Нестраховой случай при осаго

Содержание:

Нестраховой случай: ВС рассказал, когда на ОСАГО можно не рассчитывать

Положена ли выплата по договору ОСАГО в случае, когда водитель использовал автомобиль в коммерческих целях – перевозил пассажиров или грузы? В вопросе разбирались три инстанции. Две из них решили, что деньги владельцу автомобиля надо выплатить. Однако Верховный суд отказал в компенсации по ОСАГО и обосновал, почему.

Антон Кандауров* застраховал свой автомобиль «Форд Транзит» по рискам «Ущерб» и «Хищение» в ООО «Зетта Страхование». Ближе к концу срока страховки «Форд», за рулем которого находился другой человек – Леонид Скрипкин*, попал в ДТП. Виновным признали второго участника аварии, и владелец «Форда» обратился за страховым возмещением. Согласно отчету оценщиков, стоимость восстановительного ремонта машины без учета износа составила 790 486 руб. Но в страховой Кандауров получил отказ. Страхователь осуществлял коммерческую деятельность – перевозил пассажиров, а со страховщиком этого не согласовал, значит, права на возмещение он не имеет, заявили в компании и не выплатили компенсацию.

Кандауров пошел в суд, и решением Октябрьского районного суда г. Иваново в его пользу взыскали страховое возмещение по договору ОСАГО в размере 137 400 руб. С учетом произведенной ранее ПАО «Росгосстрах» выплаты в размере 262 600 руб. ему было возмещено в общей сложности 400 000 руб. Решение устояло и в апелляции – Ивановском областном суде. Суды заключили, что случай страховой, а использование имущества в коммерческих целях без уведомления не освобождает страховщика от выплаты.

Но Верховный суд, куда направил кассационную жалобу страховщик, пришел к другим выводам. Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова обратила внимание на то, что стороны вправе самостоятельно определять условия договора, и в страховом договоре Кандаурова были перечислены случаи, которые не будут являться страховыми. В их числе было и использование автомобиля в коммерческих целях без согласования со страховщиком. При этом полис предполагал использование автомобиля в личных целях, и о других обстоятельствах Кандауров в страховую не сообщал, указал ВС в определении по делу. Соответственно, изменения в договор страхования не вносились.

За внесение изменений в договор страхования в данном случае ответственен именно страхователь – владелец машины, подчеркнул Верховный суд.

Однако Кандауров компании ничего не сообщил, договор изменен не был, а, значит, случай с автомобилем нельзя считать страховым, и выплата автомобилисту действительно не полагается.

Коллегия ВС отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело пока не рассмотрено).

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

Страховые случаи ОСАГО: суров закон, да никуда от него не уедешь

Строго говоря, основные страховые случаи ОСАГО в своей материальной основе приведены в соответствующем законодательном акте, а именно в федеральном законе, изданном в апреле 2002 года за номером 40-ФЗ с последующими изменениями, последние из которых наступили в середине лета 2011 года.

Федеральный Закон выступает в защиту права на то, чтобы потерпевшие во время использования различных транспортных средств могли рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного их жизни, здоровью либо же имуществу.

Прямо в преамбуле данного закона указано, что данный вид страхования является обязательным. Огульно говоря, этот закон регулирует все основные действия правового, экономического и организационного характера, которые связаны с данным видом страховой деятельности.

Все авто-владельцы так или иначе сталкиваются с нестандартными ситуациями на дороге. Это не всегда дорожно-транспортные происшествия, но предпосылки могут быть созданы именно такими ситуациями.

Все владельцы транспортных средств знают, что ОСАГО является непременным условием для пользования своим авто, но что оно может дать, не всегда понятно.

Чтобы определить, в чью пользу решится вопрос, проще – кто будет платить: страховая компания или же ответственность будет нести сам авто-владелец, необходимо немного ознакомиться с законодательной базой, а именно – вышеупомянутым федеральным законом.

Начать следует с самого простого – что будет являться использованием транспортного средства? В первой статье с основными положениями сказано, что использованием считается эксплуатация автомобиля в пределах дорог и прилегающих к ним территориям, предназначенным для дорожного движения.

