Пояснительная записка к кружку по экспериментированию

Сайт для воспитателей детских садов

План кружка «Почемучка» в подготовительной группе

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование . Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Рабочая программа кружка «Юные исследователи» на учебный год

1 Утверждаю Заведующая МКДОУ Детский сад «Теремок» И.Р.Степина Муниципальное казенное детское образовательное учреждение детский сад «Теремок» Купинского района Рабочая программа кружка «Юные исследователи» на учебный год Руководитель: Рязанова Татьяна Геннадьевна Г.Купино

2 Пояснительная записка: Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научнотехнического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

3 Цели: Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие у детей представления о химических свойствах веществ; выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования; развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция) ; развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень) ; развитие элементарных математических представлений (о мерке как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины) ; формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьѐй. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.(6-7 лет) Методы и примы: — проблемные вопросы; — самостоятельное и коллективное наблюдение; — беседы и рассказ воспитателя; — демонстрация опытов педагогом; — проведение опытов детьми самостоятельно; — поисково-игровые действия.

4 Формы организации: групповая. Место проведения: логопедический кабинет и использованием материалов из экспериментально — исследовательской лаборатории «Любознайка», оборудованной в методическом кабинете. Объем: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут. Материалы и оборудование: — Приборы помощники: увеличительные стѐ кла, компас, магниты, микроскоп и др.; — Разнообразные сосуды, колбы и пробирки из разных материалов, разнообразного объема и формы; — Природный материал: камни, глина, песок, ракушки, шишки и др.; 81 — Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители, йод, марганцовка, зеленка и др.; — Прочие материалы, применяемые в экспериментах: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи и др. Программно-методическое обеспечение: 1. Картотека опытов и экспериментов экспериментально-исследовательской лаборатории «Лю бознайка»; Основное содержание программы. 1. Эксперименты с природным материалом. Задачи: 1. Сформировать представления детей о свойствах песка, камушков, снега. 2. Активизация речи и обогащение словарного запаса. 3. Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта. 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами. 5. Развитие восприятия и произвольного внимания. 2. Эксперименты с водой. Задачи: 1. Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. 2. Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.

5 3. Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества. 4. Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества. 5. Подвести к обобщению «чистая вода — прозрачная», «грязная — непрозрачная», Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет. 6. Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров. 7. Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества. 3. Эксперименты с воздухом. Задачи: 1. Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений. 2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов; 3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 4 Эксперименты с предметами. 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: 2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) 3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение) 4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. 5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. 5. Наблюдение за жизнью растений.

6 1. Дать детям начальные знания по экологии, о природе, о растениях, о строении, форме, цвете растений. 2. Развить и поддерживать интерес у детей к получению знаний. 3. Сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе, заботливого отношения к растениям. 4. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию. 5. Развить навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием. 6. Человек. 1. Познакомить со строение человека, с органами его восприятия (глаза, уши, язык, с органами дыхательной системы. 2. Помочь понять, для чего нужны тот или иной орган восприятия. 3. Подвести к понятию о взаимосвязи человека с природой. Перспективный план по экспериментальной деятельности на учебный год. Месяц Тема Цель Сентябр ь Знакомство с лабораторией Познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у детей к исследованиям, открытиям. «Волшебница вода» Развивать речь детей. Активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная. Подвести к пониманию тог, что вода может менять цвет. «Песок и глина» Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка.

7 «Воздух» Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека. Октябрь «Государыня соль» Познакомить со свойствами соли. Рассказать о пользе и вреде соли для всего живого на земле. Учить понятно излогать свои мысли, делать выводы. «Магниты» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявлять предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. «Удивительны е свойство воды» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, изучение агрегатного состояния воды. «Прозрачност ь веществ» Познакомить детей со свойствами пропускать и задерживать свет (прозрачность). Ноябрь «Что мы знаем о картошке» Что мы знаем о картошке, познакомить со способом получения крахмала, и его свойствах и применение. «Бумага и ее свойство» Формировать представление о свойствах бумаги, ее возникновение. Познакомить с разными видами бумаги (копировальная, гофрированная, картон и тд.). Развивать познавательную активность в процессе. «Воздух есть в пустых предметах» Закреплять знание о свойствах воздуха, познакомить, что воздух есть в пустых предметах. «Вулкан» Дать представление о вулкане, познакомить с

