Пояснительная кукла

Кружок «Волшебный мир куклы».. Пояснительная записка: Пояснительная записка: Кружковая работа при библиотеке — одна из форм приобщения учащихся к чтению. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТимофей Тагашов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Кружок «Волшебный мир куклы».. Пояснительная записка: Пояснительная записка: Кружковая работа при библиотеке — одна из форм приобщения учащихся к чтению.» — Транскрипт:

1 Кружок «Волшебный мир куклы».

2 Пояснительная записка: Пояснительная записка: Кружковая работа при библиотеке — одна из форм приобщения учащихся к чтению. Программа кукольного кружка «Волшебное искусство куклы» реализуется при библиотеке вот уже 3 года.

3 Программа работы кружка «Волшебный мир кукол» предназначена для учащихся от 7 до 12 лет и рассчитана на 3 часа, в неделю, 108 часов в год. 2 группы по 10 человек – 1 год обучения, второй год обучения дети от 8 лет и старше, 3 часа в неделю, 108 часов в год.

4 Волшебное искусство куклы начинается с детской игрушки, которую своей неуёмной фантазией оживляет ребёнок. И вырастает оно до сложного и высокого мастерства одной из интереснейших разновидностей современного театра.

5 Преимущества кукольного театра перед другими видами искусства в том, что малыми материальными затратами достигаются задачи творческого развития детей не только успешных в учёбе, но и тех, кто испытывает затруднения при чтении, общении, комплексует выступать перед зрителем лицом к лицу.

6 Вхождение в образ кукольного персонажа помогает преодолеть ребёнку многие комплексы, развивает воображение, память, создает ситуацию успеха. Идёт развитие связанного высказывания, вопросно — ответной, диалогической речи.

7 Цель : Формирование компетентного читателя в процессе игровой, театральной деятельности. Формирование компетентного читателя в процессе игровой, театральной деятельности.

8 Задачи : -формирование мотивации чтения, отношения к читательской деятельности, как сфере самореализации и творчества; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; -создание условий для более содержательной, активной и радостной жизни детей.

9 Актуальность. Разработка и принятие программы «Волшебный мир кукол» обусловлены рядом наблюдаемых противоречий и тенденций.

10 Планируемые результаты. Учащиеся будут уметь: -участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса; -корректно общаться со сверстниками, взрослыми; -владеть интонацией голоса, выражать чувства через речь, движения.

11 Учащиеся должны знать: -правила выразительного чтения (темп, тон, громкость речи); -правила работы с перчаточной куклой (её оживление); -правила озвучивания текста при помощи кукольного персонажа; -малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, дразнилки, страшилки, побасёнки, считалки, небылицы); -сказки («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», Заюшкина изба», «Волк и Козлята», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси- лебеди», «Красная шапочка», «Три поросёнка»).

12 К концу второго года занятий дети должны иметь представление: -об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным творчеством; -об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; -об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; -об особенностях жанра басни; -об истории театра кукол.

13 Знать наизусть: скороговорок, считалок, загадок, закличек, пословиц; -русские народные сказки, сказки разных народов, басни; -технику «оживления» перчаточной, паркетной, тростевой.

14 Уметь: -выразительно озвучить кукольные персонажи; -объяснить характер действующих персонажей, обыграть его голосом, движением; -самостоятельно подбирать текст для викторины, обыгрывать мини – сценки, сказки, загадки, стихи.

15 Работа в клубе организованна по группам из 10 человек. Первая, вторая группы – первый год обучения (20 человек), третья группа – второй и последующие года обучения (10 человек). Продолжительность занятий с одной группой 1,5 часа в день, (4,5 часа в неделю). Возраст детей от 7 до 12 лет.

17 Кружок «Волшебный мир куклы» в гостях у ветеранов труда.

Пояснительная записка к творческому проекту «Народные куклы»

Столичный учебный центр
г. Москва

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Русские народные куклы»

Тема проекта «Русские народные куклы».

Проект выполнила учащаяся 8-го кл. Максатихинской СОШ №1

Руководитель проекта:
учитель технологии Гусева Т. И.

Цель проекта: пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

изучение видов кукол;

изучение технологии изготовления народных кукол;

изготовление обережных кукол;

воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям;

развитие коммуникативной компетенции;

Поисковая работа по изучению видов русских народных кукол.

