Организационные полномочия председателя районного суда

37. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Основные функции Председателя районного суда:

организация работы суда;

установление правил внутреннего распорядка суда и контроль их выполнения;

распределение обязанностей между своими заместителями и между судьями;

организует работу по повышению квалификации судей;

руководство аппаратом суда;

информирование судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

представление к назначению администратора суда.

Председатель районного суда распределяет обязанности между судьями, руководствуясь следующими принципами:

территориальным, при котором каждый судья рассматривает все дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

предметным, когда один судья рассматривает уголовные дела, другой гражданские, третий специализируется на делах о преступлениях несовершеннолетних;

предметно-зональным, когда судья рассматривает гражданские и уголовные дела в пределах закрепленной за ним территории;

беззональным, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручения председателя суда, а гражданские дела – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Председатель суда назначает лиц, ответственных за делопроизводство в районном суде, определяя их обязанности в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

38. Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к ВС РФ и вышестоящими для районных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности верховных судов субъектов РФ устанавливаются ст.20 Закона «О судебной системе РФ», ст. 29-51 Закона «О судоустройстве РСФСР». Полномочия верховных судов субъектов РФ:

рассмотрение уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанции в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам;

изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

реализация права законодательной инициативы в законодательном органе соответствующего субъекта РФ в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ.

Верховный суд субъекта РФ действует в составе Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, иных судебных коллегий.

Структура высших судов субъектов РФ: президиум, судебные коллегии, помощники председателя и заместителя, помощники судей, администратор суда, аппарат суда, в т.ч. отделы — кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; судебной статистики и правовой информации; обеспечения судопроизводства по уголовным делам; обеспечения судопроизводства по гражданским делам; по обеспечению деятельности президиума; делопроизводства.

Председатель суда: порядок назначения на должность, процессуальные и организационно-распорядительные полномочия.

Порядок назначения на должность председателя суда и его заместителя, их полномочия и порядок прекращения полномочий регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.[1]

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.[2]

Согласно ст. 6.2. ФЗ РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в полномочия председателей и заместителей председателей судов входит:

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий (Председатель районного суда: председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПКи ГПК; ), установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

7. Органы судейского сообщества: понятие, система,

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 2063 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Председатель суда: порядок назначения на должность, процессуальные и организационно-распорядительные полномочия

Порядок назначения на должность председателя суда и его заместителя, их полномочия и порядок прекращения полномочий регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Смотрите так же:  Приказ дисциплинарное взыскание выговор образец

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.[1]

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.[2]

Согласно ст. 6.2. ФЗ РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в полномочия председателей и заместителей председателей судов входит:

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий (Председатель районного суда: председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПКи ГПК; ), установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия Лукоянов, Денис Николаевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Лукоянов, Денис Николаевич. Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.11 / Лукоянов Денис Николаевич; [Место защиты: Акад. Генер. прокуратуры РФ].- Москва, 2011.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/1002

Содержание к диссертации

Глава 1. Понятие; структура и содержание правового статуса руководителягосударственного органа 18

1.1. Понятие и виды правового статуса 18

1.2.. Правовой статус должностного- лица — руководителя государственного органа . 30

1.3; Элементы правового статуса должностного лица — руководителя государственного органа 37

Глава 2.. Формирование современного-представления о правовом статусе председателя районного суда — 47

2.1. История;формирования и спецификаправового статуса председателя районного — суда как руководителя территориального государственного — органа; судебной власти .47

2.2. Условия» приобретения и содержание правового статуса председателяфайонного суда .73

2.3. Понятие эффективного правосудия: как главного назначения правового статуса председателя районного суда 92

2.4. Понятие и разграничение процессуальных и организационных функций и полномочий председателя районного суда 103

Глава: 3. Перспективы» развития правового статуса председателя районного- суда в условиях реформирования в Российской Федерации системы судов общейюрисдикции 136

3.1. Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда — 136

3.2. Усиление комплекса процессуальных и организационных полномочий председателя районного суда по обеспечению разумных сроков и высокого качества судопроизводства 160

3.3. Повышение роли председателя районного суда в противодействии коррупции в коллективе суда и обеспечении открытости правосудия 173

Список использованной литературы 192

Введение к работе

Актуальность темы, исследования. В; настоящее время, когда продолжает расширяться сфера правового регулирования общественной1 жизни, все большее значение приобретает четкое определение компетенции не только того или иного- органа власти, но и полномочий каждого должностного лица. Необходимость в этом продиктована требованиями улучшения качества работьь органов власти и повышения степени ответственности за выполняемые обязанности.

Организация деятельности любого государственного органа осуществляется руководителем. В зависимости от организационно-правовой формы того или иного органа, организации должность руководителя может именоваться по-разному: глава, директор, начальник, председатель, собственно руководитель, управляющий или по-иному. Однако различия в наименованиях руководителей обусловлены скорее историческими традициями, сложившейся практикой, нежели какими-либо существенными признаками, касающимися выполняемых функций, порядка наделения полномочиями, или их содержания.

