Пбу 4 99 бухгалтерская отчетность организации последняя редакция

Содержание:

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 4/99)

Скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 06-07-99 43н (ред от 08-11-2010) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ БУХГАЛТЕРСКАЯ. Актуально в 2018 году

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2019. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • КОММЕНТАРИИ К ПОЛОЖЕНИЯМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
  • «Положения по бухгалтерскому учету», М.: Современная экономика и право, 2001

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 является результатом пересмотра «старого» ПБУ 4/96, утвержденного Приказом Минфина России от 08.02.96 г. N 10. Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных и бюджетных организаций.

Следует отметить, что в ПБУ 4/99 сохранены принципы, заложенные в «старом» ПБУ 4/96.

Состав бухгалтерской отчетности и требования к ней (достоверность и полнота представляемой информации) остались неизменными.

Добавлено, что при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед друг ими.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение изложенных в ПБУ 4/99 правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил.

Содержание бухгалтерского баланса претерпело некоторые изменения:

в раздел «Внеоборотные активы» включена группа «Доходные вложения в материальные ценности»; раздел «Убытки» исключен из актива баланса. Непокрытый убыток уменьшает итог раздела «Капитал и резервы» пассива баланса.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства организации должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения).

Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла (если он превышает 12 месяцев). Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылям и убытках.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные, что объясняется введением этих статей в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

В состав дополнительных сведений, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включены сведения о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (на основе требований ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98); о прекращенных операциях; об аффилированных лицах; о государственной помощи и прибыли, приходящейся на одну акцию.

Как составная часть в ПБУ 4/99 включены содержание и основные требования к отчету о движении денежных средств и отчету об изменениях капитала.

ПБУ 4/99 отменяет обязательность представления вместе с бухгалтерской отчетностью отчета исполнительного органа организации.

Согласно разделу VIII «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности» ПБУ 4/99 исполнительный орган может представить дополнительную информацию, если сочтет ее полезной для пользователей при принятии экономических решений.

Кроме того, в ПБУ 4/99 термин «реализация» заменен на «продажу», что объясняется близостью последнего к терминологии, применяемой в международных стандартах.

В то же время термин «реализация» является привычным для российской практики учета, более того, его определение для целей налогообложения дано в Налоговом кодексе РФ.

Бухгалтерская отчетность, представляемая за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года, по терминологии ПБУ 4/99 называется промежуточной, а не периодической, как ранее.

Бухгалтерская отчетность организации

Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации оформляется по единым подходам и имеет определенную комплектность. Из статьи вы узнаете, из каких частей она состоит, какие нормативные акты определяют правила ее оформления, и до какого числа ее предстоит сдать.

Требования к бухгалтерской отчетности

По закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность должна:

  • правдиво показывать информацию об организации (ее финансовом состоянии на определенную дату, итогах деятельности, движении денежных потоков за отчетный период);
  • формироваться на основе стандартов и данных бухучета.

Организации готовят отчетность единожды в год или с иной периодичностью (если нормативным актом, уставом или решением собственника предусмотрена промежуточная отчетность).

Требования к бухотчетности описаны в законе № 402-ФЗ и в Положении 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.

Согласно этим НПА, отчетность:

  • оформляется на русском языке с отражением стоимостных показателей в рублях (в валюте РФ);
  • обобщает показатели деятельности всех ее подразделений;
  • приобретает статус официальной отчетности с момента подписания бумажного варианта форм руководителем организации.

Рассмотрим нюансы составления и использования бухгалтерской отчетности.

Какие формы включить в комплект годовой бухотчетности

Состав бухотчетности для коммерческой фирмы (ст. 14 закона № 402-ФЗ) будет таким:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения.

Если по закону организация подпадает под обязательный аудит, к отчетности прикладывают еще и аудиторское заключение.

В Положении о бухгалтерской отчетности организации ПБУ 4/99 описан такой же набор обязательных отчетных форм.

Отдельные организации (малый бизнес, НКО и др.) имеют право выбора — им можно сдавать отчетность:

  • в «традиционной» комплектности:
  • в упрощенном виде.

Упрощенная отчетность позволяет отражать информацию менее детализированно, представляя объединяемые по группам укрупненные показатели. К упрощенным балансу и отчету о финрезультах не требуется прилагать иные пояснения (например, форму 4 бух отчетности и другие).

Пример

Что включить в бухгалтерскую отчетность за 2017 год?

