Организация имеет право хранить в кассе наличные

2.1. Порядок ведения кассовых операций

Оформление и учет кассовых операций учреждения осуществляют в соответствии с требованиями Положения N 373-П.

Учет кассовых операций в учреждении ведется в Кассовой книге (ф. 0504514), причем поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведутся на отдельных листах по видам иностранной валюты (абз.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 0 201 34 000 «Касса» ведется в Журнале операций (ф. 0504071) по счету «Касса» на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира (п. 168 Инструкции N 157н).

Для ведения кассовых операций учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег, которые могут храниться в их кассе (п. 1.2 Положения N 373-П). Порядок определения лимита остатка наличных денег приведен в Приложении к Положению N 373-П. В таком же порядке устанавливают лимит наличных денег в своей кассе обособленные подразделения (филиалы), если головными учреждениями для указанных подразделений открыт:

— лицевой счет в органе казначейства (финансовом органе) — для филиалов бюджетных учреждений;

— лицевой счет в органе казначейства (финансовом органе), счет в кредитной организации — для филиалов автономных учреждений.

В ином случае лимит остатка наличных денег в кассе для обособленных подразделений устанавливают головные учреждения (абз. 2 п. 1.2, абз. 2 п. 1.3 Положения N 373-П).

Учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий в течение срока, установленного руководителем учреждения, но не свыше 5 рабочих дней, включая день получения денег в банке (абз. 2 п. 1.4, п. 4.6 Положения N 373-П). Все сверхлимитные наличные деньги учреждения обязаны сдавать в банк (абз. 3 п. 6.1 Положения N 373-П). Если учреждению не установлен лимит остатка наличных денежных средств в кассе, то лимит считается нулевым, а вся не сданная в банк наличность — сверхлимитной.

Внимание! Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Новый порядок ведения кассовых операций и наличных расчетов

С 1 июня 2014 года вступили в силу два новых документа. Это Указания ЦБ РФ от 11.03.14 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указания

ЦБ РФ от 07.10.13 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Нововведения касаются как юридических лиц, в т.ч. субъектов малого предпринимательства, так и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Когда произошла регистрация документов ЦБ РФ

Официальное опубликование Указаний № 3210-Устало неожиданным, так как в начале мая документ был возвращен Минюстом на доработку. Не ожидали, что он успеет вступить в силу с 1 июня 2014 года, но это произошло. А вот Указания № 3073-У,наоборот, были зарегистрированы уже 23.04.14. По общему правилу документы вступают в силу через десять дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России».Соответственно,с1.06.14 прежние документы: Положение Банка России от 12.10.11 № 373-П и Указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У больше не действуют.

Обновленный порядок ведения кассовых операций

С 1 июня 2014 изменились правила ведения кассовых операций. Однако не все существенные изменения, которые первоначально были предусмотрены проектом Указаний № 3210-У, получили «прописку» в утвержденном документе. Но в целом поправки выгодные.

1. Новый порядок ведения кассовых операцийдля наглядности можно условно разделитьна«обычный» и упрощенный. Соответственно, обычный порядок будут должны соблюдать все юридические лица (за исключением банков), а упрощенный — субъекты малого предпринимательства (малые предприятия и микропредприятия) и индивидуальные предприниматели(ИП).

Будьте внимательны! Организацияявляется субъектом малого предпринимательства, если у нее одновременно выполняются условия, предусмотренные ст. 4 Закона от 24.07.07 № 209-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.13 № 101:

— численность работников за предыдущий год не больше 100 человек (до 15 человек для микропредприятий);

— годовая выручка без НДС за предыдущий год не больше 400 млн рублей(для микропредприятий — 60 млн рублей);

— выполнены ограничения по доле участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных организаций в уставном капитале (не более 25%).

2. В п.2 Указаний впервые дано определение кассы: «Касса — это место для проведения кассовых операций юридического лица». Таким образом, можно сделать вывод, что кассу должны иметь лишь юридические лица. ИП специально определять место для ведения операций по приему и выдаче наличных денег не обязаны.

3. Кассовые операцииведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, ИП или иным уполномоченным лицом, должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми
заключены договоры гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Но принимать и выдавать наличные (т.е. выполнять функции кассира) вправе только тот, кто работает по трудовому договору, либо руководитель организации (ИП) (п.4 Указаний).При отсутствии штатного или внештатного бухгалтера подписывать кассовые документы должен руководитель, в том числе за кассира.