При этом эксплуатация автомобиля либо любого другого транспортного средства или оборудования на нем закрепленного должно быть связано именно с дорожным движением.

Т.е. на пример, если чей-то автомобиль будет мирно себе стоять во дворе на парковке и на него наедет экскаватор, проезжающий мимо, то да – действие «экскаватора» будет признано использованием транспортного средства, а, следовательно, случай будет подпадать под категорию страхового.

Если же экскаватор, мирно проезжающий мимо чьего-то мирно стоящего автомобиля, решит вдруг остановиться с тем, чтобы выкопать яму под очередное деревце, сажаемое здесь вдоль дороги «зеленстроем», и совершенно случайно, копая данную яму, помнет мирно стоящий автомобиль до неузнаваемости, то данное происшествие не будет занесено в категорию страховых случаев, так как «действия» экскаватора не были непосредственно связаны с дорожным движением.

Правильно «выбранная» дорога

Какова бы не была дорога…

Как ни странно, но и место, где произошел момент Х, может определить, будет ли случай считаться страховым или нет. Т.е. вдруг кто-то решил проложить свой маршрут через кукурузное поле и ненароком не разминулся на таком поле с трактором, который там опылял кукурузу пестицидами. Поскольку кукурузное поле не подпадает под категорию дороги и других, специально предназначенных для движения территорий, то такой случай не будет страховым.

Менее дикий, но зато вполне реально случившийся пример. Огромный грузовой ЗИЛ переехал маленький форд. Однако все произошло на территории садового товарищества, т.е. на дачном участке – читай, территории, не предназначенной для дорожного движения, и в результате случай не был признан хоть сколько-нибудь страховым, страховая компания открестилась от каких-либо выплат.

Официально и при людях

Все возможные и невозможные модернизации или переделки любимого авто должны быть официально зарегистрированы. Увы, только при таком раскладе в результате момента Х можно будет рассчитывать на признание случая, подпадающего под страховку.

Т.е. не стоит относиться к ОСАГО как к эдакому налогу-побору на саму возможность использовать свое любимое транспортное средство, а любое неофициальное внесение изменений в конструкцию транспортного средства лучше бы регистрировать и брать в таком случае расширенную страховку.

Если один гонщик догонит другого у светофора на перекрестке, помяв себе перед, а ему соответственно – зад, то да, при прочих неизменных условиях – случай страховой.

Но вот, например, у догнавшего гонщика передний бампер выполнен в виде новой ультрамодной конструкции (непонятной и опасной для других участников дорожного движения), да при этом сие произведение тюнингового искусства не зарегистрировано.

В данном случае есть опасность признания использования данного транспортного средства в процессе дорожного движения незаконным, а случай – не страховым.

Мораль – любое изменение в конструкцию своего «коня» должно быть зарегистрировано, страховка соответственно – расширенная. И это касается не только кузова, но и «начинки» автомобиля.

То есть если кто-то решил переоборудовать свой пепелац новой более мощной гравицапой, или любой другой экипировкой, которая может увеличить степень риска возникновения момента Х, а регистрацию решил оставить «на потом» и страховку не расширил, то данный субъект может быть опечален известием о том, что ОСАГО не действует. И это будет вполне законно.

Внутри и снаружи

Следите за дверью!

Весьма распространенным и при этом весьма спорным случаем является ситуация с открытой автомобильной дверью. Рассматривать ее можно по-разному, отсюда собственно и ее спорность.

Водитель автомобиля А остановил свою автомашину и открыл водительскую дверь, при этом не обеспечив должную безопасность движения, и тем самым нарушил правила ПДД. Если водитель открыл дверь, при этом автомобиль стоит, то движения нет, кроме ситуации, когда водитель открывает дверь, чтобы видеть условия и направление движения при передвижении автомобиля задним ходом.

Эксперты страховых компаний часто апеллируют к тому, что авто стоит, а следовательно – не используется. Однако данное субъективное мнение можно оспорить в суде. Дело в том, что судебная практика показывает следующее.