Руководство деятельностью российских судов осуществляют председатели. Такое наименование руководящей должности российских судов сложилось исторически. Следует подчеркнуть, что оно присуще всем руководящим судейским должностям независимо от порядка замещения должности (Председатель Конституционного Суда Российской» Федерации (далее — РФ), который до недавнего времени избирался из своего состава, или председатели других судов, которые назначаются), полномочий (председатель Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; или председатель районного суда), или иных составляющих. Развитие судебной системы в последние десятилетия сопровождается возрастанием роли председателя в организации работы суда, значительным увеличением его полномочий как руководителя, расширением непосредственно подчиненного ему аппарата суда, введением должности администратора суда в. целях освобождения председателей судов от несвойственных хозяйственных функций. Преобразования судебной системы, с которыми- связаны перечисленные меры, продиктованы необходимостью повысить качество, т доступность правосудия.

Районный суд (городские суды, созданные до введения в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», также считаются районными судами) является основным звеном судов общей юрисдикции российской судебной системы. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что районные суды обладают очень широкой компетенцией.

Так, районные суды рассматривают значительную часть гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции; они выступают апелляционной инстанцией в отношении. решений мировых судей по гражданским и уголовным- делам, пересматривают в качестве суда второй инстанции постановления по делам об административным правонарушениях, вынесенные мировыми судьями, коллегиальными органами или должностными лицами; осуществляют контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного расследования, рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговоров, и др.

За 2010 год районными судами рассмотрено с вынесением решения 2 млн. 718 тыс. гражданских дел, 577,9 тыс. уголовных дел, 264 тыс. дел об административных правонарушениях. В апелляционном порядке рассмотрено 39,3 тыс. уголовных и 129,7 тыс. гражданских дел.1 Общее количество дел, рассмотренных районными судами в 2010 году, в сравнении с предыдущим годом увеличилось. Так, гражданских дел с вынесением решения в 2010 году рассмотрено на 4,5 % больше.

В настоящее время правовой статус председателя районного суда регулируется Законом РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которыми определяются лишь порядок назначения на должность, срок полномочий и незначительный перечень функций председателя районного суда. Не получили законодательного закрепления требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя районного суда, требования, предъявляемые к самому председателю, задачи и принципы его деятельности и иные элементы правового статуса руководителя суда.

На актуальность исследования указывают и проблемы, появившиеся в связи с проведением в субъектах Российской Федерации объединения районных, судов, в том числе расположенных на территории разных муниципальных образований. Проявились недостатки в правовом регулировании организации деятельности судов, руководства территориальными подразделениями районных судов, распределения полномочий в этой- сфере между председателями районных судов и их заместителями; что еще более остро обозначило- потребность в детальном закреплении правового статуса председателя районного суда.

Выявленные проблемы обусловлены не только отсутствием; системы определяющих , правовой статус председателя районного суда законодательных норм, но и крайне низкой степенью изученности данного института научным сообществом. Для их решения необходима разработка как концептуальных положений, так и конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, вполне очевидным представляется необходимость комплексного исследования правового статуса председателя районного суда.

Степень научной разработанности темы. Автором изучены материалы диссертаций, защищенных по научной специальности 12.00.11, тематика которых полностью или частично касалась организации работы суда и статуса судей. Это докторские диссертации В.В. Дорошкова на тему «Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности» (2003 г.), Ф.М. Кобзарева «Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства» (2007 г.); кандидатские диссертации В.А. Байдукова «Обеспечение судебной власти в деятельности районного суда» (1998 г.), О.Н. Жаворонковой «Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей» (2005 г.), Т.В. Озол «Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции» (2007 г.), В.Л. Павловского «Организация обеспечения деятельности судебной власти в Российской Федерации» (2003 г.), Р.А. Рябзина «Правовые основы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (2009 г.), Н.Э. Шалумовой «Проблемы организации работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации» (2007 г.)

Вместе с тем, за последнее время не представлялись к защите диссертации по проблемам определения правового статуса, функций, полномочий; места и роли председателя в организации работы районного суда, обеспечении- эффективного правосудия, что свидетельствует о невысокой степени научной разработанности избранной темы-исследования.

Следует также отметить, что в современной юридической науке отсутствует целостная теоретическая концепция управления районным судом со стороны председателя, что, безусловно, не способствует совершенствованию организации работы суда, направленной на повышение эффективности осуществления судьями правосудия.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации работы районного суда со стороны его председателя.

Предметом настоящего диссертационного исследования выступают: система правового регулирования статуса председателя районного суда как руководителя основного звена системы судов общей юрисдикции, его процессуальных и организационных функций и полномочий по руководству районным судом, организации эффективного правосудия, осуществляемого судьями подведомственного ему суда, изданию организационно-распорядительных актов.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении и анализе системы правового регулирования статуса председателя районного суда, его функций и полномочий, определяющих место и роль председателя, как руководителя суда основного звена системы судов общей юрисдикции, в обеспечении эффективного правосудия посредством рациональной организации работы суда, выявлении существующих проблем законодательной регламентации правового статуса руководителя районного суда, и определении путей совершенствования данной системы. Научная задача диссертационного исследования состоит в теоретическом? обосновании необходимости совершенствования; научных представлений о должном правовом; регулировании статуса председателя районного- суда, которое бы: позволило обеспечить рациональную организацию; работы районного? судами осуществление, им эффективного правосудия.