Изучение традиций изготовления русских народных кукол.

Выбор кукол для изготовления.

Подбор материалов для изготовления кукол.

Разработка технологических карт для изготовления кукол «Кубышка- травница» и «Пеленашка».

Для изготовления куклы «Пеленашки»:
— два прямоугольных лоскута ткани примерно 15х25 см,
— треугольный лоскут для платочка;
— нитки.

Для изготовления куклы «Кубышка-травница»:

лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.

лоскут светлой ткани 5 х 5 см. – 2 шт.

треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт.

лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.

шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см для фартучка – 1 шт.

тесьма для пояса 25см.

душистые лекарственные травы (чабрец, мята, ромашка)

синтепон, вата или кусочки ветоши для наполнения куклы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили детей их изготавливать, но не играли с ними. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.

Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек и закреплялись традициями, и считалось, что чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «c душой», и, конечно, в единственном экземпляре.

Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д.

В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Славянская традиция имеет богатую кукольную культуру. Такие игры поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит поговорка.

Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия, а еще, зримым посредником между миром детства и миром взрослых. Через кукольную реальность дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в детство.

Кукла «воспитывала» ребенка, поскольку воплощала дух прадавнего предка, и уже не девочка играла с куклой, а кукла, как старенькая бабушка, передавала свой опыт следующему поколению.

Куклы являлись еще проводником силы рода. К ним относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В каждом роду сохранялись свои приемы изготовления кукол.

В приданое девушки обязательно входили и сделанные ею куклы. К изготовлению обереговой фигурки относились так же ответственно, как и к вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила замуж, в дом мужа она перевозила сундук с куклами. А принимал эти куклы свекр, ведь женщина отныне становилась частью его рода.

Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к 6 годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Изучение истории возникновения народной куклы.

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление обережных кукол.

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.

Обережную куклу для будущего ребенка беременная женщина мастерила при зажженной свече, произнося молитву. «Трубочку» из ткани нужно было шесть раз скрутить-раскрутить, и, только скрутив седьмой раз, ее можно было обмотать ниткой, при этом, держа «трубочку» в левой руке, а нитку в правой. Наматывая нить, женщина наговаривала то, что хотела бы пожелать ребеночку. Будущая мама мастерила семь обережных куколок-младенчиков. Они на первом году жизни ребенка лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручки.

Для изготовления куклы понадобится:
— два прямоугольных лоскута ткани примерно 15х25 см,
— треугольный лоскут для платочка,

Прямоугольный лоскут ткани складываем пополам и плотно скручиваем в скатку.

Перевязываем скрутку посередине ниткой.

Обозначаем голову нитью, соблюдая пропорции, затем повязываем на голову треугольный лоскуток-платок.

Получившуюся куклу плотно пеленаем оставшимся куском ткани.

Кукла-пеленашка готова. У нас получилась такая кукла:
Мы не только узнали об истории возникновения, технологии изготовления куклы-пеленашки, но и научились делать такую куклу своими руками.

КУКЛА «КУБЫШКА – ТРАВНИЦА».

Кукла «Кубышка-травница» — традиционная народная кукла – оберег. Обереговые куклы – помощники, советчики и защитники.

Чтобы воздух в избе был чистый, мешочек-юбку набивали душистыми травами, произрастающими в России– душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кукла-кубышка — это оберег, она обязательно делается с добрыми (светлыми) мыслями, её задача — защитить человека от «злых сил», принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во «взрослую жизнь» полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: « Сонница — бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!» Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Ей не рисуют лица. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла. Нам удалось узнать несколько вариантов наполнения куклы «Травницы»

Кукла «Кубышка-травница» для доброго сна. Наполняется опилками, корой, листьями можжевельника и зерном гречихи.
Один из вариантов наполнения – трава пустырника, листья мелиссы, цвет ромашки. Куклы для добного сна подвешиваются на спинке кровати или их можно положить под подушку.

Кукла «Кубышка-травница» для профилактики болезней.

Первый вариант наполнения: зверобой, ромашка, бессмертник.

Второй вариант наполнения: шалфей, тысячелистник, полынь.

Третий вариант наполнения: сосновые почки (можно использовать и сосновые иглы, только порвать их меленько), веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока. Кукла может быть наполнена как смесью трав, так и какой-либо одной травой.

