Обсе договор

Главы МИД стран ОБСЕ съезжаются в Хельсинки

В Хельсинки соберутся министры иностранных дел стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Россию представляет Сергей Лавров.

Главными темами обсуждения станут последствия конфликта в Южной Осетии и изменение всей архитектуры европейской безопасности. НТВ напоминает: именно после событий на Кавказе Россия предложила разработать новый договор в этой области.

В Хельсинки (Финляндия сейчас председательствует в ОБСЕ) инициативу Москвы называют «конструктивной». Разговор также пойдет и об обновлении самой структуры ОБСЕ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор по открытому небу

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами — участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства — депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержатся определения используемых терминов, излагаются права и обязанности государств — участников, порядок осуществления наблюдательных полетов, механизм распределения квот полетов, установлены технические детали выполнения наблюдательных полетов.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство — участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждая страна — участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем РФ первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах «открытого неба» Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать исключительно на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами — партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было, однако это не повлияло на позиции западных стран.

С 2017 г. в русле общего нагнетания напряженности в отношениях с Россией США стали ужесточать свои подходы, обвиняя нас в нарушении Договора, прежде всего в связи с введением нами максимальной дальности полетов над Калининградской областью (500 км). Кроме того, Вашингтон заявил о планах отменить ночёвки на двух американских аэродромах, изменить максимальные дальности полетов, перераспределить аэродромы открытого неба и дозаправки и их функции.

В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.

В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН, в котором был предусмотрена миссия над ее территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной граница на Кавказе. В поиске конструктивных развязок Россия сняла это ограничение.

Однако Грузия при поддержке США, Канады, Великобритании и Германии, исчерпав договорные аргументы, стала обвинять нас в попытках «легитимизации оккупации своих регионов».

Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге, в октябре было утверждено распределение квот наблюдательных полётов.

Принятое решение не снимает проблему нарушения ДОН. Россия оставляет за собой право вернуться к этому вопросу.

Наша позиция относительно разрешения наблюдательных полётов в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам России на Кавказе, остается в силе. Придание этому решению постоянного характера будет зависеть от добровольного выполнения Тбилиси обязательств по приему наблюдательных полетов над своей территорией.

Важным событием для Договора стало освидетельствование в сентябре 2018 г. нового российского самолета Ту-214 ОН с отечественной цифровой видеокамерой «OSDCAM4060». В результате Российская Федерация первой перешла на цифровую аппаратуру наблюдения (видеокамеры) и обновила свой самолетный парк.

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Хотели как лучше​​

Ровно 27 лет назад, 21 ноября 1990 года, в столице Франции через неделю после объединения Германии ​главы 34 стран подписали Парижскую хартию для новой Европы​, ознаменовавшую «новую эпоху» в работе нынешней Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Парижская хартия провозгласила окончание холодной войны и определила, что будущее Европы должно основываться на принципах демократии, правах и основных свободах человека, экономической свободе и равной безопасности для всех стран. Но уже на той встрече в Париже президент СССР Михаил Горбачев предупредил, что не следует «поддаваться эйфории, думая, что, добившись фактического устранения угрозы полномасштабной войны в Европе, мы абсолютно исключили вероятность возникновения конфликта на континенте» (цитирует его сайт ОБСЕ).

Летом 2017 года, когда организация осталась без генерального секретаря (полномочия предыдущего, Ламберто Заньера, истекли, а новую кандидатуру никак не удавалось согласовать), потребовалось провести отдельный неформальный саммит для разрешения этого кризиса. Выступавший на нем министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц говорил жестче других. «Мы должны бороться с огромной потерей доверия ОБСЕ», — назвал он главную задачу и проблему организации.

ОБСЕ упустила возможность внести свой вклад в устранение линий разделения в Европе, повторяет популярную претензию представитель МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. Не все участники ОБСЕ исполняют свои обязательства по всем направлениям сотрудничества, и не все разделяют универсальные ценности организации, постоянно указывает на еще одну проблему постоянный представитель США в организации Гарри Камиан. Что же не так с ОБСЕ?

Договоры не исполняются

Основное направление деятельности ОБСЕ — предотвращение и разрешение конфликтов. В организации были разработаны и приняты договоры, сокращавшие вооружения и призванные повысить доверие между соседями. Однако 26 сентября стало известно, что США намерены с 1 января 2018 года ограничить наблюдательные полеты российской военной авиации над штатами Аляска и Гавайи, так как, по их мнению, Россия не соблюдает международный Договор по открытому небу, подписанный странами ОБСЕ в 1992 году по инициативе США (сейчас в нем состоят 34 государства).