ПАМЯТКА: До 01.06.14 оформлять кассовые документы мог только кто-то из работников компании — главбух, бухгалтер, другой сотрудник, назначенный директором, либо он сам.

4. Кассовые документы. Новые формы кассовых документов так не появились, несмотря на то, что в проекте Указанийони были предусмотрены, и Банк России планировал их обновить. По-прежнему это: кассовая книга, приходный и расходный кассовые ордера (кассовые документы), книга учета выданных и принятых кассиром наличных денег, расчетно-платежная и платежная ведомости и их знакомые формы. Назначение документов также осталось без изменений.Таким образом, следует продолжать применять унифицированные формы по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.98 (редакция от 03.05.2000).Однако в порядке составления почти каждого из составляемых при ведении кассы документов есть некоторые новшества. Их следует изучить.

Очень важно! Кассовые документы можно вести в электронном виде. То есть их бумажные экземпляры оформлять не обязательно. Но только при условии, что электронные документы заверены квалифицированной электронной подписью (п. 4.7 Указания № 3210-У).

Обратите внимание на ряд новшеств!

— На квитанции к приходному ордеру кассир должен поставить штамп.О подписи ничего не сказано. Но в унифицированной форме на квитанции есть строка для подписи кассира.

— В расходном ордере сумму, которую получил из кассы работник организации или иное физическое лицо, можно печатать в бухгалтерской программе. Поэтому от получателя денег нужна только подпись(п. 6.2 Указания № 3210-У).

— Врасходных ордерах не нужна подпись руководителя, если в организации есть бухгалтер, за исключением ситуации, когда директор сам ведет бухучет (он визирует расходник за главбуха) (п. 4.3 Указания № 3210-У). Однако есть риск штрафа организации на сумму 50 тыс. рублей(ст. 15.1 КоАП РФ), так как исключить тот или иной реквизит из унифицированной формы (в том числе и подпись директора) организация не вправе. Поэтому необходимо, как и прежде, расходник подписывать руководителем.

— Кассовую книгу можно распечатывать только в одном экземпляре (а не в двух). Исключение — кассовая книга обособленного подразделения. Не надо составлять кассовую книгу за дни, в которых не было наличных расчетов.При бумажном документообороте хранить кассовую книгу в электронном виде не надо.

5. Порядок исправления документов. В Указаниях № 3210-У сделаны уточнения. В п. 4.7 Указания № 3210-У установлено, что можно исправлять бумажные кассовую книгу, платежные и расчетно-платежные ведомости, а приходные и расходные ордера — нельзя. Положение №373-П также запрещало исправлять ошибки в ордерах. Об исправлении ошибок в других документах ничего не говорилось. Электронные документы нельзя исправлять после того, как они подписаны. Документ с ошибкой можно только удалить, а вместо него надо создать новый, правильный. Аналогичный порядок предусмотрен и для электронной кассовой книги, если она уже подписана квалифицированной подписью.

6. Юридические лица продолжат самостоятельно определять лимит остатка кассы. Можно выбрать выгодный способ расчета лимита — по выручке или расходам. Формулы расчета лимита остатка кассы не изменились. Поэтому пересчитывать ранее утвержденный лимит на 2014 год не нужно (если в этом нет необходимости). Однако лучше обезопасить себя и издать новый приказ о лимите со ссылкой на Указание № 3210-У.

7.Сдать сверхлимитную наличку можно только в банк или инкассаторам.Об этом прямо сказано в п.3 Указания № 3210-У. Возможность зачислить деньги на счет через почту теперь не предусмотрена.

Упрощенный кассовый порядок для субъектов малого предпринимательства и ИП

Субъекты малого предпринимательства и ИП имеют право с 1 июня 2014 года соблюдать кассовый порядок в упрощенном виде.Они могут хранить в кассе сколько угодно наличных. Объем находящихся у них в обороте наличных денег государством не ограничивается.

1. Самая главная льгота. ИП и организации-субъекты малого предпринимательствамогут не устанавливать лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания). Обязанность заменена правом. В отсутствие лимита хозяйствующий субъект сдает наличность в банк пособственному усмотрению.Решение о неприменении лимита можно закрепить вучетной политикеорганизации либо в ином стандарте организации (в распоряжении ИП). Если ранее был утвержден лимит, то его можно отменить.

