Налог на покупку иностранных денежных знаков

Налог на покупку иностранных денежных знаков. (В. Пчелинцев, «Финансовая газета», N 33, август 1998 г.)

Налог на покупку иностранных денежных знаков

В «Российской газете» 30 июля 1998 г. опубликован Федеральный закон от 16.07.98 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» (далее по тексту — Закон N 98-ФЗ). Согласно ст. 2 он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Законом N 98-ФЗ ставка налога увеличена с 0,5 до 1% от налогооблагаемой базы, изменена налогооблагаемая база, с которой взимается налог, а также конкретизирована ответственность кредитных организаций — в случаях неперечисления или несвоевременного перечисления сумм соответствующего налога в бюджеты они несут ответственность в соответствии со ст. 13 и 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Применение абз. 4 ст. 2 Федерального закона «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» в редакции Закона N 98-ФЗ вызывает вопросы. Так, согласно новой редакции абз. 4 ст. 2 упомянутого закона налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов. Из содержания Закона следует, что в случае, когда на валютный счет физического лица поступают денежные средства в валюте Российской Федерации и конвертируются в иностранную валюту, то только при их выплате в виде наличной иностранной валюты следует удерживать налог, предусмотренный упомянутым Законом. Согласно абз. 4 ст. 2 Закона налогооблагаемой базой является сумма в рублях, поступившая с рублевого счета на валютный, поскольку на валютный счет физического лица могут зачисляться средства как в иностранной валюте, так и прошедшие конвертацию с рублевых счетов, то с вступлением в силу Закона N 98-ФЗ кредитным организациям следует вести раздельный учет этих средств.

Ни Закон N 98-ФЗ, ни инструкция Госналогслужбы России от 7.08.97 г. N 45 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» не содержит указаний о том, какие наличные валютные средства должны выдаваться в первоочередном порядке при снятии физическим лицом наличных денежных средств со счета — конвертируемые из валюты Российской Федерации в иностранную валюту или поступившие на валютный счет физического лица в иностранной валюте. Поэтому следует предположить, что кредитные организации вынуждены будут сами установить эту очередность выдачи валюты, и, по всей видимости, эта очередность будет отражать интересы как этих организаций, так и их клиентов.

Не вызывает сомнений, что внесение изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» направлено на увеличение сбора и поступлений налогов в соответствующие бюджеты. Учитывая, что п. 3 ст. 1 Закона N 98-ФЗ конкретизирует ответственность кредитных организаций за нарушение налогового законодательства, с большой долей вероятности можно предположить, что при проведении проверок налоговыми органами по своевременности и правильности удержания налогов неудержание налога при выдаче наличной валюты физическому лицу при наличии на его счете одновременно валютных средств, поступивших как с валютных счетов, внесенных наличной иностранной валютой и полученных в результате конвертации средств, поступивших с рублевых счетов, будет расценено как нарушение налогового законодательства с соответствующими последствиями.

Наиболее оптимальным способом исправления сложившейся ситуации было бы внесение изменения в абз. 4 ст. 2 упомянутого Закона, предусматривающего удержание налога при конвертации поступившей валюты Российской Федерации на валютный счет физического лица.

В. Пчелинцев, юрист

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики управления»

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

12.3. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, взимается на основании Закона РФ от 21 июля 1997 г. № 120-ФЗ «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте». Этот Закон не входит в качестве отдельной главы в Налоговый кодекс РФ, поэтому не является законодательным актом прямого действия. Порядок исчисления и уплаты платы налога регламентируется инструкцией ГНС от 7 августа 1997 г. № 45 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте».

Смотрите так же:  Отчетность предприятия за 3 года пример

Налогоплательщиками — являются организации и физические лица, совершающие операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. В их число не входят бюджетные организации (при стопроцентном бюджетном финансировании их деятельности) и Банк России.

Объектом налогообложения являются операции по покупке за рубли иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Не считаются операциями при покупке наличной иностранной валюты расчеты в иностранной валюте владельцев пластиковых карт с рублевых карточных счетов (за исключением случаев покупки валюты) и покрытие ими рублевых перечислений за счет средств в иностранной валюте.

Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:

покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;

покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;

выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;

покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;

выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов;

возврат банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях и начисленных по ним процентов при погашении их в валюте.

Не облагаются данным налогом операции по покупке иностранной валюты кредитными организациями у ЦБ РФ и других кредитных организаций.

Ставка налога установлена в размере 1%.

Удержание налога производится кредитными организациями в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты. Суммы налога перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территории которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога.

Налоговые поступления распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соотношении 60: 40.

3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в Россий­ской Федерации впервые Федеральным законом от 21 июля 1997 г.* и отнесен к платежам федерального уровня.

Объектом налогообложения по данному платежу являются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, или, как опреде­лено в Законе, операции по покупке наличной иностранной ва­люты.

*‘ СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3592; 1998. № 29. Ст. 3396.

Налогооблагаемой базой определена сумма в рублях, уплачи­ваемая при совершении следующих операций:

• покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;

• покупке платежных документов в иностранной валюте за на­личные рубли;

• выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;

• покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефек­тов;

• выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.

Плательщики налога. К ним относятся физические лица, ор­ганизации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие указанные выше операции. Однако не являются плательщиками данного налога организации, деятель­ность которых полностью финансируется из бюджетов (всех уров­ней). Его не уплачивает также Центральный банк Российской Фе­дерации. Не облагаются налогом и операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями как у Централь­ного банка РФ, так и у других кредитных организаций.

Ставка налога первоначально была установлена в размере 0,5% налогооблагаемой базы. Впоследствии Федеральным зако­ном от 16 июля 1998 г. она была повышена до 1%.*

*‘ См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра­женных в иностранной валюте» // СЗ РФ. 1998. 29. Ст. 3396.

Порядок удержания налога. Налог удерживается теми кредит­ными организациями, которые производят операции с иностран­ной валютой, в момент получения иностранной валюты платель­щиком налога. Суммы налога должны быть перечислены в бюджет не позднее дня, следующего за днем удержания налога.

Хотя данный налог является федеральным, суммы его поступ­лений распределяются между бюджетами всех уровней. Закон установил распределение их между федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Федерации в следующем соотношении: 60% и 40% соответственно. При этом законодательные (представитель­ные) органы государственной власти субъектов РФ вправе прини­мать законы о передаче местным бюджетам всей суммы или части суммы от налога, поступающей в бюджеты субъектов Федерации.

НАЛОГ НА ПОКУПКУ ИНОСТРАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Плательщиками большей части налог являются одновременно организации и физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица, такими же общими для них налогами являются и другие — налог на покупку иностранной валюты, на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Общее значение для юридических и физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, является упрощенная система их налогообложения. На более широкий круг налогоплательщиков, особенно организаций, распространяются нормы права о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите. В связи с этим отмеченные вопросы также рассматриваются в данной главе.

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в Российской Федерации впервые Федеральным законом от 21 июля 1997г. и отнесен к платежам федерального уровня.

Объектом налогообложения по данному платежу являются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, или, как определено в Законе, операции по покупке наличной иностранной валюты.

Смотрите так же:  Требования к оформления устава

Налогооблагаемой базой определена сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:

ü покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;

ü покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;

ü выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;

ü покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;

ü выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.

Плательщики налога. К ним относятся физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие указанные выше операции. Однако не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов (всех уровней). Его не уплачивает также Центральный банк Российской Федерации. Не облагаются налогом и операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями как у Центрального банка РФ, так и у других кредитных организаций.

Ставка налога первоначально была установлена в размере 0,5% налогооблагаемой базы. Впоследствии Федеральным законом от 16 июля 1998г. она была повышена до 1%.

Порядок удержания налога. Налог удерживается теми кредитными организациями, которые производят операции с иностранной валютой, в момент получения иностранной валюты плательщиком налога. Суммы налога должны быть перечислены в бюджет не позднее дня, следующего за днем удержания налога.