Разрушился и принятый в 1990 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Он должен был уравнять численность вооружений у стран НАТО и стран Организации Варшавского договора (ОВД). После развала ОВД обязательства не были отменены, однако в 2007 году Россия заморозила свое участие, а к 2015 году окончательно вышла из договора. Равновесие было нарушено с включением стран Прибалтики в НАТО, размещением объектов ПРО США в Европе, объясняли представители Москвы, обращая внимание на неготовность НАТО обсуждать проблему.

Все решения в организации принимаются путем консенсуса, что часто затягивает дело и чем время от времени злоупотребляют страны-члены. Например, хотя большинство участников ОБСЕ выступали против, 4 мая этого года было объявлено о закрытии ереванского офиса ОБСЕ. Продление его работы заблокировал Азербайджан, уверяя, что миссия в Ереване превышает свои полномочия. Сам Азербайджан добился закрытия офиса ОБСЕ на своей территории в 2015 году. Механизмы ОБСЕ предлагают для снятия самых главных противоречий между странами формат встречи на высшем уровне. Но такие встречи не проводились с 2010 года.

Политическое урегулирование буксует

Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ на Украине была создана в марте 2014 года. В миссию входят гражданские наблюдатели, общая численность которых может достигать 1 тыс. человек. ​Ежедневно миссия предоставляет отчет о положении в Донбассе и в целом на Украине. Однако в отчетах последнего времени говорится о сотнях нарушений режима прекращения огня. СММ постоянно указывают на то, что у наблюдателей нет полного доступа ко всей территории конфликта, в частности к российско-украинской границе. Сотрудники миссии, будучи невооруженными, также не могут полноценно работать в горячих точках Донбасса.

Смотрите так же:  Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил

Более чем за 20 лет участия ОБСЕ в урегулировании приднестровского и карабахского конфликтов достичь окончательного урегулирования не удалось. Новый генсек ОБСЕ Томас Гремингер выразил РБК надежду, что в ближайшее время соберется встреча в формате «5+2» с участием Молдавии и Приднестровья (посредниками в ней выступают Россия, Украина и ОБСЕ, наблюдатели — США и ЕС). Последние неформальные переговоры прошли в 2016 году, формальные — в 2014-м.

Намерен Гремингер оказывать поддержку и в работе трех сопредседателей Минской группы, усилия которых направлены на поиск мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта (председательствуют в Минской группе Франция, Россия и США). В зоне конфликта работает немногочисленная наблюдательная миссия ОБСЕ под руководством Анджея Каспшика. Однако ее присутствие не помешало эскалации конфликта в апреле 2016 года.

Спорное наблюдение за выборами

Согласно мандату организации, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) ведет наблюдение за выборами, но также не всегда успешно. Скажем, представители БДИПЧ не участвовали в наблюдении за выборами в Госдуму в 2007 году и президентскими выборами 2008 года в России из-за скандала, связанного с численностью миссии.

Итоговые отчеты ОБСЕ могут являться основанием для введения санкций государствами — членами организации. Так, наблюдатели отмечали, что парламентские выборы в Белоруссии в 2016 году по-прежнему не соответствовали стандартам. США обещали учитывать доклад наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ при рассмотрении вопроса о санкциях в отношении Минска, однако процесс нормализации отношений США и Белоруссии продолжается.

«ОБСЕ следует только одному стандарту, и этот стандарт основан на обязательствах, которые участники организации приняли на себя, — сказал РБК Томас Гремингер. — Но я признаю, что, к сожалению, у нас существует разное понимание того, что имеется в виду под тем, как надо следовать этим обязательствам. И эту проблему надо будет как-то разрешить».

Несмотря на многочисленные трудности, ОБСЕ остается незаменимой организацией, уверен Гремингер: «Я считаю ОБСЕ объединяющей организацией, которая предоставляет платформу для диалога. Если бы сегодня у нас не было ОБСЕ, ее надо было бы создать».

За последние 20–25 лет потенциал ОБСЕ ни разу не был использован «на полную катушку», так как она является ровно тем, чем позволяют сделать страны-члены, объясняет директор программы Европейско-восточного партнерства и России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. ОБСЕ сама не может вырабатывать и проводить политику, она задумывалась как инструмент, поэтому политическая воля стран-членов является определяющим фактором, объясняет Мошес.