2. Кассовую книгувправе не вести (п. 4.6 Указаний № 3210-У):

Смотрите так же:  Налог на земли сельхозназначения в 2019 году

— организации — субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов;

— все ИП по всем операциям, кроме подпадающих под ЕНВД.

3. ИП, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов и расходов вкниге учета доходов и расходов, вправе не оформлять ПКО и РКО (п. 4.1 Указаний № 3210-У). Это ИП на УСНО, на патенте и на общем режиме (НДФЛ). При этом п. 5 Указаний № 3210-У предписывает оформлять приходный кассовый ордер, когда предприниматель принимает деньги в кассу. Никаких исключений нет. Поэтому имеет место противоречие 2-х норм. Поэтому не следует рисковать и составлять кассовые документы так же, как и раньше, пока не появятся официальные разъяснения.

ПАМЯТКА: Налоговый учет доходов и расходов ИП в книге учета надо вести на основании первичных документов (например, при получении наличной выручки от покупателя) Без оформления ПКО не будет оснований для внесения записи в книгу.

Очень важно! Организации, в том числе субъекты малого предпринимательства, не освобождаются от обязанности оформления кассовых ордеров ни при каких обстоятельствах.

4. Кассовые документы «на самого себя» предприниматель вправе
не выписывать.

Кассовые правила для обособленных подразделений

Новый порядок уточняет понятие обособленного подразделения. Обособленным считается любое подразделение компании, по местонахождению которого оборудовано хотя бы одно рабочее место. При этом не имеет значения, на какой срок его создали.

«Обособленцы» должны соблюдать лимит остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот лимит, зависит от того, имеет ли право подразделение самостоятельно сдавать наличку на счет в банке. Все «обособленцы» (сдающие, и не сдающие деньги в банк) — должны вести свою кассовую книгу (п. 2, 4.6 Указаний № 3210-У). При этом в головной офис подразделение должно передавать не листы кассовой книги (как раньше), а их копии, заверенные руководителем подразделения (п. 4.6 Указания № 3210-У). Можно оформлять листы кассовой книги в одном экземпляре.

Не требуется передавать их в головной офис на следующий рабочий день.Порядок передачи устанавливается юридическим лицом, с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Новые Указания Центробанка РФот 07.10.13 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»

Они зарегистрированы Минюстом РФ 23.04.14 (№ 32079).Вступили в силу с 1 июня 2014 года.Этот документ заменил Указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У.

1. Впервые в документе дается определение участников наличных расчетов. Это любые юридические лица и предприниматели. Все они имеют право рассчитываться наличкой в рамках одного договора только в пределах лимита (п. 6 Указания № 3073-У). С физическими лицами компании и предприниматели могут, как и раньше, рассчитываться наличными без всяких ограничений по суммам. Это значит, что физлицо может проводить расчеты наличными деньгами в неограниченном размере.

2. Лимит 100 тыс. рублей действует независимо от срока действия договора. Под платежами по одному договору понимаются расчеты по обязательствам, предусмотренным договором, которые исполняются как в период действия договора, так и после его окончания (п. 6 Указания № 3073-У). Например, если обязательства к моменту окончания не погашены одной из сторон договора.

3. Потратить наличные деньги из кассы можно строго на определенные цели

закрытым списком (п. 2 Указания № 3073У). Наличные деньги из кассы можно расходовать без учета лимита в 100 тыс. рублей на:

— выплаты работникам заработной платы, отпускных и социальных пособий;

— расходование денежных средств на личные (потребительские) нужды ИП, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

— выдачу работникам денежных средств под отчет и т.д.

Из выручки можно выдавать под отчет любые суммы (п. 2 и 6 Указания № 3073-У).

Очень важно! В п. 4 Указания № 3073-Уприведен новый перечень операций, расплатиться по которым организация и ИП могут только с помощью наличных, снятых с расчетного счета. С 1 июня 2014 года нельзя выдавать (возвращать) займы и платить за аренду недвижимости напрямуюиз кассы. В прежнем Указании № 1843-У не было прямого запрета. Это новое правило распространяется и на операции с ценными бумагами,деятельность по организации и проведению азартных игр.

ПАМЯТКА: Наличной выручкой из кассы можно рассчитываться, например, за аренду автомобиля или другого движимого имущества.

