Нужен ли договор по 44-фз

Содержание:

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

Положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей порядок участия субъектов малого предпринимательства в закупках, не распространяются на:

  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов;
  • закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • закупки работ в области использования атомной энергии.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ «УДМСиТ»; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК «Спортцентр инвалидов»; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Важно, что совокупный годовой объем «малых» закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, участником закупки может быть в том числе и физическое лицо. Закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами на оказание услуг, прямо в Законе № 44-ФЗ не поименованных (в том числе охранных услуг), поэтому привлечение специализированной организации не является обязательным.

Наша организация хочет провести запрос котировок на услуги интернет-связи. В нашем районе работают только два поставщика, которые оказывают такие услуги. Как мы понимаем, для обоснования цены нам необходимо проанализировать условия предоставления услуг как минимум трех поставщиков (п. 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567). Как нам правильно поступить в такой ситуации?

Пользователь под ником солнышко м.

Действительно, указанный документ рекомендует при расчете начальной (максимальной) цены методом анализа рынка использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками. Однако Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации) применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций). Если особенности рынка позволяют использовать для обоснования начальной (максимальной) цены контракта цены только двух поставщиков, в качестве дополнительного обоснования цены Вы можете использовать результаты анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг. Критерии определения товаров как идентичных или однородных содержатся в п. 3.5, п. 3.6 Методических рекомендаций. Кроме того, можно:

  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации на Портале госзакупок (п. 3.7.2 Методических рекомендаций);
  • использовать ценовую информацию в реестре контрактов, заключенных заказчиками (по контрактам, которые исполнены и по которым не взимались пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта) (п. 3.7.3 Методических рекомендаций). Эти сведения можно получить на Портале госзакупок;
  • учитывать данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4 Методических рекомендаций) или данные, содержащиеся в официальных источниках информации (п. 3.7.4.5 Методических рекомендаций);
  • применять информацию информационно-ценовых агентств (при этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен) (п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций).

Обращаем Ваше внимание на то, что тарифный метод в Вашем случае использован быть не может – он применяется только тогда, когда цены закупаемых товаров, работ или услуг подлежат государственному регулированию (п. 5.1 Методических рекомендаций), а цены на услуги сотовой связи государством не тарифицируются.

В связи с проведением соревнований нашим работникам часто приходится выезжать в командировки. Каким образом оформляются командировки по Закону № 44-ФЗ?

МБОУ ДОД «ДЮСШ «Центр игровых видов спорта» г. Ачинск Красноярского края,
Дмитрий Карпов, Денис Набиулин

При направлении сотрудника в командировку с предварительной оплатой всех расходов организацией-работодателем заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания является обязательным. Однако в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такая закупка может осуществляться у единственного поставщика, без использования конкурсных процедур. Таким образом, Вы обязаны произвести закупку на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку (заключить договоры с транспортной компанией, гостиницей и т.д.), однако закупка необязательно должна носить конкурентный характер.

Если же работник самостоятельно покупает билеты и оплачивает гостиницу, а организация впоследствии возмещает ему эти расходы, то требования Закона № 44-ФЗ в этой ситуации не применяются – компенсация расходов работника осуществляется на основании положений трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по каждому контракту нужно проводить экспертизу с привлечением экспертов либо самостоятельно. Нужна ли экспертиза по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Контракты, заключенные в 2013 году, исполняются в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный закон не содержит требования о проведении экспертизы исполнения контракта, а следовательно, по результатам исполнения контрактов, заключенных в 2013 году на 2014 год, экспертиза не проводится.

Нужна ли экспертиза при исполнении контракта с единственным поставщиком?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным.

Смотрите так же:  Налог на авто для детей

К ним относятся, например: осуществление закупки у субъекта естественной монополии, осуществление «малой» закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., осуществление закупки на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д.

В то же время, это не освобождает Вас от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта – но уже своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленное и подписанное уполномоченным работником заказчика.