Не все судьи соглашаются с мнением страховщиков. Одни считают открывающуюся (закрывающуюся) дверь частью процесса перемещения в транспортном средстве, и принимают как атрибут, приписываемый дорожному движению, что неразрывно связано с использованием данного транспортного средства.

Еще многие судьи склонны оценивать ситуацию таким образом: дверь автомобиля фактически является его неотделимой составной частью. Формально, если она находилась в движении, то и все транспортное средство в целом, как сложный предмет, тоже находилось в движении, а значит, использовалось.

Вывод – случай страховой.

Страховка такого не покроет…

Согласно все тому же федеральному закону, страховыми случаями не признаются следующие вещи:

  1. Нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства, иного, нежели то, которое было указано в данном договоре ОСАГО. Т.е., страхованию подлежит не владелец, а сам автомобиль.
  2. Случаем, подлежащим страхованию, также не признается возникновение обязанности возмещения так называемой «упущенной выгоды», а также нанесение морального вреда. Увы, за собственный страх платить придется самостоятельно.
  3. Не будет считаться страховым случаем нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства во время проведения соревнований, а также при обучении управлению автомобилем в специально обозначенных для этого местах. Грубо говоря, нужно быть осторожным со всякого рода наклейками, рекламой на собственном авто, такое чудо могут признать гоночным автомобилем, например, и отказать в выплате по страховке.
  4. Если при перевозке груза, связанным с риском, который подлежит отдельному виду страхования, ему нанесен ущерб, страховка ОСАГО не признается.
  5. Не причисляется к страховым случаям загрязнение окружающей среды, наступившее в результате момента Х. За испорченные пролитым маслом ценные породы цветов в придорожной клумбе будет платить непосредственно сам виновник ДТП, а не страховая контора.
  6. Нанесение ущерба здоровью или жизни людям при исполнении ими своих трудовых обязанностей, опять же если это подпадает под отдельный вид страхования.
  7. Не подпадает под страховой случай умышленное или случайное причинение вреда автотранспортному средству непосредственно водителем. Тоже относится и к оборудованию, и к грузам.
  8. Причинение вреда работнику, что повлекло за собой возникновение обязанностей по возмещению убытков его работодателю, также не относится к страховому случаю.
  9. Не признаются страховыми те случаи, вред от которых был причинен в процессе погрузочно-разгрузочных работ.
  10. Если транспортное средство двигалось по внутренней территории учреждений, организаций, товариществ и пр., то возникший момент Х также не будет считаться за страховой случай.
  11. К таким случаям не относятся также повреждения различных культурно-исторических ценностей, в том числе зданий и сооружений, вред, причиненный уникальным предметам и предметам антиквариата, изделиям из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, уничтожение или повреждение наличных денег, банковских облигаций, либо же других ценных банковских бумаг, а также произведений искусства, литературы, науки или других объектов интеллектуальной авторской собственности, предметов религиозного культа и т.д. и т.п.
Смотрите так же:  Приказ отр

Порок всей эпохи

Следи за собой, будь осторожен!

На данный момент большинство страховых компаний прописывают в договоре, что откажут в выплате по страховым договорам не только в случае повреждения от ядерного взрыва или в результате гражданской войны, но и в более прозаических и частых случаях.

То есть, если виновник ДТП совершил его в состоянии, вызванным алкогольным или же какого-либо рода наркотическим опьянением, а также скрылся с места происшествия Х, либо же он не был вписан в страховой полис, никакого возмещения не последует.

Формально, это будет выглядеть как регрессивное взыскание возмещения, которое было выплачено пострадавшему, с человека, причинившего этот вред. То есть, это будет так называемый «регресс», но название суть дела не меняет…

Что такое страховой случай по ОСАГО

К сожалению, ситуации, когда на автомобиле есть повреждения, а страховщик отказывается выплачивать страховку, уверяя, что это не страховой случай, встречаются достаточно часто. И хотя такие неприятные моменты встречаются сплошь и рядом, не стоит сразу же верить на слово страховой компании, возможно, ее решение противоречит законодательству.

