируемой страницы.

Реферата должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 (210 мм * 297 мм)в редакторе MS Word с расширением *.doc. шрифтом Times New Roman 14пт, обычный. Межстрочный интервал 1,5. Поля: левое 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее по 20 мм. Абзац: 1,25 мм – отступ красной строки, выравнивание по ширине. Объём контрольной работы должен составлять 20-22 страницы, включая титульный лист, содержание, все разделы работы и список использованной литературы. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, проставляют посередине верхнего поля листа.

Примерные темы реферата

Политические идеалы Древнего Востока.

Политические идеалы античного мира.

Политическая доктрина христианства.

Аристотель как политический мыслитель.

Политические идеалы Н. Макиавелли.

Политическая доктрина Дж. Локка.

А. де Токвиль и современная политическая практика.

Политология М. Вебера.

Политические доктрины классического марксизма: К. Маркс и В.И. Ленин; В.И. Ленин и И.В. Сталин.

Особенности и проблемы формирования российской политической науки.

Исторические связи России и их влияние на развитие её политической практики, мысли и культуры.

Политическая мысль России XVIII в.

Западничество и славянофильство как течение российской общественно-политической мысли.

Политические мыслители России ХIХ начало ХХ в. (политические портреты).

Взаимосвязь политики и образа жизни.

Политика и экономика: модели взаимодействия.

Соотношение политики и идеологии.

Взаимоотношение политики с наукой, религией и искусством.

Политическая система как объект научного исследования.

Становление политической системы современной России.

Динамика политических процессов современной России.

Государство как функциональный компонент политической системы.

Общее и особенное в государственном устройстве современной России.

Правовое государство и пути становления его в России.

Государственная Дума в России: назначение и функции.

Гражданское общество и пути формирования его в России.

Демократия и бюрократия в России.

Проблемы демократизации российского общества.

Российское государство: социально-экономические и политические реформы.

Социальная и политическая дифференциация российского общества.

Политические течения в современной России.

Личность как субъект политики.

Имидж политических лидеров: структура и механизм формирования.

Российский политический спектр (политические портреты российских лидеров).

Проблемы политической социализации личности в России.

Роль личности в политической истории России.

Партия как институт политической системы.

Партийные системы современного мира.

Закономерности и особенности возникновения, становления и функционирования политических партий в России.

Власть и политика.

Признаки власти как социального явления.

Формирование многопартийности в России.

Общественно-политические организации и движения и их роль в политической жизни России.

Место и роль элит в политике.

Политические элиты в российском обществе.

Политическая культура и её национальная специфика.

Формирование политической культуры в России.

Политические субкультуры российского общества.

Особенности формирования массового, группового и индивидуального политического сознания в российском обществе.

Федерализм и государственный суверенитет.

Федерализм и демократия.

Особенности федерализма в современной России.

Органы государственной власти и управления по Конституции РФ 1993г.

Политическое поведение и формы его проявления в России.

Политика как объект социологического и политологического исследования.

Социальная политика российского государства.

Политика и политическая борьба современной России.

Россия и её внешняя политика.

Россия и мировое сообщество.

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Политология: учебник / под ред. М.А. Василика — М.: Гардарики, 2008. — 588с.

Гаджиев, К.С. Политология (основной курс): учебник / К.С. Гаджиев. — М.:Высшее образование, 2007. — 460с.

Политология: учебник под ред. Н.В. Фомина Красноярск СибГАУ 2011-

Василенко, И.А. Политическая философия: учеб. пособие / И.А. Василенко. — М.:Гардарики, 2004. — 240с.

Гаджиев, К.С. Политология. Основной курс: учебник / К.С. Гаджиев. — М.:Высш. Образование, 2005. — 460с.

Капустин, Б.Г. Моральный выбор в политике: учеб. пособие / Б.Г. Капустин. — М.: МГУ, 2004. — 496с.

Кретов, Б.И. политология: учеб. пособие/Б.И. Кретов. — М.: Высшая школа, 2005. — 304с.

. Месснер, Е.Э. Всемирная мятежевойна / Е.Э. Месснер. — М.: Кучково поле, 2004. — 512с.

Панарин, А.С. Политология: учебник/А.С. Панарин — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Проспект, 2004. — 440с.

Тузиков, В.И. Основы геополитики: учеб. пособие / В.И. Тузиков. — М.: КноРус, 2004. — 272с.

Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений — 3-е изд. пераб. и доп. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев — М.: Аспект Пресс, 2001, — 447с.

Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. / Р.Т. Мухаев — М.: ПРИОТ, 2000. — 432с.

Тавадов, Г.Т. Политология: учебное пособие / Г.Т. Тавадов — М.: ТАИР- ПРЕСС, 2000. — 416с.

Политология: учеб. пособие для тех. вузов / М.А. Василик, И.П. Вишнякова-Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др.; под ред. М.А. Василика.— 4-е изд. перераб и доп. — Спб.: Пионер; М.: Астрель, АСТ, 2002. — 400с.

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для вузов. / Науч. ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 272с.

Мальцев, В.А. Основы политологии:учебник для вузов / В.А. Мальцев — М.: ИТРК РСПП, 1998. — 480с.

Кравченко, А.И. Политология: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.И. Кравченко — М.: Академия, 2002. — 336с.

Политология: учебное пособие / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; под ред. Б.И. Кретова — М.: Высшая школа, 2001. — 303с.

Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во «Экзамен», 2008. — 943с.

Политология: конспект лекций в схемах / сост. О.В. Летунова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2007. — 52с.

Сидоров, И.Т. Власть и политика: учебное пособие / И.Т. Сидоров; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т., 2-е изд. доп. и перераб. — Красноярск, 2008. — 132с.

Периодическая печать (научные журналы)

Общественные науки и современность.

Вестник МГУ. Серия 12. Политологическая наука.

Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.

Россия и современный мир.

Мировая экономика и международные отношения

Другие публикации:

  • 425 приказ министра обороны "Об организации выполнения в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, […]
  • Карелия налог на имущество Карелия налог на имущество Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций на территории Республики Карелия установлен главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК «О налогах […]
  • Приказ 404 по скорой помощи О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации Минздрав РФ: Приказ № 100 от 26.03.1999 (с изм. от 16.11.2004) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 26 марта 1999 г. N 100 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ […]
  • Прокурора рф юрия чайку Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральная […]
  • Основы дерматологии учебное пособие ОСНОВЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ Основы дерматовенерологии: Учебное пособие / Составители: Гафаров М.М., Терегулова Г.А., Выговская Т.Л., Хисматуллина З.Р., Кудашев Н.Ю. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2008. – 251с. Учебное пособие «Основы […]
  • Требования безопасности при геологоразведочных работах Требования безопасности при геологоразведочных работах Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту придет […]

Вам также может понравиться