Смотрите так же:  Пенсия по старости в пскове

8 профессией геологи, познакомить детей с причиной извержения вулкана. Декабрь «Знакомство со свойствами пластмассы» Познакомить со свойствами пластмассы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. «Знакомство с дрожжами» Познакомить с дрожжами, их роли в жизни человека. «Почва что это такое» Обогатить знания детей о свойствах почвы. «Цветные льдинки» Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Познакомить со свойствами льда, самостоятельное превращение его из воды. Январь «Выявить механизм образования инея» Познакомить с понятием «иней», с процессом его образования. «Защитные свойства снега» Познакомить со свойством снега. Учить быть внимательными, расширять словарный запас детей. «Разноцветны е огоньки» (Свет) Знакомство с солнечными лучами, из каких цветов они состоят, учить составлять предложение самостоятельно, делать выводы. Февраль «Как услышать молнию»(электр ичество) Знакомство с грозой, познакомить, что гроза проявление электричества в природе.

9 «Солнечный телефон» (Звук) Познакомить с простейшими устройствами для перечи звука на расстоянии. Развивать мелкую моторику рук. «Как не обжечься» (Теплота) Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному. Март «Солнечная лаборатория» Познакомить с предметами какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Продолжать работать с лупой. «Термометр» Познакомить детей с работой термометра. «Ткань и ее свойство» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани. «Путешествия в мир стеклянных вещей» Познакомить со свойствами стекла. Продолжать работать с лупой. Апрель «Растущие малютки» (Молоко) Познакомить и выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы, Продолжать работать с микроскопом. «Заплесневел ый хлеб» (Хлеб) Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. «Фильтровани Познакомить с разными способами е воды» фильтрования воды. Развивать желание узнавать, что-то новое. «Ветер Познакомить с ветром, как с потоком воздуха.

10 какой он» Учить сравнивать температуру и значение ветра. Май «Растения тоже дышит» Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. «Лабиринт» Установить, как растение ищет свет. «Как бразуется тень» Познакомить детей с тенью, как она образуется. «Жизнь растений» Систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат. Перспективный план работы с родителями. Сентябрь 1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисковоисследовательской деятельности дошкольников дома» 2. Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей» 3. Пополнение уголка детского экспериментирования 4. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и песком». Октябрь 1. Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» 2. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» 3. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с магнитами»». Ноябрь 1. Консультация: «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома Оформление наглядной информации в родительском уголке «Бумага и ее свойства» 3. Показ открытого занятия родителям на тему «Что мы знаем о картошке» Декабрь

11 1. Оформление папки «Мои открытия» 2. Фотовыставка «Как мы экспериментируем» 3. Изготовление буклетов «Цветные льдинки» 4. Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. Январь 1. Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии» 2. Рекомендации: «Проведите с детьми дома (Образования инея). Февраль 1. Консультация: «Игра или экспериментирование». 2. Изготовление буклетов «Электричество, тепло, звук» 3. Выставка рисунков «Солнечный телефон» Март 1. Создание мини-лаборатории «Виды ткани» 2. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Солнечная лаборатория» Апрель 1. Фотовыставка проведения и наблюдения опытов «Растущие малютки» 2. Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» Май 1. Сбор природного материала для экспериментов. 2. Фотовыставка проведения и наблюдения «На свету и в темноте» Список используемой литературы 1. В. Н. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» 2013г. 2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2009г. 3. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» 2008г. 4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Москва: Аркти, 2004г.

Программа кружка «Лаборатория»

Наталья Кулябина
Программа кружка «Лаборатория»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад № 151 города Кирова (обл)

Программа кружка «Лаборатория»

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование — замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Целевая группа — кружок посещают дети 6 — 7 лет.

Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.

Задачи кружка:

• расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

• развитие мыслительных процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение);

• развитие мыслительных операции (сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация);

• развитие понимания причинно-следственных связей и отношений;

• освоение способов познания:

-учебные: отработка алгоритма действий;

-поисковые: поиск ответов на вопросы, проведение эксперимента, работа с научной литературой;

• развитие социально-личностной сферы ребенка (коммуникативность, самостоятельность).

Место кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут

Форма проведения- групповая (по 5-6 человек)

Методы и приемы организации познавательной деятельности:

• постановка проблемных вопросов; вопросов, помогающих прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание, вопросы, стимулирующие самооценку ребенка (Доволен ли ты собой, как исследователь);

• прием стимулирования детей к коммуникации (Спроси своего друга, что он думает по этому поводу).

