Общепризнанные нормы международного права и международные договоры рф

Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм .

К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят:

— нормы, содержащие основополагающие принципы международного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и нормами международного права. В юридической литературе высказаны различные мнения по вопросу о характере и значении общих принципов международного права. В связи с этим в российской судебной практике пока нет ясности, какие конкретно нормы и принципы могут применяться судами.

Тем не менее представляется правомерным утверждение, что общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях (например, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках», Отгавская конвенция УНИД- РУА1988 г. «О международном факторинге», Оттавская конвенция УНИДРУА1988 г. «О международном финансовом лизинге» и др.).

По общему правилу, международные договоры Российской Федерации на территории России применяются непосредственно и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Международные договоры, заключенные СССР, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении их действия.

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются. составной частью ее правовой системы». Приведенное положение воспроизведено.

Так, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям
Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Статья 4. Водное законодательство Российской Федерации и нормы международного права.
Международные договоры Российской Федерации применяются к водным отношениям.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие.
содержащими нормы трудовог

Общепризнанные принципы и нормы международного права. Международные договоры

Продолжаем знакомиться с источниками права.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ признанные всеми принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы и должны исполняться точно также как и внутренние законы. А это означает, что их можно использовать в том случае, если мы не можем найти нужное нам правило в российском законодательстве.

В международном праве есть нормы, регулирующие права человека. Они имеются, как в международных договорах Российской Федерации, подписанных высшими должностными лицами нашей страны и ратифицированных, (т. е. утвержденных) Федеральным Собранием, так и в документах, которые не ратифицированы, но содержат признанные всеми принципы и нормы международного права.

Такие принципы имеются, например, во Всеобщей декларации прав человека[1].

Международные договоры имеют большую юридическую силу, чем законы и все остальные акты (за исключением Конституции РФ), и это понятно, поскольку, ратифицируя международный договор, парламент соглашается с тем, чтобы для нашей страны он стал законом, и, следовательно, отменяет все противоречащие ему нормы.

Из всех международных договоров наибольший интерес представляют Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) в просторечии именуемая Европейской конвенцией о защите прав человека, на основании которой действует всем известный Европейский суд по правам человека, находящийся в г. Страсбурге (Франция).

Ссылаться на нормы международных договоров можно тогда, когда нужного правила не удается найти в российских законах.

[1] Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.

Следующие материалы:

  • Обычно нормативный акт вступает в силу после его официального опубликования: федеральные законы через 10 дней, а Указы Президента РФ через 7 дней[1] . …

«>Действие нормативного акта во времени и по территории
В результате неграмотного издания нормативных актов, многие из них вступают в противоречие друг с другом. Местные и региональные органы, принимая свои …

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в национальной системе

Анализ показывает, что конституционная практика большинства государств имеет явно выраженную тенденцию к закреплению соотношения международ­ного и внутригосударственного права в конституции.

На первый взгляд формулы конституций могут показаться идентич­ными. Многообразие формул приводит к неточной интерпретации консти­туционной формулировки. Нормы международного права иногда называ-

ют «частью права Российской Федерации», «частью федерального законо­дательства России».

Это осложняется и тем, что в юридической науке до сих пор не сложилось однозначного понимания правовой системы.

«Правовая система» привлекает прежде всего представителей общей теории права, которые употребляют данный термин в нескольких значениях. Под право­вой системой («правовой семьей») понимают совокупность правовых норм како­го-либо государства, отождествляют термин «правовая система» с «системой права» (в учебных курсах по теории права чаще всего выделен раздел «Система права», исключение составляют лишь некоторые учебники).

Нередко в правовую систему включают цели и принципы правового регу­лирования, основные разновидности правовых актов и их объединения, сис­темообразующие связи, правовую науку, правовую идеологию, правосозна­ние, правовую культуру, правовую политику, юридическую практику, юри­дическую технику.

Принципиальное значение в этой связи имеет разграничение понятий «право государства» и «право, применяемое в государстве».