В ходе диссертационного исследования были; поставлены и решены следующие задачи: — определить понятие, структуру и содержание правового статуса должностного лица — руководителя государственного органа, к каковым относится и председатель районного суда;

— проанализировать исторический: путь становления: и развития правового статуса председателя суда, числе районного суда;

— провести анализ действующего законодательства, регламентирующего правовой статус председателя районного, суд а;

— выявить специфику правового статуса председателя районного суда как руководителя территориального государственного органа судебной власти;

— определить структуру и содержание правового статуса председателя районного суда;

— сформулировать понятия терминов, являющихся ключевыми для данного диссертационного исследования и необходимых для практического применения в целях рациональной организации деятельности районного суда;

— определить критерии эффективности правосудия и роль председателя суда в обеспечении осуществления эффективного правосудия судьями районного суда;

— разработать теоретически обоснованное понятие функций председателя районного суда и дать их классификации;

— дать всестороннюю и полную характеристику организационных функций и полномочий председателя районного суда и выявить проблемы их правового регулирования;

— разработать научно1 обоснованные рекомендации совершенствованию» федерального законодательства,, регулирующего;

Смотрите так же:  Государственная независимая экспертиза воронеж

правовой статус председателя районного суда; прежде; всего его; организационных функции полномочий;

— разработать научно» обоснованные рекомендации; по повышению роли председателя: районного суда- в обеспечении разумных сроков и высокого качества; судопроизводства, мер противодействия коррупции в, коллективе районного» суда, обеспечении, открытости правосудия; а также предложения по подготовке организационно-распорядительных документов, издаваемых председателем районного суда.

Методологическую основу диссертационного исследования; составили. диалектический метод научного познания, общенаучные методы; анализа; и синтеза, восхождения от абстрактного конкретному, частнонаучные методы-познания: исторический; логический, системный, статистический конкретно социологический, в; том числе анкетирование и наблюдение, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания, позволившие раскрыть содержание избранной темы.

Теоретическая: база исследования. При его проведении; диссертант опирался; на труды таких ученых,, изучавших общее понятие правового статуса личности, как: М.И. Абдуллаев, В.К. Бабаев, В.М; Баранов, НЖ Витрук, И.А. Иванников, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Р.А.Ромашов; В-А. Толстик и другие; ученых, изучавших правовой статус должностного?лица, в том числе статус государственного служащего: Д.Н. Бахрах, B.Bt Журик, В! Карнаух, Н:М. Конин, Б.И. Носков, Д.М. Овсянко, М.П. Петров, Б.В. Российский, Ю.Н. Єтарилов, С.В: Федосеева; и другие; ученых, исследовавших функции должностных лиц и органов власти: Л;П. Волкова, А.Х. Казарина, В.П. Рябцев, А.В. Федотов, М.С. Шалумов и другие; ученых, занимающихся проблемами организации и деятельности государственных органов: В.Г. Бессарабов, Е.Р. Ергашев, Н.А. Петухов. В работе. также использованы работы ученых и практиков; исследовавших вопросы судебной-власти; статуса судей, эффективности правосудия: В:И. Анишиной, О.В. Брежнева, А.А. Власова; К.Ф. Гуценко, В.В. Дорошкова, А.С. Дугенца; F.T. Ермошина, Г.А. Жилина, М:И: Клеандрова; A.M. Ковалева, HIA. Колоколова; А.В; Кубасова,. В:М: Лебедева, И .Б;. Михайловской, В.М. Нестерова, М. И: Петрова, Т.А. Рашидова, Ю.Д. Северина, В.А. Умеренко, А.Н. Халикова и других.

Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской»Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также нормы международного права. В основу правовой базы исследования были положены Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной, системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-Ь 0 статусе судей в Российской Федерации», закрепляющие основы, организации и деятельности председателя, районного суда.

Нормативной основой научной работы явились также указы Президента Российской Федерации, постановления- Правительства РФ, приказы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. При- проведении диссертационного исследования использовались и акты органов судебной власти: постановления- и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, затрагивающие изучаемую проблематику.

В качестве эмпирической базы, исследования были использованы: изученные диссертантом постановления Президиума Совета Судей РФ; материалы-практики работы квалификационной коллегии судей Костромской области; статистические- данные управления Судебного департамента в Костромской области; 263 организационно-распорядительных документа председателей районных судов Костромской, Нижегородской, Саратовской, Тульской областей, Красноярского края, в том числе правила внутреннего распорядка, приказы и распоряжения; результаты проведенного диссертантом анкетирования 65 председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области по исследуемой теме.

Научная новизна определяется тем, что данная работа является первым за последние годы исследованием, в котором на диссертационном! уровне рассматривается правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия. В ней на основе обновленного законодательства и с учетом современных представлений о правосудии в условиях формирования демократического правового государства предпринята попытка комплексно подойти и раскрыть, содержание организационной стороны деятельности председателя районного суда как руководителя территориального государственного органа судебной власти, ее значение для достижения целей правосудия, разработать обобщенное понятие и критерии эффективного правосудия как главной цели, достижение которой обязан обеспечить председатель районного суда, и потому определяющей предназначение его правового статуса.

Сформулированы новые предложения по совершенствованию действующего законодательства, определяющего правовой статус председателя районного суда.