Большое количество участников организации — это и проблема, и преимущество, поскольку это одна из очень немногих общеевропейских организаций, стало быть, она имеет большую легитимность, чем другие (НАТО и Европейский союз), однако принцип консенсуса, которым принимаются все решения, усложняет процесс оперативного принятия решений, говорит директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Неправильно было бы возлагать на организацию ответственность за неурегулированность конфликтов, успех любой международной структуры вне зависимости от ее устройства — результат взаимодействия стран-участников: если не получается сделать ее эффективной, то упрек надо адресовать не секретариату или генсеку, а государствам, которые не могут найти консенсус, говорит руководитель внешнеполитического направления Центра стратегических разработок Сергей Уткин. Эксперт напоминает, что одним из способов повышения эффективности действий ОБСЕ некоторые страны, включая Россию, считают принятие устава, которого сейчас у организации нет. Это создало бы юридически обязывающие нормы, поясняет эксперт. Однако в условиях нынешнего низкого уровня доверия создать и принять устав практически невозможно, поэтому представителям ОБСЕ остается только повышать узнаваемость организации, уровень информированности о ее возможностях. 7–8 декабря министры иностранных дел стран ОБСЕ соберутся в Вене для очередного обсуждения проблем и задач организации.

Как работает ОБСЕ

Созданию постоянно действующей организации предшествовало подписание 1 августа 1975 года главами 33 государств в столице Финляндии Хельсинкских соглашений. В них страны НАТО и Организации Варшавского договора во главе с СССР обязались соблюдать десять основополагающих принципов, в числе которых — суверенное равенство, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой. Свое современное название организация получила в 1994 году, до этого вопросы безопасности обсуждались Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Сейчас в ОБСЕ входит 57 стран из Северной Америки, Европы и Азии, что делает ее крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности. В странах ОБСЕ проживает 1 млрд человек.​

В 2016 году сводный бюджет организации составил чуть более €141 млн — для сравнения, это около 3% бюджета ООН. Большую часть этой суммы предоставили шесть стран-тяжеловесов из «семерки»: Британия, Германия, Италия, Канада, США и Франция. Россия внесла €5,5 млн.

Александр Лукашенко предложил реформу ОБСЕ и новый Хельсинкский договор

Александр Лукашенко/фото с сайта президента Белоруссии

Усилить роль ОБСЕ в разрешении конфликтов призвал президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая на пленарном заседании, открывшем 26-ю ежегодную сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Путин предложил Лукашенко согласовать позиции по международным вопросам

По его словам, проблемы надо решать в начале, как и лечить болезнь в самом начале.

«Если мы запускаем этот процесс, вы знаете, к чему это приводит. На подобные конфликты надо реагировать, и реагировать серьёзно. Сегодня всё больше и больше встаёт вопрос о реформировании ОБСЕ, чтобы сделать её более действенной, решительной», — считает президент Белоруссии.

Лукашенко призвал учесть огромный позитивный опыт Хельсинкского процесса 70-х годов, свидетельствующий, что действовать надо на упреждение, а не принимать решения постфактум.

«Всё это заставляет говорить об актуальности идеи запуска нового Хельсинкского процесса. То есть широкого диалога, направленного на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях между государствами на нашем общем пространстве — в Евро-Атлантике и Евразии», — отметил белорусский лидер.

Центром такого мирового диалога он предложил сделать Минск. Здесь, по мнению Лукашенко, главы государств ОБСЕ могут встречаться для обсуждения серьёзных проблем.

Договор по открытому небу. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября Госдепартамент США заявил, что власти страны «обеспокоены несоблюдением Россией» Договора по открытому небу, в связи с чем решили предпринять «разумные и сопоставимые» шаги.

Эти действия будут отменены, если Россия «вернется к выполнению своих обязательств». В частности, газета Wall Street Journal указывает, что США намерены объявить о введении ограничений на полеты самолетов России над своей территорией в ответ на введение Россией лимита в отношении полетов над Калининградской областью.

Договор по открытому небу (Treaty on Open Skies) — международный документ, устанавливающий режим наблюдения полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории разработки этого документа, его основных положениях и выполнении.