Тестирование, анкетирование, открытые занятия для родителей.

Правила отбора материала для занятий:

• материал должен быть интересным для детей;

• задания должны быть выполнимы;

• желательно присутствие эффекта неожиданности, необычности;

• работа по теме выполняется относительно быстро.

Последовательность проведения детского эксперимента:

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получилось в результате? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Как я это делаю?

Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Для этого созданы специальные условия — мини- лаборатория.

Занятия проводятся в форме партнерской деятельности со взрослым, на которых дети получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность. Используется гибкое проектирование содержания занятия, учитывая возрастные особенности детей, их интересы. Занятие проводится малыми группами по 4-6 человек.

Круговорот воды в природе. Свойства воды. Растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Способы очистки воды. 3 состояния воды в природе.

• понятие «круговорот воды в природе»;

• способы очистки воды;

• 3 состояния воды в природе и условия перехода из одного состояния в другое.

• определять свойства воды;

• очищать воду в походных условиях;

• проверять вещества на растворимость в воде.

Воздух, его свойства. Ветер. Причины образования ветра. Работа ветра

• причины образования ветра;

• определять наличие ветра;

• изготавливать простейшую вертушку.

Горные породы (6 часов)

Классификация горных пород по форме, размеру, цвету, по особенностям поверхности.

Свойства горных пород, в том числе песка и глины. Водопроницаемость горных пород.

• разнообразие горных пород по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;

• свойства горных пород: сыпучесть, рыхлость, твердость, блеск, водопроницаемость.

• проводить простейшие исследования горных пород, определять их свойства;

• лепить фигурки из глины, мокрого песка;

Свет. Источники света (природные и искусственные). Свет и тень. Возникновение солнечных зайчиков. Отражение света. Лупа, ее назначение.

• природные и искусственные источники света;

• причины образования тени;

• причину возникновения солнечных зайчиков;

• предметы, которые отражают свет;

• определять предметы, которые излучают и не излучают свет;

• работать с лупой;

• пускать солнечных зайчиков.

Магнит. Свойства магнита. Компас.

• свойство магнита притягивать предметы;

• значение компаса в жизни человека.

• определять предметы, взаимодействующими с магнитом;

• изготавливать самодельный компас

• повышение профессионального мастерства (профессиональных качеств и умений) за счет освоения новых технологий, методик, совершенствования умений диагностировать, прогнозировать развитие ребенка, на основе этого грамотно выбирать материал и средства развития детей;

• интегрирование экспериментальной деятельности с образовательным процессом в целом;

• обеспечение разнообразного материала для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности;

• планирование и проведение на диагностической основе совместно с педагогом – психологом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере;

• вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома, участие родителей в совместных опытах и интеллектуальных играх в ДОУ (викторины, КВН, конкурсы «Умники и умницы», «Самый умный», «Счастливый случай» и другие);

• повышение уровня мотивации детей к интеллектуальной деятельности, в том числе к проведению исследовательской деятельности;

• сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности

1. Диагностика проводится 2 раза в год:

• входная диагностика — сентябрь;

• итоговая диагностика – май.

2. Определение динамики результатов, определение путей коррекции.

Цель диагностики: нас интересуют в первую очередь не количественные показатели, а качественные.

Показатели Диагностические методики

Уровень развития любознательности, познавательной активности Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы». (Приложение 2)

Уровень овладения детьми экспериментальными навыками Два раза в год исследовала уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Использовали следующие показатели уровня сформированности умений экспериментирования у детей, разработанные Прохоровой Л. Н. /зав. кафедрой дошкольного и начального образования ВОИУУ, к. п. н / и доцентом Меньщиковой Л. Н. /ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ВОИУУ/. (Приложение 1)

1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М. ,ТЦ «Сфера», 2010г.

3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы», М., ТЦ «Сфера». 2005г.

4. Сикорук Л. Л. «Физика для малышей». М, Просвещение. 1996 г

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.