Право, применяемое в государстве, представляет совокупность всех пра­вовых норм, которые подлежат реализации в сфере внутригосударственных отношений и (или) могут действовать в пределах юрисдикции соответствую­щего государства и компетенции его органов.

На наш взгляд, правовая система охватывает совокупность применяемых в государстве норм (наряду с нормами национального права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры), пра­восознание, правовую культуру и деятельность учреждений, выполняющих юридические функции, — законодательных, судебных.

В российскую правовую систему включены «общепризнанные принципы и нормы международного права». Это международно-правовой термин, полу­чивший широкое распространение не только в международных, но и во внут­ригосударственных актах.

И. И. Лукашук под такими нормами понимает правила, складывающиеся в практике государств, которые признают за ними юридически обязательную силу. Эти нормы и образуют общее, т.е. обязательное для всех государств, право. Совершенно противоположную позицию занимает Е. Т. Усенко. Он полагает, что формула «общепризнанные принципы и нормы международно­го права» «по существу отрицает нормативный, юридически обязательный характер принципов международного права».

Более убедительным представляется мнение, что принципы представляют собой нормы международного права, обладающие высшей степенью обоб-

щенности и нормативности; они предопределяют содержание других, более конкретных норм.

Во многих государствах международные договоры имеют силу в рамках национального права и на них можно непосредственно ссылаться в судах.

В Австрии международный договор обладает силой федерального закона и, таким образом, обязателен во внутригосударственной сфере, имеет при­оритет над противоречащими ему нормами национального права. Вместе с тем большое значение придается официальной публикации.

Следует отметить, что большую роль в утверждении приоритета между­народных договоров сыграли суды. В этой связи представляет интерес реше­ние Высшего Федерального Суда ФРГ, которое обосновало возможность не­посредственного применения положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В решении были приведены следующие аргументы: ФРГ присоединилась к Конвенции с обычной формулировкой, свидетельствующей, что она опубликована как обладающая силой закона; Конвенция намеренно создает во многих своих предписаниях возможность прямых претензий со стороны физических лиц.

В Бельгии в 1971 г. Кассационный Суд относительно статуса междуна­родных договоров отметил, что в случае конфликта между нормой внутрен­него права и нормой международного права, обладающей прямым действием, норма, установленная договором, должна преобладать.

Смотрите так же:  Знак 533 штраф

Французские суды руководствуются ст. 55 Конституции, которая закреп­ляет, что договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.

В Ирландии и Соединенном Королевстве международный договор не имеет силы в национальном праве и не применяется судами непосредственно. Суды рассматривают международный договор как вспомогательное средство при толковании положений национального права. При изложении решения палаты лордов по делу R v Chief Immigration Officer, Heatrow Airport, было отмечено, что «. если есть некая двусмысленность в наших статутах или не­определенность в нашем праве, то суды могут обратиться к Конвенции, чтобы устранить эту двусмысленность».

2. Международные договоры

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (п.

В качестве примеров международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, можно отметить • Венскую конвенцию ООН о договорах международной куплипродажи товаров 1980 г. (РФ присоединилась в 1990 г.),

4 СЗ РФ, 1995, № 29, ст.2757.

• Бернскую конвенцию о литературной и художественной собственности 1886 г. (РФ присоединилась в 1995 г.),

• Римскую конвенцию об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (РФ присоединилась в 2002 г.) и др.

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

«Международные договоры в правовой системе Российской Федерации» (Бояршинов Б.Г., «Законодательство», 1997, N 4)

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:

договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права — отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.

Так, при образовании единой Германии в 1990 г. ФРГ признала правопреемство по всем договорам между СССР и ГДР, которые отвечали интересам объединенной Германии и СССР. При образовании на территории Югославии ряда независимых государств новые государства признали себя правопреемниками в отношении основной массы договоров между Югославией и СССР. Это было сделано, например, при инвентаризации договорно-правовой базы российско-словенских и российско-хорватских отношений, аналогичный процесс идет в отношениях России с Боснией и Македонией. Иначе обстоит дело с Гонконгом, перешедшим с 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР: поскольку Гонконг был колониальным владением Великобритании, все договоры, заключенные ею в отношении этой территории, утратили силу.