В период эпидемий вирусных заболеваний можно изготавливать и использовать куклу, набитую или сосновыми почками, или семянками чеснока. А при воспалении верхних дыхательных путей и гриппе неплохо использовать куклу, наполненную чабрецом.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ «КУБЫШКА-ТРАВНИЦА»

Берем лоскут светлой ткани, в середину кладем синтепон или ветошь.

Делаем кукле голову, стараясь, чтобы лицо было без складок. Для этого ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

Смотрите так же:  Оформить стенд егэ по обществознанию

Поднимаем вверх руки и перевязываем ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки. Под грудью подвязываем передник навыворот. Сверху подвязываем куклу пояском.

На голову повязываем платок.

Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

После этого куколку нужно немного погладить, помять, убрать неровности, бугорки.

Вот и готова целительная куколка. Она может служить необычным украшением интерьера или стать необычным подарком близкому человеку.

Список использованных источников.

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» Санкт-Петербург Детство-пресс 2011

Пояснительная записка Рабочая программа «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст) разработана в соответствии с

2 Пояснительная записка Рабочая программа «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст) разработана в соответствии с примернойобщеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО. Рабочая программа составлена по образовательным областям: познавательноречевое, художественно-эстетическое. Работа по приобщению детей к народной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач: — прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; -содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; -знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы; -формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства; -развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству; -учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол; — формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности; — прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус. Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются: -постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с народной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребенку овладеть художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества дает возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы; — поставленные цели и задачи должны корригироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровня созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребенка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;

3 — поэтапное формирование художественно-творческих способностей (Л.С.Выготский, П.Л.Гальперин); — развитие предполагает активное включение в него самого ребенка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создает для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его; — обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности; — принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами; — принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка; — единства восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности; — постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно-прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений. Планируемые результаты освоения программы целевые ориентиры: — дети должны знать общие сведения о народных ремеслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; — грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; — освоить технологию изготовления куклы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по мин. Всего 30 занятий. Форма организации детей подгрупповая (не более 10 детей). Структура занятия включает в себя пять основных этапа: 1.Вводный 2.Основной (использование наглядных, практических и словесных приемов) 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Анализ и самоанализ деятельности 5. Оценка детской деятельности По итогам пройденной темы проводится выставка тряпичных кукол, что позволяет определить правильность общего направления работы, рассмотреть творческое продвижение группы и отдельных детей по освоению общей художественной культуры, по развитию художественно-творческого мышления.

4 Содержание программы Тема Месяц Название занятия Программное содержание Вводная сентябрь «Знакомство с историей и традицией народной тряпичной куклы» Экскурсия в музей «Русская изба» Чтение сказки «Василиса Прекрасная» Обереговые куклы Обрядовые куклы октябрь ноябрь декабрь январь февраль (А.Н.Афанасьев) «Кукла-мотанка», «Отдарокна-подарок»; подвижная игра «У Маланьи»; дидактическая игра «Что было, что стало», «Кто ты куколка моя?»; занятие «Завязывание узелков»; «Знакомство с тканью: ситец, сатин, батист, маркизет»; изготовление куклы «Десятиручка», «Пеленашка»; разучивание народных пестушек, потешек-песенок, прибауток; чтение «Сказка о Крупеничке» (Н.Д. Телешов) «Изготовление парика у куклы. Заплетание косы»«материалы и инструменты для изготовления тряпичной куклы»; коллективная работа «Лихорадки» «Рождественский ангел», «Коляда» (столбушка); разучивание обрядовых песен «Коляда! Коляда! А бывает коляда!», Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как пошла коляда» «Создание костюма куклы»; «Рисование эскизов»; изготовление куклы «Колокольчик», «Куватка» Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол; формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа; формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Познакомить с алгоритмом изготовления тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения; в подв. игрепробуждать интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий; способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов) Познакомить с видами хлопка (ситец, сатин, батист, маркизет), их свойствами; содействовать углублению интереса к истории и традициям изготовления тряпичной куклы, формировать целостное восприятие детского фольклора. Познакомить с видами пряжи для изготовления парика у куклы, научить плетению из ниток в три пряди, развивать мелкую моторику рук; закреплять у детей навыки коллективной деятельности. Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание; развивать интерес к обыгрыванию куклы; познакомить с народными обрядами, формировать интерес к народным традициям идуховным ценностям русского народа Расширить представления детей об этапах создания одежды для куклы; развивать фантазию, воображение, воспитывать художественный вкус; познакомить с традициями и символикой куклы Куватки, Колокольчик.