История подписания

Идея «открытого неба» впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим «открытого неба», предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Эйзенхауэр считал, что «эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения». Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

Весной 1989 года президент США Джордж Буш — старший предложил руководству странам НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве и Будапеште. Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован, а 24 марта в Хельсинки его подписали представители 27 стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

Основные положения

Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины — по 12 полетов. Самая малая квота — 2 — у Португалии.

При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США — более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

Самолеты, аэродромы

Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США — Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

Смотрите так же:  Иск в суд о признании умершим

Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в договоре, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных документом. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская обл.), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

Запрет на полеты

Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту.

Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

Консультативная комиссия

С целью практической реализации положений договора государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Выполнение, конференции

Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. Тысячный по счету полет в рамках договора был проведен весной 2012 года.

В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

В апреле 2017 года Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, в котором, в частности, выражалось недовольство по поводу выполнения Россией некоторых положений договора. В комментарии МИД РФ было указано, что американская сторона неоднократно обвиняла Россию в якобы нарушении договора, «умалчивая о проблемах с выполнением документа со стороны самих США, их союзников по НАТО и других «близких» им государств».

Согласно договору, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению его выполнения. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая — в июне 2010 года, третья — в июне 2015 года.

мировая экономика

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов. Организация имеет 550 сотрудников в штаб-квартире в Вене, Австрия, и 2300 сотрудников на местах. ОБСЕ была основана на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшемся в Хельсинки, Финляндия, в 1975 году.

ОБСЕ занимается ранним предупреждением, предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением стран. 57 стран-участниц ОБСЕ находятся в Европе, Азии и Северной Америке и охватывают большую часть поверхности суши Северного полушария. Организация была создана в эпоху холодной войны как форум Восток-Запад.

Шестью официальными языками ОБСЕ являются английский, французский, немецкий, испанский, итальянский и русский. ОБСЕ считает себя региональной организацией в трактовке главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и является наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН. Действующий председатель ОБСЕ участвует в рутинных брифингах для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

История и правовой статус ОБС

История организации началась в 1973 году в рамках Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры о европейской группе безопасности велись с 1950 года, но холодная война помешала их прогрессу, пока не начались переговоры в Диполи в Хельсинки в ноябре 1972 года.

Эти переговоры были проведены по предложению в Советского Союза, который хотел использовать переговоры для поддержания своего контроля над коммунистическими странами Восточной Европы, а президент Финляндии Урхо Кекконен воспринимал их как средство поддержания своей политики нейтралитета. В Западной Европе, однако, видели эти переговоры как способ уменьшить напряженность в регионе, содействовать экономическому сотрудничеству и улучшению гуманитарной обстановки для населения коммунистического блока.

Рекомендации для переговоров, в виде «Голубой книги» («The Blue Book»), создали практические основы трехступенчатой конференции под названием «Хельсинки процесса». СБСЕ был открыт в Хельсинки 3 июля 1973 года и на нем присутствовали представители 35 государств. Первый этап переговоров длился пять дней и в ходе нее было решено следовать рекомендациям «Голубой книги». Второй этап переговоров стал главной рабочей фазой и проводился в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года. Результатом этапа II стал Хельсинкский Заключительный акт, который был подписан 35 государствами-участниками в ходе этапа III, который проводился в Финляндия Холл с 30 июля по 1 августа 1975 года. Третий этап переговоров был открыт дипломатом Святого Престола кардиналом Агостино Казароли, который был председателем конференции.

Концепция улучшения отношений и реализации акта была разработана в ходе серии последующих встреч, включая переговоры в Белграде (4 октября 1977 — 8 марта 1978), Мадриде (11 ноября 1980 — 9 сентября 1983) и Вене (4 ноября 1986 — 19 января 1989 года).

Уникальной особенностью ОБСЕ является необязательный статус своего учредительного устава. Вместо формально ратифицированного национальными законодательными органами договора, Заключительный акт СБСЕ представляет собой политическое соглашение глав правительств всех стран о построении безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений данного Акта. Это позволяет ОБСЕ оставаться гибкой в процессе эволюции и улучшения сотрудничества, избежать споров и / или санкций за неисполнение.

Соглашаясь на эти обязательства, подписавшие Акт страны впервые признали, что обращение с гражданами в рамках своих границ вызывает законную международную озабоченность. Это стало началом процесса строительства демократии в Советском Союзе и Восточной Европе, что привело к концу холодной войны. Однако, в отличие от большинства международных межправительственных организаций, ОБСЕ лишена статуса субъекта международного права по причине отсутствия юридической силы своего устава. В результате, хозяину штаб-квартиры ОБСЕ, Австрии, пришлось наделить организацию правами субъекта для того, чтобы иметь возможность подписать юридическое соглашение о своем присутствии в Вене.