Что такое страховой случай

Чтобы дать определение страховому случаю, необходимо определиться с критериями, которые отображают страхование автогражданской ответственности:

  1. Объект страхования – это автогражданская ответственность виновного лица за причиненный пострадавшему материальный ущерб.
  2. Субъект страхования – движение транспортного средства по определенным дорогам и территориям.

Соответственно, страховой случая – это факт нанесения транспортным средством вреда другому имуществу. Жизни и здоровью потерпевшего в результате движения автомобиля виновника дорожно-транспортного происшествия по предусмотренным для такого движения дорогам.

При определении того, является ли произошедшее происшествие страховым случаем, страховщик должен учитывать несколько факторов:

  1. Застрахована ли автогражданская ответственность виновника ДТП (есть ли у него действующий полис ОСАГО).
  2. Осуществляло ли транспортное средство виновника ДТП движение во время столкновения.
  3. Есть ли ущерб, полученный в результате этого происшествия.

Соответственно, можно сделать вывод, что далеко не каждое происшествие, связанное с использованием транспортного средства, может считаться страховым случаем.

Сложности в определении страхового случая

Несмотря на тот факт, что определение страхового случая является базовым, его трактовку нельзя назвать четким. Зачастую, то или иное происшествие с автомобилем становится причиной для долгих судебных разбирательств со страховщиком, так как он категорически отказывается признавать случившееся страховым случаям и выплачивать возмещение на лечение или восстановление транспортного средства.

В соответствии с нормами законодательства, если сторонам не удается добиться согласия относительно того, является та или иная ситуация страховым случаем, они могут обратиться за урегулированием данного вопроса в суд. Причем, как утверждают юристы, из-за недостаточной практики по данному вопросу, многие судебные решения также не соответствуют истине.

Когда страховые компании не признают наступление страхового случая

Полный перечень ситуаций, которые не могут являться страховыми случаями, отражен в разделе втором Правил ОСАГО. В соответствии с нормами данного законодательного акта, существует несколько ситуаций, в которых страховщик имеет право отказать страхователю в выплате страхового возмещения, даже если имеются все частные признаки страхового случая. К таким ситуация относятся:

  1. Ущерб был причин по обстоятельствам непреодолимой силы. К примеру, это могут быть стихийные бедствие, а также некоторые несчастные случаи.
  2. Ущерб, полученный в результате радиационной опасности. В данную категорию входит не только заражение продуктами радиоактивного распада, но и весь сопутствующий ущерб (механические повреждения от взрывной волны, воспламенение).
    Соответственно, любой ущерб, полученный людьми и их техничкой в результате этой катастрофы, не оплачивается страховщиком.
  3. Ущерб, полученный имуществом и людьми во время военных действий. Сюда относятся любые конфликты, классифицируемые в качестве военных.
  4. Ущерб, полученный по умыслу потерпевшего.

В этих случаях невозможно получение страхового возмещения, как в случае с ОСАГО, так и с КАСКО.