Запрет на использование наличной выручки из кассы распространяется как на выдачу займов, так и на их возврат и погашение процентов. То есть, эта новая норма касается обеих сторон договора займа — и заимодавца, и заемщика. И не важно, какой заем получен или выдан — процентный или беспроцентный.

Будьте внимательны! Данное ограничение касается не только расчетов между компаниями, ИП или компанией и ИП. Оно относится и к их расчетам с физлицами.

Что касается лимита в 100 тыс. рублей, то его надо соблюдать только по договорам, заключенным либо между двумя компаниями, либо между компанией и предпринимателем, либо между двумя предпринимателями. Если одна из сторон договора — физлицо, то лимит не применяется (п. 5 Указания № 3073-У).

ПАМЯТКА: ИП вправе забрать себе всю выручку из кассы. Они могут тратить наличную выручку на свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью (п. 2 Указания № 3073-У).На эту операцию лимит в 100 тыс. рублей не распространяется. С 1 июня 2014 года риск для ИП отсутствует.

В заключение отметим, чтоза превышение лимита предусмотрен административный штраф. Налоговый орган вправе оштрафовать за превышение лимита и того, кто получил больше 100 тыс. рублей,и того, кто выплатил лишнюю сумму. Штраф для организаций предусмотрен в сумме до 50 тыс. рублей, для ИП — от 4 до 5 тыс. рублей (ст.15.1 КОАП РФ). ИП приравниваются к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ).

независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ и ПНК России

Глава 2. Организация обращения наличных денег

Глава 2. Организация обращения наличных денег

2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

См. Типовой договор на перевозку ценностей подразделением инкассации, утвержденный Инструкцией Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31

2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56.

О порядке приема наличных денег от клиентов см. Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. N 318-П

2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

— для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Смотрите так же:  Самая дешевая осаго в томске

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1842-У допускается расходование некредитной коммерческой организацией поступающих в кассу наличных денежных средств, полученных в виде комиссионного вознаграждения за осуществление банковских операций по приему от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решением Верховного Суда РФ от 29 июля 1999 г. N ГКПИ99-552, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N КАС99-224, абзац третий пункта 2.7 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.

2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, — накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

В письме Банка России от 28 мая 1999 г. N 166-Т учреждениям Банка России и кредитным организациям разрешено составлять календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по усмотрению руководителя банка

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий — клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31-е число прибавляется к размеру выдач 30-го числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Смотрите так же:  Компенсация за 2 года отпуска

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 «Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц») и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 31 октября 2002 г. N 1201-У в пункт 2.11 настоящего Положения внесены изменения

2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии» по форме 0408024 (приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.

2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 7.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

О необходимости снятия с кредитных организаций функции контроля за соблюдением предприятиями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью см. письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России от 23 января 2003 г. N 29-1-1-11/234, письма Банка России от 15 сентября 2004 г. N 04-15-5/3571 и от 23 ноября 2010 г. N 02-29-1/5422

2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям, изложенным в приложении 9.

2.17. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем — предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее — банках).

2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

4. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем — оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

12. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Другие публикации:

  • Безвозмездный договор аренды автомобиля между физическими лицами Договор безвозмездного пользования автомобилем г. Москва «___»_________ 201_ г. Гр. _____________, документ, удостоверяющий личность: ________, серия ____, N ________, выдан ___ __________20__ года ОВД _______________________, проживающий по адресу: […]
  • Договор аренды земли для лпх Договор аренды земли для лпх Проект договора аренды земли ЛПХ - 31.08.2017 АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА №_______-з от ________________ 201_г. АРЕНДОДАТЕЛЬ: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального […]
  • Возврат налоговых вычетов за медицинские услуги Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. […]
  • 1339 приказ фтс 1339 приказ фтс Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71 Справочная по документам, направленным в ФТС России: +7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90 Справочная по факсам, направленным в ФТС России: Приемная ФТС России: +7 […]
  • Приказ фст о портовых сборах Приказ Федеральной службы по тарифам от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Федеральной службы по тарифам от 20 декабря 2007 […]
  • Приказ медкомиссии 302 Медосмотры: медицинская книжка работника и личная ответственность руководителя Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не дает повода к разночтению: в статье 34 "Обязательные медицинские осмотры" […]

Вам также может понравиться