Распад Советского Союза потребовал изменения роли СБСЕ. Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21 ноября 1990 года, положила начало этому изменению. Изменения привели к переименованию СБСЕ в ОБСЕ с 1 января 1995 года, согласно результатам конференции, состоявшейся в Будапеште, Венгрия, в 1994 году. Структура ОБСЕ стала включать в себя отдельный секретариат, Постоянный совет, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам (позже переименованное в Бюро по демократическим институтам и правам человека).

В декабре 1996 года Лиссабонская Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила универсальный и неделимый характер безопасности на европейском континенте.

Итогом двухдневного саммита ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября 1999 года стал призыв к политическому урегулированию конфликта в Чечне и принятие Хартии европейской безопасности. По словам тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова, этот саммит стал поворотным пунктом в российском восприятии ОБСЕ, от организации, которая выражается коллективную волю Европе, в организацию, которая служит в качестве инструмента Запада для «принудительной демократизации».

В 2004 году, после ходатайства группы из тринадцати сенаторов от Демократической партии США о том, чтобы пригласить иностранных наблюдателей для контроля за выборами президента в стране, Государственный департамент США согласился, а президент Джордж Буш пригласил ОБСЕ участвовать в этом процессе.

Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Страны-участники ОБСЕ (57 государств): Албания, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская республика, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Люксембург, Монако, Норвегия, Румыния, Сербия, Испания, Таджикистан, Туркменистан, США, Андорра, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Мальта, Черногория, Польша, Русский Федерация, Словакия, Швеция, бывшая югославская Республика Македония, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь, Болгария, Кипр, Эстония, Грузия, Папский престол, Ирландия, Киргизия, Литва, Молдова, Монголия, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Словения, Швейцария, Турция, Великобритания.

Структура и институты ОБСЕ

Политическое руководство организацией осуществляется главами государств и правительств в ходе встреч на высшем уровне. Саммиты не являются регулярными или по расписанию, а проводятся по мере необходимости. Последний саммит состоялся в Астане (Казахстан) 1 и 2 декабря 2010 года. Принятия решений на высшем уровне осуществляется Советом министров, который собирается в конце каждого года. На уровне послов Постоянный совет созывается еженедельно в Вене и выступает в качестве органа для регулярного ведения переговоров и принятия решений. Пост Действующего председателя закрепляется за министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в организации. Председателем Постоянного совета является посол в Австрии государства-участника, председательствующего в организации. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года Действующим председателем является вице-премьер и министр иностранных дел и торговли Ирландии Имон Гилмор, который сменил министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса.

В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене, Австрия. Нынешний Генеральный секретарь Ламберто Заньер из Италии, который принял данный пост от Марка Перрена де Бришамбо из Франции. Кроме того, организация имеет офисы в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

В различных институтах ОБСЕ работает около 440 человек. Всего штат организации насчитывает около 750 международных и 2370 национальных сотрудников.

Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принимает решения по таким вопросам, как политика и безопасность, экономика и защита окружающей среды, а также демократия и права человека. Представляя собой коллективное мнение парламентариев ОБСЕ, эти резолюции и рекомендации предназначены для того, чтобы все государства-участники выполняли свои обязательства в рамках ОБСЕ. Парламентская ассамблея также участвует в парламентской дипломатии и имеет обширную программу по наблюдению за выборами.

Смотрите так же:  Материнский капитал как посчитать сколько осталось

Старейшим институтом ОБСЕ является Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое было создано в 1991 году после решения, принятого в 1990 году на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве, Польша, и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти. БДИПЧ осуществляло наблюдение за более чем 150 выборами и референдумами с 1995 года при помощи 35 тысяч наблюдателей. Дважды Бюро работало за пределами своих полномочий, отправив команду, которая предложила техническую поддержку 9 октября 2004 года президентских выборов в Афганистане, партнере ОБСЕ по сотрудничеству, и команду поддержки выборов для оказания помощи на парламентских выборах и выборах в советы провинций 18 сентября 2005 года.

Канцелярия Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, созданная в декабре 1997 года, действует в качестве стражника, готового обеспечить раннее предупреждение нарушений свободы слова в государствах-участниках ОБСЕ. Представитель также оказывает государствам-участникам помощь в продвижении и стимулировании полного соблюдения норм, принципов и обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации.