Научная новизна диссертационного исследования находит свое отражение также в основных положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа нормативных правовых актов, научных трудов, правовой природы руководителя районного суда разработаны следующие понятия:

председатель районного суда — это должностное лицо судебной системы, назначенное в установленном порядке Президентом Российской Федерации, осуществляющее наряду с функциями и полномочиями судьи соответствующего суда также функции и полномочия процессуального и организационного руководства районным судом с целью обеспечения эффективного правосудия;

правовой статус председателя районного суда — это установленная нормами права совокупность элементов (требования, предъявляемые к нему; срок полномочий; задачи; принципы деятельности; функции; полномочия; гарантии, компенсации; ответственность), обусловленных его местом и-назначением в штате (структуре) районного суда, а также местом и задачами районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции, и характеризующих положение председателя районного суда в системе должностных лиц — руководителей территориальных государственных органов судебной власти.

2. В связи с чрезмерной сложностью и длительностью существующей процедуры назначения председателей районных судов предлагается существенно изменить ее и наделить председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов полномочием назначать председателей, заместителей председателей районных судов сроком на шесть лет по представлению председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий.

3. Законодательно закрепить в качестве требовании, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность председателя районного суда, наличие стажа работы в должности судьи не менее 5 лет и обладание им высоким уровнем профессионализма и навыками руководителя.

4. Исключить ограничение возможности неоднократного назначения лица на должность председателя одного и того же районного суда, содержащееся в п. 14 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российских Федерации» в виде запрета занимать данную должность одним и тем же лицом более двух сроков подряд, так как указанное ограничение формально; исполнение лицом полномочий председателя районного суда в одном и» том же суде подряд два срока само по себе не может влечь какие-либо негативные последствия и-выступать препятствием для назначения» лица tна эту должность снова при условии, что оно подходит по требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность. (к пп. 2-4 см. Приложение № 1- к диссертации).

5. Под эффективным правосудием, на достижение которого; должна быть направлена процессуальная и организационная деятельность председателя районного суда, следует понимать своевременное, качественное рассмотрение и разрешение дела, завершающееся постановлением законного и обоснованного судебного акта, а также исполнение вынесенного судебного акта, имеющие своей конечной целью защиту охраняемых законом- прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства. Главными критериями эффективного правосудия являются: своевременность рассмотрения и разрешения дела, качество вынесенного судебного акта, то есть законность и обоснованность, своевременность его исполнения, а главным критерием своевременности рассмотрения дела и исполнения судебного акта — разумность этого срока.

6. Функции председателя районного суда представляют собой обусловленные его правовым статусом, местом и назначением в районном суде общие обязанности, выполняемые для решения поставленных перед ним задач и посредством предоставленных полномочий, которые в зависимости от их характера можно подразделить на процессуальные и организационные функции, для реализации которых он наделяется, соответственно, процессуальными и организационными полномочиями.

7. Процессуальные функции председателя районного суда — это закрепленные в процессуальном законодательстве его общие обязанности по обеспечению процессуального- руководства рассмотрением судьями уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в целях достижения эффективного правосудия посредством полномочий, предоставленных ему, соответственно, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным кодексами и кодексом об административных правонарушениях. Организационные функции председателя районного суда, — это закрепленные- в- законодательстве О судоустройстве, других федеральных законах и ведомственных нормативных, правовых актах его,« общие обязанности по организационному руководству работой судей и аппарата-суда по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, ведению делопроизводства, обеспечению других направлений судебной деятельности в, целях достижения эффективного правосудия, решения задач организации рассмотрения дел и исполнения судебных решений в разумные сроки, создания организационных условий для открытости, правосудия, противодействия коррупции в коллективе районного суда, посредством полномочий, предоставленных ему законом и иными нормативными правовыми актами.

8. Учитывая, что одной из важнейших функций председателя районного суда является организация проведения в коллективе районного суда мер по противодействию коррупции, призванных способствовать эффективности осуществления правосудия, открытости и прозрачности в работе суда, повышению авторитета судебной власти, разработан- перечень организационных полномочий председателя районного суда по проведению в коллективе районного суда мер по противодействию коррупции, включающий правильное распределение и конкретизацию должностных обязанностей работников суда в должностных регламентах; контроль за своевременным представлением судьями и работниками аппарата подведомственного суда сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по установленной форме и объему; проверку указанных сведений, предоставляемых работниками аппарата суда; и другие полномочия.

9. В целях нормативного обеспечения; функционирования районных судову повышения эффективности правосудия: посредством рациональной организации работы- суда его председателем и совершенствования выполняемых им организационных» функций» иг полномочий;, предлагается дополнить,; часть» 3 статьи» 35 Федерального конституционного закона «судах общей .юрисдикции в Российской; Федерации», существенно расширив перечень функций и полномочий председателя районного суда; Правовое1 закрепление и расширение организационных функций и полномочий председателяфайрнного суда должно сопровождаться указанием в законе на. право председателя? издавать соответствующие организационно-распорядительные акты связи предлагается закрепить в. Федеральном конституционном, законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» соответствующую норму (Приложение № 2 к, диссертации)::

Теоретическая и практическая: значимость исследования: Результаты проведенного диссертационного исследования; позволяют повысить научную обоснованность продолжающейся: в Российской Федерации: работы по реформированию судебной системы, повышению открытости, независимости судебной власти,, ее авторитета, обеспечению» научной основы работы районных судов по реализации целей стоящих перед ними, посредством повышения уровня организации деятельности суда, который бы отвечал соответствующему высокому уровню осуществления эффективного правосудия. Сформулированные в диссертации выводы. и предложения могут иметь значение для дальнейшего совершенствования организации не только районных судов, но и судов других-уровней а также иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы, председателями районных судов-, в организации работы подведомственных им судов. Применение: положений диссертационного исследования возможно также при совершенствовании законодательства, осуществлении ведомственного правотворчества, подготовке научно-методических и практических пособий для- председателей судов, в учебном процессе вузов страны по юридическим специальностям; а также при повышении квалификации председателей районных судов.