Когда страховщики не признают страховой случай по ОСАГО

Этим же нормативно-правовым актом определен перечень ситуаций, в которых автомобилист не может рассчитывать на получение страховой выплаты только по полису ОСАГО. Так, к примеру, страховыми случаями не являются ситуации, когда:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Ущерб был причинен транспортным средством, не указанным в страховом полисе ОСАГО. В этом случае водителю авто придется оплачивать весь причиненный вред (как на лечение, так и на восстановление авто) из своего кармана.
  2. Потерпевшему был причинен моральный ущерб. В соответствии с нормами Федерального закона об ОСАГО, страховщик не должен компенсировать моральный вред, причиненный в результате ДТП. Если пострадавший хочет получить возмещение, он может обратиться с исковым заявлением к виновнику автомобильной аварии и взыскать эти денежные средства с него.
  3. Есть упущенная выгода. По страховому законодательству, упущенная выгода также никак не возмещается страховыми компаниями. Однако эту компенсацию автомобилист также может потребовать у виновника ДТП через суд, при условии, что у него есть возможность ее доказать.
  4. Если вред был причинен во время учебной езды или на испытаниях. В подобных ситуациях есть высокий коэффициент риска, поэтому страховать его нужно по дополнительным программам, а не по обычному ОСАГО.
  5. Если был причинен экологический вред. По закону, ущерб, причиненный окружающей среде, не может быть компенсирован в рамках страхования по программе ОСАГО.
  6. Был причинен ущерб перевозимым грузом. По закону, для таких случаев есть особые формы страхования, договора на которые заключаются в зависимости от того, какой именно уровень опасности имеет перевозимый груз.
  7. Вред был причинен здоровью или жизни официального персонала во время выполнения ими своих должностных обязанностей (рабочее время). В этом случае все расходы должны быть оплачены работодателем. При наличии у таких работников страховки, компенсация производится в рамках медицинского или социального страхования.
  8. Если работодателю получил убытки, в результате того, что его работнику был причинен вред. В соответствии с нормами законодательства, такой ущерб также должен возмещаться по другим программам страхования, а не по ОСАГО.
  9. Если ущерб грузу или транспортному средству был причинен водителем этого автомобиля. По страховому законодательству, виновником и пострадавшим не может быть один и тот же человек.
  10. Если материальный ущерб был получен при выполнении погрузочных или разгрузочных работ, так как это не относится к страхованию ОСАГО.
  11. Если ущерб был причинен предметам высокой или нематериальной ценности. В соответствии с нормами российского страхового право, страхование ОСАГО не предусматривает выплату возмещение в тех случаях, когда вред причиняется движимым или недвижимым предметам высокой ценности (ценные бумаги, предметы искусства, денежные знаки).
  12. Если полученный в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб превышает лимит, установленный в страховом договоре. По правилам ОСАГО, все расходы по возмещению вреда и ущерба свыше лимита по страховке выплачиваются виновником ДТП.
    Однако такие лимиты могут быть увеличены путем заключения полиса дополнительного полиса ДСАГО.
  13. Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред жизни или здоровью пассажиров транспортного средства, при условии, что автомобиль официально используется для перевозки пассажиров. Для таких случаев предусмотрены специальные программы страхования.

Полезные советы автомобилисту

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, в случае угона транспортного средства, страховое возмещение по программе ОСАГО не выплачиваться. Застраховать автомобиль от этого можно только путем оформления полиса КАСКО, причем в договоре обязательно должно быть указано, что данная ситуация попадает под категорию страхового случая.

В случаях с крупными страховыми компаниями, с которыми собирается бороться страхователь, необходимо внимательно отнестись к сбору всех документов для судебного разбирательства. Такие компании как Росгосстрах и Ингосстрах имеют в своем штате отдельную команду юристов, которые представляют интересы страховщика в суде. Зачастую, выиграть у них дело не представляется возможным из-за постоянных ходатайств о перепроверках полученных от истца данных. В результате, дело может быть заторможено или вовсе проиграно.

Стоит помнить о том, что истечение срока действия диагностической карты также может стать причиной для отказа страховщика выполнять свои обязательства по страховому договору. В частности, отсутствие этого документа на автомобиль, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки, гарантированно приведет к тому, что страховая компания не сочтет дорожно-транспортное происшествие страховым случаем.

Если страховая компания пол каким-либо причинам отказывает страхователю в выплате страховки, ссылаясь на то, что произошедшее – не страховой случай, автомобилист может попробовать доказать обратное. Прежде всего, собственник транспортного средства должен подать досудебную претензию руководству страховой компании с требованием еще раз рассмотреть ситуацию. Важно, чтобы к претензии были приложены доказательства того, что ДТП действительно было страховым случаем.

Смотрите так же:  Как в 1с 82 провести взаимозачет с покупателем

Если в течение 10 дней собственнику так и не приходит ответ или он получает отказ в удовлетворении жалобы, автовладелец может обратиться с исковым заявлением в суд для того, чтобы отстаивать свою точку зрения. К иску обязательно должны быть приложены доказательства и копия претензии с отметкой о получении сотрудником страховой компании (при отправке письма заказным письмом – уведомление с отметкой о вручении адресату).