Также для проведения экспертизы исполнения контракта Ваша организация может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

По смыслу ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза проводится за счет заказчика, поскольку именно на него возложена эта обязанность. Особенности порядка заключения контракта с экспертом Законом № 44-ФЗ не установлены, поэтому контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ – то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Таким образом, включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.

Каким образом учитывать требования Закона № 44-ФЗ при проведении аварийных работ, не вошедших в план-график (прорвало трубу, засорилась канализация и т.д.)?

Рустам Камилович Сабиров

Согласно положениям п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. При этом для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в этом случае заказчик обязан уведомить ФАС России о произведенной закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Могут ли изменения в план-график, размещенный на Портале госзакупок, оформляться распоряжением директора?

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки «утверждается заказчиком» и «утверждается и размещается заказчиком в информационной системе» (например, ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа Формы плана-графика, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Поскольку поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Бюджетное учреждение планирует заключение контракта на оказание услуг по обслуживанию ранее зарегистрированного одного доменного имени. Бюджетному учреждению как заказчику необходимо заключить контракт в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в частности, включение обязательных условий в контракт, предусмотренных ст. 34, 94 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исполнитель услуг в свою очередь предлагает к подписанию договор с предварительной оплатой услуги, что будет являться согласно тексту договора акцептом настоящей оферты. Договор не содержит условий, соответствующих требованию Закона N 44-ФЗ. Исполнитель ссылается на ст. 428 ГК РФ — договор является договором присоединения, условия которого определены одной из сторон (исполнителем) в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной (заказчиком) не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Никакие правки в текст договора не вносятся. В какой форме заключить контракт заказчику? Как обосновать начальную минимальную цену контракта? Какая сумма штрафа грозит заказчику за заключение контракта в нарушение требований Закона N 44-ФЗ при условии, что исполнитель отказывается от подписания протокола разногласий?

Исчерпывающий перечень отношений, к которым Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не применяется, приведен в ч. 2 ст. 1 этого закона. Упомянутые в вопросе отношения в этот перечень не включены. Не содержит Закон N 44-ФЗ и положений, которые позволяли бы заказчикам осуществлять закупки без соблюдения этого закона при заключении договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Поэтому в приведенной ситуации заказчик обязан осуществить закупку с соблюдением правил, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (или, если имеется такая возможность, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, большинство пунктов которой требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). И лишь п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает закупку у единственного контрагента в зависимости только от суммы закупки (при соблюдении ограничений, предусмотренных этими пунктами).
Заключение указанного в вопросе договора не выделено положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве отдельного основания для закупки у единственного контрагента. Следовательно, заключить указанный в вопросе договор без проведения конкурентных процедур заказчик может лишь на основании пунктов 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В ином случае для осуществления закупки необходимо проведение одной из конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что означает, в частности, необходимость включения в контракт, заключаемый по результатам проведения соответствующей процедуры, ряда обязательных условий (смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ).
Если же цена, по которой планируется заключить договор, не превышает 100 000 рублей и соблюдаются прочие условия, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка указанных в вопросе услуг возможна на основании указанной нормы. В этом случае заказчик, во-первых, не обязан обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, цену и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)*(1). Во-вторых, контракт по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен в любой форме, а требования, предусмотренные ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, к таким контрактам заказчиком могут не применяться (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, указанный в вопросе договор может быть заключен заказчиком путем принятия условий, изложенных контрагентом в стандартных формах, в соответствии со ст. 428 ГК РФ. Само по себе это не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения заказчика и его должностных лиц к ответственности. В заключение отметим, что на практике аналогичные договоры заключаются заказчиками, как правило, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите результаты поиска в ЕИС по ссылке: http://zakupki.gov.ru/).

Смотрите так же:  Цель прокурора в уголовном судопроизводстве

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее, например, в материале: Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ.