5 Игровые куклы март апрель май «Масленица», «Солнечный конь»; разучивание обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Масленица, Масленица!», «Тин-тин-ка», частушек про масленицу «Пасхальная голубка», «Первоцвет»; дид. игра «Узнай по описанию?», «Подбери по цвету» «Зайчик-на-пальчик», «Птица»; игры на народных шумовых инструментах: полешка, трещотка, ложка с бубенцами, гудок, свистулька. Выставка Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках; развивать координацию речи с движением, темп и ритм речи;дать представление о разнообразии видов тряпичных кукол. Познакомить с новым видом тряпичной куклы игровая; развивать чувство пропорции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;продолжать учить выстраивать сюжет игры с тряпичными куклам; обогатить музыкальные впечатления; закрепить навыки работы с материалом; учить анализировать эстетические качества своей работы и работ других детей.

6 Список литературы. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, с., Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»: Паритет, 2008, 240с. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007, 121с. Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкиного сундука//народное творчество С Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы // Народное творчество С Интернет-ресурсы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Кукла самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передаётся социальнокультурный опыт, воспитываются нравственные им эстетические представления. Ребёнок познаёт мир и воспитывается через игрушку. Кукла незаменимый участник детских игр. Кукла, сделанная своими руками, доставляет большую радость, неся в себе частицу души своего создателя. Обучение по программе построено таким образом, чтобы студенты знакомились с предметом от простого к сложному. Программа включает изучение мягконабивной простейшей куклы, различных видов игрушки, декоративной куклы, русской традиционной и авторской куклы.что позволяет студентам ознакомиться с историей костюма, различными техниками исполнения кукол и игрушек, с русской традиционной культурой. На изучение русской традиционной куклы отведен 1 семестр. Что позволяет дать студентам самые необходимые знания по традиционной кукле. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до нас драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций И сегодня мастер-кукольник должен обратить внимание на традиционную куклу не только как на интересную фигурку, имеющую простые и, вместе с тем, гениальные средства выражения и изображения, но и как на предмет народного искусства, потому что на сегодняшний день она зачастую рассматривается как игрушка, как детская забава, хотя и припоминаются её древние корни. При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Основная цель данного раздела — приобщение студентов к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа. В программе многие работы требуют творческого подхода. Многие работы выполняются по индивидуальному эскизу, что способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей студентов.

3 1. Цели и задачи курса. — заинтересовать учащихся, пробудить их к творчеству. — обучить приёмам и средствам изготовления игрушек и кукол. -приобщить студентов к глубинному наследию русского народа с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений Требования к уровню освоения содержания дисциплины Предлагаемая программа предусматривает постепенное усложнение материала. Основные знания и умения, которые должны приобрести учащиеся в процессе обучения: овладеть приёмами шитья. Необходимо научиться качественному исполнению работы. При создании образа уметь использовать литературу, освещающую быт, нравы, культуру страны и эпохи персонажа. При создании стоящих игрушек и кукол научиться создавать каркасы, используя соответствующие материалы. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавр Дисциплина входит в состав базовой вариативной части Общепрофессионального цикла по направлению подготовки Декоративноприкладное искусство и народные промыслы (бакалавр), дисциплины по выбору. Для изучения данной дисциплины студент должен владеть знаниями в области истории в объёмах школьной программы. Изучение дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла мира» осуществляется на 3 курсе в 6 семестре параллельно с другими дисциплинами обще-профессионального цикла. Освоение дисциплины способствует свободной ориентации в области истории развития народных промыслов, использованию приобретённых знаний в практическом применении при создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности. Для освоения курса необходимы: знания мировой и Отечественной истории; умения анализировать и обобщать полученную информацию; 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» Основная компетенция: готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия Дисциплина формирует следующие компетенции ООП: ОК-10, ПК-3, ПК-4, СК-1.