Для формирования бухотчетности за 2017 год ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» по-прежнему служит для нас ориентиром. Формы бухотчетности (включая их упрощенные варианты) вы найдете в приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

Бланки современной бухотчетности не содержат номеров форм. При этом многие опытные бухгалтеры по привычке называют их по номерам (например, формы 3 4 6 бухгалтерской отчетности).

примеру, в недавнем времени:

  • формой 1 считался баланс;
  • формой 2 назывался отчет о прибылях и убытках (сейчас это отчет о финрезультатах).

Остальные отчеты (форма 4 бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств» и др.) детализируют показатели форм 1, 2 и объединены в составе приложений.

Комплект бухотчетности коммерческой фирмы за отчетный год в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • баланса;
  • отчета о финрезультатах;
  • пояснений (отчетов о движении капитала и о движении денежных средств, а также иных пояснений и расшифровок).

При формировании отчетной информации учитывают не только требования ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», но и иных НПА. К примеру, при заполнении формы 4 бухгалтерской отчетности (отчета о движении денежных средств) нужно руководствоваться:

  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;
  • МСФО 7 с аналогичным названием (если вы формируете бухотчетность по международным стандартам).
Смотрите так же:  Политология учебное пособие для вузов радугин

ВАЖНО!

В пояснения к балансу и отчету о финрезультатах включаются важные сведения, без которых отсутствует возможность объективно судить о финансовом положении или финансовых результатах работы фирмы.

Отчетные сроки и санкции за опоздание

У организаций есть 3 месяца после завершения отчетного года, чтобы сформировать отчетные формы. На последний день марта приходится крайняя возможная дата. Сдача бухотчетности после нее грозит штрафами.

В 2018 году эта дата попадает на выходной день, поэтому она смещается на ближайший рабочий день — не позднее 02.04.2018 ваша отчетность должна попасть:

  • в орган статистики (приказ Росстата от 31.03.2014 № 220);
  • к налоговикам (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если не успеть вовремя отправить отчеты, может последовать наказание:

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96″.

3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Министр финансов РФ

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О формах бухгалтерской отчетности организаций, применяемых начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., см. приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

О порядке представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Смотрите так же:  КировРассчитать осаго

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)

Для чего нужно ПБУ 4/99

ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):

  • об используемых формах отчетов;
  • о порядке их составления;
  • об упрощенном варианте бухотчетности;
  • об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
  • о публикации отчетных документов в СМИ.

О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.

К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.

Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:

  • составляться на определенную дату;
  • иметь сокращенную форму;
  • формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
  • предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.

Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:

  • налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
  • инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
  • контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.

Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».

Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Последняя (актуальная) редакция ПБУ 4/99 датирована 08.11.2010 с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010. По сравнению с текстом, существовавшим до нее, положения ПБУ изменились незначительно.

Обновления оказались связанными с заменой формулировок. Определение «бюджетные организации» было заменено на «государственные (муниципальные) учреждения» в связи с изменением статуса последних (приказ Минфина РФ 08.11.2010 № 142н). Такие учреждения были поделены на бюджетные, автономные и казенные.

А Верховный суд исключил из ПБУ требование о составлении промежуточной отчетности всеми организациями.

Бухгалтерская отчетность организации по ПБУ 4/99 в 2018–2019 годах

Бухгалтерская отчетность за 2018 год включает в себя (п. 5 ПБУ):

  • отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и целевом использовании средств;
  • пояснительную записку к бухотчетности.

Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99

Несмотря на то что каждая форма имеет свои особенности заполнения, в ПБУ прописан общий подход к составлению бухотчетности, в котором выделяются следующие моменты:

  • бухотчетность должна быть достоверной и полной, должна составляться по нормам действующего законодательства (п. 6 ПБУ);
  • она заполняется на русском языке (п. 15 ПБУ) и с указанием сумм в рублях (п. 16 ПБУ);
  • по предприятиям с филиалами формируется единая (общая) отчетность (п. 8 ПБУ);
  • данные за отчетный год должны быть взаимосвязаны с предшествующими периодами (п. 33 ПБУ);
  • выделение информации, отражаемой в отчетности, определяет принцип существенности (п. 25 ПБУ);
  • отчетный период — календарный год (п. 13 ПБУ);
  • возможно составление промежуточной отчетности (пп. 48–52 ПБУ) помесячно или поквартально нарастающим итогом с 2 обязательными формами (бухбаланс и отчет о финрезультатах) не позднее 30 дней после окончания периода;
  • бухотчетность является открытой для доступа заинтересованного круга лиц (п. 42 ПБУ);
  • активы и пассивы бухбаланса делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (более 1 года) (п. 19 ПБУ);
  • учетные данные следует подтвердить проведенной инвентаризацией имущества и обязательств (п. 38 ПБУ);
  • зачет между статьями актива и пассива, прибыли и убытков не проводится, кроме случаев, прописанных в ПБУ 4/99 (п. 34 ПБУ);
  • показатели необходимо отразить по нетто (чистой) стоимости (п. 35 ПБУ 4/99).