Право на заключение договора цессии при поставке по 44-ФЗ

Здравствуйте. У Заказчика был заключен договор по п.4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на поставку горюче-смазочных материалов с Поставщиком 1. У Поставщика 1 налоговая арестовала счета и Поставщик 1 заключил договор по уступке прав (цессии) с Поставщиком 2 о том, что Заказчик должен оплатить долг по обязательствам Поставщику 2. После оплатыПоставщик 2 больше не будет оказывать услуги Заказчику по данному договору и Заказчику нужно будет его расторгнуть. Является ли данный договор цессии основанием для внесения измененийв бюджетное обязательство по смене поставщика или должен быть предоставлен какой-либо другой документ- основание для внесения изменений? Или внесение изменение в бюджетное обязательство не допустимо? Возможно ли такое изменение договора по 44-ФЗ? При передаче прав Поставщику 2 расторжение договора будет тоже с ним?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 685 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

пунктом 7 ст. 448 ГК РФ установлено, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Минфин России, рассматривая вопрос о допустимости цессии по государственным (муниципальным) контрактам, в Письмах от 28.09.2017 N 24-03-07/63453, от 05.09.2017 N 24-05-09/57010 указывает на то, что оплата поставленного товара (выполненных работ, услуг) по государственному (муниципальному) контракту цессионарию несовместима с нормами бюджетного законодательства. В частности, бюджетным законодательством не предусмотрены правила, регламентирующие возможность уступки прав требований по расходным обязательствам публично-правового образования, а также порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов.
Оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в таком контракте.
Кроме того, отдельные процедуры определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) проводятся среди ограниченного круга участников закупки и их проведение рассматривается как мера государственной поддержки указанных участников. В этой связи контролирующий орган делает вывод, что требования об оплате по государственным (муниципальным) контрактам являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника (Письмо Минфина России от 05.09.2017 N 24-05-09/57010).
В Письме Минфина России от 21.07.2017 N 09-04-04/46799 указано, что из содержания положений ст. ст. 24 и 103 Закона N 44-ФЗ, ст. 38, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ следует, что личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика.
Данная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 310-ЭС16-7341. Согласно указанному Определению при отсутствии согласия должника на уступку права требования по муниципальному контракту договор цессии в части уступки права требования по такому контракту противоречит нормам ГК РФ, БК РФ и является недействительной (ничтожной) сделкой.
Таким образом, любая переуступка права требования по государственным контрактам, по мнению Минфина России, в настоящее время противоречит бюджетному законодательству РФ и создает определенные риски для бюджетной системы.
Однако суды, толкуя ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, делают вывод, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения исполнителем основного обязательства, являющегося предметом контракта, для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг и не препятствует совершению уступки прав (требований) из контракта по оплате. При этом, если в контракте имеется условие об обязанности поставщика (исполнителя, подрядчика) получать согласие заказчика на проведение таких сделок, уступка законна только при наличии согласия.
Так, например, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 по делу N А33-12051/2015 суд относительно спорного вопроса пришел к следующему выводу: довод ответчика о том, что уступка требований, вытекающих из муниципального контракта, не допускается законом, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрен запрет заключения подрядчиком договора уступки права требования оплаты выполненных по контракту работ. Вместе с тем перемена подрядчика, которая не допускается в силу положений ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в данном случае не имела места.
Аналогичный вывод содержится также в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2016 N Ф05-13058/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 04.05.2016 N Ф09-3069/16.
По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 20.04.2017 по делу N 307-ЭС16-19959, А26-10174/2015, Определение от 21.11.2016 N 309-ЭС16-11778 по делу N А34-4163/2015), закон позволяет уступать (передавать) права требования по государственному (муниципальному) контракту третьим лицам после выполнения работ или расторжения контракта. Не допускается передача прав до исполнения подрядчиком обязанностей, предусмотренных контрактом. Соответственно, если судом будет установлено, что соглашение об уступке заключено до того, как были выполнены работы, в удовлетворении требований цессионарию будет отказано.

Консультация юриста бесплатно

Похожие вопросы

Как применить положения части 18 ст 34 ФЗ от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ, при регистрации контракта в ЕАИСТ?

Какой способ закупки следует применять для заключения договора аренды по 44-ФЗ?

Заключение договора на поставку тепла в нежилом помещении

Договор аренды по 44 фз

Вправе ли заказчик уклониться от заключения договора на поставку товара?

Возможно ли заключение договора по 44 ФЗ с монополистами?