Смотрите так же:  Заявление председателю комитета образования

Понятие «правопреемник» в отношении России после распада СССР не вписывалось в систему международных правоотношений, которые затрагивали важнейшие проблемы, в том числе проблемы безопасности и сокращения вооружений. Правопреемство не решило бы вопрос об участии России в ООН, в частности, в Совете Безопасности в качестве постоянного члена, т.к. правопреемство не распространяется на членство в международных организациях. 13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Закон о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется путем подписания. Это объясняется тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев подписанные Россией договоры предусматривают вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится на одобрение Правительства. Утверждение договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся в российской практике утверждение договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон делает из этого исключение для предложений о заключении межгосударственных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания партнеров по переговорам, Закон допускает представление предложений о заключении таких договоров Правительству.

Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом — в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством — в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Закон допускает два исключения: во-первых, Президент вправе принимать решения о проведении переговоров и о подписании договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью; во-вторых Президентом принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, если договор затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Президента. Эти исключения обусловлены тем, что Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Следует однако подчеркнуть, что в данном случае речь идет об отсутствии необходимости предъявлять специальный документ, подтверждающий право данного лица вести переговоры и подписывать договорные акты. При этом остаются в силе требования Закона, касающиеся принятия решений о проведении переговоров и подписания международных договоров России.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации. Если договор применяется временно, это указывается в тексте самого договора. В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России. Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике «Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН». Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Самым важным элементом в международных договорных отношениях является выполнение договоров. «Международные договоры Российской Федерации, — говорится в Законе, — подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации» (ст. 31). На первом месте здесь стоят положения самого договора, т.к. обязательства по такому документу конкретизируются его участниками. Должны также приниматься во внимание другие имеющие отношение к договору нормы международного права. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.

Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД. В случае нарушения обязательств по договору другими его участниками Президенту или в Правительство России (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся регулируемые договором вопросы) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями договора.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.

Согласно Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для России. В этом смысле принципиально неправильно использование в договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами международного права в отличие от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Смотрите так же:  Бланк приказа о увольнение по собственному желанию

Исключением из этого правила является положение о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение о прекращении или приостановлении действия международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством.

В случаях, требующих принятия безотлагательных мер, Президент, играя особую роль в осуществлении руководства внешней политикой страны, может приостановить действие международного договора, решение на обязательность которого для России принималось в форме федерального закона. Это может быть сделано в форме федерального закона. Если Государственная Дума отклоняет проект такого закона, действие договора незамедлительно возобновляется.

В Законе особо оговаривается порядок принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Россия является продолжателем СССР. Такие решения органы власти России принимают в соответствии с их компетенцией, которая может не совпадать с компетенцией государственных органов бывшего СССР. При этом прекращение или приостановление действия договора между Россией и какой-либо страной не предрешает вопроса о сохранении в силе соответствующего договора между этой страной и другими государствами-бывшими республиками СССР.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры рф

Вступление 28 февраля 1996г. Российской Федерации в Совет Европы означало ее вхождение в континентальное правовое пространство, принятие Россией обязательств, вытекающих из общепризнанных европейских юридических норм. Сегодня Россия участвует в более 30-ти европейских конвенциях, среди которых — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г., Европейская Хартия местного самоуправления, подписанная в Страсбурге 15 октября 1985г. От имени Российской Федерации Хартия была подписана 28 февраля 1996г., ратифицирована 11 апреля 1998г. На территории России Хартия вступила в силу с 1 сентября 1998г. и др. В качестве специальных международных правовых актов в сфере местного самоуправления можно отнести решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия, а также документы других международных организаций, например, Декларацию о принципах местного самоуправления, принятую Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994 году. В качестве примера можно привести Международный пакт от 16 декабря 1966г. «О гражданских и политических правах». Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

  • а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
  • б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей 1 .