Апробация и. внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре судебной и правоохранительной деятельности юридического факультета Костромского государственно университета имени Н.А. Некрасова, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Результаты диссертационного исследования, содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации были положены в основу выступлений диссертанта на различных международных и всероссийских научно-практических конференциях, использованы при чтении лекций по дисциплинам «Организация рассмотрения судами уголовных и гражданских дел», «Правоохранительные органы Российской Федерации», «Конституционное право Российской Федерации», разработке учебных программ и учебно-методических комплексов по спецкурсам «Организация работы судов», «Организация судебной деятельности» (бакалавриат).

Основные результаты исследования отражены в 9 научных публикациях, из которых 2 опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

На основе материалов проведенного диссертационного исследования были разработаны и направлены для использования:

— в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложения по изменению и дополнению проекта2 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Приложение № 2 к диссертации);

— в Костромской областной суд и управление Судебного департамента в Костромской области Методические рекомендации по организации проведения мер противодействия коррупции в районном суде, бланки

2 Предложения направлялись в 2010 году в период рассмотрения Госдумой проекта указанного закона. отдельных организационно-распорядительных документов, издаваемых председателями районных судов (Приложения № 3-7 к диссертации).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 10 параграфов, заключения, библиографического списка и 10 приложений.

Понятие и виды правового статуса

Характеристика деятельности любого должностного лица, органа власти или иного1 института государства и = общества должна начинаться с: анализа правового; статуса соответствующих субъектов. BJ связи с: этим необходимое выяснить, что следует понимать-под правовым статусом, какие, определения даются в юридической науке как в общей теории права, так и вотраслевых науках. Также важно проанализировать, каким образом-используется термин «правовой» статус» (или «статус») в отечественном законодательстве: насколько широко применяется данный термин, какое значение;- ему придается, что входит в его содержание, из каких элементов он состоит. Исходя из этого можно охарактеризовать такую; разновидность- правового статуса, как правовой статус должностного лица. При этом крайне важно определить его содержание. Это позволит в дальнейшем, с учетом» теоретических и практических составляющих вышеуказанных понятий, сформулировать понятие и содержание правового статуса председателя районного суда,. обозначив1 существующие при этом сложности; и пробелы правового регулирования.

Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status — правовое положение). Следует отметить, что в юридической литературе термин: «статус» чаще используется в сочетании со словами «правовой», «конституционный»3. В повседневном обиходе, в средствах массовой информации и научной литературе нередко встречаются случаи употребления термина «статус» без указания? на-, его правовой характер. При этом его значение, характеристика явно свидетельствует о правовом оформлении данного статуса.4

Следует согласиться с М.И: Клеандровым, что понятие «статус» -категория правовая. Однако это не означает, что статус предполагает только правовойюттенок. Говоря, к примеру, о статусе судьи, ученый заключает, что «компонентами статуса судьи являются взаимодополняющие друг друга правовой (ядром которого служит конституционно-правовой» статус), моральный, этический, психический, физиологический, социальный и иные компоненты, при этом некоторые из них не облечены в правовую форму».5 Не вдаваясь в подробности о количестве и наименованиях всех компонентов статуса, так как это не охватывается темой данного исследования, можно сказать, что понятие «статус» шире понятия «правовой статус»: второе понятие представляет лишь одну из сторон первого, то есть является его компонентом.

Закрепление правового статуса, которое, к сожалению, в большинстве случаев осуществляется лишь посредством указания на права и обязанности в соответствующем нормативном правовом акте (преимущественно законе), не является какой-то формальностью, легальной основой существования данной должности, а носит и должно носить именно практический характер. Необходимо отметить, что понятию w содержанию (структуре) правового статуса в юридической литературе уделяется немало внимания. Тем не менее, относительно понятия, количества элементов, составляющих содержание правового статуса, в науке до сих пор отсутствует единое мнение.

Остановимся на некоторых определениях, встречающихся в юридической литературе и вызывающих наибольший интерес с точки зрения широты представлений и правильности понимания рассматриваемого понятия.

Проводя» общий анализ нормативных правовых актов, юридической литературы, можно говорить о двух подходах к определению понятия «правовой статус»: 1) правовой статус — это совокупность прав; обязанностей» и? других элементов; 2) правовой статус — это правовое положение субъекта права. Следует при этом отметить, что некоторые ученые определяют указанную категорию, объединяя оба подхода. В таком случае можно говорить об отождествлении понятий «правовой статус» и «правовое положение». Так, в одном из юридических словарей правовой статус определяется как «установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей»6.