Можно ли заключить договор по 1 пункту ст 93 44ФЗ услуги связи с ПАО Ростелеком.

Требует вопрос подлиннее, если я изложила все кратко, о мне не ответят

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 685 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Здравствуйте, Наталья. Да, согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключение договора на оказание услуг связи с монополистом возможно. Этот специально для этого и предназначен.

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария;

Вместе с тем, далеко не все услуги связи относятся к сфере деятельности субъектом естественных монополий. Например, международная связь к этой деятельности не относится.

Можно ли по 44 ФЗ оплату производить по счету без договора?

Можно ли по 44ФЗ оплату производить по счету без договора, т.е. счет+договор, на какой документ можно сослаться

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 685 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Ниже приведены ссылки. Если под указанные пункты попадаете, то можете использовать договор-счёт.

base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=О%20контрактной%20системе&SRD=true&req=home#doc/LAW/194984/4294967295/0
Из ст. 34 закона 44-фз
15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексомРоссийской Федерации для совершения сделок. Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Из Гражданского кодекса РФ
Статья 434. Форма договора

1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

Пример такого договор-счета. В этом образце обратите внимания на пункт 5. Советую в свои документы такой пункт вставлять. Во многих образцах договор-счета такой пункт отсутствует, а он как раз обосновывает, почему вы так оформляете.

Консультация юриста бесплатно

Добрый день! Нельзя!
44-ФЗ предусматривает обязательные условия контракта(договора) по 44-ФЗ, которые применяются в том числе и к договорам до 100 т.р.:

Статья 34. Контракт
2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Не соблюдение влечёт нарушение 44-ФЗ.

Похожие вопросы

Можно ли по 44-ФЗ оплату коммунальных услуг производить по счету, без заключения гос контракта?

Можно ли по 44 ФЗ заключать договор, действующий в 2017-2018 годах?

Необходимо ли руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ при заключении Агентского договора, если госучреждение — Агент

Предусматривает ли 44-ФЗ обязанность заключать договор с производителем?

Можно ли в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор аренды помещения? И нужно ли обращаться в суд, если арендатор не подписывает акт возврата помещения?

Нужен ли конкурс на заключение агентского договора?

Нашему медицинскому учреждению (правовая форма — ФГБУ) необходимо заключить договор с компанией, которая будет заниматься привлечением для нас пациентов для лечения в клинике. Мы заинтересованы в клиентах — как получающих платное лечение, так и проходящих лечение на бюджетной основе. Мы готовы выплачивать агентское вознаграждение за подобную работу (процент от стоимости лечения пациента в клинике).

1. нужно ли нам проводить конкурс на право заключения такого договора (в данном случае ни оплачиваемая с пациента сумма, ни общее количество переводимых агенту средств вычислены быть не могут — все это будет зависеть от качества работы агена)?

2. можем ли мы заключать договор с учреждениями любой формы собственности (ИП, ООО)?

Буду очень благодарен за ссылки на нормативные документы, если таковые будут иметься.

Ответы юристов (7)

Илья, добрый день. В соответствии с требованиями Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» ст. 15 Вы как и любые другие гос. Заказчики обязаны осуществлять закупки путем проведения тендеров/аукционов/конкурсов. Также у Вас должно быть Положение о закупках Вашей организации в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Но там обычно дублируются положения 223 и 44 ФЗ, поэтому необходимо руководствоваться данными нормами.

Здесь необходимо грамотно составить ТЗ, чтобы избежать проблем и с проверяющими, и с недобросовестными контрагентами. Можно не привязывать цену договора/контракта напрямую к количеству привлеченных клиентов, можно взять другие величины для расчета цены контракта, например, общая стоимость оказания подобных услуг на рынке за один месяц. Еще лучше, если Вам позволяет лимит, заключить договор с единственным участником до 100 тыс. и таких например 4 — раз в квартал. В договор внести возможность изменения его цены по соглашению сторон, а также расторжение по соглашению сторон. Заключается договор без разницы с кем: ИП, ООО, ОАО.