4 В результате обучения студенты должны: Иметь представление: об исторических особенностях возникновения традиционных промыслов и ремесел; о глубинном наследии русского народа с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений. Знать: значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре; материалы народных промыслов, особенности их выбора; Уметь: применять приёмы и средства изготовления игрушек и кукол. Иметь навыки: практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности. 2. Общая трудоемкость дисциплины. Всего часов на освоение дисциплины (включая зачёт) 90 ч. Аудиторные практические занятия — 54 ч Самостоятельная работа студента — 9 ч Итоговый контроль: экзамен. Курс строится на постепенном раскрытии творческих способностей студентов. Так, на первых курсах обучения идёт ознакомление с азами технологии изготовления простейших мягких кукол по готовым выкройкам. Также идёт знакомство с теоретическим и практическим материалом в разделе «Русская традиционная кукла». Таким образом, обучающиеся постепенно подходят к авторским разработкам декоративных интерьерных кукол. Обучение проходит в течение 5 семестра по выбору студента.

5 4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы (очная форма) Вид занятий (учебной работы) сем сем 7 сем сем ИТОГО: Лекции Лабораторные Практические КСР Семинары Итого аудиторных занятий: Реферат Курсовой проект (работа) Другие виды 9 9 самостоят. работы Подготовка к экзамену Итого самостоятельных занятий: ИТОГО: Вид итогового экз контроля

6 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Темы Макс. нагр. Кол-во аудиторных часов Самост. работа студента Всего Теор Практ студента Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных кукол-игрушек Ознакомление с историей предмета Материалы и инструменты, технология изготовления Изготовление бескаркасной висячей куклы Техника папье-маше. Композиция в раме Раздел II. Русская традиционная кукла Русская традиционная кукла Раздел III. Декоративная кукла Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме Ангел. Творческая работа в любой технике Декоративная композиция с фарфоровой куклой. 1.2 Дизайнерская игрушка. В любой технике. 1.3 Авторские рождественские игрушки. Авторская кукла

Смотрите так же:  Заполнить договор аренды

7 5.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУКЛЫ. АВТОРСКИЕ КУКЛЫ» Темы часы содержание Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных куколигрушек Ознакомление с историей предмета. 1 Изучение истории возникновения обрядовой, 1.2. Материалы и инструменты, технология изготовления Изготовление бескаркасной висячей куклы Техника папье-маше. Композиция в раме. Обход Русская традиционная кукла Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме. 1.1 Декоративная композиция с фарфоровой куклой. 1.2 Дизайнерская игрушка. В любой технике. 1.3 Авторские рождественские игрушки. 1 декоративной куклы. Подбор и приобретение необходимых материалов и инструментов Изготовление туловища, 1 костюма и дополнительных деталей отделки 1 Изготовление головного убора и отделки маски Раздел II. Русская традиционная кукла. 1 Раздел III. Декоративная кукла. 1 Авторская кукла Изготовление обрядовой куклы. Изготовление костюма и деталей отделки. Оформление работы. 1 Изготовление туловища куклы, отдельных деталей декора композиции. 1 Окончание работы над дизайнерской игрушкой. 1 Окончание работы над рождественсими игрушками.

8 6. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Раздел I. Технология изготовления мягких бескаркасных кукол-игрушек. Тема 1.1. Ознакомление с историей предмета. — знать различные виды и назначения кукол в разные эпохи времени и в разных странах. — просмотр рекомендуемой литературы. Тема 1.2. Материалы и инструменты, технологии изготовления. — знать основные виды тканей, ниток, клея, набивки. — знать виды машинных и ручных швов, раскрой деталей. — знать азы по изготовлению выкроек. — уметь правильно подбирать ткани и нитки, кроить и выполнять ручные швы. — завести необходимые материалы и инструменты для занятий. Тема 1.3. Изготовление бескаркасной висячей куклы. — знать технологию изготовления бескаркасной висячей куклы — уметь работать с иллюстративным материалом и создавать свой образ, — уметь выполнять бескаркасные висячие игрушки: простейшие утяжки лица, машинный шов, ручной потайной шов. Самостоятельная работа студента: — набивка готовых деталей. Тема 1.4. Техника папье-маше. Композиция в раме. — знать технологию изготовления папье-маше. -уметь выполнять папье- маше для разных изделий — уметь выразить нарисованное изображение в ткани и др. материалах. — вести самостоятельно работу, согласуя её с преподавателем. Создание эскиза работы..