Нестраховой случай

КАСКО и ОСАГО в России — самые убыточные из всех видов страхования: около двух третей от всех выплат приходится именно на них

При этом до 70% страховых случаев связано с ДТП, а примерно 30% — с противоправными действиями третьих лиц (угонами, хищениями, порчей автомобилей и кражами из них). При таком широком перечне страховых случаев существуют ситуации, при которых страховые компании отказывают в выплате.

На прошедшем в Петербурге «круглом столе» «Нестраховые случаи по КАСКО и ОСАГО: необоснованные требования выплат» автостраховщики, аварийные комиссары и представители водительского сообщества обсудили несколько распространенных ситуаций, обычно вызывающих споры между сторонами.

«С намеренным и профессиональным мошенничеством сложно бороться, его сложно выявить», — признал заместитель руководителя департамента экспертизы и оценки ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин.

При этом, по его словам, аварийные комиссары чаще всего сталкиваются с фактами «любительского мошенничества», когда человек пытается приписать «свежим» страховым событиям ранее случившиеся повреждения или повреждения, не соответствующие действительности.

Например, страхователь заявляет о противоправных действиях третьих лиц, пока машина находилась без присмотра, однако прибывший на место происшествия комиссар по определенным признакам делает вывод о том, что имел место наезд на препятствие в процессе неаккуратной парковки.

«Такие случаи наши комиссары достаточно хорошо выявляют», — предупредил Дружинин.

О важности процедур

Интересы водителей бросился защищать председатель Петербургского регионального отделения МОД «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов: «Полагаю некорректным считать это мошенничеством. Что, скорее всего, произошло? Человек попал в ДТП, и, понимая, что в 3 часа ночи на трассе он будет очень долго ждать ГАИ (или ему надо быстро уехать по делу), он откладывает разборку со страховой компанией. Непонятно, почему страховщикам так нужно выяснить, в каком именно месте произошло ДТП — во дворе или на дороге? Итог абсолютно одинаков — по КАСКО страховщик заплатит. Но для СК важен другой момент — возможность получить суброгацию с компании виновника. А детальное выяснение обстоятельств в данной ситуации — это попытка СК просто минимизировать свои затраты и затянуть выплату».

С таким заявлением категорически не согласились страховщики. Так, директор Санкт-Петербургского филиала СК «РК-гарант» Евгений Константинов предупредил о том, что без вызова на место ДТП представителя ГИБДД никто не сможет дать гарантию, что наезд на дерево был совершен в трезвом виде (а ДТП, совершенные в пьяном виде, обычно — нестраховой случай). Однако А. Дружинин напомнил: «Вполне может быть так, что человек, попавший в ДТП, уже получил деньги с виновника».

Третье лицо в споре необходимо

Точку в споре поставил преподаватель отделения страхового права Санкт-Петербургского института управления и права Сергей Краснов, который напомнил, что любые выплаты, производимые страховщиками, фиксируются государственными налоговыми органами. И в том случае, если они оказываются необоснованными, к страховщику могут быть применены санкции: размер выплаты будет отнесен не на себестоимость, а вычтен из прибыли.

«Потому страховщики обязаны действовать строго в рамках закона, — разъяснил С. Краснов. — Нужно четко толковать такие действия как умышленное введение в заблуждение и как мошенничество. Торопишься — это твои проблемы, для правосудия эти факты значения не имеют. Для того чтобы урегулировать отношения со страховой компанией, нужно соблюдать определенный формат».

Алексей Дружинин в любом случае советует и страховщикам, и автолюбителям обращаться к услугам аварийных комиссаров, которые более детально, чем служба ГИБДД, подходят к фиксации ДТП: «Аварийный комиссар пытается не просто установить чью-либо вину в том или ином происшествии, но и объективно оценить сумму и место ущерба, понять правдоподобность излагаемых событий, ознакомиться детально с документами».

Справки из компетентных органов стандартны, но их количество может меняться.

Если страхователь попал в ДТП и хочет беспроблемно и оперативно получить выплаты, эксперты советуют ему предоставить следующие документы из правоохранительных органов:

— справку об участии в ДТП,

— справку по форме 748 (это номер приказа МВД РФ, утвердившего ее форму),

— постановление по делу об административном правонарушении.