Смотрите так же:  Требования к антитеррористической безопасности объектов

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст.15 44-ФЗ 1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно ст.9.2 ФЗ о некоммерческих организациях 1.Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

То есть, средства из бюджета должны тратиться в соответствии с 44-ФЗ то есть, после проведения торгов.

Без проведения торгов можно заключать договоры, которые по сумме не превышают 100 тыр.

Согласно ст.93 44-ФЗ 1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

То есть, вы можете заключить разовые договоры на сумму 100 тыр, но не более, чем 2 млн за год.

В соответствии с ФЗ-44, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в части, касающейся:

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе
приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального
образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт);

Агентский договор — именно гражданско-правовой договор, предметом которого напрямую в ГК РФ оказание услуги не указано:

1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Однако проверяющие органы придерживаются позиции, что предметом агентского договора в данном случае является именно оказание услуги. Следовательно, положения 44-ФЗ на него распространяются (случаи, при которых можно обойтись без торгов, коллеги указали выше, повторять не буду).

В то же время, обратите внимание на положения ст. 15 ФЗ-44:

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2
Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала
года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных
Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными
юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках
предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Следовательно, уплачивать процент агенту за привлечение клиента из средств на ОМС нельзя (иными словами — в тариф на ОМС процент на услугу агента заложить не получится).

Уточнение клиента

Попробую уточнить понятое мною.

1. С учетом того, что мы можем проводить закупки «за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности» можно сделать вывод, что мы можем оплачивать агентские услуги за счет коммерческой деятельности. При этом в законе не указано, что мы не можем выплачивать агентское вознаграждение за тех пациентов, которые обратились для лечения по обязательному медицинскому страхованию или по другому бюджетному виду финансирования — там указано лишь, что мы не можем тратить на это средства, полученные в рамках ОМС. Таким образом, если мы тратим внебюджетные средства — мы можем их тратить. Правильно ли я понимаю?

2. Однозначно ясно, что закупка должна проводиться по ФЗ 44, т.е. через торги. Непонятно, без конкурса, по разовому договору мы можем тратить на услуги агента 100 тысяч в квартал (т.е. 400000 в год), как указано в первом ответе, или все же до 2000000 в год?

3. Если мы пойдем путем объявления котировки, какой лимит в данном случае может быть потрачен?

4. И все же, если это возможно — может кто-либо посоветовать, как может быть сформулирован предмет закупки в конкурсной документации? Оказание агентских услуг по привлечению пациентов для оказания медицинской помощи в учреждении Заказчика с выплатой . % от общей стоимости лечения, но не более . рублей в год? Или есть может быть какой-либо более «красивый» путь формулирования закупки? Мне непонятно, как проводить торги в таком случае, как выбирать победителя.

12 Января 2015, 17:16

1. нужно ли нам проводить конкурс на право заключения такого договора (в данном случае ни оплачиваемая с пациента сумма, ни общее количество переводимых агенту средств вычислены быть не могут — все это будет зависеть от качества работы агена)?

если сумма договора будет менее 100000 рублей то проведение конкурса вам не надо, при этом вознаграждение вы сможете выплачивать только за тех клиентов которые обратятся к вам за платными услугами

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

2. можем ли мы заключать договор с учреждениями любой формы собственности (ИП, ООО)?

Организационно-правовая форма Вашего контрагента роли не играет

Другие публикации:

  • 110 приказ финмониторинга Проект Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "О внесении изменений в приказ Росфинмониторинга № 110" (подготовлен Росфинмониторингом 26.09.2017) Досье на проект В целях реализации положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О […]
  • Закон 44 фз от 05042019 с последними изменениями Научным организациям разрешили совершать закупки до 400 тыс. руб. по Закону № 44-ФЗ у единственного поставщика В число заказчиков, перечисленных в Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг […]
  • Федеральный закон 283 от 30122012 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Приказ 1033 Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 861 "О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 17 августа 2016 года N 1033 "Об утверждении требований к отдельным […]
  • Федеральный закон 167-фз от 22072010 Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 июля 2010 […]
  • Федеральный закон 11 глав Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, […]

Вам также может понравиться