В шапке отчетов потребуется указать:

  • код вида экономической деятельности (проставляется тот, по которому получен самый крупный размер выручки);
  • различные коды, которые необходимо найти в документах о постановке на налоговый учет, письмах от органов статистики и специальных справочниках;
  • единицу измерения данных и ее код.

О том, как действовать при смене основного вида экономической деятельности, читайте в этой статье.

Содержание бухгалтерской отчетности

Бухбаланс должен свидетельствовать о финансовом положении компании на отчетную дату (п. 18 ПБУ). Это достигается отражением на эту дату данных об остатках на счетах активов и обязательств. Баланс включает в себя числовые показатели, отражаемые в 5 его разделах (п. 20 ПБУ):

  • 2 разделах актива, посвященных внеоборотным и оборотным активам;
  • 3 разделах пассива, отведенных капиталу и резервам, долгосрочным и краткосрочным обязательствам.

Доходы и расходы в отчете о финрезультатах подразделяются на обычные и прочие, которые должны быть представлены несколькими числовыми показателями (п. 23 ПБУ).

Пояснения к бухбалансу и отчету о финрезультатах имеют вид 3 дополнительных отчетов (о движении денежных средств, изменении капитала, целевом использовании средств) и пояснительной записки (п. 28 ПБУ).

Пояснения к бухотчетности должны содержать следующую информацию (п. 27 ПБУ):

  • о наличии на начало и конец периода, движении основных средств (в том числе арендованных) и нематериальных активов, финансовых вложений; о капитале, выпущенных акциях, дебиторской и кредиторской задолженности, резервах предстоящих расходов;
  • об объемах продаж;
  • о производственных затратах;
  • о прочих доходах и расходах;
  • о полученных и выданных обязательствах;
  • о чрезвычайных событиях, которые произошли в деятельности предприятия;
  • о фактах, которые случились на предприятии после отчетной даты.

А также (п. 31 ПБУ):

  • юридический адрес компании;
  • основные виды осуществляемой предприятием деятельности;
  • данные о среднегодовой численности персонала;
  • состав исполнительного и контролирующего органов компании с указанием должностей.

Отчет о движении денежных средств должен отражать информацию о денежных средствах по 3 видам деятельности: финансовой, текущей и инвестиционной. Он раскрывает фактические данные об остатках на начало и конец отчетного периода, приходе и расходе денежных средств (п. 29 ПБУ).

Отчет об изменении капитала должен информировать об уменьшении и увеличении капиталов: добавочном, уставном, резервном (п. 30 ПБУ).

В пояснительной записке обязательно должна присутствовать отметка о том, что отчетность составлена по требованиям российского бухгалтерского законодательства (п. 25 ПБУ).

Пояснения должны содержать информацию о применяемой учетной политике и дополнительные сведения, раскрывающие внесенные в отчетность данные (п. 24 ПБУ). Эти сведения не могут быть показаны в бухбалансе и отчете о финрезультатах. Но без них невозможно дать реальную оценку финансовому состоянию предприятия.

Смотрите так же:  Доплата ветеранам труда федерального значения в 2019 году

Аудиторское заключение

На законодательном уровне установлены случаи обязательного ежегодного аудита бухотчетности (ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ):

  • для акционерных обществ;
  • компаний, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах;
  • кредитных организаций и бюро по кредитным историям заемщиков;
  • страховых компаний;
  • участников рынков ценных бумаг;
  • негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторское заключение является обязательным приложением к бухотчетности подлежащего аудиту предприятия (п. 41 ПБУ).

Публикация бухгалтерской отчетности

Поскольку бухотчетность должна быть открыта для ее пользователей, предприятию необходимо обеспечить доступ к ней. Некоторые компании обязаны публиковать свою отчетную документацию. К ним можно отнести:

  • публичные акционерные общества;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества и ООО, которые занимаются публичным размещением ценных бумаг.