6. Папка «Игры с песком и водой»

7. Энциклопедия 1000 научных экспериментов,

8. Большая книга экспериментов

Анкета «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича)

№ Вопросы Возможные ответы Балл

1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? а) часто

в) очень редко 5

2 Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

в) получить готовый ответ от других 5

3 Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) 5

4 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто

в) очень редко 5

5 Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать) а) часто

в) очень редко 5

6 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто

в) очень редко 5

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальными навыками

Уровни Отношение к экспериментам

Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия

Смотрите так же:  Метрология методическое пособие

Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предполагаемую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности.

Действует планомерно. Помнит о цели работы.

Доводит дело до конца. В диалоге со взрослым поясняет свои действия Формулирует в речи достигнут или не достигнут результат. Способен устанавливать временные, связи. Делает выводы.

Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу с подсказкой взрослого. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно

готовит материал для экспериментов. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения с помощью взрослого.

План работы кружка

Месяц № Тема занятия Задачи Материалы и оборудование Приемы Литература

Октябрь 1. Прозрачная вода.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита). 2 непрозрачные банки, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки, различные сосуды, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Опыты. 1. с. 11, 12

2. Что растворяется в воде? Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ Мука, сахарный песок, речной песок, краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, палочки, подносы, картинки с представленных веществ. Опыты, работа фиксируется на фланелеграфе. 1. с. 10

3. Очищение воды Показать способы очистки воды в походных условиях Речная вода, вата, бинт, активированный уголь, воронки, стаканы, спиртовка, спички. Опыты 1. с. 47

4. Фонтанчики Развивать наблюдательность, любознательность. Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода. Изготовление фонтанчика. 1. с. 40

Ноябрь 1. Какая жидкость прозрачнее? Звенящая вода. Закрепить знания детей о свойствах воды и других жидкостей. Показать, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Прозрачные стаканы, вода, сок, кефир, молоко.

Стаканы с водой, палочка- удочка с ниткой и шариком на конце нитки. Опыты. Дети сочиняют мелодию. 5. с. 214-215

2. Замерзшая вода. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит их воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинки с изображением айсберга. Опыты. Игра «играем с льдинками». 1. с. 22 -23

3. Тающий лед. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; в горячей воде тает быстрее, вода в холоде замерзает, принимает форму емкости, в которой находится. Тарелка, миски с горячей и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Опыты. Изготовление цветных льдинок. 1. с. 23

4. Делаем мыльные пузыри. Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя плёночку. Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки. Подносы. Опыты.

Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» 1. с. 13. 14

Декабрь 1. Круговорот воды в природе. Путешествие Капельки. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Доказывать правильность своего мнения. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрация на тему «вода», «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. Рассматривание иллюстраций,

опыт на испарение воды, составление рассказа «путешествие Капельки» по мнемотаблице. Просмотр фрагмента круговорота воды в природе из фильма «География для малышей» 1. с. 70 -73

DVD «География для малышей»

2. Озадачник. Фокусы с водой. Закрепить знания детей о свойствах воды, чудесных превращениях. Монетка, магнит, стаканы с водой, мыльный раствор, картонный кораблик, соль, Опыты. 1. с. 14

3. Воздух повсюду. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Воздушные шарики, таз с водой. Пустая пластиковая бутылка, листы бумаги. Опыты. Игровое упражнение

«Почувствуй воздух». 1. с. 15

4. Воздух работает. Дать представление о том, что воздух двигает предметы. Таз с водой, пластмассовая ванночка. Лист бумаги, кусок пластилина, палочка, воздушные шарики. Опыты. 1. с. 16

Январь 1. Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча. Опыты, изготовление вертушки. Испытание чашечного ветрометра. 1. с. С. 64 -67

2. Почемучкины вопросы. Закрепить знания детей о свойствах воздуха. Вертушка, воздушные шары, свечка, банка, воронка, тарелка с водой, монета, стакан. Опыты на упругость воздуха. 6. с. 143-148

3. Мы – геологи. Классификация камней по форме, размеру, цвету, по особенностям поверхности, показать возможность использования камней в игре. Различные камни, макет горы, гвоздики, ёмкости с водой, цветные карандаши, лупы, сода, уксус, краситель, ложка. Коллекция камней. Обследование камней, опыты «Извержение вулкана, фильм. 1. с. 16- 17

1. Можно ли менять форму камня и глины? Выявит свойства глины и камня. Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Опыты. Лепка из глины фигурок. 1. с. 18, 19

2. Песочная страна. Выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши Опыты. Рисование песком. 1. с. 27, 28

3. Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Прозрачные ёмкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Опыты. 1. с 27, 29

4. Цветной песок. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой. Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки и палочки, небольшие банки с крышками. Опыты. 1. с. 38

Март 1. Игры с песком. Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. Центр воды и песка, игрушки – животные, совки, грабли, лейки, Игры с песком 1. с. 39-40

2. Свет повсюду. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственными. Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток, картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света; фонарик, настольная лампа. сундучок с прорезью. Опыты, рассматривание, наблюдение, игра «Свет бывает разный». 2. с. 67, 70. 72

3. Свет и тень. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и предмета, создать с помощью теней образы. Оборудование для теневого театра, Игра «теневой театр», опыты. 1. с. 21-22

4. Солнечные зайчики. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. Зеркала. Опыты. Игра с солнечным зайчиком. 1. с. 34

1. Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушный шар, сковорода, рабочие листы. Опыты 1. с. 35 -36, 37

2. Всё увидим, всё узнаем. Познакомить с лупой и её назначением. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семена кабачков, подсолнуха, мелкие камешки, рабочие листы и цветные карандаши. Опыты, зарисовка. 1. с. 24, 27

3 Ловись, рыбка, и мала, и велика. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы, выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Опыты, игра «Рыбалка», фокус «Разборчивый гусь». 1. с. 31 – 34

4. Испытание магнита. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса4. Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность. Коллаж «магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, шурупы, заколки-невидимки, детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, деревянные кирпичики, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резина. Опыты, соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы?»,

изготовление компаса. 1. с. 91 — 94

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Выставка. Лаборатория старого профессора Приглашаем всех на интерактивную выставка «Лаборатория старого профессора», которая пройдет в тюменском музее «Городская дума». [cut=Читать.

Опыты и эксперименты (средняя группа) на тему:
Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности в кружке «Любознайка».

В 2015 — 2016 учебном году реализована программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4 — 5 лет.

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по опытно-экспериментальной деятельности

Возрастная категория детей: 4 – 5 лет

Руководитель: Шибарова Т. С., воспитатель

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Основная цель работы

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Содержание исследовательской деятельности детей (средний дошкольный возраст)

Кружковая работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
— Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
— Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
— Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
— Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Смотрите так же:  Нотариус завещание уфа

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*познавательный мотив (почему так) ;

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

— книги познавательного характера для младшего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».

— Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
— семена бобов, фасоли, гороха

— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание центров экспериментальной деятельности.

Задачи центра:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

А также:
— книги познавательного характера для среднего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани» «Бумага», «Пуговицы»
— Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)
— Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
— семена бобов, фасоли, гороха
— некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
— карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

График работы кружка «Любознайка»:

Среда 15.40 -16.00

Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

2. «Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

4. «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

1. «Какие предметы могут плавать?»

Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3.» Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. «Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

1. «Воздух работает».

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. « Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

4. « Свет повсюду».

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. «Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

1. «Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

1. «Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

1. «Фокусы с магнитом».

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. «Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. «Что растворяется в воде»?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. « Что отражается в зеркале»?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

1. «Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. «Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Список используемой литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

Предварительный просмотр:

2015 – 2016 учебный год Диагностическая карта кружка «Любознайка»

Средня группа № 1 Дата _________________

Воспитатель Шибарова Т.С.

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п.

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений .

Другие публикации:

  • Шаламов и завещание ленина Шаламов и завещание ленина Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ запросов. Система защиты РѕС‚ роботов решила, что […]
  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • До скольки лет нужна доверенность на ребенка по россии Выезд ребенка за границу с одним родителем: нужно ли разрешение Очень часто, когда один из родителей собирается с ребенком поехать за границу отдохнуть или на лечение, встает вопрос: нужно ли разрешение второго родителя и в случае необходимости как его […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Услуги адвоката в нижнем новгороде цены Услуги адвоката в нижнем новгороде цены 2 Гражданские дела 2.1 Составление искового заявления, ходатайства - 3000 руб. 2.2 Полное участие адвоката во всех судебных заседаниях суда первой инстанции - от 10000 руб. 2.3 Составление кассационной жалобы - 3000 […]
  • Коллекторы запрещены законом Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника Понятие «коллекторское агентство» появилось в современном русском языке относительно недавно. Оно пришло к нам из США, где банковский бизнес очень широко пользуется услугами частных […]

Вам также может понравиться