Хотя данный налог является федеральным, суммы его поступлений распределяются между бюджетами всех уровней. Закон установил распределение их между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в следующем соотношении: 60% и 40% соответственно. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы о передаче местным бюджетам всей суммы или части суммы от налога, поступающей в бюджеты субъектов Федерации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Инструкция Госналогслужбы России от 07.08.97 № 45

О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

(Зарегистрирована в Минюсте России 25.08.97 № 1378)

Настоящая Инструкция издана на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 120-ФЗ “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, с учетом изменений и дополнений, и Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”, с учетом изменений и дополнений.

I. Общие положения

1. В соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Инструкцией, облагаются налогом операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (далее — наличная иностранная валюта).

2. Для целей применения настоящей Инструкции к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие аналогичные документы, выраженные в иностранной валюте.

II. Объект налогообложения и порядок исчисления налога

1. Объектом обложения налогом являются операции по покупке за рубли иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

2. Не являются операциями по покупке наличной иностранной валюты:

расчеты в иностранной валюте, осуществляемые владельцем пластиковых карт с рублевых карточных счетов (вклады на которые осуществляются в рублях), за исключением получения наличной иностранной валюты;

покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностранной валюте со счетов владельцев пластиковых карт при осуществлении этими владельцами платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов (вклады на которые осуществляются в иностранной валюте).

3. Налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты, включая суммы, списываемые с рублевых карточных счетов владельцев пластиковых карт в возмещение сумм иностранных денежных знаков, полученных этими владельцами.

В налогооблагаемую базу включаются также суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

4. Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов.

Данным налогом не облагаются также операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Центрального банка Российской Федерации, а также у других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

III. Плательщики налога

Плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются:

— граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

— юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— иностранные физические и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;

— филиалы, представительства российских и иностранных юридических лиц.

Не являются плательщиками данного налога организации, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также Банк России.

IV. Ставка налога

Ставка налога устанавливается в размере 0,5 процента от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с разделом II настоящей Инструкции.

Смотрите так же:  Требования к овп

V. Порядок уплаты налога в бюджет

1. Удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с иностранными денежными знаками и платежными документами, выраженными в иностранной валюте, с поступивших от физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) денежных средств в рублях в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты.

В аналогичном порядке уплачивает налог кредитная организация при покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с выплаченных сумм продавцу по указанным операциям в рублевом эквиваленте (в валюте Российской Федерации).

2. Суммы налога перечисляются указанными кредитными организациями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае, если операционный день приходится на выходной или праздничный день, операционным днем следует считать рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

При неперечислении или несвоевременном перечислении сумм соответствующего налога в бюджеты указанные кредитные организации несут ответственность в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3. Кредитные организации, исчисляющие налог по операциям покупки наличной иностранной валюты (удерживающие налог), представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме согласно приложению к настоящей Инструкции о суммах удержанного и перечисленного налога в составе квартальной отчетности. Второй экземпляр справки остается в кредитной организации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.

Первый заместитель руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации,
Главный государственный советник
налоговой службы

Заместитель министра финансов
Российской Федерации

Приложение № 1
к инструкции Госналогслужбы России
от 07.08.97 № 45

В Государственную налоговуюинспекцию по ________________________

Налог на покупку иностранных денежных знаков

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, введен в Российской Федерации впервые Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте»1 и отнесен к платежам федерального уровня. С 1 июля 2003 г. названный налог прекращает действовать.
Объектом налогообложения по данному платежу являются операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, или, как определено в Законе, операции по покупке наличной иностранной валюты.

Другие публикации:

  • Приказ минздравсоцразвития рф no 1013-н ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" Зарегистрировано в […]
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г n 5-фз Федеральный закон «О ветеранах» РФ 2019 года (N 5-ФЗ (редакция 2018-2019)) Федеральный закон «О ветеранах» - N 5-ФЗ - утверждает такие категории ветеранов, как ветераны боевых действий на территории СССР, ветераны ВОВ, ветераны труда, ветераны боевых […]
  • Приказ минобрнауки россии от 26122019 г 1400 Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ […]
  • Федеральный договор о разграничении предметов ведения Федеральный договор о разграничении предметов ведения Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы Б.Н.Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ […]
  • Приказ мвд 2012 403 Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию” В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса […]
  • Приказ 103 от 12032019 приложения Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание […]

Вам также может понравиться