В другом юридическом словаре под правовым статусом понимается «совокупность прав и обязанностей гражданина, должностного лица, звена управления предприятия и т.п.». При этом отмечается, что в правовой статус входят: «конституционные права и свободы граждан; общие права и обязанности, предусмотренные для участников определенного вида правоотношений — трудовых, административно-правовых и др.».7

Ещё в одном из словарей правовой статус определяется как «юридически закрепленное положение субъекта- в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности».8

Следует отметить, что зачастую понятие правового статуса дается применительно к правовому статусу личности, гражданина без учета того, что органы государственной и муниципальной- власти, государственные и муниципальные служащие, государственные и муниципальные должности и иные субъекты, права также имеют свой правовой статус. Нередко в юридической- литературе можно встретить определение правового5 статуса личности как «юридически закрепленное положение личности в обществе».9

Смотрите так же:  Трудовой договор с технологом швейного производства

Правовой статус должностного- лица — руководителя государственного органа

Четкое законодательное закрепление правового статуса должностного лица, выступающее, прежде всего, гарантией прав и свобод данного лица, позволит: 1) конкретизировать круг возложенных на должностное лицо обязанностей; 2) определить перечень полномочий, необходимых для исполнения указанных обязанностей; 3) повысить ответственность за результаты и принимаемые решениям Вполне очевидно, что среди многообразия разновидностей правовых статусов правовой статус публичного субъекта (органа власти, учреждения; иной организации, государственного служащего), включающий в себя и правовой статус должностного лица, имеет определенные особенности. Он, несомненно, отличается от правового статуса личности или гражданина. Правовой статус публичных субъектов, наделенных определенными властными полномочиями, как разновидность правового статуса, имеет самостоятельное значение, отражающее его специфику как отдельного вида. В этой связи представляется необходимым: во-первых, определить, что понимается под должностным лицом в действующем законодательстве, а, во-вторых, сформулировать понятие правового статуса должностного лица (как лица, замещающего определенную должность), так как это в последующем поможет определить правовой статус председателя районного суда.

Понятие должностного лица содержится в действующем законодательстве. При этом важно отметить, что в рамках той или- иной отрасли права существуют некоторые различия в определении данного понятия, вытекающие из соответствующих законодательных норм. Так, в примечании к ст. 2.4 КоАПРФ под должностным лицом понимается,«лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Согласно примечанию к ст. 285 Уголовного кодекса Российской; Федерации» 2 (далее — УК РФ) под должностными; лицами вк статьях главы 3О УК РФ «признаются« лица;. . постоянно;, временно или по специальному полномочию. осуществляющие- функции; представителя власти/ либо выполняющие организационно-распорядительные,- административно-хозяйственные функции в; государственных, органах, органах местного самоуправления; государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Єилах Российской Федерации-,других-войсках и воинских формированиях Российской Федерации». В части 1 статьи 2 Федерального закона; «Об общих принципах организации местного самоуправления- в Российской Федерации»43 должностное лицо- местного самоуправления определяется как «выборное либо- заключившее; контракт (трудовой договор) лицо,, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями1 по решению вопросов местного значения- И! (или)» по организации деятельности органа местного самоуправления»; Є.В: Федосеева, полагает, что понятие «должностное лицо» «не1 следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании: Каждый: тип отношений, регулируемый- нормами „определенной- отрасли-законодательства, имеет свою специфику, и понимание однихс ш тех; же категорий- зачастую должно? детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения»44.

Совершенно справедливо утверждение Б.П; Носкова, что «организационно-правовой основой понятия «должностное лицо» является его правовой статус». По мнению ученого, под правовым; статусом должностного лица следует понимать «урегулированное нормами- права положение должностного лица, выражающееся в. наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления; а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности»45.

В юридической литературе на основе законодательных новелл даются понятия правовых статусов тех или иных разновидностей должностных лиц. Определенный интерес при этом представляет трактовка правовых статусов гражданского и муниципального служащих, в немалой степени по той причине, что они получили достаточно подробное правовое закрепление в соответствующих федеральных законах. Так, правовой статус государственного служащего Ю.Н. Старилов определяет как совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности государственных служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Ученый также характеризует правовой статус (правовое положение) государственных служащих как содержание государственно-служебных правоотношений, отмечая, что статус приобретается с момента заключения служебного контракта и издания акта о -назначении на должность, когда появляется возможность реализации прав государственным служащим; а утрата правового статуса происходит с момента окончания государственно-служебного правоотношения, то-есть с момента прекращения государственной службы.46

Следует отметить, что, во-первых, предложенное ученым понятие основано на соответствующем законодательстве, однако он при этом включает в понятие правового статуса дополнительные элементы; а во-вторых, очень важным является определение моментов приобретения и утраты правового статуса, так как это имеет непосредственное значение для выделения соответствующих элементов.

История;формирования и спецификаправового статуса председателя районного — суда как руководителя территориального государственного — органа; судебной власти

Анализируя правовое регулирование статуса председателя суда, можно констатировать, что несмотря на некоторые успехи последних лет в І плане нормативной регламентации статуса председателя районного суда, будет правильнее утверждать, что статус председателя районного суда во?многом складывался именно как социальный, ибо не получил желаемого правового закрепления.1 Однако, представляется, что в, условиях построения-правового государства, совершенствования судебной системы- и повышения качества правосудия, требуется именно законотворческим путем определить статус председателя районного суда, для чего предварительно необходимо исследовать на теоретическом уровне все его компоненты.

Учитывая степень разработанности избранной темы, сначала целесообразно проанализировать исторический путь становления и развития правового статуса председателя суда, в том числе районного суда.