9 Раздел II. Русская традиционная кукла. Тема 2.1. Русская традиционная кукла. Обрядовые куклы, связанные с рождением, болезнями человека. — знать основные виды тканей и материалов, используемых в традиционной кукле. — уметь выполнять схемы изготовления кукол и замерять их размеры. — знать куклы данного вида, их обрядовую историю. — уметь выполнять куклу-оберег, младенчика, лихоманку. Самостоятельная работа студента: — довести начатую работу до конца. Раздел III. Декоративная кукла. Тема 3.1. Декоративная кукла с использованием самоотвердевающей пластики и проволочного каркаса в стилизованном историческом костюме. — знать технологию изготовления проволочного каркаса и головки из самоотвердевающей пластики. Также способы изготовления рук. — уметь на практике применять теоретические знания данного занятия. Самостоятельная работа студента: — просмотр иллюстративного материала, выбор образа, ведение работы по этапам. Тема 3.2. Ангел. Творческая работа в любой технике.. — знать образы ангелов, созданных различными классическими и современными художниками. — уметь создать свой образ. — ведение работы по этапам. Авторская кукла Тема 1.1. Декоративная композиция с фарфоровой куклой. — знать теоретический материал данного занятия, знать технологию изготовления мягконабивного туловища для фарфоровых заготовок.. — уметь изготовить куклу с использованием фарфоровых заготовок.. Тема 1.2. Дизайнерская игрушка. — знать технологию изготовления игрушки в технике папье- маше, мягконабивной игрушки.

10 — уметь создать свой образ и применить теоретические знания на практике. — ведение работы по этапам. Тема 1.4. Авторские рождественские игрушки. Требования к студентам -знать работы других мастеров и художников по данной теме. — уметь создать эскизы к своим авторским работам и воплотить их в любом выбранном материале.. — подобрать соответствующие ткани по заданию преподавателя. — ведение работы по этапам. 7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ. Обход в конце I раздела. Требуемые работы: 1. бескаркасная висячая кукла. 2. сувенирная кукла-мешок. Промежуточный обход в конце 2 раздела. Требуемые работы: 1. Кукла- оберег. Обход в конце III раздела. Требуемые работы: 1. Декоративная кукла в стилизованном историческом костюме. 2. Ангел. Авторская кукла. Итоговый обход. Требуемые работы: 1. Декоративная композиция с фарфоровой куклой. 2. Дизайнерская игрушка. 3. Авторские рождественские игрушки.

Предметная область В.05. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ. Программа по учебному предмету В.05.УП.04 НАРОДНАЯ КУКЛА

1 Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Екатеринбургская детская школа искусств 1» Предметная область В.05. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Программа по учебному предмету В.05.УП.04 НАРОДНАЯ КУКЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Нормативный срок обучения — 8 лет Екатеринбург

2 2 УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБУК ДО ЕДШИ 1 Протокол У от >? — f X — J U S — J — ЕРЖДЕНО 1. Киткина Разработчик программы: Оленина Ульяна Анатольевна, преподаватель первой категории МБУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств 1».

3 3 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 2. Цель программы 3. Обоснование структуры программы учебного предмета Ожидаемые результаты и способы их проверки Способы педагогического контроля Содержание учебного предмета 1. Учебно-тематический план по классам 2. Содержание занятий Методическое обеспечение программы 1. Формы и методы обучения 2. Материально-техническое обеспечение программы Список литературы

4 4 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Вероятно, это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны десятки монографий, сотни научных и популярных статей. И эта тема далеко не исчерпана. Всюду, где селится и живет человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально кукла служила тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые вдохновленные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Представленные в программе куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. В первую очередь кукла — это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Работа педагога по данной программе направлена на приобщение ребенка к чарующему миру куклы, позволяет дать ему возможность изготовить ее своими руками под руководством педагога, вернуться еще раз в волшебный мир детства. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерь, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы — талисманы, бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Характерная черта современного образования — это внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности. Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