«Если ущерб произошел в результате противоправных действий третьих лиц или по другим причинам, не связанным с ДТП, то необходимо показать страховщику талон — уведомление из милиции и соответствующее постановление или определение из милиции», — добавила специалист отдела перестрахования СК «Капитал полис страхование» Екатерина Ульрих.

В зависимости от конкретной ситуации количество документов, которые потребует страховщик от клиента, может увеличиться. «Это может произойти в случае, когда за рулем находился не собственник автомобиля, а другой человек, — предупредил директор СПб филиала СК «РК-Гарант» Евгений Константинов. — Тогда в качестве дополнительного документа потребуется доверенность на управление этой машиной».

Юрий Берхман, директор по развитию имущественных видов страхования СК «АСК-Петербург»:

— Определения того, какой случай является страховым, а какой — нестраховым, должны быть так сформулированы в договоре страхования, чтобы их разное толкование было исключено. Я противник формулировок типа: «В случае если. страховщик имеет право уменьшить или отказать. «.

Страховой случай — платим. Нестраховой — отказ. Четко и без обид.

Относительно примеров «спорных» случаев. В ОСАГО это случаи самопроизвольного движения ТС, случаи повреждения другого ТС при открывании пассажирской двери на стоянке. Вопрос: является ли это эксплуатацией ТС?

В КАСКО возможны пограничные по суммам случаи, когда в договоре страхования есть опции типа: «Если величина ущерба не превосходит $500. «, то есть функция оценки ущерба переложена на клиента. Лучше если бы на клиента таких обязанностей не возлагалось.

Валентин Смышляев, директор филиала «Первой страховой компании в Санкт-Петербурге:

— В законодательстве РФ угон и хищение — абсолютно разные вещи. Угон — это неправомерное завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Хищение — это корыстное, противоправное изъятие чужого имущества и/или его обращение в пользу виновного или иных лиц. При этом, в отличие от угона, цель — изъять имущество из владения собственника навсегда.

Путаница в этих терминах возникла в связи с тем, что некоторые страховщики изначально под «хищением» и «угоном» понимали совокупность имущественных рисков. Если страховая компания, говоря «угон», имеет в виду «хищение», то опасаться нечего — клиент получит выплату. Если же в договоре определения угона не дается — значит оно будет взято из действующего законодательства и будет трактоваться, как описано выше, а это затруднит либо сделает невозможным выплату страхового возмещения.

Страховая Правда

Повреждения автомобиля можно получить при любых обстоятельствах: при ДТП, при неизвестных обстоятельствах, когда машина стояла во дворе, на стоянке при открытии двери в соседнем автомобиле, при ураганах, когда падают рекламные щиты и т.п.

Однако многие автолюбители до сих пор не знают, в каких случаях они могут получить выплату по ОСАГО, а какие обстоятельства не будут относиться к страховым случаям.

Для начала обратимся к Закону об ОСАГО, который дает понятие страховой случай. Чтобы событие (повреждение автомобиля) было признано страховым случаем, должны быть соблюдены обязательные условия.

1. Должна наступить гражданская ответственность застрахованного владельца ТС.

Если вы единственный участник ДТП (например, въехали в дерево), то естественно это событие не является страховым случаем по ОСАГО. Участников ДТП должно быть как минимум два. И гражданская ответственность наступает у виновника, а невиновный считается потерпевшим, который имеет право получить страховое возмещение.

Если машина повреждена на стоянке при неясных обстоятельствах или, окажется, что кто-то гвоздиком по двери провел, то это также не является страховым случаем по ОСАГО, так как виновник либо не установлен, либо это не владелец ТС.

А вот если окажется, что ваш стоящий автомобиль поврежден при использовании другого автомобиля, и он известен, то такое событие относится к страховому случаю.
Таким образом, вред должен быть причинен другим ТС, владелец которого признан виновным в причинении ущерба. Так что если упал рекламный щит, то это естественно не страховой случай по ОСАГО. Для таких событий существует КАСКО.