Данная международная норма ориентирует на обеспечение во внутригосударственной практике реальной выборности, в частности, органов местного самоуправления. В этой связи ее, как и многие другие международные нормы, следует признать регулирующей вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В силу прямого указания Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[2].

Как отмечают исследователи, значение правовой нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, выходит за рамки проблемы исключительно имплементации международных норм во внутригосударственном праве. В силу рассматриваемой конституционной нормы ратифицированные Российской Федерацией международные договоры могут непосредственно применяться на ее территории различными органами власти, включая суды. Это означает, что Европейская Хартия местного самоуправления является частью правовой системы РФ, устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления в нашей стране. Никакие положения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ не должны ей противоречить. Кроме того, она является актом прямого действия и применяется на всей территории нашей страны. Соответственно для применения Европейской хартии при разрешении определенных юридических случаев (казусов) не требуется каких — либо правоподтверждающих действий и решений со стороны государства.

Нормы международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации стали составной частью правовой системы Российской Федерации и местное самоуправление в России получило гарантии не только внутреннего характера, но и международного уровня.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы закрепляют больший уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления, чем это предусматривается в международно-правовых нормах. Это обстоятельство дало Конституционному Суду Российской Федерации основание признать отдельные нормы Устава Курской области, которые по существу воспроизводили положения Европейской Хартии местного самоуправления, в которых речь шла о государственном контроле за деятельностью органов местного самоуправления, не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения[3].

Однако в законодательстве Российской Федерации содержатся нормы, которые не способствуют реализации норм международного права. Так, Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.72-74 предусматривает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения внутригосударственных нормативных актов, при этом нарушение общих принципов и норм международного права не указано как основание для привлечения к ответственности. Следовательно, гарантий исполнения предписаний международных нормативных актов недостаточно. В данном случае закон имеет положения, которые требуют доработки со стороны законодателя. В ином случае обеспечить исполнение норм международного права органами и должностными лицами местного самоуправления не представляется возможным.

[1] Российская газета, 8 октября 2003г., №202(3316).

[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

[3] По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области
от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» : Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П //

Другие публикации:

  • Мировой суд 1 ленинского района чебоксары Суды города Чебоксары Вас вызвали в суд или наоборот хотите подать в суд, но не знаете где находятся суды в г.Чебоксары или не знаете как до суда доехать? Специально для вас мы подготовили список судов Чебоксар: Верховный суд, Арбитражный суд, районные суды […]
  • Пенсионер на балконе Пенсионер подорвался на конденсаторе от телевизора на своем балконе в Купчино В больницу Петербурга доставили 63-летнего пенсионера с множественными осколочными ранениями. Все случилось вечером 4 сентября, когда мужчина, разобрав свой старенький телевизор, […]
  • Регистрация ооо в симферополе Регистрация ООО в Крыму и Севастополе Открытие бизнеса в Крыму сейчас обеспечит Вам и Вашему предприятию множество льгот и преимуществ: Выход на относительно свободный и формирующийся рынок Крымского полуострова; Лояльность налогового органа (3 года без […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Оборонэнергосбыт банкротство Банкротство АО ОБОРОНЭНЕРГОСБЫТ! 2019! Помощь кредиторам! Новости из суда! К адвокату Сергею Москаленко стали активно обращаться кредиторы АО ОБОРОНЭНЕРГОСБЫТ по вопросу банкротства компании в Арбитражном суде города Москвы. Определением Арбитражного суда […]
  • Налог на покупку иностранных денежных знаков Налог на покупку иностранных денежных знаков. (В. Пчелинцев, "Финансовая газета", N 33, август 1998 г.) Налог на покупку иностранных денежных знаков В "Российской газете" 30 июля 1998 г. опубликован Федеральный закон от 16.07.98 г. N 98-ФЗ "О внесении […]

Вам также может понравиться