5 5 2. Цель программы — создать условия для формирования эмоционально — отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала. Задачи: Приобщение к культуре своего народа через знакомство с историей, значением и технологией изготовления традиционной тряпичной куклы, изучение народных костюмов. Раскрытие роли народной куклы в жизни людей Воссоздание истории возникновения куклы Обучение составления типологии кукол по признакам. Обучение основам изготовления куклы (способы). Формирование ручного труда. Обучение навыкам работы с различными инструментами с соблюдением правил техники безопасности. Обучение умению подготовки ткани к работе. Обучение умению по шаблону раскроить изделие. Обучение умению оценивать свою работу и работу других детей. Формирование нравственных представлений у детей, их личностное развитие. Создание условий для эмоционального и психофизического раскрепощения детей. Программа учебного предмета так же предполагает: Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей. Формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта. Развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей. Формирование навыков общения и коллективной деятельности. Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах (Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года). При осуществлении программы реализуются потребности общества в занятости детей во внеурочное время, в том числе в вечернее время, а так же во время школьных каникул. Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Актуальность программы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание.

6 6 Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют, нежели понимают, но роль осознания себя как части культуры Родины, в дальнейшем воспитании переоценить невозможно. Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Программа кружка «Народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу. 3. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности детей приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении детям, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки талантливым детям, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Таким детям данная программа помогает в социальной адаптации. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер: — происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни; — постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции; — вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию; — формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности. При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологии, а так же запросы обучающихся. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии. Программа носит образовательный характер. Программа строится с учетом основных методических принципов: Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).

Смотрите так же:  Федеральный закон о прокуратуре российской федерации от 170192

7 7 Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка). Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка). Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями). Программа «Народная кукла», рассчитана на 2 года обучения. Программа курса позволяет вести обучение детей уже с 6-7-летнего возраста. II.ОЖ ИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К концу обучения дети должны знать: названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними; названия материалов, из которых делают кукол; названия кукол, выполненных в течение учебного года. уметь: выполнять поручение педагога, данное в устной форме; выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу; изготавливать самостоятельно куклу; правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место; правильно использовать инструменты, иметь представление: о видах декоративно-прикладного искусства; о народных традициях, связанных с определённой куклой Пройдя полный курс обучения, дети: — будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства; -освоят основные техники выполнения народной куклы; -узн аю т и овладеют основными законами композиции изделий; — овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в костюм; — будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол. III. СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка — рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества, Критерии отбора работ: аккуратность исполнения; соблюдение технологии; творческий подход к работе. Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

8 8 Однако следует сказать, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка. Делая кукол, можно применять многие умения и знания. Можно на кукле научиться многому, на что не хватает времени, когда хочется попробовать все. Можно шить саму куклу, а можно и одежду для нее через это изучить народный костюм. Это будет по-настоящему, потому что не надо придумывать новые крои, одежда была такой, какой ее носили много лет назад. Можно сплести для нее пояс, и это тоже целый мир и наука. Узоры, цвета, особенности женских и мужских поясов, все это возможно изучить и использовать в одежде куклы. Бисер — плетение украшения, вышивка, ткачество — все это имеет место быть и жить в наряде куклы, и можно все это освоить по-настоящему, только намного быстрее. Умение делать кукол, которые помогают их хозяевам познать себя и окружающий мир, не забыть истоки своей культуры. Куклы могут оберегать, лечить, радовать, учить. Они помогали справлять календарные обряды нашим предкам, призывая урожайный год, а значит, жизнь. Куклы помогали во всех значимых и малозначимых случаях жизни человека. Деятельностный подход в обучении реализуется через использование метода проектов — что связано с более глубоким изучением культурологического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства. Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.) Используется технология коллективной деятельности и этнопедагогические методы образования: -передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор); -методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу); -методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора — развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству). 1.Учебно-тематический план Первый год обучения IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема занятия Теория Практика Кол-во часов Вводное занятие. Какие бывают игрушки Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом Изготовление «Волшебного сундучка» История народной куклы 4 4 Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, 2 2 игровые Традиционный русский костюм Одарок на подарок Пеленашка Желанница Нянюшка 1 3 4