Публичные акционерные общества освобождены об обязанности публикации бухотчетности в печатных изданиях (письмо Минфина РФ от 05.06.2014 № 45н).

ПБУ 4-99 — Бухгалтерская отчетность организации обязательно для применения всеми юрлицами на территории нашей страны, кроме кредитных и государственных (муниципальных) организаций. Данный документ закрепляет состав бухотчетности, ее содержание, порядок составления и публикации. Бухотчетность должна быть полной и достоверной, а также сформированной в соответствии с нормами действующего законодательства. В состав бухгалтерской отчетности включено 6 форм. В случаях проведения обязательного аудита его заключение прикладывается к бухотчетности.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

pbu_buhgalterskaya_otchetnost.jpg

Похожие публикации

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» является важнейшим положением, диктующим основные правила формирования финансовой отчетности. Поговорим о содержании и значении документа, о том, какие изменения в него внесены, и как руководствоваться им на практике.

Назначение ПБУ 4/99

Положение «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) ратифицировано приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н и применяется в части, не противоречащей положениям закона № 402-ФЗ «О бухучете».

ПБУ объединяет четкую методическую базу с перечнем обязательных к применению правил при комплектовании финансовой отчетности российских компаний (кроме кредитных и муниципальных, отчетность которых формируется по правилам других утвержденных методик). ПБУ изучается будущими бухгалтерами в рамках образовательной рабочей программы ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности».

В ПБУ 4/99 освещены вопросы:

  • о формах отчетов и требованиях к их заполнению;
  • о блоке упрощенной финансовой отчетности для СМП и НКО;
  • о нюансах формирования консолидированной и ликвидационной отчетности;
  • о необходимости опубликования данных отчетных форм определенных компаний.

Содержание ПБУ 4/99

В Положении определены основные отчетные формы, заполняемые предприятиями по окончании года:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах (ОФР);
  • отчет о движении денежных средств (ОДДС);
  • отчет об изменении капитала (ОИК).

В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» описано содержание каждого отчета. Так, баланс оформляется в соответствии с требованиями пунктов 18-20 главы 4, где представлено построчное информирование о заполнении актива и пассива баланса. Рекомендациям по оформлению ОФР отведены пункты 21-23 в главе 5. Форма 4 бухгалтерской отчетности (ОДДС) заполняется на основании требований п. 29 главы 6 ПБУ4/99, а список сведений, которые должны находиться в форме 3 (ОИК) размещен в п. 30.

П. 31 ПБУ 4/99 информирует о наличии необходимой информации в пояснениях к балансу и основным отчетам. Пункты 24–28 гл. 6 ПБУ 4/99 содержат рекомендации по оформлению и содержанию пояснений к финансовой отчетности.

Пояснения должны предоставлять пользователю дополнительные сведения, не включенные в перечисленные отчеты, но необходимые для возможности правильно оценить финансовое состояние компании и полученных результатов деятельности. Например, обязательными к ознакомлению являются сведения об изменениях учетной политики, движении ОС и НМА, корректировках капитала фирмы (уставного/резервного/добавочного), составе оценочных резервов, о задолженности дебиторов и перед кредиторами, о производственных и непроизводственных затратах, прочих доходах/расходах. Перечень подлежащей раскрытию информации представлен в п. 27 ПБУ 4/99, пояснения формируются в таблице.

Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухотчетности» детализировал отдельные принципы ПБУ 4/99, утвердив отчетные формы:

  • ф. 1 – баланс;
  • ф. 2 – ОФР;
  • ф. 3 – ОИК;
  • ф. 4 – ОДДС;
  • ф. 6 – отчет о целевом использовании средств (ОЦИС);
  • ф. 5 – пояснения к балансу и приложениям.

В этом же нормативном акте приведены указания об объеме форм отчетности и рекомендации о ее составлении, а также перечислены упрощенные отчетные формы (баланс и ОФР), которые заполняют сгруппированными показателями без постатейной детализации данных. Формы 3, 4, 6 бухгалтерской отчетности не оформляют компании, которым дано право применения упрощенного варианта отчетности, за исключением ОЦИС, если деятельность фирмы предполагает использование целевого финансирования.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» — 2017

Последние корректировки в ПБУ 4/99 вносились в 2010 году и не были радикальными. Как и ранее, финансовая отчетность в настоящее время включает основной набор форм, указанный в п. 5 ПБУ – баланс и формы № 2, 3, 4, 5, 6.