Председательство в ОБСЕ

Обязанности Действующего председателя (ДП), включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением.

Председательство передается один раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку. Происхождение учреждения лежит в Парижской хартии для новой Европы (1990), а Хельсинкский документ 1992 года официально и организационно оформил эту функцию.

В 2012 году Тройка состояла из текущего ДП, вице-премьера и министра иностранных дел и торговли Ирландии, Имон Гилмор , бывшего ДП, министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса и следующего ДП, министра иностранных дел Украины Константина Грищенко.

Военно-политическая сфера деятельности ОБСЕ

ОБСЕ применяет комплексный подход к безопасности в военно-политической сфере, который включает в себя ряд обязательств государств-участников и механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов. Организация также стремится к повышению военной безопасности путем содействия большей открытости, прозрачности и сотрудничеству.

Контроль над вооружениями. Конец холодной войны привел к огромным излишкам доступного оружия, что стало причиной возникновения международного серого рынка оружия. ОБСЕ помогает остановить — часто незаконное — распространение такого оружия и предлагает помощь в его уничтожении. ОБСЕ проводит ежегодный обмен информацией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе. ОБСЕ также реализованы два дополнительных способа обмена информацией в рамках Венского документа и Глобального обмена военной информацией. Консультативная комиссия по открытому небу, исполнительный орган по Договору по открытому небу, проводит ежемесячные заседания в штаб-квартире в Вене.

Управление границами. Действия, предпринимаемые ОБСЕ в рамках пограничного мониторинга для предотвращения конфликтов и постконфликтного урегулирования, наращивания потенциала и институциональной поддержки.

Борьба с терроризмом. Обладая опытом в области предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и раннего предупреждения, ОБСЕ вносит свой вклад в глобальные усилия по борьбе с терроризмом.

Предотвращение конфликтов. ОБСЕ работает для предотвращения возникновения конфликтов и содействует политическому урегулированию существующих конфликтов. Она также помогает проводить процесс реабилитации в постконфликтных районах. Военная реформа. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности обеспечивает основу для политического диалога по военной реформе, а практические мероприятия проводятся на местах, в том числе Центром по предотвращению конфликтов.

Полицейские операции. Полицейские операции в рамках ОБСЕ являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтного восстановления.

Экономическая и экологическая сфера деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Деятельность в области экономики и экологии включает мониторинг событий, связанных с экономической и экологической безопасностью в государствах-участниках ОБСЕ с целью предупреждения любой угрозы конфликта, содействия государствам в создании экономической и экологической политики, законодательства и институтов для содействия безопасности в регионе ОБСЕ. Экономическая деятельность. Среди экономической деятельности ОБСЕ можно выделить действия, связанные с управлением миграцией, транспортной и энергетической безопасностью. В основном, деятельность осуществляется в сотрудничестве с организациями-партнерами.

Экологическая деятельность. ОБСЕ разработала целый ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, направленных на решение проблем экологической безопасности в государствах-участниках. Среди мероприятий, имеются проекты в области утилизации опасных отходов, управление водными ресурсами и доступ к информации в рамках Орхусской конвенции.

Деятельность ОБСЕ в области соблюдения прав человека

Обязательства, принятые государствами-участниками ОБСЕ в области соблюдения прав человека направлены на обеспечение полного уважения прав человека и основных свобод; соблюдение верховенства закона; проведение в жизнь принципов демократии путем создания, укрепления и защиты демократических институтов, а также содействия терпимости во всем регионе ОБСЕ.

Борьба с торговлей людьми. С 2003 года ОБСЕ был установленный механизм для борьбы с торговлей людьми, который определен в статье 3 Палермского Протокола и направлен на привлечение внимания общественности к этой проблеме и создание политической воли в государствах-участниках для эффективной борьбы с данным явлением.

Действия ОБСЕ против торговли людьми координируются Управлением Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми.