Период формирования и развития судебной власти в России имеет продолжительную историю, насчитывающую около одного тысячелетия. За эти века развитие судов успело пройти путь от времен, когда славянские племена обращались к варягам, приглашая тех «владеть ими и судить их по правде»69, до настоящего времени, когда судебная система достигла достаточного уровня структурированности и сбалансированности. Несмотря на то, что ученые отмечают в качестве характерной черты русской правовой мысли- постоянное обращение к проблемам организации судебной, власти, правовое регулирование статуса руководителя! органа судебной- власти. — явление относительно новое, появившееся в последнее -столетие. Обусловлено это; как видится; тем; что, во-первых, долгое времяг административные и судебные функции находились в,ведении одного-органа власти, и, во-вторых, отсутствовала необходимостытакого нормотворчества. При- этом немалое внимание в. источниках права уделялось судебным работникам, составляющим, используя современную терминологию, аппарат суда.70 В Русской Правде указывается достаточно значительный- штат судебных работников: мечник, вирник, доводчик, емец («хто изымал»), помощник (метельник).71 Судебник 1497 года упоминает о неделыциках, ездоках, доводчиках. В Судебниках 1550, 1589 годов, Соборном. Уложении 1649 года, несмотря, на поступательное повышение- уровня юридической техники, также не приводилось норм, которые бы определяли правовое положение руководителей судов.

Конец XVI — начало XVII веков (период расцвета, приказной-системы), когда, некоторые из приказов, осуществляли преимущественно судебные функции, рассматривают как время зарождения централизованной системы судебных органов. Глава каждого приказа носил иногда специальное наименование: казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т.п.73 В тоже время в юридической литературе также можно встретить указание на то, что приказы возглавляли председатели: «все дела выходили из Приказов за подписью председателя. ». Можно считать, что руководители приказов, как коллегиальных органов, наделенных судебными полномочиями, представляют собой прообраз современного председателя суда.

В. результате проводимой Петром I судебной реформы впервые в российской истории была сделана попытка построения централизованной судебной системы, включавшей следующие звенья: нижние суды -надворныесуды — Юстиц-коллегия — Сенат. Если проецировать построенную Петром Г судебную систему на современную российскую систему судов, то на одном-уровне с ныне существующими районными судами находились нижние суды, возглавляемые председателями, что подчеркивает историческую обусловленность современного наименования руководителя районного суда. Сказанное позволяет заключить, что истоки возникновения должности председателя современного районного-суда находят свое начало в петровскую эпоху.

Во вторую половину XVIII века большую роль в развитии судебной системы России сыграло «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» (далее — «Учреждение. »).74 Руководство судебными органами по общему правилу осуществляли председатели. Так, к примеру, в ст. 165 главы XIV «О должности Верхнего Земского Суда» говорилось, что в указанном органе «заседают первый и второй Председатели и 10 Заседателей». Относительно правового статуса Председателей отмечалось, что они наравне с другими членами суда в случае выпадения жребия докладывают по рассматриваемому делу, что означает выполнение ими не только организационных полномочий, но и общих с другими заседателями полномочий (аналогична и особенность правового1 статуса современного председателя районного суда).75

Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда

Качество осуществления правосудия, в первую очередь, зависит от профессионализма осуществляющих его судей, однако, как было отмечено выше, немалую роль в обеспечении эффективного правосудия, создании условий, способствующих его осуществлению и выполнению судьями иных возложенных на них обязанностей, играет председатель суда.

Несмотря на принятие 07 февраля 2011 года Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» правовой статус председателя районного суда не имеет необходимого уровня правового регулирования и требует более детальной регламентации.

Учитывая значимость фигуры председателя в функционировании районного суда, представляется необходимым закрепление в действующем законодательстве конкретных требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность председателя районного суда, а также лицу, занимающему указанную должность. Возложение на председателя районного суда повышенной ответственности за принимаемые решения в ходе реализации своих функций по организации работы суда предполагает установление соответствующих высоких требований к кандидатам на данную должность, что будет гарантом качественного исполнения обязанностей.

В этой связи, выглядит очевидным, что Закон о статусе судей следует дополнить правовыми нормами, в которых бы устанавливались: 1) требования, предъявляемые к кандидату на должность председателя районного суда; 2) требования, предъявляемые к председателю районного суда.

Представляется, что для осуществления полномочий председателя районного суда1 кандидату на данную должность необходим стаж работы в качестве судьи, составляющий не менее 5 лет работы. Данное мнение основано на следующих положениях: во-первых, от одного года до двух лет, а, возможно, для кого-то и до трех (именно исходя из таких представлений, до недавнего времени судья первоначально назначался на три года), человеку, назначенному на должность судьи, необходимо для профессионального становления; во-вторых, последующее время работы в должности судьи необходимо для спокойного восприятия протекающеш внутри суда работы, ее организации. По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области 45% из числа опрошенных считают, что к кандидату на должность председателя районного суда необходимо установить требование о наличии не менее 5 лет стажа работы в должности судьи; 38% опрошенных считают что стаж должен быть не менее хотя бы 3 лет; 17 % из числа опрошенных придерживаются мнения, что стаж необязателен.