Неизменными остались и общие правила, которыми нужно руководствоваться при комплектовании отчетности. Они аналогичны требованиям закона № 402-ФЗ. Бухгалтерская отчетность должна быть:

  • правдивой, соответствовать законодательным нормам (п. 6 ПБУ 4/99);
  • оформлена на русском языке по принципу существенности информации, в рублевой валюте и с отражением показателей по нетто-стоимости (п. 15, 25, 35 ПБУ);
  • с выраженной преемственностью сведений, указанных в отчетах предыдущих периодов (п.33 ПБУ);
  • сводной (при наличии подразделений и филиалов (п. 8 ПБУ));
  • в открытом доступе для заинтересованных пользователей (п. 42 ПБУ);
  • с разграничением активов и источников по принципу срочности (п.19 ПБУ);
  • с обязательным подтверждением отчетных данных проведенными инвентаризациями обязательств и активов (п. 38 ПБУ).

Финансовая отчетность составляется за отчетный период (год), но возможно оформление промежуточной отчетности (помесячной, поквартальной), сопровождающееся заполнением баланса и ОФР (п.п. 45-52 ПБУ).

В титуле отчетов указывают:

  • наименование, реквизиты, правовую форму, адрес организации;
  • код ОКВЭД (при наличии нескольких видов указывают тот, которому соответствует наибольший размер полученной выручки);
  • единицы измерения данных и соответствующий код.

Блок документов, формирующих пакет финансовой отчетности, может быть дополнен сопутствующей информацией, если она полезна для заинтересованных пользователей (п. 39 ПБУ).

Если компания входит в разряд юридических лиц, для которых установлена обязанность проведения аудита (АО, НПФ, страховщики, фирмы, торгующие ценные бумаги), то к пакету отчетности необходимо добавить аудиторское заключение (п. 41 ПБУ).

Формировать отчетные формы можно вручную или в специальных бухгалтерских программах.

Публикация отчетности

Публичности финансовой отчетности отведена 10 глава ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.п. 42 – 46). Так как отчетность предприятия должна быть открыта для различных пользователей (инвесторов, кредиторов, партнеров), законодателями установлена обязанность публикации отчетности для ПАО, страховых компаний, предприятий, занимающихся размещением ценных бумаг, а также юрлиц, формирующих сводную отчетность.

Компании обязаны представить по экземпляру годовой отчетности каждому учредителю, управлению госстатистики и контролирующим органам в установленные сроки. При необходимости отчетность публикуют вместе с завершающей частью заключения аудитора до 1 июня года, наступившего за отчетным.

Другие публикации:

  • Отдел опеки тракторозаводского района ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Дополнительная информация Более детальную информацию о фирме (организации, компании), вы можете получить на ее официальном сайте, в офисе или связавшись с ее представителем по телефонам +7 (351) […]
  • Приказ госстандарта россии от 180794 125 СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОВЕРКЕ (в ред. Приказа Госстандарта РФ от 26.11.2001 N 476) Скачать ПРИКАЗ Госстандарта РФ от 18-07-94 125 (ред от 26-11-2001) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ (2019) Актуально в 2018 году Рубрикатор […]
  • Генеральная доверенность мегафон бланк Бланки заявлений Действия по договору Дополнительные услуги Компания О компании Новости Условия оказания услуг Политика конфиденциальности Организациям Инвесторам Прессе Сотрудничество Лицензии Работа в МегаФоне Корпоративные […]
  • Претензия директору мегафон Обращение к директору Дмитрий Прозоров Директор по развитию корпоративного бизнеса Уважаемый клиент! Для нас важно, чтобы сотрудничество с компанией «МегаФон» было удобным и дарило положительные эмоции. Если у вас есть идеи, как мы можем сделать обслуживание […]
  • Собственность и модели организации экономической системы Электронные конспекты по различным дисциплинам для студентов ВУЗ'ов и не только Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Электронные конспекты по различным дисциплинам для студентов ВУЗ'ов и не только » Экономическая теория » Тема 3: […]
  • Изменился коллективный договор Вопрос: Год назад в организации заключен коллективный договор. В этом году изменился представитель работников, т. е. поменялся начальник кадровой службы. Нужно ли заключать дополнительное соглашение к коллективному договору? Или надо заключать новый договор […]

Вам также может понравиться