9 Рождественский Ангел Столбушка Владимирская столбушка Веснянка Кукла на ложке Каша Зайчик на пальчик Куватки День и ночь Десятиручка Погремушка Итого Второй год обучения 9 Тема занятия Теория Практика Кол-во часов Крупеничка (русская народная сказка) Крупеничка Масленица Куб ы ш ка-травн и ца Вербница Матушкина куколка (русская народная сказка) Хозяюшка — благополучница Здоровье Мартинички Бабочка Берегиня Праскева — пятница Подцорожница Морковница Луковница Березка Колокольчик Рябинка Благодать Итого Содержание занятий: Введение в образовательную программу (4 час) Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол(4 часа)

10 10 История народной куклы, русский костюм (2 часа) История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций. Типы и назначения кукол (2 часа) Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов. Тряпичная народная кукла (122 часа) Рассказ — информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Формы и методы обучения: Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы. Другие формы: Для младшего возраста — игра, в т.ч. ролевая, сюжетные занятия с применением фольклорного материала. Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс. По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т.к. обучение начинается с самых азов, т.е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: репродуктивная — после объяснения преподавателя повторить данное изделие; творческая — самостоятельно изготовить изделие. Теоретический метод обучения: — Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках. — Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации. — Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту. — Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод обучения: — Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол — Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.

11 Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: — Беседа. — Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма; — Декоративное оформление. Обучение начинается с самых азов, т.е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе. Обучение построено поэтапно от простого к сложному. На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. При наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы с ними, соблюдая технику безопасности, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво. В дальнейшем в ходе реализации данной программы воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятел ьности. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать. Однако детям в возрасте 6-8 лет часто бывает очень трудно рвать ткань. В этом случае им разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или по шаблону. Ножницы могут применяться также при изготовлении сувенирной куклы. Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные навыки. Но чтобы действительно стать мастером — необходимо прожить с куклой достаточно долгое время своей жизни, а вернее — всю жизнь. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Залог жизненности и успехов искусства традиционной куклы — в постижении и творческом развитии традиций. Каждый шаг в изготовлении любой обрядовой, обереговой или игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное значение, вплоть до того, в какую сторону и сколько раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что-то пропустить или поменять. Поэтому народной кукле и учатся «из рук в руки», только так можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла 2. Материально- техническое обеспечение программы Техническое оснащение. Кабинет, имеющий хорошее освещение. Стулья, рабочие столы. Стол и стул педагога.

12 12 Доска. Инструменты и приспособления. Ножницы. Иглы, игольницы. Материалы. Хлопчатобумажные, льняные ткани. Хлопчатобумажные и шерстяные нитки. Тесьма, кружево, сутаж. Синтепон, вата, крупы. Дидактическое обеспечение. Таблицы с поэтапным выполнением изделий. Иллюстрации. Образцы готовых кукол. Шаблоны для изготовления одежды и кукол. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для детей: 1. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. — М. «Белый город». 2. В. Феррари «Игрушка своими руками» 3. «Делаем куклы». — М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год Для родителей: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- «Просвещение», Москва Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- «Искусство в школе», Москва 1995 Для педагогов: 1. Е.А.Турбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. — Волгоград, «Учитель», М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» — М. «Профиздат», 1998 год 3. В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год 4. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» — Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год 5. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год 6. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-москва, «Культура и традиции», 2007 год 6. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.

Другие публикации:

  • Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Приказ о зачислении учащихся в учреждение дополнительного образования Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить […]
  • Российская федерация федеральный закон о производственных кооперативах Российская федерация федеральный закон о производственных кооперативах Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ"О производственных кооперативах" С изменениями и дополнениями от: 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г., 19 июля 2009 г., 30 […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Мировой суд 10 кировского района г уфы Мировой суд 10 кировского района г уфы Судебный участок №10 по Кировскому району г.Уфы Аппарат мирового судьи Амиров Дмитрий Павлович Телефон: 8 (347) 256-22-57 ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ Муравьева Екатерина Михайловна Телефон: 8 (347) 256-22-57 СЕКРЕТАРЬ […]
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ"О Конституционном Суде Российской Федерации" С изменениями […]
  • Росприроднадзор приказ 479 от 01082019 Приказом добавлено 571 новых объектов в ГРОРО: 12 объектов Алтайский край4 объекта Амурская область6 объектов Архангельская область5 объектов Астраханская область2 объекта Белгородская область2 объекта Брянская область2 объекта Владимирская область17 […]

Вам также может понравиться