Также, как видится, разумно законодательно закрепить требование к кандидатам на должность председателей районных судов, касающееся, профессионализма, качества работы. Это также важно по той причине, что, являясь «первым среди равных», руководитель суда должен быть примером в деле осуществления правосудия с максимально высокими показателями. Тем более, не только не исключается, но и видится роль председателя районного суда в том, чтобы в случае обращения к нему судей подведомственного ему суда, по возможности, оказать им практическую помощь, дать совет при осуществлении правоприменительной деятельности.

Необходимо ввести в процедуру назначения председателя районного суда на должность специальный комплекс заданий для проверки управленческих навьїковї кандидата на должность, — это» следует. рассматривать также как: одно из требований к: кандидатам, на должность., председателя:.

В ходе опроса у председателей районных судові также: выяснялось, какими качествами должен-.обладать председатель, районного суда:. 100% из опрошенных отметили, что председатель районного суда должен иметь организаторские способности, обладать высоким; профессионализмом; быть, требовательным и объективным. G учетом этого, представляетсяшозможным законодательное закрепление требований; предъявляемых к председателю, и принципов его деятельности: «хорошее знание делопроизводства;. поддержание и развитие: организаторских способностей; повышенная? требовательность к себе и кработникам суда; способность к:оперативному и качественному внедрению новых технологий в работу суда; точное и неукоснительное соблюдение Кодекса судейской этики; поддержание высокого уровня квалификации.. Председатель,районного суда: осуществляет полномочия, руководствуясь, принципами законности, уважения прав и: свобод:личности, правового обеспечения работы суда, использования научно обоснованных подходов в своей деятельности и работе суда, совершенствования работы суда в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями и другими принципами, направленными на повышение эффективности правосудия».

Совершенствуя правовой статус председателя районного суда, следует по-иному решить вопрос о сроках назначенияшредседателя.на должность.

Срочность полномочий председателя имеет и положительные, и отрицательные стороны. Безусловным плюсом будет то, что отсутствие полной уверенности в повторном назначении на должность председателя суда будет определённым рычагом, подталкивающим председателя к активной, ответственной работе, к совершенствованию организации деятельности суда для того, чтобы по истечении срока полномочий быть вновь назначенным на занимаемую должность. Также срочность полномочий даёт возможность в случае ненадлежащего исполнения своих функций председателем районного суда вне зависимости от причин (могут быть субъективные (безответственность, попустительство) или объективные (отсутствие качеств, необходимых руководителю), — не рекомендовать кандидатуру председателя районного суда для повторного назначения. Отрицательными моментами в рассматриваемом случае можно назвать следующие. Истечение срока отнюдь не означает то, что1 председатель утрачивает качества председателя как руководителя. Он может баллотироваться на аналогичную должность в.другом суде, но в этом случае необходимость смены места жительства для продолжения осуществления функций председателя районного суда (председатели к тому моменту уже имеют почтенный возраст) может отразиться на физическом состоянии человека. Если же председатель остается в должности судьи, это может создать психологические проблемы в его взаимоотношениях с новым председателем. И все же представляется, что ограничение срока полномочий председателя суда б годами является положительным, так как это стимулирует человека при выполнении своих функций. В то же время, видится нецелесообразным и необоснованным ограничение возможности назначения на должность председателя одного и того же суда запретом занимать данную должность более двух сроков подряд, так как данное требование является формальным. Исполнение лицом полномочий председателя районного суда в одном и том же суде два срока подряд не влечет каких-либо препятствий либо негативных последствий для назначения данного лица на эту должность снова при условии, что оно подходит по требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность.

По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области: 56% опрошенных положительно относятся к существующему сроку (6 лет) избрания, председателя, на должность; 33 % опрошенных считают, чтсь председатель, районного суда должен» избираться- на, неограниченный срок полномочий.

Другие публикации:

  • Шаламов и завещание ленина Шаламов и завещание ленина Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ запросов. Система защиты РѕС‚ роботов решила, что […]
  • Заявление по форме банка в росгосстрах Как оформить кредит наличными в Росгосстрах Банке? Если вам срочно понадобились деньги на покупку того или иного товара, но вы не располагаете нужной суммой, вы всегда можете обратиться в проверенную банковскую организацию. Дорогие читатели! Статья […]
  • До скольки лет нужна доверенность на ребенка по россии Выезд ребенка за границу с одним родителем: нужно ли разрешение Очень часто, когда один из родителей собирается с ребенком поехать за границу отдохнуть или на лечение, встает вопрос: нужно ли разрешение второго родителя и в случае необходимости как его […]
  • Форма заявления на предоставление льготы Как написать заявление о предоставлении льготы на транспортный налог? В соответствии с налоговым законодательством, все владельцы транспортных средств обязаны регулярно делать взносы. Но некоторые люди имеют определенные причины, в связи с ними сумма налога […]
  • Услуги адвоката в нижнем новгороде цены Услуги адвоката в нижнем новгороде цены 2 Гражданские дела 2.1 Составление искового заявления, ходатайства - 3000 руб. 2.2 Полное участие адвоката во всех судебных заседаниях суда первой инстанции - от 10000 руб. 2.3 Составление кассационной жалобы - 3000 […]
  • Коллекторы запрещены законом Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника Понятие «коллекторское агентство» появилось в современном русском языке относительно недавно. Оно пришло к нам из США, где банковский бизнес очень широко пользуется услугами частных […]

Вам также может понравиться