Деятельность по борьбе с торговлей людьми в регионе ОБСЕ Управления Специального представителя включает:

  1. Сотрудничество с правительствами государств-участников, помощь им в принятии на себя обязанностей и действиях по пресечению торговли людьми;
  2. Предоставление правительствам решений и пособий для принятия решений и предложений по руководству управлением в борьбе с торговлей людьми, с целью достижения решений, адаптированных к потребностям отдельных стран и в соответствии с международными стандартами;
  3. Оказание помощи правительствам в разработке национальных структур по борьбе с торговлей людьми, необходимых для эффективного внутреннего и транснационального сотрудничества;
  4. Повышение осведомленности о проблеме и помощь в понимании сложности проблемы и необходимости всесторонних решений;
  5. Внимание всем аспектам торговли людьми, а именно торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, торговли людьми в целях принудительного и кабального труда, в том числе в качестве домашней прислуги, торговли для принудительных браков, торговли человеческими органами и торговли детьми;
  6. Обеспечение эффективного взаимодействия всех агентов и организаций, участвующих в борьбе с торговлей людьми, начиная от государственных органов, сотрудников правоохранительных органов и международных организаций, как учреждений, оказывающих поддержку более глубокому знанию и ноу-хау;
  7. Обеспечение максимально возможного освещения борьбы ОБСЕ с торговлей людьми, чтобы сосредоточить внимание людей на этом вопросе.

Демократизация. ОБСЕ способствует продвижению демократии и оказывает государствам-участникам помощь в построении демократических институтов. На практике, однако, некоторые государства имеют больше власти в принятии решений, чем другие.

Образование. Образовательные программы являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтному восстановлению.

Выборы. В рамках своей деятельности по демократизации, ОБСЕ осуществляет проекты помощи в проведении выборов в преддверии, во время и после выборов. Однако эффективность такой помощи является спорной. Казахстан, например, несмотря на членство и даже председательство в ОБСЕ, по мнению многих, является одной из наименее демократических стран в мире. Более того, недавние демократические успехи, достигнутые в других центрально-азиатских республиках, в частности в Кыргызстане, привели к слухам о нарушениях в советском стиле киргизского демократического процесса Казахстаном и Россией. Это может быть в значительной степени обусловлено опасениями по поводу долгосрочной стабильности собственных квази-диктатур в этих странах.

Гендерное равенство. Равенство мужчин и женщин является неотъемлемой частью устойчивой демократии. ОБСЕ призвана обеспечить равные возможности для мужчин и женщин и интегрировать гендерное равенство в политике и практике.

Права человека. Деятельность ОБСЕ в области прав человека сосредотачивается на таких приоритетных направлениях, как свобода передвижения и религии, предотвращение пыток и торговли людьми.

Национальные и международные неправительственные организации (НПО). ОБСЕ может предоставить консультативный статус НПО и МНПО в виде Программы «Исследователь в резиденции» (запущена Пражским отделением Секретариата ОБСЕ): аккредитованные представители национальных и международных неправительственных организаций получают доступ ко всем документам и к многочисленным актуальным сборникам, связанным с деятельностью ОБСЕ на местах.

Свобода СМИ. ОБСЕ осуществляет мониторинг средств массовой информации в своих государствах-участниках с целью принятия решений и обеспечения раннего предупреждения о нарушениях свободы выражения.

Права меньшинств. Этнический конфликт является одним из основных источников широкомасштабного насилия в Европе в настоящее время. Подход ОБСЕ заключается в выявлении и поиске скорейшего разрешения этнической напряженности и установлении стандартов для прав людей, принадлежащих к группам меньшинств.

Другие публикации:

  • Приказ по списанию наркотиков Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 18 февраля 2005 г. N 19 г. Москва "Об утверждении Порядка выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии" Зарегистрирован в […]
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г n 5-фз Федеральный закон «О ветеранах» РФ 2019 года (N 5-ФЗ (редакция 2018-2019)) Федеральный закон «О ветеранах» - N 5-ФЗ - утверждает такие категории ветеранов, как ветераны боевых действий на территории СССР, ветераны ВОВ, ветераны труда, ветераны боевых […]
  • Приказ 781 о трудовых пенсиях ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 октября 2002 г. N 781 О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 […]
  • Льготы для сми по страховым взносам ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. Черкесск, 30 ноября 2010 года. На днях Госдумой в третьем чтении был принят правительственный закон о льготах по […]
  • Отказывают страховать осаго Что делать, если отказали в оформлении полиса ОСАГО? Отказали в оформлении полиса ОСАГО ? Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия […]
  • Статья налог на усн Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (ст.ст. 346.11 - 346.25.1) Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ раздел VIII.1 части второй настоящего Кодекса дополнен главой 26.2, вступающей в силу с 1 января 2003 г. Глава […]

Вам также может понравиться