2. Вред автомобилю должен быть причинен при использовании ТС виновника. Использованием ТС признается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

Если на стоянке ущерб вашему автомобилю причинен стоящим ТС (например, причинитель вреда открыл дверь своего автомобиля и повредил дверь вашего), то это не будет являться страховым случаем по ОСАГО.
Таким образом, ТС виновника должно двигаться.
Условия, указанные выше, вытекают из основных понятий Закона об ОСАГО, перечисленных в 1 статье.

Между тем есть случаи, которые соответствуют условиям, но из страхового покрытия исключены.

Не страховые случаи по ОСАГО

Закон содержит исключения из страхового покрытия, которые перечислены в статье 6

1) Если вред причинен одним ТС, а полис оформлен на другое ТС. Страховка распространяется только на то ТС, которое указано в полисе.

2) Не возмещается моральный вред или упущенная выгода

3) Если ущерб причинен при соревнованиях, испытаниях, учебной езде в специально отведенных местах.

4) Загрязнение окружающей среды.

5) Если вред причинен грузом, а ответственность грузоперевозчика должна быть застрахована.

6) Не возмещается вред жизни или здоровью работников при исполнении трудовых обязанностей, если это вред возмещается по другому виду страхования;

7) Не подлежат возмещению убытки работодателя, которые он понес в связи с возмещением вреда работнику.

8) Не возмещается вред, причиненный автомобилю виновника ДТП.

Смотрите так же:  Windows 7 professional 32 bit лицензия

9) Если ущерб причинен при погрузке и разгрузке.

10) Не подлежит возмещению повреждение или уничтожение ценностей, в том числе культурных (зданий, сооружений, произведений искусства и т.п.)

Итак, если повреждение вашего автомобиля произошло в результате исключений из страхового покрытия или за повреждения не отвечает владелец другого ТС, либо оно не находилось в движении, то выплату по ОСАГО от страховщика вы не получите, так как такие события не буду являться страховыми случаями.

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми. В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

    Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует — если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом — будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля. Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

Другие публикации:

  • Образец искового заявления о расторжении брака и раздела имущества Образец искового заявления о расторжении брака и раздела имущества Образец искового заявления о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества мировому судье. От брака стороны имеют несовершеннолетнего ребенка. Спор о месте проживания ребенка после […]
  • Требования к люлькам площадкам 2.2.1. Требования к люлькам (площадкам) 2.2.1.1. Высота от поверхности земли или с посадочной площадки до входа в люльку и на поворотную платформу подъемника должна быть не более 400 мм; при этом пол люльки и ступени не должны быть скользкими. 2.2.1.2. […]
  • Пример задачи налог на имущество Пример решения задач Необходимо рассчитать налог на имущество за год. Найдем числитель: (300 - 50) + (300 - 50) + (300 - 50) + (400 - 60) + (400 - 60) + (400 - 60) + (500 - 70) + (500 - 70) + (500 - 70) + (600 - 80) + (600 - 80) + (600 - 80) + (700 - 90) = […]
  • Независимая экспертиза эксперт-техник Независимая экспертиза эксперт-техник Независимая оценка ущерба автомобилю при ДТП Наша компания, специализируется на оказании правовой помощи при возмещении ущерба причиненного ДТП. Опытные автоюристы помогут получить объективную оценку причиненного ущерба, […]
  • Возврат подоходного налога при операции на глаза Частичный возврат денег за операцию Согласно Налоговому кодексу РФ, трудоустроенный гражданин, который платит подоходный налог 13%, имеет право на социальный вычет, адекватный уплаченной за лечение сумме. Благодаря этому Вы можете вернуть часть денег, […]
  • Купля продажа домов в донецке Продажа частных домов в Донецке Абрикосовая ул., 111, Калининский р-н По курсу НБУ - 5 418 000 грн / 19 920 грн/м² Дом расположен на Калинкина 2.Построен со шлакоблока с наружи утеплен пенобетоном и обложен фаготом внутри утеплен минватой.Дом в трех уровня […]

Вам также может понравиться